А. А. Блок одно из ключевых имен русской литературы, который завершил поэтические искания всего XIX века и открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и новое искусство

Система уроков по изучению жизни и творчества А. Блока 1. “Личность и творчество. Романтический мир А.А. Блока” Цель урока: познакомить учащихся с атмосферой, в которой вырос Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; показать особенности поэтики первой книги – “Стихов о Прекрасной Даме”.Вступительное слово учителя:А.А.Блок – одно из ключевых имен русской литературы, который завершил поэтические искания всего XIX века и открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и новое искусство.Родился и воспитывался Блок в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Семейная атмосфера, в которой он вырос, способствовала тому, что традиции классической культуры были неотделимы в восприятии Блока от понятия слова “дом”. Отец поэта – профессор Варшавского университета, мать – переводчица, дочь ректора Петербургского университета. Детские и юношеские годы поэта прошли в доме деда, он рос в обстановке Любви, заботы, среди литературы и музыки. В семье Бекетовых многие занимались литературным делом: дед был автором научных трудов, бабушка и ее дочери занимались переводами научных и художественных произведений. Сам Блок начал писать рано, еще в пятилетнем возрасте, однако серьезное обращение к литературному творчеству приходится на годы окончания им гимназии и поступления в университет в 1898 году.На доске: вочеловечиваться – воипостаситься, делаться человеком, принимать вид, образ человека, естество его, воплощаться, вселяться в человеческое тело. (Словарь В.Даля)Лирика Блока – “Трилогия вочеловечевания” Сам Блок говорил: “ Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в своем устремлении, как стрела прямой. Несмотря на все уклонения, сомнения, покаяния – я иду.”На доске: вочеловечиваться – воипостаситься, делаться человеком, принимать вид, образ человека, естество его, воплощаться, вселяться в человеческое тело. (Словарь В.Даля)- Каков путь поэта? -Что, посредством своего творчества, хочет донести до читателя автор?^ А.А.Блок. Своеобразие лирики. Образ Прекрасной Дамы.В начале 1900 – х годов произошли два события, которые повлияли на личную и литературную судьбу Блока – любовь и женитьба на Л.Д.Менделеевой и увлечение философскими трудами В.С.Соловьева. Появляется первая книга поэзии Блока – “Стихи о Прекрасной Даме” (1904 – 1905), поставившая автора в круг видных русских поэтов.К.И.Чуковский говорил: “Он был Лермонтовым нашей эпохи. И у него была тяжба с миром, богом, собою, тот же роковой, демонический шок, та же тяжелость не умеющей приспособиться к миру души, давящей, как бремя”. К.Федин отмечал: “Блок умер молодым, но странно ощутилось, что с Блоком отошла прежняя старая эпоха, та которая, дожив до революции, сделала шаг в ее владения, как бы показав, куда надо идти, и упала обессиленная тяжестью своего дальнего пути. Стало очевидно, что уже никто оттуда не сделает такого шага, если повторит его, в том не будет подобного мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил А.Блок”.Русский романтизм оказал влияние на формирование эстетики символизма, которая заняла лидирующее место в поэзии. Желание пересоздать реальный мир, увидеть ирреальное в реальном, одиночество и устремленность к родственной душе, роковая невозможность достичь идеала, исповедальность – вот какие черты нашли свое отражение в лирике Блока, в первой книге “Стихов о Прекрасной Даме”, о которой он говорил: “ Стихи – это молитва, а поэт Апостол, слагающий их в “Божественном экстазе”, его вдохновение сродни вере”.Знакомство с русской символистской поэзией произошло на первых курсах университета, Блок, как представитель молодых символистов, воспринял от Д.Мережковского и В.