А.П. ШихвердиевПроектКорпоративный менеджмент(учебное пособие) Москва2009А.П. Шихвердиев. Корпоративный менеджмент. Учебное пособие. М.: 2009В учебном пособии раскрываются понятие корпоративных отношений, сущность, содержание и место корпоративного управления в стратегии экономического развития России. Особое внимание уделяется проблемам, существующим в области корпоративного управления, и путям их решения. Уделяется внимание рассмотрению контролинга и бизнес-инжиниринга в системе корпоративного управления. Также рассматриваются вопросы понятия и сущности корпоративных конфликтов, в том числе с участием государства, особенности функционирования системы корпоративных отношений в холдинговых структурах. Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, изучающих проблемы управления, права и экономики.Автор: ^ Шихвердиев А.П. – доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий кафедрой экономической теории и корпоративного управления Сыктывкарского государственного университета, член Российского сообщества корпоративных директоров.В подготовке учебного пособия приняли участие:^ Забоев А.А. – эксперт научно-исследовательского центра Корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета,^ Баранов К.М. – эксперт научно-исследовательского центра Корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета.Рецензенты: ^ Блинов А.О., д.э.н., профессор кафедры менеджмента Всероссийского заочного финансово-экономического института, академик РАЕН Статьин В.А., руководитель Кадрового Центра Российского института директоров, генеральный директор Объединения по Защите Интересов Акционеров Предприятий и Организаций (ОПИАК).^ Павлов К.В., д.э.н., проф., директор инстиута экономики и управления УдГУСОДЕРЖАНИЕ Введение 4Тема 1. Сущность корпоративных отношений. 5Тема 2. Субъекты корпоративных отношений 10Тема 3. Уровни и механизмы корпоративного управления 15Тема 4. Сущность и виды корпоративных конфликтов 20 Корпоративные конфликты и конфликты интересов(материалы Концепции развития корпоративного законодательства и корпоративного управления, подготовленной по заказу Министерства экономики и развития торговли Российской Федерации). http://www.gifa.ru/forum/images/4.doc 21Тема 5. Преимущества эффективного корпоративного управления 28Тема 6. Права субъектов корпоративных отношений (акционеров). 33Тема 7. Органы управления акционерных обществ 45Тема 8. Корпоративная социальная ответственность. 65Тема 9. Существенные корпоративные сделки (компетенция органов управления и должностных лиц по поводу одобрения существенных корпоративных сделок) 80Тема 10. Аудит корпоративного управления 90Тема 11. Внутренний контроль и управление рисками 103Тема 12. Методы защиты от недружественных поглощений. 111Тема 13: Корпоративный секретарь акционерного общества 119Тема 14. Контроллинг в системе корпоративного управления. 126Тема 15: Методики бизнес-инжиниринга и их применение в системе корпоративного управления предприятия. 140Тема 16. Корпоративное управление в холдинговых структурах 150ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Система корпоративного управления в ОАО «Шахта «Воргашорская» 160Приложение 2 Система корпоративного управления в АО «Энрон» США 171Приложение 3 Тезисы совета компании «Дженерал Моторс» о наиболее важных проблемах корпоративного управления 173ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Рекомендации организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по формированию активных и независимых советов директоров корпораций 177 Введение В современных условиях повышение уровня корпоративного управления является одним из важнейших факторов развития отечественной экономики. Надлежащий режим корпоративного управления способствует эффективному использованию предприятием своего капитала, подотчетности органов управления самой компании, ее собственникам, что, в свою очередь, способствует поддержке доверия инвесторов, привлечению долгосрочных капиталов в целях обеспечения расширенного воспроизводства. Становление и развитие “мезоуровневого” звена российской экономики обуславливает острую народно-хозяйственную потребность в подготовке высококвалифицированных управленцев для работы в органах управления корпоративных структур. Поэтому целью учебного пособия явилось раскрытие сущности корпоративного управления, содержания и места корпоративного управления в стратегии экономического развития России. Особое внимание уделено проблемам, существующим в области корпоративного управления, и способам их разрешения. В современных условиях повышение уровня корпоративного управления является одним из важнейших факторов развития отечественной экономики. Надлежащий режим корпоративного управления способствует эффективному использованию предприятием своего капитала, подотчетности органов управления как самой компании, так и ее собственникам. Все это способствует поддержке доверия инвесторов, привлечению долгосрочных капиталов, в том числе международных инвестиций, в целях обеспечения рассмотренного воспроизводства. Низкий уровень корпоративного управления и отсутствие баланса интересов между субъектами корпоративных отношений могут стать причиной конфликтов, которые приносят предприятию и государству непоправимый экономический ущерб. В целях всестороннего анализа зарубежного и отечественного опыта решения конкретных проблем корпоративного управления (в т.