Деятельность органов внутренних дел по пресечению и предупреждению правонарушений в сфере потребительского рынка

Административнаядеятельность ОВД
Вариант 8.
Тема:
«Деятельность органоввнутренних дел по пресечению и предупреждению правонарушений в сферепотребительского рынка»

Содержание
Введение
Глава 1. Обзор и анализдеятельности нормативно правовых актов в сфере предупреждения и пресеченияправонарушений в сфере потребительского рынка
Глава 2. Государственныйконтроль за торговыми предприятиями, хозяйственной и финансовой деятельностью(система государственного регулирования)
Глава 3. Роль ОВД вборьбе с правонарушениями в хозяйственной и финансовой деятельности
Глава 4. Деятельностьспециальных подразделений МОБ по борьбе с правонарушениями в сфере торговыхпредприятий, финансовой и хозяйственной деятельности
Глава 5. Ответственностьза нарушения в сфере потребительского рынка (пути решения)
Заключение
Список литературы

Введение
 
В настоящеевремя экономика Российской Федерации направлена на развитие рыночных отношенийи различных форм предпринимательства, поддержание конкуренции товаров и услуг,ограничение монополистической деятельности. Правовое регулированиепредпринимательской деятельности основывается на соблюдении значительногоколичества норм гражданского, финансового, предпринимательского иадминистративного права, закрепленных в различных нормативных правовых актах нафедеральном уровне и уровне субъектов РФ. Конституция Российской Федерацииюридически гарантирует каждому право на свободное использование своих способностейи имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономическойдеятельности. Также в законе говориться о обязанностях, которые граждане РФ,занимающиеся предпринимательской деятельностью должны соблюдать.
В настоящеевремя стоит проблема не соблюдения этих обязанностей гражданами, занимающимисяпредпринимательством.
Цель даннойработы – отобразить деятельность органов внутренних дел по пресечению и предупреждениюпреступлений, связанных с хозяйственной и финансовой деятельностью.

Глава 1. Обзор и анализдеятельности нормативно правовых актов в сфере предупреждения и пресеченияправонарушений в сфере потребительского рынка
Административно-правовуюоснову регулирования экономических отношений составляют: Конституция РФ, другиезаконы и подзаконные акты.
К основнымнормативно-правовым актам, которые регулируют пресечение и предупреждениеправонарушений в сфере финансово-хозяйственной деятельности в РоссийскойФедерации относятся Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовныйкодекс, Гражданский кодекс, Финансовый кодекс и многие другие подзаконные акты.
Подразделениямилиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сферепотребительского рынка и исполнению административного законодательстваосуществляют производство по делам об административных правонарушениях вобласти финансов, налогов и сборов, отнесенных к подведомственности ОВД, изчисла тех, которые ранее рассматривались органами налоговой полиции. К таковымотносятся дела по правонарушениям, предусмотренным ст. 14.5 Кодекса РоссийскойФедерации об административных правонарушениях (продажа товаров, выполнениеработ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо безприменения контрольно-кассовых машин), 15.1 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях (нарушение порядка работы с денежнойналичностью и порядка ведения кассовых операций), 15.2 Кодекса РоссийскойФедерации об административных правонарушениях (невыполнение обязанностей поконтролю за соблюдением правил ведения кассовых операций) Кодекса РоссийскойФедерации об административных правонарушениях.
Кроме того, ккомпетенции милиции общественной безопасности отнесено проведение дознания поделам о преступлениях, связанных с нарушением законодательства о налогах исборах, производство предварительного следствия по которым не обязательно,например предусмотренных ст. 171.1 (производство, приобретение, хранение,перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции) и 327.1 (изготовление,сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаковсоответствия либо их использование) УК РФ.
Также, />в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАПРФ должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлятьпротоколы об административных правонарушениях за совершение правонарушений впяти областях предпринимательской деятельности:
нарушение общих правил итребований к осуществлению предпринимательской деятельности (ст. 14.1, 14.3,14.5, 14.10, 14.26 КоАП РФ): осуществление предпринимательской деятельности безгосударственной регистрации или без специального разрешения (лицензии);нарушение законодательства о рекламе; продажа товаров, выполнение работ либооказание услуг при отсутствии установленной информации либо без примененияконтрольно-кассовых машин; незаконное использование товарного знака Нарушениеправил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения.
Нарушение прав потребителейпри продаже товаров и оказании услуг (ст. 14.2, 14.4, 14.7, 14.15 КоАП РФ):незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещенаили ограничена; продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услугненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил; обман потребителей;нарушение правил продажи отдельных видов товаров.
Нарушения, связанные сбанкротством (ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ): фиктивное или преднамеренноебанкротство; неправомерные действия при банкротстве.
Нарушения в кредитной сфере (ст.14.11, 14.14 КоАП РФ): незаконное получение кредита Воспрепятствованиедолжностными лицами кредитной организации осуществлению функций временнойадминистрации.
Нарушение правилпроизводства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции(ст. 14.16, 14.17, 14.18 КоАП РФ): нарушение правил продажи этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей продукции; незаконные производство, поставка илизакупка этилового спирта Использование этилового спирта, произведенного изнепищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовленияалкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
Такжедолжностные лица органов внутренних дел (милиции) составляют протоколы обадминистративных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности,которые посягают на несколько объектов и не включены законодателем в главу 14КоАП РФ (например, предусмотренные ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ — реализация и прокатконтрафактных аудио- и видеопроизведений, ст. 6.14 КоАП РФ — производство либооборот алкогольной продукции, не соответствующей требованиям ГОСТов, санитарнымправилам и гигиеническим нормативам и др.).
