А. М. Гладышев, Н. Н. Маньшин, Н. И. Сологуб, Д. Ю

А.М.Гладышев, Н.Н.Маньшин, Н.И.Сологуб, Д.Ю.Черников ИНТЕГРАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ГЛОНАСС И БЕСКОНТАКТНЫХ СМАРТ КАРТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЗАО «КрасИнформ» Развитие технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС, укрупнение используемой орбитальной группировки, совершенствование оборудования пользователей позволяет эффективно задействовать вновь открывающиеся возможности для скрашивания повседневной жизни населения. С другой стороны варианты применения в аналогичных целях пластиковых карт, уже завоевавших сферу банковских приложений, получают второе дыхание за счет использования принципов бесконтактного считывания/записи информации. Упомянутые причины наверное могут служить определенным основанием того, что словосочетания, которые начинаются с аббревиатуры СМАРТ опережают по популярности аналогичные словообразования, которые начинаются с приставки НАНО. Что касается бесконтактных смарт-карт, которые использованы для реализации проекта единой социальной карты Красноярского края (ЕСККК) , то их выбор базируется на многочисленных преимуществах характерных для пластиковых карт, использующих технологию Mifare. В соответствии с общими принципами работы системы социальных карт Красноярского края для нее характерны следующие особенности Карты выпускаются за счет бюджета Красноярского края. Заявление на выдачу карт принимают органы социальной защиты, расположеннные в районах и населенных пунктах края. Посредством автоматизированной системы ведения единого социального регистра населения информация электронно поступает для занесения в базу данных социальных карт и после проверки уникальности и дополнения необходимой идентификационной информацией, используемой для электронной персонализации, направляется на завод изготовитель карт. Для карт, выдаваемых на постоянной основе, использована полная графическая персонализация. На карте приведены Имя Фамилия и Отчество владельца, присутствует фотография владельца. Уникальный номер карты дополнительно отображен в виде штрих кода. Основной вариант персонализации социальных карт – электронная песонализация. Хранимая информация записывается и считывается в соответствии со стандартом Mifare 1k ISO 14443 Type A 13,56 MHz Начиная с 2009 года, к системе подключен процессинг платежной системы Сберкарт Сберегательного банка РФ, все карты имеют банковское приложение, владелец карты имеет карт-счет Сбербанка, карты обслуживаются на всей территории России. Взаимодействие всех участников системы Социальных карт организовано через Процессинговый Центр ЗАО «КрасИнформ», размещенный в собственном ДАТА-Центре. Все пункты продления и пополнения социальных карт работают в режиме on line со шлюзом доступа в базу данных социальных карт. При предъявлении социальной карты для продления или пополнения формируется запрос в базу данных социальных карт о существовании льгот у предъявителя на момент времени , соответствующий концу предполагаемого периода продления. Если полученный ответ подтверждает существование льгот – карта продляется . Если существование льготы не подтверждается, оператор пункта продления пополнения получает информационное сообщение , содержащее граничную дату существования льготы. Информация о продлении льгот актуализируется в базе данных в режиме оn line по мере ее изменения в информационной системе органов социальной защиты. Состояние системы на 01.09.2010г. – Общее количество карт в системе – 398 тыс шт. – Количество обслуживаемых территорий – 14, с общей численностью проживающих 1 560 109 человек. – Количество точек пополнений по обслуживаемым территориям: УФПС – 141шт. (действующих) Сбербанк – 30шт. (вводимых). – Количество оснащенных комплексных рабочих мест приема заявлений, выдачи карт – 46 ед. – Количество пунктов технического контроля, выдачи дубликатов карт – 9 ед. – Общее количество подключенных транспортных предприятий – 81 ед., диспетчерских пунктов- 94 ед., оснащение 100% считывающими устройствами подвижного состава для внутригородских перевозок – 2220 ед. – Для учета поездок на пригородных перевозках создана система регистрации остановок с применением навигационной системы ГЛОНАСС (оснащено предприятие «Пассажирречтранс»). Информирование населения. Для широкомасштабного информирования населения организовано и существует: – Голосовое автоинформирование по универсальному телефонному номеру: 800 3330550 – СМС информирование по универсальному номеру для мобильных сетей: 1082 СП+ – Виртуальный личный кабинет жителя края в сети Интернет на официальном портале Правительства Красноярского края www.krskstate.ru , а также на интернет сайте www.krasinform.ru – Система для оснащения Информационных киосков с авторизацией по социальной карте. ЕСККК – активные приложения. Транспортное – включая возможность безлимитного и ограниченного количества поездок льготника в течении месяца. Для пригородных перевозок реализована возможность расчета тарифа с использованием навигационной системы ГЛОНАСС. Банковское – реализовано совместно с Сбербанком РФ, Федеральная платежная система «Сберкарт». Позволило задействовать весь перечень банковских услуг СБ РФ. Приложение ЖКХ – позволило установить взаимнооднозначное соответствие между между ID социальной карты и лицевым счетом жителя в биллинговой системе ЖКХ. Позволяет предъявителю карты получать актуальную информацию по своему лицевому счета на каждый момент времени и проводить оплату за услуг ЖКХ с учетом льгот и субсидий.  