ч. корпоративных конфликтов) предусматривается проведение деловой игры на примере АО “Шахта “Воргашорская” и компании “Энрон” (США). Помимо раскрытия сущности корпоративного управления, а также констатации неблагоприятной ситуации в сфере корпоративного управления в России, в учебном пособии предлагаются некоторые пути совершенствования экономической политики правительства, направленной на преодоление негативных тенденций. Учитывая важность соблюдения принципов корпоративных отношений в системе корпоративного управления, в учебном пособии приведено приложение “Права и обязанности основных субъектов корпоративных отношений”, где раскрываются способы защиты прав собственников; своевременное раскрытие достоверной информации по всем вопросам, имеющим существенное значение для инвесторов; необходимость эффективного контроля за управленцами со стороны собственников и т.д. Исходным материалом для учебного пособия послужил непосредственный опыт автора, полученный в период работы руководителем Коми Республиканской комиссии по рынку ценных бумаг при Главе Республики Коми, учрежденной в соответствии с Указом Президента РФ (1995-2002г.г.), председателем Совета директоров (Коми Республиканский фондовый центр) и членом совета директоров АО «Шахта «Капитальная» (как представитель Российской Федерации и Республики Коми). Большое значение при подготовке материала имели навыки автора, полученные при стажировке по вопросам корпоративного управления и корпоративного права в штаб квартире ФКЦБ США в г. Вашингтоне, а также деятельности в качестве члена Российского сообщества корпоративных директоров. В целях изучения зарубежного опыта корпоративного управления в учебном пособии проводятся тезисы Дженерал Моторс и Советы ОЭСР. Автор надеется, что учебное пособие будет способствовать овладению новыми системными принципами и методами управления, формированию новой отечественной культуры корпоративного управления; решению конкретных проблем корпоративного управления, умению обстоятельно комментировать и практически разъяснять новые нормативные акты в области корпоративного управления, умению обеспечивать баланс интересов между управляющими и собственниками в целях предотвращения корпоративных конфликтов. А.П. Шихвердиев, д.э.н., профессор, академик РАЕН^ Тема 1. Сущность корпоративных отношений. В настоящее время совершенствование корпоративного управления стало одним из решающих факторов социально-экономического развития России. Надлежащий режим корпоративного управления способствует эффективному использованию корпорацией своего капитала, подотчетности органов ее управления как самой компании, так и ее акционерам. Все это помогает добиться того, чтобы корпорации действовали на благо всего общества, способствует поддержке доверия инвесторов (как иностранных, так и отечественных), привлечению долгосрочных капиталов. Однако уровень корпоративного управления в нашей стране пока еще оставляет желать лучшего. Здесь сказываются некоторые характерные признаки российского акционерного капитала, сложившиеся в результате распределения мелких пакетов акций приватизированных предприятий среди большого числа акционеров – физических лиц. Другой отличительной чертой российских акционерных обществ является наличие специфических “тесных” отношений между управленцами компаний и владельцами крупных пакетов акций. В результате формирования такой структуры акционерного капитала утвердилась ориентация крупных акционеров не на повышение доходов по акциям компании, не на рост ее капитализации, а на сохранение существующих взаимоотношений с предприятием. Все это определило возникновение ряда существенных проблем на пути развития корпоративного управления в России, среди которых можно выделить следующие:российские акционерные общества практически не восприняли современные тенденции развития корпоративного управления, основанные на построении качественно новых взаимоотношений субъектов корпоративного управления;акционерные общества не смогли воспринять т.