С. Де Сисмонди как представитель классической политэкономии

Министерствообразования Российской Федерации
Кафедра общихэкономических дисциплин
С. ДеСисмонди как представитель классической политэкономии
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Специальность«Финансы и кредит»
Дисциплина«История экономических учений»
Студентгруппы
заочной формыобучения
Т.В. Кокина
2008

Содержание
 
Введение
1.Биография
1.1 Историк или экономист?
2. Идеи, теории…
3. Красивый закат
Заключение
Список используемой литературы

Введение
 
В начале XIX века промышленный переворот, охвативший многиеевропейские страны, резко ускорил развитие в них капиталистических общественныхотношений. Кризисы перепроизводства начали расшатывать капиталистическуюэкономику. В этих условиях ускорился процесс упадка и разложения мелкого производства.Все это предопределило зарождение критики основных положений классическойтеории представителями различных направлений экономической теории. Ихпредставители выступили в качестве противников классической политическойэкономика, нередко и самого капиталистического строя. Они выдвигали иные, чем уклассиков, модели социально-экономического устройства общества. Их смелая ибескомпромиссная критика капиталистического общества способствовалаформированию социалистических идей. [2;16]
Основоположником критического направления политическойэкономии по праву считается Жан Шарль Деонар Симонд де Сисмонди /1773-1842/ — швейцарский историк и экономист. Он занимает своеобразное место в историиэкономической мысли. Это своеобразие выразилось в том, что в его научномтворчестве четко прослеживаются два периода. На первом из них он выступил какревностный последователь А.Смита, а на втором – как не менее ревностныйпротивник учения классической школы и как основатель нового научногонаправления – экономического романтизма, явившегося выражением идеологии мелкойбуржуазии.
Целью данной контрольной работы является изучение жизни иисследование трудов экономиста – мыслителя Жана Шарля Деонара Симонда деСисмонди
Основными задачами контрольной работы – это понятие того,чего же в нем было больше экономиста, историка, ученого, политика, его лепта вразвитие теории экономических учений, изучение его идей и теорий.

1. Биография
 
9 мая 1773 г. в окрестностях Женевы родился Жан-Шарль ЛеонарСимонд де Сисмонди (Jean-Charles Leonard Simonde de Sismondi). Его предки —выходцы из Северной Италии. Долгое время они жили во Франции, а затем, спасаясьот религиозных преследований, приняли кальвинизм и переселились в Женеву. ОтецЖана-Шарля стал даже кальвинистским пастором. Семья принадлежала к женевскойаристократии и была довольно состоятельной. Надо сказать, что в XVIII в. Женевабыла независимой крошечной республикой, связанной с остальными кантонамиШвейцарии лишь формально. Ведь население ее, в основном, было франкоязычное.Образование Сисмонди получил в духовном кальвинистском колледже, а затемпродолжил в университете, обучение в котором, по семейным обстоятельствам,вынужден был прервать.
На Европу надвигались бурные времена наполеоновских войн.Не закончив образования, в 18 лет Сисмонди вынужден был уехать в Лион (Франция)и по протекции отца поступить на службу в один из банкирских домов.Сисмонди-старший, вложив в свое время деньги во французские государственныебумаги, потерял их, когда началась революция. Это серьезно подорвало егосостояние. Якобинская революция вскоре дошла до Лиона, а затем захватила иЖеневу, тесно связанную с Францией. Настало время скитаний для семьи Сисмонди.В начале 1793 г. они эмигрировали в Англию, где прожили полтора года. Послевозвращения им снова пришлось бежать — уже в Северную Италию. Но вскоре и онабыла оккупирована французами. Пять лет Жану-Шарлю пришлось управлять фермой вТоскане. Она была куплена на спасенные при бегстве деньги семьи. Это былитрудные годы. Он даже несколько раз побывал в разных тюрьмах, как политическинеблагонадежный. Лишь в 1798 г. семья вернулась на родину, после того, какЖенева стала официально частью Франции. Первый консул Наполеон Бонапартвосстановил там законность и порядок. К этому времени окончательно проявляютсяи формируются способности и склонности молодого Жана-Шарля. Родившись женевцем,он был французом по складу мышления и жизненным интересам. Впрочем, значительнуючасть своих трудов Жан-Шарль посвятил истории и экономике Италии. Он вообщечувствовал себя в этой стране как дома. Кроме итальянского, Сисмонди свободновладел латинским, немецким, английским, испанским, португальским ипровансальским языками. Это был настоящий европеец и космополит, в хорошемпонимании этих слов. [3;106]
 
1.1 Историк или экономист?
 
