А. И. Соловьев говорит о том, что, создавая возможность воздействия различных политических представлений на социальные институты, мировоззрение граждан, политические коммуникации обеспечивают

А.Н. Чумиков, президент Академии политической науки, доктор политических наук, профессор ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАТИВИСТИКА: МЕСТО В КОММУНИКАЦИОННОМ НАУЧНОМ СПЕКТРЕ, АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИПРИКЛАДНОГО ПРИМЕНЕНИЯА.И. Соловьев говорит о том, что, создавая возможность воздействия различных политических представлений на социальные институты, мировоззрение граждан, политические коммуникации обеспечивают устойчивые связи политической сферы с другими областями жизни. Далее он говорит о построении каналов коммуникации как таковой, где присутствуют такие основные звенья как коммуникатор, интерпретатор и реципиент; описывает общий для всех сфер жизни процесс новостного производства и, наконец, фиксирует тот факт, что в рамках политического рынка для поддержания коммуникаций в основном используются маркетинговые механизмы и технологии. Л.Н. Тимофеева отмечает, что предметом политической коммуникативистики являются политические коммуникации. Под последними она предлагает понимать управленческие политические коммуникации, избирательные политические коммуникации, политические маркетинговые коммуникации, конфликтные политические коммуникации. Соглашаясь с данными приведенными тезисами и отталкиваясь от них; не соглашаясь при этом с попытками вывести политическую коммуникативистику в разряд как науки в целом, так и особого, эксклюзивного научного направления, приведу несколько суждений, позволяющих лучше структурировать место коммуникативистики в коммуникационном научном спектре, а также понять направления ее актуального прикладного применения. Итак, коммуникация – это связи. И наоборот: связи – это коммуникационные механизмы, коммуникационные операции, призванные осуществлять информационное взаимодействие между индивидами или группами индивидов. Связи и коммуникация – эквивалентные понятия. Индивиды и группы индивидов являются общественностью субъекта, заинтересованного в информационном взаимодействии через организованную коммуникацию. Кем является специалист в области коммуникации? Профессионалом, который производит, а затем с помощью коммуникационных каналов доводит до сведения целевых групп информационные послания – печатные тексты, устные выступления, визуальные образы, музыкальные композиции и т.д. Означает ли сказанное, что я хочу уравнять понятие связей с общественностью с понятием коммуникативистики? И да, и нет: с одной стороны, связи с общественностью (PR – паблик рилейшнз) – понятие более широкое и охватывает не только политическую сферу. С другой стороны, понятие связей с общественностью сначала в мировом, а теперь все чаще и в российском пространстве заменяется на такие понятия, как коммуникация, коммуникационный менеджмент, коммуникативистика. Существует ли разница между просто коммуникацией и коммуникативистикой? Сначала ответим «нет». Разве все без исключения люди не производят непрерывно различного рода послания? Производят. Разве не осуществляют постоянную коммуникацию друг с другом в процессе их передачи? Осуществляют. Возможны ли не интерпретированные послания в принципе? Невозможны! Один и тот же текст индивиды пересказывают по-разному – в зависимости от постановки речи, психологических особенностей, ролевой функции, образования и даже настроения. Теперь ответим, что разница есть. Люди в подавляющем большинстве случаев коммуницируют «просто так», бессознательно, в силу естественных потребностей в общении с окружающими. Специалист в области коммуникации сознательно создает (интерпретирует) послания и выбирает каналы для их распространения. В отличие от непрофессиональной массы других индивидов, он осуществляет этот процесс с заданной целью, чаще всего не связанной прямо с его собственными интересами. Отсюда коммуникативистика – это сознательная и профессиональная организация коммуникации, призванная оказы­вать запланированное влияние на общественность (целевые группы). Коммуникативистика, конечно же, является управленческой деятельностью. Чем именно управляет коммуникатор? В первую очередь — восприятием. Его задача заключается не в рекомендациях типа «предоставить жилье» или «поднять зарплату», а в том, чтобы: – создать несуществующее мнение (установку), – усилить