Глава 2. Государственный контрольза торговыми предприятиями, хозяйственной и финансовой деятельностью (системагосударственного регулирования)
Государственныйконтроль в сфере предпринимательской деятельности — это проведение проверкиуполномоченными должностными лицами и государственными органами соблюденияюридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении ихдеятельность обязательных требований к товарам (работам, услугам),установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ниминормативными правовыми актами.
Контроль заосуществлением предпринимательской деятельности проводится уполномоченнымидолжностными лицами и государственными органами для достижения двух целей —обеспечения защиты прав потребителей (при пресечении продажи товаровненадлежащего качества, выявлении фактов обмана потребителей, предоставлениинедостоверной информации о предлагаемом товаре или услуге и др.) и защитыэкономических интересов государства (при установлении невыплат лицензионных ииных сборов, уклонении от сертификации, маркировки товаров, неправомерныхдействиях при банкротстве и др.).
Законодательствомфункции контроля в сфере предпринимательской деятельности возложены назначительный круг государственных органов. К ним относятся: органы внутреннихдел (милиция), органы Федеральной налоговой службы Министерства финансовРоссийской Федерации, органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты правпотребителей и благополучия человека, органы Федеральной службы по надзору всфере здравоохранения и социального развития и др.
Различныефедеральные органы исполнительной власти в соответствии со своей компетенциейосуществляют контроль за различными объектами предпринимательской деятельности(алкогольной продукцией, драгоценными металлами, табачными изделиями, пищевымипродуктами, промышленными товарами и т. д.). Структура федеральных органовисполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации от 20мая 2004 г. № 649.
Основнойформой проведения контроля уполномоченными органами является осуществлениемероприятий по проверке деятельности объектов предпринимательской деятельности.Порядок его проведения, права и обязанности должностных лиц, контролирующихорганов и субъектов контроля закреплены в Федеральном законе «О защите правюридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведениигосударственного контроля (надзора)»[1]от 8 августа 2001 г. №134. Рекомендации по его применению содержатся в ведомственныхнормативных актах3.
ДанныйФедеральный закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроляфедеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной властисубъектов Российской Федерации, подведомственными им государственнымиучреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля всоответствии с действующим законодательством.
Всоответствии с п. 3 ст. 1 вышеназванного федерального закона его положения неприменяются к ряду отношений, в том числе связанных с проведением налогового,валютного, бюджетного, лицензионного контроля, а также оперативно-розыскныхмероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия,государственного метрологического контроля (надзора), контроля в областиобеспечения безопасности движения, экологической безопасности,санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте иобеспечения защиты государственной тайны.
Мероприятиепо контролю проводится на основании распоряжения органа государственногоконтроля.
Федеральнымзаконом от 8 декабря 2003 г. № 161 -ФЗ «О приведении Уголовно-процессуальногокодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие сФедеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодексРоссийской Федерации»внесены существенные изменения в п. 25 ст. 11Закона РФ «О милиции», касающиеся правомочий сотрудников милиции по проверкепредпринимательской и торговой деятельности. Сотрудникам милиции предоставленоправо проверять данные о влекущем уголовную или административнуюответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую,хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, только помотивированному постановлениюначальника органа внутренних дел (органамилиции) или его заместителя; в присутствии двух понятых, а также представителяюридического лица, индивидуального предпринимателя либо его представителя,которым вручаются копия указанного постановления, а также копии протоколов иописей, составленных в результате указанных действий, а при отсутствииуказанных лиц — с участием представителей органов исполнительной власти илиорганов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых ииных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;производить досмотр транспортных средств в присутствии двух понятых и лица, вовладении которого находится транспортное средство, а в случаях, не терпящихотлагательства, — в отсутствие указанного лица; изучать документы организаций играждан на материальные ценности, на денежные средства, временно изымать данныедокументы с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документовдля установления их подлинности либо при наличии оснований полагать, что этидокументы могут быть уничтожены, сокрыты, заменены или изменены на срок неболее семи суток, а в случае, если изъятие таких документов приведет кприостановлению деятельности организации, — на срок не более 48 часов;требовать обязательного проведения проверок и ревизий производственной ифинансово-хозяйственной деятельности, а также проводить их в пределах сроков,установленных уголовно-процессуальным законодательством и законодательством обадминистративных правонарушениях для проверки сведений о совершенном либоготовящемся преступлении или совершенном административном правонарушении;изымать с обязательным составлением протокола образцы сырья и продукции;опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег итоварно-материальных ценностей на время проведения проверок, ревизийпроизводственной и финансово-хозяйственной деятельности или инвентаризацииматериальных ценностей, но не более чем на семь суток, а в случае, если этидействия приведут к приостановлению деятельности организации, — на срок неболее 48 часов.
