Аннотация Тема дипломной работы: «Анализ и оценка финансовой деятельности проектируемого горнолыжного комплекса». Целью работы является проведение анализа и финансовых расчётов для определения инвестиционной привлекательности проектируемого горнолыжного комплекса. В первой главе дипломной работы даются общие сведения о состоянии горнолыжного спорта в стране и за рубежом, определяются всевозможные источники финансирования проекта и риски, связанные с планированием.
Во второй главе подробно прорабатывается анализ решений по капиталовложениям. В третьей главе дипломной работы приводится обоснование выбора проекта строительства горнолыжного комплекса и предварительные инансовые расчёты проекта. Содержание |Введение 5 Теоретические основы финансовой деятельности горнолыжного комплекса 1. Состояние и развитие горнолыжного спорта в России и за рубежом 8 1.2.
Возможные источники финансирования проекта 3. Риск и планирование инвестиционного проекта 20 Анализ решений по капиталовложениям 1. Постановка проблемы, типы и классификации инвестиций. 2. Ценность денег во времени. Понятие о дисконтировании. 29 2.З. Определение стоимости инвестиционных ресурсов.
31 Разработка и обоснование выбора инвестиционной программы горнолыжного комплекса 1. Обоснование выбора проекта строительства горнолыжного комплекса 2. Финансовые расчёты проекта (базовый вариант). 3. Финансовые расчёты проекта (консервативный вариант). 61 Заключение 76 Список литературы Введение Одна из наиболее болезненных проблем современной российской
экономики – это резкое снижение инвестиционной деятельности, особенно послe кризиса 17 августа 1998 г. Исключением являются инвестиции в финансовые активы, которые в большинстве случаев носят спекулятивный характер. Среди множества факторов, определяющих инвестиционный климат в России, можно выделить следующие: экономические и финансовые; социально-политические; правовые. Рассматривая экономические и финансовые факторы, отрицательно влияющие на инвестиционную деятельность, следует отметить: наличие значительного налогового пресса; слабую развитость и отсутствие стабильности и надежности в функционировании банковской системы; устойчивый дефицит федерального и большинства региональных и местных бюджетов; монопольно высокие цены на энергетические ресурсы. Ситуацию сложившуюся этой зимой в России, вполне можно считать уникальной. Тысячи людей, за последние годы, оценившие всю прелесть катания на лыжах в итальянских, швейцарских
или австрийских Альпах, вдруг обнаружили – заграница им уже не по карману. Доходы многих отечественных горнолыжников упали настолько, что позволяют им кататься только в пределах родной страны. Однако приличные базы в России можно пересчитать по пальцам. Иными словами, налицо значительный неудовлетворенный спрос, на удовлетворении которого можно, как свидетельствует мировая практика, хорошо заработать. Причем, начинать их строить инвесторам надо прямо сейчас – чтобы
к будущему сезону все уже было готово. На Первом восточном симпозиуме по горным лыжам, который состоялся в июне 1998 года в австрийском городе Хинтенбрюле, наших предпринимателей активно уговаривали развивать этот бизнес. Эксперты с цифрами в руках доказывали: дело верное. Производители канатных дорог и экипировки демонстрировали свои новейшие достижения. Банкиры, в том числе Герберт Майер, представляющий
Raiffeisen Zentralbank Osterreich AG, уверяли в своей готовности вкладывать большие деньги в организацию горнолыжных центров в России. Причем не на год или два, а на 5-10 лет. Удивительно: уж банкиры, тем более австрийские, хорошо знают, что на лыжах не заработает разве что ленивый. После 17 августа австрийцы передумали вкладывать деньги в развитие горнолыжного спорта в России. Новость плохая. Но – с одной стороны. С другой, эта новость хорошая: ведь у тех отечественных инвесторов, которые решатся-таки начать строить в России горнолыжные базы, практически не будет конкурентов. Актуальность создания различного рода туристических комплексов, обусловлена тенденцией развития индустрии туризма в Мире и России в частности. В ближайшее десятилетие туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в ряде регионов России, а так же расширяет возможности использования свободных денежных средств, для потенциальных инвесторов. Цель работы – провести анализ и финансовые расчёты для
определения инвестиционной привлекательности проектируемого горнолыжного комплекса. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1. Раскрыть теоретические основы финансовой деятельности, рассмотрев возможные источники финансирования и расчеты эффективности проекта; 2. Провести анализ решений по капиталовложениям, используя методы оценки всех рисков, связанных с инвестициями; 3. Обосновать выбор проекта строительства горнолыжного комплекса,
учитывая произведенные варианты финансовых расчетов. Объектом исследования для написания работы послужили данные о развитии туризма и инвестиций в горнолыжные курорты Мира и России, представленные на конференции во время проведения ежегодного горнолыжного салона» в октябре-ноябре 2002 года. Теоретической и методологической базой для данной работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов, посвященные рассматриваемой теме.
