А. Г. Каспржаком эоо элективные курсы в профильном обучении: Образователь- ная область «Естествознание»

Министерство образования Российской ФедерацииНациональный фонд подготовки кадров Элективные курсы в профильном обучении Москва 2004 Образовательная область «Естествознание» УДК 000.000.000 ББК 00.0000 эоо Общая редакция сборника осуществлена А.Г. Каспржаком ЭОО Элективные курсы в профильном обучении: Образователь- ная область «Естествознание»/Министерство образования РФ — Национальный фонд подготовки кадров. — М.: Вита-Пресс, 2004. — 96 с— ISBN 5-7755- УДК 000.000.000 ББК 00.0000 Учебное издание Серия «Элективные курсы в профильном обучении» Образовательная область «Естествознание» Оригинал-макет выполнен издательством «Вита-Пресс» Изд. лицензия ИД № 02033 от 13.06.00 Подписано в печать 05.03.04 Формат 60X90V16. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 6. Уч.-изд. л. 6. Тираж Заказ Издательство «Вита-Пресс», 107140, Москва, ул. Гаврикова, 7/9 Тел. 261-8337, 261-3078, 265-7087, 265-7157 e-mail: [email protected] Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов вISBN 5-7755- ® НФПК- 2004 Настоящий сборник издается Национальным фондом подготовки кадров по итогам Конкурса учебных материалов для обеспечения заня­тий по вариативному компоненту Базисного учебного плана в старшей профильной школе (элективные курсы). Сборник состоит из семи брошюр. В первой представлены норма­тивные документы Министерства образования РФ, определяющие орга­низацию и содержание элективных курсов в составе профильного обуче­ния, а также; рекомендации педагогам и руководителям школ, которые начали осуществлять это обучение. Кроме того, там содержатся мате­риалы к двум курсам, признанным экспертным советом Конкурса лучши­ми, и приведен перечень издательств, в которых будут издаваться учебно-методические комплекты по всем представленным в сборнике программам. Содержание других брошюр — программы элективных курсов по образовательным областям «Естествознание», «Информатика», «Матема­тика», «Обществознание», «Технология» и «Филология». Каждая из этих брошюр начинается со статьи, в которой эксперты — организаторы Кон­курса поясняют специфику работы учителя, взявшегося за проведение занятий по элективным курсам, принадлежащим той или иной образова­тельной области. Мы надеемся, что представленные в сборнике материалы помогут не только работникам школ, принимающим участие в эксперименте по про­фильному обучению, но и авторам учебно-методиче-ских комплектов элек­тивных курсов при подготовке этих комплектов к изданию с учетом реко­мендаций учителей-практиков. Для работников управлений образования различных уровней, а так­же системы переподготовки кадров мы включили в первую часть сборни­ка документы, определившие порядок проведения и содержание Конкур­са. Надеемся, что эти документы могут помочь при организации и проведении аналогичных конкурсов в субъектах Федерации, городах, образовательных учреждениях.^ Экспертный комитет Конкурса 3 Содержание Элективные курсы образовательной области «Естествознание» 5^ ПОДРОБНЫЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ 13 Клетки и ткани 14 Измерения физических величин 30 Экологический практикум 48 КРАТКИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ 69 Биофизика: история, открытия, современность 70 Плазма — четвертое состояние вещества 74 Фундаментальные эксперименты в физической науке 78 Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия 81 Экология в экспериментах 85 Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование 89 История химиии 93^ ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»А. Каспржак,председатель Экспертного комитета Конкурса НФПК Любой хороший учитель, преподающий один из естественно-науч­ных предметов, на вопрос: «Чем бы в первую очередь вы занялись с учениками, если бы у вас появилось несколько свободных уроков?» — непременно ответит: провел бы интересный опыт, исследовательскую ра­боту, организовал бы дискуссию по результатам проделанного. Действи­тельно, в результате борьбы за научную полноту и точность, которая шла параллельно с процессом сокращения учебных часов, отводимых базисным учебным планом на изучение биологии, химии или физики, школы перестали приобретать новые приборы, препараты. Зачем, если и те, которые сохранились в школьных кабинетах «с лучших времен», прак­тически не используются? «Меловая» физика и химия, биология в луч­шем случае «под видик» — вот та реальность, которая бытует сегодня в массовой российской школе. Объем информации, сообщаемый ученикам на лекциях, которые мы только по привычке называем уроками, стал таков, что разговоры о формировании интеллектуальных (да и предмет­ных) умений перестали иметь смысл. Где уж тут пробудить интерес или способствовать формированию осознанного мотива к изучению одно­именной науки — успеть бы показать хотя бы