Российская академия наук Уральское отделение Коми научный центр Институт языка, литературы и историиПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ КОМИ КРАЯ Выпуск 1Сыктывкар, 2006 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ КОМИ КРАЯ. Сыктывкар, 2006. Выпуск 1. В сборник статей вошли материалы, посвященные различным сторонам повседневной истории крестьян и горожан Коми: торговле в Коми в первой половине XIX в., быту духовенства Коми края в XIX в, общественной жизни Усть-Сысольска в XIX – начале ХХ в., тому, как питались коми крестьяне в 1920-е гг. Подробно рассказано о жизни обитателей столицы автономии в 1920-х гг., а также о коми учительстве в Коми в 1920–1930-е гг. Публикуются материалы воспоминания сыктывкарки К.А.Поповой о ее детстве и др.Редакционная коллегия: А.Ф.Сметанин (председатель), И.Л.Жеребцов (зам. председателя), О.В.Золотарев, А.Д.Напалков, В.А.Семенов, М..В.Таскаев (отв. секретарь), А.Н.Турубанов.Ответственный редактор и составитель выпуска д.и.н. И.Л.ЖеребцовРецензент к.и.н., доц. П.П.Котов ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН, 2006 © Авторский коллектив, 2006 И.Л.Жеребцов, состав., 2006 М.А. Мацук^ ТОРГОВЛЯ КАК РЕАЛИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ ЧАСТИ КОМИ КРАЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX СТОЛЕТИЯПри рассмотрении истории населения любой территории всегда встает вопрос о том, как удовлетворялись потребности этого населения в повседневных и праздничных продуктах питания и «промышленных» товарах (одежда, обувь, домашняя утварь, украшения, оружие и орудия труда и т.д.). Не является исключением и история Коми края первой половины XIX века. В это время край (нами рассматривается ситуация в Яренском и Усть-Сысольском уездах) представлял собой в основном сельскую местность. Два крошечных уездных города также более походили на большие села, чем на города. Все это предопределяло снабжение населения, в основном, произведенными в их хозяйствах продуктами питания и простой одеждой. Однако развивающаяся торговля и растущие потребности населения стимулировали потребление покупных товаров. Где и что могли купить жители Яренского и Усть-Сысольского уездов в указанное время – это мы покажем в нашей статье.*** В изучаемое время жители края могли купить необходимые товары на ярмарках, торжках (базарах), в лавках и в казенных магазинах и их отделениях. В городе Усть-Сысольске в начале XIX века проводилось две ярмарки. Первая, Васильевская, с 1 по 10 января, вторая, Георгиевская, с 26 ноября по 1 декабря. На последнюю, по свидетельству чиновников усть-сысольской администрации «приезжают купцы из Устюга, Яренска, Сольвычегодска, Лальска и торгуют мануфактурными товарами, чаем, сахаром и другими, а больше у здешних купцов и крестьян стараются покупать мягкую рухлядь: медвежьи и волчьи кожи, разных родов лисиц, бобров, россомах, выдр, соболей, куниц, норок, горностаев, белок и прочих случающихся в торгу зверей и привозную с реки Печоры соленую бочками семгу, сигов, щук и язей и кедровые орехи. И все оное покупают по сходственной же неравной же цене, а частию меняют потребные для жителей города товары. Крестьяне из уезда привозят к торгу разные свои избытки и промыслы: вышеизъясненных зверей, диких гусей, уток, лебедей, журавлей, тетеревей, рябков, свежую рыбу, говяжье мясо, хлеб, рожь, ячмень, овес и конопли и льняное семя, хмель, сало коровье, кожи сыромятные и бараньи деланные, кои скупают того города жительствующие для своего расходу (выделено нами – М.М.)». В 50-х годах и иногородние купцы привозили на продажу товар в большом количестве. Так, в 1857 году ими было привезено товара на 17500 рублей, в 1858 году – на 19550 рублей. Однако продавали они на незначительную сумму. Большую часть товаров вынуждены были увозить обратно. Так, в 1857 году из привезенного на 17500 рублей товара было продано на 3600 рублей, увезено обратно на 13900 рублей. В 1858 году из объема 19550 рублей продано на 4850 рублей, увезено обратно на 14700 рублей. Основной причиной малой продажи промышленных товаров на Георгиевской ярмарке было то, что в лавках, функционировавших в городе, в любое время можно было найти этот товар. В конце XVIII века в Яренске действовала ежегодная Афанасьевская ярмарка, проходившая с 18 по 24 января. На нее приезжали купцы из Вологды, Устюга, Сольвычегодска. Торг производился мануфактурой – шелковыми и бумажными тканями, воском, свечами, сукнами и другими товарами. Приезжие скупали сукна крестьянской работы, овчины, холст, меха, щетину