Кроме того,следует обратить внимание, что в рамках реформирования правоохранительнойсистемы страны и реализации государственной политики в области выявления,предупреждения и пресечения налоговых преступлений и административныхправонарушений в соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации«Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации»от 11 марта 2003 г. № 306 Федеральная служба налоговой полиции РФ с 1 июля 2003г. упразднена, а вместо этого органа исполнительной власти в структуре МВДРоссии образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям(ФСЭНП МВД России), в настоящее время — Департамент экономической безопасности[2].
Рассмотримдалее, какова система аппаратов милиции общественной безопасности по борьбе справонарушениями в области предпринимательской деятельности. Так, вДепартаменте охраны общественного порядка МВД России создан отдел поорганизации борьбы с правонарушениями в сфере потребительского рынка иисполнению административного законодательства, в управлениях обеспеченияобщественного порядка МВД, ГУВД, УВД, УВДТ — отделы (отделения) по организацииборьбы в сфере потребительского рынка и исполнению административногозаконодательства, в горрайлинорганах внутренних дел — отделы (отделения,группы), а также межрайонные отделы (отделения) по борьбе с правонарушениями всфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства иутверждены примерные положения о них[3].Основными задачами отделов (отделений, групп) по борьбе с правонарушениями всфере потребительского рынка и исполнению административного законодательствагорраиорганов внутренних дел являются:
I) борьба справонарушениями в сфере потребительского рынка товаров и услуг;
2) исполнениеадминистративного законодательства.
К основнымфункциям этих аппаратов отнесены:
а)      проведениемероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений иадминистративных правонарушений в сфере потребительского рынка товаров и услуг,установлению лиц, их совершивших;
б)      производствопо делам об административных правонарушениях, контроль за исполнением постановленийо наложении административных наказаний;
в)      выявлениепричин и условий, способствующих совершению правонарушений в сферепотребительского рынка товаров и услуг, подготовка предложений руководствугоррайорганов внутренних дел по их устранению;
г)       формированиебанка данных о лицах, привлекаемых к уголовной и административнойответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка товаров иуслуг;
д)      рассмотрениежалоб и заявлений граждан, должностных лиц, связанных с осуществлениемдеятельности отдела (отделения, группы) по борьбе с правонарушениями в сферепотребительского рынка и исполнению административного законодательства;
е)       применениепередовых форм и методов работы по предупреждению, выявлению и пресечениюпотребительского рынка товаров и услуг, исполнению административногозаконодательства.
Во исполнениеУказа Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства внутренних делРоссийской Федерации» от 19 июля 2004 г. № 927 в настоящее время в Министерствевнутренних дел Российской Федерации начались процессы стратегическогореформирования отдельных направлений его деятельности, утверждена новаяструктура центрального аппарата, по всей видимости, реформа затронет иструктурные подразделения криминальной милиции, обеспечивающие экономическуюбезопасность, и подразделения милиции, общественной безопасности,осуществляющие борьбу с правонарушениями в сфере потребительского рынка. Исходяиз Указа Президента Российской Федерации, цель этих реформ должна бытьнаправлена на повышение эффективности деятельности Министерства внутренних делРоссийской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина.
Глава 3. Роль ОВД в борьбе справонарушениями в сфере охраны общественного порядка
Роль органов внутренних дел строится из обеспечения охраныосновных направлений жизнедеятельности: 1) обеспечение безопасности личности;2) охрана общественного порядка; 3) обеспечение общественной безопасности; 4)охрана собственности; 5) выявление, предупреждение и пресечениеадминистративных правонарушений; 6) предупреждение, пресечение и раскрытиепреступлений; 7) розыск отдельных категорий лиц; 8) содействие криминальноймилиции.
Охрана собственности состоит в исполнении договоров об охранеимущества физических и юридических лиц, обеспечении сохранности найденных исданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, охранеимущества, оставшегося без присмотра при чрезвычайных ситуациях.
Универсальный характер носит деятельность МОБ по борьбе садминистративными правонарушениями. Она распространяется на весьма широкий кругадминистративных правонарушений. Такими объектами воздействия выступаютразличные виды правонарушений:
посягающие на права граждан, здоровье населения (проведениезапрещенной предвыборной агитации, нарушение санитарно-эпидемиологическихтребований, незаконное приобретение или хранение наркотических средств внебольших размерах и т.д.);
посягающие на собственность (самовольная добыча янтаря, мелкоехищение чужого имущества и др.);
в области охраны окружающей природной среды (выпуск в эксплуатациютранспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ ввыбросах, нарушение правил пользования объектами животного мира, правил охранырыбных запасов, правил содержания собак и кошек и т.д.);
на транспорте и в области дорожного движения (нарушение правилрегистрации и эксплуатации транспортных средств, нарушение водителями ипешеходами правил дорожного движения, безбилетный проезд и т.д.);
в области предпринимательской деятельности, финансов (незаконнаяпродажа товаров, нарушение правил продажи отдельных видов товаров, обманпотребителей в небольшом размере и т.д.);
посягающие на общественный порядок и общественную безопасность(мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии опьянения,стрельба из огнестрельного оружия в не отведенных для этого местах и т.д.);
посягающие на порядок управления (неповиновение законномураспоряжению сотрудника милиции, самоуправство и т.д.).
МОБ непосредственно предупреждает и пресекает указанные и иныеадминистративные правонарушения, принимает меры к их выявлению.
