На правах рукописиКОРОЛЕВА Вера ВладимировнаА. Блок и Э.Т.А. Гофман:традиции романтизма в символистской поэтикеСпециальность 10.01.01 – русская литератураАВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наукИваново 2007Работа выполнена в Ивановском государственном университетеНаучный руководитель: доктор филологических наук, профессорТаганов Леонид Николаевич Ивановский государственный университетОфициальные оппоненты: доктор филологических наук, профессорОкеанский Вячеслав Петрович; Шуйский государственный педагогический университет кандидат филологических наук, доцент Соколов Кирилл Сергеевич Владимирский государственный педагогический университетВедущая организация: Удмуртский государственный университетЗащита состоится «____»__________________ 2007 года в ______ часов на заседании диссертационного совета Д 212.062.04 при Ивановском государственном университете по адресу: 153025, г. Иваново, ул. Ермака, д. 39, ауд. 459.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ивановского государственного университета. Автореферат разослан « ____ » _______________ 2007 года Ученый секретарь диссертационного совета Е.М. Тюленева ^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Проблема исследования взаимосвязей между литературами разных стран остается одной из наиболее актуальных проблем литературоведческой науки. Изучение символизма в широком общеевропейском контексте позволяет глубже осмыслить тенденции времени и искусства эпохи конца XIX – начала XX века. Александр Блок (1880-1921), поэт-символист и Э.Т.А. Гофман (1776-1822), писатель-романтик – крупнейшие представители своих литературных направлений в русской и немецкой литературах. Проблема соотнесения поэтики Блока с романтической поэтикой Гофмана была поставлена уже давно, но не была изучена с исчерпывающей полнотой: монографического исследования по этой теме ни в отечественном, ни в зарубежном литературоведении нет. Этим обусловлены актуальность и новизна исследования. В настоящей работе творчество Блока рассматривается в сопоставлении с творчеством Гофмана как акт творческого восприятия, впервые предлагается комплексное сопоставление тем, образов, мотивов и художественных приемов А.Блока, восходящих к Гофману, в частности, двойничества, романтической иронии и гротеска, образов куклы-автомата, Дон Жуана, Арлекина и т.д. ^ Материалом исследования является литературно-художественное, теоретическое, философско-эстетическое, эпистолярное наследие А. Блока и Э. Т. А. Гофмана, а также их «текст жизни». Преимущественное внимание в соответствии с темой исследования уделяется той части блоковского творчества, в которой в большей степени отразились гофмановские образы и мотивы. У Блока – это лирика и поэмы «Ночная фиалка» (1906), «Возмездие»(1919), «Двенадцать» (1918), большая часть его драматургического наследия: «Балаганчик» (1906), «Незнакомка» (1906), «Король на площади» (1906), «Роза и Крест» (1912). Среди прозаических произведений – статьи «Девушка розовой калитки и муравьиный царь» (1906), «Ирония» (1908), «Вопросы, вопросы и вопросы» (1908), «О современном состоянии символизма»(1910), «О романтизме» (1919), и отчасти «Крушение гуманизма» (1919), «О назначении поэта» (1921), «Молнии искусства» (1909-1918), «Стихия и культура» (1908) и др. У Гофмана материалом исследования являются новеллы: «Принцесса Брамбилла» (1820), «Двойники» (1815), «Дон Жуан» (1812), «Золотой горшок» (1814), «Крошка Цахес» (1918), «Песочный человек» (1915), «Повелитель блох» (1820), «Угловое окно» (1922), «Дож и догресса», отчасти «Приключение в ночь под Новый год» (1815), «Кавалер Глюк» (1808), «Магнетизер» (1813), «Артусова зала» (1915) и др., а также роман «Эликсиры дьявола» (1814-1816), пьеса «Принцесса Бландина» (1814), «Житейские воззрения кота Мурра» (1819-1821) и др. В поле внимания включены также письма, дневники и другие дополнительные материалы Гофмана. В данной работе проводится сопоставление комплекса основных мировоззренческих идей и художественных особенностей Блока, унаследованных русским поэтом-символистом на разных этапах его творчества от немецкого романтика. Цель диссертационного исследования состоит в выявлении и изучении образов и мотивов в творчестве Блока, воспринятых им от Гофмана, или перекликающихся с художественным миром немецкого