Он входит в кружок ученых и писателей, которыегруппировались вокруг известного банкира, политика и мыслителя Неккера и егодочери мадам де Сталь, ставшей впоследствии известной писательницей иобщественной деятельницей. Жан-Шарль подолгу жил и работал в имении Неккера,сопровождая мадам де Сталь в путешествиях. Вероятно, именно ее литературныйромантизм оказал сильное влияние на творчество Сисмонди. Он увлекся историей инаписал многотомную «Историю итальянских республик». Затем прочел блестящийкурс лекций по истории литератур романских народов. Конечно же, он не мог неписать. Первым его трудом стала книга о сельском хозяйстве Тосканы. А в 1803 г. он публикует работу по политической экономии — «О коммерческом богатстве», в которойвыступает поклонником, последователем и проповедником идей Адама Смита. В 1813 г. Сисмонди отправился в Париж, где наблюдал падение Наполеона и реставрацию Бурбонов. Этисобытия превратили его из противника в сторонника Наполеона. Ему казалось, чтоновая империя осуществит его весьма туманные идеалы свободы и счастья. Егоприглашают занять кафедру в парижской Сорбонне. Но, отклонив предложение,Сисмонди несколько лет путешествует по Европе. Он собирает материал дляисторических и экономических работ. Посетил он вторично и Англию, где развитиекапитализма привело к разорению крестьян и ремесленников. Это оказало сильноевлияние на Сисмонди, как на критика капитализма и классической политическойэкономии. После Ватерлоо и Венского конгресса (1815 г.) Сисмонди вернулся в Швейцарию, частью которой вновь стала Женева. Главным занятием Сисмондибыла история. Он написал многотомную «Историю итальянских республик» и прочелблестящий курс лекций по истории литератур романских народов. Он побывал такжев Англии и некоторых других странах. В эти годы сложилисьсоциально-экономические идеи Сисмонди, которые он изложил в опубликованной в 1819 г. книге «Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении кнародонаселению». Это главный вклад Сисмонди в экономическую науку. Книгавскоре сделала его экономистом с европейской известностью. В 1827г. Сисмондивыпустил второе издание, где его полемика со школой Рикардо в Англии и школойСэя во Франции еще более заострена. Экономический кризис 1825г. он считалдоказательством своей правоты и ошибочности представлений о невозможностиобщего перепроизводства.
Книга эта, как пишет Сисмонди, возникла не столько врезультате углубленного изучения трудов других ученых, сколько выросла изжизненных наблюдений, которые убедили его в неверности самих основ«ортодоксальной» науки, т. е. учения Смита, как оно было развито, с однойстороны, Рикардо, а с другой — Сэем. Как мы знаем, Рикардо рассматривал всеобщественные явления с точки зрения интересов производства, роста национальногобогатства. Сисмонди заявил, что производство не самоцель, что национальноебогатство, в сущности, не богатство, так как от него подавляющему большинствунаселения достаются жалкие крохи. Путь крупной промышленности гибелен длячеловечества. Сисмонди требовал, чтобы политическая экономия видела за своимиабстрактными схемами живого человека. В 1819г. Сисмонди женился на молодойангличанке. Детей у них не было. Говорят, Жан-Шарль с молодых лет отличалсяредкостной неуклюжестью и неловкостью. Он обладал очень мягким характером,добрым и отзывчивым нравом. Это якобы даже способствовало тому, что онпревратился в ученого-затворника. Но он был верным другом, образцовым супругом,заботливый сыном и братом. И врожденная мягкость совсем не мешала Сисмонди бытьчеловеком принципиальным, а в необходимых случаях — смелым и твердым в своихдействиях. Один из его современников пишет: «Хотя по природе он был несомненночеловек миролюбивый, он не раз вступал в жестокую борьбу, если надо былозащищать честь друга. Сисмонди был связан с одним известным журналом, который поместилстатью, оскорбившую чувства некоего господина, слишком тщеславного своейзнатностью. Он обвинил Сисмонди в авторстве и потребовал, чтобы тот либопризнал это, либо назвал подлинного автора. Сисмонди отказался дать какой-либоответ. Был послан вызов, Сисмонди принял его, выстоял под выстрелом противника,а сам выстрелил в воздух, заявив при этом в первый раз, что он не являетсяавтором статьи. Он вышел из этого смешного конфликта со всеми подобающимибоевыми почестями». [1;99]

