А. Московская Развитие профессиональных знаний на стыке профессий: опыт социального предпринимательства

А.Московская Развитие профессиональных знаний на стыке профессий: опыт социального предпринимательства1Исследования социального предпринимательства и исследования профессий обычно не соприкасаются между собой в литературе, т.к. относятся к разной научной специализации, а подчас – и научным дисциплинам. Между тем уже накопленные эмпирические данные российских и международных кейсов социального предпринимательства дают любопытный материал для обсуждения темы создания и развития профессиональных знаний на стыке профессий, а также на стыке профессиональной и предпринимательской деятельности в ходе создания и функционирования социальных предприятий. Исследовательская проблема настоящего доклада состоит в объяснении противоречия между стандартным подходом социологии профессий, противопоставляющим бизнес и профессиональную деятельность, и активным использованием профессиональных знаний и профессионального сотрудничества в ходе создания и функционирования социальных предприятий. ^ 1. Определение системы координат: социальное предпринимательство и профессии Под социальным предпринимательством понимается способ социально-экономической деятельности, в социальное назначение организации соединяется с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости. Понятия «социальное предприятие» и «социальное предпринимательство» рассматриваются как сопряженные, где социальное предпринимательство означает процесс, деятельность, а социальное предприятие – его носителя, организационную структуру, в рамках и через посредство которой соответствующая деятельность воспроизводится и достигает социального и экономического результата. В качестве принципов социального предпринимательства в научной литературе и в нашем исследовании приняты следующие: 1) первенство социальной миссии над коммерцией, что означает – предприятие предназначено для решения реальной социальной проблемы, либо существенного уменьшения ее остроты; 2) существование устойчивого коммерческого эффекта, обеспечивающего самоокупаемость предприятия и основанного преимущественно на продаже товаров или услуг (а не получении грантов, либо иной формы помощи внешних благотворителей); 3) наличие инновации в достижении результатов деятельности (социальная или экономическая инновация, инновационная комбинация социальных, материальных, финансовых ресурсов и пр.). Под профессиональной деятельностью в настоящей работе понимаются устойчивые виды сложного, преимущественно умственного труда, способность к выполнению которого приобретается через общественно признанную систему длительного специализированного обучения (в современном мире преимущественно в вузах), которое выступает основой как коллективного, так и индивидуального мастерства. Особое положение профессий по сравнению с более широким кругом трудовых занятий складывается постольку, поскольку носители профессий выступают в качестве «держателей знания». Отсюда короткое определение профессий как “knowledge-based occupation” (занятия, основанные на знании) (Московская , 2010). Развитие знаниевой базы многих занятий в 20 веке привело к тому, что, с одной стороны, сегодня за каждой профессией стоит научное знание, а с другой – все большее число занятий профессионализируется. Англо-саксонская традиция в социологии профессии утверждает, что: (1) логика развития профессий и профессиональной самоорганизации в современных обществах представляет собой устойчивую альтернативу («third logic») «логике рынка» (бизнес) и «логике бюрократии» (государство) (Freidson, 2001); (2) проникновение рыночных стимулов в сферу профессиональной деятельности нарушает профессиональную автономию и профессиональный самоконтроль, ведет к эрозии не только профессионального статуса, но и профессиональной компетенции соответствующих специалистов. В то же время исследования социального предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствуют об активном использовании профессионального знания как источника создания бизнес модели социального предприятия, а профессиональных сетей – в качестве его партнерского ресурса (Московская, 2011). Это отличает социальные предприятия от стандартного бизнеса, где предприниматель и менеджер часто не являются специалистами в избранной для предприятия сфере деятельности, приоритетным для них является знание рынка и опыт хозяйственной деятельности. Более того, чтобы найти устойчивую модель самоокупаемости, решая основную задачу ослабления остроты социальной проблемы избранной социальной группы, социальный предприниматель должен быть знатоком, по меньшей мере, в двух несопоставимых сферах : одной, представляющей нужны целевой социальной группы, и другой – той или иной экономической отрасли, представляющей механизмы удовлетворения данных социальных нужд. Используя примеры 3 примеров российских кейсов, это значит – соединить проблемы и интересы – сирот и фермерского