ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТН. А. Колодий А.П. Моисеева С. А. Наумова Г. Ю. Тихонова Т.А.Чухно КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ (ТЕСТЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ, ТЕКСТЫ, КОММЕНТАРИИ К ТЕКСТАМ)Учебное пособиеТомск 2005г.Культурологический практикум.ТПУ, 2005.- 165 С.Автор: Колодий Наталия Андреевна, доктор фил. наук, профессорМоисеева Агнесса Петровна доктор фил.наук, профессор Наумова Светлана Александровна, канд. экон. наук, доцент Тихонова Галина Юрьевна, канд. филос. наук, доцентЧухно Татьяна Анатольевна, канд. истор.наук, доцентРедактор: Мазаева Ольга Геннадьевна канд. филос. Наук, доцентСОДЕРЖАНИЕ1 часть 2часть ХРЕСТОМАТИЯ 7 ТЕМА 1 КУЛЬТУРА И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ 68 7 ТЕМА 1. КУЛЬТУРА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 8СТУПЕНЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПО ПРОГРАММЕ 8СТУПЕНЬ 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 8СТУПЕНЬ 3. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ (ЕСЛИ ОНИ СОДЕРЖАТСЯ) 10КАРТОЧКИ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 11 ТЕМА 2. ДАЛЬНЕВОСТОЧНО-КОНФУЦИАНСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ 12СТУПЕНЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПО ПРОГРАММЕ 12СТУПЕНЬ 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 13СТУПЕНЬ 3. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ (ЕСЛИ ОНИ СОДЕРЖАТСЯ) 17СТУПЕНЬ 4. КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНО-КОНФУЦИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОЧИТЫВАЮТСЯ В НИЖЕПРИВЕДЕННЫХ ФРАГМЕНТАХ? 18СТУПЕНЬ 5. ЗАКОНЧИТЕ ФРАЗУ 22 КАРТОЧКИ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 23 ТЕМА 3. ИНДО-БУДДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА 27СТУПЕНЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПО ПРОГРАММЕ 27СТУПЕНЬ 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 27СТУПЕНЬ 3. ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ (ЕСЛИ ОНИ СОДЕРЖАТСЯ) 30СТУПЕНЬ 4. КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ ИНДО-БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОЧИТЫВАЮТСЯ В НИЖЕПРИВЕДЕННЫХ ФРАГМЕНТАХ 31СТУПЕНЬ 5. ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО 33КАРТОЧКИ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 34 ТЕМА 4. АРАБО-ИСЛАМСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ 37CТУПЕНЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПО ПРОГРАММЕ 37СТУПЕНЬ 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 37СТУПЕНЬ 3. ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ (ЕСЛИ ОНИ СОДЕРЖАТСЯ) 41СТУПЕНЬ 4. КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ АРАБО-ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОЧИТЫВАЮТСЯ В НИЖЕПРИВЕДЕННЫХ ФРАГМЕНТАХ 42СТУПЕНЬ 5. ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА 44КАРТОЧКИ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 45 ТЕМА 5. ЕВРОПЕЙСКО-ХРИСТИАНСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ 46СТУПЕНЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПО ПРОГРАММЕ 46СТУПЕНЬ 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 46СТУПЕНЬ 3. ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ (ЕСЛИ ОНИ СОДЕРЖАТСЯ) 50КАРТОЧКИ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 51 ТЕМА 6. РУССКАЯ КУЛЬТУРА 53СТУПЕНЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПО ПРОГРАММЕ 53СТУПЕНЬ 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 53СТУПЕНЬ 3. ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ (ЕСЛИ ОНИ СОДЕРЖАТСЯ) 56СТУПЕНЬ 4. КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОЧИТЫВАЮТСЯ В НИЖЕПРИВЕДЕННЫХ ФРАГМЕНТАХ 57СТУПЕНЬ 5. ЗАКОНЧИТЕ ФРАЗУ 57КАРТОЧКИ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 57 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОЛЛОКВИУМОВ 60СТУПЕНЬ 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 60СТУПЕНЬ 3. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ (ЕСЛИ ОНИ СОДЕРЖАТСЯ) 63СТУПЕНЬ 4. ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП КУЛЬТУРЫ ПО ТЕКСТАМ УКАЗАТЬ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ТИПА МЕНТАЛЬНОСТИ, СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ 64 ^ 2часть ХРЕСТОМАТИЯ ТЕМА 1 КУЛЬТУРА И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ 68 Тема 2. культура и игра 81Тема3 культура и символ 82тема 4. архетип — символ — культура 87Тема 5. культура и миф 93Тема 6. смысл и ценности традиционной китайской культуры 95Тема 7. смысл и ценности традиционной индийской культуры 104Тема 8. смысл и ценности традиционной исламской культуры 108Тема 9. смысл и ценности в русской культуре 111Тема 10. Смысл и ценности античной культуры 135Тема 11. Смысл и ценности европейско-христианской культуры 137^ ТЕМА 1. КУЛЬТУРА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУПЕНЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПО ПРОГРАММЕ 1. Подходы к пониманию культуры. 2. Характеристики культуры. 3. Ментальность: определение, структура, примеры проявления. 4. Тип и генотип культуры. 5. Хронологические типологии культур. 6. Нехронологические типологии культур.^ СТУПЕНЬ 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 7. Дайте анализ следующих определений культурного человека: – культурный человек – это образованный человек, разбирающийся в музыке, живописи, литературе; – культурный человек – это человек, олицетворяющий ценности и идеалы своего народа; – всякий человек культурен, словосочетание “культурный человек” бессмысленно; – культурный человек – синоним духовно развитого человека. 8. Дайте анализ следующих определений культуры: – культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком; – культура – это духовная жизнь общества; – культура – это все созданное человеком, а не данное природой; – культура – это материальная деятельность людей; – культура – это эстетическая деятельность человека, созидание прекрасного. 9. В каких смыслах употребляется слово “культура” в следующих высказываниях: – “поп-культура” – это не культура”, – “сферами общественной жизни являются экономика, политика, культура”, – “обществу подавленному не нужна культура”. 10. Какие из нижеперечисленных элементов являются принадлежностью культуры: – этические нормы, – философия, – уголовный кодекс, – производственное оборудование, – орудия убийства, – научные исследования, – рыночный обмен, – представления о смерти, – тело человека, – сады и парки, – природный ландшафт, – девственный лес. 11. В каких смыслах употребляется слово “культура” в следующих высказываниях: – “мир культуры и мир человека – это одно и то же”; – “культура поведения существует там, где царит нравственность”; – “быт людей и культура – это непересекающиеся области жизни”. 12. Верны ли следующие определения ментальности: – ментальность – это духовная жизнь общества; – ментальность – это стереотипы мышления; – ментальность – это чувства и эмоции; – ментальность – это способ восприятия мира, стиль мышления. 13. Какие подходы к пониманию культуры позволяют признать существование: – культуры ссоры, – культуры молчания, – культуры быта, – сексуальной культуры, – культуры несогласия и т.д., а какие – нет? 14. Согласно одной из характеристик культура – это развитие способности испытывать удовольствие; в этом смысле она противоположна истощению. Объясните смысл такого определения. 15. Как Вы понимаете выражения: – низкий уровень культуры; – высокий уровень культуры; – необходимый уровень культуры? 16. У каждого представителя любого культурно-исторического типа есть определенная картина мира. Как Вы считаете, можно ли выделить главные факторы в этой картине мира? 17. Можно ли считать культуру явлением, абсолютно зависимым от тех сфер, которые изображены на схеме? культура | социальная сфера | политическая сфера | экономическая сфера Проявляется ли в чем-то независимость культуры? 18. Культуру часто называют “внешней памятью человечества”. Что кроется за этим выражением? Что в таком случае понимается под “внутренней памятью”? Правомерно ли это сравнение вообще? 19. Некоторые культурологи предлагают понимать под культурой такое поведение человека, которому он научился, а не наследовал генетически. Можно ли принять такое определение?20. Ортега-и-Гассет писал: “Степень культуры измеряется степенью развития норм”. Справедливо ли это утверждение? 21. “Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность.” (А. Швейцер) Каковы особенности идеала человека в известных Вам культурах? 