А. Ц. Пуни [Методы психологического исследования в спорте]

А. Ц. Пуни[Методы психологического исследования в спорте]1 В психологии физического воспитания и спорта используют­ся методы, общие для всех разновидностей психологической науки. Однако нередко они модифицируются применительно к специфике условий изучения деятельной личности в физи­ческом воспитании и различных видах спорта. Пользуясь классификацией Б. Г. Ананьева2, все многообра­зие методов научного психологического исследования можно разделить на четыре группы: организационные, эмпирические, количественно-качественного анализа научных фактов и интерпретационные.^ Организационные методы. К этой категории методов, опре­деляющих по существу стратегию исследования, относятся срав­нительный, лонгитюдный и комплексный методы. Сравнительный метод используется для изучения психоло­гических различий в психических процессах, состояниях, свой­ствах и личностных особенностях спортсменов в зависимости от возраста, пола, спортивной специализации, квалификации, от особенностей методики физического воспитания, спортив­ной подготовки, условий тренировки и соревнований и др. Лонгитюдный метод используется с целью многолетнего прослеживания хода психического и психомоторного разви­тия. Таким путем, например, удается изучить влияние занятий физической культурой на развитие психических процессов и двигательных качеств младших школьников. Это имеет суще­ственное значение для совершенствования методики физиче­ского воспитания в школе. Лонгитюдный метод с успехом мо­жет быть применен при изучении влияния многолетней спор­тивной тренировки на формирование личности спортсменов. В таком же плане, но в гораздо в более широких масштабах ис­пользуется метод поперечных возрастных срезов, именуемый еще сравнительно-возрастным. Но он имеет ряд существенных и неустранимых недостатков, вытекающих из неравномерно­сти и гетерохронности развития психических и психомотор­ных качеств даже у людей одной и той же возрастной группы. Комплексный метод заключается в многостороннем изуче­нии одного и того же объекта, одного и того же явления с помо­щью некоего множества частных методик. Он может быть ис­пользован как в собственно психологических исследованиях, так и в исследованиях междисциплинарных. Например, при определении уровня тренированности спортсмена может быть использован комплекс методик, направленных на изучение по­знавательных, эмоциональных, волевых процессов и личност­ных характеристик спортсмена.^ Эмпирические методы. Эмпирические методы весьма мно­гообразны. К ним относятся: объективное наблюдение, само­наблюдение, экспериментальный метод и методы психодиа­гностики. Объективное наблюдение представляет собой изучение пси­хических, двигательных, поведенческих и других проявлений занимающихся физической культурой и спортсменов в естест­венных условиях их деятельности (на уроках физической куль­туры, на тренировке, на соревновании и др.). Оно может быть сплошным или выборочным, с использованием словесной, сте­нографической записи, технических средств (киноаппаратуры, магнитофона, видеомагнитофона и др.). Наблюдение всегда це­ленаправленно, проводится по заранее составленной схеме, с заранее предусмотренным планом обработки зарегистрирован­ных фактов. Самонаблюдение чаще всего сочетается с другими методами и выражается в форме словесного отчета, раскрывающего не­которые субъективные стороны изучаемого явления. Напри­мер, при изучении точности воспроизведения заданной в экс­перименте амплитуды движений на основании самонаблюдения устанавливаются признаки, по которым спортсмен сам опре­делял точность выполненного им же движения. Самонаблюде­ние используется спортсменами при анализе своих движений, действий, переживаний, состояний, мыслей, поведения и т. п. в процессе деятельности. Оно чрезвычайно важно для позна­ния спортсменами самих себя (самопознания) в целях самосо­вершенствования не только в технико-тактическом отношении или в плане развития двигательных качеств, но особенно в це­лях формирования себя как личности и рационального управ­ления самим собой в многообразных, часто непредвиденных, ситуациях жизни и деятельности. На основе самонаблюдения формируется оценка спортсменами самих себя. Такая самооцен­ка в настоящее время все шире используется и как один из ме­тодов исследования в психологии. Экспериментальный метод. Различают две разновидности экспериментального метода — лабораторный и естественный эксперимент.