Понятие административно – правового статуса граждан РФ

Содержание

Введение
1. Административная правосубъектность индивидуальных субъектов
2. Административно-правовой статус гражданина
3. Способы защиты прав граждан
4. Право гражданина на административную жалобу
5. Право гражданина на судебную защиту
6. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц
Заключение
Список используемой литературы

Введение
В демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами.
Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата – исполнительной власти.
Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.
Административно-правовой статус граждан в РФ определяется Конституцией РФ, конституциями субъектов РФ, текущим административным законодательством.
Административно-правовой статус – это совокупность прав и обязанность граждан обеспечиваемых и гарантируемых административным правом. Выделяется правовой статус гражданина, человека и личности.
Правовой статус состоит из следующих элементов:
1.Структура (правовые элементы статуса): включает в себя
а) гражданство. Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством выражающая в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод.
б) правоспособность;
в) дееспособность;
г) права и законные интересы граждан;
д) обязанности граждан.
2. Содержание. В содержание входит комплекс прав и обязанностей, регламентированных нормами административного права, иначе говоря, содержание правового статуса указывает на определенные правовые связи и отношения между гражданами и государством.
3. Механизм регулирования. Он включает в себя принципы правового положения, гарантии прав и обязанностей, способы их реализации и защиты, ответственность за нарушение прав и несоблюдение обязанностей, т.е. ту совокупность правовых средств, с помощью которых государство определяет и обеспечивает положение гражданина в политической системе общества.
Необходимо обратить внимание на то, что в юридической литературе предпринимались попытки раскрыть правовой статус через элементный состав и т.п. Непременным элементом структуры правового статуса являются права и обязанности граждан, сейчас в этот комплекс включают и законные интересы граждан. Некоторые исследователи категорически возражают против включения в состав правового статуса правосубъектности.
Основные права и обязанностей граждан закреплены в Конституции РФ, в законе о гражданстве, и в определенных административно-правовых нормах. Конституционные права и свободы представляют фундамент всех остальных прав и свобод.
Административные акты закрепляют права и обязанности граждан в государственном управлении, пути и формы реализации, права и обязанности лиц, гарантии и средства защиты прав личности, осуществляемые государственными органами, ответственность граждан за невыполнение своих обязанностей, а также ответственность должностных лиц в сфере нарушения прав граждан. Административно-правовые нормы не только конкретизируют права и обязанности указанные в Конституции РФ, но и обеспечивают в большинстве случаев реализацию этих прав, свобод и исполнение обязанностей граждан. К примеру, право на жилище реализуется посредством административно-правового акта.
1. Административная правосубъектность индивидуальных субъектов

Проблеме административно-правового статуса граждан посвя­щена значительная научная литература. В. И. Новоселов полагает, что гражданином следует считать «лицо (человека), не состояще­го с данным органом управления в трудовых или государственно-служебных отношениях»[1]. Очень ценно, что автор отметил ус­ловность данного понятия: лицо считается гражданином приме­нительно к определенным отношениям, а не вообще. Дело в том, что один и тот же человек (например, госсанинспектор) в одних отношениях выступает как частное лицо (гражданин), в других — как служащий, в-третьих — как представитель власти.
Однако рассматриваемое определение нужно уточнить. Во-первых, речь можно вести об отношениях не только с органом управления, а вообще с любым коллективным субъектом адми­нистративного права. Во-вторых, точнее говорить не о трудовых, государственно-служебных отношениях, а о том, что лицо не яв­ляется участником устойчивых организационных связей, членом определенного коллектива. Таким образом, под гражданином по­нимается отдельное лицо, которое не находится в устойчивых правовых отношениях с данной организацией.
Административно-правовой статус индивидуального субъекта — это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государствен­ного и административного права. Он является составной частью общего правового статуса гражданина. Права и обязанности лич­ности, о которых говорится в административно-правовых нор­мах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние.
«Административно-правовой статус граждан Российской Фе­дерации устанавливается, прежде всего, Конституцией Россий­ской Федерации, актами органов представительной власти. В формировании и особенно в реализации составляющих данный ста­тус прав и обязанностей значительна также роль органов испол­нительной власти»[2]. Правительство, министерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которые предоставляют оп­ределенным категориям лиц льготы, закрепляют процедуры де­ятельности различных инспекций, устанавливают правила (охо­ты, дорожного движения и т. д.).
Составными частями административно-правового статуса ин­дивидуального субъекта являются административная правосубъектность и его реальные права и обязанности, приобретенные в соответствии с нормами административного права. «Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-пер­вых, способность обладания правами и несения обязанностей (пра­воспособность); во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Поэтому иногда правосубъектность называют праводееспособностью»[3]
Административная правоспособность — это способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами административно­го права. Частично она возникает с момента рождения: право на имя, на медицинскую помощь, на бесплатное обеспечение ле­карствами. Будучи в принципе равной, административная пра­воспособность граждан не одинакова. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места жительства, наци­ональности и других демографических факторов. В качестве при­мера можно назвать воинскую обязанность, способность стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния здоровья, гражданства и ряда иных факторов. В настоящее время, когда субъекты Федерации в соответствии со ст. 72 Конституции РФ активно осуществляют административное правотворчество, ад­министративная правоспособность жителей разных регионов имеет определенные различия.
Таким образом, главные особенности административной пра­воспособности заключаются в следующем: 1) она регулируется нормами административного права; 2) ее содержание состоит в регулировании отношений индивидуальных субъектов с субъек­тами исполнительной власти; 3) у конкретных лиц она возникает с момента рождения; 4) для разных лиц она не одинакова по объему.