22. “Культура есть философия, мораль, обычаи, институты, искусство, техника, одним словом, есть гуманизм.” Ваше понимание данного определения культуры. 23. Некоторые исследователи предлагают рассматривать культуру как систему, которая включает в себя: 1) подсистему “производства” культуры (материальное производство, наука, идеология, искусство); 2) подсистему трансляции культурных форм (воспитание, образование, обычаи и т. д.); 3) подсистему социальных институтов, которые следят за усвоением и выполнением культурных норм (общественное мнение, государство, право). Дайте оценку предлагаемой модели. 24. Проанализируйте предложенные ниже определения культуры. Выделите общие признаки в этих определениях: – культура – это все созданное людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения разнообразных материальных и духовных потребностей общества; – культура – это социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы жизни людей; – культура – это поток идей, переходящий от индивида к индивиду посредством символических действий, слов или подражания; – культура – это сумма всех видов деятельности людей, обычаев, верований, знаний. 25. Что такое образ культуры? Представьте образ китайской культуры с помощью репродукций альбома “Изобразительное искусство Китая” (М., 1956) 26. Что такое тип культуры?С помощью альбома “История искусств зарубежных стран” (М., т.1-2, 1961, 1964) подберите иллюстрации к различным типам культур по известным вам типологиям. 27. Что такое ментальность? Каковы ее элементы? Проиллюстрируйте особенности индо-буддийского типа ментальности с помощью репродукций альбома “Индия” (М., 1987). 28. Что такое ментальность? Каковы ее элементы? Проиллюстрируйте особенности ментальности россиян с помощью альбома “Государственная Третьяковская галерея” (М., 1992).^ СТУПЕНЬ 3. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ (ЕСЛИ ОНИ СОДЕРЖАТСЯ) 29. Веберовская типология культур построена по признаку своеобразия хозяйственной жизни обществ. 30. Культура – это духовно-нравственная составляющая общественной жизни. 31. Цивилизация Запада сложилась на идеях стабильности и устойчивости. 32. В развитии мировой культуры выделяются два этапа: культура древности (до Рождества Христова) и культура нового времени (после Рождества Христова). 33. О. Шпенглер обосновал линейную типологию культур, выделив пять общественно-экономических формаций. 34. Ментальная структура оборудования была представлена в громоздкой схеме. 35. Западная культура: – активная; – деятельная; – ориентированная на рационализм. Восточная культура:- созерцательная;- пассивная; – ориентированная на традицию.^ КАРТОЧКИ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Вариант 1 1. Подходы к пониманию культуры. 2. Дайте анализ следующих определений культурного человека: – культурный человек – это образованный человек, разбирающийся в музыке, живописи, литературе; – культурный человек – это человек, олицетворяющий ценности и идеалы своего народа; – всякий человек культурен, словосочетание “культурный человек” бессмысленно; – культурный человек – синоним духовно развитого человека. 3. Исправьте ошибки: Веберовская типология культур построена по признаку своеобра- зия хозяйственной жизни обществ.Вариант 2 1. Характеристики культуры. 2. Дайте анализ следующих определений культуры: – культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком; – культура – это духовная жизнь общества; – культура – это все созданное человеком, а не данное природой; – культура – это материальная деятельность людей; – культура – это эстетическая деятельность человека, созидание прекрасного. 3. Исправьте ошибки: Западная культура: – активная; – деятельная; – ориентированная на рационализм. Восточная культура:- созерцательная;- пассивная;- ориентированная на традицию.Вариант 3 1. Ментальность: определение, структура, примеры проявления. 2. В каких смыслах употребляется слово “культура” в следующих высказываниях: – “поп-культура” – это не культура”, – “сферами общественной жизни являются экономика, политика, культура”, – “обществу подавленному не нужна культура”. 3. Исправьте ошибки: Цивилизация Запада сложилась на идеях стабильности и устойчивости.Вариант 4 1. Тип и генотип культуры. 