В процессе работы были использованы законы и нормативные акты, а также различные методологические и справочные материалы, данные специальных и периодических изданий. В соответствии с целью и поставленными задачами в первой главе дипломной работы даются общие сведения о состоянии горнолыжного спорта в России и за рубежом, определяются всевозможные источники финансирования и риски, связанные с планированием. Во второй главе подробно прорабатывается анализ решений по капиталовложениям. В третьей главе дипломной работы приводится обоснование выбора проекта строительства горнолыжного комплекса и предварительные финансовые расчёты проекта. 1. Теоретические основы финансовой деятельности горнолыжного комплекса 1.1. Состояние и развитие горнолыжного спорта в России и за рубежом. О состоянии и развитии горнолыжного спорта за рубежом и о состоянии горнолыжных комплексов красноречиво говорят следующие цифры статистики:
Австрия зарабатывает горнолыжными курортами $16 млрд. в год, Франция – $23 млрд США – $60 млрд. Один из известнейших курортов Франции Шамони ежедневно принимает 60000 туристов, а ежегодный доход :составляет более $750 млн. притом, что в Шамони проживает всего около 12000 человек и нет ни одного промышленного предприятия. Также нельзя забывать и о Швейцарии, где горнолыжный спорт, а соответственно и горнолыжные курорты
и комплексы развиты и знамениты не меньше, чем производство часов или сыра. Япония, Канада, Словакия, Андорра, Германия – это всё страны, в которых горнолыжный туризм приносит существенные доходы в бюджет. В таблице 1.1. представлены данные ассоциации France Niege International о количестве горнолыжных комплексов в мире и их посещаемости. Таблица 1.1 Посещаемость горнолыжных курортов в мире страна
Кол-во комплексов Кол-во механических подъёмников Лыжные человеко-дни Миллионы % Япония 752 3051 52 14,48 США 507 2269 54 15,03 Франция 358 4035 56,5 15,73 Австрия 255* 3473 43 11,97 Италия 260 2854 37 10,3 Швейцария U 230* 1762 31 8,63 Германия 225 1670 20 5,57 Канада 245 1375 16 4,45 Норвегия 210 405 14 3,9
Швеция 340 950 6 1,67 Словакия 304 882 3,9 1,09 Испания 27 294 4,3 1,2 Словения 21 200 3 0,84 Австралия 16 139 2,6 0,72 Финдляндия 100 505 2 0,56 Польша 15 ПО 2 0,56 Юж. Корея 9 70 1,9 0,53 Андорра 5 115 1,5 0,42 Нов. Зеландия 12 64 1,1 0,31 Китай 100? 30? 1 0,28 СНГ 10 32 0,9 0,25 Чили 16 84 0,8 0,22 Аргентина 15 72 0,7 0,19 Болгария 7 50 0,6 0,17 Иран 7 45 0,5 0,14 Греция 10 40 0,4 0,11 Турция 13 25 0,3 0,08 Ливан 4 18 0,2 0,06 прочие страны 150 2 0,56 ИТОГО 4123 24769 359 100 *- Кол-во операторов России в последнее время горнолыжный спорт становится всё более и более популярным, чему в немалой степени способствует и увлечение им президентом Путиным. Конечно, преждевременно говорить о повальном ний населения страны горными лыжами и сноубордом,
как в Европе, где катается практически каждый, но по данным журнала «Ski. Горные лыжи» только в Моcкве и Подмосковье горнолыжников не менее 400 тысяч, а при самых незначительных усилиях по популяризации этого вида спорта количество любителей горных лыж в ближайшее время может возрасти как минимум вдвое. Для такой популяризации сейчас самое время. По данным менеджеров турфирм, до кризиса на европейские горнолыжные курорты ежегодно отправлялись 60-80