дела, детей 6-12 лет и народных ремесел, школьных учителей и театрального дела. Другими словами, это предполагает комбинирование профессиональных знаний, относящихся к ведению разных профессий, а подчас – и внесение в них определенных нововведений. В связи с этим правомерно поставить целый ряд вопросов: – Как отражается на целевых группах клиентов развитие профессиональной деятельности в область социального предпринимательства? – Способствует ли социальное предпринимательство в профессиональной сфере профессиональному развитию участников – профессионалов социального предприятия и/ или их внешних партнеров? – Является ли перекрестное применение профессиональных знаний в пограничной между двумя профессиями области развитием профессиональных знаний для каждой из них? – Способствует ли социальное предпринимательство в профессиональной сфере повышению профессионального статуса участников предприятия, их партнеров, а также (возможно) коллег, работающих в данной профессиональной области? В силу ограничений объема доклада здесь основное внимание будет уделено первому вопросу. В то же время через него по ходу обсуждения удастся пролить свет и на остальные. Именно сложившийся нежелательный социальный порядок в какой-то области является естественной предпосылкой возникновения нестандартных социально-экономических организаций, какими являются социальные предприятия. В противном случае социальная проблема уже решалась бы средствами традиционных секторов экономики – государственного, частного или некоммерческого (Martin, Osberg, 2007). К таким проблемам устойчивого, но нежелательного «социального порядка» применительно к описываемым кейсам относятся: для Музея игрушки – умирание традиционных народных промыслов; для Школы фермеров – социальная и профессиональная дезадаптация выпускников детдомов, с высокой вероятностью ведущая их в преступную среду; для АНО «Пролог» – высокие риски психологических травм детей при организации школьных мероприятий и спектаклей, устойчивая педагогическая традиция навязывания форм и смыслов от педагогов к детям, подавляющая внутреннее движение ребенка к самоактуализации и творчеству.^ 2. Краткие характеристики анализируемых кейсовМузей игрушки «Забавушка» Руководитель – А. Санкин, 52 года, окончил Московский педагогический институт им. В.И.Ленина по специальности «История». В 1980-е гг. по окончании института – на комсомольской работе в ЦК ВЛКСМ. В 1990-е гг. занимался общественными проектами, а затем бизнесом. В конце 1990-х после смерти отца принял отцовскую коллекцию народной игрушки, которую тот собирал всю жизнь. В начале на спонсорские деньги была проведена выставка для детей с интерактивными элементами. Успех выставки навел на мысль о создании социального предприятия. Цели организации: 1) познакомить современного ребенка с многообразием российской традиционной игрушки; 2) вызвать у детей интерес к этой игрушке, показать современному ребенку, что этими игрушками можно играть не менее увлекательно, чем теми, которые обычно есть в доме; 3) оказать посильную помощь потомственным мастерам поддержать промыслы, создав устойчивый спрос и закупки игрушек (поскольку игрушками, которые демонстрируются детям, можно играть, они со временем портятся, поэтому происходит постоянный оборот продукции). Предприятие существует в форме интерактивного музея народной игрушки для детей, где в игровой форме по разработанным методикам проводятся занятия педагогов-экскурсоводов с группами школьников. Весь открытый музейный фонд предназначен для детей и доступен детям. В ходе занятий дети знакомятся с традиционными игрушками народного промысла, учатся их распознавать, играют с ними и даже раскрашивают заготовки по своему вкусу. Организация создана в 1998 г. как общество любителей народного искусства. Занятия проводятся в группах на платной основе, что покрывает издержки организации. ^ Школа фермеров Руководитель – В.Горелов, 54 года. Окончил Пермский государственный педагогический институт по специальности «Биология». После института преподавал в школе. В 1980 г. начал тренировать юношескую сборную России по спортивному ориентированию, среди его воспитанников – олимпийские чемпионы. В 1994 г. на базе возглавляемой им спортивной школы стал заниматься с неблагополучными подростками. Школа фермеров является последним по времени из более чем 30 социальных проектов, реализованных им в рамках государственных и общественных организаций, членом и партнером которых он в разное время являлся. Предприятие занимается комплексом мероприятий по социализации, адаптации к самостоятельной жизни и обучением сирот фермерскому делу для последующего трудоустройства и жизни на земле. Как предприятие, предназначенное для решения этих задач, проект существует с 2003 г. на базе фермерского хозяйства индивидуального предпринимателя В.