Лабораторный эксперимент, как правило, проводится в спе­циальных помещениях — лабораториях, камерах и пр., обору­дованных приборами и аппаратурой различного типа (напри­мер, тахистоскопами, рефлексометрами, регистрационными при­борами (начиная от кимографа, кончая многоканальной запи­сывающей аппаратурой) и вычислительными (от простейшего арифмометра до современных ЭВМ) средствами. Конкретные методики лабораторного эксперимента подбираются соответ­ственно разрабатываемым темам и задачам исследования.Естественный эксперимент имеет несколько разновид­ностей. Оно может быть констатирующим, формирующим или преобразующим — психолого-педагогическим. В лаборатор­ном и естественном эксперименте иногда используются мето­ды моделирования. Обычно моделируются соревновательные условия, в которых протекает деятельность спортсменов.^ Психодиагностические методы. Они рассчитаны на изуче­ние умственного и психомоторного развития, специальных спо­собностей к конкретным видам спорта, психических, (предсоревновательных, соревновательных, послесоревновательных и др.) состояний спортсменов, в частности состояния психической го­товности к соревнованию, состояния тренированности и пр. Пси­ходиагностические методы могут быть применены и для отбо­ра кандидатов в сборные команды. Здесь широко используются различные инструментальные и бланковые методики для ис­следования интеллекта, психомоторики, конкретных познава­тельных, эмоциональных и волевых процессов, а также свойств личности спортсмена.^ Методы качественно-количественного анализа. Эти методы используются для обработки фактического материала иссле­дований. Количественные методы — это математико-статистические методы, например корреляционный, факторный, дис­персионный, дискриминантный и другие виды анализа.Количественные методы заключаются в анализе материалов исследования по содержательной сущности изучаемых психи­ческих явлений, их дифференцировке и классификации по ти­пам, группам, вариантам и т. п. Например, при изучении влия­ния учебной и соревновательной мотивации на овладение дви­гательными действиями учащихся с сильной и слабой нервной системой фактический материал требует следующей дифференцировки: • во-первых, разделения учащихся на группы по признаку силы—слабости нервной системы; • во-вторых, выделения в каждой группе вариантов успешно­сти овладения действиями в зависимости от указанной вы­ше мотивации. Важным элементом качественного анализа является казуи­стика — описание конкретных примеров проявления изучав­шихся явлений, относящихся к различным типам, группам, ва­риантам. Этими описаниями иллюстрируются наиболее ярко и полно выраженные случаи изучаемого психического явления (например, типа темперамента, предстартового состояния и др.) либо, наоборот, случаи, являющиеся исключением из общих правил.^ Интерпретационные методы. К этим методам относятся различные варианты теоретического анализа и обобщения мате­риалов исследования с позиций системно-структурного, функ­ционального, генетического, кибернетического, информацион­ного и других концептуальных подходов к разрабатываемой проблеме.В. Л. Марищук[Методы психодиагностики в спорте]1 Физическая культура и спорт развиваются не изолированно, а к системе общественных связей и отношении. Поэтому мно­гие процессы и явления, происходящие в физкультурном и спортивном движении, имеют глубокий социальный смысл, и попять их можно только в единстве с интересами и потреб­ностями общества. С другой стороны, некоторые закономер­ности, выявляемые в спорте, могут быть перенесены на другие стороны деятельности человека. Например, такие свойства человека, как быстрота реакций, выносливость, внимание и др., выявляемые в спорте, являются непреложным условием профессиональной адаптации в ряде профессий — оператора, диспетчера, летчика и т. д. С этой точки зрения и учитель физической культуры, и тренер детско-юношеской спортивной школы, и другие практические работники в области физиче­ской культуры и спорта, наблюдающие и изучающие своих учеников, должны сочетать профессиональные интересы и по­требность общества и помогать своим питомцам определить перспективную область применения сил, в которой наиболее полно могут раскрыться их способности. В спорте различают три основных направления примене­ния психодиагностических методик. 1. Выяснение того, каким видом спорта целесообразно зани­маться новичку (ребенку или подростку). 