тыс. московских туристов. Каждый из них тратил на поездку минимум $1 тыс. После кризиса число выезжающих за границу снизилось, по предварительным подсчетам, вдвое. Конечно, глупо расчитывать на то, что все свои деньги горнолыжники будут тратить на горнолыжных комплексах России. Кто-то будет ездить на дешевые курорты Словакии, Болгарии или Андорры. Но рассчитывать на то, что 30-40% “Освободившихся” денег могут быть потрачены
в России, можно. [12] Одна проблема: хорошие комплексы в стране можно пересчитать по пальцам одной руки – это «Абзаково» и «Завьялиха» на Урале, Байкальск в Иркутской области и «Красная Поляна» в Краснодарском крае. Конечно, горы, горки и овраги, пригодные для создания горнолыжных трасс и уже действующие, существуют и на Кавказе, и на Камчатке, и в Кузбассе – лыжи достаточно популярны везде, где снег не сходит хотя бы 3 месяца в году. Но по¬зящему классных комплексов в стране единицы, например, такое известное и популярное место среди горнолыжников сибирского региона как Шерегеш никак нельзя назвать полноценным горнолыжным комплексом, так как единственное, что там есть хорошего – снежный покров, который позволяет кататься 6 месяцев в году. При этом практически полностью отсутствует развитая инфраструктура. В последнее время в стране ситуация с развитием уже существующих комплексов и строительством новых
начинает постепенно улучшаться, инвесторы начинают вкладывать в этот бизнес большие средства, понимая, что политико экономического аспекта есть ещё и социальный, культурный и даже политический. Хорошим примером может служить первый коммерческий общедоступный горнолыжный парк "Волен" под Дмитровом (Подмосковье), начавший работать зимой 97-98 гг. Здесь есть: 10 спусков с перепадами высот до 70 метров и длиной до 400 метров, четыре австрийские буксировочные
канатные дороги, два снегоукладчика, 3 снеговые пушки, охраняемая стоянка, камеры хранения, раздевалки, два бара, ресторан, кафе, 25 зимних домиков. На строительство этого комплекса ушло $6 млн и, по мнению специалистов, база такого уровня может окупится за 6-8 лет. Расчет такой. Даже если для чистоты эксперемента отбросить небольшие доходы, которые комплекс может получать в течении восьми "теплых" месяцев – спишем их на зарплату и налоги получим, что для
того, чтобы окупиться в этот срок, парк должен приносить $187 тыс. в месяц или $46,8 тыс. в неделю. Директор лыжного парка Леонид Ипатов утверждает, что на выходные в "Волен" приезжает до тысячи автомобилей. Как правило, в каждом – больше одного человека. Добавим тех, кто добирается до места на электричке. А также тех, кто приезжает в будни. Итого словам Ипатова, выходит 3-3,5 тысяч человек в неделю. Продажа самого дешевого абонемента на 4 часа катания утром, а также плата за стоянку приносит порядка $10 тыс. в неделю. А ресторан, кафе, домики с саунами, прокат, магазин снаряжения, по свидетельству Леонида Ипатова, обеспечивает не менее 75% дохода. Иными словами, еще $30-35 тысяч в неделю. И это – по минимуму. Опрос членов клуба RASC показал, что среднестатистический горнолыжник за уик-энд на идеальной базе