романтика, а также в анализе видоизменения и частичного преодоления этой традиции. Приоритетным является акцент на выявлении и рассмотрении возможных влияний Гофмана на Блока и сходства поэтики исследуемых художников, но вместе с тем отмечаются и сущностные различия их художественных систем. Отсюда вытекают частные задачи исследования: определить общий характерный для символистов и романтиков тип мироощущения художников, общие аспекты и специфику их творческого сознания; выявить и проанализировать формы двойничества в творчестве Блока, восходящие к Гофману; исследовать специфику синкретической природы творчества Блока и Гофмана; выявить корреляции мифопоэтических сюжетов и образов в поэзии и драматургии Блока и прозе Гофмана; исследовать общие черты в постановке и решении проблемы человек и художник у Блока и Гофмана; выявить следы гофмановской созидательной иронии в творчестве Блока.^ Положения, выносимые на защиту:1)типологическое сходство элементов поэтики в творчестве Блока и Гофмана определяется сходством типа романтического и символистского художественного мышления; 2) многие переходящие из лирики в драму мотивы, образы, сюжеты Блока (мотив двойничества, образы зеркала, глаз, куклы-автомата, Арлекина, Дон Жуана и др.) восходят к творчеству Гофмана; 3) двойничество является одновременно темой и приемом, и занимает устойчивое положение в творчестве А. Блока. Многочисленные формы двойничества поэта во многом восходят к творческому наследию Гофмана, переосмысливая которое Блок создает свою разветвленную систему двойников; 4) восприятие отдельных образов-мифов (Дон Жуан, Арлекин, Пьеро) Блоком опирается именно на их гофмановское звучание в литературе; 5) сходными у Блока и Гофмана являются и двойники возлюбленной, одним из которых становится образ куклы; 6) размышления Блока о проблеме человек и художник имеют свои корни и в творчестве Гофмана. Отношение немецкого романтика к этой проблеме повлияло на мировоззрение Блока и способствовало созданию им своего мифа о поэте; 7) важным свойством и одновременно темой творчества Блока является ирония, которая отчасти восходит к романтической иронии гофмановского типа. Методология исследования основана на сочетании историко-литературного, структурного и сравнительно-типологического методов анализа. Анализ синкретизма поэтики Блока и Гофмана, восходящей к разным видам искусства, прежде всего музыке, рисунку, живописи, ведется через сравнительный анализ творчества двух художников на уровне сюжетов, образов, категорий, стиля и поэтики. Теоретическую базу исследования составили идеи и труды таких оте-чественных и зарубежных литературоведов и культурологов, как М.М. Бахтин, А.Н. Веселовский, В.М. Жирмунский, Л.Я. Гинзбург, Ю.М. Лотман, М.Л. Гаспаров, Ю.Н. Тынянов, Е.М. Мелетинский, З. Фрейд, К.Г. Юнг и др. При анализе творчества А.Блока и Гофмана привлекается обширный исследовательский материал как отечественных, так и зарубежных специалистов (П.П. Громов, В.М. Жирмунский, Д.М. Магомедова, Д.Е. Максимов, З.Г. Минц, И.С. Приходько, А. Пайман, А. Ханзен-Леве, Д.М. Поцепня; А.Б. Ботникова, Д.Л.Чавчанидзе, И.В. Миримский, Ю.В. Манн, С. Ванслов, Е.А. Маймин, Н.Я. Берковский, Ф.П. Федоров, М. Дьендьеши и др.).^ Научно-практическое значение исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемы влияния романтического наследия на поэтику А.Блока и других русских символистов, а также в разработке теоретико- и историко-литературных учебных курсов по отдельным проблемам романтизма и символизма.^ Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теории литературы и русской литературы ХХ века Ивановского государственного университета. Положения диссертации были представлены в виде научных докладов на конференциях и семинарах, проходивших в Москве (МГГУ), Шахматово (Музей-заповедник А. Блока), Владимире (ВГПУ), Иваново (ИвГУ). Основное содержание работы отражено в указанных ниже публикациях.^ Структура работы определяется поставленными задачами и исследуемым материалом. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. ^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИВо Введении обосновывается актуальность исследования, определяются его цели и задачи, выясняется степень изученности темы. Русский символизм и немецкий романтизм следует рассматривать как два типологически сходных явления европейской литературы, многие принципы романтизма были позднее восприняты символистами. Творчество Блока формировалось под влиянием многих романтиков (явление «полигенезиса» в концепции А.