Административная дееспособность — это способность лица своими действиями осуществлять права, выполнять обязаннос­ти, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.
Административная дееспособность граждан РФ возникает поз­днее их правоспособности, возраст ее наступления законом не установлен. Хочется отметить, что раньше, чем какая-либо иная, у гражданина возникает именно административная дееспособ­ность. Ее частичное появление и последующее увеличение свя­зано с физическим и интеллектуальным взрослением лица. Даже дошкольники могут самостоятельно обратиться к врачу, исполь­зовать право на жалобу, с шести лет ребенок сам реализует пра­во на образование. Комиссия по делам несовершеннолетних вправе направить лицо, которому исполнилось II лет, в специальную школу, а с 16 лет наступает административная дееспособность.
Административная правосубъектность может быть общей и спе­циальной. Соответственно следует различать общий и специаль­ный административно-правовой статус. Каждое лицо обладает общим статусом, который во многом равен для всех, и в то же время может быть субъектом одного или нескольких специаль­ных статусов (студента, работника милиции, жителя закрытого города и т. д.). Во многих случаях специальная (ролевая) право­субъектность просто дополняет общую. Но между ними может быть и более сложное взаимодействие, при котором специаль­ный статус влияет на общий, ограничивая, видоизменяя его. На­пример, статус военнослужащего влияет на такие общие права, как право на образование, на участие в управлении, на жалобу, на свободу передвижения, выбор местожительства.
Административная правосубъектность индивидуальных субъ­ектов непрерывно расширяется. В ее регулировании повышается роль законов. За последние годы федеральными законами граж­данам предоставлено право на оружие, на свободный выбор мес­та жительства, учреждение средств массовой информации и др. Значительно расширены права на судебную защиту, на объеди­нение, на свободу совести.
Законодательство закрепляет обстоятельства, при наличии которых общий, и прежде всего административно-правовой, ста­тус индивидуального субъекта может быть ограничен:
1) чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, сти­хийные бедствия и др.);
2) если это несовместимо с их общественно полезной деятель­ностью (запрещение совместной службы родственников, совме­щения государственной службы с предпринимательской деятель­ностью и т. п.);
3) если без этого невозможно обеспечить государственную без­опасность (режим секретности, пограничный режим и др.);
4) совершение неправомерных действий (лишение правонару­шителей водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т. п.).
В первых трех случаях ограничения непосредственно устанав­ливаются нормативными актами, касаются неопределенного чис­ла граждан и поэтому являются групповыми. А ограничения ад­министративно-правового статуса в связи с совершением неправомерных действий носят индивидуальный характер, пер­сонифицированы, являются мерами принуждения.

2. Административно-правовой статус гражданина
Общий административно-правовой статус индивида принято называть статусом гражданина. До 1992 г. все ученые вслед за законодателем различали три разновидности граждан: граждане СССР (РСФСР), иностранцы и лица без гражданства. Но после распада СССР и образования СНГ положение изменилось. Со­гласно российскому Закону о гражданстве Российской Федера­ции от 28 ноября 1991 г. всех лиц по признаку гражданства необ­ходимо поделить на шесть групп: 1) граждане Российской Федерации; 2) лица с двойным гражданством; 3) почетные граж­дане; 4) граждане «ближнего зарубежья» (республик СНГ, кроме РФ); 5) иностранцы; 6) лица без гражданства. Конечно, внутри каждой из названных родовых общностей есть особенности. Так, административно-правовые статусы постоянно проживающих в России и временно прибывших иностранцев не идентичны.
В настоящее время можно говорить о трех категориях граж­дан России (обычных, почетных и с двойным гражданством), о двух категориях иностранных граждан («ближнего» и «дальнего зарубежья») и лицах без гражданства (апатридах).
В зависимости от степени связанности гражданина при реализа­ции им своих прав можно различать 6 степеней (ступеней) свободы: 1. Полная свобода.
2. Свобода, связанная с обязанностью уведомления субъектов власти (явочный порядок реализации прав).
3. Свобода, связанная с обязанностью регистрировать действия.
4. Свобода, ограниченная обязанностью получать разрешение. Субъект власти обязан рассмотреть заявление, отказ в регис­трации может быть обжалован в судебном порядке.
5. Свобода, ограниченная дискреционными полномочиями власти при выдаче разрешений на осуществление прав.
Правоприменительные акты, принятые на основе дискрецион­ных полномочий, судебному обжалованию не подлежат. А пос­кольку вышестоящие органы во многих случаях вправе отменять акты подчиненных им органов только по мотивам законности, то и обжалование дискреционных актов в административном по­рядке часто не имеет смысла. 6. Полная несвобода.Анализируя законодательство последних лет, нетрудно про­следить, как идет процесс развития прав граждан. Свобода уве­ренно восходит на более высокие ступени. Так, например, право на демонстрации поднялось на вторую ступень свободы, право на предпринимательскую деятельность —с 6 на 2(3 ступень), пра­во заниматься каратэ —с 5 на 1.
С точки зрения механизма реализации, можно выделить пра­ва абсолютные (безусловные) и относительные.
К абсолютным относятся права, которыми лица пользуются по своему усмотре­нию, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их. Это, например, право на админис­тративную жалобу, выбор имени, трудоустройство, пользование публичными библиотеками, получение общего среднего образо­вания.
Реализация абсолютных прав зависит, главным образом или даже исключительно, от воли гражданина.