2. Идеи, теории…
 
Чтобы понять Сисмонди, надо вспомнить Аристотеля. Великийэллин противопоставлял экономике хрематистику. Экономика — естественнаяхозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение потребностейчеловека. А хрематистика — стремление к безграничному обогащению. Этохозяйственная деятельность не ради потребления, а ради накопления богатства.Достаточно посмотреть современную финансовую статистику чтобы убедитьсянасколько Аристотель был прав! С его точки зрения капитализм — это сплошнаяхрематистика. Идеалом для Сисмонди является не полунатуральноерабовладельческое хозяйство, а патриархальное хозяйство независимых фермеров иремесленников, воплощением хрематистики — не афинские торговцы и ростовщики, аанглийские фабриканты, купцы и банкиры, чьи нравы уже господствуют в его роднойЕвропе. В центр своей теории Сисмонди поставил проблему рынков, реализации икризисов. Он тесно связал ее с развитием классовой структуры буржуазногообщества, с превращением трудящихся масс в пролетариев. Этим он попал в самуюточку: показал исторически развивающееся противоречие, которое превращалось вопасную болезнь. Теория стоимости, капитала и доходов Симонда де Сисмонди вистории экономических учений занимает особое положение. В своих экономическихвоззрениях он определяет стоимость товара трудом. Прибыль он рассматривает, какдоход капиталиста, являющийся вычетом из продукта труда рабочего. Он прямоговорит об ограблении рабочего при капитализме, подчеркивая эксплуататорскуюприроду прибыли. Покупательная способность пролетариев крайне низка иограничивается небольшими количествами предметов первой необходимости. Междутем их труд способен производить всё больше и больше товаров. Внедрение машинлишь усиливает диспропорцию: они повышают производительность труда и,одновременно, вытесняют рабочих. Внутренний рынок с развитием капитализмасужается. Во-первых — сокращается доход рабочих. Во-вторых, при найме рабочихкапиталисты всегда могут нанять более сговорчивых рабочих из числа безработных.Страны, бывшие внешним рынком для развитых капиталистических стран, развиваясь,сами включаются в погоню за внешние рынки сбыта. Наступит момент, когда внешниерынки для стран развитого капитализма исчезнут. Следовательно, капитализм несможет развиваться — ему внутренне присущи кризисы перепроизводства. Основнойпричиной кризисов Сисмонди считал несоответствие производства и потребления.Если продукты покупаются на доходы, то превышение производства над доходамиозначает и превышение над потреблением, и должно привести к кризисам.
Проблеме экономических кризисов посвящено огромноеколичество работ по политической экономии. Но труды Сисмонди не затерялись. Онне разрешил проблему кризисов, но привлёк к ней внимание (еще в 1819 г.). Для Рикардо и его последователей экономический процесс был бесконечной серией состоянийравновесия, их интересовали именно эти состояния, а переходы они в сущностиигнорировали. Сисмонди же заявил, что эти переходы представляют собой негладкое приспособление, а острейшие кризисы, механизм которых как раз и важендля науки.
Модель Сисмонди заключается, грубо говоря, в следующем.Поскольку движущей силой и целью производства является прибыль, капиталистыстремятся получить как можно больше прибыли из своих рабочих.
Вследствие естественных законов размножения (Сисмонди восновном следовал Мальтусу) предложение труда хронически превышает спрос, чтопозволяет капиталистам удерживать зарплату на голодном уровне. Чтобы прожить,рабочие вынуждены работать, как отмечал Сисмонди, 12-14 часов в сутки.Покупательная способность этих пролетариев крайне низка и ограничиваетсянебольшими количествами предметов первой необходимости. Между тем их трудспособен производить все больше и больше товаров. Внедрение машин лишьусиливает диспропорцию: они повышают производительность труда и одновременновытесняют рабочих. В результате неизбежно получается, что все большеобщественного труда занято производством предметов роскоши богатых. Но спроспоследних на предметы роскоши ограничен и неустойчив. Отсюда почти безпромежуточных звеньев в логике Сисмонди выводит неизбежность кризисовперепроизводства. Отсюда же вытекают и рецепты, которые дает Сисмонди.