имеющееся мнение (установку), – изменить некоторое мнение (установку). И в каждом из вариантов речь идет о воздействии в первую очередь на мнение, а не на товар как таковой, материальная суть которого может не меняться. Итак, коммуникативистика — это управление восприятием целевых групп с помощью сознательного производства (интерпретации) посланий и размещения их в специально организованных коммуникационных каналах. Является ли коммуникативистика самостоятельной наукой? На этот вопрос придется ответить отрицательно: коммуникативистика базируется на базовых гуманитарных науках – социологии, психологии, философии и других и является научной дисциплиной. Это определенная надстройка, предполагающая первичный гуманитарный базис. Без его наличия овладение теорией и технологией коммуникативистики затруднительно. Коммуникативистика имеет и обязательный экономический базис, поскольку мы живем сегодня в системе рыночных (маркетинговых) коммуникаций. Обратимся к популярной трактовке маркетинга, предложенной Ф. Котлером. В соответствии с его концепцией, маркетинг – формула из четырех английских букв «p», предполагающая действия, совершенные по отношению: – К чему? К ТОВАРУ (product); – В каких целях? В целях его продажи по определенной ЦЕНЕ (price); – Где? В определенном МЕСТЕ (place); – С помощью чего? С помощью различных инструментов ПРОДВИЖЕ­НИЯ (promotion). Первое «p» имеет дело с производством товара, и к нему специалист по коммуникациям не имеет прямого отношения, если только это не интеллектуальный товар. Второе «p» связано с ценообразованием, и это также не входит в компетенцию коммуникатора, если не иметь в виду процесс ценообразования самих коммуникационных услуг. Третье «p» – место, где товар продается. Поскольку в данном месте размещается не только сам товар, но и информация о нем, то здесь компетенция специалиста в области коммуникативистики уже в значительной степени присутствует. А вот четвертое «p» – инструменты продвижения товара: реклама, директ маркетинг, выставки, да и связи с общественностью, узко трактуемые как действия, направленные на производство и распростране­ние бесплатных, основанных на эффекте естественного информацион­ного повода посланий – полноценная зона внимания и зона влияния коммуникативистики. Коммуникативистика уже фактически становится учебной дисциплиной. В новом (пока не утвержденном) образовательном стандарте для ВУЗов существовавшие до сего дня специализации «связи с общественностью» и «реклама» сводятся в единую – «интегрированные коммуникации». В ряде российских ВУЗов созданы кафедры коммуникативистики. Будучи прикладной и динамичной дисциплиной, политическая коммуникативистика в значительной степени подвержена влиянию окружающих изменений – начиная от глобальных рыночных перемен и заканчивая появлением локальных, но новых политических продуктов. Отсюда каждая очередная попытка осмысления теории и практики коммуникативистики должна предваряться указанием на то, какие ракурсы в наибольшей степени актуальны именно в текущий период времени. Сделаю такие указания и я, выбрав несколько важных ракурсов из многих возможных. 1) Первое, на что хотелось бы обратить внимание, – это виртуализация информационного пространства, связанная с общим уровнем развития современного рынка – экономического и политического. Что же произошло? К началу третьего тысячелетия на рынках большинства стран появилось так много товаров с примерно одинаковыми ценовыми и качественными параметрами (если говорить о политике, то это – лидеры, политические партии, программы, проекты законов и др.), что реальный товар с его рациональными характеристиками стал трудно распознаваться и начал «исчезать», все более замещаясь товаром виртуальным с характеристиками эмоциональными. Мы все чаще и чаще осознаем: политическое предложение, в том числе и самое уникальное, значительно превышает возможности человеческого организма сделать рациональный выбор. Что делать производителю и интерпретатору посланий в этом случае? Первый путь — и его, разумеется, нельзя исключать — создавать еще более уникальное предложение. Другой путь — это когда бренд (совокупность виртуальных характеристик политического товара, призванная обеспечивать ему широкую и позитивную узнаваемость) начинает позиционироваться в относительном или полном отрыве от «реальных» параметров, а производитель и продавец перестают привлекать рациональную аргументацию