Относительными следует считать такие права, для реализа­ции которых нужен акт государственного органа. Например, при­каз о назначении на должность, лицензия на осуществление оп­ределенной деятельности. Воля гражданина должна быть опосредована волей субъекта власти, актом применения права. Если взять за основу повод (процессуальное основание) предоставления (признания) права, то можно говорить о правах, которые актом субъекта исполнительной власти:
— признаются, реализуются без заявления лица, имеющего право (назначение стипендии, присвоение военнослужащему оче­редного звания, вещевое обеспечение сотрудников органов внут­ренних дел и т. д.);
— предоставляются (признаются) по заявлению, которое субъ­ект исполнительной власти обязан удовлетворить, если отсут­ствуют предусмотренные юридической нормой основания для отказа (например, назначить пенсию, выдать паспорт, лицензию, принять отставку);
— предоставляются по усмотрению субъекта исполнительной власти, реализующего свои дискреционные полномочия (напри­мер, назначение на государственную должность).
В зависимости от круга лиц, которым права предоставляются, и оснований их возникновения можно различать общие и специ­альные права. Последние чаще всего являются льготами, кото­рые даются по признакам:
а) социально-демографическим (больным, многодетным, вынуж ценным переселенцам и т. д.);
б) общественно полезной деятельности (ветеранам, военнослу кащим, Героям России, государственным служащим и др.).
С учетом территориального фактора льготы могут быть феде­ральными, региональными, локальными. По содержанию различаются следующие группы прав граждан:
1) на участие в государственном управлении. Это права: на государственную службу; на внесение предложений; на получе­ние необходимых документов и информации в установленной форме; организовывать, участвовать, выходить из общественных объединений; пресекать противоправные действия; учреждать газету и др.;
2) на государственное участие, содействие, помощь компетен­тных организаций. Речь идет, например, о праве получать плат­ные блага, получать и пользоваться бесплатными благами (биб­лиотеками и др.), получать организационную (в трудоустройстве, например), техническую, санитарно-эпидемиологическую, меди­цинскую и иную помощь;
3) право на защиту. Основные формы его реализации — адми­нистративная жалоба; жалоба (иск в суд); защита в административно- юридикционном производстве; необходимая оборона (в том числе право на газовое оружие); право на помощь негосудар­ственных организаций (коллегий адвокатов, обществ защиты прав потребителей, профсоюзов и др.).
Среди административно-правовых обязанностей индивидуаль­ных субъектов можно выделить абсолютные и относительные.
Первые не зависят от каких-то конкретных обстоятельств, они безусловно, возлагаются на каждого (соблюдение правил дорож­ного движения, санитарии и т. п.). Относительные обязанности возникают из правомерных действий, направленных на приобре­тение прав и пользование ими (обязанности абитуриента, чита­теля библиотеки, собственника автомобиля и т. д.), и правонару­шений (например, уплатить штраф).

3. Способы защиты прав граждан
Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его легализует, т. е. формули­рует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, ус­танавливает обязанность государственных и общественных орга­нов, должностных лиц в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями граждан, обеспечивает его государственным принуждением, вследствие чего оно стано­вится регулируемым законом, юридическим правом.
Если юридическими нормами закреплено субъективное право граждан, но оно не обеспечено надлежащей защитой, то такие нормы в значительной степени декларативны. Создание скоор­динированной системы гарантий личных прав граждан — необ­ходимое условие становления правового государства.
Обобщенно можно говорить о двух главных направлениях юри­дической защиты личности: 1) от преступлений, деликтов и иных неправомерных действий других граждан; 2) от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти.
Административному праву принадлежит важная роль в защи­те прав граждан от неправильных действий субъектов государ­ственной власти, органов местного самоуправления.
Основными средствами защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности и других ано­малий в деятельности должностных лиц, органов и иных облада­телей властных полномочий являются:
1) создание организационно-правового механизма и повседнев­ная работа уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суда, прокуратуры, государственных инспекций и др.), важнейшей задачей которых является защита правопорядка;
2) существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них есть институты: созданные специально для этой цели (адвокатура); для которых такая деятельность является основной (профсоюзы); а также иные (средства массо­вой информации, партии, религиозные объединения, доброволь­ные общества и т. д.);
3) активная деятельность самих граждан, использующих предо­ставленные им права. Учитывая большую значимость, разнооб­разие форм и наличие большого числа правовых норм, здесь можно выделить и процессуальную защиту. Уголовно-процессуаль­ное, административное и трудовое право достаточно подробно регламентируют права лица, привлекаемого к ответственности, на защиту от предъявленного обвинения, применяемых к нему принудительных мер.
В реальной жизни все названные способы тесно связаны, чаще всего используются одновременно. Гражданин защищает свои права непосредственно сам , либо обращается за содействием к государственным и негосударствен­ным организациям, инициируя их правозащитную деятельность
Основной гарантией прав граждан является деятельность су­ществующих в стране специальных организационно-правовых институтов. Они функционируют как по своей инициативе, так и в связи с поступлением к ним обращений (заявлений, жалоб, ис­ков) граждан. По желанию последних им оказывают юридичес­кую помощь коллегии адвокатов. Участие адвокатов в уголовном и гражданском процессах закреплено рядом законов и широко практикуется в нашей стране. Намного хуже обстоит дело в ад­министративном процессе.