красоту ее теорий, «вычи­тать материал»… Но с началом реализации идеи обязательного профильного обуче­ния в старшей школе у учителей-естественников, кажется, появился шанс. Конечно, никто не освобождает от необходимости выполнять стандарт, но появились профильные предметы, и можно говорить о решении про­блемных, исследовательских и ситуативных задач; теперь можно попро­бовать собрать группу подростков и «поломать» с ними старый радио­приемник или перенести пиротехнические опыты со двора в школьную лабораторию. Общие цели, разные — задачи В этом разделе представлены программы элективных курсов, отно­сящихся к образовательной области «Естествознание». Все они ориенти­рованы на компенсацию обозначенных выше дефицитов. Все они ставят перед собой общие цели, но решают разные задачи. Объединяя програм- мы по общим задачам, мы можем условно разбить представленные в сборнике программы на три группы. К основным достоинствам первой группы программ следует отнести прежде всего то, что их авторы предлагают не просто показывать де­монстрационные эксперименты и/или делать фронтальные лабораторные работы (что само по себе очень неплохо), а ориентировать учителя на выполнение работ, которые носят исследовательский характер. Это дол­жно, по мнению их авторов, позволить учителю решить задачу развития учеников, создать условия для приобретения ими опыта участия в учеб­ном исследовании. В ходе выполнения подобных работ им предстоит приобрести опыт работы с различными источниками информации, по­становки и описания экспериментов, и т.д. и т.п. — в школе создаются условия для рождения будущих физиков-экспериментаторов, инженеров. Программы этих курсов помогут ученикам восполнить знания ряда предметов и явлений, которые перестали быть актуальными с ростом технического прогресса. Так, раньше практически каждый мальчишка знал, как работает фотоэлемент, так как он пользовался экспонометром. Теперь бытовой фотоаппарат сам устанавливает режим съемки. Поэтому очень уместными кажутся работы с фотоэлементом. Люди перестали сами ремонтировать бытовые приборы, в сетях не «скачет» напряжение, и совре­менный подросток ничего не знает об амперметрах, омметрах и т.д. А откуда же парнишке узнать, что у него технический склад ума? Где он повозится с тем же омметром? На подобном курсе, конечно же. Следова­тельно, этот курс выполняет и задачу ориентации на технические про­фессии. Авторы второй группы программ в качестве основной цели определя­ют решение проблемы организации обобщающего повторения. Решить эту проблему предлагается нетрадиционно: изучая последовательно модели из различных разделов физики или в процессе выполнения ряда фунда­ментальных экспериментов. В процессе курсов данного вида школьники смогут расширить свои представления о естественных науках, по-иному взглянуть на роль эксперимента, осознать ход процесса познания челове­ком природы, переосмыслить, «присвоить» вроде бы уже знакомые поня­тия, законы. В программе этой группы достаточно нетрадиционный для отече­ственной школы порядок изложения материала: сначала идет обсужде­ние общих принципов проведения естественно-научного эксперимента (на­блюдение, моделирование), а затем дан практикум (для ученика) и пояснения к нему (для учителя). Эти программы содержат много новых для нашей школы методических приемов, идей, которые не могут не быть полезны учителям-практикам. Применение всех этих приемов в комплексе должно работать на интеграцию наук образовательной области через освоение характерных для естествоиспытателя умений: владение циклом познания (факты, гипотеза, эксперимент, след­ствия); процессуальными умениями (наблюдать и изучать явления, опи­сывать результаты наблюдения, моделировать явление, отбиратьнужные приборы, выполнять измерение, определять порядок по­грешности, представлять результаты измерений в виде таблиц играфиков, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента). Эту группу программ нельзя рекомендовать только для профильных естественно-научных или гуманитарных классов. Эти курсы позволяют уче­нику узнать об истории развития естественных наук. Следует заметить, что принадлежность подобных курсов к образовательной области «Есте­ствознание» весьма условна. Они носят интегрированный характер, их можно отнести и к истории, физике, биологии, философии одновременно. На мой взгляд, эту их отличительную черту следует рассматривать как достоинство. Через изучение такого содержания пришли в физику или химию многие.