Брюсова поэтику намеков, оттенков и понятие символа как образа, воплощающего безграничную идею. Идеалистическое, религиозное отношение к действительности, идеи о порочности мира А.Блок воспринял у В.Соловьева – философа и поэта. Идея Мировой Души или Вечной Женственности, позаимствованная у немецких романтиков (Гете, Новалис…), которые все земное рассматривали через отношение к небесному, вечному, бесконечному. Более всего Блок воспринял тезис, что “в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, и любовь к миру открыта через любовь к женщине”. В этом духе и были написаны “Стихи о Прекрасной Даме”, а Спасительница Мира – София, Мировая Душа, Венная Женственность – идеал, предшественницей которого стала его жена – Л.Д.Менделеева. (Чтение стихотворения “Вхожу я в темные храмы…”) – Какова интонация стихотворения?( Торжественно-молитвенная интонация)- Кого ожидает лирический герой?(Ожидание чуда – появление Прекрасной Дамы, уводящей от бытового уровня в молитвенно-возвышенное состояние души)- В каком облике предстает образ Прекрасной Дамы? (Образ религиозный – Богоматери, животворящего начала, при появлении которого в душе героя наступит гармония и вера)Чтение стихотворений цикла и второй книги: “Мне снились веселые думы…”(1903); “Скрипка стонет под горой..”(1903); “Рассвет”(1903); “Осенняя воля”(1905).Итак: выступает три образа героини – Душа Мира, в космическом плане; в религиозном Царица Небесная; в земном – возлюбленная.^ Чтение и комментирование стихотворений: “Ты свята, но я Тебе не верю…” (1902);“Тебя скрывали туманы..”(1902); “Она стройна и высока…” (1902); “Днем вершу я дела суеты…” (1902); “Я жду призыва, ищу ответа…” (1901).“Стихи о Прекрасной Даме” Ответы на вопросы по прочитанным стихотворениям. Каков лирически герой? К чему он стремится?Что стоит за этим стремлением?Кому жаждет служить лирический герой?Что противостоит этому стремлению?Что ожидает поэт от своей Прекрасной Дамы?В образе кого появляется любовь героя?Для чего устремляется поэт в неизвестность и что хочет найти?Чтение стихотворения “Ушла. Но гиацинты ждали…”Вопросы: Какие чувства переживает лирический герой этого стихотворения?Каков образ его возлюбленной? Как он создается?Какой цветовой ряд представлен в этом стихотворении?Символичен или реалистичен образ героини? Итог урока:На основании подробного обсуждения двух стихотворений учащиеся должны сделать вывод об особенностях лирики А.А.Блока ( Цикл “Стихов о Прекрасной Даме” объединен одной темой, героями – это как “роман в стихах”: ожидание сменяется отчуждением, появление Прекрасной Дамы – несовместимостью путей земных и небесных, недостижимости мечты, предчувствием приближения “Вечной Женственности”, которая озарит и изменит мир.)Домашнее задание: выучить наизусть наиболее понравившееся стихотворение А.А.Блока из цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.^ 2. А.Блок. “Незнакомка”   Цели урока: показать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики во второй книге стихов; дать анализ стихотворения Блока «Незнакомка».^ I. Проверка домашнего задания Чтение и разбор нескольких стихотворений из книги «Стихи о Прек­расной Даме».II. Слово учителя «Лирическая уединенность», «одиночество» Блока, в атмосфере кото­рых создавались «Стихи о Прекрасной Даме», постепенно отступают перед явлениями реальности. В последнем разделе первой книги, в «Распутьях» (1902-1904), появляются новые темы, новые образы, непривычные для ро­мантического ореола поэта. Прочитаем стихотворение 1903 года «Фабри­ка». «Грубый чекан этих ударяющих, как молот кузнеца, строк был так непривычен под пером поэта «Прекрасной Дамы», — вспоминал впоследс­твии редактор журнала, где публиковались стихи из первой книги Блока. В поэзию Блока входит тема города, тема социальной несправедливос­ти. Образ нищих рабочих с их «измученными спинами» обобщен, как и образ противопоставленного ему зла: «Недвижный кто-то, черный кто-то /Людей считает в тишине». Образ лирического героя еще над происходя­щим: «Я