2. Какие из нижеперечисленных элементов являются принадлежностью культуры: – этические нормы, – философия, – уголовный кодекс, – производственное оборудование, – орудия убийства, – научные исследования, – рыночный обмен, – представления о смерти, – тело человека, – сады и парки, – природный ландшафт, – девственный лес. 3. Исправьте ошибки: В развитии мировой культуры выделяются два этапа: культура древности (до Рождества Христова) и культура нового времени (после Рождества Христова).Вариант 5 1. Хронологические типологии культур. 2. В каких смыслах употребляется слово “культура” в следующих высказываниях: – “мир культуры и мир человека – это одно и то же”; – “культура поведения существует там, где царит нравственность”; – “быт людей и культура – это непересекающиеся области жизни”. 3. Исправьте ошибки:О. Шпенглер обосновал линейную типологию культур, выделив пять общественно-экономических формаций.Вариант 6 1. Нехронологические типологии культур. 2. Верны ли следующие определения ментальности: – ментальность – это духовная жизнь общества; – ментальность – это стереотипы мышления; – ментальность – это чувства и эмоции; – ментальность – это способ восприятия мира, стиль мышления. 3. Исправьте ошибки: Ментальная структура оборудования была представлена в громоздкой схеме.^ ТЕМА 2. ДАЛЬНЕВОСТОЧНО-КОНФУЦИАНСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ СТУПЕНЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПО ПРОГРАММЕ 1. Генезис дальневосточно-конфуцианской культуры. Эпохи культурного подъема и упадка. 2. Смыслообразующие ценности дальневосточно-конфуцианской культуры. Конфуцианский и даосский идеал человека. 3. Особенности социальной организации и государственности на Дальнем Востоке. 4. Мировоззренческие основания дальневосточно-конфуцианского типа культуры. 5. Восприятие природы в дальневосточно-конфуцианском типе ментальности. 6. Отношение к прекрасному и его воплощение в культуре Дальнего Востока. 7. Отношение к любви в конфуцианстве и даосизме. 8. Отношение к знанию в дальневосточно-конфуцианской культуре. 9. Труд, собственность, богатство в дальневосточно-конфуцианском типе ментальности. 10. Отношение к сверхъестественному в дальневосточно-конфуцианской культуре.^ СТУПЕНЬ 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 11. Классифицируйте перечисленные качества, отнеся их либо к “инь”, либо к “ян”: – рациональность; – расчетливость; – верность; – глубина; – мрак; – радость; – успех. 12. Известный испанский философ Ортега-и-Гассет писал: самое большое внимание комфорту в истории уделялось дважды – в Европе в последние 200 лет и в китайской цивилизации. Что дало ему основание для такого утверждения? 13. “Два чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам.” Для представителей какой культуры эти слова – прямое предписание? Какая особенность ментальности в нем выражена? 14. Какой смысл вкладывается на Дальнем Востоке в фразу: “Управление большим предприятием напоминает приготовление блюда из мелкой рыбы.” Какие черты конфуцианских норм поведения в ней прочитываются? 15. Какие особенности конфуцианского типа ментальности обусловили восприятие идеи социализма в Китае? 16. Руководители современного Сингапура считают, что успехи в управлении экономикой страны в последнее десятилетие объясняются возвратом к соблюдению норм конфуцианства. Как вы думаете, каких? 17. Как оценивался в традиционном Китае донос детей на своих родителей в целях укрепления государственного порядка? 18. Один китайский император приглашал в весеннюю пору в свой сад музыкантов, чтобы они услаждали слух цветов. Объясните этот факт, исходя их принципов даосизма. 19. В дальневосточном типе ментальности солнце традиционно ассоциируется с левой стороной, земля – с правой. Продолжите ряд ассоциаций и определите предписания древней “Книги установлений”: мужчинам приличествует ходить по ….. стороне улицы, держаться ….., усаживаясь за стол и ложась в супружескую постель. 20. В традиционной китайской медицине анатомирование никогда не включалось в программу обучения императорских медицинских школ. Почему? 21. Чем объясняется традиция многодетности в китайских семьях? 22. Томский казак Иван Петлин, описывая Китай в 1618 г., заметил, что там “избы стоят на крышах”. Что он имел в виду? 23. Что символизирует ласково-наставительная речь о значении хороших манер, звучащая по утрам репродукторов муниципальных школ Токио? 