Достаточно широки в этой связи ее процессуальные полномочия.Сотрудники МОБ вправе составлять протоколы об административных правонарушениях,опрашивать свидетелей, назначать экспертизы, осуществлять административноезадержание и другие действия, предусмотренные законодательством обадминистративных правонарушениях. По значительному числу составовадминистративных правонарушений в соответствии с ст. 23.3 КоАП РФ должностныелица МОБ наделены правом рассмотрения дел о них.
Задача предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений МОБрешается в отношении преступлений, по которым производство предварительногоследствия не обязательно. В их числе: умышленное причинение легкого вредаздоровью, побои, заражение венерической болезнью, оскорбление, кража,присвоение, растрата без квалифицирующих признаков, уничтожение или повреждениеимущества по неосторожности, незаконное предпринимательство без квалифицирующихпризнаков, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности,незаконное использование товарного знака, обман потребителей, незаконный обороторужия без квалифицирующих признаков, незаконная охота и т.д.
В отношении данных преступлений милиция общественной безопасностипроводит дознание.
В плане реализации розыскной задачи милиция общественнойбезопасности непосредственно отвечает за розыск лиц, уклонившихся от воинскогоучета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службыпо призыву, и за установление личности граждан, не имеющих документов,удостоверяющих личность.
Содействие со стороны милиции общественной безопасностикриминальной милиции обеспечивается по всему спектру решаемых ею задач. Силы исредства милиции общественной безопасности используются при проведении операцийпо пресечению деятельности преступных групп, при ликвидации вооруженныхформирований, освобождении заложников, в борьбе с терроризмом, для розыска лиц,уклоняющихся от следствия и суда, в интересах государственной защитыдолжностных лиц правоохранительных органов и для исполнения ряда другихподобных задач, решаемых криминальной милицией.
Названные задачи не исчерпывают всей компетенции милицииобщественной безопасности. Наряду с ними сотрудники милиции общественнойбезопасности выполняют контрольные функции за соблюдением установленных правилрегистрационного учета, въезда и пребывания на территории Российской Федерациииностранных граждан и лиц без гражданства, учета, хранения и использованиясредств цветного копирования, оказывают содействие органам государственнойвласти, их должностным лицам в выполнении возложенных на них задач, когда имоказывается противодействие или угрожает опасность, конвоируют задержанных илиц, заключенных под стражу, и др.
Главенствующим направлением деятельности милиции общественнойбезопасности является административно-правовая деятельность. Она складываетсяиз административно-правовых отношений, в которые вступают сотрудники милиции сгражданами и организациями при охране общественного порядка и обеспеченииобщественной безопасности. Это отношения преимущественно власти и подчинения. Вграницах административно-правовых полномочий, предоставленных Законом омилиции, сотрудники милиции общественной безопасности:
получают от граждан и должностных лиц необходимые объяснения,сведения, справки;
вызывают граждан и должностных лиц по делам и материалам,находящимся в производстве милиции;
проверяют у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющиеличность;
осуществляют административное задержание граждан на срок до трехчасов;
доставляют в медицинские учреждения либо в дежурные части органоввнутренних дел и содержат в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественныхместах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельнопередвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущихпричинить вред окружающим или себе;
входят беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, напринадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемыеорганизациями, и осматривают их при преследовании лиц, подозреваемых всовершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что тамсовершено или совершается преступление, произошел несчастный случай;
проводят освидетельствование лиц, подозреваемых в совершениипреступления или административного правонарушения, для определения наличия ворганизме алкоголя или наркотических средств либо направляют или доставляютданных лиц в медицинское учреждение, если результат освидетельствованиянеобходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения илиобъективного рассмотрения дела о правонарушении;
временно ограничивают или запрещают движение транспорта ипешеходов на улицах и дорогах, доступ граждан на отдельные участки местности иобъекты, обязывают их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целяхзащиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскныхдействий;
запрещают эксплуатацию транспортных средств при наличии у нихтехнических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения,останавливают транспортные средства и проверяют документы на право пользованияи управления ими;
осматривают места хранения и использования оружия, боеприпасов кнему и взрывчатых материалов, а также объекты, где они обращаются;
изымают у граждан и должностных лиц документы, имеющие признакиподделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота,находящиеся у граждан без специального разрешения, и осуществляют другиеюридически значимые действия.
В компетенцию милиции общественной безопасности входит такжепроизводство по делам об административных правонарушениях.
Глава 4. Деятельность специальныхподразделений МОБ по борьбе с правонарушениями в сфере торговых предприятий, финансовойи хозяйственной деятельности.
Основнойформой административно-правового контроля милиции в сфере предпринимательскойдеятельности является выявление и пресечение правонарушений в данной сфере.