Медицинское – ориентировано на использование совместно с информационными системами медучреждений. Позволяет формировать перечень полученных предъявителем лекарственных препаратов. Дополнительно на карте в цифровом коде хранится витальная информация (группа крови и резус фактор), а также перечень кодов непереносимых лекарственных препаратов ).  Социальный дисконт (лояльность) – предоставляет возможность производить продажу товаров из специального социального перечня и контролировать их приобретение. Пенсионное – позволяет получить информацию о пенсионных накоплениях предъявителя карты. Налоговое – позволяет получать информацию о начислении и оплате налогов предъявителем карты . Кампусное – позволяет использовать карту для идентификации учащихся средних и высших учебных заведений. Ориентировано на работу совместно с информационными системами учреждений среднего специально и высшего образования. Школьное – позволяет использовать идентифицировать учащихся школ ( в том числе и при школьных перевозках на территории края) Ориентировано на использование совместно с внутришкольными информационными системами Как уже было упомянуто, технология использования социальных карт тесно интегрирована с технологией спутниковой навигации при реализации транспортного приложения, в котором местоположение транспортного средства является абсолютно необходимой информацией для выплаты компенсации компании перевозчику Для реализации программы по использованию технологий спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС задействовано специализированное учреждение- краевой центр мониторинга. Информационная система и система связи краевого центра мониторинга транспортных средств является единым законченным комплексом, состоящим из ряда аппаратно-программных компонент, размещенных в г. Красноярске. Базовой компонентой системы связи краевого центра мониторинга (КЦМ) транспортных средств является оптоволоконный кабель, который соединяет КЦМ и процессинговый центр ЗАО «Красинформ», терминированный с обеим сторон оптическими мультиплексорами, формирующими внутри оптоволокна не менее 2-х потоков Е1 и Ethernet – link. Поток Е1 используется для включения учрежденческо-производственной АТС (УПАТС) КЦМ в телефонную сеть общего пользования (ТфОП) и для организации прямой голосовой связи с водителями транспортных средств, включенных в систему спутникового мониторинга. Ethernet-link позволяет объединить информационные системы ЗАО «КрасИнформ» и КЦМ для организации обмена навигационной и телеметрической информацией. Информационная система КЦМ в части ее аппаратных компонент базируется на стек серверов HP, установленных в серверной КЦК, внутреннюю локальную сеть (ЛС) КЦМ, состоящую из СКС КЦК, активного оборудования и совокупности рабочих станций, а также совокупности маршрутизирующего оборудования, которое формирует логическую архитектуру информационной системы и отвечает за информационную безопасность. Внешние аппаратные компоненты информационной системы КЦМ представляют собой информационно-связное оборудование ведомственных диспетчерских. Они размещены по месту организации этих диспетчерских и связаны с центральной диспетчерской КЦМ для обмена навигационной, телеметрической и прочей информацией с привлечением ресурсов связи сторонних операторов. Программные компоненты информационной системы, представляющие собой программное обеспечение разработанное субподрядчиками ЗАО «КрасИнформ» – ООО «СибПэй» и ООО «Торинс» расположено на серверах и рабочих станциях как внутренней информационной системы КЦК, серверах ЗАО «КрасИнформ» так и на рабочих станциях ведомственных диспетчерских. Основополагающей технологией, которая позволяет осуществлять комплексный мониторинг подвижных объектов является – формирование на борту подвижного объекта навигационной информации по сигналам спутниковой радионавигационной системы (СРНС) ГЛОНАСС и передача этой информации в КЦМ. Для решения данной задачи каждое транспортное средство оборудовано бортовым навигационно-связным блоком (БНСБ). Бортовой навигационно-связной блок – мобильное навигационно-связное оборудование, устанавливаемое на транспортные средства перевозчика для регулярной передачи навигационной и телеметрической информации по сетям сотовой радиотелефонной связи, для обмена голосовыми сообщениями с центром мониторинга (ЦМ). Поставляемые в составе системы мониторинга бортовые устройства спутниковой навигации используют технические решения позволяющие осуществлять определение местоположения объектов – контролируемых транспортных средств, по сигналам спутниковой радионавигационной системы ГЛОНАСС и передачу полученной навигационной информации в центр мониторинга за счет использования технологии мобильной связи стандарта GSM/GPRS. Используемый навигационно-связной комплекс обеспечивает надежную работу во всех