Горелова (зарегистрировал ИП в 2000г.). Предприятие является самоокупаемым за счет продажи сельскохозяйственной продукции, а также заключения договоров с детскими домами на организацию летнего трудового лагеря для старших воспитанников. Грантовые средства, которые время от времени привлекались руководителем, составляли в разные годы не более 5-8% от общей суммы полученных средств, и направлялись на социальные цели организации.^ АНО «Пролог» Организация учреждена в 2000 г., сфера деятельности – режиссура детских театральных коллективов, преподавание предмета «Театр» для школьных учителей. Руководитель (до 2007 г) – А. Никитина, кандидат искусствоведения, театральный критик. Окончила ГИТИС в 1980-е гг. Основные задачи – профессионализация детской театральной режиссуры, предотвращение рисков психологических травм детей при организации школьных публичных мероприятий и спектаклей, развитие творческих способностей и социализация детей через создание школьных театральных постановок, применение элементов театрального действия при проведении уроков в школе. Идея организации курсов для подготовки профессионалов в сфере театральной педагогики возникла в 1990-е гг. К концу 1990-х была наработана методика и собран коллектив энтузиастов. Первая методологическая проверка замысла курсов дополнительного образования для педагогов была проведена на базе Московского института повышения квалификации работников образования. В перспективе планировалось создание систематической базовой профессиональной подготовки педагогов по самостоятельной специальности: «педагог – режиссер образовательного пространства». В 2001-2006 гг. организация существовала как успешное предприятие социально-предпринимательского типа, слушатели – школьные учителя (включая организаторов школьных театральных коллективов) из различных регионов России. В 2006 году условия государственного регулирования учреждений образования были изменены, что привело к невозможности проведения обучения на прежних условиях. Во-первых, были резко увеличены нормативы оплаты труда преподавателей, а также отчисления с договора. Во-вторых, увеличилась плата за общежития для иногородних слушателей. В результате цена курсов должна была вырасти в несколько раз – это было неподъемным для слушателей-учителей, которые учились за свой счет. Тем самым деятельность АНО оказалась «замороженной» и направлена сегодня на поддержание благотворительных целей организации – проведение театральных фестивалей.^ 3. Профессиональное знание в социальном предпринимательстве и в коммерции Одним из важных выводов, который подтверждают российские и международные кейсы, состоит в следующем: чтобы задача решения социальной проблемы могла быть реализована в форме социального предпринимательства, необходимо глубокое знание предмета деятельности – как проблем целевой группы, так и средств, предлагаемых для ее решения . Как мы видим из российских и международных кейсов, наиболее частой и естественной основой для этого служит предшествующая профессиональная деятельность. Сама по себе эта мысль выглядит вполне тривиальной. Человек обычно сначала приобретает профессию, а с ней – и некоторый жизненный опыт, а потом задумывается о создании собственного дела, например, социального предприятия. В результате велико искушение во временной последовательности увидеть причинно-следственную связь. Поэтому связь профессионального опыта и профессионального знания с социальным предпринимательством нуждается в разъяснении. Проблема начинает проясняться, когда к сравнению привлекается обычный бизнес. Для последнего характерно то, что организатором дела является человек или группа людей, умеющих работать в рыночных условиях. Это все чаще является первоочередным требованием для того, чтобы обеспечить успех предприятия. Необходимость быть специалистом в той области производства товаров или услуг, которые, собственно, выносятся на рынок, для руководителя бизнеса все менее значима. Это связано с одной стороны, с тем, что за успех предприятия сегодня отвечают наряду с производственными подразделениями специалисты по продажам, маркетингу, финансам, рекламе, PR и пр., и руководитель должен быть способен соединять воедино весь комплекс деятельности по всем направлениям. Даже в случае малого предприятия, где большая часть указанных функций выполняются только одним человеком – руководителем, значимость профессиональных знаний в области производства продукта/ услуги в общем ряду забот руководителя не является самодовлеющей. С другой стороны, непосредственной задачей бизнес предприятия, а не редко и стратегической, является получение прибыли. Если решение этой задачи совпадает с задачей удовлетворения потребностей клиента – хорошо, если нет – любой руководитель бизнеса интересы потребителя поставит после получения прибыли, отсюда происходит постепенное смещение акцента деятельности предприятия и управления предприятием с производственных функций – на сопровождение продукции на рынок. У социального предпринимателя более сложная задача, чем просто предложить для избранной сферы деятельности коммерчески выгодные решения. С