Кспецифическим задачам осуществления милицией производства по делам обадминистративных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельностиотносятся изъятие из незаконного оборота товаров и продуктов питания(фальсифицированной алкогольной продукции, контрафактной видео- иаудиопродукции, продуктов питания с просроченным сроком годности, промышленныхтоваров ненадлежащего качества), обеспечение их сохранности, при необходимости— принятие мер к прекращению деятельности объекта торговли. Их решениесогласуется со специфической целью производства, осуществляемого органамивнутренних дел — выполнением функций по охране общественного порядка,общественной безопасности, собственности, прав и законных интересов граждан иобусловлено признанием предпринимательской деятельности особой областьюобщественных отношений, возможностью причинения вреда жизни и здоровью людей,интересам государства при ее осуществлении. Реализация этих задач достигаетсяпутем применения мер пресечения и обеспечения производства по делам обадминистративных правонарушениях — изъятия, ареста продукции, осмотрапомещений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу,в которых осуществляется эта деятельность, приостановлением функционированияобъекта торговли, направлением представлений о приостановлении действиялицензии.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях ограничивает компетенцию органов внутреннихдел (милиции) и должностных лиц этих органов в рассмотрении дел обадминистративных правонарушениях (ст. 23.3 КоАП РФ) в сфере предпринимательскойдеятельности, однако они наделены достаточными правами административнойюрисдикции и участвуют в производстве по делам данной категории с моментавозбуждения дела об административном правонарушении до передачи протокола обадминистративном правонарушении на рассмотрение компетентному органу илидолжностному лицу.
При этомучастие органов внутренних дел (милиции) и должностных лиц этих органов впроизводстве по делам об административных правонарушениях имеет рядособенностей, обусловленных их особым административно-правовым статусом:
1. В связи стем, что к обязанностям милиции относится выявление и пресечение правонарушенийв различных сферах общественных отношений, в том числе и в областипредпринимательской деятельности, возбудить дело об административномправонарушении и проводить административное расследование по делам даннойкатегории могут только отдельные должностные лица милиции, непосредственнообнаружившие административное правонарушение. Приказом МВД России от 21 августа2002 г. № 803 «О должностных лицах системы Министерства внутренних делРоссийской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административныхправонарушениях и осуществлять административное задержание» определен переченьдолжностных лиц, к которым относятся: сотрудники дежурных частей, занимающиедолжности среднего и старшего начальствующего состава; участковыеуполномоченные милиции при выполнении возложенных на них в установленномпорядке служебных обязанностей; государственные инспекторы дорожного надзора;сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной работы и контроля зачастной детективной и охранной деятельностью; в сфере потребительского рынка иисполнению административного законодательства; сотрудники подразделений поделам несовершеннолетних и др.
2.Полномочия по проведению административного расследованияисоответственно по составлению протоколов об административных правонарушениях всфере предпринимательской деятельности возложены на сотрудниковспециализированных подразделений милиции (оперуполномоченных отделов по борьбес экономическими преступлениями, инспекторов отделений по борьбе с правонарушениямив сфере потребительского рынка), поэтому дела об административныхправонарушениях, возбужденные сотрудниками других служб, передаются им поподведомственности.
3.Участковые уполномоченные милиции (старшие участковые уполномоченныемилиции) при выполнении возложенных на них в установленном порядке служебныхобязанностей обладают правом составления протоколов об административныхправонарушениях и административной юрисдикции по всем категориям дел,относящихся к компетенции милиции, если правонарушение выявлено или совершенона его административном участке.
В случаевыявления правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, еслисоставление административного протокола не относится к компетенции органоввнутренних дел (милиции), должностные лица органов внутренних дел (милиции)обязаны пресечь его совершение, зафиксировать имеющиеся доказательства инаправить материал по подведомственности компетентному органу или должностномулицу (например, по ст. 14.23 КоАП РФ — должностному лицу органа, уполномоченномув области банкротства и финансового оздоровления).
Всоответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутреннихдел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушенияхза совершение правонарушений в пяти областях предпринимательской деятельности:
—нарушение общих правил и требований к осуществлениюпредпринимательской деятельности;
—нарушение прав потребителей при продаже товаров и оказании услуг;
—нарушения, связанные с банкротством;
—нарушения в кредитной сфере;
—нарушение правил производства и оборота этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Также должностные лица органов внутренних дел (милиции) составляютпротоколы об административных правонарушениях в сфере предпринимательскойдеятельности, которые посягают на несколько объектов и не включенызаконодателем в главу 14 КоАП РФ (например, предусмотренные ч. 1 ст. 7.12 КоАПРФ — реализация и прокат контрафактных аудио- и видеопроизведений, ст. 6.14КоАП РФ — производство либо оборот алкогольной продукции, не соответствующейтребованиям ГОСТов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам и др.).
Всоответствии с п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела обадминистративном правонарушении в сфере предпринимательской деятельности, какправило, являются:
1.Непосредственное обнаружение сотрудниками милиции, уполномоченными составлятьпротокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих наналичие события административного правонарушения. Такие данные выявляются приосуществлении должностными лицами милиции своих повседневных полномочий,профилактической деятельности, проведении плановых проверок, рейдов и другихмероприятий, причем не только в сфере предпринимательской деятельности, но и вобласти охраны общественного порядка, обеспечения безопасности дорожногодвижения и др. Непосредственное обнаружение должностным лицом административногоправонарушения позволяет оперативно обнаружить и изъять доказательстваправонарушения, установить и опросить свидетелей и потерпевших, в кратчайшиесроки назначить проведение экспертизы, отправить соответствующие запросы.