Н.Веселовского). Особое место в творчестве Блока принадлежит Гофману. Тяготение Блока к Гофману неслучайно. Многое в творческом сознании поэта совпадало с художественным опытом немецкого романтика, отзывалось на него. Благодаря Гофману, Блоку удалось осмыслить и выразить в своих произведениях многие внутренние противоречия, исследовать темные глубины своей души. ^ В первой главе «Блок и немецкий романтизм (Новалис, Гофман, Гейне и др.)» исследуются общие тенденции в творчестве романтиков и символистов, а также общие для них образы и мотивы, дан краткий анализ научной литературы по исследуемой проблематике. Несмотря на то, что существует довольно большая литература о связи немецкого романтизма и русского символизма, в этой емкой сфере остается немало лакун. В частности, белым пятном является поле восприятия немецкого романтизма Блоком, которого современники по праву считали «последним поэтом-романтиком». В его произведениях прослеживается ряд откровенно романтических тем и приемов, таких как двоемирие, двойничество, мистицизм, романтическая ирония. Кроме того, он сам соотносит собственное творчество с немецким романтизмом. В более поздний период Блок в статьях «О романтизме», «О «Голубой птице» Метерлинка» формулирует свое понимание йенского романтизма, нередко употребляя слово романтизм метафорически. Блок сближает понятия «романтизма» и «стихии» и оба противопоставляет понятию «цивилизации». Романтизм для Блока становится новым способом «жить удесятеренной жизнью» (6: 368) и рассматривается им как одно из проявлений «романтизма мирового». Родство романтиков и символистов проявляется в их представлении о призвании поэта. Поэт – демиург, соединитель прошлого и будущего. Современность романтизма для символизма сказывается прежде всего в провозглашенном романтиками и возобновленном символистами принципе соавторства читателя (слушателя) в творческом процессе. Сходным для романтиков и символистов был вопрос об их отношении к разуму. Разум романтики отождествляли со светом, ночь представляли как время мистических наваждений, фантастики, отдавая предпочтение последним. Блок близок к романтикам в понимании ночи, но уже в ранних его циклах преобладают сумерки: перед светом («Ante lucem») или после заката («Стихи о Прекрасной Даме»). В обоих случаях это пограничное время суток сопрягает в себе тьму и свет (зори). Романтики относят творчество к сфере разума. Блок уже в «Стихах о Прекрасной Даме» считает, что откровения и прозрение приходят художнику свыше, и что он – лишь избранник. Романтики культивируют особое отношение к Красоте. Блок создает свой идеал Вечно Женственного в «Стихах о Прекрасной Даме». Однако позднее, в период «Незнакомки» и «Снежной маски», вера Блока в Красоту как божественное соединение света, истины и добра подорвана. Образ Незнакомки – это «дьявольский сплав из многих миров». Героиня стихов 1907 г. нередко коварна, подобна змее («моя прекрасная змея»), обладает «ночной» природой («Вся ты – ночь»). В поле зрения Блока попадает весь мир немецкого романтизма, но центром притяжения оказываются трое: Новалис, Гофман и Гейне. Новалиса Блок считает «одним из тех немногих, у кого начало романтизма можно наблюдать в чистом виде, не осложненном позднейшими наслоениями» (6: 413). Для Блока особенное значение имел символ «голубого цветка», который отразился в поэме «Ночная Фиалка». Центральный символический образ поэмы, «безмятежный и чистый цветок», оживающий как девушка, напоминает новалисовский голубой цветок. Образ-символ голубого цветка используется Блоком и в статье «Безвременье», где он наполняется новым содержанием – приобретает фиолетовый цвет, что в общепринятой символике цвета связано с демоническим началом. В статье «О современном состоянии русского символизма» Блок использовал символ голубого цветка в связи с характеристикой русского символизма. Блока с Новалисом роднит также тема пути. Оба художника понимают путь как процесс познания. Тема пути у Блока подробно описана Д.