Содержание
Введение
1. Финансирование в туризме
1.1 Понятие, виды и цели финансирования1.2 Финансированиеи экономическая деятельность туристской сферы в РФ1.3 Источникифинансирования туристской сферы2. Оценкахозяйственной деятельности и финансового состояния ООО «ЛайтТур»2.1 Общаяхарактеристика ООО «ЛайтТур»2.2 Оценкахозяйственной деятельности и финансового состояния ООО «ЛайтТур»2.3 ФинансированиеООО «ЛайтТур»3. Рекомендацииоптимизации функционирования ООО «ЛайтТур»ЗаключениеСписоклитературы
Введение
Финансирование- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами всего хозяйства страны, регионов,предприятий, предпринимателей, граждан, а также различных экономических программи видов экономической деятельности.
Особую роль финансированиеиграет для туристской индустрии.
В России влияниетуристской индустрии на экономику страны пока незначительно — финансирование туризма:производится по остаточному признаку. Фактическое отсутствие полноценного функционированиятуристской отрасли приводят к тому, что Россия теряет миллиарды рублей, которыемогли бы поступить в бюджет страны в случае увеличения туристского потока. Несмотряна свой колоссальный туристский потенциал, страна занимает весьма скромное местона мировом туристском рынке, менее 1,5% мирового туристского потока. Среди туристскихпредприятий РФ присутствуют 350 зарубежных компаний, которые занимаются в основномвыездным туризмом, способствуя вывозу капитала из страны.
Актуальность даннойкурсовой работы заключается в том, что туризм является одной из крупнейших высокодоходныхи наиболее динамичных отраслей мировой экономики. По данным Всемирной туристскойорганизации в отрасли туризма задействовано около 9,4% мирового капитала, обеспечиваетсякаждое 16-е рабочее место, а также на нее приходится 11% мировых потребительскихрасходов и 5% всех налоговых поступлений.
Цель курсовойработы рассмотреть финансирование в рамках туристической сферы, а также анализ фактическогосостояния предприятия, который включает в себя оценку хозяйственной деятельностии финансового состояния предприятия.
Задачи курсовойработы состоят в следующем:
1. Рассмотреть понятиефинансирования, его виды, источники, цели и направления;
2. Рассмотреть финансированиев туристской сфере;
3. Оценка хозяйственнойдеятельности и финансового состояния предприятия (в данном случае туристическаяфирма «ЛайтТур»);
4. Разработать рекомендацииоптимизации функционирования тур. Фирмы «ЛайтТур».
Объектом исследованияявляется туристская фирма «ЛайтТур», которая является коммерческой организацией.
Данная курсоваяработа имеет следующую структуру: введение, 3 главы, заключение, список литературы.
1. Финансированиев туризме
1.1 Понятие,виды и цели финансирования
Финансирование — обеспечение необходимыми финансовыми ресурсамизатрат на развитие предприятий, отраслей, экономики в целом, социальной сферы, регионов,на обеспечение национальной обороны страны и развитие других сфер жизни общества.Осуществляется за счет средств предприятий, бюджетов различных уровней, внебюджетныхфондов, частных инвесторов, других источников. Объем финансирования определяется на основезапланированных расходов и источников их обеспечения. На коммерческих предприятияхфинансовые ресурсы и финансовые взаимоотношения отражаются в бизнес-плане предприятия.Расходы на текущее содержание и на расширение деятельности учреждений и организаций,состоящих на сметном финансировании, осуществляются в основном за счет средств федеральногоили муниципального бюджетов, а также бюджета субъекта Федерации.В зависимости от предметно-целевого назначения денежных средстворганизаций различают виды финансирования: заработной платы; приобретения предметовдлительного пользования; аренды; транспортных расходов; капитального ремонта; капитальногостроительства; прочих текущих расходов.Финансирование организуется на принципах: плановости; целевойнаправленности средств; безвозвратности ассигнований, выделяемых из бюджетов всехуровней; расходования средств в соответствии с бизнес-планом предприятия или сметойорганизаций; соблюдения режима экономии. Принцип плановости означает, что финансовыересурсы предусматриваются в соответствующих бюджетах, внебюджетных фондах, бизнес-планахкоммерческих предприятий, сметах бюджета организаций, финансовых планах общественныхорганизаций и других хозяйственных структур. Принцип целевой направленности предполагаетиспользование денежных средств на предусмотренные планом конкретные цели и объекты.Принцип безвозвратности означает, что предоставляемые регионам, предприятиям, организациямфинансовые ресурсы (субсидии, дотации, инвестиции) непосредственно ими не возмещаются,в чем состоит отличие бюджетного финансирования от кредитования, основанногона возврате полученного заемщиком на определенный срок средств с уплатой процентовза пользование кредитом. Принцип расходования средств в соответствии с бизнес-планомпредприятия или сметой организаций предполагает выделение финансовых ресурсов лишьпри освоении ранее полученной сумм. Принцип соблюдения режима экономии означаетправильное и рациональное расходование денежных средств, строгое соблюдение финансовойдисциплины, установленных норм и нормативов.Для рыночной экономики характерна множественность источниковфинансового обеспечения производственных затрат и мероприятий по развитию производства.В целом они подразделяются на 3 группы: собственные средства предприятий; кредитыкоммерческих банков; ассигнования из бюджетов.Структура источников финансирования не стабильна. Онаизменяется в процессе развития экономики, финансирования и денежно-кредитнойполитики государства. В условиях развития рыночных отношений и перехода на коммерческийрасчет и самофинансирование основным источником финансирования являются собственныесредства предприятий. За последние годы возросла роль коммерческого кредита, снизиласьдоля бюджетных ассигнований в источниках финансирования текущих и капитальныхзатрат.Цели финансирования:
Финансирование— выделение средств или ресурсов для достижения намеченных целей. Если целью финансированияявляется получение прибыли — тогда финансирование превращается в инвестирование.Если целью прибыль не является — это не инвестирование.