2. Формирование спортивного коллектива, выступающего на соревнованиях как единое целое (спортивная селекция). В настоящее время в большинстве команд высшей лиги включены в штат специальные тренеры-селекционеры, ко­торые отбирают из команд более низших лиг именно тех спортсменов, которые по своим психическим, физиологи­ческим и физическим качествам претендуют на роль игрока (спортсмена) высшей лиги. 3. Отбор спортсменов с одинаково высоким уровнем квали­фикации (комплектование команды) для включения их, на­пример, в национальную олимпийскую сборную. Проблема отбора, как отмечают ведущие советские специали­сты (В. М. Зациорский, Н. Ж. Булгакова, В. П. Филин, М. Я. Набатникова и др.), связана с решением четырех задач. 1. Определение модельных характеристик — своего рода спортограмма вида спорта со своими требованиями к психоло­гической структуре личности и психологическим качест­вам спортсмена. 2. Прогнозирование — одна из самых актуальных проблем в спорте, теснейшим образом связанная с психологическим отбором. 3. Повышение эффективности отбора, что непосредственно связано с методиками психодиагностики в спорте: чем аде­кватнее требованиям спортограммы содержание той или иной методики, тем выше эффективность отбора.4. Улучшение организации отбора (обычно отбор и спортив­ная ориентация проводятся в течение ряда лет на несколь­ких этапах, так как необходимо выяснить по крайней мере две характеристики индивида: во-первых, успешность его продвижения в учебном процессе и, во-вторых, эффектив­ность его действий в дальнейшей реальной обстановке со всеми возможными усложненными ситуациями, включая экстремальные условия). Педагогу в своей практической деятельности приходится сталкиваться со всеми разновидностями отбора и решать все вышеназванные задачи. Если мысленно представить все временные ламы психологического отбора в спорте, то можно абсолютно четко совместить разновидности отбора с решением вышеназванных задач. На первом этапе решение задач спортивной ориентации основываются на модельных характеристиках психологических осо­бенностей спортсменов, составленных в соответствии с требованиями спортограммы групп видов спорта. На данном этапе определяются те способности юных спортсменов, которые предполагают успешность их спортивной деятельности в определенной группе видов спорта, например циклических, ацикли­ческих, спортивных единоборств, спортивных игр. Распределение детей по видам спорта на первом этапе нецелесообразно. Сложность психологического отбора на первом этапе заключа­ется в том, чтобы правильно определить те или иные способно­сти юного спортсмена к группе видов спорта. И в этом педагогу несомненную помощь окажут предлагаемые в данном пособии методики психодиагностики. На втором этапе решение задач спортивной селекции основывается на углубленных модельных характеристиках психологических особенностей спортсменов, составленных в соответствии с требованиями каждого вида спорта в отдельности. Допустим, на первом этапе мы определили, что мальчик по сво­им психологическим показателям — быстроте и точности сен­сорных реакций, подвижности нервной системы, оперативно­му мышлению, распределению внимания и т. п. — подходит для занятий спортивными играми или спортивными единоборствами. На втором же этапе мы должны отобрать данного мальчика уже конкретно для определенного вида спортивных игр (футбола, баскетбола, хоккея, волейбола, тенниса и др.) или спортивных единоборств (бокса, борьбы, фехтования). Это, так сказать, первичная психологическая селекция. А вторич­ная заключается в отборе перспективных молодых спортсме­нов в команды высшей лиги. Эта проблема более сложная, так как помимо чисто специфических психологических способно­стей спортсмена к занятиям тем или иным видом спорта надо определить и уровень развития его волевых, эмоциональных, интеллектуальных и сенсорных качеств, определить его личностные социально-личностные особенности. То есть на данном этапе решается, по существу, и задача прогнозирования успеш­ности выступления спортсмена в том или ином виде спорта. На третьем этапе решение задач отбора наиболее надежных спортсменов в команду для выступления в ответственных сорев­нованиях основывается на индивидуальных прогнозных модель­ных психологических характеристиках того или иного спорт­смена, реализуемых в экстремальных условиях соревнований. Третий этап является одним из основных, особенно при отборе спортсменов в олимпийские команды СССР, в сборные коман­ды ведомств и обществ для участия в первенствах Советского Союза, международных соревнованиях. Эффективность третье­го этапа отбора является показателем психологической подго­товленности, эрудиции и интуиции тренера-педагога, который на основе умелого подбора методик психодиагностики, внима­тельного изучения личности спортсменов в различных усло­виях