24. Японского писателя Кавабата Ясунари называли “лунным” писателем, олицетворяющим иньское начало. Что означает эта характеристика? 25. Целые жанры китайской классической живописи посвящены изображению насекомых и бабочек. Почему? 26. Почему в китайской поэзии строка обрывается там, где, казалось бы, должно быть еще несколько строк, а в китайской живописи остается незаполненной – пустой – большая часть свитка? 27. Какая роль отводилась регуляции отношений между полами для обретения “целостности жизни”? 28. Большинство восточных единоборств имеют в своих названиях иероглиф “до”- дзюдо, каратэ-до, таэквондо, айкидо, кэндо. Что означает это понятие? 29. Цель китайского кулинарного искусства в древности заключалась в том, чтобы добиться как можно более гармоничного и чистого смешения продуктов, которое явилось бы прообразом “неизменной середины и согласия” всего сущего. Какую особенность развития древнекитайской культуры отражает этот идеал кулинарии? 30. Почему в Китае считалось государственным принципом, вопреки основным заветам семейной сплоченности, перемещать чиновников из одной области в другую? 31. В Китае приверженцы Мао записывали в свои ряды императора Цинь Ши-хуана (правившего во II-III вв. до н.э.). Как Вы думаете, почему? 32. Почему даже Бога в традиционной китайской культуре канонизировали как китайского мандарина? 33. Продолжите расшифровку символов китайской традиционной поэзии: – сосна – символ вечности; – весенний ветер – символ любовных грез… 34. Почему японцам свойственно ставить личную преданность выше личных убеждений? Порождает ли это семейственность в политическом и деловом мире? 35. В Китае в 1989 г. вошла в моду одежда тысячелетней давности – периода “Таньской династии” X века. Как Вы можете объяснить этот феномен в современной китайской культуре? 36. Европейцы, познакомившись с японской цивилизацией, назвали ее цивилизацией пустяков”. Почему? 37. Как объяснить тот факт, что японец и сегодня, представляясь, чаще всего называет в первую очередь свою фирму, а потом имя? 38. Японские социологи выяснили, что когда подчиненный кланяется своему начальнику, он сгибает корпус под углом 45; коллеги кланяются друг другу под углом в 15, а когда встречают клиентов – 30. Какие черты восточного типа ментальности проявляются в этих фактах? 39. Японский писатель Кавабата Ясунари писал: “Один цветок лучше, чем сто, передает цветочность цветка.” Прокомментируйте эти слова. 40. Вельможа Юй И подарил императору (III в.) веер из птичьего оперения, и тот заподозрил, что эта вещь уже побывала у кого-то в руках и, таким образом, утратила свою первозданность. Он отверг ее. Объясните, пожалуйста, этот факт. 41. Официальный конфуцианский костюм – это как-будто храм в миниатюре. Докажите это, обратившись к деталям костюма: цвету, длине рукава, количеству украшений. 42. Можно подумать, что на китайских пейзажных свитках запечатлены некие условные и воображаемые “горы и воды”, на самом же деле они топографически точно передают реальный ландшафт. Чем это можно объяснить? 43. Многие считают, что чтобы осознать разницу между конфуцианской и даосской трактовкой вина, достаточно поставить рядом бронзовый ритуальный кубок и фарфоровую винную чашу. Прокомментируйте это. 44. Мудрые люди, слушая раскаты грома, определяли первый тон, слушая звуки колеблемого ветром дерева, определяли третий тон, слушая свист огня при горении дров и журчание воды в ручье, определяли четвертый и пятый тоны. Особенности какой традиции дальневосточно – конфуцианской культуры здесь прослеживаются? 45. Наука школы “Кулак Восьми триграмм” впитала в себя важнейшие принципы и понятия даосской философии: – идею превращения единой энергии (ци) в семя; символические прообразы всего сущего (цзин) и далее в чистую духовность (шэнь); – идею равновесия, выявления и сокрытия, эволюции и инволюции в круговороте Великого Пути; – требование постоянного присутствия сверхволи (и), неотделимой от телесной интуиции. Приведите примеры связи Восточных единоборств с философской традицией. 46. В “Лецзы” есть притча о человеке, потерявшем память, и вот некий конфуцианец снова возвращает его к привычным заботам и мыслям. Застарелая болезнь излечена, но, вместо благодарности лекарю, герой гонится за ним с копьем. Вновь обретя память, он потерял свободу, потерял блаженство неведенья.” Кем был излеченный? 