и изделия крестьянских промыслов. В XIX веке ассортимент товаров, продаваемых на ярмарке, почти не изменился. В 30-х годах XIX века тут продавались сукна, шелковые и бумажные изделия, чай, сахар, восковые свечи, бумага, кожи, конская сбруя, разные железные изделия, пряники, мыло, табак, столовая посуда, беличьи и заячьи меха, холст, масло коровье, шерсть, сало и разные съестные припасы. Афанасьевская ярмарка, в отличие от большинства ярмарок Коми края, не была значительным центром для мобилизации продуктов охоты и рыболовства. Она была передаточным пунктом для проникновения в край фабричных и «колониальных» товаров; а также для мобилизации крестьянских продуктов всей округи. В 30-х годах Афанасьевская ярмарка являлась самой крупной в крае по стоимостному объему привозных товаров. Так, в начале 30-х годов привезено товара на эту ярмарку на 39500 рублей, в 1836 году – на 56283 рубля, из них привезено: сукон на 11000 рублей, шелковых материй – на 5000, шалей и платков – на 3000, коленкору, кисеи и пр. – на 3500, бумажных материй – на 1500, москательных товаров – на 10100, кожевенных – на 3700, прочих товаров – на 18485 рублей. Существовала в Яренске еще одна ярмарка – Ивановская (с 15 по 22 июня). Возникла она в первой половине XIX века. Ассортимент привозимых на эту ярмарку товаров был значительно уже. Так, в 1850 году основными предметами торговли были шерстяные изделия, бумажные изделия и кожи. В 1850 году было привезено на Ивановскую ярмарку в Яренске товаров на 8500 рублей серебром, продано на 3100 рублей. Самая крупная по размерам оборотов ярмарка Коми края действовала на Удоре в селе Важгорт. Она располагалась на удобном торговом пути, связывающем Печорский край с Пинегой, крупным торговым центром Поморья, куда на Никольскую ярмарку стекалась значительная часть продуктов оленеводства и пушнины Печорского края. Именно это способствовало формированию Важгортской ярмарки как наиболее значительной не только в уезде, но и во всей губернии, куда во все возрастающем количестве начинают поступать продукты животноводства и рыбных промыслов из Припечорских волостей. Важгортская ярмарка способствовала быстрому вводу в торговый оборот продукции обширного Печорского края, Удоры и других районов Коми края. В «Экономических примечаниях к генеральному межеванию» (конец XVIII в.) указывалось, что на Важгортскую ярмарку «съезжаются купцы из разных городов с разными мелочными крестьянскими товарами и из разных волостей крестьяне и самоеды с оленями и печорской семгой для продажи купцам». На эту ярмарку приезжали устюжские, архангельские, сольвычегодские, красноборские, мезенские купцы и крестьяне. Ярмарка проходила с 6 по 18 января. Цель ярмарки заключалась в мобилизации продуктов крестьянского хозяйства и рыбных промыслов северной части Коми края. Так, в 1844 году, обычном году для этой ярмарки, привоз рыбы, продуктов животноводства, охоты и крестьянских промыслов составил 58,6 % от общего привоза, а доля местных товаров среди проданных на ярмарке составила 82,6%. Такое явление было типично для Важгортской Крещенской ярмарки. Ассортимент товаров, привозимых на эту ярмарку был широк. Иногородние купцы везли хлеб, который закупался местными жителями, кожевенный товар, железные изделия, медную посуду, красный и мелочный товар; шелковые, шерстяные, бумажные ткани и изделия из них, сукна разных сортов, льняные и пеньковые изделия, табак, фарфоровую и стеклянную посуду, фрукты и бакалейные товары, олово, свинец, сахар, кофе, чай. Крестьяне продавали холст, сукна, кожи сырые, сало, масло, пушнину, соленую рыбу: семгу, сигов, лоховину, хариусов, нельму, осетрину, белую рыбицу, пелядь, птиц разного рода, оленью шерсть, пригоняли на продажу лошадей. В Небдинском селении Усть-Сысольского уезда Афанасьевская ярмарка была открыта, видимо, в 20-х годах XIX века. Первоначально проходила с 18 по 24 января, но из-за большого наплыва народа срок ее увеличили, установив в конце 30-х годов время с 10 по 24 января, а в 1841 году – с 18 января по 3 февраля. Позже срок был увеличен еще на два дня и Афанасьевская Небдинская ярмарка стала проходить с 18 января по 5 февраля. Небдинская Афанасьевская ярмарка «учреждена правительством с целью увеличить местные средства к скорейшему сбыту пушных товаров и разного рода избытков сельской промышленности». Эта ярмарка имела значение и для русского населения Севера, и для ненцев (самоедов), и для коми. На Небдинскую Афанасьевскую ярмарку приезжали купцы из Ишима, Чердыни, Вятки, Усть-Сысольска, вишерские крестьяне, ижемцы. В крупных размерах на Небдинской ярмарке торговали рыбой. Печорская семга направлялась оттуда к обеим столицам. Рыбой торговали на этой ярмарке ижемцы и самоеды. В конце ярмарки, по словам М.