· предпринимательскаядеятельность
· непредпринимательскаядеятельность
· получение прибыли(инвестирование)
· не получение прибыли(достижение какой-то цели)Виды финансирования:1) Возмездное(платное):— заём – вид обязательственных отношений, договор, в силу которогоодна сторона (Займодавец) передаёт в собственность другой стороне (Заёмщику) деньгиили другие вещи, определённые родовыми признаками (например: числом, весом, мерой),а заёмщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) илиравное количество других полученных им вещей того же рода и качества;— кредит – это передача кредитором заемщику денежных средствили иных материальных ценностей на определенный период, с выплатой заемщиком процентаза пользование ссудой. Кредитные отношения как с юридической, так и с экономическойточки зрения регулируются правовыми и нормативными актами.2) Безвозмездное (бесплатное):— дарение – безвозмездная передача своего имущества, какого-либопредмета другому лицу. Дарение является одним из гражданских прав субъекта, гражданина.Данное право обеспечивается действующим законодательством государства;— субсидия – пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемоеза счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическими физическим лицам, местным органам власти, другим государствам;— субвенция – вид денежного пособия местным органам власти со стороныгосударства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотацииподлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленныеранее сроки;— дотация – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмезднойи безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;— грант – безвозмездная субсидия предприятиям, организациями физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или другихисследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели споследующим отчетом об их использовании;— ссуда — безвозмездная передача индивидуально-определённой вещи впользование на определённый срок. Соответственно, возврату подлежит та же самаявещь, и право собственности на вещь в период её использования ссудополучателем сохраняетсяза ссудодателем.1.2 Финансирование и экономическая деятельность туристской сферы в РФ
Экономическаядеятельность в отрасли туризма заключается в обеспечении эффективного использованияимеющейся и создания новой материально-технической базы туризма, увеличения валютныхпоступлений в бюджет государства, кооперирования средств субъектов туристской деятельности,занятости населения, удовлетворении его разнообразных потребностей.
Основнымизадачами экономической деятельности субъектов туристской деятельности являются:создание туристского продукта; формирование рынка туристских услуг; совершенствованиеинфраструктуры туризма; предоставление туристских услуг; развитие внутреннего ииностранного туризма.
Доходыот туристской деятельности формируются за счет поступлений от основной деятельности,проживания туристов в гостиницах, мотелях и кемпингах (гостиничный сбор), обслуживанияпредприятиями питания, транспортного обслуживания, дополнительных услуг, а такжеиных видов
деятельности.
Прибыль(доход) субъектов туристской деятельности подлежит налогообложению на общих основаниях,согласно действующему законодательству РФ. Субъекты туристской деятельности отчисляюти уплачивают налог на прибыль, подоходный налог, земельный налог, налог на добавленнуюстоимость, отчисления в инновационный, пенсионный фонды, фонд социального страхованияи другие.
Организацияиностранного и зарубежного туризма базируется на законодательстве РФ, в том числе,Законе РФ «О внешнеэкономической деятельности» и договорах (контрактах) с иностраннымипартнерами. Субъект туристской деятельности не может самостоятельно предоставлятьтуристские услуги за пределами РФ, а может лишь осуществлять организационные мероприятияпо обеспечению продажи через нерезидента туристского продукта для потребления натерритории Украины и (или) через представительства на территории иностранного государства.