жизни и спортивной деятельности смог отобрать из многих претендентов в команду наиболее надежных. Опыт наиболее опытных тренеров-педагогов показывает, что эффективность третьего этапа отбора тесно связана с эффек­тивностью психологического отбора на втором и первом эта­пах. То есть цикл замыкается: отбор на третьем этапе позволя­ет обосновать отбор на втором и первом этапах. И наоборот, чем выше эффективность первого этапа, тем выше эффектив­ность второго и третьего этапов психологического отбора. Мы кратко рассмотрели разновидности, задачи и этапы от­бора. Но вопрос заключается в том, какие методики психодиа­гностики следует рекомендовать на том или ином этапе отбора для решения той или иной задачи. Исходя из исследований советских психологов, по-видимому, следует рекомендовать методики для определения личностных и социально-личностных особенностей юных спортсменов на втором и третьем этапах отбора для решения задач спортивной селекции и комплектования команды. Надо также учесть, что личностные и социально-личностные особенности спортсмена — наиболее консервативные качества и они менее всего подвержены быстрым вре­менным флуктуациям. Психологические качества — волевые, интеллектуальные, эмоциональные и сенсорные — более подвижные элементы психологии спортсмена. Поэтому психодиагностика данных качеств может осуществляться в более короткие сроки для решения задач всех трех этапов отбора. Главное, чтобы методики были стандартизированы и унифицированы применительно к тому или иному виду спорта проводились в стандартных условиях. Только динамика исследований может дать положительные знание о психологии спортсмена и прогнозировать его поведение в экстремальных условиях соревнований. Психологические состояния — наиболее подвижный элемент психологии спортсмена. Умелая психодиагностика психического состояния спортсмена может многое сказать о степени его соревновательной надежности, прогнозировать поведение спортсмена в экстремальных условиях, внести коррективы в его предсоревновательную подготовку. Методики психодиагностики психического состояния, описанные в пособии, помогут педагогу четко отдифференцировать спортсменов по степени их напряженности, возбуждаемости или заторможенности, определить боевую готовность, стартовую апатию или «предстартовую лихорадку» и подобные им состояния спортсменов. Эта проблема подробно рассмотрена в трудах Л. Ц. Пуни. Важно знать, что ни одна самая лучшая методика не сможет дать всестороннюю психологическую характеристику личности спортсмена. Она вскрывает лишь малую часть, какую-то грань его психологических способностей, черт его личности, качеств, состояния. Поэтому только системный, комплексный подход к изучению личности спортсмена сможет привести педагога к объективной характеристике психологии спортсмена. Педагог должен научиться применять все методики, описанные в пособии, умело и грамотно их интерпретировать с посто­янной мыслью о том, что личность спортсмена, в особенности юного, — это настолько сложное явление, что ошибки в ее оценке недопустимы. Он должен помнить также о том, что никакие качества, ни­какие способности не остаются неизменными. Они все время изменяются. Приведем известные слова Гете о том, что приро­да без конца создает новые формы и то, что существует теперь, никогда не существовало раньше, а то, что было, никогда не вернется. Эти слова педагогу важно помнить всегда: только под влиянием педагога, глубоко вооруженного психологическими знаниями, проблема психологического отбора в спорте может быть решена успешно. И предлагаемые методики психодиаг­ностики в спорте окажут педагогу в этом самую непосредст­венную помощь. Психодиагностические материалы могут оказать большую помощь педагогу в его учебной и воспитательной работе, орга­низации тренировочных занятий и обеспечении индивидуаль­ного подхода в воспитании. В процессе обучения информация о развитии у наблюдае­мого спортсмена памяти, мышления, внимания позволит опре­делить оптимальные пути его умственного развития, обеспе­чить лучшее усвоение учебного материала. В спортивной тре­нировке знание индивидуальных особенностей спортсмена — это путь предупреждения перетренированности, путь для достижения высоких результатов. Наличие сведений о типологических чертах обучаемого по­могает выбрать для него индивидуальный стиль деятельности. С другой стороны, учет, например, относительной слабости основных нервных процессов у воспитуемого дает основание воспитателю оптимизировать свои воздействия, не злоупотреб­лять жесткими мерами, так как это может лишь