Михайлова «всю рыбу скупают вятские, чердынские и устьсысольские купцы, мещане и зажиточные крестьяне. Устьсысольские купцы, закупая рыбу, сало, кожу, шерсть, холст, сами между тем торгуя красным товаром: платками, лентами, кушаками, сукнами, нанкою, китайкою, ситцами и другими, в особенности для крестьян необходимыми товарами». Продавался на Афанасьевской ярмарке и хлеб. До середины 40-х годов XIX столетия Небдинская Афанасьевская ярмарка служила одним из пунктов поставки хлеба в Печорский край. Бассейн средней Вычегды и Выми обслуживался в первой половине XIX века двумя ярмарками – Устьвымской и Оквадской. В XVIII веке они представляли собой небольшие сельские торжки, которые были рассчитаны на работных людей Сереговского усолья и крестьян окрестных деревень, которые закупали здесь продукты питания и одежду. Но в XIX веке эти торжки ждала пора расцвета, что особенно относится к Устьвымской Герасимовской ярмарке. Начиналась она в день памяти святого Герасима Великопермского, когда в Усть-Вымь стекались толпы богомольцев со всего Коми края – 24 января, продолжалась по 6 февраля. В конце 30-х годов срок ее был уменьшен на два дня. В 40-х годах срок был опять изменен. Начиналась она 28 января и кончилась 7 февраля. И, наконец, к началу 60-х годов установился 17-дневный срок с 22 января по 7 февраля. На ярмарке шла как продажа мануфактурных и колониальных товаров и хлеба собиравшимся крестьянам, так и закупка продуктов крестьянских хозяйств: масла, кож, сала и др. Иногда продажа преобладала над закупкой, как, например, в 1844 году, когда крестьянские товары составили среди привезенных 24,8%, а среди проданных 34,9%. Иногда же закупка преобладала над продажей купеческого товара. Это зависело от урожая и вообще от того, был ли данный год благоприятным для крестьянского хозяйства или нет. Район верхней Печоры обслуживал в изучаемое время торжок в Троицко-Печорском погосте. Открылся он, видимо, в начале XIX века и проходил с 25 по 29 марта. С 1842 года торжок стал проводиться с 6 по 15 декабря. Целью его была мобилизация продукции охоты и рыболовства и снабжения малочисленного местного населения хлебом и другими необходимыми товарами. Объем привоза и продажи на торжке был невелик. В 1834 году было привезено товара на 5000 рублей серебром и продано на 4000 рублей. В 1843 году привезено на 4000 рублей, продано на 2500 рублей серебром. С 50-х годов XIX века торжок прекратил свое существование. Лавочная торговля в начале XIX столетия была сосредоточена в городах края. В Яренске в это время имелось 15 лавок, в Усть-Сысольске – 11. Ассортимент товаров в лавках был широк. Как отмечалось в «Экономическом примечании к генеральному межеванию», в устьсысольских лавках «продаются привозные товары немецкие и московских фабрик разных цветов сукно, пуговицы, гарус, китайка разных сортов и доброт, тафты, ленты, фанзы, платки шелковые и бумажные колоты, коломенские стамеды, кумачи, чулки нитяные и шерстяные, колпаки бумажные, бумагу пряденую архангельского полотна, башмаки женские и мужские сапоги, посуда оловянная, медная, глиняная и деревянная и некоторые минеральные вещи, сахар, китайский чай и прочие разные мелкие для купечества, мещанства и уездных жителей товары также и съестные продукты». В это же время не было специализации лавочной торговли и в любой лавке можно купить почти любой из перечисленных выше товаров. В 20-х годах XIX века лавки открываются не только в городах, но и в сельской местности. Так, в 1827 году выдано 16 свидетельств купцами и торгующим крестьянам на право торговли в городе Усть-Сысольске и уезде и все они получили билеты, позволяющие торговать из лавок. В это время были устроены лавки в Небдине (торгующий крестьянин М.А.Латкин), в Усть-Куломе (Г.И.Кипрушев), Троицко-Печорске (П.К.