слышу все с моей вершины». Возникает чувство тревоги за мир, который нуждается в спасении. Уродства «страшного мира» показывают­ся символически, здесь особую роль играет цвет. В символике цвета у Бло­ка желтый обозначает увядание, тление; черный — тревожное, гибельное, катастрофическое. Постепенно вызревает мысль, сформулированная Блоком позже: «Одно только делает человека человеком: знание о соци­альном неравенстве». Подлинная жизнь с ее остротой социальных проти­воречий постепенно входит в творчество Блока. Отсюда настойчиво повторяющаяся тема ожидания будущих тревог и потрясений. Эта тема определила образное содержание второй книги стихов. Лирика второго тома (1904—1908) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Он отходит от мистицизма Соловьева, от идеала мировой гармонии, но не потому, что поэт разочаровался в этом идеале. Он навсегда остался той «тезой», с которой начался его творческий путь. События окружающей жизни вторгаются в сознание поэта как сти­хия, вступающая в конфликт с «несмутимой» Душой Мира, как «антите­за», противостоящая «тезе». Поэт изображает сложный, противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы и ощущает себя сопричастным всему происходящему. Это и события революции, которую он восприни­мал, подобно другим символистам, как проявление народной разруши­тельной стихии, как борьбу с царством социального бесправия, насилия и пошлости.^ III. Чтение стихотворений «Вися над городом всемирным…», «Митинг», «Сытые» Лирический герой не считает себя достойным оказаться среди тех, кто выступает на защиту угнетенных («Барка жизни встала…», 1904): «Вот они далеко, / Весело плывут. /Только нас с тобою, / Верно, не возьмут!». Здесь намечается одна из главных проблем в творчестве Блока — народ и интел­лигенция. Происходит некое «раздвоение», противоречие в душе самого поэта: теперь он замкнут в себе, теряет связь с миром, в котором все заранее ис­числено, измерено, все повторяется. Память не хочет подчиняться зако­нам бездушного существования, хранит высоту, красоту идеала. Душа ищет способа восстановления связей с миром. Возникает образ «Незна­комки». Сам поэт считал, что этот образ — антитеза Прекрасной Дамы: «никакого перехода от одного образа в другой нет».^ IV. Анализ стихотворения «Незнакомка» Стихотворение «Незнакомка» (1906) — один из шедевров русской ли­рики. Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впе­чатлений поездки в дачный поселок Озерки. Многое в стихотворении прямо перенесено отсюда: скрип уключин, женский визг, ресторан, пыль переулков, шлагбаумы — все убожество, скука, пошлость. Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку — оказывается, на картинах Врубеля: «Пе­редо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка — это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилово­го. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено…». Синий цвет означает у Блока звездное, высокое, недостижимое; лиловый — тревожное. Прочитаем стихотво­рение. —   Как построено стихотворение, какова его композиция? Стихотворение построено на контрасте картин и образов, противопос­тавленных и отраженных друг в друге. Первая часть рисует картину само­довольной,   разнузданной   пошлости,   знаками   которой   выступают художественные детали. Начало передает общую атмосферу и ее восприя­тие лирическим героем: По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух. —   Каковы особенности образов? Отметим оксюморонность образа: объединены противоположные по смыслу эпитеты — «весенний» и «тлетворный». Пошлая обыденность изображается иронически: И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки. Над озером скрипят уключины, И раздается женский визг… Пошлость заражает своим тлетворным духом все вокруг. Даже луна, вечный символ любви, спутник тайны, романтический образ делается плоским, как шутки «испытанных остряков»: А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск. —  