Принятый 30 ноября 1979 г. Закон «Об адвокатуре СССР» ус­тановил, что адвокаты «составляют заявление, жалобы и другие документы правового характера; осуществляют представитель­ство . по делам об административных правонарушениях», они вправе «представлять права и законные интересы лиц, обратив­шихся за юридической помощью, во всех государственных и об­щественных организациях, в компетенцию которых входит раз­решение соответствующих вопросов .»[4] По поручению гражданина адвокат может активно участвовать в решении жилищных, пенсионных, земельных и многих других дел, выступать на стороне виновного или потерпевшего при рассмотрении дел об админис­тративных правонарушениях. К сожалению, адвокатура крайне редко включается в административный процесс.
Ежегодно в государственные и общественные организации поступают миллионы обращений граждан. Их можно группиро­вать по содержанию (пенсионные, налоговые и т. д.), авторам (ин­дивидуальные, групповые), форме (устные, письменные), адре­сатам, делить на первичные и повторные и т. д.
Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения все обращения граждан следует поделить на два типа:
1) административные, т. е. рассматриваемые во внесудебном порядке, в административном процессе;
2) судебные, т. е. рассматриваемые судами в процессе осущес­твления правосудия, в порядке уголовного или гражданского су­допроизводства. Иными словами, ко второму типу относятся об­ращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК, АПК или ГПК. Все остальные жалобы, рас­сматриваемые судьями, являются административными.
Здесь необходимо сделать несколько пояснений. Во-первых, в законодательстве обращения первого типа называются жалоба­ми, но иногда и заявлениями (ст. 109 УПК РСФСР), апелляция­ми. Во-вторых, административные жалобы могут подаваться и в суды. Так, письма граждан по вопросам несвоевременного испол­нения судебных решений, например, о взыскании алиментов, возмещении ущерба поступают в суды, а рассматриваются такие обращения не судом, а судьей, председателем суда в соответст­вии с нормами административного права. Таким образом, адми­нистративная и судебная жалобы различаются, главным обра­зом, не по адресату, а по порядку рассмотрения.
Обращения граждан в суд закон называет жалобами и исками, и общее название — судебная жалоба — является в определен­ной степени условным. Среди них можно выделить жалобы:
— на административные акты, рассматриваемые в порядке ад­министративной юстиции; — по делам частного обвинения; — кассационные.
Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, при­водящими в действие механизм правосудия, результат рассмот­рения которых — акт правосудия, решающий судьбу возбуж­денного жалобой уголовного или гражданского дела.
Право гражданина обжаловать акты субъектов власти — ат­рибут демократического государственного строя. Оно вытекает из особенностей асимметричных, построенных на началах нера­венства сторон, отношений. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право ре­шать вопросы. Опыт развития человеческого общества свидетель­ствует о том, что акты субъектов власти могут быть дефектны­ми, причины которых различны: выбор не самого лучшего варианта, из-за небрежности, пристрастности, некомпетентнос­ти, злоупотребление правом и др. Поэтому в интересах дела пра­во одной стороны решать, использовать власть должно быть урав­новешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра.
Право на жалобу является средством защиты прав и средст­вом укрепления законности, вовлечения граждан в управление. И это одна из форм свободного выражения мнений.
Наряду с названными формами индивидуальной защиты граж­данином своих прав, законодательно закреплены, фактически используются и коллективные формы защиты гражданами прав и интересов. Это коллективные жалобы, забастовки, разнообраз­ные формы публичного выражения мнений (демонстрации, ми­тинги, собрания, пикеты) и др.
Право граждан на защиту значительно расширено в 90-х го­дах. Конституцией РФ закреплено право на международно-пра­вовую защиту, установлен институт уполномоченного по правам человека, право на необходимую оборону получило развитие в праве на оружие, резко увеличились юридические возможности судебного обжалования, возникли новые правозащитные органи­зации.

4. Право гражданина на административную жалобу
Среди административных жалоб по правовым признакам раз­личаются общая и специальная. Порядок рассмотрения общих жалоб регулируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. в редакции от 4 марта 1980 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Осно­вания и порядок производства по специальным жалобам регули­руются специальными нормами, содержащимися в Уставе связи, Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил, КоАП РСФСР и в некоторых иных актах.
Право на общую административную жалобу является абсо­лютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому зна­чимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия. Ему кор­респондирует абсолютная обязанность субъектов государствен­ной власти разъяснять гражданам их право на обжалование, принимать, регистрировать, рассматривать жалобы, давать от­веты заявителям.
Право на жалобу не ограничено по содержанию и по форме. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие работников государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жало­бы — не только незаконные, но и нецелесообразные или амо­ральные деяния. В письмах граждан зачастую речь идет о не­правильном использовании свободы усмотрения, несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости, бестактности, невнимания к критическим замечаниям, использовании устарев­ших приемов в работе, необоснованном выборе площадок для нового строительства и др.
Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов.
Очень широко граждане используют право обжаловать инди­видуальные административные акты. Реже встречаются жалобы о незаконности нормативных актов, хотя такие обращения граж­дан к автору акта или в иной компетентный орган вполне право­мерны.
В юридических нормах говорится об обжаловании действий должностных лиц, государственных и общественных органов. Действующее законодательство и сложившая­ся практика почти не знают ограничений права граждан на об­щую жалобу по содержанию. По форме общая жалоба может быть письменной или устной и даже переданной по телефону, радио, индивидуальной и коллек­тивной. Законодательными актами установлено, что граждане вправе направлять жалобы в компетентные органы управления, депутатам, в прокуратуру, общественные и международные ор­ганизации.