Пыстин). В 1838 году было взято 18 свидетельств и билетов на лавки. Из них 7 свидетельств и билетов были взяты торгующими крестьянами. Лавки открылись в Визинге (П. Митюшев), Объячеве, Ношуле, Выльгорте. Продолжали действовать лавки в Небдине, Усть-Куломе, Троицко-Печорске. В 40-х годах происходит быстрый рост числа лавок в Усть-Сысольском уезде. В 1845 году выдано 39 разрешений на лавочную торговлю. В 1850 году выдано 48 свидетельств и билетов на лавки. В 1851 году зарегистрирована 41 лавка в городе Усть-Сысольске и уезде. Резкое увеличение количества лавок связано с тем, что торгующие крестьяне 4-го рода обязаны были брать билеты на лавки и особенно потому, что в 1839 году правительство разрешило торговать табаком. Из 39 лавок, зарегистрированных в 1845 году, 12 были табачными, из них 6 принадлежали крестьянам. В том же году крестьянам, торгующим по 4 роду, принадлежало 18 лавок. В 1850 году из 48 лавок 13 были табачными, из них 8 принадлежало крестьянам. У крестьян, торгующих по 4 роду, было в этом году 23 лавки. Сеть лавочной торговли была в изучаемое время и в Яренском уезде. По сведениям губернского статистического комитета, в 1855 году там была 101 лавка. Лавочная торговля развивалась прежде всего в городах. В Усть-Сысольске в 1849 году была 21 лавка. Из них 8 лавок были во владении купцов, 6 – у мещан, остальные лавки были крестьянские. Налицо заметный прогресс в развитии лавочной торговли в городе. По сравнению с концом XVIII века количество лавок выросло в 2 раза. Развивалась лавочная торговля и в Яренске. В 1839 году в Яренске насчитывалось 25 лавок. В том числе: с красным товаром – 8, хлебных – 7, москательных – 5, пряничных – 5. То есть, наряду с количественным ростом происходили и качественные изменения, заключавшиеся в некоторой специализации торговли. Наглядным примером такой специализации выступали табачные лавочки, рассеянные по всему Коми краю. Однако подавляющее большинство лавок были еще “широкого профиля”, где покупатель мог найти нужный ему товар. Типичной среди них является лавка яренского крестьянина, торгующего по свидетельству 3-го рода, Ивана Лемзакова. В его лавке (50-е годы XIX века) продавались: табак, мед, корица, изюм, крендели, сальные свечи, гужи кожаные, ситцевые и льняные ткани и изделия из нее и другой товар. Торговля в лавках проходила в течение светового дня. Летом с 7 часов утра до 9 часов вечера, зимой – с 8 часов утра до 6 часов вечера. Помещения лавок были или в собственности торговцев или взятые в аренду в городских думах. В 50-х годах за аренду помещения лавки на год платили от 18 рублей 50 копеек до 27 рублей серебром. Наряду с сетью частных лавок в Коми крае действовала система казенных магазинов – соляных, винных, в которых также проходила торговля. В конце XVIII века в Усть-Сысольске был один соляной магазин, два винных подвала и один казенный питейный дом. В Яренске были соляной и винный магазины. В первой половине XIX века происходит расширение сети казенных магазинов в основном за счет винных, находящихся на откупе. В Яренске в 1839 году было 5 питейных домов. В 1855 году в Яренском уезде было 15 питейных домов и 11 питейных «выставок». В Усть-Сысольском уезде винная торговля велась в городском и уездном питейных домах, штофной лавочке, городском винном магазине, на «выставках». Оптовая торговля вином производилась из городского ведерного подвала и дистанционных подвалов: Устькуломского, Койгородского, Ношульского, Визингского. Каждый дистанционный подвал обслуживал определенную округу. Вино оптом продавалось и частным лицам. Наряду с винными казенными магазинами в Коми крае, как и по всей России, существовали казенные соляные магазины. Известно, что соль входила в число монопольных товаров казны. В южной части Коми края существовали соляные магазины в городах, откуда соль поступала в уездные соляные лавки для продажи населению. В Печорском крае были уездные стойки: Пустозерская, Ижемская и Устьцилемская. Наряду с системой лавок и магазинов в крае в изучаемое время в городах по воскресным дням проходили торжки. На них крестьяне близлежащих селений привозили продукты питания и свои изделия. В 40-х годах в Усть-Сысольске торговые дни бывали почти каждое воскресенье. Денежный оборот этих торжков был очень маленьким, не превышал 20 рублей серебром. В газете «Вологодские губернские ведомости» с 40-х годов регулярно появлялись росписи цен на важнейшие продукты питания в городах губернии, в том числе в Яренске и Усть-Сысольске. Эти росписи позволяют, наряду с привлечением других документов, детализировать вопрос о потреблении покупных продуктов питания. В северных волостях края при доминировании мясной и рыбной пищи все большую роль начали играть привозные продукты растительного происхождения. Чердынские купцы везли на Печору ржаную муку, крупчатку (мелкомолотую, пшеничную), разные крупы, горох, солод [22]. Некоторые хлебные злаки, правда, крестьяне научились выращивать на месте. На Ижме, например, выводили ячмень, а на Удоре, кроме него, также и рожь. Большое распространение, особенно у ижемцев, получили