ухудшить дело и вызвать состояние общей заторможенности на основе охра­нительного торможения. Психодиагностическая информация может явиться также средством обратной связи, характеризующим эффект воспита­ния и обучения, позволяющим внести своевременные коррек­тивы. Б. Г. Ананьев (1968), оценивая основные факторы интеллектуального развития (мнемический, логический и др.), показал, что интеллект растет во взаимосвязи его функциональных компонентов. Было выявлено, что изменения в межфункциональной структуре интеллекта влияют на изменения в каждой из его функций. Это богатейший материал для педагогической психологии, для оптимизации учебного процесса. Роль таких сведений особенно видна при сопоставлении их, например, с ошибочным утверждением Г. Айзенка(1972) о том, что фундаментальным базисом интеллектуальных различий является прежде всего характеристика скорости умственных процессов. Значит, вопрос в том, как оценить результаты тестовых испытаний, какую психодиагностическую информацию из них извлечь. С помощью психодиагностики получены данные о том, что развитие умений в восприятии пространственных признаков коррелирует с успехами в начертательной геометрии (И. С. Якиманская). Эти материалы могут иметь применение в учебном процессе. Опираясь на психодиагностическую информацию и умело анализируя ее результаты, Я. А. Пономарев (1967), Д. М. Матюшкин (1972) показали, что в интеллекте необходи­ма изучать, процесс организации достижения цели: планирование, прогнозирование, контроль, коррекции и пр., что предопределяет дальнейшие пути оптимизации педагогической оценки. В профориентации, в профотборе, в учебно-воспитательном процессе могут применяться одни и те же психодиагностические методики. Все зависит от цели их применения. Простейшая их классификация может выглядеть следующим образом.^ По направленности на изучение индивидуальных особенностей черт личности, состояний: методики изучения направленности, интересов (карта личности К. К. Платонова и др.); личностные методики, характеризующие структурные ком-нимгиты личности (карта личности К. К. Платонова, опрос­ники ЧХТ, Айзенкаи др.); социометрия (исследование личности спортсмена в систе­ме общественных отношений); методики изучения особенностей мышления; методики для выявления патологических особенностей пси­хики, характера; методики изучения творческих способностей (информация может быть получена из результатов тестирования по Роршаху и др.); общая осведомленность, профессиональные знания, навыки (большинство методик для исследования процессов мыш­ления); методики для изучения психических процессов: памяти, внимания, восприятия и др. (бланковые и аппаратурные тесты); методики для изучения психомоторных процессов, коорди­нации и точности движений (суппорты, координациомет-ры, специальные физические упражнения); психофизиологические методики (аппараты для исследо­вания сенсомоторных реакций, психофизиологические и электрофизиологические методики); изучение глазомера, точности оценки пространственных при­знаков (бланковые и аппаратурные тесты); изучение эмоционально-волевой сферы, эмоциональной устойчивости (комплексные методики иногда с примене­нием физиологических и биохимических измерений); оценка психических состояний (опросники Спилбергера—Ханина, САН и др.).По форме применения: наблюдение (в естественных условиях или моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования); беседа (индивидуальная и групповая); опросники и анкеты (открытые и закрытые); социометрические методики; применение бланковых тестов (индивидуальные и группо­вые); применение аппаратных тестов (индивидуальные и группо­вые); обследование на тренажерах и тренажерных устройствах; специальные контрольные физические упражнения (для исследования быстроты, внимания, оперативной памяти, координации и точности движений и др.); комплексные методики (включающие двигательную дея­тельность, физиологические, электрофизиологические и дру­гие измерения).