Услугипо туризму считаются экспортируемыми, если их продажа осуществляется за пределамиРФ непосредственно субъектом туристской деятельности через представительства в иностранномгосударстве и (или) через нерезидента, а их предоставление происходит на территорииРФ. Если субъект туристской деятельности осуществляет продажу услуг по туризму натаможенной территории РФ, то есть организует зарубежный туризм, то такие услугиследует считать импортируемыми.
Продажаи предоставление услуг по туризму на таможенной территории РФ является внутреннимтуризмом. В соответствии с Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» по нулевойставке облагаются налогом операции по предоставлению услуг по туризму на территорииРФ в случае их продажи за пределами РФ непосредственно или при посредничестве нерезидентовс применением безналичных расчетов. При этом суммы налога, уплаченные за услуги,стоимость которых относится к составу валовых расходов туристского продукта, включаютсяв налоговый кредит, и возмещаются в порядке, предусмотренном законодательством РФ.Операции по продаже и предоставлению услуг по туризму на таможенной территории РФподлежат обложению по ставке 20%.
Крометого, с целью сохранения природной и историко – культурной среды этими субъектамиможет передаваться в местные бюджеты часть прибыли для ее целевого использования,например, 10% от прибыли уплачивают субъекты туристской деятельности в Московскойобласти за использование памятников архитектуры с целью их экскурсионного посещения(экскурсионно-туристский сбор). Субъектам предпринимательства, предоставляющим туристскиеуслуги, могут устанавливаться также и льготы по налогообложению, кредитованию истрахованию туристской деятельности.
1.3 Источники финансирования туризма в РФ
Главный смысл финансовой деятельности туристического предприятиязаключается в надлежащем обеспечении финансирования.Закон РФ “О туризме” предусматривает следующие источники финансированиятуризма.Туристическая деятельность осуществляется за счет:— собственных финансовых ресурсов субъектов туристической деятельности,денежных взносов граждан и юридических лиц;— заемных финансовых средств (облигационные займы, банковскиеи бюджетные кредиты);— бесплатных и благотворительных взносов, пожертвований предприятий,учреждений, организаций и граждан;— внебюджетных фондов;— средств фонда развития РФ, который формируется за счет отчисленийсубъектов предпринимательства независимо от форм собственности;— иностранных инвестиций;— поступлений от туристических лотерей;— других источников, не запрещенных законодательством РФ.Согласно источников средств финансирования делится на внутреннееи внешнее. Внутреннее финансирование осуществляется за счет средств, полученныхот деятельности самого предприятия: прибыль, амортизационные отчисления, выручкаот продажи или сдачи в аренду имущества. Внешнее финансирование использует средства,не связанные с деятельностью предприятия: вклады собственников в уставный фонд,кредит, обязательства должников, государственные субсидии и т.д.Также различают финансирование за счет собственных и привлеченныхсредств.Важной формой финансирования является кредит – платное предоставлениеденег или иных ценностей взаймы на определенное время. Привлечение кредитных средстврасширяет финансовые возможности предприятия, но одновременно создает риск, связанныйс необходимостью возвращения долгов в будущем и уплаты процентов за пользованиеодолженных средствами.Товарный кредит – это краткосрочный кредит, который одно предприятиепредоставляет другому в товарной форме через отсрочку платежа за поставленную продукцию.Товарный кредит используется в основном как средство расширения сферы рынка и увеличениеобъема продаж услуг или продукции.Аренда – специальная форма долгосрочного кредита, которая предусматриваетпередачу имущества в договорное срочную владение и пользование за приемлемую дляобеих сторон арендную плату.Распространенным в мировой практике разновидностью аренды слизинг, когда арендодатель – лизинговая компания покупает объекты аренды у предприятий-производителейи передает их в аренду на определенных условиях.Финансовая деятельность туристического предприятия характеризуетсястепенью его прибыльности и оборачиваемости капитала, финансовой устойчивости идинамики структуры источников финансирования, способности рассчитываться по долговымобязательствам. Правильная оценка финансовых результатов деятельности и финансово-экономическогосостояния предприятия является первым и наиболее необходимой информацией как дляего руководства и собственников, так и для инвесторов, партнеров, кредиторов, государственныхорганов. Поэтому наиболее важнейшим источником финансирования туристической деятельностипредприятия является прибыль.Прибыль – это та часть выручки, которая остается после возмещениявсех затрат на производственную и коммерческую деятельность предприятия.