Е. Максимовым (1981: 6-151). Важным аспектом сопоставления творчества Блока и Новалиса является музыка. Новалис одним из первых попытался сблизить законы поэзии с законами музыки – самого совершенного для символистов, как и для романтиков, вида искусства. В статье «О романтизме», признавая значение Новалиса и «великого течения» йенского романтизма, Блок усматривает «огонь будущего» в творчестве другого, более позднего немецкого романтика – Генриха Гейне (5: 454 и 476). Гейне был одним из значимых поэтов для символизма и особенно для Блока, благодаря которому имя немецкого поэта было вновь открыто для русской литературы, а его личность и творчество переосмыслены.Блок создал переводы, превосходящие прежние русские переводы с точки зрения верности содержания и точности формы. Поэзия Гейне, по мнению Ю.Тынянова, оказала влияние и на лирическое творчество самого Блока, что проявилось в концепции стихотворного цикла, в использовании отдельных мотивов, в технике Schluftpointe, сказалось на блоковской иронии, обогатило его метрический репертуар. Важное место в творчестве Блока занимает Гофман. Поэт познакомился с немецким романтиком в ранней юности в кругу домашнего чтения, где Гофман был одним из любимых авторов. М.А. Бекетова, сестра матери Блока, переводила его сочинения.В семейной библиотеке Бекетовых было восьмитомное собрание сочинений Гофмана, выпущенное в России в 1896 – 1899 годах.Это издание, сохранившееся в библиотеке А. Блока в Пушкинском доме, содержит многочисленные блоковские пометы.Связь с Гофманом подтверждается также упоминаниями его имени и отсылками на него в эссеистике, дневниках, записных книжках и письмах поэта. Все это дает возможность увидеть открытое или скрытое цитирование, ассоциации, образные и стилевые рефлексии, то есть то, что относится к «сознательному» усвоению и переработке творческого материала. Гофман с феерическим миром созданных им образов, с только ему свойственным стилем, гротесками и романтической иронией в целом оказал большое влияние на русскую литературу. Его традиция проявилась в творчестве А. Погорельского, Гоголя, Достоевского и других писателей ХIХ века. В начале ХХ века и, особенно, у символистов, интерес к Гофману возрастает. Роль немецкого романтика в новую литературную эпоху была ознаменована переводом новеллы «Золотой горшок», сделанным Вл. Соловьевым. Принципы поэтики Гофмана органично восприняты такими писателями, как А.Белый, Ф.Сологуб, М Кузмин. Для Блока были важны как сам художественный мир Гофмана и его поэтика, так и гофмановская традиция, унаследованная русской литературой.^ Во второй главе «Гофмановские образы и мотивы в произведениях Блока. Формы двойничества у Блока и Гофмана» исследуются образы и мотивы в творчестве Блока, восходящие к Гофману, среди которых главное место занимает проблема двойничества, ведущая в творчестве обоих художников. ^ В первом параграфе второй главы «Тема двойничества и двойников в западной и русской литературе ХIХ века» дается определение феномена двойничества, а также называются основные вехи в разработке этой темы в мировой литературе нового времени. Во втором параграфе второй главы «Двойник как персонаж в сюжете произведения» в центре внимания оказываются формы лирического раздвоения у Блока в традиционном романтическом понимании, то есть как мистическое явление, связанное с патологическим феноменом раздвоения личности, отражением и материализацией всего темного и странного в человеческой душе. Двойничество как литературный прием получило большое распространение в эпоху романтизма, особенно у Гофмана. В символизме и, в частности, у Блока, двойничество стало важным психологическим свойством лирического героя. Появление темы двойничества в творчестве Блока было закономерно, так как двоение – одна из главных черт, присущих его сознанию. Это то, что глубоко проникло в душу поэта, тревожило и мучило его. Об этом свидетельствуют его ранние дневниковые записи за 1901-1902 годы, в которых звучит ощущаемое им двоение, основанное на противоположных тяготениях, на внутреннем конфликте его личности. Опору своим переживаниям двойничества Блок нашел в философских, религиозных и литературных традициях, которые позволили ему осмыслить собственные личностные противоречия и отразить с помощью символических образов в своем творчестве. Одним из главных источников двойничества Блока стала литература немецкого романтизма, в