чай и сахар. Главным же продуктами питания на севере продолжали оставаться мясо и рыба, которая была только местного улова. Сведений о привозе на продажу рыбы в северные волости у нас нет. Из мясопродуктов на первое место вышла оленина, по-прежнему важную роль играла дичь, главным образом гуси, утки и куропатки, которые даже не шли в продажу, а полностью потреблялись на месте. В начале XIX в. происходит дальнейшее расширение ассортимента продуктов питания. К коми начинает проникать картофель, который, постепенно наряду с хлебом занял ведущее место в рационе крестьянства южных волостей. В те годы появляются в хозяйствах новые огородные культуры: брюква, морковь, горох, лук, чеснок. Они не только заготовлялись крестьянами для себя, но также поступали и на рынок, в частности на базаре г. Яренска в середине XIX в. постоянно продавались редька, картофель, морковь и капуста. Более разнообразные продукты стали завозить в Коми край и торговцы. Больше стало различных круп. В 1839 г. в Яренском уезде появилось пшено, в Усть-Сысольске гречка. В это же время налаживается в городах Яренск и Усть-Сысольк продажа печеного хлеба и булочных изделий. Продавались хлеб ржаной, пшеничный и крупитчатый, ситный хлеб из “первача” и крупчатки, калачи, крендели из крупчатки, сайки из муки разных сортов. Не приходится сомневаться, что хлебобулочные изделия, выпекавшиеся в городах, попадали в какой-то мере на стол крестьянина, в особенности калачи, сушки и баранки, а также пряники. Документы упоминают там же продажу растительного (льняного и конопляного) масла. Вероятно, оно было известно и раньше, но в продаже, видимо, не появлялось. Мясные и молочные продукты остались те же, что и раньше, только в связи с тем, что в городах Яренск и Усть-Сысольск торговать стали небольшими кусками мяса, то в ценниках появились более дробные упоминания частей туши: голова коровья, почки, рубец и т.п. Местная рыба на продажу шла редко и в основном покупалась чиновниками в уездных городах. В XIX в. из Архангельска в большом количестве стала поступать соленая морская рыба. Так, в 1846 г. в Яренский и Усть-Сысольский уезды было завезено 5 175 пудов соленой сайды, 1480 пудов сухой сайды, 195 пудов соленой трески, 71 пудов сухой трески и 65 бочек сельди, причем в Яренск больше, в Усть-Сысольск значительно меньше, очевидно, в последнем уезде лучше ловилась местная рыба. Оживленные торговые связи Коми края с соседними территориями, все большее втягивание его в орбиту всероссийского рынка способствовали широкому распространению таких продуктов, которые можно назвать «десертными». Это прежде всего сахар. Исследователям еще предстоит вычислить норму потреблявшегося в начале в XIX в. сахара на душу населения, но то, что продавался он в лавках и на ярмарках в значительном количестве, – это факт. Вторым по объему продажи был мед (белый и красный), а затем патока. Появились в продаже конфеты. По-прежнему успешно торговали изюмом, орехами (фундук и кедровые). На ярмарки привозили даже какие-то фрукты, скорее всего яблоки. В это же время появляются в продаже пряности: перец, корица, гвоздика, лавровый лист. Заметно увеличилось потребление вина. Появились разные сорта: пенное, полугарное, ерофей и т.п. Распространилось курение табака. Продавали его как в “общих” лавках, так и специализированных табачных. Курили обычно трубки. Таким образом, в первой половине XIX века весьма значительно возрастает роль торговли продуктами питания в жизни населения Коми края. И «элита» и рядовые граждане втягиваются в процесс приобретения массовых и деликатесных продуктов на ярмарках, торжках и в лавках. Покупные же промышленные товары все больше вытесняют из сферы народного потребления самодельные, домашнего изготовления, одежду, обувь, домашнюю утварь. Все это неоспоримо свидетельствует об освоении достижений цивилизации значительной массой населения края в данное время.М.Б.Рогачев^ ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ В УСТЬ-СЫСОЛЬСКЕ (XIX – НАЧАЛО ХХ ВВ.)