^ Третью группу программ, можно условно назвать ориентирующими. Они предполагают знакомство с определенным аспектом базовой науки или направлением исследования, которые возникли на стыке двух-трех естественных наук. Очень часто мы слышим о том, что старшеклассник собирается стать биофизиком или специалистом в полупроводниках, основывая свой выбор только на прочтении двух-трех страниц в учебни­ке. К чему это иногда приводит, мы тоже хорошо знаем. Для избежания подобных ошибок, расширения кругозора учеников и написаны програм­мы курсов, собранные в третью группу. Еще несколько замечаний ко всем программам. Нельзя не заметить, что любую программу можно отнести к двум, а то и к трем группам одновременно. Тем не менее каждая из программ может быть сориентирована на решение одной из вышеперечисленных задач. Еще одна отличительная черта всех представленных программ — прак­тически все они могут использоваться и для углубления и расширения знаний учеников по предметам, относящимся к образовательной области «Естествознание», и для обогащения уроков по базовому курсу. Это достигается за счет того, что: в программах приведены не совсем обычные для нашей школылабораторные работы; сделан акцент на определенный тип работы, которым следуетзанять учеников; представлен интересный исторический материал, рассказываю­щий о научных открытиях, оказавших определяющее влияние наразвитие человеческой цивилизации. Новый формат учебных программ Следует отметить, что программы курсов — победителей Конкурса не совсем обычны. В них не только перечислен материал, который пред­стоит изучить школьнику, но и рекомендованы формы работ, позволяю­щие, по мнению их авторов, наиболее эффективно решить ими же сфор­мулированные образовательные задачи. Все программы начинаются с пояснительной записки, в которой авторы конкретизируют цели и задачи курса, описывают доминантные формы обучения, приводят схемы распределения аудиторной нагрузки по темам. Далее четко и подробно поясняются те возможности, которые име­ются у ученика (варианты выполнения и сдачи зачетных работ и т.д.). Особое внимание обращается на формы организации самостоятельной работы. Следующий раздел программы — «Основное содержание курса». От традиционной программы по тому или иному предмету данный раздел отличается тем, что наряду с перечислением основных содержательных единиц, которые курс составляет, он содержит описание основных про­цедур, информационных источников, тем для дискуссий, перечисляет возможные варианты заданий для самостоятельной работы. Каждая программа обязательно содержит раздел «Организация и проведение аттестации учеников». В ней авторы попытались определить цели проведения промежуточной и итоговой форм аттестации, формы ее проведения, требования к уровню достижений ученика, реже даются под­робные разъяснения по оценочной шкале. Многие программы (материалы к курсу) снабжены терминологиче­скими словарями, которые, по мнению авторов, должны помочь учителям и ученикам ориентироваться в многообразии определений одних и тех же понятий. Нельзя не обратить внимание на то, что авторы практически всех учебных программ предлагают «освободить» компьютер из-за железной двери школьного кабинета информатики и показать, что этот прибор пригоден не только для программистов и «игрушек». Сравнение модель­ных и натурных экспериментов, обработка и представление результатов исследований, поиск информации в предлагаемых учебных программах или в сети Интернет для решения конкретной задачи — вот далеко не полный перечень работ, который предстоит проделать учителю, если он организует в школе подобный элективный курс.Новые курсы — новые образовательные технологии Мы стремились подбирать программы так, чтобы учителя, которые по ним будут работать, использовали активные формы организации учеб­ных занятий: практическая и самостоятельная исследовательская работа; презентация результатов, участие в дискуссиях и т.д. Известно, что ис­пользование этих форм позволяет учителю решить задачу всестороннего развития учеников, создать условия для приобретения ими не только предметных, но и интеллектуальных умений: овладения навыками уст­ной и письменной речи; учением как процессом, позволяющим использо­вать усвоенное, знанием как динамической структурой умственных дей­ствий и т.д. Над этими проблемами, конечно, работают учителя и базовых, и факультативных курсов, но в этих программах обозначенные выше проблемы заявлены как главные. Подбирая таким образом программы элективных курсов, мы надея­лись, что приобретенный учителями положительный опыт будет перене­сен и на занятия по базовым предметам. И тогда и учителям и ученикам станет на уроках интереснее.В разделе «Естествознание» представлены 10 программ по курсам, со­провождающим преподавание физики, химии, биологии и экологии. По всем программам написаны учебные пособия, которые, мы надеемся, в самое ближайшее время будут изданы. Представим их кратко.