Какое настроение пронизывает вторую часть стихотворения? Вторая часть стихотворения — переход к другой картине, противопос­тавленной пошлости первой. Мотив этих двух строф — смиренное отчая­ние, одиночество лирического героя: И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной, Как я, смирен и оглушен. Этот «друг единственный» — отражение, второе «Я» героя. А вокруг лишь сонные лакеи и «пьяницы с глазами кроликов». — Обратим внимание на лексику этих двух строф. В чем ее особен­ности? Лексика первой строфы («И каждый вечер друг единственный…») вы­сокая, сходная с лексикой второй части стихотворения. Лексика второй строфы («А рядом у соседних столиков…») — низкая («лакеи», «торчат», «пьяницы», «кричат»), тяготеет к лексике первой части. Таким образом, эти две строфы как бы скрепляют части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования. — Как изображается заглавная героиня стихотворения? Заглавный образ возникает во второй части. Но, кроме названия сти­хотворения, он нигде не обозначен прямо. В третий раз строка начинается со слов «И каждый вечер…» (анафора). Постоянна пошлость, изображен­ная в первой части, но постоянно и прекрасное видение, мечта, недоступ­ный идеал: «Иль это только снится мне?» Героиня лишена реалистических черт, она вся окутана шелками, духами, туманами, тайной. Этот образ исполнен поэтической прелести, отгорожен от грязи действительности воз­вышенным восприятием лирического героя: И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. — Как соотносится образ Незнакомки с образом лирического героя? Таинственная незнакомка чужда окружающей реальности, это вопло­щенная Поэзия, Женственность. И она тоже «всегда без спутников, одна». Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу: И странной близостью закованный Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. Желанный «очарованный берег» рядом, но стоит протянуть руку — и он уплывет. Лирический герой ощущает свою посвященность в «глухие тайны», его сознание заполняет волшебный образ: И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу. Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, го­ворит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала: В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине. Угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни «на дальнем берегу», вдали от пошлости действительности, принимается как обретенное «сокровище». Вино — и символ откровения, ключа к тай­нам прекрасного. Красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве. — Обратим внимание на выразительную инструментовку блоковского стиха. Найдите примеры звукописи. Появление героини сопровождается редкой по красоте звукописью (ассонансы и аллитерации), создающей ощущение воздушности образа: «И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный…»; «Девичий стАн, шелкАми схвАченный, / В тумАнно(А)м’движется(А) о(А)кне…» и далее. Ассонан­сы на «у» придают утонченность образу Незнакомки: «И вею(У)т древни­ми поверьями / Ее УпрУгие шелка, / И шляпа с траУрными перьями, / И в кольцах Узкая рУка». — Найдите примеры противопоставления образов. Найдем противоположные образы в частях стихотворения: «Горячий воздух дик и глух» — «Дыша духами и туманами»; «женский визг» — «деви­чий стан»; «бессмысленный… диск» луны — «солнце»; «скука загородных дач» — «очарованная даль»; «канавы» — «излучины» души; «бессмыслен­ный… диск» — «истина». Прочитаем стихотворение еще раз, чтобы уже по-новому насладиться его звучанием и глубиной смысла.^ V. Практикум по поэзии А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» — ранняя утренняя заря — те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь».^ А. Блок. Предисловие к сборнику стихов «Земля в снегу», 1908. 1.      