Общество, в котором существует более или менее «чистый»капитализм и преобладают два класса — капиталисты и наемные рабочие, обреченона жестокие кризисы. Спасения Сисмонди ищет, подобно Мальтусу, в «третьихлицах» — промежуточных классах и слоях. Только для Сисмонди, в отличие отМальтуса, это прежде всего мелкие товаропроизводители — крестьяне, кустари,ремесленники. Это был заметныйшаг вперед в политэкономии. В связи с этим Сисмонди уже в 1819 году в работе«Новые начала политической экономии» высказывает мысль, абсурдную дляпредставителей классической политической экономии, что «народы… могутразоряться не только оттого, что тратят слишком много но и оттого, что тратятслишком мало». Ведь согласно воззрениям и Смита и Рикардо, именнобережливость и накопление представляют собой ключ к богатству нации. Как мы ужеотмечали, парадокс заключается в том, что представление Сисмонди о перманентныхкризисах перепроизводства при капитализме вытекают из посылки именноклассической политической экономии — положения А. Смита, что годовой продуктнации представляет собой сумму прибыли, заработной платы и ренты, которые тратятсяна потребительские товары. Вслед за Смитом, Сисмонди игнорирует тот факт, чтогодовой продукт включает в себя и средства производства, причем с ростомнакопления капитала потребности хозяйства в средствах производства создаютособый рынок, в определенной степени независимый от рынка потребительскихтоваров. Более того, в периоды экономического подъема темпы ростапроизводительного потребления превышают темпы роста личного потребления.Игнорирование этого положения стало причиной выводов Сисмонди о неизбежностипостоянных кризисов перепроизводства при капитализме. Деньги Сисмонди трактуеткак необходимый продукт развития товарно-денежных отношений и считает, что,являясь продуктом труда, они имеют свою внутреннюю стоимость. Он видит разницумежду бумажными и кредитными деньгами. У него есть замечания об обесцениваниибумажных денег и характеристика инфляции как результата переполнения сферыобращения излишними бумажными деньгами. Правда, истинной сущности и функцийденег он не понимает, рассматривая их лишь как средство облегчения обмена.Сисмонди считал, что причинами возникновения неравенства является конкуренция инаемный труд. Свободная конкуренция сталкивает интересы товаропроизводителей, ипоэтому ее следует законодательно ограничивать. Сисмонди не искал регуляторовзаработной платы в «естественных» законах природы, как Рикардо иМальтус, тем не менее он принимал господствующее в экономической литературеположение, что заработная плата рабочих стремится к прожиточному минимуму.Причину такого положения Сисмонди видит в специфических капиталистическихотношениях, в стремлении капиталистов «выжать» как можно большеприбыли из своих рабочих. Возможность же сведения заработной платы к минимуму уСисмонди связана с процессом вытеснения труда машинами, то есть с ростомбезработицы, которая вынуждает рабочих наниматься за меньшую заработную плату.Отсюда видно, что отрицая закон народонаселения Мальтуса, Сисмонди не отрицалналичия связи между ростом населения и заработной платой. Не случайно Сисмондипредлагал ограничить рост населения рамками дохода семьи. По мнению экономиста,государство должно руководить процессами производства и распределения богатствав интересах мелкого производителя. Сисмонди требовал широкого вмешательствагосударства в экономику. Он предлагал ряд мер, в то время казавшихся опасносоциалистическими, но теперь вполне приемлемых: социальное страхование иобеспечение для рабочих, участие рабочих в прибылях предприятий и т. п. Этиразделы книги Сисмонди актуальны и сегодня. [4;201]
