Тема урока: Молодое поколение в комедии «Горе от ума». София, Чацкий и Молчалин.…С такой душой любим!? А.С. ГрибоедовЦели и задачи: составить характеристику молодого поколения в комедии; определить представителей века «минувшего» и века «нынешнего»; проанализировать 3-4 действия; развивать навыки выразительного чтения. Ход урока.I. Организационный момент. Объявление темы и целей урока.II. Слово учителя. На прошлом уроке мы с вами говорили о конфликте двух противоборствующих групп, т.е. о конфликте между веком «минувшим» и веком «нынешним». Представителем какого века является Чацкий? Почему? Каковы его взгляды, идеалы, стремления? Как он характеризует век «минувший»? (век «покорности и страха», «лести и спеси»). Ответы учащихся. Вывод: Чацкий – передовой человек века «нынешнего», того времени, когда после Отечественной войны 1812 года стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, политические общества. Чацкий в литературе 20-х гг. 19 века – типичный образ «нового» человека, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души. Но среди молодого поколения мы встречаем еще двух представителей. Кто они? (София, Молчалин) Давайте поговорим о Софье. София, пожалуй, самый загадочный образ во всей комедии. Грибоедов использует именно написание «София» – высокий стиль. Ее имя в переводе с греческого «мудрость». Насколько же мудра Софья? Почему она предпочитает Чацкому Молчалина? Давайте вспомним 1 действие. Как появляется Чацкий? (внезапно, как вихрь) Как встречает его Софья? И почему? (холодно, она влюблена в другого) Чем можно оправдать холодность Софии? (Возможно, она не верит Чацкому, его не было 3 года, за это время он ни разу не написал ей. Но главное – Софья понимает, что Чацкий не создан для семейной жизни, о которой она мечтает: «…эдакий ли ум семейство осчастливит?») Что же ей нравится в Молчалине? ( действие 1, явление 5) А Чацкий? Как он себя ведет? (Врывается, как вихрь, с жаром говорит о своих чувствах. Начинает высмеивать всех тех и все то окружение, в котором живет Софья). (действие 1, явление 7) Конечно Софье не приятно все это выслушивать от Чацкого, особенно, когда речь заходит о человеке, в которого она влюблена, о Молчалине. Каков же Молчалин в представлении Софьи? (Почтительный, робкий, скромный, тихий. Самоотверженный: «Молчалин за других себя забыть готов…», уступчивый, «враг дерзости». «И на душе проступков никаких». «…в бедности рожден…»). ( действие 3, явление 1) Вывод: Для Софьи важна душа, а не богатства или чины; ей кажется, что его душу маленького человека можно любить. А теперь давайте попробуем разобраться каков Молчалин на самом деле? Каково отношение Лизы к Молчалину? («Вы, сударь, камень, сударь, лед»). (действие 4, явление 12) Как говорит о Молчалине Чацкий? (действие 1, явление 7; действие 3, явление 13) Как говорит о себе сам Молчалин? («…свой талант у всех… Два-с: умеренность и аккуратность») (действие 3, явление 3); («В мои лета не должно сметь свое суждение иметь») (действие 3, явление 3); (действие 4, явление 12) Вывод: Таким образом, на самом деле Молчалин лживый, лицемерный. Отъявленный подлец. Все делает только ради своей выгоды. Душевная пустота, безнравственность. Он раскрывает лицо на протяжении всей комедии и предстает перед нами в истинном обличии в последнем действии. По той характеристике, которую мы дали Молчалину, он больше подходит к представителям какого века? Несмотря на то, что он молодой человек, можем ли мы отнести его к «нынешнему» поколению? (нет) А Софья? Назвали ли мы хоть одну черту присущую фамусовскому обществу? (нет) А можем ли отнести к «нынешнему» веку? (нет). Образ ее начертан загадочно, неясно. И Софью в конце комедии жалко. Почему нам ее жалко? (Она разочарована в любви. Человек, которого она любила оказался не тем, кем ей казался). Легко ли ей будет полюбить снова? Была бы Софья счастлива, оставшись с Чацким? (Вероятно, нет: у них разные представления о любви, они друг друга не понимают). Удел Софьи: в Саратов, к тетке. Какова судьба Чацкого? Кто же он, победитель или побежденный? (Да, он уехал из Москвы, общество его не приняло, но дух его не сломлен, он будет придерживаться своих идеалов, взглядов, стремлений. Он не побежден, он передовой человек своего времени). III. Подведение итогов, объявление домашнего задания: сочинение на выбор: 1.Молчалины блаженствуют на свете 2.Рассуждения на тему: кто же Чацкий – победитель или побежденный? 3. Письмо Софье Фамусовой из 21 века.
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…