Статус города Усть-Сысольск получил в 1780 г. в связи с преобразованием его в центр новообразованного Усть-Сысольского уезда. Усть-Сысольск был типичным маленьким городом Российской империи. Население города выросло с 1753 человек в 1795 г. до 5260 жителей в 1910 г. [1]. Его отличительной чертой был национальный состав жителей – более 90% среди устьсысольцев составляли коми. Усть-Сысольск был единственным городом Коми края. В Усть-Сысольске жили люди разных сословий. По переписи 1897 г. среди наличного населения духовенство составляло 3,8%, дворянство потомственное и личное, чиновники не из дворян – 6,9%, почетные граждане – 0,2%, купцы – 1,2%, мещане – 70,1%, крестьяне – 16,3%, прочие – 1,5% [2]. Но сословная принадлежность не в полной мере отражает социально-профессиональный состав городского общества. Подавляющее большинство мещанских и крестьянских семей жило сельскохозяйственным трудом, имея в собственности или арендуя у города земельные наделы. Промышленных предприятий, за исключением нескольких полукустарных производств, в Усть-Сысольске не было, соответственно отсутствовали и промышленные рабочие. Около 5% горожан из мещан и крестьян были «заняты в разных ремеслах». Невелика была и группа горожан, занятых в торговле (купцы, торгующие по свидетельствам, приказчики и т.д.), – около 3%. Относительно многочисленной, – около 10%, – была группа служащих государственных и земских учреждений (чиновники, полиция, учителя, врачи), что отражает статус Усть-Сысольска как административного и образовательного центра самого большого по территории уезда Вологодской губернии. К этой группе относилось почти все немногочисленное городское дворянство и разночинная интеллигенция, а также представители мещанского и духовного сословий (дети священноцерковнослужителей). Сословные и социально-профессиональные группы городского населения очевидно различались по социальному статусу, уровню доходов, образу жизни. Различным было и их участие в общественной жизни. Эта сфера жизни в маленьких городах, «медвежьих углах», таких как Усть-Сысольск, вообще малоизученна. Между тем, без общественной деятельности, как самодеятельной, так и законодательно определенной, невозможно представить во всей полноте жизнь как маленьких российских городов, так и российского общества в целом. Общественная жизнь горожан была достаточно многообразной. Она касалась городского и сословно-профессионального управления, культурно-просветительской и религиозно-церковной деятельности, городского благоустройства, благотворительности и т.д. Жители Усть-Сысольска составляли городское сообществе («общество градское»). Как члены такового они были обязаны уплачивать налоги и сборы в городскую казну, участвовать в благоустройстве городской территории, исполнять распоряжение городских властей. «Общество градское» могло собираться на собрания для решения касающихся всех горожан вопросов жизни Усть-Сысольска. К числу таковых, например, относился сбор средств на общегородские нужды. Созывать такие собрания могли органы городского самоуправления, которые избирались на избирательных собраниях. С 1785 г. горожане, согласно «Грамоте на права и выгоды городам Российской Империи», раз в три года выбирала городского голову, двух гласных (по одному от купечества и мещан) Городской думы, двух бургомистров и четырех ратманов Городового магистрата и ежегодно – городского старосту и судей Словесного суда. Однако для подавляющего большинства устьсысольцев участие в выборах было недоступно. Присутствовать на избирательных собраниях и, соответственно, избирать и быть избранными, могли только мужчины старше 25 лет, имеющие капитал, «с которого проценты» выше 50 рублей. По причине высокого имущественного ценза общее число выборщиков редко превышало 100 человек. Однако и представители небольшой группы зажиточных горожан не очень охотно участвовали в выборах. Например, в выборах городского головы и гласных Городской думы 1813 г. приняли участие всего 76 человек, а в ежегодных выборах участвовало еще меньше избирателей – в 1821 г., например, 41, а в 1833 г. – только 25 человек [3]. Представители зажиточной верхушки неохотно занимали выборные должности, поскольку они были общественными и хлопотными, а, главное, давали мало реальной власти. Известны случаи, когда выбранные в Городовой магистрат просили переизбрать их на том основании, что они уже отбыли «ратманскую повинность». Исключение составляла должность Городского головы, считавшаяся почетной и укреплявшая общественный авторитет избранного. По традиции Городским головой избирали глав наиболее богатых купеческих семей. К примеру, в 1811-1816 и 1823-1826 гг. этот пост занимали представители самой известной купеческой фамилии Усть-Сысольска Степан Григорьевич и Алексей Иванович Сухановы [4]. Значительно большие возможности для проявления своей общественной активности горожане получили в результате реформ 1860-70-х гг. Одним из важнейших преобразований эпохи Великих реформ было введение местного самоуправления на уровне губерний и уездов. Жители уезда, в том