В. Брюсов в рецензии на один из ранних поэтических сборников Блока писал: «А. Блок… поэт дня, а не ночи, поэт красок, а не оттен­ков, полных звуков, а не криков и не молчания. Он только там глу­бок и истинно прекрасен, где стремится быть простым и ясным. Он только там силен, где перед ним зрительные, внешние образы». Согласны ли вы с этой оценкой? Аргументируйте свой ответ наблю­дениями над художественным своеобразием «Стихов о Прекрасной Даме». 2.  Своими конкретными наблюдениями о художественном своеобра­зии «Стихов о Прекрасной Даме» подтвердите точность выводов известного исследователя творчества Блока Н. Г. Минца («Блок и русский символизм», 1980): «Эти стихи подразумевают множественное прочтение. Они должны быть одновременно осознаны и как художественно точное отображение вполне «земных», реальных (даже имеющих прототипов) героев, их взаимоотношений, переплетений страстных эмоций и т. д., и как символическое развертывание космически универсального мифа о путях земного воплощения Души мира. При первом прочтении «Стихи о Прекрасной Даме» предстанут как собрание вполне самостоятельных, хотя и отличающихся удивительным единством эмоций и стиля лирических стихотворений, при втором — в них раскроется единое повествование, а каждое стихотворение окажется его частью, соотнесенной с целым и получающей от него глубинные смыслы». 3.         Проследите, как меняется образ Прекрасной Дамы от носительницы Божественного начала, Вечной Женственности до очеловеченного облика, опоэтизированного в чертах любимой. Аргументируйте свой ответ цитатами из произведений поэта. 4.         Составьте словарь основных символов, к которым часто прибегает Блок, особенно в ранний период своего творчества. 5.         Проанализируйте стихотворения Блока и Брюсова, посвященные городу. Сравните образный строй, детали в описании городского пейзажа. Найдите общее и индивидуальное в поэтике этих худож­ников, особенно в словесной символике. Назовите стихотворения Блока, в которых проявились очертания социальных отношений, нашли отзвук события 1905 года. Проанализируйте их.Домашнее задание 1. Выучить стихотворение «Незнакомка» наизусть; 2. Выбрать и прочитать стихотворения Блока о России.^ 3. Исследовательская работа на уроках литературы “Тема Родины в творчестве А.Блока” ЦЕЛИ: показать значение образа России в творчестве Блока;провести исследовательскую работу по анализу стихотворения “Русь” и показать особенности лексики данного стихотворения, сравнить репродукции картин Б. Врубеля и стихи А. Блока; развивать речевую компетенцию учащихся;воспитывать интерес к слову и творчеству А. Блока.“Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…” (А. Блок)^ I. Организационный моментII. Сообщение темы и целиСегодня мы продолжим работу по творчеству А. Блока. Предлагаю вам побыть в роли исследователей и ответить на вопрос: “ А. Блок отпел или воспел Россию?” Отсюда вытекает тема урока – “Тема Родины в творчестве А. Блока”.^ III. Повторение ранее изученногоа) словарная работаОбъясните значение слов : отпел – ?Воспел – ? б) фронтальный опрос по биографии поэта.Кто воспитывал А. Блока (дедушка и бабушка Бекетовы.) Назовите подмосковную усадьбу деда Бесетова, где А. Блок проводил лето. (Шахматово)Со скольки лет начал писать? (5) Чему А. Блок посвятил цикл стихов “Через двенадцать лет” одну из жемчужин своей лирики? (первой сильной юношеской влюблённости в немецком городке Бад Научейли)Имя жены А. Блока (Любовь Дмитриевна Менделеева)В конце 1804 г. вышла в свет первая книга Блока. Назовите её (“Стихи о Прекрасной Даме”) ^ В) Объяснить высказывание:- А. Блок в Предисловии к сборнику стихов “Земля в снегу” пишет: “Стихи о прекрасной Даме ” – ранняя утренняя заря – те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь”. Объясните это высказывание.г) Чтение наизусть стихотворений из сборника “Стихи о прекрасной Даме”(подготовлено 2 чел.)- Кто же является Прекрасной дамой для поэта? (Незнакомка, Снежная Дева, Фаина, Кармен, Богоматерь и Русь.)