Дело обадминистративном правонарушении считается возбужденным с момента производствадолжностными лицами милиции процессуальных действий, предусмотренных п. 4 ст.28.1 КоАП РФ. Например, при реализации индивидуальным предпринимателемконтрафактной видеопродукции дело об административном правонарушениивозбуждается с момента составления первого протокола или другогопроцессуального документа, содержащего данные, указывающие на наличие событииправонарушения (заявления и сообщения покупателей, обнаруживавших фактреализации продукции с внешними признаками контрафактное, или письменноеобъяснение продавца об отсутствии документов, подтверждающих легальность еепроисхождения), что дает все основания вынести должностному лицу милицииопределение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведенииадминистративного расследования, в процессе которого устанавливаются всепризнаки состава правонарушения: наличие специального статуса субъекта(индивидуальный предприниматель или представитель юридического лица),контрафактность продукции (после проведения экспертизы) и ее принадлежностьсубъекту правонарушения.
2.      Поводомдля возбуждения дел могут выступать материалы из контролирующих органов(государственной инспекции по налогам и сборам, лицензионной и регистрационнойпалат, центров стандартизации и сертификации, общества защиты прав потребителейи др.) о нарушениях в сфере предпринимательской деятельности, направленные поподведомственности.
Например, изорганов предварительного следствия может быть направлен материал о незаконнойпредпринимательской деятельности, если в процессе предварительногорасследования выяснилось, что сумма незаконно полученного дохода не превышает200 минимальных размеров оплаты труда, что позволяет признать деяние непреступлением, а административным правонарушением.
Изобщественных объединений (общества защиты прав потребителей) в основномпоступают материалы о фактах обмана потребителей, реализации продукцииненадлежащего качества, продаже товаров и оказании услуг с нарушениемсанитарных правил.
3.Также поводами для возбуждения дел об административныхправонарушениях в данной сфере могут являться сообщения и заявления физическихи юридических лиц (о фактах обмана потребителей, нарушении законодательства орекламе и т. д.).
4.Если нарушаются интересы всех участников юридического лица(при совершенииправонарушений, предусмотренных ст. 14.12, 14.13,14.21—14.23 КоАП РФ), топоводами к возбуждению дел об административных правонарушениях являютсясообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органовуправления юридического лица, арбитражного управляющего, а по делам обанкротстве — собрания кредиторов.
При возбуждении дела об административном правонарушении в сферепредпринимательской деятельности в большинстве случаев невозможно составлениепротокола об административном правонарушении сразу же на месте его выявления поряду причин.
Во-первых,для установления всех признаков состава правонарушения необходимо проведениеэкспертиз и иных процессуальных действий, требующих значительных временныхзатрат. Так, при выявлении факта осуществления индивидуальным предпринимателемили юридическим лицом предпринимательской деятельности (например, мойкиавтомобилей) без лицензии налицо совершение правонарушения — незаконногопредпринимательства, вместе с тем данное правонарушение может быть признанопреступлением, если будет доказано получение прибыли от незаконной деятельностив сумме свыше 200 минимальных размеров оплаты труда), для чего необходимопроведение ревизии. По делам о банкротстве также необходимо проведение ревизиии инвентаризации имущества юридического лица с целью установления стоимостиимущества, фактов его присвоения или незаконного отчуждения. Основным признакомсостава правонарушения, предусмотренного ст. 7.12 КоАП РФ, являетсяконтрафактность аудио- и видеопроизведений, что устанавливается толькопроведением экспертизы.
Во-вторых,при проведении проверок предприятий и торговых точек чаще всего присутствуютпредставители индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — продавцы,кладовщики, а не сами субъекты административного правонарушения, что непозволяет составить протокол об административном правонарушении на месте еговыявления.
Наличие этихфактов обусловило закрепление законодателем в ст. 28.7 КоАП РФ особой процедуры— административного расследования, проводимого после выявления факта совершенияправонарушения по некоторым категориям дел в сфере предпринимательскойдеятельности (в области антимонопольного законодательства, законодательства орекламе, валютного законодательства, законодательства о защите правпотребителей, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащейпродукции).
Административноерасследование проводится по делам об административных правонарушениях, если дляустановления всех признаков состава правонарушения и доказательств егосовершения необходимо проведение экспертизы или иных процессуальных действий. Оначале его проведения должностное лицо, уполномоченное на составлениепротоколов об административных правонарушениях, выносит процессуальный документопределение о возбуждении дела и проведении административного расследования.Срок проведения административного расследования составляет один месяц, порезультатам его проведения составляется протокол об административномправонарушении.
В процессеадминистративного расследования проводятся различные мероприятия: экспертизы,ревизии, инвентаризации, направление запросов и т. д.
Глава 5. Ответственность занарушения в сфере потребительского рынка (пути решения)
Порезультатам проведения административного расследования составляется протокол обадминистративном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ.Помимо общих данных о правонарушении и лице, его совершившем, обязательных дляфиксации в протоколе по всем категориям дел, в протоколе по делам обадминистративных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельностинеобходимо указание дополнительной информации — номера и даты выдачисвидетельства частного предпринимателя или устава юридического лица, в рядеслучаев место совершения правонарушения — закрытое помещение или уличнаяпалатка, так как эти данные являются квалифицирующими признаками составовправонарушений.
В процессеосуществления деятельности по выявлению и пресечению правонарушений в сферепредпринимательской деятельности сотрудники милиции вправе применять ряд мерпресечения правонарушений, основания и порядок применения которых закреплены вгл. 27 КоАП РФ, п. 25 ст. 11 Закона РФ «О милиции» и других нормативных правовыхактах.