Прибыль – положительный финансовый результат основной деятельноституристического предприятия. Это – разница между денежными поступлениями и полнойсебестоимости реализованных услуг. Характеризуя превышение поступлений над расходами,прибыль выражает цель коммерческой (предпринимательской) деятельности и беретсяза главный показатель ее результативности (эффективности).Прибыль является основным источником финансирования развитияпредприятия, совершенствования его материально-технической базы, обеспечение всехформ инвестирования. Деятельность предприятия направлена на то, чтобы обеспечитьрост прибыли или хотя бы стабилизацию его на определенном уровне.В зависимости от формирования и распределения различают нескольковидов прибыли.Прежде всего – общая прибыль и прибыль после налогообложения.Общий доход – это доход предприятия, полученный от всех видовдеятельности, до налогообложения и распределения. Такую прибыль иначе называют балансовой.Прибыль после налогообложения, т.е. прибыль, реально поступаетв распоряжение предприятия, имеет распространенное название – чистая прибыль.В последнее время все чаще используют такие понятия, как валовая,операционная и маржинальный доход.Валовая прибыль – это разница между выручкой и производственнымизатратами. Это понятие включает собственно прибыль и непроизводственные расходы(административные, коммерческие).Операционная прибыль равна валовому прибыли за минусом непроизводственныхрасходов (т.е. чистая прибыль).Маржинальный доход характеризует объем выручки от продажи продукцииза минусом переменных затрат. Таким образом, такой доход по величине совпадает сваловым доходом, когда калькулирование осуществляется только с переменными затратами.Основными источниками формирования прибыли туристического предприятияявляются:— прибыль от оказания туристических услуг или от продажи туристическогопродукта (это основная составляющая общей прибыли);— прибыль от внереализационных операций – это прибыль от долевогоучастия в совместных предприятиях, сдачи имущества в аренду, дивиденды на ценныебумаги, поступления с депозитных вкладов, доход от владения долговыми обязательствами,поступления от экономических санкций и т.д.;— прибыль от продажи имущества включает прибыль от продажи основныхфондов (материальных активов, нематериальных активов, ценных бумаг других предприятийи т.д.). Его рассчитывают как разницу между ценой продажи и остаточной стоимостью.
Фонд Развитиятуризма РФ.
ФР туризмаРФ действует с целью формирования централизованного источника средств для объединенияусилий в деле всестороннего развития туристской отрасли РФ, издания и размещениярекламы туристских возможностей государства, создания печатных средств массовойинформации, формирования конкурентоспособного рынка туристских услуг, участия вмеждународных и отечественных мероприятиях по вопросам туризма, реконструкции имодернизации материально -технической
базы отрасли.
Именно,в ФР туризма РФ производятся добровольные отчисления 1% от прибыли, полученной субъектамитуристской деятельности независимо от формы собственности за предоставление туристскихуслуг, которая остается после расчетов с бюджетом, а также кредитных ресурсов, иностранныхи отечественных инвестиций, благотворительных взносов и других поступлений.
СредстваФР туризма РФ поступают на специальный счет Государственный комитет молодежной политики,спорта и туризма РФ, где аккумулируются по регистрационному номеру туристской организации,получившей лицензию, и используются в соответствии со сметой расходов.
СредстваФР туризма РФ используются на размещение рекламы в зарубежных и отечественных изданияхи изготовление рекламной продукции, участие в иностранных международных туристскихбиржах и ярмарках, организацию и проведение рекламных туров для иностранных фирм-потребителей туристского продукта, проведение национальных и международных семинаров,разработку, внедрения и открытия новых туристских маршрутов, видов туристских услуг,предоставления финансовой помощи туристским предприятиям, строительство и реконструкциюматериально-технической базы отрасли, разработку и внедрения нормативно-правовойбазы и другие меры по развитию туризма в РФ.
Неиспользованныев отчетном году средства ФР туризма РФ изъятию не подлежат, а переходят на следующийгод и используются по назначению. Руководство ФР туризма РФ и контроль за своевременными полным поступлением в ФР туризма РФ средств от субъектов туристской деятельности.
2. Оценка хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия2.1 Общая характеристика предприятия
Туристическаяфирма «ЛайтТур» (г. Санкт-Петербург) работает с 2005 года.
ООО «ЛайтТур»в настоящее время успешно функционирует на рынке туризма благодаря:
— Накопленной в течение4 лет клиентской базы.
— Опыту и знаниям сотрудниковв сфере туризма.
— Наработанным связямс представителями туруслуг.
— Выгодному и удобномуместорасположению – почти в самом центре Санкт-Петербурга по адресу: ул. Почтамская,д.23.
Целью компании является организацияпродажи туристских услуг. Под продажей туруслуг подразумевается предложение стандартныхпакетов туруслуг туроператора и все связанные с ним операции, а также предложениеиндивидуальных туров.
