Анализ лирического произведения на уроках литературного чтения.А.А. Фет «Какая грусть! Конец аллеи…»Мастер класс. ШМО начальных классов. Амирова В. И.Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения. При изучении лирических произведений идёт мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления памяти. Лирика может оказывать очень сильное воздействие на личность читателя или слушателя, поэтому так важно приобщение к поэзии в детстве. Именно при изучении лирики на уроке должна царить атмосфера свободы, импровизации, творчества. При изучении лирического произведения учитель является таким же читателем, как и ученик, только с большим жизненным опытом. Главные задачи изучения лирики: (см. презентация «Система вопросов») организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживания лирическому герою формирование умения воссоздать картины, нарисованные автором формирование представлений о средствах художественной выразительности, умения находить их в тексте и воспроизводить их в своей речи обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих переживаний и представлений^ Как решаются эти задачи?Существует традиционный путь анализа – через систему вопросов. Например, стихотворение С.А.Есенина «Поёт зима – аукает» (см. ниже презентация «Система вопросов) Но самым оптимальным и эффективным способом анализа лирического текста является медленное так называемое филологическое чтение, с остановками на непонятных, ключевых словах. (см презентация « Система вопросов») Например, стихотворение С.А.Есенина «Черёмуха» Кроме того, прекрасно работают при изучении лирических произведений на уроке: выразительное чтение ( учителем и учениками); рисунок, как способ проявления зрительного образа, формирующийся в сознании читателя; работа над названием произведения, звукописью, ритмикой, композицией произведения; структурная схема системы образов как основа анализа текста. Учитель вправе выбрать любой приём. Но чаще в живой практике анализа сочетается несколько приёмов. Рассмотрим на примере анализ стихотворения А.А.Фета «Какая грусть! Конец аллеи…»^ Анализ стихотворения А.А.ФетаСтихотворение А.А.Фета отнесём к пейзажной лирике, подобный анализ стихотворения можно провести так же при анализе стихотворений А.С.Пушкина «Зимняя дорога», «Зимний вечер». Анализ стихотворений пейзажной лирики можно назвать самым сложным. Именно эти стихи отражают больше всего настроение поэта, его биографию.^ До чтения стихотворения познакомить учащихся с автобиографией А.А.Фета. Рассказать детям, как была отнята фамилия поэта. Жизненный путь Афанасия Фета начался с сурового испытания. Его мать Шарлота Беккер уехала из Германии с Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновляет. Но Шеншин узнаёт от отца Шарлотты, что настоящий отец Афанасия Иоганн Фёт – чиновник, служащий суда. По этим причинам будущего поэта отлучают от рода Шеншиных. Отнята была и фамилия. В 14 лет он получает фамилию настоящего отца (Фёт), что стало для будущего поэта настоящей трагедией. Фет ставит цель вернуться в дворянское гнездо Шеншиных , и с фантастическим упорством добивается её. По разрешению Александра 2 Фет становится Шеншиным. Жизненная философия Фета – забота о будущем. Прошлое, в котором цель не достигнута, для Фета не существует. Но, стремясь достигнуть высот, он теряет свою возлюбленную. Живя для будущего, Фет достигает всех высот благополучия (дворянин, камергер, крупный помещик). Но произойдёт непредвиденное: он станет рваться из счастливого настоящего в прошлое, в котором навсегда осталась его возлюбленная. ^ 2. Первичное чтение учителем. Медленное, размеренное чтение, не выделяя голосом ключевые строки, фразы, слова.3. Перед чтением дать учащимся задание: «Представить картины, которые вы увидите».* * *Какая грусть! Конец аллеи –Опять с утра исчез в пыли,Опять серебряные змеи Через сугробы поползли.На небе ни клочка лазури,В степи всё гладко, всё бело, Один лишь ворон против буриКрылами машет тяжело.И на душе не рассветает,В ней тот же холод, что кругом, Лениво дума засыпаетНад умирающим трудом.А всё надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, опять родной увидит край.