Романтик-экономист даже разработал социальные программыреформ по улучшению экономического положения рабочего класса. Хотя он ни в коеймере не был социалистом и отрицательно относился к утопиям. Но сама эпохапридала его критике капитализма весьма социалистический характер. Сисмондиоказался поневоле родоначальником мелкобуржуазного социализма, как во Франции,так, в какой-то мере, и в Англии. Маркс и Энгельс отметили это уже в 1848 г. в «Манифесте Коммунистической партии». Кстати, экономические взгляды ученого были воспринятынародниками, отстаивавшими особый, некапиталистический путь развития России.Народники заявляли, что капитализм в России не может и не должен развиваться,так как народ слишком беден, чтобы потреблять массы товаров, которые будутпроизводиться капиталистическими предприятиями.
Народники высказывались за то, чтобы Россия пошла «особым»путем развития: к социализму, минуя капитализм, через мелкое кустарноепроизводство и крестьянскую общину. Они, по существу, повторялимелкобуржуазные, утопические идеи Сисмонди, который предсказывал крахкапитализма от «недопотребления» и возлагал надежды на кустарей и крестьян.Романтик Сисмонди считал, что политическая экономия за своими абстрактнымитеориями должна видеть живого человека. Он считал политическую экономию, преждевсего, нравственной наукой. И основой ее должен быть именно человеческийфактор. Для него характерна абстрактная трактовка нравственных категорий(«свобода», «счастье» и др.). Согласно ей и изучение истории должно служить дляизвлечения практических уроков.
 Свою систему экономических взглядов Сисмонди изложилв книге «Новые начала политической экономии» В этом труде он изложилсобственное видение предмета и метода политической экономии, а также своитеоретические воззрения по поводу ряда кардинальных проблем капиталистическойэкономики. Самим названием своего произведения Сисмонди выразил несогласие сэкономическим учением Рикардо. Прежде всего, он подверг пересмотру определениепредмета политической экономии, предложенное классиками Утверждению классиков,что политическая экономия является наукой о богатстве, он противопоставил своеопределение: предметом этой науки является «материальное благосостояниелюдей, поскольку оно зависит от государства”. Для него политическая экономия –нравственная наука, которая имеет дело не с объективными законами экономики, ас человеком. Она должна изучать самого человека, его потребности и заботы. Своимопределением предмета политической экономии Сисмонди бросил вызов и другомуосновополагающему принципу классической школы – принципу экономическоголиберализма. И ему он противопоставил новый принцип об активном вмешательствегосударства в экономическую жизнь. Свою задачу он видел в том, чтобы показатькак государство должно руководить производством и распределением богатства винтересах всех людей. В этих условиях не должно быть места свободнойконкуренции. Сисмонди применил в соей работе и новый метод исследования.Абстрактно-аналитическому методу классиков он противопоставил метод,предполагающий всестороннее изучение исторического развития страны, т.е., посути, исторический метод. Сисмонди выступил бескомпромиссным критикомкапитализма. Он был одним из первых, кто обратил внимание на тяжелое положениерабочих. Он пришел к выводу, что в капиталистическом обществе формируются двапротивоположных класса – трудящихся и собственников. Этот процесс усиливаетсясвободой конкуренции, в ходе которой разрушается мелкое производство. НоСисмонди не только критикует капитализм, но и разработал проект егореформирования. Если развитие производства в условиях конкурентной борьбыприводит к обострению противоречий, то нет смысла придерживаться идеиэкономического либерализма. Он предлагал обеспечить с помощью государства,возобновить объединение труда и собственности, вернуться к мелкому товарномупроизводству в сельском хозяйстве и промышленности. Но путей реализации этогопредложения он не видел. [6;36]