ООО «ЛайтТур» приобретаеттуры у туроператора и реализует их потребителю. Турагент добавляет к приобретаемомутуру проезд туристов от места их проживания до первого по маршруту пункта размещения,от последнего на маршруте пункта размещения и обратно.
Главной рыночной ролью туристскогоагентства является соединение поставщиков услуг с клиентами-туристами, порой сильноразобщенных как во времени, так и территориально. Это специфический туристский видбизнеса. Здесь важен правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональныхзнаниях туристского рынка, бизнеса, особенностей и рычагов его развития и управления.
Организационно – правоваяформа предприятия и форма собственности – общество с ограниченной ответственностью.Учредителями являются физические лица.
Компания предлагает целыйкомплекс туруслуг, что является одним из привлекающих потенциальных туристов и путешественниковфакторов.
Во-первых, это организацияразличного вида туров: как стандартных и нестандартных, так и индивидуальных туров.
Стандартными принято считатьтуры, минимальная продолжительность которых 7 ночей. Их можно назвать своего родаэкономтурами.
Нестандартные туры отличаютсясроками: менее или более 7 ночей. В этом случае необходимо рассчитывать тур посуточно.В зависимости от расчета складывается цена, которая, как правило, независимо отколичества дней, выше предложенной на стандартный тур.
Индивидуальными турами считаютсятуры, созданные по желанию клиента. Здесь основным отличием являются не только сроки,но и маршрут, набор дополнительных услуг, особые пожелания клиента, в результатечего, они являются более дорогими.
ООО «ЛайтТур» предлагает различныевиды индивидуальных туров:
· Пляжный отдых. Турыданного вида в любой сезон пользуются большой популярностью, особенно летом, несмотряна разнообразие предлагаемых туров. В 2006 годуих продажа составила более65% от продаж всех туров. А в свою очередь зимой наиболее востребованы поездки нагорнолыжные курорты.
· Экскурсионные туры.
· Тематические туры.Познавательные туры, туры за покупками, свадебные туры. Экскурсионные и тематическиетуры находятся на втором месте по популярности.
· Экотур. Поездки надикую нетронутую природу в такие страны, как Кения, Исландия, Австралия. Как правило,являются дорогостоящим удовольствием, но по впечатлениям превосходят любые другиепутешествия.
Среди направлений, которыепредлагает ООО «ЛайтТур», невозможно выделить основные. В зависимости от сезона,будь то лето, зима, осень или весна, спрос на направления меняется.
Так, летом особо популярнымисреди туристов являются в первую очередь Испания, Кипр, Хорватия, чуть меньше востребованыГреция и Болгария. Зимой туристы большей частью предпочитают Египет, Таиланд, о.Бали, Канарские острова, Мальдивские острова, Доминиканскую республику, ОАЭ, Индию,Кубу. Значительно увеличивается спрос на активные туры, в частности можно выделитьгорнолыжные курорты Австрии, Андорры, Финляндии, Болгарии, Франции и Турции. Чтоже касается весенних и осенних путешествий, туристы больше внимания уделяют такимстранам, как Тунис, Египет, Куба, ОАЭ, Индонезия, о. Боли, Турция, Кипр, Греция.
ООО «ЛайтТур», оформляя турна определенное направление, является посредником между туристом и туроператором,потому как не выполняет функции по комплектации товаров. Первоначальным этапом предоставлениякомпанией услуги по оформлению и продаже тура на определенное направление являетсявыбор туроператора. В настоящее время в результате, приобретения определенного опытаи установления необходимых связей на рынке туристских услуг, руководство даннойкомпании определило для себя ряд туроператоров по направлениям, с которыми осуществляетсявзаимовыгодное сотрудничество, благодаря накопленным скидкам (комиссионным %), уверенностив порядочности данного оператора и его гарантиях.
Таким образом, например, поТурции и Египту рассматриваются предложения компаний «Тез-Тур», «Нева», «Глобус».Как правило, туристы не желают рисковать и омрачать свой отдых, поэтому готовы покупатьболее дорогие и гарантировано качественные пакеты. А агентство, в свою очередь,сотрудничая с одними и теми же операторами, накапливает комиссионный процент. Турыв Испанию предлагает компания «Альфа Лайн», Таиланд предлагают «Вест-Тревел», «ИнтерГальф».
Также компания предлагаетряд сопутствующих услуг:
· Услуги по поиску иподбору тура он-лайн.
· Запрос на индивидуальныйтур он-лайн.
· Бронирование наземныхуслуг: встреча в аэропорту, экскурсионное обслуживание, гиды, переводчики, арендаавтомобилей.
· Бронирование авиаи железнодорожных билетов.