47. В трактате “Чжуан цзы” царь Вэньхуэй наблюдает за работой повара, разделывающего тушу. Искусство повара восхищает царя. Повар замечает: “Я, Ваш слуга, приверженец пути более, чем своему мастерству. Тушу быка я воспринимаю разумом, а не чувствами. Следуя за естественными волокнами, режу сочленения, никогда не рублю того, что слишком твердо.” Услышав рассказ повара, царь сказал, что он понял, как достичь долголетия. Как это понимать? 48. Как одним словом назвать понятие, вещь или символ, к которому обращается мыслитель: “Вот вещь, в хаосе возникающая, прежде неба и земли родившаяся! О беззвучная! О лишенная формы! Одиноко стоит она и не изменяется. Повсюду действует и не имеет преград.” 49. Однажды в детстве братья Чжуны, Юй и Ху эй, воспользовавшись тем, что отец их прилег вздремнуть, подобрались к кувшину с винной настойкой. Юй совершил поклон, затем выпил вино. Ху эй же выпил без поклона. Как можно объяснить действия двух этих братьев? 50. В “Книге перемен” есть перечень 8 триграмм. Комбинации двух триграмм образуют в совокупности 64 гексаграммы, которыми, согласно китайским представлениям, исчерпывается все разнообразие явлений в мире. Китайская медицина различает в человеке 64 сустава, соответствующих 64 гексаграммам. Можете ли Вы привести примеры подобных соответствий? 51. В период порядка мелодии спокойны – в них звучит радость. В период смуты мелодии гневны. Мелодии гибнущего государства выражают скорбь. Все мелодии музыки связаны с управлением … С какой культурной традицией связано такое понимание музыки? 52. Следование одному пути – пути древности – выше приспособления к меняющимся обстоятельствам времени. Какой тип ментальности отражает этот принцип? 53. Каково символическое изображение принципа инь-ян у китайских натурфилософов? 54. Объясните смысл нижеприведенного высказывания: “Преодолеть себя и вернуться к ли и есть жэнь. Когда однажды преодолеют личное и восстановят ли, Поднебесная вернется к жэнь. Но жэнь зависит только от себя, не от других”? 55. Когда китайские критики перечисляли качества, необходимые для художника, они неизменно соединяли даосские и конфуцианские идеалы: Очищать свое сердце, дабы освободиться от суетных забот, Вникать в книги, дабы постичь принципы вещей, Бежать легкой славы, дабы охватить собой весь мир, Искать дружбы возвышенных людей, дабы совершенствовать свои манеры. Какие из перечисленных ценностей конфуцианские, а какие даосские? 56. Почему стих Юй Синя можно назвать энциклопедией китайской культуры: Я думал о тех, кто прославил былые века, В полночную пору меня охватила тоска. Стенания лютни заполнили маленький дом, Старинные книги лежат в изголовьи моем. Ту притчу о бабочке мне доводилось слыхать, Но я не Чжуан Цзы, и бабочкой мне не бывать. Луна угасала,- и снова восходит луна. Окончилась осень,и новая мне суждена. Роза засверкала, как жемчуг на нитке тугой, И пляшут, и пляшут рой светляков предо мной. Я радуюсь небу и знаю земные пути, – Когда же в награду сумею покой обрести.^ СТУПЕНЬ 3. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ (ЕСЛИ ОНИ СОДЕРЖАТСЯ) 57. В Китае говорят: “Ритуал происходит из чувства долга, чувство долга – от существующего порядка, а основой существующего порядка служит дао.” 58. “Если благородный муж желает исправления народных нравов, он обязательно должен начать с просвещения”, – так считают представители конфуцианства. 59. В священном писании даосов сказано: “Идеальный человек, исповедающий даосизм, стремится к знаниям и совершенству души.” 60. Идеал “благородного мужа” в даосской традиции содержит следующие черты: – естественность, – человеколюбие, – чувство долга, – пренебрежение к образованию. 61. Стремление к новаторству, характерное для китайской культуры, обусловлено канонами даосизма и индуизма. 62. На протяжении тысячелетий Китай – царство деспотии. В нем приняты идеалы управления, разработанные конфуцианством: – устрашение величием, – управление на основе закона, – обилие наказаний. 63. Хань Фэй, ученый Древнего Китая, пишет: “Правитель Вэнь-ван трудился не покладая рук, наводя порядок в Поднебесной.” 