^ Первая группа курсов — практические, лабораторные работы с эле­ментами исследования — самая многочисленная. Программы курсов этой группы отличает то, что они построены модульно. Каждый из модулей, составляющих программу (обычно модуль и введение), может выступать как самостоятельный курс. Это позволяет использовать программу и для обобщающего повторения (вся программа), и для предпрофильной подго­товки (одна ее часть). Во всех этих программах содержатся практикумы, которые могут использоваться учителем для преподавания базового курса. К этой группе можно условно отнести следующие программы: 1. «Измерения физических величин» (С. Кабардина, Н. Шефер) Авторы выстроили свой курс таким образом, что ученики, его посещаю­щие, получат возможность удовлетворить индивидуальный интерес к физике, технике при проведении самостоятельных экспериментов. Практические работы, составляющие курс, подобраны так, что уча­щийся сможет познакомиться с видами деятельности, являющимися ве­дущими во многих инженерных и технических профессиях. Такой под­ход, по мнению авторов, должен помочь ученику сделать обоснованный выбор профиля дальнейшего обучения и/или профессиональной деятель­ности.^ 2. «Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование» (А. Сорокин,Н.Торгашина, Е. Ходос, А. Чиганов) Курс выстроен таким образом, что ученик, его посещающий, будет самостоятельно выполнять демонстрационные эксперименты, лаборатор­ные и практические работы, заниматься компьютерным моделированием физических процессов. Это должно позволить ему не только расширить и углубить зна­ния по физике, но и развить универсальные способности: научиться грамотно вести наблюдение; получать, обрабатывать и систематизи­ровать данные, строить на их основе теоретические модели — други­ми словами, проводить самостоятельно полный цикл учебного иссле­дования. 3. К этой же группе можно отнести и программу курса «Экологичес­кий практикум» (С. Алексеев, Н. Груздева, Э. Гущина) Данная программа позволит творческому учителю организовать заня­тия по весьма актуальной проблеме — экологии окружающей среды. Совре­менные старшеклассники слышат об экологических проблемах много абст­рактных разговоров, но не могут оценить остроты проблемы. Содержание же практических работ, составляющих настоящий курс, предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность учащихся по экологи­ческой оценке окружающей среды, саморазвитию учащихся. Предполагает­ся и выполнение учащимися социально значимых проектов, направленных на реальное улучшение экологического состояния своего непосредственного окружения. 4. Очень похожим по целям, решаемым задачам является курс «Эко­логия в экспериментах» (Е. Федорос, Г. Нечаева) Цель его — освоение методологии и методики биоэкологического эксперимента, приобретение учащимися представлений о профессиях, свя­занных с деятельностью в сфере «человек — природа». Впрочем, этот курс можно отнести и к третьей группе.^ Во вторую группу мы отнесли курсы, наличие которых в учебном плане помогает решить проблему обобщения материала, изученного уче­никами в базовых предметах. На первый взгляд это программы, весьма не похожие друг на друга. 5. «История химии» (Е. Савинкина, О. Логинова, С. Плоткин)Основным содержанием курса является знакомство с историей от­крытий в области химии, оказавших определяющее влияние на развитиечеловеческой цивилизации. На семинарских и практических занятиях, в процессе подготовки рефератов и докладов по избранным темам, выполнения опытов с ис­пользованием простых приборов и инструментов, анализа полученных экспериментальных результатов старшие школьники делают выводы от­носительно значимости отдельных теорий, экспериментов для развития химии как науки. 10^ 6. «Фундаментальные эксперименты в физической науке» (Н. Пу-рышева, Н. Шаронова, Д. Исаев) Очень плодотворной представляется идея авторов построить обоб­щающее повторение базового курса физики на изучении фундаменталь­ных опытов. Это должно позволить ученику познакомиться, с одной сто­роны, с историей развития физики, становлением и эволюцией физической науки, а с другой — с биографиями ученых и тем самым представить физику в контексте культуры. Их изучение должно также помочь ему сознательно выбрать профиль дальнейшего обучения или профессиональной деятельности. Материалы, представленные в них, помогут учителю обогатить занятия учащихся по обязательной программе примерами из истории естественно-научных от­крытий, дают конкретные предложения (темы) для проведения индиви­дуальных занятий по интересам с учащимися.^ Третья группа — ориентирующие, и/или аспектные, курсы.7. «Биофизика: история, открытия, современность» (А. Брильков,3. Холостова, В. Фишов) Начинается курс с того, что ученикам рассказывается о зарождении биофизики, первых попытках количественных измерений характеристик и параметров биологических объектов и систем, применения физических законов для объяснения физиологических функций в организме, исполь­зования физических приборов для изучения живых организмов. Затем речь идет о становлении и развитии биофизических исследо­ваний и, наконец, о формировании самостоятельных биофизических дис­циплин. На этой базе учитель может весьма эффективно провести обобще­ние знаний, полученных учениками на всех предметах образовательной области. 