готов тратить не менee $15. Соответственно, 3 тысячи горнолыжников – $45 тысяч в неделю. руководители "Волена" уверены, что к следующей зиме они будут обслуживать до 7 тыс. горнолыжников в неделю. А это уже $105 тысяч – если каждый клиент будет тратить в среднем хотя бы те же самые $15. И «Волен»- это не единственный пример вложения больших денег в строительство горнолыжного комплекса хорошего уровня. Информация о развитии горнолыжных комплексов в
Подмосковье, на Урале и в окрестностях Сочи систематически появляется в прессе и других источниках. В таблице 1.2 приведены данные об инвестициях в строящиеся горнолыжные комплексы России. Таблица 1.2 Декларируемый объём инвестиций в горнолыжные комплексы России. Наименование комплекса Регион Сумма заявленных инвестиций, USD Инвестор Источник информации «Ключевой» Южный
Урал $30,000,000 www.travel.ru от 05.04.02 «Листвянка» Иркутская область/Байкал $30,000,000 Российские и австрийские компании www.3mill.ru от 30.10.02 «Домбай» Карачаево-Черкессия $30,000,000 Роснефть www.rosneft.ru от 20.03.02 «Красная Поляна» Краснодарский край $1,400,000,000 "Интеррос", "Газпром" и частные инвестиции www.regnum.ru от 14.06.02 «Сорочаны»
Московская область/Яхрома $34,000,000 группа "Итера" www.chronica.ru от 30.04.02 Как видно из таблицы строительство комплексов дело достаточно затратное но, как показывает мировая практика и подсказывает здравый смысл и интуиция бизнес этот выгодный и весьма интересный. Единственное, что деньги нужно тратить быстро. Иначе вы рискуете повторить печальный опыт базы "Злотая долина" под Санкт-Петербургом. Расположенная довольно далеко от города (100 км), до сих пор не имеющая места для ночлега горнолыжников она скорее выживает, чем развивается. А все потому, что инвестиции в $1 млн. были "растянуты" на 10 долгих лет. 1.2 Возможные источники финансирования проекта Любое предприятие в нынешних экономических условиях сталкивается с проблемой привлечения дополнительных финансовых средств.
На сегодняшний день существуют следующие способы решения данной проблемы: – займ в банке; – эмиссия ценных бумаг; -привлечение государственных льготных кредитов; -привлечение иностранных инвестиций; -управление капиталом. Рассмотрим каждый из этих способов. На первый взгляд кажется, что оптимальный вариант – это займ в банке. Однако практика финансового менеджмента показывает, что для долгосрочных проектов привлечение кредитов
даже опасно. Дело в том, что кредитное соглашение обязательно включает жесткую схему платежей, обеспечивающих возврат основной суммы и процентов по кредиту. Между тем новым, и тем более венчурным проектам соблюдение календарного графика выплат может быть не по силам из-за проблемы ликвидности в первые годы. Поэтому для таких проектов более предпочтительным источником финансирования может служить акционерный капитал. Акционерный капитал имеет больше плюсов по сравнению с займом в банке.