одной стороны, он должен быть знатоком, по меньшей мере, двух изначально не связанных между собой «рынков»: одного – это, по сути, не рынок в буквальном смысле, рынком его могут сделать усилия социального предпринимателя2 – который представляет нужды целевой социальной группы, и другого – из которого конструируются механизмы, способы решения проблемы целевой группы. Используя примеры трех описанных кейсов, это – сироты и фермерское дело, дети 6-12 лет и народные ремесла, школьные учителя и театр. Уже это сопоставление подразумевает нестандартность и новизну предлагаемых решений. Но здесь еще речь – скорее о предпринимательском новаторстве и нахождении новых комбинаций ресурсов. С другой стороны, в каждом кейсе, включая и те, которые мы не вынесли в отдельное рассмотрение, но изучали в ходе исследования, одной из важных составляющих социальной поддержки, которая чаще носит сетевой, а не единичный персональный характер, является поддержка профессионалов одной или нескольких смежных областей. Во-первых, не стоит забывать, что «социальная сфера» (образование, здравоохранение, социальная работа, культура и искусство) и в России, и в мире относятся к категории «профессиональных». Другими словами, в ней сосредоточена высококвалифицированная рабочая сила, чей труд носит экспертный характер, является умственным по преимуществу и предполагает получение высшего профессионального образования. Поэтому если социальный предприниматель берется за социальную проблему, связанную или пересекающуюся с деятельностью названных отраслей, то его успешная работа не может игнорировать накопленный в этой профессиональный области опыт (то же самое в общем виде касается и НКО – их деятельность сегодня тем успешнее и надежнее, чем теснее она связана с профессиональной сферой и приглашением к своей работе экспертов с соответствующим профессиональным образованием). В то же время нельзя не видеть, что бизнесмен тоже использует профессионалов. В чем здесь принципиальное отличие социального предпринимательства? Прежде всего, в том, что предпринимательство как новаторство и творческий взгляд нужны социальному предпринимателю уже на стадии работы с самой целевой группой и ее проблемой. Творческая новаторская задача состоит в ответе на вопрос, в чем состоит искомая социальная услуга, из каких элементов она содержательно может конструироваться, и уже следующий вопрос – поиск ее коммерческого решения. Разумеется, возможно, что ответы на оба вопроса могут прийти одновременно, так же как и то, что такое решение может прийти в голову человеку, пришедшему в отрасль со стороны, а не уже «укоренному» в данной сфере специалисту, проработавшему много лет. В то же время профессиональная деятельность на то и профессиональная, что выталкивает дилетантов и «любителей», через профессиональные стандарты жестко контролирует «вход» в свою область. Поэтому для того, чтобы предложения «со стороны» были адекватны проблеме и были шагом вперед по сравнению с тем, что уже существует, «сторонний инноватор» должен перестать быть новичком, он должен углубиться в предмет и изучить проблемы целевой группы, а также недостатки существующих способов их решения. Именно поэтому среди социальных предпринимателей так много людей с профессиональным образованием в одной или нескольких областях, связанных либо с положением целевой социальной группы, либо с предлагаемым механизмом решения, либо с тем и другим одновременно. Примерами могут служить уже описанные кейсы. Так, музейное дело, искусствоведение, было для Алексея новой сферой, но он пришел в него с большим опытом общения с народной игрушкой и профессиональной квалификацией педагога-историка. Вячеслав, руководитель «Школы фермеров» еще 10 лет назад не был фермером и не был глубоко знаком с проблемами сирот, но у него к этому времени уже был 20-летний успешный педагогический опыт работы с трудными подростками и диплом профессионального биолога. Это позволило подойти к организации фермерского хозяйства с позиции новых технологий и передовых форм экологически чистого земледелия, а также быстро приспособиться к специфике и социальным потребностям сирот. Что касается театральной педагогики, то это – наиболее «чистый» пример профессионального проекта, выросший из комбинации двух профессиональных областей, театральной и педагогической, возникшей на стыке русской научной педагогической школы и системы освоения режиссерского и актерского искусства К.