Подача общей административной жалобы не ограничена ка­ким-либо сроком. В законе отсутствуют и количественные огра­ничения права на жалобу. По одному и тому же факту гражда­нин может обращаться много раз в один и тот же, либо в разные органы, одновременно или в разное время.
Еще одно формальное ограничение права на общую админис­тративную жалобу было установлено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 г. «Письменное обращение гражданина, — сказано в нем, — должно быть им подписано с указанием фамилии, имени и отчества и содержать, помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмот­рению не подлежит»[5].
Но на практике не считают анонимными жалобы, если в них указаны фамилия, имя и отчес­тво и адрес заявителя, либо место его работы, учебы, но отсутст­вует подпись. Признается, что фамилия и имя должны указывать­ся обязательно, адрес и место работы (учебы) — альтернативно, т. е. либо то, либо другое, а наличие подписи не обязательно; рассматриваемая норма является общей, а потому она не изменила специальной, например, ст. 110 УПК РСФСР, в ко­торой сказано: «Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого исходит»; в ней не содержится требование указывать имя, отчество, адрес, место работы или учебы; поступившая жалоба должна быть зарегистрирована. Не техни­ческий работник, а руководитель вправе признать ее анонимной и не подлежащей рассмотрению. Он же вправе, если автор пись­ма известен, порекомендовать ему внести в обращение необхо­димые сведения. Если в ходе проверки будет уста­новлено, что автор указал ложную фамилию, адрес и т. д„ то производство по ней должно быть прекращено. Органи­зация, должностное лицо, гражданин, привлекаемые к рассмот­рению жалобы, после того как будет установлено, что она ано­нимна, вправе потребовать прекращения производства по ней. Их отказ дать пояснение, совершать какие-либо действия в этом производстве правомерен, а действия служащих, требующих объяснений, предоставления документов и т. д„ необоснованны. Полезно было бы закрепить правило, что служащие обязаны со­хранять втайне имя и другие данные о заявителе, если он просит об этом.
Общий срок рассмотрения жалоб граждан — один месяц. Из этого правила установлены три исключения.
1. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изуче­ния и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней. 2. Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материа­лов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более, чем на один месяц.
3. Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в центральных органах в 15-дневный, а в местных — в 7-дневный срок. В случае необходимости срок может быть продлен, но не более, чем на 15 дней.
Если два первых исключения связаны с содержанием жалобы, то третье — с ее автором.
Закон четко определил начало течения срока разрешения жа­лобы — со дня ее поступления в государственную или общес­твенную организацию, обязанную решить вопрос по существу. А необходимой ясности в определении момента окончания срока нет. Очень часто на практике таковым считают дату направле­ния ответа заявителю или дату, когда начато исполнение. Полез­но было бы более четко установить, когда можно считать произ­водство по жалобе законченным, учтя при этом то обстоятельство, что исполнение может потребовать длительного времени. В производстве по жалобам граждан выделяются четыре стадии:
1. Первичная обработка. На этой стадии получают письмен­ные, выслушивают устные жалобы, регистрируют их и в пяти­дневный срок обеспечивают первичное движение: определяют кто и как будет работать с жалобой, либо пересылают ее в компетен­тную организацию, уведомляя об этом заявителя.
2. Проверка жалобы. Здесь производится сбор необходимой информации (путем ознакомления с документами, бесед с людь­ми и т. д.), ее анализ, ознакомление с законодательством. Доволь­но часто проверка заканчивается составлением справки, содер­жащей соответствующие выводы. Представляется, что законом следует закрепить право заявителя знакомиться с собранными при проверке жалобы материалами, давать дополнительные по­яснения, заявлять ходатайства.
3. Принятие решения. О принятом решении сообщается заявите­лю, отрицательный ответ должен быть мотивирован. Сообщение может быть письменным или устным. В тех случаях, когда жало­бы не удовлетворяются, ответ всегда должен быть письменным[6]
4. Исполнение принятого решения. Эта стадия факультативна, она существует, если жалоба полностью или частично удовлет­воряется, и помимо принятия по ней решения необходимо совер­шить действия по его исполнению.
Право на специальную административную жалобу, чаще всего является еще одним способом защиты прав, оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, а дополняет его.
Специальная жалоба характеризуется следующими призна­ками:
1) наличием специальных норм, устанавливающих особый по­рядок ее рассмотрения;
2) специальными основаниями для обжалования (приказ руко­водителя, постановление по делу об административном правона­рушении и т. п.), прямо названными в законе;
3) четким определением субъектов права, признанием таковы­ми, как правило, лишь определенных, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей;
4) составлением обязательно в письменной форме, наличием адресатов жалобы (например, ст. 267 КоАП РСФСР, ст. 411 ТК РФ);
5) специальными сроками подачи жалобы;
6) процедурными особенностями в производстве по конкрет­ным видам жалоб;
7) специальными, более краткими, сроками ее рассмотрения.