Новое предприятие в первые годы может вообще не выплачивать дивиденды, и это не вызовет возражений акционеров, если прибыль не проедается, а реинвестируется в развитие фирмы, а это, в свою очередь, приводит к повышению курса ее акций и укреплению позиций фирмы на рынке. Другая форма эмиссии ценных бумаг – это фьючерсные контракты. В своем классическом виде это понятие относится к биржевой деятельности. Цель фьючерсных контрактов – страхование сделок с различными сроками платежа за услуги и самим получением этих услуг. Смысл торговли фьючерсами заключается в том, чтобы купить дешевле, а продать дороже фьючерсный контракт. Выигрыш или проигрыш существует в форме маржи по каждой сделке и определяется по формуле: М= Р*К*(Ц-Цт),(1.1) Где М – маржа; Р=1- для случая продажи фьючерса; Р=-1 – для случая покупки фьючерса; К — Количество контрактов;
Цт -текущая цена контракта по сделке; Ц- средневзвешенная цена контрактов по всем сделкам, имевшим место в течение торговой сессии или дня торговли. Средневзвешенная цена контракта по мере приближения к сроку исполнения контракта будет приближаться к валютному курсу, который практически складывается на валютном рынке. Цена контракта в данном случае – это курс валюты. Немаловажно для понимания смысла фьючерсного контракта то, что при продаже фьючерса продавец обязуется
купить тот или иной актив по цене, которая установлена в контракте. Аналогично покупатель контракта обязуется продать фьючерс по установленной цене. Существует также и другая форма фьючерсных контрактов, которым присущ и другой экономический смысл. Открывается, например, новая туристическая фирма с хорошим потенциалом возможностей по предоставлению услуг, но у этой фирмы на первом этапе возникают серьезные проблемы с привлечением дополнительных финансовых
средств. Тогда она выпускает в продажу фьючерсные контракты с обязательством по предоставлению туристских или рекреационных услуг в сроки указанные в контракте. То есть деньги сейчас, а услуги позже. Выигрывают обе стороны: фирма получает недостающие оборотные средства, а покупатель страхуется от колебания валютного курса, следовательно, от изменения стоимости турпродукта. Отрицательные стороны эмиссии ценных бумаг тоже весьма ощутимы. По существующему законодательству, предприятия не всех организационно-правовых форм могут производить эмиссию акций. Так товарищества с ограниченной ответственностью могут выпускать облигации, а вот акции – не могут. Акционеонерные общества, в свою очередь, правомочны, выпускать акции, но опять же с оговоркой: " юридические лица могут осуществлять привлечения на условиях срочности, возвратности и платности только при наличии соответствующей лицензии, предусмотренной законодательством
РФ для банков и кредитных учреждений или страховых, или инвестиционных институтов. Другое препятствие: " выпуск облигаций любым эмитентом допускается только после полной уплаты его уставного капитала, объявленного на дату регистрации проспекта эмиссии. Предприятие вправе выпускать облигационые займы для публичного размещения без поручительства или иного обеспечения третьих лиц не ранее третьего года своего существования и при условии опубликования утвержденных
годовых балансов за два года, непосредственно предшествующих выпуску займа, подтвержденных независимым аудитором в порядке, установленном законодательством РФ.[21] Получить государственный льготный кредит любое предприятие, конечно же, не отказалось бы. Однако кредиты государства выдаются лишь под проекты общегосударственного значения. Еще одно очень привлекательное направление привлечения дополнительных финансовых средств – это привлечение
иностранных инвестиций. Однако, приток иностранного капитала в Россию по-прежнему недостаточно велик. Зарубежных инвесторов хоть и в меньшей мере, но до сих пор настораживает экономическая и политическая нестабильность, резко повышающая инвестиционный риск. С другой стороны, самый большой доход приносят инвестиции с высокой степенью риска. Российский рынок, бесспорно, очень привлекателен для иностранного капитала, однако политическая и экономическая нестабильность плюс несовершенство нормативной базы тормозят зарубежные инвестиции. Стоит уделить достаточное внимание финансовому менеджменту. Финансовый менеджмент можно определить как систему рационального и эфективного использования капитала, как механизм управления финансовыми ресурсами. Финансовый менеджмент направлен на увеличение финансовых ресурсов, инвестиций и наращивание объемов капитала.
Финансовый менеджмент как форма предпринимательской деятельности имеет свою среду функционирования. Такой средой является финансовый рынок. Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (т.е. инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимостью. Финансовый рынок состоит из системы рынков: валютного, фондового (ценных бумаг),ссудных капиталов или
денежного, золота. В ходе массовой приватизации и акционирования предприятий в нашей стране возродился цивилизованный фондовый рынок. В связи с этим возникла необходимость в восстановлении навыков рыночного поведения и культуры работы с портфелями ценных бумаг с учетом современного западного опыта. Портфель ценных бумаг (инвестиционный портфель) – это совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика.