числе и горожане, имеющие право голоса, каждые три года избирали земских гласных, составлявших уездное земское собрание. В Усть-Сысольском и Яренском уездах первые земские выборы прошли в конце 1866 – начале 1867 гг., а открылись уездные земские собрания осенью 1869 г. Из-за высокого имущественного ценза в выборах по городской курии Усть-Сысольска могли участвовать очень немногие: в первых выборах – всего 24, а во вторых (1873 г.) – 33 человека. В последующие годы с ростом численности населения число выборщиков возросло – в 1882 г., например, в выборах могли участвовать уже 54 устьсысольца, что составляло немногим более 1% городского населения [5]. Всего избирались 14 гласных, в том числе двое от городской курии. Но горожан в Усть-Сысольском уездном земском собрании всегда было больше, поскольку из пяти гласных, избираемых по первой курии (землевладельцев), большинство, а иногда и все, относились к городскому дворянству и купечеству. Как правило, уездную земскую управу также возглавлял одни из представителей городского купечества. Кардинальным образом было реорганизовано городское самоуправление. Органы городского самоуправления, в основном сохраняя прежние наименования, стали всесословными и получили больше прав и реальных возможностей для эффективного управления городом. Снижение имущественного ценза значительно увеличило число горожан, обладающих правом избирать и быть избранными. Например, в первых выборах по новому «Городовому положения», проведенных в 1873 г., могли принимать участие 499 городских обывателей, что составляло около 30% взрослого населения [6]. Однако большинство устьсысольцев совершенно равнодушно отнеслось к предоставленной им возможности реального участия в городском самоуправлении. В первых выборах приняли участие 35%, во вторых – 16% имевших право голоса. Причем активности не проявила и «городская верхушка». Выборы по первому и второму разрядам, куда входили наиболее зажиточные горожане, неоднократно переносились из-за неявки избирателей. Однако было бы неверным считать, что только устьсысольцы проявили подобное равнодушие к участию в выборах. Подобная ситуация была в подавляющем большинстве российских городов – редко где в выборах участвовало больше 20% избирателей (обычно являлись 10-15%) [7]. Контрреформы 1890-х гг. значительно повысили имущественный ценз, что привело к сокращению численности избирателей. В Усть-Сысольске в первых выборах по новому Положению, проведенных в конце 1893 – начале 1894 гг., могли участвовать только 125 человек. В дальнейшем число избирателей оставалось столь же небольшим, хотя, в связи с ростом численности населения, и несколько увеличилось. Во вторых выборах, проведенных в 1898 г., имело право участвовать 123, в третьих (1901 г.) – 164, а в четвертых (1905 г.) – 190 горожан. Число избирателей только к 1914 г. превысило 200 человек, но их удельный вес в городском населении остался неизменным – не более 5% взрослого населения [8]. Однако сокращение числа избирателей повысило их активность. Ведь от выборов в основном были «отсечены» граждане, которые и так не принимали участия в избирательных собраниях. В результате в первых и вторых выборах принимали участие соответственно 44 и 44,7%, в третьих – 34,1%, в четвертых – 38,4%, в пятых – 43,3% избирателей. Все выборы проходили в определенные дни и часы в здании Городской думы, куда и должны были прибыть все избиратели. В конце XIX в., когда избирателей перестали делить на разряды и, соответственно, проводить одно, а не три собрания, избирательные кампании зачастую проходили очень напряженно. Этому способствовало повышение престижности общественных должностей, породившее появление соперничающих группировок, стремившихся заручиться поддержкой «нейтральных избирателей». Нередко приходилось проводить выборы в несколько этапов, поскольку сразу не удавалось выбрать нужное число гласных. Бывало, что выборы отменялись губернскими властями по жалобам «доброжелателей», усмотревших нарушения выборной процедуры. В 1880 г. городским головой впервые были избран мещанин Е.А.