8. «Клетки и ткани» (Д. Обухов, В. Кириленкова)Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по определенному аспекту биологии. Авторы программы выстраивают ее так, что конкретные знания, приобретаемые учеником при изучении данного курса, являются ключом к получению новых знаний, причем речь идет не об отдельных знаниях, а об их системе. 9. «Плазма — четвертое состояние вещества» (В. Орлов, С. До-рожкин) Изучение этого элективного курса направлено на развитие представ­лений школьников о физической картине мира, расширение, углубление и обобщение знаний о строении вещества, развитие познавательных интере­сов, интеллектуальных и творческих способностей. И наконец, еще об одной программе, которая составляет исключе­ние, скорее подтверждающее правило. Эта программа занимает совер­шенно особое место в ряду элективных курсов. 11^ 10. «Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия» (И. Титова) Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться и как поддерживающий изучение основного курса хи­мии в рамках естественно-научного профиля, и как курс, служащий вы­страиванию индивидуальной образовательной траектории учащегося, обучающегося по любому из профилей, в первую очередь — гуманитар­ному. Курс направлен на развитие общей культуры, расширение и углуб­ление предметных знаний по химии, на развитие общих приемов интел­лектуальной деятельности и познавательной активности и т.д. и т.п. Мы думаем, что если учитель решится преодолеть сложности, свя­занные с подготовкой к преподаванию этого курса, то он сможет решить многие как предметные (например установление специфики взгляда хи­мика на процессы, происходящие в окружающем мире), так и образова­тельные задачи.^ ПОДРОБНЫЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ КЛЕТКИ И ТКАНИД. К. Обухов,д-р. биол. наук, профессор кафедры цитологии и гистологии Санкт-Петербургского государственного университетаВ.Н. Кириленкова, заведующая кабинетом биологии Псковского областного ИПКРО Аннотация В состав УМК «Клетки и ткани» входит программа курса, учебное пособие «Клетки и ткани», практикум с тем же названием, методическое пособие для учителя.Программа курса начинается с аннотации, где раскрыто место, кото­рое занимает предлагаемый элективный курс в учебном плане, определе­ны цели, задачи, структура курса, перечислены основные формы органи­зации учебных занятий, особенности курса. В аннотации указано, что концепция модернизации российского образования предусматривает переход на развитие вариативной системы образования на старшей ступени обучения в школе, что предполагает возможность выбора отдельных элективных курсов, построение индиви­дуальных образовательных маршрутов. Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10—11 классов гим­назий, лицеев, школ естественно-научного (медико-биологического) про­филя общеобразовательной школы, а также учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессио­нальной деятельности выпускника средней школы. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Уча­щиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообще­ний по избранным темам. Ведущими формами занятий станут интерактивные занятия, приме­нение компьютерных технологий, семинары, лабораторные и практичес­кие работы. Возможно возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым вопросам. Авторы программы и учебных пособий понимают, что конкретные знания являются ключом к получению новых знаний, причем не набора знаний, а системы их. Перед выпускником и учителем, ведущим курс, ставится задача научить справляться с потоком новой информации. Это 14 прежде всего приобретение способности искать и анализировать инфор­мацию. Важнейшая задача педагога не подавить, а развить индивидуаль­ность учеников. Этому способствует рассмотрение каждого явления пред­лагаемого курса с разных точек зрения, допустимость нескольких точек зрения по одному вопросу. Методическое пособие предлагает совмест­ную работу учеников по получению знаний (диалоговую, групповую, кол­лективную), что развивает коммуникативную компетентность учащихся.