Принципы формирования инвестиционного портфеля определяются во взаимоувязке интересов инвесторов (целей портфеля), видов ценных бумаг и их инвестиционных качеств. Стандартными целями инвестирования в ценные бумаги в классическом западном анализе являются: -получение процента; -сохранение капитала; -обеспечение прироста капитала. Для современных российских инвесторов наиболее важным является сохранность и приращение капитала на основе роста курсовой стоимости ценных бумаг. Виды ценных бумаг, которые могут входить в портфель: акции отечественных корпораций, акции зарубежных компаний, государственные долговые обязательства, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, векселя банков, финансовые фьючерсы и др. Инвестиционные качества ценных бумаг – это оценка того, насколько ценная бумага ликвидна, низкорискована при стабильной курсовой стоимости, оценка ее способности приносить процент, превышающий или находящийся
на уровне среднерыночного процента. Под ликвидностью инвестиционных ценностей поднимается их способность быстро и без потерь в цене превращаться в наличные деньги. Рискованность вложения в ценную бумагу – это возможность, (степень возможности) того, что наступят обстоятельства, при которых инвестор понесет потери, вызванные инвестициями в данный актив. Виды риска, которые необходимо учитывать современным российским инвесторам: -капитальный риск – общий
риск на все вложения в ценные бумаги; риск того что инвестор не сможет в целом высвободить, вернуть свои средства, не понеся потерь; риск ликвидности – риск, связанный с возможностью потерь при реализации ценных бумаг из-за изменения оценки ее качества, то есть вероятность того, что рынок откажется видеть в данной ценной бумаге товар; селективный риск – риск неправильного выбора ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании портфеля.
Это риск, связанный с неверной оценкой инвестиционных качеств ценных бумаг; кредитный (или деловой) риск – риск того, что эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним и (или) основную сумму долга; рыночный риск – риск потерь от снижения стоимости ценной бумаги в связи собщим спадом на рынке; -инфляционный риск – риск того, что при высокой инфляции доходы, получаемые инвесторами от ценных бумаг, обесценятся, процентный риск – риск потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменениями процентных ставок на рынке. Как известно, рост рыночного уровня процента ведет к понижению курсовой стоимости ценной бумаги, особенно облигаций с фиксированным процентом; временной риск – риск покупки или продажи ценной бумаги в неподходящее время, что неизбежно влечет за собой потери; -валютный риск – риск, связанный с вложениями в валютные ценные бумаги, обусловленный изменениями курса иностранной валюты; -риск законодательных изменений –
например, имел место при выходе Указа Президента РФ "О защите прав инвесторов". Общепринято, что по мере снижения рисков, которые несет на себе данная ценная бумага, растет ее ликвидность и падает доходность. Таким образом, платой за возрастание риска, понижение гарантированности процентных выплат и конечных возмещений денежных ресурсов, вложенных в ценные бумаги, является повышение уровня процента при переходе
от инструментов денежного рынка до акции зарубежных компании. Методом снижения риска серьезных потерь служит диверсификация портфеля т.е. приобретение определенного числа разных ценных бумаг. Риск снижается когда капитал распределен между множеством различных ценных бумаг. Диверсификация уменьшает риск за счет того, что возможные невысокие доходы по одним ценным бумагам будут компенсироваться невысокими доходами по другим.