· Содействие в оформлениивиз
· Корпоративные поездки.
· Продажа туристскойлитературы. Путеводители по странам мира, карты, словари, что приносит дополнительныйдоход.2.2 Оценка хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия
Однойиз важных задач для предприятия системы туризма является повышение эффективностипроизводства. Главная роль в ее решении принадлежит оценке хозяйственной деятельности,или экономическому анализу как средству выявления резервов повышения эффективностихозяйствования.
Оценка хозяйственной деятельности- метод изучения процесса и оценки результатов производственной, торговой, сервиснойи других видов экономической деятельности фирмы (предприятия, организации). Оценкахозяйственной деятельности служит аналитической базой для устранения недостаткови развития позитивных направлений деятельности фирмы.
На современном этапе развитиянашей экономики вопрос анализа финансовогосостояния предприятия является очень актуальным. От финансовогосостояния предприятия зависит во многом успех его деятельности. Поэтому анализуфинансового состояния предприятия уделяется много внимания.
Финансовое состояние туристскогопредприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формированияи использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояниепредприятия по сути дела отражает результаты его деятельности. Результаты деятельностипредприятия обуславливают активы предприятия, их объём, состав, структура и эффективностьиспользования.
По даннымбухгалтерского баланса и другим источникам информации проведем анализ финансовогосостояния ООО «ЛайтТур».
Таблица№1. Показатели, необходимые для расчёта.Показатели
2007 год
2008 год
2009 год Выручка от реализации услуг, тыс. руб. 70561 82250 93800 Стоимость товарной продукции в ценах реализации, тыс. руб. 25366 32292 40680 Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 25366 32292 38911 Хозяйственных средств всего (сумма баланса), тыс. руб. 30543 35930 28698 Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 42981 52980 70700 Стоимость оборотных средств, тыс. руб. 46650 52450 62000 Среднесписочная численность работников, чел. 24 15 20 Денежные средства, млн. руб. 45 394 399 Краткосрочные финансовые вложения, млн. руб. 28 33 33,5 Чистая прибыль, тыс. руб. 282 401 532
Таблица№2.Результаты анализа.Показатели
2007 год
2008 год
2009 год Фондоотдача 1,64 1,55 1,32 Фондоемкость 0,61 0,64 0,75 Фондовооруженность 1790 3532 3635 Производительность труда 1056 2152 2034 Среднемесячная плата 13800 15700 17500 Оборачиваемость оборотных средств 0,54 0,61 0,65 Коэффициент автономии (независимости) 0,648 0,624 0,611
Коэффициент ликвидности
-коэффициент текущей ликвидности
-коэффициент абсолютной ликвидности
1,829
0,036
1,778
0,074
1,851
0,091 Коэффициент платежеспособности 6,41 8,57 7,09 Рентабельность продаж 31,1 % 32,41% 34,21%
1) Фондоотдача показывает какова отдача от использованиякаждого рубля, вложенного в основные средства, т.е. насколько эффективно это вложение.Из таблицы видно, что от использования одного рубля в 2007 году отдача составила1,64 руб., в 2008 году- 1, 55 руб., а в 2009 году — 1,32руб.
2) Фондоёмкость определяет необходимую величину основныхсредств для производства продукции заданного объёма на перспективный период. Изтаблицы видно, что на производство одного рубля продукции в 2007 году было затрачено0,61 рубля, в 2008 году – 0,64 руб., в 2009 году — 0,75руб.
3) Фондовооруженность показывает, какое количество основныхсредств приходится на одного работника предприятия. В организации «ЛайтТур» в 2007году на одного работника предприятия приходится 1790 основных средств, в 2008 году- 3532, в 2009 году — 3635.
4) Производительность труда характеризует эффективностьиспользования трудовых ресурсов. В 2007 году производительность труда равна 1056,в 2008 – 2152, в 2009 – 2034.
5) Под оборачиваемостью средствпонимается продолжительность прохождения средствами отдельных стадий производстваи обращения. В 2007 году оборачиваемость оборотных средств равна 0,54, в 2008 году– 0,61, в 2009 году – 0,65
6) Рентабельность – это относительныйпоказатель уровня доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективностьработы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной,коммерческой, инвестиционной и т.д.). В 2007 году рентабельность продаж равна 31,1%, в 2008 году – 32,41%, в 2009 – 34,21%
7) Коэффициент автономии (коэффициент концентрации собственногокапитала, коэффициент собственности) — характеризует долю собственности владельцевпредприятия в общей сумме авансированных средств. Чем выше значение коэффициента,тем финансово более устойчиво и независимо от внешних кредиторов предприятие. Коэффициентавтономии в 2007 году равен 0,648, в 2008 году — 0,61, в 2009 — 0,611.