^ IV. Изучение нового материала Слово учителяС 1911-12г поэзия Блока существует в читательском сознании как единая лирическая трилогия – уникальный роман в стихах, повествующий о духовном пути поэта. Блок назвал своё творчество процессом “вочеловечивания” и поделил его на три этапа”: теза” – первое поклонение идеалу, “антитеза” – связанное с утратой идеала. На третьем этапе происходит “синтез”- обретение новых положительных ценностей. Собирательным образом всех утраченных ценностей становится Родина. Поэт охвачен тревогой за её судьбу. Блок стремится проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и интуитивно постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну. Обратимся к эпиграфу урока: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…” А. Блок Как вы понимаете слова поэта?А) Исследовательская работа.Предлагаю побыть в роли исследователей и сравнить казалось бы несовместимое: картины Б. Врубеля и стихотворение А. Блока, ответить на вопрос: в чем их сходство?^ Чтение и анализ стихотворения “Русь”Работа с репродукциями Врубеля. Нахождение символических образов, ассоциативных рядов. Живая душа А.Блока.в) В III книге лирики А. Блока теме России посвящён целый раздел “Родина”.“На поле Куликовом” (читает и анализирует ученик)г) К 1908г относится стихотворение “Россия”, которое перекликается со стихотворением “Русь”“Россия” читает наизусть ученикработа над содержанием стихотворения-Какой рисует Родину Блок?Родина – “гоголевская птица – тройка”- “дорога”- “Россия”- спасениед) Стихотворение “На железной дороге” тоже посвящено России(читает ученик)г) составление схемыРебята, познакомившись со многими стихами А. Блока, давайте подведем итог нашему исследованию и составим схему слов, которыми поэт характеризует Родину:“Это всё о России …”1. “Живая душа” (“Русь”)2. “Буря” (“На поле Куликовом”)3. Гоголевская “птица – трока” (“Россия”)4. дорога (“Россия”)5. Россия6. “О, Русь моя! Жена моя!” (“На поле Куликовом”)7. Прекрасная дама8. Незнакомка9. Богоматерь 10”.нужда и утешение”Нужно заметить, что А. Б. сам замечательно читал свои стихи.д)“Голос, шуму вод подобный…” (сообщение ученика о сохранившихся записях голоса А. Блока на восковых валиках)^ V. Подведение итогов урока, оценки“Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь – жизнь или смерть, счастье или погибель”, – написал Блок в 1908г.- Что же такое родина для поэта? Составление синквейна План синквейна 1 строка – 1 имя существительное2 строка – 2 имени прилагательных3 строки – 3 глагола4 строка – высказывание5 строка – синоним 1-го имени существительногоРоссия Нищая, живаяВстречала, вдохновляла, открывала“Живую душу укачала” Русь РусьДревняя, языческаяОкутала, приласкала, заколдовала“на своих просторах ты…”Снежная маскаРодинаНевеста и жена Предвещает, утешает, радует “Это всё – о России”Птица – тройка- Вернемся к вопросу, поставленному перед нами в начале урока : А. Блок отпел или воспел Россию? (учащихся обосновывают свои ответы)- Поразительно, сколько стихов посвящено любимому поэту! (учитель читает наизусть стихотворение)^ Звучи, звучи, живая речь… Владимир ЛазаревЗвучи, звучи, живая речьПоэта Александра БлокаВстреч разуму и свету встречВ порыве мощном     глубоком Звучи же, вписываясь равно В мир городов и деревень В ноябрь туманный,     В тёплый август,И в тяжкий, и в счастливый день.…И не отринуть, не отречь Строку от Родины и сроковЗвучи, звучи, живая речь Поэта Александра Блока! ^ VI. Домашние заданиеНа следующем уроке мы познакомимся с поэмой А.Блока “Двенадцать”, написав которую поэт воскликнул: “Сегодня я – гений!” Вам необходимо прочитать поэму, отыскать в ней ассоциативно-символические образы и раскрыть их смысл. ^ 4-5. “Изучение поэмы “Двенадцать” Цели: формулировать умения и навыки анализа лиро-эпического произведения, написанного в стиле символизма;показать теснейшую связь всех уровней подсистем произведения, их направленность на выражение идейно-эстетического содержания поэмы;знать сюжет, понимать систему образов, художественное своеобразие поэмы.1. Организационный момент: сообщение темы, цели, форм работы на уроке.2. Вступительное слово учителя. Творчество А. Блока завершают три произведения, которые литературная критика называет «Январской трилогией»;- статья «Интеллигенция и революция», написанная 9 января 1918 года;- поэма «Двенадцать», законченная 29 января 1918 года;- стихотворение «Скифы», созданное 30 января 1918 года.