Минимизация риска достигается за счет включения в портфель ценных бумаг широкого круга отраслей, не связанных между собой тесным образом. Управление портфелем ценных бумаг – это планирование, анализ и регулирование состава портфеля, осуществление деятельности по его формированию достижении поставленных целей при сохранении необходимого уровня его ликвидности и минимизации расходов, связанных с ним. Существует два основных способа управления портфелем ценных бумаг: пассивный и активный.[6] Пассивное управление основано на представлении, что рынок достаточно эффективен для достижения успеха в выборе или учете времени. Смысл пассивной тактики управления состоит в создании хорошо дифференцированного портфеля с заранее определенным уровнем риска и продолжительным удержанием портфеля в неизменном состоянии. Пассивный портфель характеризуется низким оборотом, минимальным уровнем накладных расходов и низким уровнем специфического риска. Базовые характеристики активного управления: выбор ценных бумаг, приемлемых
для формирования портфеля; определение сроков покупки или продажи финансовых активов. Основная задача активного управления состоит в прогнозировании Размера возможных доходов от инвестиционных средств. Активная тактика предполагает пристальнее отслеживание и приобретение наиболее эффективных ценных бумаг и максимально быстрое избавление от низкодоходных активов.
Таковы в общих чертах основные способы привлечения финансовых средств. 1.3. Риск и планирование инвестиционного проекта С точки зрения финансового менеджмента риск – это вероятность неблагоприятного исхода финансовой операции. Каждый инвестиционный проект имеет различную степень риска. Совокупный предпринимательский риск связан с операционным левереджем (рычагом).
Операционный левередж – показатель позволяющий определить зависимость между темпом прироста (снижения) прибыли от темпа прироста (снижения) выручки от реализации продукции. Затраты на производство продукции можно разделить на переменные и постоянные. К переменным затратам относятся такие, которые изменяются (увеличиваются или уменьшаются) в зависимости от увеличения или уменьшения объема продукции. К ним относятся расходы на закупку сырья и матерьялов, потребление энергии, транспортные издержки, расходы на заработную плату (при наличии сдельной системы оплаты труда) и др. При теоритических расчетах предполагается, что переменные затраты пропорциональны объему произведенной продукции. К постоянным затратам относятся затраты, которые можно принять как независящие от объема произведенной продукции (амортизационные отчисления, выплата процентов за кредит, арендная плата, содержание управленческого персонала и другие административные "расходы).
Необходимо отметить, что деление затрат на переменные и постоянные является достаточно условным. Вместе с тем это различие между затратами является базой для проведения анализа точки безубыточного ведения хозяйства. Концепция безубыточности выражается в следующем:определяется сколько единиц продукции или услуг необходимо продать в целяхвозмещения производственных при этом постоянных затрат. Естественно что цены на продукцию устанавливаются таким образом, чтобы возместить все переменные затраты
и получить надбавку, достаточную для возмещения постоянных затрат и получения прибыли. При реализации этой концепции можно обнаружить, что любое изменение выручки от реализации продукции и услуг вызывает еще более сильное изменение прибыли. Это явление получило название эффекта производственного левереджа (или операционного рычага). [7] Необходимо признать, что операционный левередж – лишь один компонент совокупного предпринимательского
риска. Основные факторы, повышающий предпринимательский риск это непостоянство или неопределенность объема продаж и издержек производства. Операционный левердж увеличивает воздействие этих факторов на вариацию прибыли, но он не является сам по себе источником изменчивости. Факторы лежащие в основе изменчивости объема продаж и издержек, влияют также на силу воздействия операционного левереджа, увеличивают общую вариацию прибыли и, следовательно, предпринимательский риск инвестора. В связи с чем возникает необходимость рассмотрения методов измерения риска инвестиционных проектов. Однако, прежде чем начинать анализ методов измерения риска инвестиционных проектов, необходимо рассмотреть воздействие финансового леверджа действие которого весьма схоже с результатом действия операционного левереджа. Основные соотношения постоянных и переменных затрат также могут быть использованны для определения влияния доли долговых обязательств в сруктуре капитала фирмы на величину прибыли.