8) Коэффициентликвидности :
Коэффициент текущей ликвидности (или общий коэффициент покрытия долгов,или коэффициент покрытия) характеризует степень покрытия оборотных активов оборотнымипассивами, и применяется для оценки способности предприятия выполнить свои краткосрочныеобязательства.
Коэффициенты ликвидности характеризуют платежеспособностьпредприятия не только на данный момент, но и в случае чрезвычайных обстоятельств.Исходя из таблицы, в 2007 году коэффициент текущей ликвидности равен 1,829, в 2008году – 1,778, в 2009 – 1,851.
Коэффициент абсолютной ликвидности — финансовый коэффициент, равный отношениюденежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам(текущим пассивам). Исходя из таблицы, в 2007 году коэффициент абсолютной ликвидностиравен 0,036, в 2008 году – 0,074, в 2009 – 0,091.
9) Коэффициент платежеспособности – в 2007 году равен 6,41,в 2008 году – 8,57, в 2009 году – 7,09.
2.3 ФинансированиеООО «ЛайтТур»
Источниками финансированияООО «ЛайтТур» являются:
1) заемные финансовыесредства (облигационные займы, банковские и бюджетные кредиты);
2) иностранные инвестиции;
3) основным финансовымобеспеченим Туристическойфирмы ООО «ЛайтТур» является договор страхования гражданской ответственности занеисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализациитуристского продукта.
Размер Финансового обеспечениясоставляет 30 000 000 (тридцать миллионов) рублей.
Финансовое обеспечение предоставленоЗАО «Страховая группа «Спасские ворота».
4) бесплатные и благотворительныевзносы организаций и граждан
3. Рекомендацииоптимизации функционирования ООО «ЛайтТур»
Как уже было указано финансовоесостояние туристской фирмы ООО «ЛайтТур» является достаточно прочным.
Объем реализации и величинаприбыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговойи финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуютвсе стороны хозяйствования.
Туристская фирма, как и любоепредприятие, осуществляет свою деятельность в условиях непрерывно изменяющейся внешнейсреды: нормативно-правовой базы, определяющей законодательные рамки; взаимодействиясо всеми субъектами экономических отношений; налогового регулирования; спроса ипредложения работ и услуг; цен и тарифов на потребляемые сырье и материалы, работыи услуги и т.д. Более того, принимаемые управленческие решения приводят к изменениюсамой организации: применяемой ею технологии, состава и количества клиентов и многогодругого. В конечном счете все внешние и внутренние изменения условий деятельноституристских предприятий влияют на их результативность. Повышение результативностифункционирующего предприятия означает, что в постоянно изменяющихся условиях менеджерыфирмы способны находить правильные пути решения, ведущие к увеличению эффективности,что привлеченные дополнительные финансовые средства использованы рационально и т.д.
На каждом предприятии должны предусматриваться плановыемероприятия по увеличению прибыли. Основными источниками ее увеличения являютсяувеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качествапродукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. В условиях развитияпредпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворенияв жизнь приведенных факторов.
Существует 3 основных видаувеличения прибыли предприятия: увеличение объемов реализации, снижение себестоимости,увеличение качества и разнообразия услуг
В условиях жесткой конкуренции,в которых находится ООО «ЛайтТур» необходимо использовать эти три метода в совокупности.
Во-первых, для увеличенияобъемов реализации необходимо расширять деятельность организации. Так, возможнымишагами для этого могут стать открытие филиалов в крупных региональных городах, такихкак Новгород, Вологда, Череповец, где уровень конкуренции значительно ниже, чемв Санкт-петербурге. Однако, расширение бизнеса потребует значительных вложений,но т.к. предприятие не обладает большим запасом собственных средств, этот вариантможет рассматриваться в долгосрочной перспективе.
Во-вторых, путем увеличенияприбыли может стать уменьшение себестоимости. В настоящее время у ООО «ЛайтТур»заключены договора не только с непосредственно принимающей стороной, но и с посредниками.Использование посредников увеличивает себестоимость услуг на 10-15%. То есть завычетом налогов отказ от посредников способен увеличить прибыль на 5-7%.
Наконец, третьим факторомувеличения прибыли может стать увеличение качества, расширение перечня предоставляемыхуслуг. Возможности фирмы в данном аспекте деятельности не ограничены. В данном аспектедеятельности можно рекомендовать специальные туры, посвященные крупнейшим международнымсобытиям, таким, в частности, как:
– Крупнейшие спортивныесоревнования (Олимпиады, Чемпионаты мира по футболу, хоккею, другим популярным видамспорта)
– Крупнейшие кинофорумы
– Крупнейшие музыкальныемероприятия (Фестивали, концерты, вручение наград)
Данное направление слабо развитов ООО «ЛайтТур». В то же время за счет этого можно увеличить прибыль на 10-15%
Теперь сведем все мероприятияпо увеличению прибыли в таблицу.