н. “социальную функцию” как необходимый элемент существования корпораций;акционерный капитал не стал основополагающим источником роста общероссийского организованного фондового рынка;современный уровень российского законодательства в сфере корпоративного управления не отвечает общепризнанным международным стандартам. В нем нет эффективно действующих норм, регулирующих ответственность управляющих акционерным обществом за свои действия в ущерб акционерному обществу, а также норм, закрепляющих ответственность за злоупотребление акционерами своими правами. Все эти обстоятельства в совокупности препятствуют осуществлению масштабных инвестиций в российские корпоративные ценные бумаги, снижают эффективность функционирования акционерных компаний, а также приводят к возникновению корпоративных конфликтов между субъектами корпоративных отношений. Очевидно, что коренное улучшение корпоративного управления должно базироваться, во-первых, на всестороннем учете отечественного и зарубежного опыта в связи с глобализацией и интернационализацией экономики и в связи с вхождением Российской Федерации во Всемирную Торговую организацию (ВТО). Основополагающими могут быть Принципы корпоративного управления Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), подписанные на заседании Совета ОЭСР на уровне министров 26–27 мая 1999 г., которые могут быть использованы правительствами разных стран для оценки и совершенствования их законодательств в данной сфере. Вместе с тем эти принципы могут использоваться и представителями частного сектора для развития (повышения) уровня корпоративного управления в своих компаниях. Естественно, единой модели построения корпоративного управления не существует, однако обязательным началом для всех его форм и видов является обеспечение интересов акционеров. В самом общем виде общепризнанные международные принципы корпоративного управления сводятся к следующему:структура корпоративного управления должна обеспечивать защиту прав акционеров, выступать основным методом предварительного урегулирования и разрешения возникающих конфликтов интересов;режим корпоративного управления должен обеспечивать равное отношение ко всем группам акционеров, включая мелких и иностранных акционеров, обеспечивающее каждому из них одинаково эффективную защиту в случае нарушения их прав;корпоративное управление должно обеспечивать соблюдение установленных законодательством прав заинтересованных лиц и поощрять сотрудничество всех субъектов корпоративного управления в развитии корпорации;корпоративное управление должно обеспечивать информационную открытость компании, своевременное и полное раскрытие информации по всем существенным вопросам финансово-хозяйственной деятельности корпорации;структура корпоративного управления должна обеспечивать эффективное выполнение управленцами своих функций, а также подотчетность органов управления самой компании и акционерам. Во-вторых, коренное улучшение корпоративного управления также должно базироваться на реализации основных положений Российского Кодекса Корпоративного поведения. Кодекс одобрен в 2002 году Правительством РФ. «Корпоративное поведение – понятие, охватывающее разнообразные действия, связанные с управлением хозяйственными обществами».1 В Кодексе проведены стандарты корпоративного поведения, установленные на основе анализа наилучшей практики корпоративного поведения и применяемые к хозяйственным обществам всех видов. И конечно, важным для совершенствования корпоративного управления является улучшение правового регулирования управленческих отношений. Здесь важным (существенным) является также реализация одобренной Правительством РФ Концепции развития корпоративного законодательства до 2008 года. Реализация данной концепции должна привести к построению четкой системы корпоративного законодательства, заполнению пробелов и ликвидации противоречий в правовых нормах, что в свою очередь будет способствовать стимулированию предпринимательской активности и устранению необоснованных барьеров для предпринимательской активности. В соответствии с концепцией, изменения коснутся правового статуса компании, вопросов реорганизации, регулирования группы лиц и аффилированных лиц, крупных сделок с заинтересованностью, регулирования корпоративных конфликтов. Для правильного понимания корпоративного управления необходимо вначале рассмотреть такие исторически важные понятия, как корпоратизм, корпорация.2 Корпоратизм – это совладение собственностью корпоративного сообщества или партнерские, договорные отношения в удовлетворении личных и общественных интересов. Корпоратизм представляет собой компромиссное хозяйствование с целью обеспечения баланса интересов3. Возможность достижения относительного равновесия интересов на основе консенсуса, компромиссов – отличительная черта корпоратистской модели. Понятие “корпорация” – производное от корпоратизма – трактуется как совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей. Так, корпорация – это, во-первых, совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права – юридическое лицо, и, во-вторых, широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.4В 1986 году Робертом Кларком, деканом Гарвардской юридической школы, было выделено четыре основных признака корпорации: СНОСКА^ Ограниченная ответственность инвесторов (все владельцы несут ответственность по обязательствам корпорации только в размере вложенного ими капитала)Право свободной трансформации своего участия (продажи своей доли или акций) исключительно на основе собственного решенияЮридическая самостоятельность (инвестор-акционер и корпорация юридически независимы и владеют разной собственностью; корпорация продолжает существовать независимо от выбывающих собственников)^ Централизованный менеджмент: власть акционеров передана Совету директоров (стратегические вопросы развития) и менеджменту (оперативное управление)Корпорация характеризуется следующими признаками: во-первых, корпорация не является простой суммой индивидов. Она есть ассоциация, союз лиц, т.е. соответствующим образом организованный коллектив, воля которого определяется групповыми интересами входящих в его состав индивидов и который организованно и имущественно действует вовне как единое целое от своего собственного имени. Во-вторых, корпорация – это объединение капиталов, а не только людей. Круг лиц, предоставивших свои капиталы для организации деятельности, а также размер их капитала (вклада, пая, акций и т.п.), который является финансовой основой корпорации, может быть строго определен в любой момент существования корпорации. В-третьих, коллективное образование, организация становится корпорацией, если она приобретает статус юридического лица. Об этом свидетельствует факт ее регистрации в государственном органе. Признакам по российскому законодательству соответствуют хозяйственные общества. Таким образом, проанализировав вышеперечисленные признаки корпорации, можно сделать вывод о том, что в соответствии с законодательством РФ хозяйственные общества являются корпорациями. В соответствии с Гражданским кодексом РФ5, хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью. Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества со следующими четырьмя характеристиками корпоративной формы бизнеса: самостоятельность корпорации как юридического лица; ограниченная ответственность каждого акционера; возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих акционерам; централизованное управление корпорацией. Вместе с тем, акционерная форма, в том виде, в котором она сложилась у нас в стране в результате приватизации государственной собственности и реформ, оказалась достаточно уязвимой с точки зрения прав собственности, обеспечения равных и справедливых условий для деятельности всех ее участников. Поэтому одними из первых мер, предпринимаемых в настоящее время государством для активизации ресурсной базы акционерного капитала, являются правовое обеспечение цивилизованных правил борьбы за контроль в акционерных компаниях, усиление ответственности за соблюдение законов по защите прав акционеров, создание эффективного механизма государственного регулирования рынка ценных бумаг. В новых условиях особенно остро встала проблема выработки системы взаимоотношений между управленцами компании и их владельцами (акционерами/инвесторами), а также другими заинтересованными сторонами (кредиторами, органами власти, служащими компании, партнерами компании), которая направлена на обеспечение эффективности деятельности компании и интересов владельцев и других заинтересованных сторон. Такая система и получила название системы корпоративного управления. По мнению ОЭСР6, «корпоративное управление представляет собой систему, с помощью которой осуществляется управление и контроль за деятельностью предпринимательских организаций. Его структура определяет права и обязанности лиц, входящих в корпорацию, например, членов Совета директоров, менеджеров, акционеров и других заинтересованных лиц, и устанавливает правила и порядок принятия решений по делам корпорации. Корпоративное управление также обеспечивает структуру, на основе которой устанавливаются цели и задачи деятельности компании, определяются пути и средства их достижения и контролируется деятельность компании». Российский институт директоров определяет корпоративное управление как «систему взаимоотношений между собственниками (акционерами) компании и ее менеджментом, между различными группами (категориями) акционеров и между компанией в целом, и иными заинтересованными группами (stakeholders) по вопросам обеспечения как интересов перечисленных участников корпоративных отношений, так и эффективной деятельности компании, ее соответствия социальным целям и общественным интересам7. На наш взгляд, в широком смысле корпоративное управление – это система