По способам применения: аналитические тесты (для оценки отдельных психических процессов, качеств, функциональных показателей); синтетические тесты (направленные на блоки свойств); комплексные методики (моделирующие важные компонен­ты деятельности); пролонгированные методики (многократное тестирование, в том числе после воздействия различных факторов, перио­дов обучения и тренировки, адаптации). Эти методики направлены на изучение трех основных объ­ектов психодиагностики: личности спортсмена, его спортивной деятельности и взаимодействия, без которого спорт, где глав­ным содержательным элементом является соревнование, быть не может. В свою очередь, личность спортсмена диагностируется по трем главным аспектам: личностные процессы, состояния и свой­ства личности. Спортивная деятельность рассматривается со стороны обучения навыкам и умениям (учебная) как деятель­ность по повышению спортивного мастерства (тренировочная) и как соревновательная, являющаяся квинтэссенцией всех ви­дов спортивной деятельности. Взаимодействие изучается преж­де всего в межличностном плане. Имеющиеся методики направлены на изучение межличностных взаимодействий спортсмена и его тренера, членов одного спортивного коллектива, а также рассматривается противоборство соперников в усло­виях соревнований.^ Требования к психодиагностическим методикам. Подво­дя итоги по вопросу отбора, суммируем и перечислим ряд требований к методам и тестам, применяемым для оценки профес­сиональных качеств. 1. ^ Прогностическая ценность. Заключается в требовании, что­бы результаты обследования нашли свое выражение в по­следующих успехах, в профессиональной деятельности, к ко­торой отбираются и готовятся обследуемые лица. Ценность теста обычно измеряется коэффициентом корреляции ре­зультатов его выполнения и внешними критериями, для предвидения которого применяется тест. Вполне приемлемо применение тестов, ценность которых характеризуется ко­эффициентом 0,20-0,50. 2. ^ Надежность, стабильность результатов у одного и того же испытуемого. Достаточная надежность необходима для то­го, чтобы можно было использовать результат данного тес­та как стабильный результат суммарной оценки. Надеж­ность измеряется коэффициентом корреляции между от­дельными рядами результатов, полученных по одному и тому же тесту. Иногда так называемый нечетно-четный ко­эффициент внутритестовой надежности определяется как коэффициент корреляции между суммами результатов, по­лученных в течение нечетных рабочих периодов, и суммами результатов, полученных в течение четных периодов. На­дежность тестов обычно повышается с его продолжитель­ностью. Минимально допущенным значением коэффици­ента надежности (Р) следует считать величину 0,7. 3. ^ Научность, обоснованность и убедительность. Применение теста должно основываться на каких-либо достаточно опре­деленных чертах профессиограммы. Должно быть ясно, ка­кая именно черта подвергалась изучению и почему ее сле­дует оценивать. Полученные данные должны подвергаться научному анализу и интерпретироваться в связи с опреде­ленными научными положениями. 4. ^ Уникальность и дифференцированностъ. Методика должна быть направлена на определенную черту, на определенное качество или группу качеств. Желательно, чтобы была меньше корреляция между результатами избранного теста и результатами других тестов, направленных на изучение заведомо иных качеств. 5. Адекватность тем качествам, на оценку которых направлен тест, общность применяемого теста и раздела изучаемой деятельности в отношении их психологической структуры. 6. Объективность, характеризуемая наибольшей стандарти­зацией теста. Условия обследования должны быть таковы, чтобы на результаты теста не влияли посторонние факторы (индивидуальные особенности экспериментатора, настрое­ние испытуемого, ошибки аппаратуры и др.). Должна быть исключена предвзятость мнения экспериментатора, особен­но при производстве записей результатов тестирования. По каждому тесту должны быть подготовлены специальные инструкции, четко определяющие, что делать и что гово­рить экспериментатору и испытуемому. 7. Достоверность. Должны проводиться объективные числен­ные измерения. 8. Сочетание методов численной оценки тестов с данными пе­дагогического наблюдения, с анализом характеристик и ан­кетных данных. 9. Наличие эффективных внешних критериев (т. е. критериев в практике). 10. Практичность тестов, характеризуемая их доступностью, простотой и быстротой выполнения, массовостью, возмож­ностью применения с ограниченным количеством испытуе­мых.Л. К. Серова^ Психограмма личности спортсмена-игровика1 В спортивных играх, где техника и успех неразрывно связаны, а тактика является главенствующей составляющей, уровень и содержание психической деятельности определяют в первую очередь профессионально-важные качества спортсмена-игро­вика (настольный теннис).^ Составление психограммы основывается на структуре про­фессионально спортивно-важных качеств, что в свою очередь предусматривает при создании психограммы применение сис­темного подхода, связывающего различные психологические явления в единое целое.