Сопоставление общей и специальной, предусмотренной КоАП РСФСР, жалоб позволяет выявить их отличия. Во-первых, такая специальная жалоба может быть подана только лицом, привле­ченным к ответственности, потерпевшим или от их имени адвокатом (ст. 250, 266 КоАП РСФСР), а общая жалоба — каждым гражданином. Во-вторых, специальная жалоба данного вида дол­жна быть письменной (ч. 2 ст. 267 КоАП РСФСР), а для общей жалобы форма не установлена. В-третьих, адресатами специаль­ной административной жалобы выступают вышестоящие органы. Круг же адресатов общих жалоб значительно шире. В-четвер­тых, специальная жалоба должна быть направлена адресату в определенный срок (десять дней) со дня вынесения постановле­ния, а для общей сроки не определены. В-пятых, подача в уста­новленный срок специальной жалобы приостанавливает испол­нение постановления о наложении административного взыскания (ст. 270 КоАП РСФСР), обращение же с общей жалобой таких последствий не влечет. В-шестых, специальная жалоба подается через орган, вынесший постановление, который обязан в течение трех суток направить ее вместе с делом по подведомственности (ч. 2 ст. 267 КоАП РСФСР). Общую жалобу гражданин может направить по своему усмотрению прямо одному из многих адре­сатов. В-седьмых, жалоба в порядке производства по делам об административных правонарушениях рассматривается уполно­моченным на то органом в 10-дневный срок. Для разрешения об­щих жалоб законодательством установлены иные сроки.

5. Право гражданина на судебную защиту
Судебный порядок рассмотрения жалоб является надежным способом охраны прав граждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются неправомерными действиями дол­жностных лиц. Это обусловлено тем, что дела рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями, которые независимы, обладают необходимой для разбирательст­ва дел квалификацией, а сама процедура судебного разбиратель­ства наилучшим образом приспособлена для выявления истины.
Жалоба подается в суд по месту жительства гражданина, заяви­тель лично участвует в рассмотрении дела и может активно за­щищать свои интересы, в судебном разбирательстве он выступа­ет стороной, равноправной с другой стороной по делу, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются.
Судебный надзор за законностью административной деятель­ности представляет собой вид государственного контроля. Его специфика состоит в том, что проверка законности дейст­вий органов власти осуществляется органом правосудия только в ходе разбирательства конкретных уголовных, гражданских или административных дел, в особом, процессуальном порядке. В от­личие от органов прокуратуры, суды проверяют законность дей­ствий органов власти только при разрешении гражданских дел по жалобам, искам и при рассмотрении уголовных дел. Суд не может провести проверку актов по своей инициативе.
Отличие судебного надзора от контроля, осуществляемого ис­полнительными органами, состоит и в том, что суд проверяет законность властного акта, а субъекты административной власти часто проверяют и законность, и целесообразность действий. Субъекты контроля наделены широкими возможностями для ре­агирования на нарушение законности, а суд вправе только отме­нить или изменить незаконный акт, взыскать ущерб, вынести частное определение или возбудить уголовное дело. Надзор яв­ляется разновидностью контроля, он состоит в проверке только законности действий, его можно понимать как контроль за за­конностью.
Все формы судебного надзора за законностью административ­ных актов следует разделить на прямой и косвенный надзор. В тех случаях, когда суд специально рассматривает жалобы граж­дан, его основной задачей является проверка законности актов, которые он вправе отменить, изменить (прямой надзор). При рас­смотрении уголовных, гражданских, административных дел суд (судья) проверяет все обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе и законность административных актов, но не вправе отменить, изменить их (косвенный надзор). В этом случае неза­конность акта учитывается при вынесении приговора, решения, постановления, а также служит основанием для частного опре­деления.
Рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц и органов исполнительной власти — это административная юстиция или правосудие по административным делам. Админис­тративная юстиция в Российской Федерации характеризуется следующими особенностями: 1) это — разрешение спора между гражданином и субъектом власти о законности действий последнего; 2) споры разрешаются обычными судами; 3) порядок рассмотрения дел регламентируется нормами ГПК РСФСР1 и АПК РФ.
В настоящее время следует различать два способа судебного об­жалования: 1) по общему праву и 2) на основе специальных норм. Соответственно есть общие и специальные судебные жалобы.
Судебные жалобы граждан можно различать и по адресатам: в суды общей юрисдикции, в арбитражные и конституционные (уставные) суды.
Обжалование по общему праву в суды общей юрисдикции рег­ламентируется Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями и дополнениями, внесенны­ми Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.).
В соответствии с законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного само­управления, учреждений, предприятий, общественных объеди­нений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых: — нарушены права и свободы гражданина; — созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; — незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме тех, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судеб­ного обжалования.
Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (реше­ния), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в районный, городской суд, либо к вышестоящему в порядке под­чиненности органу, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Он (оно) обя­зан рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано, или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жало­бой в суд.
По закону жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина уполномоченным представителем общественной ор­ганизации, трудового коллектива.
Жалоба направляется по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения ответ­чика.
В таком же порядке военнослужащий вправе обратиться в во­енный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его пра­ва и свободы.
Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение об­жалуемого действия (решения).
Для обращения в суд установлены следующие сроки: — три месяца со дня, когда гражданину стало известно о на­рушении его права; — один месяц со дня получения гражданином письменного уве­домления об отказе вышестоящего органа, объединения, должност­ного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения ме­сячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.
Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить тре­бование гражданина, отменяет применение к нему меры ответ­ственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.
Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.
Судебное обжалование на основе специальных норм — исклю­чение из судебного обжалования по общему праву. В установлен­ных специальными нормами случаях жалобы тоже направляют­ся в суд, но процедуры их подачи и рассмотрения отличаются некоторым своеобразием. Так, КоАП РСФСР установлено, что жалоба на постановление о наложении штрафа в администра­тивном порядке может быть сразу направлена в суд; подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение пос­тановления (ст. 266—270).
Специальные жалобы в арбитражные суды гражданами по­даются, если установленный федеральным законом для опреде­ленной категории дел досудебный (претензионный) порядок уре­гулирования споров между сторонами соблюден (ст. 4 АПК РФ).