организационно-экономических, правовых и управленческих отношений между субъектами экономических отношений, интерес которых связан с деятельностью компании. Основной целью эффективного корпоративного управления является повышение доверия потенциальных инвесторов к механизмам привлечения инвестиций в компании и на этой основе повышение капитализации российской экономики в целом, а на уровне ее первичных звеньев – повышение уровня капитализации отечественных компаний. Основным условием достижения вышеуказанной цели, повышения эффективности и дальнейшего развития корпоративного управления в России является полный учет, анализ и обеспечение оптимального сочетания и удовлетворения интересов субъектов экономических отношений.Вопросы для самопроверки. Что такое корпоратизм? Что такое корпорация? Каковы основные признаки корпорации? Каковы основные характеристики корпоративной формы бизнеса? Почему в стратегии развития экономики страны важная роль отводится акционерному капиталу? В чем сущность корпоративного управления? Каковы основные принципы корпоративного управления?Темы докладов и рефератов. Сущность корпоративизма и корпорации. Сущность корпоративного управления. Основные принципы корпоративного управления. Роль акционерного капитала в стратегии развития экономики страны. Роль совершенствования корпоративного управления в привлечении инвестиций. Основные признаки корпорации. Международные принципы корпоративного управления.Рекомендуемый библиографический список по теме.Основная литература: Шихвердиев А.П. Корпоративный менеджмент. Учебное пособие. Сыктывкар: издательство Сыктывкарского университета, 2004, 300 с. (ГРИФ УМО) Совет директоров как мировой стандарт корпоративного управления компанией / Под ред. И.В. Беликова. – М.: Эксмо, 2008. – 624 с. Боб Гэррэт. Как предотвратить кризис развития компании. Внедрение новых стандартов корпоративного управления. М.: Изд-во Эксмо 2008. – 304с.Дополнительная литература: Принципы корпоративного управления ОЭСР. www.koet.syktsu.ru Кодекс корпоративного поведения. www.koet.syktsu.ru Шейн В.И. Корпоративный менеджмент: опыт России и США/ В.И. Шейн, А.В. Ждилев, А.А. Володин: рук. авт. кол. В.И. Шейн. – М.: ОАО «Типография Новости», 2000. – 280с. Шихвердиев А.П., Гусятников Н.В., Беликов И.В. Корпоративное управление. М. Издательский центр «Акционер», 2001. – 192с. Шихвердиев А.П., А.О. Блинов, А.В. Кузнецов. Корпоративное право в системе корпоративного управления. М. Издательский центр «Акционер», 2006. –343 с. Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 года. www.koet.syktsu.ru Ричард Л. Дафт. Менеджмент 6-е изд. / Пер. с англ. – СПб, 2006. – 864 с. (Серия «Классика MBA») Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества. – Пер. с англ. – М.: «Джон Уайли Энд Санз», 1996 г., 240 с. Черезов А.В. Рубинштейн Т.Б. Корпорации, корпоративное управление. М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2006. – 478 с. Национальный доклад. Корпоративное управление и экономический рост в России. Национальный совет по корпоративному управлению. М. 2004, 118 с. www.koet.syktsu.ru Совет директоров в системе корпоративного управления компании.- М.: Империум Пресс, 2005. – 608 с.Собственность, корпоративное управление и инвестиции / под ред. А.П. Шихвердиев. Сыктывкар, Сыктывкарский филиал ОУ ВПО ЦС РФ «МУПК», 2005. – 306 с.Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. www.syktsu.ru ^ Тема 2. Субъекты корпоративных отношений В акционерных компаниях с большим числом акционеров, где каждый из них владеет незначительной частью акционерного капитала, акционеры уступают свои права по управлению компаниями специально нанимаемым для этих целей управленцам. Таким образом, происходит разделение функций владения и управления. Разделение функций владения и управления компаниями не представляло бы серьезных проблем, если бы интересы владельцев и управляющих (менеджеров) полностью совпадали. Однако интересы эти расходятся. Более того, интересы различных категорий владельцев также могут серьезно различаться. Для того чтобы понять сложную природу отношений, которые призвана регулировать система корпоративного управления, рассмотрим, кто является их участниками. Основными участниками корпоративных отношений в акционерных компаниях являются владельцы и управляющие акционерной собственности. Ключевая роль в корпоративных отношениях владельцев и управляющих акционерной собственности вытекает из того, что первые осуществили безвозвратные инвестиции, предоставив компании на наиболее выгодных условиях значительную часть необходимого ей капитала, принимая на себя наибольшие, по сравнению со всеми остальными участниками корпоративных отношений, риски, а от деятельности последних зависит то, как этот капитал будет, в конечном счете, использован. Учитывая