Их объединяет время и история.3. Сообщение учащихся – историческая справка.Поэма «Двенадцать» принадлежит чрезвычайно короткой и яркой эпохе истории: последние месяцы 1917 и январь 1918 г. были неделями апокалипсическими – Брестский мир, красный террор, начало Гражданской войны, обстрел Кремля, погромы и самосуды, поджоги усадеб и убийства помещиков, слух о поджоге Михайловского и родного Шахматово, убийство в больнице министров временного правительства Шингарева и Кокошкина, которых Блок хорошо знал. По свидетельству писателя А. М. Ремизова, известие об этом убийстве стало толчком к началу работы над поэмой «Двенадцать». Поэма, написанная менее чем за месяц, на высшем взлете творческих сил, остается памятником кратчайшей эпохи первых недель революции 1917 года. Закончив ее, Блок сказал: «Сегодня я – гений».4. Слово учителя.По свидетельству самого Блока, поэма «Двенадцать» началась для него с согласной «ж» во фразе:Уж я ножичкомПолосну, полоснуЕсли мы обратим внимание на прием фонетического повтора в этой фразе, то легко прочитаем слово У – ж – а – с И все же прежде поэмы была статья «Интеллигенция и революция». Сейчас мы поработаем с фрагментом статьи. Наша цель – понять, как Блок воспринимает и объясняет современникам русскую революцию. (Фрагмент статьи записан на уроке русского языка как диктант и есть у каждого ученика). 5. Работа со статьей «Интеллигенция и революция» по вопросам.- Как Блок характеризует свою эпоху? (Предполагаемый ответ: как великую).- В чем обязанность художников в такое время? (Видеть и слышать то, что задумано его народом).- А что им задумано, по мысли Блока? (Переделать жизнь из безобразной в прекрасную).- Как? (С помощью революции).Первый вывод: революция задумана и осуществляется русским народом, чтобы сделать жизнь прекрасной.- С какими явлениями сравнивает Блок революцию? (Бурный поток, грозный вихрь, снежный буран).- Что общего в этих явлениях? (Они выражают силы стихии и бессилие перед ними человека). – Найдите в тексте глаголы, на которых построено олицетворение революции (Обманывает, калечит, выносит…).Второй вывод: частными свойствами революции Блок считает жестокость и обман, а главным – размах и величие, обновление мира.- В чем особенность русской революции и ее отличие от бунта, по мнению Блока? (В размахе и цели – переделать весь мир во имя братства и мира народов).- К чему призывал Блок интеллигенцию? («Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию»). Эти слова будут эпиграфом нашего урока.Блок считал: «Дух музыки – основа мировой гармонии, претворение хаоса реальности в Космос духа. Блок считал, что революция – та неизбежная закономерная катастрофа, через которую должен пройти мир и Россия на пути к обновлению, к божественной гармонии.Третий вывод: Блок принимал и оправдывал революцию романтически – как возмездие старому миру, из которого должна родиться гармония будущего. Но нам известны случаи, когда произведение воспринималось читателями неоднозначно взглядам писателя.6. Работа над содержанием поэмы «Двенадцать».(Чтение поэмы в классе учителем и учащимися по ролям).- Какие вопросы возникли по содержанию поэмы и что вам не понятно?-Какие образы и фрагменты поэмы вызвали самые сильные ваши чувства?^ 7. Работа в группах по вопросам ( по имеющемуся алгоритму).Алгоритм работы над поэмой:1. К какому роду литературы вы относите поэму «Двенадцать»: эпическому, лирическому, лиро-эпическому? Есть ли в поэме элементы драмы? Чего добивается Блок таким смешением всех родов литературы?