Суханов. В конце XIX – начале ХХ вв. мещан среди первых лиц городского самоуправления было больше чем купцов. Но этот факт не является показателем демократизации городского самоуправление. Все мещане, занимавшие пост городского головы, были людьми небедными и по достатку не уступали городскому купечеству, среди которого крупных предпринимателей не было. В Усть-Сысольской городской думе всегда преобладали мещане. Преимущественно мещанский состав органов городского самоуправления характерен для всех малых северных городов, поскольку численность купечества и дворянства в них была небольшой. Отметим и такую особенность – небольшое число видных усть-сысольских семей постоянно делегировали своих представителей в Городскую думу и на другие выборные должности. В основном из их числа образовывались группы влиятельных, в силу происхождения, личного авторитета и материального достатка, горожан, регулярно избиравшихся в думу и оказывавших большое влияние на ее работу. К примеру, мещане Г.Е.Жижев и В.А.Тентюков с 1891 г. семь раз подряд избирались гласными. Шесть сроков подряд, с 1894 по 1918 г., был гласным влиятельный купец В.П.Комлин, а его брат И.П.Комлин, тоже крупный торговец, избирался в думу четыре раза, дважды был городским головой. Их отец тоже был гласным думы 1894-1897 гг. Мещанин А.Е.Суханов избирался в гласные пять раз, дважды состоял в должности городского головы (его отец в свое время был и гласным, и городским головой). По четыре раза избирались в гласные 4, по три – 9 человек [9]. Отметим также, что горожане, помимо органов городского самоуправления и земства, регулярно собирались на собрания по выбору своих представителей в различные учреждения – уездное по воинской повинности Присутствие, уездный училищный совет, городской общественный банк, словесный суд, мирских судей, и т.д. Если участие горожан в городском и земском самоуправлении регламентировалось законом, то в религиозно-церковной деятельности оно в основном опиралось на веру и традицию. Православные горожане, а таковые составляли практически все постоянное население, были объединены в приход – церковный округ, имеющий храм с причтом. Усть-Сысольский Троицкий приход всегда был больше города, поскольку включал и пригородные деревни. В 1886 и 1894 гг. из его состава выделились Озелский Вознесенский и Слободской Никольский приходы, и с этого времени в городском приходе остались только деревни Кочпон и Чит. [10]. Центром прихода являлись построенные в XVIII – начале XIX вв. Покровский и Троицкий храмы, составлявшие городской Троицкий собор. Однако особенность состава городской территории – наличие относительно небольшого центра и нескольких «пригородов» (пригородных местечек), некоторые из которых находились на значительном расстоянии от центральных кварталов, а также включение в приход сельских поселений, – приводило к строительству в них приписных церквей и часовен, являвшихся «заместителями» городского собора. В 1850 г. в Троицком приходе, кроме соборных, был 1 приписной храм и 7 часовен, а в 1914 г. – 6 приписных церквей и 1 часовня (еще один храм – на подворье Ульяновского Троице-Стефановского монастыря, – не относился к городскому приходу) [11]. Православные приходы были самоуправляющимися общностями. Но в XVIII-XIX вв. государство постепенно ограничивало приходское самоуправление. Если в XVIII в. приходских священников избирали прихожане, а правящие архиереи только утверждали предложенные кандидатуры, то с начала XIX в. назначение священников и определение штатов духовенства стало исключительной компетенцией епархиальной власти. С 1874 г. Троицкому городскому приходу было положено иметь протоиерея, двух священников, диакона и трех псаломщиков. С 1912 г. штат прихода составляли протоиерей, три священника, диакон и четыре псаломщика. Кроме того, с конца XIX в. было разрешено иметь сверхштатного священника, в обязанности которого входило преподавании Закона Божьего в учебных заведениях [12]. Важной функцией приходского сообщества было избрание раз в три года церковных старост и их помощников. Однако в XIX в. выборность этой общественной должности была ограничена тем, что кандидатуру старосты утверждал правящий архиерей. Староста из полномочного представителя прихода постепенно превратился в помощника, доверенного лица приходского духовенства. Общественная должность церковного старосты была весьма хлопотной, но и почетной. Как правило ее занимали представители купечества. Среди церковных старост постоянно встречаются представители всех известных городских купеческих семей – Сухановых, Новоселовых, Латкиных, Комлиных, Оплесниных и других. С ростом числа приписных церквей происходит усложнение структуры приходского сообщества. Каждый приписной храм имел своего старосту, избираемого жителями того местечка, где находилась церковь. Эти старосты отвечали за организацию работ по содержанию в порядке своего приписного храма и формально не подчинялись соборному старо
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…