Станиславского. На ее основе создана и отработана методика обучения учителей новому знанию – режиссуре педагогического пространства. В то же время сложность реализации этого проекта была обусловлена формальными границами разделения педагогической и театральной деятельности и управления ими в России, вынуждавшими выходить за формальные рамки каждой из дисциплин в системе профессионального обучения, что в итоге создало сложности для дальнейшего развития предприятия. В целом в каждом описанном случае «выход» за пределы профессии был подготовлен предшествующей деятельностью и новым полученным опытом в смежной или призванной выступать смежной области деятельности. И только в тесной связи с профессиональными знаниями и опытом на основе этой уже проделанной работы формировалась модель социального предприятия. Рассмотрим эти вопросы подробнее. ^ 4. Профессиональная логика формирования замысла социального предприятия Прежде, чем предложить коммерческие услуги в форме интерактивного музея игрушки, Алексей подготовил выставку игрушек, сопроводив ее интерактивными элементами. Поскольку выставка с самого начала задумывалась для детей, и стояла задача, как их заинтересовать народным искусством. У него тогда не было сложных сценариев, и он не был уверен не только в коммерческом будущем этой идеи, но даже в общественном успехе выставки. Поэтому для организации использовались грантовые средства, а для привлечения аудитории – формальные социальные сети и влияние департамента образования Москвы. Только после того, как эта работа доказала свою успешность, стал обдумываться проект коммерческого предприятия – с разработкой сценариев экскурсий, развитием их интерактивной составляющей, изучением опыта зарубежных коллег, а также с оценкой возможностей платежеспособного спроса и заключением договоров с мастерами народных промыслов. При этом новым социальным «продуктом» стали сценарии активного взаимодействия ребенка с игрушками – экспонатами. Создание такого продукта основывалось на сочетании педагогических и исторических профессиональных знаний руководителя, с одной стороны, со знаниями особенностей народного промысла, полученными от отца, с другой. Этот второй блок знаний пришел не из искусствоведения, т.е. не был формально «профессиональным», но был приобретен в результате жизни среди игрушек и наблюдений, связанных с влиянием отца-коллекционера. В настоящее время отношения с профессиональной средой руководителем поддерживаются, но это не столько среда исходной профессии Алексея (педагогика), сколько среда искусствоведов и мастеров народного промысла. Именно отсюда черпаются дополнительные знания для развития методик проведения занятий и создания новых сценариев. Во-первых, Алексей живо интересуется новым международным опытом в области музейной педагогики и интерактивных музеев, для разработки методики проведения своих занятий он изучал опыт США и Германии. Во-вторых, у него есть заместитель – профессиональный искусствовед Надежда. Она является, с одной стороны, одним из ведущих экскурсоводов-педагогов в организации, а с другой – на ней лежит работа по поддержанию связей с профессиональным сообществом специалистов в области музейного дела и декоративно-прикладного искусства России, на чем она специализируется около 30 лет. Здесь – и обмен опытом с российскими музеями (не только узкоспециализированными музеями – как, например, музей игрушки в Сергиевом Посаде, но и крупными музеями широкого профиля, как Третьяковская галерея или музей Московского Кремля), и участие в конференциях, и развитие теоретических знаний, связанной с осмыслением научно-исследовательской базы декоративно-прикладного искусства, на котором вырастает экскурсия. Важность такой работы связана не только с решением познавательных задач экскурсий для детей, но также родителей и учителей, сопровождающих экскурсии. В-третьих, существует устойчивая сеть мастеров народных промыслов , около 25 человек, с которыми поддерживается постоянная связь, с одной стороны, как с «поставщиками продукции», с другой – как с непосредственным источником народного искусства. Эта деятельность больше лежит на руководителе и нуждается, по признанию представителей организации, в дальнейшем развитии в форме экспедиций, поскольку «информацию о мастерах приходится собирать буквально по крупицам» (из интервью с искусствоведом). При этом основной акцент работы видится представителям предприятия именно в педагогическом поле, в воспитательно-образовательных функциях (т.е. в сфере профессиональной компетенции руководителя). Об этом говорит и руководитель, и помощник-искусствовед, и косвенные свидетельства. В частности, ведущие экскурсий определяются не как экскурсоводы, а как «музейные педагоги», кроме помощника-искусствоведа все сотрудники, работающие с детьми имеют педагогическое образование и опыт работы в школе, представители музея регулярно приглашаются на конференции по музейной педагогике. Сама коллекция музея не «хранится» по музейной традиции, а «расходуется» – в ходе проведения занятий ради эстетического и культурного развития детей. Сходные отношения с профессиональным сообществом на стыке профессий складываются и у других наших социальных предпринимателей. Вячеслав организовал свое предприятие, если можно так сказать, «на стыке» биологии и педагогики. При этом опорой стал не столько формальный педагогический опыт (преподавание в школе, в вузе), сколько успешная тренерская деятельность, а потом – практический опыт работы с «трудными» подростками, накопленный почти за 20 лет (тренировка юношеской сборной по спортивному ориентированию, руководство спортивной школой, организация молодежных туристических походов и летних лагерей с участием молодежи из неблагополучных социальных групп). Так же как и Алексей, он не педагог – теоретик, но в его работе оказались воплощены не только общие профессиональные педагогические знания, умноженные на широкие навыки общения с людьми и молодежью, но также специфический практический опыт, связанный со «специализацией» на работе с детьми в «трудном возрасте» с постепенным смещением акцента на подростках из неблагополучной социальной среды. Теоретически накопленный им опыт работы с трудными подростками – в спортивной школе, в организации турпоходов и сплавов, в туристических лагерях, на собственной фермерской базе могли бы послужить уникальной творческой лабораторией для педагогических исследований. Основываясь на опыте работы «Школы фермеров» В.Горелов разработал целую авторскую систему постинтернатной адаптации сирот, начиная с 8 класса, когда ребята попадают в летний лагерь, и заканчивая созданием самостоятельных фермерских хозяйств уже имеющими опыт агробизнеса молодыми людьми. Что касается профессии биолога, то по идее для того, чтобы организовать успешное фермерское хозяйство, высшее биологическое образование не требуется. Однако оно, во-первых, ранее послужило основой широты предметного поля, на котором Вячеслав вел работу с подростками (спортивное ориентирование, туристические маршруты, сплавы по реке, рыболовство, растениеводство, птицеводство, животноводство – все это питалось профессиональными знаниями и любознательностью дипломированного биолога). Во-вторых, профессиональное биологическое образование удачно заместило на старте фермерства недостаток практического опыта ведения фермерского хозяйства. В-третьих, оно обеспечило ему почти сразу передовой характер этой деятельности с технологической стороны. Для развития своего хозяйства Вячеслав стал применять новые знания и новые технологии в агротехнике – например, биодинамическое земледелие, о котором не учат в сельскохозяйственном техникуме3. Самый развернутый вариант профессионального взаимодействия и профессионального развития вплоть до создания новой профессиональной специализации на базе научного поиска и его практической апробации демонстрирует кейс, предлагающий развитие театральной педагогики. Здесь мы видим соединение профессиональных знаний в области педагогики и театральной режиссуры на базе устойчивой научной традиции. На ее основе создана и отработана методика обучения учителей новому знанию – режиссуре педагогического пространства. Подробный анализ этого кейса с позиций исследования становления новой профессии проведен коллегой И.Поповой (Попова, 2010). Развитие идеи социального предприятия, направленного на продвижение театральной педагогики было у руководителя АНО «Пролог» А.Никитиной поступательным, начиная со студенческих лет учебы в ГИТИСе, где она стала специализироваться на детском театре. Изучение наследия психолога и педагога Н.Н. Бахтина, наработок других педагогов и театральных деятелей первого послереволюционного десятилетия составили теоретическую основу будущей дисциплины. По окончании института, в 1990-е гг. состоялась череда важных встреч с талантливыми людьми – театральными педагогами-единомышленниками, которые дополнили и окончательно сформировали замысел будущего предприятия. Первая обкатка замысла краткосрочных курсов была проведена на базе педагогической организации дополнительного профессионального образования (ДПО), где в тот момент она работала. А поскольку такой дисциплины, как «педагог – режиссер образовательного пространства» в рамках существующих вузов не существовало, для ее продвижения, т.е. обучения учителей и руководителей школьных театральных коллективов была создана независимая организация – АНО «Пролог». Бизнес модель новой организации должна была включать участие государства, т.к. предполагала внедрение в систему ДПО. Первым вузом, принявшим АНО под свою опеку и заключившим договор как с провайдером услуг по дополнительному профессиональному обучению учителей был ГИТИС. Здесь был выпущен первый поток. Реорганизация в вузе помешала продолжению сотрудничества и еще 2 потока было выпущено при Институте культуры. Новая реорганизация, теперь уже в сфере образования, сделала невозможной предоставление АНО услуг на приемлемых условиях для клиентов. Были в несколько раз увеличены нормативы издержек на оказание услуг по ДПО, осуществляемыми независимой организацией по договору с вузом, включая нормативное повышение оплаты преподавателей и нормативные отчисления организации, органам власти. После этого цена курсов оказалась недоступна потребителю. Коллектив АНО принял паллиативное решение – преподавать свою дисциплину в существующей государственной системе ДПО в усеченных рамках, адаптировав ее к наиболее близкой по смыслу программе «социальная