Сходство между операционными и финансовым рычагами заключается в том, что оба они представляют возможность выиграть от постоянной, не меняющейся при изменении объема выпущенной и реализованной продукции, природы некоторых затрат. Свойство финансового рычага заключается в том, что возникает возможность использовать капитал, взятый в долг под фиксированный процент, для инвестиций, приносящих прибыль более высокую уплаченный процент. Когда доля долга в структуре капитала увеличивается, ставка доходности собственного капитала
растет, так как в каждом случае доходность инвестиций превосходит стоимость уплаченных кредиторам процентов. По определению риск инвестиционного проекта выражается в отклонении потока денежных средств для данного проекта от ожидаемого. Чем отклонение больше, тем проект считается более рисковым. При рассмотрении каждого проекта можно оценить потоки денежных средств, руководствуясь экспертными оценками вероятности поступления этих потоков или величиной отклонений членов потока от ожидаемых величин.
Ниже представлен метод, при помощи которого можно оценить риск того или иного проекта. Имитационная модель оценки риска Суть этого метода заключается в следующем: 1. На основе экспертной оценки по каждому проекту строят три возможных вариантов развития: а) наихудший, б) наиболее реальный, в)оптимистичный 2. Для каждого варианта рассчитывается соответствующий показатель NPV, т.е. получает три величины (для наиболее реального) 3. Для каждого проекта рассчитывается размах вариации (RNPV) -наибольшее изменение NPV. RNPV=NPVO – NPVH И среднее квадратическое отклонение по формуле где – приведенная чистая стоимость каждого из рассматриваемых вариантов; среднее значение, взвешенное по присвоенным вероятностям (Pi); из двух сравниваемых проектов считается более рискованным тот, у которого больше вариационный размах или среднее квадратичное отклонение.[7] 2. Анализ решений но капиталовложениям 2.1.
Постановка проблемы, типы и классификации инвестиций Все предприятия в той или иной степени связаны с инвестиционной деятельностью. Принятие решений по инвестированию осложняется различными факторами: вид инвестиции; стоимость инвестиционного проекта; множественность доступных проектов; ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования; риск, связанный с принятием того или иного решениия, и т. п.
Причины, обусловливающие необходимость инвестиций, могут быть различны, однако в целом их можно подразделить на три вида: обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности. Степень ответственности за принятие инвестиционного проекта в рамках того или иного направления различна. Так, если речь идет о замещении имеющихся производственных мощностей, решение может быть принято достаточно
безболезненно, поскольку руководство предприятия ясно представляет себе, в каком объеме и с какими характеристиками необходимы новые основные средства. Задача осложняется, если речь идет об инвестициях, связанных с расширением основной деятельности, поскольку в этом случае необходимо учесть целый ряд новых факторов: возможность изменения положения фирмы на рынке товаров, доступность дополнительных объемов материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возможность освоения новых рынков и другие. Очевидно, что важным является вопрос о размере предполагаемых инвестиций. Так, уровень ответственности, связанной с принятием проектов стоимостью 1 млн. руб. и 100 млн. руб различен. Поэтому должна быть различна и глубина аналитической проработки экономической стороны проекта, которая предшествует принятию решения. Кроме того, во многих фирмах становится обыденной практика дифференциации права принятия решений инвестиционного характера, т. е. ограничивается максимальная величина инвестиций,
в рамках которой тот или иной руководитель может принимать самостоятельные решения. Нередко решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимно независимых проектов. В этом случае необходимо сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на каких-то критериях. Очевидно, что таких критериев может быть несколько, а вероятность того, что какой-то один проект будет предпочтительнее других по всем критериям, как правило, значительно меньше единицы.
В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много. Вместе с тем любое предприятие имеет ограниченные свободные финансовые ресурсы, доступные для инвестирования. Поэтому встает задача оптимизации инвестиционного портфеля. Весьма существен фактор риска. Инвестиционная деятельность всегда осуществляется в условиях неопределенности, степень которой может значитильно варьировать. Так, в момент приобретения новых основных средств никогда
нельзя точно предсказать экономический эффект этой операции. Поэтому нередко решения принимаются на интуитивной основе. Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формали зованных и неформализованных методов. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами, в том чис