Мероприятия по увеличениюприбылиМероприятие Описание Ожидаемое увеличение прибыли, %
1. Снижение издержек
2. Расширение перечня услуг, увеличение качества обслуживания
Отказ от посредников
Организация поездок на крупнейшие международные мероприятия
5-7%
10-15%
Основными источниками повышения уровня рентабельности предприятияявляются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимостипродукции. Туристская фирма ООО «ЛайтТур» в процессе своей деятельности стремитсяк снижению себестоимости путем прямого выхода на иностранных поставщиков тур. услугминуя посредников – туроператоров, что позволяет снизить себестоимость тур. пакетана 8-12%, и следовательно, увеличить уровень прибыли и рентабельности услуг.
Заключение
В заключении можно сделать ряд выводов, связанных с финансированиеми финансовым планированием предприятий туристской сферы:1) Финансирование — обеспечение необходимыми финансовыми ресурсамивсего хозяйства страны, регионов, предприятий, предпринимателей, граждан, а такжеразличных экономических программ и видов экономической деятельности. Финансированиеорганизуется на принципах: плановости; целевой направленности средств; безвозвратностиассигнований, выделяемых из бюджетов всех уровней; расходования средств в соответствиис бизнес-планом предприятия или сметой организаций; соблюдения режима экономии. Виды финансирования:1)возмездное (платное): заем,кредит;
2)безвозмездное (бесплатное):дарение, субсидия, субвенция, дотация, грант, ссуда.
2)финансирование Туристической деятельности осуществляется за счет:
— собственных финансовых ресурсовсубъектов туристической деятельности, денежных взносов граждан и юридических лиц;
— заемных финансовых средств(облигационные займы, банковские и бюджетные кредиты);
— бесплатных и благотворительныхвзносов, пожертвований предприятий, учреждений, организаций и граждан;
— внебюджетных фондов;
— средств фонда развития РФ,который формируется за счет отчислений субъектов предпринимательства независимоот форм собственности;
— иностранных инвестиций;
— поступлений от туристическихлотерей;
— других источников, не запрещенныхзаконодательством РФ.
3)Финансовая деятельностьтуристического предприятия характеризуется степенью его прибыльности и оборачиваемостикапитала, финансовой устойчивости и динамики структуры источников финансирования,способности рассчитываться по долговым обязательствам.
4) однойиз важных задач для предприятия системы туризма является повышение эффективностипроизводства. Главная роль в ее решении принадлежит оценке хозяйственной деятельности,или экономическому анализу как средству выявления резервов повышения эффективностихозяйствования.
Список литературы
1) Морозова Е.Я./ экономикаи организация предприятий туристской сферы. Учебное пособие./ Е.Я. Морозова, Э.Д.Тихонова – Санкт-Петербург: Издательство Михайлова, 2002.
2) Волошин Н.И./ Правовоерегулирование туристской деятельности./ Н.И. Волошин – м.: 1997.
3) Экономика и культура/подред. А.В. Барышева — М.: Институт экономики РАН, 1992.
4) Афинян Б.Б./ Финансированиетуристской сферы. Новые методы хозяйствования в сфере культуры./ Б.Б. Афинян — СПБ.:издательство Спб ГИК, 1992.
5) Бабич А. М./ Экономикаи финансирование туристской сферы. / Бабич А. М., Егоров Е. В.-Казань. 1996.
6) Антонов Н.Г./ Денежноеобращение, кредит и банки./ Антонов Н.Г., Пессель М.А. — М.: Финстатин-форм, 1995.
7) Блауг М./ Экономическаямысль в ретроспективе./Блауг М.- М.: Дело,1994.
8) Носкова И.Я. Международныекредитно-финансовые отношения: Учебное пособие. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.
9) Курс экономики / Подред. Б.А. Райзберга. — М.: Инфра-М, 2005.
10) Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. — Киров: АСА, 1999.
11) Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономикатуризма. — М.: Академия,
12) Фролова Т.А. Экономикаи предпринимательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма — СПБ.: издательствоСпб ГИК, 2005.
13) Соболева Е.А., Соболев И.И. Финансово-экономический анализ деятельноститурфирмы — М.: Институт экономики РАН, 2007.
14) Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. Правовое обеспечение туризма: Учебноепособие – М.: Просвещение – 2007.