основные интересы и логику поведения реципиентов инвестиций, можно выделить два основных типа акционеров: Прямые (стратегические инвесторы); Портфельные инвесторы. Основными представителями прямых инвесторов являются: крупные компании, работающие в основном в тех же отраслях, где акционерные общества нуждаются в инвестициях; диверсифицированные холдинги; фонды прямых инвестиций; венчурные фонды; финансово – промышленные группы. Основными представителями портфельных инвестиций являются: институциональные инвесторы: • пенсионные и страховые фонды; • фонды портфельных инвестиций; • инвестиционные фонды; мелкие частные инвесторы. Характер взаимоотношений между этими двумя группами участников корпоративных отношений зависит от исторических особенностей формирования структуры акционерной собственности, размеров пакетов акций, находящихся во владении тех или иных групп инвесторов и менеджмента, условий и способов их приобретения, типа собственников и специфики их интересов по отношению к компании. Крупные собственники предпринимательского характера заинтересованы в прибыльной деятельности компании, укреплении ее долгосрочных позиций в той сфере бизнеса, в которой она действует, и самым непосредственным образом участвуют в процессе управления ею. Другие крупные собственники могут иметь несколько отличные интересы. Так, крупные акционеры (например, банки) могут иметь коммерческие отношения с корпорацией, которые для них являются гораздо более выгодными, чем получаемые ими дивиденды. Такие акционеры заинтересованы не столько в повышении финансовой эффективности деятельности компании (нормы прибыльности, рост курса ее акций), сколько в развитии и расширении своих отношений с нею. Группа акционеров – институциональных инвесторов, представленных инвестиционными фондами, заинтересована исключительно в финансовых показателях деятельности компании и росте курсовой стоимости ее акций. Существуют различия и в интересах мелких инвесторов. Так, владельцы акций заинтересованы прежде всего в уровне дивидендов и росте их курсовой стоимости, а владельцы облигаций заинтересованы прежде всего в долговременной финансовой устойчивости компании. Таким образом, различные группы участников корпоративных отношений имеют интересы, которые совпадают в одних сферах, но расходятся в других. Общность интересов заключается в том, что в обычной ситуации все участники корпоративных отношений заинтересованы в стабильности существования и прибыльности деятельности компании, с которой они связаны. В то же время, обобщая интересы основных групп участников корпоративных отношений, можно выделить следующие наиболее значимые различия между ними:Управленцы: получают основную часть своего вознаграждения, как правило, в виде гарантированной заработной платы, в то время как остальные формы вознаграждения играют значительно меньшую роль. Многочисленные попытки привязать вознаграждение менеджеров к дивидендам на акции их компаний или курсу акций не изменили вышеуказанной пропорции; заинтересованы прежде всего в прочности своего положения, устойчивости компании и снижении опасности воздействия непредвиденных обстоятельств (например, финансировании деятельности компании преимущественно за счет нераспределенной прибыли, а не внешнего долга). В процессе выработки и реализации стратегии развития компании, как правило, склонны к установлению прочного долгосрочного баланса между риском и прибылью; концентрируют свои основные усилия в компании, в которой работают; зависят от акционеров, представленных советом директоров, и заинтересованы в продлении своих контрактов на работу в компании; непосредственно взаимодействуют с большим числом групп, проявляющих интерес к деятельности компании (персонал компании, кредиторы, клиенты, поставщики, региональные и местные власти и пр.), и вынуждены принимать во внимание, в той или иной степени, их интересы; находятся под воздействием ряда факторов, которые не связаны с задачами повышения эффективности деятельности и стоимости компании или даже противоречат им (стремление к увеличению размеров компании, расширению ее благотворительной деятельности как средству повышения личного статуса, корпоративного престижа и пр.).