которой трагедия внутренней раздвоенности человека, несовпадения с самим собою была ведущей. Гофман внес самый значительный вклад в разработку этой темы, поскольку сам переживал раздвоение как личностную проблему, об этом он писал в дневниках, а также активно разрабатывал эту тему в своих произведениях. Блок среди прочих унаследовал и гофмановскую традицию создания образа двойника, усвоение которой осуществлялось поэтом как непосредственно у самого немецкого романтика, так и через его последователей, среди которых были Гейне, Погорельский, Гоголь, Достоевский, А. Толстой и др. Итогом творческих исканий Блока стало создание целой галереи образов двойников в поэзии и прозе. Характерным приемом выражения раздвоенного сознания у Гофмана было введение в художественный мир материализованных духов, призраков, которые он воспринимает как собственных двойников. Все это связано с воплощением идеи двоемирия. Немецкий романтик едва ли не первым создал образ двойника, который не просто повторял лирического героя, но и угрожал его существованию, заменив его собой. Страшные стороны жизни и необъяснимые движения души Гофман изучал с большим интересом. Они волновали писателя потому, что, по его мнению, они давали возможность заглянуть в скрытые уголки личности, прикоснуться к ее сокровенной тайне. Гофман обнаруживает редкое для писателя-романтика стремление к документально точному описанию аномальных состояний души. В творчестве Блока проблема двойничества является одной из самых важных. Двойники Блока становятся непременным атрибутом инфернального мира, наряду с другими его обитателями: вампирами, карликами, мертвецами, которые с первых стихотворений угрожающе наступали с разных сторон, пытаясь захватить душу поэта. На протяжении творческого пути эти образы в поэтическом мире Блока эволюционировали. Предпосылки для появления двойников можно найти уже в цикле «Ante lucem», сюжетный центр которого составляет романтический разлад лирического героя с миром. Тема двойничества тесно связана с двоемирием, которое станет сюжетной основой «Стихов о Прекрасной Даме». Уже в стихах этого периода вера Блока сменяется разочарованием, и лирический герой начинает сравнивать себя с шутом, паяцем, Арлекином, которого нередко преследует двойник в образе старика. В связи с оппозицией молодой-старый в стихотворениях Блока появляется одна из форм двойничества – человек-портрет, которая у Гофмана более всего проявлена в романе «Эликсиры дьявола», новеллах «Дож и Догресса» и «Церковь иезуитов в Г.». Оппозиция человек — тень, получившая воплощение у Блока в ранних циклах, также является одной из форм двойничества и своими корнями восходит к «Удивительной истории Петера Шлемиля» А. Шамиссо (1813), к которой, в свою очередь, восходит и новелла Гофмана «Приключения накануне Нового года» (1815). В цикле «Распутья» наряду с образом двойника Блок вводит фантастические образы, проникающие в обыденную действительность, или «мистику в повседневности» (З. Минц), истоки которой также кроются в творчестве Гофмана. Немецкий романтик считал, что реальная действительность настолько искажена, что превратилась в уродливую фантастику. Мир стал обезличенным, в нем нет места индивидуальности. В связи с этим предметы у Гофмана, по словам Н.Б. Берковского, «начинают бунтовать, ведь они сделаны из живой природы, из чего-то качественного, индивидуального. А получились стандартные, безличные предметы». Эти гофмановские приемы отчасти были восприняты Блоком, с той только разницей, что постоянные изменения, превращения происходят с самими героями. Так, например, мир Блока наполнен инфернальными героями (карлики, двойники, оборотень Невидимка), которые, несмотря на свою нечеловеческую сущность, ведут себя как люди. В стихотворениях циклов «Распутья» и «Город» большое значение приобретает категория безобразного, которая была воспринята у романтиков. Безобразное всегда связано со злом, выступает как его порождение. Зло уродует душу. Разрушая гармонию внутреннего мира, оно может вести к сумасшествию, безумию, выступающему в качестве формы уродства души. Таково безумие Натанаэля в повести Гофмана «Песочный человек» или Медарда в его романе «Эликсиры дьявола». Безобразное может выступать и как внешняя форма выражения самого зла. Моральное уродство в этом случае