педагогика». При этом терялась независимость творческого коллектива, сужалась разработанная ранее методика, утрачивалась возможность подбора мотивированных слушателей, произошел отказ от модели социального предприятия. Хождение по «кабинетам» и попытки добиться утверждения новой дисциплины в системе государственного дополнительного педагогического образования к успеху не привели. В этом кейсе мы наблюдаем борьбу театральной педагогики за самостоятельную профессиональную юрисдикцию, которая велась как на поле социального предпринимательства (отработка практики), так и в переговорах с государством (поиск путей официального признания новой дисциплины). Мы видим здесь так же, как и в других кейсах, положительную связь между результатами социального предпринимательства и профессиональным развитием в виде нового направления профессиональной специализации, но в отличие от других кейсов – с отрицательным результатом. Вынужденный отказ от социального предпринимательства означал также отказ от притязаний на профессиональное признание нового направления.4^ 5. Социальное предпринимательство как форма профессионального развития Каково значение профессиональной принадлежности, профессиональных знаний и опыта в создании и функционировании социальных предприятий? Во-первых, в социальном предпринимательстве предшествующий профессиональный опыт и квалификация предпринимателя имеет прямое отношение к потребностям целевой группы клиентов или особенностям продукта, который им предлагается, в отличие от стандартного бизнеса, где руководителем более востребованы знания законов экономики, финансов, продвижения продукции на рынок. Эта особенность социального предпринимательства отражает первоочередной характер потребностей клиентов, связанных с их социальными проблемами, по сравнению с другими, в частности коммерческими задачами предприятия. Во-вторых, задача социального предпринимателя – сложнее, чем задача обычного бизнеса, поскольку его замысел предполагает изменение неблагоприятного положения целевой группы клиентов, в каком-то смысле, изменения сложившегося социального порядка в отдельно взятой сфере, который является достаточно устойчивым, и которой не мог быть до сих пор поколеблен в рамках государственных предприятий, бизнеса или НКО. Для того, чтобы такую задачу попытаться решить, нужна не просто смекалка или фантазия, но хорошее знание деталей и нюансов как самой проблемы, так и обстоятельств, которые ее поддерживают. Поэтому совершенно естественно, что предложение идеи социального предприятия и разработка механизма ее реализации чаще всего приходит изнутри профессиональной сферы, которую эта идея или этот механизм затрагивают в повседневной профессиональной практике – во взаимодействии с заинтересованными целевыми группами и коллегами, занятыми сходными профессиональными задачами. В-третьих, профессиональная деятельность и профессионализм отличаются сложным характером труда, длительностью профессиональной подготовки и разработкой профессиональных барьеров на «вход», определяемых качеством знаний и умений человека, претендующего на работу в конкретной профессиональной сфере. В подобных условиях параллельно с техническими формируются этические стандарты – особая трудовая этика и приверженность избранной профессии. Это служит основой поиска лучшей практики и лучших результатов оказания услуги для удовлетворения потребностей целевой группы населения как содержательной потребности деятельности, а не как реакции на материальный стимул. Подобная социальная ответственность профессионалов является благоприятной питательной средой как для создания идеи социального предприятия, так и для использования профессиональной кооперации и профессиональных сетей в его работе. В-четвертых, одним из необходимых свойств профессионального труда в отличие от более широкой сферы трудовой деятельности является профессиональная автономия и свобода действий в пределах соответствующей компетенции. Это обусловлено значительной долей умственного труда и необходимостью свободного сочетания накопленных знаний (короткое определение профессий – деятельность, основанная на знании, экспертная работа – knowledge-based occupation, expertise)5. Такой труд в меньшей степени подлежит внешнему контролю при помощи стандартизации и разделения на мелкие операции и в большей степени ориентирован на инновации, применение новых идей и творческих подходов, что с учетом сказанного ранее способствует предложению социально-предпринимательских проектов для решения социальных проблем, находящихся в сфере компетенции профессионала. Все вместе создает благоприятные условия для реализации социального предпринимательства, прежде всего в тех областях экспертных услуг, которые напрямую связаны с социальными потребностями людей и решением их наиболее острых проблем – т.е. в отраслях социальной работы, здравоохранения, образования, культуры и пр.Литература Московская А. Проблемы становления модели профессии: российский опыт в