Где бури пролетают мимо,Где дума страстная чиста –И посвящённым только зримоЦветёт весна и красота.4. Задание: нарисовать всё, что вам представилось. (приём рисунок)Подумайте, какие краски вы будете использовать. (белые, серебристые, холодные, чёрные) Чтобы выполнить задание, потребуется вторичное чтение учителем. ^ 5. Идёт медленное перечитывание, и мы останавливаемся на рисующих словах: эпитетах, метафорах, сравнениях «серебряные змеи», сугробы, небо, ворон.Рисунок поможет детям не только войти в картину, но и в переживания поэта.6. ^ Эмоциональное воздействие.Какое настроение передаётся нам в этом стихотворении? Как вы это поняли? (дети зачитывают слова из текста «Какая грусть!»«И на душе не рассветает», «Над умирающим трудом»Прочитайте первые два четверостишия ^ Какая грусть! Конец аллеи –Опять с утра исчез в пыли,Опять серебряные змеи Через сугробы поползли.На небе ни клочка лазури,В степи всё гладко, всё бело, Один лишь ворон против буриКрылами машет тяжело.Читая строки, мы обращаем внимание учащихся на то, как перемещается взгляд поэта и наш читательский взгляд: конец аллеи, далее взгляд ползёт за серебряными змеями, поднимается на небо, далее на землю, в безграничное пространство степи, но вдруг взгляд останавливается на одиноком вороне, который один против бури «крылами машет тяжело». Автор уточняет картину, приближает её к нам. Зачитайте строки, которые отражают описание картиныУчащиеся должны увидеть, как автор изображает зимний пейзаж, который всё больше и больше становится образом – переживанием. (сугробы, ни клочка лазури, всё гладко, всё бело,)Уточняем, что можно почувствовать, видя такую картину.(Холод, одиночество, герой стремится слиться с запредельным)Поэт, описывая зимний пейзаж, не называет чувства, а изображает их.^ Происходит процесс сопереживания.7. Рассмотрев описание пейзажа, мы переходим для прояснения чувств лирического героя..«И на душе не рассветает,В ней тот же холод, что кругом,^ Лениво дума засыпаетНад умирающим трудом.»В пейзажной лирике внешнее переходит во внутреннее.(Природа вбирается во внутренний мир человека.)8. Наш взгляд останавливается на одиноком вороне, который сопротивляется один «против бури»Что хотел сказать Фет, рисуя эту картину?(Может это он сам, стремящийся жить только в будущем?) Что чувствует сам поэт? Какие чувства его одолевают?(^ Чувство одиночества, потери, стремления идти вперёд, в будущее, не смотря на бурю). Возвратимся к автобиографии поэта.9. Читая следующие строки: «А всё надежда в сердце тлеет Что, может быть, хоть невзначай, ^ Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край.»Мы возвращаем учащихся к биографии А.А.Фета Достигнув всех высот благополучия, он станет рваться из счастливого настоящего в прошлое. Чувства автора сливаются с чувствами героя.Настроение героя меняется. Он живёт надеждой, что всё переменится. И произойдёт это быстро, невзначай.10. Читаем последнее четверостишие. «Где бури пролетают мимо,Где дума страстная чиста –^ И посвящённым только зримоЦветёт весна и красота.»Картина внезапно меняется «бури пролетают мимо», «дума страстная», «цветёт весна и красота», учащиеся понимают, что лирический герой меняет своё отношение к жизни быстро и невозвратимо, его настроение меняется. Герой продолжает жить, он сливается с природой, его душевное состояние оживает вместе с ней. Он рвётся в прошлое, где потеряна его любимая, близкие ему люди. И только с весной возрождается жизнь. Не случайно стихотворение заканчивается словами «цветёт весна и красота».Вывод после анализа стихотворения.^ Сообщение учителя. В поэзии А.А. Фета два противоположных мира. Земная жизнь олицетворяет смерть, поэтому взгляд ползёт по земле и автор использует холодные серебристые белые краски. Какая грусть! Конец аллеи –^ Опять с утра исчез в пыли,Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. Но вот взгляд поднимается вверх и мы видим небо «На небе ни клочка лазури,…»Небо – символ жизни, полёта. Меняется и настроение героя «и может быть, хоть невзначай опять душа помолодеет …»11. . Работа над выразительностью чтение строится так, чтобы учащиеся смогли определить напевность стиля стихов А.А.Фета. Обратим внимание на звукопись стихотворения.Алле-и, пыл-и, змее-и, поползл-и Далее: лазур-и, бел-о, бур-и, тяжел-о и т. д.Гласные звуки «о», «и», «е», «а» создают музыкальный эффект.Гласный «И» отображает напевность, заунывность.
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…