Граждане могут обращаться в Конституционный Суд РФ в со­ответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», принятого 24 июня 1994г. [7] Статьи 96—100 данного закона урегулировали осо­бенности рассмотрения дел по жалобам на нарушения конститу­ционных прав и свобод граждан.
Правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуаль­ной или коллективной жалобой обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан. По ито­гам рассмотрения такой жалобы Конституционный Суд прини­мает одно из следующих решений (ст. 100): «1) о признании закона либо отдельных его положений соот­ветствующими Конституции Российской Федерации; 2) о признании закона либо отдельных его положений не соот­ветствующими Конституции Российской Федерации».
В случае, если Конституционный Суд признал закон, приме­няемый в конкретном деле, не соответствующим Конституции, данное дело в любом случае подлежит пересмотру компетент­ным органом в обычном порядке.
6. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц
Одной из форм судебной защиты является предусмотренное Конституцией РФ право граждан на возмещение ущерба, причи­ненного незаконными действиями государственных и обществен­ных организаций. В ст. 1069 части второй Гражданского кодекса РФ установлено: «Вред, причиненный гражданину или юриди­ческому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате изда­ния не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответствен­но казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Фе­дерации или казны муниципального образования».
Возложив на организации обязанность возмещать гражданам ущерб, причиненный неправомерным поведением их должност­ных лиц, законодатель создал наиболее благоприятные условия для защиты нарушенных имущественных прав. Ответственность наступает, если: а) совершено противоправное действие; б) причинен имущественный вред; в) существует причинная связь между неправильными дей­ствиями и вредом; г) ущерб наступил по вине учреждения, органа. Служебными признаются действия, которые совершены по службе в связи с выполнением возложенных на работника обя­занностей. Некоторые должностные лица (например, работники милиции) должны выполнять возложенные на них функции всегда и везде. Поэтому их действия признаются служебными, даже если они совершены во внерабочее время, но в интересах службы.
Под служебными следует понимать также действия, совершен­ные работником организации с использованием внешних атрибу­тов должностного лица (удостоверение, форма, жезл регулиров­щика, огнестрельное оружие и т. д.), путем злоупотребления служебными полномочиями, превышения власти, использования своего служебного положения.
Имущественная ответственность государства за ущерб, при­чиненный гражданину незаконными действиями органов дозна­ния, предварительного следствия, прокуратуры и суда, является специальной. Она наступает в строго определенных случаях на­рушения закона: при осуждении (1); привлечении к уголовной ответственности (2); применении в качестве пресечения заклю­чения под стражу (3); наложении административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (4).
Статья 1070 части второй Гражданского кодекса РФ устанав­ливает ответственность за вред, причиненный незаконными дей­ствиями органов дознания, предварительного следствия, проку­ратуры и суда:
«1. Вред причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключе­ния под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложе­ния административного взыскания в виде ареста или исправи­тельных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
2. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предва­рительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении пра­восудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена при­говором суда, вступившим в законную силу».
В этом случае имущественная ответственность наступает не­зависимо от вины должностных лиц (такое правило не распрос­траняется на судей). Специальный характер ответственности подтверждается и тем обстоятельством, что причиненные гражда­нину убытки возмещаются за счет средств государственного (му­ниципального) бюджета. Возмещению подлежат:
1) заработок и другие трудовые доходы, являющиеся основ­ным источником средств существования гражданина, которых он лишился в результате незаконных действий;
2) имущество конфискованное, изъятое, взысканное, обращен­ное в доход государства;
3) суммы, выплаченные гражданином юридической консуль­тации за оказание юридической помощи, для возмещения судеб­ных издержек, а также иные суммы, выплаченные в связи с не­законными действиями.
Гражданину выдается пенсия или пособие за все время, в те­чение которого они незаконно не выплачивались. Одновременно восстанавливаются трудовые, пенсионные, жилищные права по­терпевшего. По просьбе пострадавшего следственные органы прокуратура, суд обязаны в месячный срок письменно поставить в известность трудовой коллектив или общественные организа­ции по месту жительства об оправдывающем гражданина реше­нии.
Материальным основанием наступления ответственности яв­ляется незаконный акт следственных, прокурорских, судебных органов или судьи и реальный вред, причиненный им. Но для решения вопроса о взыскании ущерба необходимо еще и процес­суальное основание— акт компетентного органа об отмене неза­конного акта, о прекращении уголовного или административного дела.
Орган дознания предварительного следствия, прокуратура, суд в месячный срок со дня обращения гражданина выносят поста­новление, которым определяют размер ущерба. Их действия по­терпевший может обжаловать соответственно прокурору или в вышестоящий суд. А если требование о восстановлении трудо­вых, пенсионных, жилищных прав не удовлетворено полностью или частично, гражданин вправе обратиться в суд в порядке ис­кового производства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Административно-правовой статус гражданина является частью общего правового статуса, который регламентируется гл. 1 и 2 Конституции РФ, а также специальными нормативно-правовыми актами по вопросам статуса гражданина. В состав правового статуса гражданина многие авторы включают различные элементы: права, обязанности, ответственность, правоспособность, гарантии. В науке нет единого мнения по определению правового статуса личности. Правовой статус гражданина, складывается из трех основных элементов: прав, обязанностей и ответственности. В новом Федеральном законе о гражданстве последнее определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Глава 5 нового Кодекса РФ об административных правонарушениях является первой по счету главой Особенной части Кодекса (его раздела II), ее название – “Административные правонарушения, посягающие на права граждан”. В этом ее первостепенное место в числе других глав Особенной части.