^ Предполагаемые ответы: Это лиро-эпическое произведение с элементами драмы, потому что поэма представляет собой ряд картин – главок из реальной жизни ночного революционного Петербурга. Есть эпические герои и эпический сюжет – действия патруля. Вместе с тем в поэме есть лирическое начало: пейзаж первой главы, где еще нет двенадцати, и Христа в заключительной главе видит лирический герой. А главы 5, 6, 7, 8, 10 – написаны в форме диалога героев и внутреннего монолога Петьки. Это совмещение родов литературы позволяет Блоку в малом объеме выразить большую картину мира и передать стремительность событий, а также свои чувства от происходящего.2. Определите хронотоп поэмы (место и пространство происходящих событий).^ Предполагаемый ответ: Петроград, зима, вечер-ночь, вместе с тем весь «божий свет»; в конце поэмы « Пурга пылит им в очи дни и ночи напролет»… 3. Определите главных героев поэмы. Найдите портрет «двенадцати» в тексте: как он характеризует героев? Какие поступки они совершают? Кого из героев можно назвать «представителями старого мира»? Где сосредоточены эти герои и почему? ^ Предполагаемый ответ: Главные герои – двенадцать красногвардейцев- патруль. По описанию автора – каторжники, блатные, преступники; они убивают Катьку, грозят убить и Ваньку, грабят, стреляют. К представителям «старого мира» относятся герои первой главы, они описаны явно сатирически – их время прошло. События революции вызывают в них недоумение и страх, для них это трагедия.4. Передайте сюжет поэмы, исчерпывается ли он только реалистическим, бытовым планом?^ Предполагаемый ответ: Реалистический, бытовой сюжет беден. Патруль из Двенадцать человек идет по Петрограду зимней ночью, случайно убивает и оставляет на снегу бывшую подружку одного из них и идет дальше. Но сюжет не исчерпывается бытовым планом, в поэме большое значение имеет символический план, потому она так интересна и объемна.4. Назовите образы-символы поэмы.Предполагаемый ответ: Образ стихии, «двенадцати», образ цвета, образ пса, Христа… ^ 8. Домашнее задание – аукцион: покупка «индивидуального задания» за смысловую версию образа-символа. ( Учащиеся предлагают свое понимание образа-символа, получают комментарии учителя, рекомендуемую литературу для индивидуального ответа на следующем уроке). Общее задание: найдите евангельские детали в поэме, в главе восьмой объясните цель ассонанса и аллитерации. Сколько раз звучит в поэме выражение «без креста », т.е отречение от Бога? Что следует за этим отречением, какие действия? Сколько раз звучат слова: «черный» и «белый»? Где и когда звучит любимый эпитет Блока « жемчужный»? ^ Тема: Смысл символики поэмы А. Блока «Двенадцать»Цели: раскрывая ассоциативные связи, заключенные в образах – символах, определить их роль в идейно – эстетическом содержании поэмы;выявить взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека;^ Ход урока.1. Организационный момент: сообщение темы, цели, форм работа на уроке.Эпиграф урока: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении… Он многолик, многомыслен…» Вячеслав Иванов.Возможный вариант начала урока – просмотр фрагмента из фильма «Серебряный век русской поэзии. А. Блок». Фрагмент «Фауст» и «Евангелие». Влияние их на символику поэмы. ^ 2. Проверка домашнего задания – выступление учащихся: смысл и содержание образов – символов поэмы.а) Образ стихии – вьюги, метели…Предполагаемый ответ. Образ метели, вьюги – традиционный в русской классической литературе. Достаточно вспомнить повесть «Метель» А. С. Пушкина, его «Капитанскую дочку»… Метель определила судьбу главных героев вопреки их желаниям, замела все старое, знакомые пути и дороги, свела Гринева с Пугачевым, Марью Ивановну – с Бурминым. Таким образом, метель – символ промысла божьего, судьбы рока. Эта же метель кружит героев по черному городу между сугробов и снеговых столбов. Она символ стихии революции, уничтожающей все старое.б) Символ