символизируется физическим, как, например, Цахес у Гофмана и ужасные старухи в «Золотом горшке», «Собаке Берганца». У Блока безобразные мистические существа и человек в реальности существуют теперь рядом, что является символом духовного падения этого мира. В поэме «Ночная фиалка», написанной в духе Гофмана и Новалиса, мы встречаемся с одной из форм двойничества, основанной на символических образах. Так у Гофмана Артусова зала в одноименной новелле (1815) является примером такого образа. Это символ, вобравший в себя единство духовного и материального. Таким двойственным образом у Блока в поэме является ночная фиалка. Образ ночной фиалки предстает то в виде цветка, то как тихая некрасивая девушка и знаменует собой идеал, в поисках которого скитается по свету рыцарь (двойник лирического героя), то как злая колдунья, которая одурманивает всех «зельем болотным». Еще в большей степени двойничество находит отражение в цикле «Страшный мир». Мир, куда попадает Поэт, оказывается действительно «страшным», он воспринимается Блоком подобно дантовому аду, о чем свидетельствует появление в поэзии образов круга, сферы, герой в «страшном мире» бродит «слепой, как в дикой сказке», и становится участником бала, маскарада, а люди здесь – это тени, маски. Мотив двоения в этом цикле дополняется образом зеркала, который также подчеркивает лживость этого мира: «устал я шататься в чужих зеркалах отражаться…»(3: 13). Образ зеркала, очень популярный у художников-символистов, унаследован ими из романтической эстетики. Формы воплощения этого образа у Блока многообразны и перекликаются с Гофманом, особенно с его новеллой «Песочный человек». Герой цикла «Страшный мир» Блока предстает перед нами в разных обличьях, но важно то, что он слит со «страшным миром», стал его частью, попав под влияние земных пороков и утратив в себе все человеческое. Он теперь сам становится злым, демоническим существом, как и его двойники: вампир, губящий свою возлюбленную, Дон-Жуан, соблазняющий женщин, «нищий дурак», символизирующий душевную пустоту, «живой» мертвец, демон. В образе Демона трансформируются в творчестве Блока оппозиция «земного-небесного», «добра-зла» первых циклов стихотворений. В блоковском понимании этого образа есть черты Гофмана, и это прежде всего проблема родового греха. Наиболее полное воплощение у Гофмана она получила в романе «Эликсиры дьявола». Демон, существо «неизвестной породы, но мужского пола, соблазняющий женщин и губящий их своей любовью», по словам Эткинда, вошел в сознание Блока еще в детстве, так как именно так воспринимал будущий поэт своего отца. С этим отцовским, демоническим началом в своей душе Блок пытался бороться на символическом уровне. В результате в творчестве Блока появился особый тип двойничества – сын-отец, предок и потомок. Эта оппозиция проявляется в поэме Блока «Возмездие». Образ демона у Блока постепенно усложняется, он утрачивает свой демонизм, «очеловечивается», становится земным. В статье «Памяти Врубеля» содержится намек на сопоставление Демона с Христом: «Это он [Врубель] написал однажды голову неслыханной красоты; может быть ту, которая не удалась в «Тайной вечере» Леонардо». В этих словах, по всей видимости, нашла отражение легенда о Леонардо да Винчи, который, якобы изобразил на фреске не Христа, а Антихриста. Вероятно, Гофман был знаком с этой легендой, т.к. Леонардо да Винчи, великого художника итальянского Ренессанса (1452-1519), он вводит в качестве персонажа в свой роман «Эликсиры дьявола». В период с 1913 по 1915 годы Блок создает цикл «Жизнь моего приятеля», в котором возникает образ двойника-приятеля, воплотивший усталость и отчаяние поэта, чувство безнадежности. Вообще Блок часто называет двойника другом или приятелем. Это связано с тем, что отношение к дружбе у Блока весьма противоречивое. В стихотворении «Двойнику» Блок обращается к своему двойнику со словами: «Но, бедный друг!» (1: 152), а цикл «Жизнь моего приятеля» полностью посвящен ему. Появление оппозиции «друг-враг» в творчестве Блока было обусловлено и фактами биографии. По воспоминаниям современников у Блока сложно складывались отношения с близкими друзьями (особенно напряженными были они с Андреем Белым), Блок болезненно переживал непонимание и предательство тех, кто числился в друзьях. Культ дружбы был частью культуры