режимах эксплуатации Системы на территории Красноярского края при текущем состоянии орбитальной группировки навигационных спутников, используемых в СРНС ГЛОНАСС и существующих зонах радиопокрытия операторов сотовой радиотелефонной связи. Поставляемые и монтируемое в составе БНСБ оборудование при выходе транспортного средства из зоны покрытия сети сотовой радиотелефонной связи обеспечивает хранение навигационной и телеметрической информации в памяти бортового навигационно-связного блока. При входе контролируемого транспортного средства в зону покрытия сети сотовой мобильной радиосвязи вся накопленная за время отсутствия связи информация автоматически передается на в ЦМ. Бортовой навигационно-связной блок реализован как моноблок, включающий приемник сигналов спутниковой радионавигационной системы ГЛОНАСС, и приемо-передающее устройство, позволяющее осуществлять обмен данными в зоне радиопокрытия одного из операторов сотовой мобильной сети связи. БНСБ устанавливается на каждом контролируемом транспортном средстве. Бортовой навигационно-связной блок обеспечивает реализацию следующего функционала: – определение местоположения транспортного средства по данным спутниковой навигации ГЛОНАСС. – запись и хранение навигационных и других данных в энергонезависимой памяти. – передачу данных спутниковой навигации с заданной периодичностью (в диапазоне от 5 секунд до 1 часа ) в центр мониторинга. – наличие в составе аппаратно-программных средств БНСБ функционала – «черный ящик» – запись данных о местоположении транспортного средства и состоянии телеметрических датчиков в память прибора при потере сигнала сотовой сети и последующая автоматическая передача записанной информации при восстановлении связи с диспетчерским пунктом. – голосовую связь водителей и диспетчеров в зоне покрытия сотовой связи. -возможность передачи сигнала бедствия водителем в систему управления. -дополнительных портов ввода/вывода, использование который позволяет расширить функционал устройства за счет обработки сигналов внешних датчиков. Для реализации упомянутого функционала в состав БНСБ включены : – приемник сигналов спутниковой радионавигационной системы ГЛОНАСС (не менее 12 каналов) с активной антенной. – модуль голосовой сотовой связи – стандарта GSM с антенной. – микрофон – манипулятор и динамик громкоговорящей связи. – модем для приема/передачи данных – по протоколу GPRS. При этом дополнительно обеспечивается: – возможность реализации на основе БНСБ дифференциального режима местопределения транспортного средства. -минимальный уровень сигнала навигационных спутников, входящих в систему ГЛОНАСС, на входе приемника, при котором обеспечивается получение навигационной информации, не менее минус 160 дБ Вт. -погрешность определения местоположения неподвижного транспортного средства (Среднеквадратическая ошибка определения координат (СКО) при геометрическом факторе не более 3) – не более 5 метров. – погрешность определения местоположения неподвижного транспортного средства в дифференциальном режиме (Среднеквадратическая ошибка определения координат (СКО) при геометрическом факторе не более 3)– не более 2 метров. -объем энергонезависимой памяти БНСБ, достаточный для хранения полученной навигационной информации за последние 7 суток. – максимальная потребляемая мощность вне зоны радиопокрытия сети мобильной связи (передача данных не осуществляется), не более – 1.2 Вт. – максимальная потребляемая мощность в зоне радиопокрытия сети мобильной связи (передача данных осуществляется), не более – 2 Вт. БНСБ монтируется как правило в кабине водителя; , но может иметь съемный вариант исполнения. В системе мониторинга реализован дополнительный функционал по интеграции технологии мониторинга с автоматизированной системой контроля проезда: – обеспечена аппаратная стыковка и необходимая программная поддержка поставляемых бортовых навигационно-связных блоков (БНСБ) с действующей в Красноярском крае автоматизированной системой контроля проезда (АСКП) на базе бесконтактных микропроцессорных карт (смарт-карты) в вариантах «Единая социальная карта льготника», выпускаемая в соответствии с постановлениями правительства Красноярского края и «Коммерческий электронный проездной билет». – БНСБ и техническое обеспечение ЦМ имеет возможность синхронизации временных шкал, используемых всеми аппаратными и программными компонентами Системы оперативного мониторинга по временной шкале единого времени принятой в СРНС ГЛОНАСС. Реализованы следующие функции: – выдача от БНСБ информации о количестве и персональному составу школьников, перевезенных каждым из автобусов. Данная информация должна считывается с карт школьников при выполнении их посадки /высадки. Выявленнные эффекты. —Экономический эффект (снижение общей стоимости создания и функционирования системы за счет софинансирования, быстрая внедряемость приложений, управляемость) —Организационный эффект (удобство пользования, масштабируемость, универсальность, производительность, достоверность, безопасность, надежность) —Социальный эффект (открытость, продвижение к технологии «Единого окна», интерактивность, повышение лояльности к проводимым действиям и мероприятиям органов власти)