К правам и свободам граждан, об ответственности за нарушение которых идет речь в рассматриваемой гл. 5 Кодекса, относятся: права граждан на участие в выборах и референдумах (ст. 5.1-5.25), право на свободу совести и вероисповедания (ст. 5.26), трудовые права граждан (ст. 5.27-5.34, 5.40), права несовершеннолетних (ст. 5.35-5.37), право на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования (ст. 5.38), право на получение информации (ст. 5.39), право на социальную помощь при погребении (ст. 5.41), права инвалидов (ст. 5.42-5.43) и право на социальное страхование (ст. 5.44). Почти все права из приведенного перечня относятся к ряду основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина, закрепленных ст. 32, 28, 37, 31, 24, 39 и другими статьями Конституции РФ. Это лишний раз подчеркивает значимость данных общественных отношений, охраняемых нормами административной ответственности. КоАП РФ
Если рассмотреть структуру гл. 5 КоАП РФ более детально и сопоставить со структурой действовавшего до 1 июля 2002 г. Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, то можно сделать вывод о том, что основная часть норм рассматриваемой главы перенесена из старого Кодекса в новый с незначительными редакционными поправками. Так, в гл. 5 справедливо помещены: ст. 5.26 (соответствующая содержанию ст. 193 КоАП РСФСР) “Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях”; ст. 5.35 (ст. 164 КоАП РСФСР) “Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних”; ст. 5.36 (ст. 193-1 КоАП РСФСР) “Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей”; ст. 5.37 (ст. 193-2 КоАП РСФСР) “Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью” и ст. 5.38 (ст. 166-1 КоАП РСФСР) “Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании”. Это обусловливает новые акценты в определении сущности и объекта данных правонарушений – они не просто нарушают установленный законом порядок управления, а прежде всего посягают при этом на важнейшие права и свободы человека и гражданина.
Из 44 статей гл. 5 более половины – 25 статей – посвящены административной ответственности за нарушение законодательства РФ в сфере отношений, связанных с выборами (избирательных отношений), а также организацией и проведением референдума. Обновление за последние годы федерального законодательства о выборах и референдумах обусловило и развитие норм об административной ответственности за нарушение требований и запретов, установленных названным законодательством.
Другим достаточно крупным блоком правовых норм в гл. 5 КоАП РФ являются нормы об административной ответственности в области трудовых отношений. Блок этих норм претерпел значительные изменения в связи с одновременными разработкой и принятием Трудового кодекса РФ. Рассмотрение составов административных правонарушений, закрепленных в гл. 5 нового КоАП РФ , позволяет сделать вывод о существенном расширении перечня составов административных правонарушений в сфере защиты прав граждан, в частности трудовых, и о качественном изменении правовых норм в плане усиления гарантий защиты и охраны прав граждан не только в политической (избирательных прав), но и в социально-экономической сфере, прав работников предприятий, учреждений, организаций, несовершеннолетних, инвалидов и других категорий граждан.
Можно предполагать, что обновленный с принятием КоАП РФ правовой механизм защиты прав граждан путем привлечения виновных лиц к административной ответственности будет работать более четко и слаженно, чем раньше.

Список используемой литературы
1) Административное право, учебник, Бахрах Д.Н., изд. БЕК 1997 год, Москва
2) Административно-правовой статус граждан в России, учебное пособие, Бахрах Д. Н. 1998 год, Екатеринбург
3) Новоселов В. И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976; С. 17.
4) Гражданин и аппарат уп­равления. Т. 1. М., 1982. Т. 2. М., 1984; и др.
5) Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1. М., 1994. С. 80, 81.
6) Салищева Н.Г. Проблемы административного процесса / В сб.: Институты административного права России. М., 1999. С. 227-232
7) Известия. От 04.02.1988г.
8) Конституция Российской Федерации
9) Административный Кодекс Российской Федерации
10) « Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года
11)СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2398. ‘ СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
12)Бюллетень Вер­ховного Суда РСФСР. 1986. № 9. С. 3). ‘ ВВС СССР. 1979. № 49. Ст. 846; См. также: ст. 250 КоАП РСФСР.
13) www.garweb.ru
[1] Новоселов В. И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976; С. 17.
[2] Гражданин и аппарат уп­равления. Т. 1. М., 1982. Т. 2. М., 1984; и др.
[3] Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1. М., 1994. С. 80, 81.
[4]Высшие судебные инстанции неоднократно разъясняли судебным органам, что отказ выполнить неправомерное требование должностного лица не может рассматриваться как деяние, влекущее ответственность. (См.: Бюллетень Вер­ховного Суда РСФСР. 1986. № 9. С. 3). ‘ ВВС СССР. 1979. № 49. Ст. 846; См. также: ст. 250 КоАП РСФСР.
[5] Известия. 1988. 4 февр.
[6] В 1979 г. во Франции был принят Закон «О мотивации административных актов». В нем сказано: «Ст. 1. Физические и юридические лица имею ‘право быть немедленно информированы о мотивах вынесения затрагивающих их индивиду­альных управленческих решений, влекущих для них неблагоприятные последст­вия . Ст. 3. Требуемая настоящим Законом мотивация должна быть письменной и содержать изложение юридических и фактических обстоятельств, составляю­щих основу решения». (Французская республика. Конституция и законодательные акты. М., 1989. С. 367).
[7] СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2398. ‘ СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.