3. Красивый закат
 
В 1833 г. Сисмонди был избран членом французской Академииморальных и политических наук. Остаток жизни он мирно прожил в своем небольшомимении под Женевой, погруженный в работу над грандиозной «Историей французов».Выпустив 29 томов, Сисмонди всё же не успел довести этот труд до конца. Он опубликовалтакже ряд других исторических и политических работ. Это был неутомимыйтруженик. До последних дней жизни он неизменно ежедневно проводил за письменнымстолом 8 часов, а часто и больше. Его труды составляют 70 томов! Он любилпрогулки и беседы с многочисленными друзьями и гостями, которые частособирались в его доме. Закат жизни знаменитого женевца был таким же ясным исчастливым, как его детство и отрочество. Он умер в 1842 г., в возрасте 69 лет. То благополучие и достаток, которых добились Италия, Франция и Швейцария,стали возможны именно благодаря таким мыслителям и романтикам как Сисмонди. Какбы ни критиковали его учение марксисты, но результат налицо — экономикеразвитых европейских стран можно только позавидовать. Наверное, ученикиСисмонди сделали правильные выводы. Сисмонди пришел к выводу, что производствоне должно быть самоцелью. А национальное богатство, в сущности, не богатство,так как от него подавляющему большинству населения достаются жалкие крохи. И развитиекрупной промышленности — гибельно для человечества. Он опубликовал также ряддругих исторических и политических сочинений. При жизни он считался болееисториком, чем экономистом. Но теперь они потеряли серьезное значение, тогдакак вклад Сисмонди в экономическую науку остается важным и с современной точкизрения. [5;76]

Заключение
 
Работы швейцарского экономиста и историка С. Сисмонди(1773-1842) сыграли заметную роль в истории экономической мысли хотя бы потому,что он первым подверг научной критике экономическую систему капитализма,выступил противником некоторых идей, высказанных представителями классическойполитической экономии. В отличие от последних, в политической экономии он виделне науку о богатстве и способах его увеличения, а науку о совершенствованиисоциального механизма в интересах человеческого счастья.
Касаясьдругих аспектов экономических взглядов Сисмонди, следует отметить, что онотвергал основополагающее положение А.Смита о благотворности своекорыстногоинтереса и конкуренции. У Сисмонди конкуренция имеет гибельные экономические исоциальные последствия: обнищание основной массы населения, экономическиекризисы. Сисмонди считал, что именно наемный труд и конкуренция подрываютоснову равенства в экономических системах, приводят к разрушению балансапроизводства и потребления, поскольку в условиях конкуренции производствоувеличивается без конкретных потребителей. Ситуация усугубляется неравнымраспределением. По мнению Сисмонди, должна существовать граница расширенияпроизводства, которая должна соизмеряться с социальными доводами.
Негативноепоследствие свободной конкуренции, по Сисмонди, заключается и в том, что онаменяет тип народонаселения, приводя к перенаселению. На государство он возлагалреализацию программы социальных реформ, в частности введение социальногообеспечения рабочих за счет предпринимателей, ограничения рабочего дня,установления минимума заработной платы. Это позволяет рассматривать Сисмондикак одного из первых реформаторов, идеи которого в значительной мере реализовалисьв двадцатом веке.
Списокиспользуемой литературы:
 
1.        Агапова И.И.История экономических учений. – М. 2000.
2.        Аникин А. В.Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса.-М.,1999.
3.        Костюк П Историяэкономических учений. – М. 2004.
4.        Партеньев С.А.История экономических учений. – М.2006.
5.         Рындина М.Н.,Василевский Е.Г., История экономических учений, 2003г.
6.         Титова Н.Е.,История экономических учений, 2001г.