романтизма. Если в любви, по представлениям йенских романтиков, две половинки находили друг друга и сливались, составляя целостность, то друзья – это половинки разделившегося целого. Через дружбу осуществлялась самоидентификация. Традиция восприятия двойника в рамках оппозиции друг-враг в творчестве Блока имеет свои корни в творчестве Гофмана. Так, например, в новелле «Двойники» мы встречаемся с такой сюжетной ситуацией, которая основывается на противостоянии героя и его двойника. Двойники вмешиваются в судьбу друг друга, нарушая ее естественный ход. А любовь к одной и той же девушке делает их еще и соперниками. В результате они начинают воспринимать каждый своего двойника как врага. В цикле стихотворений «Пляски смерти» Блок использует одну из романтических оппозиций – живое и мертвое. Мир, в котором люди утратили душу, населен мертвецами. В творчестве Гофмана тема смерти имеет двойной смысл. С одной стороны, она является кульминацией жизненных страданий, с другой стороны, – это избавление от страданий и вхождение в беспечальный мир идеала. Именно так разрешается оппозиция жизни и смерти в романе Гофмана «Эликсиры дьявола». Среди многочисленных раздвоений лирического героя Блока можно выделить особый тип двойничества, основанный на ролевом представлении литературных персонажей, или мифологизации. Это двойники-маски, которые лирический герой время от времени «примеряет на себя». Об этом типе двойничества речь идет в третьем параграфе работы «Ролевые двойники: Пьеро, Арлекин, Дон Жуан». Ряд мифологизированных двойников у Блока широк и многообразен, он включает в себя образы-символы разных культурных эпох и традиций. В поле нашего зрения включаются только те образы, которые проецируются на гофмановское творчество: Арлекин, Пьеро («Балаган», «Явился он на стройном бале») и Дон Жуан («Шаги командора»). Первоначально мотив «арлекинады» войдет в поэзию Блока в связи с личной драмой. Отношения с Л.Д. Менделеевой, в которую в тот период был влюблен А. Белый, делают Блока участником «любовного треугольника». Так в творчестве Блока появится сопоставление Менделеевой с Коломбиной, Пьеро с Блоком, а Арлекина с Белым. Именно в этом ключе воспринимается одно из первых «арлекинадных» стихотворений «Явился он на стройном бале». Самоидентификация лирического героя с Арлекином, а тем более с Пьеро, изначально содержит в себе момент иронии и самоиронии. В стихотворении «Двойник» поэт отождествляет себя с Арлекином, происходит слияние маски с лирическим героем. Образы комедии dell’arte проявились и в драме Блока «Балаганчик». Исследователи указывали неоднократно на связь пьесы А.Блока «Балаганчик» с романтической традицией и, в частности, с «Принцессой Брамбиллой» Гофмана. При сопоставлении «Балаганчика» с новеллой Гофмана в первую очередь бросается в глаза сходство персонажей, т.к. главные действующие лица обоих произведений – Арлекин и Коломбина. На сюжетном уровне также много общего. В основе обоих произведений лежит мотив соперничества, а отсюда и двойничества. Пьеро ждет появления своей невесты – простой девушки, но она обманывает его ожидания, т.к. оказывается трехликим существом – это и девушка, и Смерть, и, как станет ясно позже, – картонная кукла, которая в финале и вовсе пропадает, оставляя Пьеро страдать по утраченной любви. Герой Гофмана Джильо ожидает свою невесту-мечту – принцессу Брамбиллу, которая, постоянно меняя свой облик, предстает перед ним то как Джачинта, то как Принцесса Брамбилла, то, в какой-то момент, как Коломбина. Однако он, в отличие от Пьеро Блока, в итоге находит путь к своему счастью. Отказавшись от соблазнительных мечтаний, Джильо возвращается к своей возлюбленной – Джачинте. Блок заимствует у Гофмана и способ изображения героев и событий, которые с ними происходят. Игра, ирония, шутка, переходящая в абсурд – вот что определяет гофмановский метод. Даже самые драматические ситуации не имеют у Гофмана гибельных последствий. Гофман смешивает понятия разных планов – «высокое» и «низкое», «трагическое» и «комическое», «подлинное» и «искусственное», поэтому вместо настоящего оружия у них – деревянные мечи, а от ран, которые получают герои, страдают их костюмы. Не удивительно и то, что труп Джильо оказывается простой картонной куклой. Кукольное и человеческое настолько смешиваются, что провести грань между ними невозможно. Эти гофмановские приемы находят отражение и у Блока: из головы паяца брызжет не кровь, а клюквенный сок, даль, видимая в окне, оказывается нарисованной на бумаге, а невеста – картонной куклой. Только смысловое и эмоциональное наполнение их иное – это смех сквозь слезы. У Блока пьеса наполнена драматизмом, т.