64. В китайской культуре абсолютными ценностями всегда были труд и знание. 65. В древнекитайских трактатах сказано: “Ремесло и торговля – это не только извлечение выгоды, но и обогащение духа народа.” 66. В соответствии с канонами даосизма на протяжении всей истории Китая происходило бурное развитие частной собственности. 67. Конфуцианский патернализм предполагает, что человек един с природой. 68. В центре внимания буддийской ментальности – идеал благородного мужа, обладающего пятью добродетелями: – покорностью, – человеколюбием, – долгом, – этикетом, – мужественностью. 69. Великий предел рождает два начала: инь – светлое и сяо – темное. 70. Китайские императоры строили себе роскошные усыпальницы, которые становились яркими достопримечательностями Поднебесной и восхищали своей красотой. 71. Наука логики в Китае носит название “нумерология” 72. Жрецы и мыслители, которым надлежало определять политику, хранить высшие духовные принципы Поднебесной – это брахманы. 73. Главные ценности традиционной китайской культуры: Личность, Развитие, Свобода, Равенство, Закон, Право. 74. Приверженцы даосизма рассуждали так: “Пусть правитель будет правителем, слуга – слугой, отец – отцом, сын – сыном.” 75. В центре внимания буддийской ментальности – идеал благородного мужа, обладающего пятью добродетелями: – покорность; – человечность; – долг; – этикет; – мужественность.^ СТУПЕНЬ 4. КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНО-КОНФУЦИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОЧИТЫВАЮТСЯ В НИЖЕПРИВЕДЕННЫХ ФРАГМЕНТАХ? 76. “Когда кто-то сказал, что обложки из тонкого шелка неудобны тем, что быстро портятся, Тоньа заметил в ответ: – Тонкий шелк становится особенно привлекательным после того, как края его растреплются… С тех пор я стал считать его человеком очень тонкого вкуса.” 77. “Стремление всенепременно подбирать предметы воедино есть занятие невежд. Гораздо лучше, если они разрознены. Когда что-либо незакончено и так оставлено, – это вызывает ощущение долговечности жизни. Даже при строительстве императорского дворца одно место специально оставили незаконченным.” 78. Из сердцевины пиона Медленно выползает пчела… О, с какой неохотой! 79. Золото крыши дворца В искрах палящего солнца. Девять ворот. По бокам – Тигры и леопарды. Здесь государю не раз Смело давал я советы – Как поступать, чтобы зло Искоренить в Поднебесной. 80. Над городом – Цветущих ив пыльца И белый пух… И толпам не конца – Все в этот час Любуются цветами. 81. На горизонте пики гор Все меньше кажутся, черней, Как будто тушью кто нанес Разлет бровей в один мазок. Как отказался я легко От радостей минувших дней! И вот чиновником теперь Я прибыл в этот городок. 82. Едва-едва я добрел, Измученный до ночлега… И вдруг – глициний цветы! О, сколько их на полях! Но каждый цветет по-своему,- Вот высший подвиг цветка! 83. В чашечке цветка Дремлет шмель. Не тронь его, Воробей-дружок! 84. Ветку, что ли обломил Ветер, пробегая в соснах? – Как прохладен плеск воды! 85. Чистый родник! Вверх побежал по ноге Маленький краб. 86. “Благородный муж пребывает в спокойствии и недеянии, он свободен от хитрости и интриг. Он не совершает ошибок, так как следует вещам” 87. “В самом себе не имей, где пребывать. Следуй формам вещей вокруг тебя. Будь текуч, как вода, покоен, как зеркало, отзывчив, как эхо, и невозмутим, как тишина?” 88. “Успокой свои страсти, устрани свои ошибки и заблуждения, не задерживай того, что уходит, и не отталкивай того, что приходит, тогда счастье возвращается само собой?” 89. “Душевное состояние человека требует спокойствия и тишины. Без волнения и суетливости, сама собой приходит гармония?” 90. “В древности умевший служить дао, не просвещал народ, делал его глупым. трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний – враг страны, а без их применения – счастье страны?” 91. “Если естество в человеке одолеет культуру – получится дикарь. Если культура одолеет естество – получится книжник. Лишь тот, в ком естество и культура уравновешены, может стать достойным мужем.” 92. Над городом – Цветущих ив пыльца И белый пух… И толпам нет конца- Все в этот час Любуются цветами. 