^ 1. Мотивационная сфера личности спортсмена составляет первый блок структуры профессионально-важных качеств игро­вика. По определению С. Л. Рубинштейна (1946), любую дея­тельность определяют мотивы как динамические тенденции, причем в игре мотив перемещается на саму деятельность. По­этому выявление мотивации является первоочередной задачей исследования. Мотивационную сферу определяем как блок мотивов дости­жения высоких спортивных результатов. Он включает в себя такие структурные элементы, как интерес к игре, уровень при­тязаний, стремление к лидерству. 2. Второй основной блок структуры профессионально важ­ных качеств образуют составляющие интеллекта спортсмена-игровика. Вслед за Б. Г. Ананьевым (1968) рассматриваем ин­теллект как многоуровневую организацию познавательных сил, имеющую сенсомоторный, перцептивный, мнемический и мыс­лительный аспекты. Спортивные психологи подробно изучи­ли каждый из названных аспектов. В спортивных играх интел­лект спортсмена приобретает решающее значение для успеха в состязаниях (Портных, 1994). Интеллектуальный блок в струк­туре профессионально важных качеств спортсмена-игровика мы определяем как сферу оперативного интеллекта, так как мыслительные способности в данном случае реализуются не­посредственно в процессе игровой деятельности. З. Третий основной блок образуют составляющие эмоцио­нальной устойчивости, которая выступает как способность к со­хранению профессиональной работоспособности в условиях эмоциогенных воздействий. Ее роль в успешности спортивной деятельности в условиях соревнований, по мнению спортив­ных психологов, является решающей. Характеристика эмоцио­нальной устойчивости включает следующие аспекты: мотор­ная, сенсорная, интеллектуальная (Марищук, Серова, 1983). Исходя из вышеперечисленных профессионально важных качеств спортсменов-игровиков, мы можем создать модель лич­ности игровика, которая состоит из трех основных блоков качеств, каждый из которых, в свою очередь, имеет ряд компонентов, требующих дополнительного рассмотрения. На основании выявленной структуры профессионально важ­ных качеств спортсмена-игровика нами составлена психограмма его деятельности на примере настольного тенниса. Исследова­нии проводились в сборных командах г. Ленинграда — Санкт-Петербурга в течение 10 лет (1986-1996 гг.).^ 1. Мотивация достижения. Для ее измерения использова­лись: шкала мотивации Маслоу, шкала лидерства (Леевик, Серова), цветовой тест Люшера (8-цветный). При сравнении четырех групп спортсменов различной квалификации — новичков, КМС, МС и МСМК выявлено, что наиболее высокий уровень мотивации достижения обнаружен у группы мастеров спорта. У МСМК он несколько понижается, что соответствует закону Йеркса-Додсона.^ 2. Оперативный интеллект. Сенсомоторный аспект изучался с помощью электрорефлексометра, теппинг-теста, оценки ве­личины пространственных отрезков, КЧСМ (Крылов, 1979). Ироки в настольный теннис показывают высокий уровень про­стой реакции (X = 0,219 ± 0,003), сложной реакции (0,263 ± 0,013), а также высокий уровень быстроты движений и точно­сти усилий. Высокий уровень сенсомоторики обеспечивается подвижностью и лабильностью нервной системы теннисистов. Перцептивный аспект интеллекта изучался с помощью черно-красных таблиц, колец Ландольта, хронометрирования игровой деятельности. Выяснено, что на перцептивные процессы тен­нисист к игре в среднем затрачивает 0,2-0,3 с, что требует высокой скорости переработки информации. Тесты подтвердили высокий уровень переработки информации у игроков в настоль­ный теннис. Мнемический компонент интеллекта изучался с применением тестов «Слова», «Числа», «Фигуры». У игроков в настольный теннис особенно развита зрительная память. Из 9 фигур, предъявляемых в течение 30 с, запоминание в сред­нем 8,42 ± 0,12 фигуры (Крылов, 1979). Мыслительный компонент, или интеллект в узком смысле, изучался по тестам Кеттелла, Равена. Теннисисты показали общий интеллект выше среднего уровня (по шкале Равена — 107,8 + 3,5 балла), что со­ответствует оценке «нормальный, высокий средний интеллект». 3. Эмоциональная устойчивость оценивалась по тестам Кеттелла, Спилбергера, Люшера. Установлено, что эмоциональная устойчивость у игроков в настольный теннис находится на низ­ком уровне, что не соответствует требованиям, предъявляемым к профессионально-важным качествам. Следовательно, повы­шению эмоциональной устойчивости теннисистов следует уде­лять первостепенное внимание. Наша психограмма может служить тренерам ориентиром в планировании учебно-тренировочного процесса, в подготовке высококвалифицированных спортсменов, в отборе перспектив­ных детей для занятий настольным теннисом.