К нимотносятся: 1. Изъятие вещей и документов.
Изъятиенаиболее часто применяется милицией при выявлении правонарушений в сферепредпринимательской деятельности, так как именно с момента изъятия, то есть смомента лишения возможности собственника или владельца распоряжаться товаром(продуктами ненадлежащего качества, контрафактной видеопродукцией,оборудованием, используемых для осуществления незаконной деятельности попроизводству товаров), начинается процесс прекращения их незаконного оборота.Данная мера применяется не только с целью прекращения незаконного оборотатоваров, являющихся объектами правонарушения, но и с целью обеспечения производствапо делу. Например, при реализации товаров или оказании услуг без лицензииизъятию подлежат все документы, являющиеся доказательствами совершенияправонарушения (тетради учета товара, чеки и лента контрольно-кассовой машины,кассовые книги, накладные, счета-фактуры на товар). Истребование этихдокументов подтверждает осуществление незаконной деятельности.
Основания ипорядок изъятия отдельных категорий товаров регламентированы в различныхнормативных правовых актах. Так, в соответствии со ст. 25 Федерального закона«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей продукции» алкогольная продукция подлежитизъятию из незаконного оборота, если она реализуется без лицензии, безсертификатов соответствия, без маркировки, без соответствия государственнымстандартам и техническим условиям, с содержанием этилового спирта,произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, какбесхозное имущество, без документов, подтверждающих легальность производства иоборота такой продукции. Порядок направления изъятой алкогольной продукции напереработку или уничтожение закреплен в постановлении Правительства РФ «Обутверждении положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых изнезаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной испиртосодержащей продукции» от 11 декабря 2002 г. № 883.
Всоответствии со ст. 27.10 КоАП РФ копия протокола изъятия в обязательномпорядке вручается лицу, у которого изымаются вещи или документы, о чем оноделает отметку в протоколе «Копию получил» и скрепляет ее своей подписью.
2. Аресттоваров, транспортных средств и иных вещей.
Данная мераможет применяться для пресечения правонарушения (арест видеоаппаратуры,фурнитуры, с помощью которых осуществлялось изготовление контрафактнойвидеопродукции) и как мера процессуального обеспечения производства по делу(арест бухгалтерских документов юридического лица с целью проведениядокументальной ревизии по месту нахождения предприятия).
В ч. 1 ст. 2.14КоАПРФ закреплены два основания применения ареста товаров и вещей —невозможность изъятия и обеспечение их сохранности без изъятия.
Примеромприменения ареста товаров, транспортных средств и иных вещей при невозможностиих изъятия могут служить ситуации, когда товары, подвергаемые аресту, являютсяскоропортящимися продуктами, вещи имеют большой вес, размер (оборудование,используемое для осуществления незаконной предпринимательской деятельности,например для изготовления пищевых продуктов без лицензии), значительноеколичество товара (склад незаконного хранения алкогольной продукции).
Обеспечениесохранности имущества без изъятия может служить основанием для наложенияареста, если имеются веские основания полагать, что такая сохранность будетобеспечена. Примером может служить наложение ареста на товары, незаконнореализуемые на рынке, и помещение их в камеру хранения рынка, при этом уответственного лица отбирается расписка об обеспечении их сохранности. Такжеможно предполагать, что сохранность будет обеспечена без изъятия прирасположении арестованного имущества в охраняемом помещении и опечатыванииуполномоченными Должностными лицами данного помещения, при помещенииарестованного транспортного средства с товаром на охраняемую стоянку.
Арестимущества проводится в присутствии двух понятых и владельца имущества, а вслучаях, не терпящих отлагательств, — в отсутствие владельца. Этим лицамобъявляется о запрете распоряжаться или пользоваться арестованным имуществом.
Всоответствии с ч. 7 ст. 27.14 КоАП РФ в случае отчуждения или сокрытия товаров,на которые наложен арест, лицо, в отношении которого применена данная мера иликоторому имущество было вверено на хранение, подлежит ответственности всоответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Осмотрпроизводственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортныхсредств, других мест хранения и использования имущества.
Всоответствии с п. 25 ст. 11 Закона РФ «О милиции» при наличии данных о влекущемуголовную или административную ответственность нарушении законодательства,регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговуюдеятельность, сотрудник милиции вправе проводить осмотр производственных,складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения ииспользования имущества. Исключения составляют иностранные дипломатическиепредставительства и консульские учреждения.
Осмотрторговых и производственных помещений может быть проведен без собственника иего представителей, в присутствии представителей органов исполнительной властиили местного самоуправления. Такие ситуации часто возникают привоспрепятствовании собственника проведению осмотра, когда он прячет ключи илиотказывается открыть помещение, где осуществляется незаконная деятельность. Втаких случаях приглашаются представители администрации торгового предприятия,понятые, и осмотр осуществляется в их присутствии с применением мернепосредственного принуждения — взломом окон, дверей и т. д.
В рядеслучаев сотрудник милиции может пригласить для участия в осмотреспециалиста-бухгалтера (для осмотра бухгалтерских и кассовых документов иопределения необходимости их изъятия для проведения экспертизы), ревизора (дляопределения перечня финансовых документов, подлежащих изъятию), врачасанитарно-эпидемиологической службы (для подтверждения несоответствия условийреализации алкогольной продукции требованиям санитарных норм), специалиста вобласти компьютерной техники (для изъятия компьютерных баз данных иоборудования).