93. Всю жизнь любил тебя, Сиху*, Теперь люблю вдвойне. Тебя лишь ради прибыл я Чиновником сюда. Богатство, знатность для меня- Что дымка в вышине. * Сиху – название озера 94. На золотой дощечке, в списках сдавших экзамен, Имя свое средь первых Тщетно ищу глазами. Рушатся, гибнут планы Сразу в одно мгновенье! Где же стезя ненужных Блистательному правленью? 95. На горизонте пики гор Все меньше кажутся, черней, Как будто тушью кто нанес Разлет бровей в один мазок. Как отказался я легко От радостей минувших дней! И вот чиновником теперь Я прибыл в этот городок. 96. Все твердое, замечу вам, непрочно. Таится в мягком прочности начало. А если же Вы верите не очень, Я приоткрою рот, Для вас нарочно: Язык мой цел, Зубов – как не бывало! 97. Перед домом когда-то я сам Сливу с персиком посадил. И разросся с годами сад- Тень густая и зреют плоды. 98. Прошла пора цветенья нежных слив, Речные склоны поросли травой. Плывет пушок с ветвей плакучих ив, А ласточка все не летит домой. И сумерки. И дождик без конца. И мокрые качели у крыльца.” 99. Горные кручи вдали. Вознесшиеся над рекой, Словно с картины сошли, Созданной смелой рукой. 100. Золото крыши дворца В искрах палящего солнца. Девять ворот. По бокам- Тигры и леопарды. Здесь государю не раз Смело давал я советы- Как поступать, чтобы зло Искоренить в Поднебесной. 101. Где кости мудреца Давно уже сгнили. С тех пор века Народ живет в печали, Бесстыдно угнетаемый властями. 102. “Мудрые люди, слушая раскаты грома, определяли первый тон, слушая звуки колеблемого ветром дерева, определяли третий тон, слушая свист огня при горении дров и журчание воды в ручье, определяли четвертый и пятый тоны.” 103. “Следование одному пути – пути древности – выше приспособления к меняющимся обстоятельствам времени.” 104. Плывут облака отдыхать после знойного дня. Гляжу я на горы, а горы глядят на меня. И долго глядим мы друг на друга, не надоедая. (Ли Бо) 105. В период порядка мелодии спокойны. В них звучит радость.В период смуты мелодии гневны. Мелодии гибнущего государства выражают скорбь. Все мелодии музыки связаны с управлением … 106. “Поэзия – это не только красота весеннего тумана, очарование осенней луны, прелесть цветов и пение птиц, она движет небом и землею, трогает богов, укрепляет душу человека и помогает сохранять порядок в Поднебесной.” 107. “В древности умевший служить дао, не просвещал народ, а делал его глупым. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний- враг страны, а без их применения – счастье страны.” 108. Карабкаясь вверх и спускаясь вниз, несколько раз останавливаясь на ночевку, Я попадаю наконец в обитель бессмертных, Двойные ворота, словно облачные берега, охватывают дорогу, Красные террасы повисают, устремленные в небо. Алые порталы светятся и сверкают среди деревьев, Нефритовые залы то исчезнут, то покажутся над грядою холмов. 109. “Чтобы нарисовать сосну, нужно уподобиться сосне, чтобы нарисовать ручей, нужно уподобиться ручью. Нужно привести ум в соответствие с Пустотой или Таковостью, и тогда человек, созерцающий предмет, превращается в сам предмет.” 110. “С древних времен те, кто создавал превосходные картины, были все (без исключения) высокопоставленными чиновниками, обладателями знатных титулов, прославленными учеными.” 111. “Излагаю, но не создаю! Верю в древность и люблю ее.” 112. “Я бы скорее согласился быть сорванной орхидеей или сломанным нефритом, чем артемизией среди множества других артемизий или цветущим сорняком.” 113. “Разве есть внешняя и внутренняя сторона в прозрачной воде? Разве есть внешнее и внутреннее в пустоте? Есть лишь ясность и свет, спонтанность и бестелесность. Нет различия форм и расцветок, нет противоположности объекта и субъекта.” 114. “Собрались мы в душистый сад под персики и сливы, и дело радости под небом установленным законам в семье людей мы исполняем здесь.” 115. Раскрылся лотос в заводи речной. Калитку инчуаньскую закрою И в Хуайнани обрету покой. Смеркается и ветер все сильнее. Наутро солнце скроет облака, Зачем ты, путник, ищешь орхидею: Недолговечна красота цветка. 116. Звуками циня и сэ, громом барабанов Встречаем предка полей, Чтобы молить его о живительной влаге, Чтобы помог он моим хлебам, Чтобы дал он зерно моим мужам и женам! 117. В великой пустыне есть гора под названием Обитель Совершенства. Она держит на себе небо. На ней живет человек. В ушах у н
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…