к. жизнь, по мысли Блока, стала искусственной, ненастоящей. Конфликт кукольного и человеческого у Блока достигает максимума. Пьеро ждет свою возлюбленную, но она оборачивается картонной куклой. Торжествует кукольное, а человеческое остается скрытым под маской Пьеро. Блоковский «Балаганчик» перекликается и с пьесой Гофмана «Принцесса Бландина», где Принцесса Бландина – типичная романтическая героиня, полагающая себя существом высшего, небесного происхождения. Амандус – придворный гитарист, который берет на себя роль рыцаря, заступника Бландины. Но, в сущности, сражается с куклой. Родерих – придворный поэт, влюбленный в принцессу, и сделавший ее музой своих стихотворений. Но при этом он не чужд и прозаической стороны жизни. Финал пьесы напоминает блоковский «Балаганчик». Амандус вызывает Килиана на поединок, взмахивает мечом, голова Килиана с глухим стуком падает наземь, но вместо нее оказывается болванка для шляп. Образы Режиссера и Директора Гофмана также сходны с блоковскими. В самом начале пьесы актеры взбунтовались против ролей, которые они играют. В их протесте звучит важная для Гофмана, а затем и для Блока, проблема слияния маски и лица, человеческой сущности и роли актера, которая стала частью его проблемы двойничества. По мнению Гофмана, актер не имеет возможности выбирать роль, которую вынужден играть, что является насилием над личностью. Искусно сыгранная роль не проходит бесследно для человека, она способна трагически отразиться на его жизни. Другим важным образом-мифом Блока, восходящим к романтизму и к Гофману, в частности, стал образ Дон Жуана. В новелле «Дон Жуан» в уста главного героя Гофман вложил свои суждения об одноименной опере Моцарта. Он не просто дает подробный анализ оперы, но выражает свое видение образа Дон Жуана, во многом отличное от моцартовского. Для Гофмана Дон Жуан – трагический герой, страдающий от разлада между идеалом и жизнью, романтическая натура, которая ищет свой идеал в любви. Однако его поиски не приводят к ожидаемому результату, постоянная жажда чувственных утех становится бегством от самого себя. Донна Анна отличается от Дон Жуана. Ее чистая душа сумела противостоять дьявольскому соблазну. Она опорочила свое тело, но не душу. Трагедия Дон Жуана в том, что он, увлекшись идеей мести, не сумел разглядеть в Анне свой идеал. Продолжая свое глумление, он переходит все границы дозволенного, и возмездие не заставляет себя ждать. Дон Жуан наказан, но и для Анны нет больше места в этом мире. Гофман затрагивает в новелле еще одну важную тему, которая как лейтмотив проходит через всю его жизнь и творчество – это человек и искусство. Для Гофмана истинным является только тот художник, который всецело отдает себя творчеству. Именно такой он рисует актрису, поющую партию Донны Анны. Она живет в мире музыки, а роль проживает как свою жизнь, не отделяя ее от себя. Гофмановская трактовка образа Дон Жуана стала популярна в России. Интерес А. Блока к образу Дон Жуана подтверждается его ссылками на одноименные произведения Мольера и Байрона. В творчестве Блока образ-миф Дон Жуан появится как демонический обитатель «страшного мира» в стихотворении «Шаги командора». Дон Жуан Блока – это одно из воплощений лирического героя, поэта, «изменника», двойника-приятеля, пришедшего на смену влюбленному поэту-рыцарю. Стихотворение «Шаги командора» Блока входит в цикл «Возмездие», что предполагает общую для цикла тему завершенности пути и роковой обреченности человека на расплату, поскольку высокие идеалы, к которым он стремился, оказались невоплощенными. В комментарии к стихотворению «Шаги командора» в III томе академического полного собрания сочинений Блока не указаны отразившиеся в нем источники. Нами выявлены тексты, в которых уже обозначен конфликт, определивший драматургию «Шагов командора». Это три стихотворения из цикла «Город»: «В высь изверженные дымы», «Блеснуло в глазах. Метнулось в мечт
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…