^ Владельцы акционерной собственности (акционеры): могут получить доход от компании лишь в форме дивидендов (той части прибыли компании, которая остается после того, как компания рассчитается по своим обязательствам), а также за счет продажи акций в случае высокого уровня их котировок. Соответственно, заинтересованы в высоких прибылях компании и высоком курсе ее акций; несут самые высокие риски: 1) неполучение дохода в случае, если деятельность компании по тем или иным причинам не приносит прибыли; 2) в случае банкротства компании получают компенсацию лишь после того, как будут удовлетворены требования всех других групп; склонны к поддержке решений, ведущих к получению компанией высоких прибылей, но и сопряженных с высоким риском; как правило, диверсифицируют свои инвестиции среди нескольких компаний, поэтому инвестиции в одну конкретную компанию не являются единственным (или даже главным) источником дохода; имеют возможность воздействовать на менеджмент компании лишь двумя путями: 1) при проведении собраний акционеров, через избрание того или иного состава совета директоров и одобрение или неодобрение деятельности менеджмента компании; 2) путем продажи принадлежащих им акций, воздействуя тем самым на курс акций, а также создавая возможность поглощения компании акционерами, недружественными действующему менеджменту; непосредственно не взаимодействуют с менеджментом компании и другими заинтересованными группами. Если говорить об интересах акционеров компании, то их можно сгруппировать в следующие группы: Акционеры производственного характера (другие предприятия в компаниях). Банки. Инвестиционные фонды: фонды прямых инвестиций; венчурные фонды; пенсионные и страховые фонды; фонды портфельных инвестиций; паевые инвестиционные фонды. 4. Международные финансовые структуры. 5. Федеральные органы власти. 6. Региональные органы власти. 7. Муниципальные органы власти. 8. Мелкие частные инвесторы: внешние; внутренние (члены трудового коллектива). Рассматривая интересы основных субъектов компании (совладельцы, менеджеры), следует отметить, что для компании является важным осуществлять мониторинг практики разрешения корпоративных конфликтов (отсутствие баланса интересов) как между менеджерами и акционерами, так и между различными группами акционеров с целью возможного ее учета в своей деятельности.^ Кредиторы (в т.ч. владельцы корпоративных облигаций): получают прибыль, уровень которой зафиксирован в договоре между ними и компанией. Заинтересованы, прежде всего, в устойчивости компании и гарантиях возврата предоставленных средств. Не склонны поддерживать решения, обеспечивающие высокую прибыль, но связанные с высокими рисками; диверсифицируют свои вложения между большим числом компаний.Служащие компании: заинтересованы, прежде всего, в устойчивости компании и сохранении своих рабочих мест, являющихся для них основным источником дохода; непосредственно взаимодействуют с менеджментом, зависят от него и, как правило, имеют очень ограниченные возможности воздействия на него.Партнеры компании (регулярные покупатели ее продукции, поставщики и пр.): заинтересованы в устойчивости компании, ее платежеспособности и продолжении деятельности в определенной сфере бизнеса; непосредственно взаимодействуют с менеджментом.Специализированные регистраторы: обладают полной информацией о составе акционеров и изменениях в их составе; имеют возможность влиять на учет прав собственности в компании вследствие несовершенства законодательства; аффилированы с крупными финансово-промышленными группами, являясь их клиентами или акционерами.Органы власти: прежде всего заинтересованы в устойчивости компании, ее способности выплачивать налоги, создавать рабочие места, реализовывать социальные программы; непосредственно взаимодействуют с менеджментом; имеют возможность влиять на деятельность компании, главным образом, через местные налоги. Как мы видим, участники корпоративных отношений по-разному взаимодействуют между собой и сфера несовпадения их интересов весьма значительна. Правильно выстроенная система корпоративного управления как раз и должна минимизировать возможное негативное влияние этих различий на процесс деятельности компании. Следовательно, анализируя состав и интересы заинтересованных лиц компании, можно сделать вывод о том, что компания должна постоянно осуществлять анализ существующего состава заинтересованных групп и их интересов, желаемый состав этих групп в компании, выработать стратегию отношений с заинтересованными группами и, что важно, контролировать ее реализацию. Для этого необходимо улучшение деловой культуры российского корпоративного сектора, поскольку менеджеры российских компаний имеют очень плохую репутацию в мире в вопросах соблюдения прав инвесторов. Вопросы для самопроверки. Почему происходит разделение функций владения и управления? Кто являются основными участниками корпоративных отношений? В чем различия между интересами участников корпоративных отношений? От каких факторов зависит характер взаимоотношений между управленцами и владельцами компаний? Каковы основные нарушения прав акционеров со стороны управленцев? Каковы основные группы акционеров в российских компаниях? Проанализируйте интересы менеджеров и акционеров компании «Энрон» (США) и компании «Шахта Воргашорская» (Россия).Темы докладов и рефератов. Разделение функци
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…