для подтверждения оптимальных сочетаний цены и качества. Задача для специалиста в области коммуникаций вообще и политических коммуникаций, в частности, все чаще заключается в том, чтобы создавать эмоционально насыщенный образ в виде комплекса виртуальных характеристик, которые массовый потребитель смог бы узнать, принять и полюбить. И в теории, и на практике возникает интересная вещь: позиционирование (стройная система размещения актуальной информации о товаре во внешних и внутренних коммуникационных каналах) товара на рын­ке все в большей степени перестает быть тем, что производитель делает с самим товаром, — позиционирование превращается в то, что производи­тель делает с сознанием потенциальных потребителей. Позиционирование выступает в ка­честве комплекса информационных действий, с помощью которых образ данного товара «размещается» в сознании людей вместе с тезисами о том, что он создан специально для них и соответствует их идеалам.В ракурсе нашего рассмотрения сказанное означает сокращение эффективности от воздействия на персону или группу информации рациональной (позиционированной по факту) и, соответственно, увеличение эффекта от использования информации виртуальной (позиционированной по смыслу). Отсюда чрезвычайно актуальной в поле коммуникативистики становится технология смысловых информационных интерпретаций. 2) Второй актуальный фактор, относимый нами к новым реалиям – существенные изменения в механизмах действий основных коммуникативных стратегий в бизнесе и политике. К числу таковых традиционно относились В2В (от англ. business to business, когда бизнес осуществляет рыночную коммуникацию по поводу продвигаемого товара с другим бизнесом) и В2С (от англ. business to customer – коммуникация бизнеса и потребителя). В политике это выглядело как G2G (от англ. government to government – когда одна структура власти осуществляет коммуникацию по поводу выполняемых политических задач с другой властной структурой) и G2C (от англ. government to citizen – коммуникация власти с гражданином). Сегодня их начинают серьезно теснить коммуникационные схемы С2С (от англ. citizen to citizen – когда люди напрямую общаются между собой на предмет обсуждения предлагаемых им властью и бизнесом продуктов). Значимость названного фактора многократно усиливается по мере увеличения интернетизации страны. Если еще пять лет назад мы говорили о ней как о перспективе, то в 2008 году, при почти 30 млн. пользователей Сети – как о свершившемся факте. «Прямое общение» – только начало нового процесса, в ходе развития которого граждане начинают остро ставить вопрос: а слышат ли нас те, о ком мы говорим – будь то политики или бизнесмены. А потом еще один: а почему тогда они только спускают для нас информацию сверху и не разговаривают с нами в актуальном для нас формате? В терминах, принятых в Интернет-коммуникативистике, это выражается следующим образом: Web 1.0 – производство содержания (контента) узкой группой специалистов для последующего потребления массой пользователей Сети; Web 2.0 – самостоятельное производство контента массой пользователей и активный обмен информацией между ними, возникновение социальных сетей; Web 3.0 – создание рекомендательных сервисов в Сети, созданных исключительно на основе мнений потребителей. 3) Третий новый фактор, на который я считаю важным указать, – систематизация информационной среды. Локальные базы данных постепенно замещаются глобальными информационными системами. Применительно к нашей тематике существенным моментом является охват этими системами основного массива средств массовой информации. То есть если раньше некоторый заинтересованный субъект читал газету, журнал, смотрел телевизор, слушал радио и получал индивидуальную картину происходящего; то теперь данный субъект может обратиться к электронной медийной системе, которая выдает ему в значительной мере готовые количественные и качественные выводы, сделанные на основе анализа всего массива публикаций и передач. Работа с этими системами содержит в себе расширенные возможности смысловой интерпретации происходящего. * * * * * Таким образом, научная задача применительно к политической коммуникативистике состоит в том, чтобы адекватно описать ее как сегмент гуманитарных и экономико-гуманитарных наук, научных и учебных дисциплин; а прикладная задача – в поиске методов организации коммуникаций, способных дать актуальные ответы на вызовы информационной среды.