^ Учебные пособия предусматривают вначале постановку вопроса, про­блемной ситуации, мотивацию, затем обсуждение, решение задач, про­блем. Изучение вопросов должно вестись через актуализацию личност­ного опыта учащихся, конкретных наглядных образов к абстрактным обобщениям. Ученик на занятиях — активный участник событий, позна­ния на уроке. Учащимся по каждой из изучаемых тем предлагается список литера­туры и сайтов в Интернете. Такой подход обеспечивает надежность зна­ний, развитие учащихся по индивидуальным образовательным маршру­там. Каждый ученик может найти ответ на свои вопросы. Деятельность ученика направляется методическим аппаратом: выделены ключевые понятия, имеются справочный материал, задания к иллюстрациям. Си­стема творческих вопросов приучает ученика решать проблемы, исполь­зуя полученные знания. В школах, где нет профильного обучения, учитель биологии может использовать материал учебного пособия, практикума и методические реко­мендации для обогащения уроков базового курса. Это повысит успешность учащегося при сдаче ЕГЭ. Данные пособия могут быть использованы уча­щимися для самостоятельной работы по разделам «Клетки, ткани». Программа предусматривает два варианта планирования: 32-ча­совой курс и 65-часовой (из них 4 или 3 ч — резервное время). Вариатив­ность строится на различном объеме теоретического материала, а также количестве лабораторных и практических работ. Части курса: общая цитология (биология клетки) — 38 (17) ч.; срав­нительная (эволюционная) гистология (учение о тканях многоклеточных организмов) — 27 (15) ч. Пояснительная записка Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильных клас­сов (10—11 класс) средних школ, гимназий и лицеев естественно-научного и медико-биологического направления. Известно, что в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации «Концепцией модер­низации российского образования на период до 2010 года» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников (10—11 классы). Ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в 15 старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на ин­дивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Основной целью курса является создание условий для развития твор­ческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических тех­нологий. Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного ос­мысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к поступ­лению в вузы, удовлетворение интересов увлекающихся цитологией и гистологией.^ Основная концепция курса заключается в:комплексном подходе при изучении живых организмов на разныхуровнях их организации (от молекулярно-клеточного до системно-орган­ного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены наединой клеточной основе, имеющей общие, фундаментальные признакии особенности;сравнительно-эволюционной направленности курса. При рассмотре­нии вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных жи­вотных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволю­ционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;использовании самых современных молекулярно-биологических дан­ных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем жи­вотных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами об­щей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук,а также химии, физики;историке-патриотическом акценте при изучении биологии. Необхо­димо не только подчеркивать интернациональный характер науки (осо­бенно на современном этапе ее развития), но и пропагандировать достиже­ния отечественных биологов, многие из которых внесли исключительныйвклад в развитие биологии. Необходимо напомнить ученикам о тех био­логах, которые отстаивали свои идеи в трудный период отечественнойистории в 30—50-е годы прошлого века. Многие из них поплатилисьжизнью за свои взгляды. Несомненны достижения и современных отече­ственных биологов в изучении клетки и тканей животных и растений;экологической направленности курса. Важно сформировать твердоеубеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так ивнутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь,табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказы­ваются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные — молеку-лярно-генетические — основы деятельности клеток — и что с подобногорода нарушениями бороться чрезвычайно трудно и порой невозможно;большом объеме практических и семинарских занятий. Эта частькурса предполагает широкое использование иллюстративного материала(схемы, электронные фотографии) непосредственно на занятиях (особен- 16 но при изучении структуры клетки), а также изучение микроскопических препаратов тканей. Необходимо широко использовать возможности ком­пьютерных классов, на занятиях по биологии работать с многочислен­ными сайтами по биологии клетки, анатомии и физиологии, имеющими­ся в настоящее время в Интернете (перечень основных открытых сайтов по разделам курса прилагается). Контроль знаний не считаем главным в работе на занятиях. Главная мотивация работы — это познавательный интерес. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ, в том числе и компьютера. При изучении отдельных тем учащиеся составляют обобщающие схемы, табли­цы, кластеры. Итогом выполнения лабораторных работ являются отчеты с выводами, рисунками. На этапе исследовательской работы оценивается уровень теоретической и практической подготовки к исследованию, спо­собность правильно оформить и эффективно представить его результаты. В качестве основного образовательного результата выступает сфор­мированная система базовых ценностей: жизнь, здоровье, человек, знание, труд, терпение, успех; умение оперировать знаниями; эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие иотношение к нему как значимому условию своего собственногоблагополучия и успеха и успеха других. Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направ­лен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель — ученик, активного обсуждения материала в форме ученик(и) — учени­ки), ученик — учитель. В качестве дополнения к данному курсу и учитывая развитие инфор­мационных технологий в современной школе к курсу (учебному посо­бию) планируется приложение в виде CD-диска с иллюстративными и некоторыми справочными материалами по основным разделам курса. Это позволит восполнить недостаток наглядного и раздаточного материала при изучении строения клеток, тканей и органов животных. Содержание курса^ Общее количество часов — 65 или 35 (4 (2) ч — резервное время).ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ЦИТОЛОГИЯ (БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ) — 38 (17) чТема 1. Введение в биологию клетки (1 ч) Задачи современной цитологии. Клеточная теория — основной за­кон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в за­щите основных положений клеточной теории.^ Лабораторные работы (1 ч из резервного времени). Устройство мик­роскопа. Методика приготовления временного микропрепарата. 17Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (4 (2) ч) Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и раститель­ная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.^ Лабораторные работы. Особенности строения клеток прокариот. Изучение молочнокислых бактерий. Особенности строения клеток эукариот.Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (4(2) ч) а) Мембрана и надмембранный комплекс. Современная модель стро­ения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембранывсех клеток.^ Компьютерный урок.Лабораторная работа. Изучение клеток водных простейших. б) Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток — его компоненты ифункции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клетки.^ Лабораторная работа. Основные компоненты и органоиды клеток.Тема 4. Метаболизм — преобразование веществ и энергии (8 (4) ч) в) Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке Гетеротрофы и автотрофы. Основные зако­ны биоэнергетики в клетках. Митохондрия — энергетическая станция клетки. Современная схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез. Семинар.^ Лабораторная работа. Основные компоненты и органоиды клеток. г) Рибосомы. Синтез белка. Типы и структура рибосом про- и эука­риот. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке.^ Итоговая тестовая проверочная работа.Тема 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток (8 (4) ч) а) Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение изначение ядра. Понятие о хроматине (эу- и гетерохроматин). Структурахромосом. Ядрышко — его строение и функции. б) Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток.Понятие о жизненном цикле клеток — его периоды. Репликация ДНК —важнейший этап жизни клеток. Митоз — его биологическое значение.Разновидности митоза в клетках разных организмов. Понятие о «ство­ловых» клетках. Теория «стволовых клеток» — прорыв в современнойбиологии и медицине. Мейоз — основа генотипической, индивидуаль­ной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. Ста­рение клеток. Рак — самое опасное заболевание человека и другихживых существ.^ Лабораторные работы. Митоз в клетках корней лука. Митоз живот­ной клетки. Мейоз в пыльниках цветковых растений. Почкование дрож­жевых грибов.Тема 6. Вирусы как неклеточная форма жизни (6 (3) ч) Строение вирусов и их типы. Жизненный цикл вирусов (на примере вируса СПИДа или гепатита). Клетка-хозяин и вирус-паразит: стратегии 18 взаимодействия. Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями. Вакцинация — достижения и проблемы.^ Практическое интерактивное занятие «Неклеточные формы жизни. Вирусы».Тема 7. Эволюция клетки (3 (2) ч) Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эво­люции про- и эукариотических клеток. Происхождение многоклеточных организмов.Обобщающий семинар. Клетка — элементарная генетическая и струк­турно-функциональная единица живого (2 ч)^ ЧАСТЬ 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ (ЭВОЛЮЦИОННАЯ) ГИСТОЛОГИЯ — УЧЕНИЕ О ТКАНЯХ МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ОРГАНИЗМОВТема 8. Понятие о тканях многоклеточных организмов (2 (1) ч) Определение ткани. Теория «Эволюционной динамики тканевых систем акад. А.А. Заварзина». Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в про­цессе индивидуального развития организма (онтогенезе).^ Лабораторная работа.Тема 9. Эпителиальные ткани (4 (2) ч) Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функци