4.Приостановление деятельности объектов производства, торговли. Сотрудникимилиции имеют право приостанавливать до устранения допущенных нарушенийзаконодательства деятельность предприятий торговли, а равно граждан,осуществляющих предпринимательскую деятельность в этой сфере, в случаях неисполненияими законного требования сотрудника милиции о прекращении противоправногодеянияВ зависимости от конкретной ситуации деятельность объекта торговлиприостанавливается при наличии ряда оснований — когда осуществление дальнейшейдеятельности само по себе является нарушением (например, реализация пищевыхпродуктов с нарушением санитарных правил) и не может быть устранено немедленноили при отказе собственника или владельца продукции выполнить требованиясотрудника милиции о прекращении торговли, предоставлении документов, осмотреторговой точки либо когда личность, поведение правонарушителя дают основанияполагать, что деятельность торговой точки не будет прекращена и могутсовершиться новые правонарушения.
Четкоопределенного срока приостановления деятельности объекта торговли не существует— она возобновляется сразу после устранения нарушений. В ряде случаев нарушениямогут быть устранены на месте, например при изъятии из незаконного оборотаодного вида продукции, реализуемой без соответствующих документов. Иногда ихустранение и соответственно приостановление деятельности объекта торговлитребует длительного времени (получение лицензии, установка сигнализации).
Никакимотдельным процессуальным документом решение о приостановлении незаконнойдеятельности объекта не оформляется, оно заключается в закрытии торговогопомещения, опечатывании дверей, окон, замков. При опечатывании в присутствиидвух понятых на дверь и (или) окно наклеивается бирка с оттиском печати органавнутренних дел, на которой указывается дата, должность, специальное звание,фамилия и инициалы сотрудника, осуществившего опечатывание, фамилии понятых,ставятся их подписи и подпись сотрудника милиции.
5.Опечатывание касс, помещений и мест хранения документов. Данная мераприменяется только в крайних случаях, так как на практике с целью уничтожениядоказательств, избежания ответственности за совершение правонарушения нередкислучаи вывоза вверенного на хранение собственнику имущества, похищениядокументов, взломов помещений, что влечет утрату доказательств совершенияправонарушения.
С применением мер пресечениясотрудниками милиции правонарушений в сфере предпринимательской деятельностисвязано их право беспрепятственно входить в торговые, складские помещения приналичии достаточных данных о совершении правонарушения, которое закреплено в п.25 ст. 11 Закона РФ «О милиции» и реализуется при применении мер пресечения —осмотра помещения, ареста, изъятия продукции при оказании противодействиясотрудникам милиции при выполнении ими своих обязанностей по выявлениюправонарушений. Беспрепятственность в данном случае предполагает основной цельюне преодоление сопротивления, применение силы (вскрытие окон, дверей, замков),а, по возможности, быстрое обнаружение, изъятие и закрепление доказательств по делуоб административном правонарушении, так как, например, уничтожение кассовогочека, подтверждающего контрольную покупку продукции, находящегося в незаконномобороте, приводит к недоказанности ее реализации и соответственно к отсутствиюсостава правонарушения.
Сотрудники милиции поокончании административного расследования направляют в лицензирующий органпредставление о необходимости приостановления действия лицензии, выданнойконкретному лицу на осуществление определенного вида деятельности, к которомуприобщается копия протокола об административном правонарушении и иныхдокументов, подтверждающих совершение правонарушения (протокол изъятияпродукции, осмотра помещения, объяснения нарушителя и свидетелей и другое).

Заключение
Такимобразом, производство по делам об административных правонарушениях — эторегламентированная административно-процессуальными нормами деятельностьмилиции, ее компетентных должностных лиц по всестороннему, полному исвоевременному выяснению обстоятельств каждого дела об административномправонарушении, отнесенного к подведомственности милиции, разрешению его всоответствии с законом, обеспечению исполнения вынесенного постановления, атакже выявлению причин и условий, способствовавших совершению данногоправонарушения. Административными правонарушениями в сфере потребительскогорынка занимается отделение БППР милиции общественной безопасности ОВД.
Можно сделатьвывод, что в настоящее время рыночные отношения и различные формыпредпринимательства находятся под постоянным присмотром со стороны сотрудниковорганов внутренних дел.

Список литературы
1. КонституцияРФ.
2. Гражданскийкодекс РФ
3. КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября,31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая,26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта 2005г.).
4. Постатейныйнаучно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллективаученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е. Кутафина(Официальный текст на 1 августа 2003 г.). Предисловие ПредседателяКонституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д. Зорькина… — ЗАО«Библиотечка „Российской газеты“, 2003 г..
5.  Письмо Минэкономразвития России от 10 сентября 2001 г.№45-1-16/1372 «О реализации Федерального закона от 8августа2001 г. № 134-ФЗ»;письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 декабря 2001г
6.  Приказ МВД России от 10ноября 2004 года № 730 «Об утверждении структуры центрального аппаратаМинистерства внутренних дел Российской Федерации».
7. ПриказМВД России от 22 июня 1999 г. № 456 «О мерах по совершенствованию деятельностимилиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сферепотребительского рынка товаров и услуг»