А. С. Грибоедова «Моё первое знакомство с героями комедии «Горе от ума» Учитель русского языка и литературы Сафина Рамзия Габдулбаровна 2010 Урок

Юлбатская средняя общеобразовательная школаУрок-презентация в IX классе по творчеству А.С.Грибоедова «Моё первое знакомство с героями комедии «Горе от ума»Учитель русского языка и литературы Сафина Рамзия Габдулбаровна2010Урок-презентация в 9 классе по теме «Первая встреча с героями комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».Цели урока: 1) Повторить теоретический материал по теме «Комедия классицизма»; 2) Приступить к анализу комедии по действиям; 3) Заинтересовать комедией, пробудить интерес к чтению; 4) Продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного произведения.Оборудование: титульный лист первого издания комедии; фрагменты видеофильма спектакля ленинградского драматического театра, портреты А.С.Грибоедова.^ Эпиграф к уроку: «Характеры «Горя от ума» были настолько живы и убедительны, что современники стали сразу же узнавать в них живых людей» Д.И.Завалишин «Записки декабриста».Задачи урока: Повторить черты классической комедии. Начать исследование комедии с точки зрения теории классицизма и реализма. Начать исследование сюжета комедии. Знакомство с героями комедии и анализ 1 действия.^ Ход урока.Учитель знакомит с эпиграфом, задачами урока. (Показ через проектор). Учитель: На изучение комедии отведём 5 уроков. Пятый урок – семинарское занятие. Я сегодня раздам вам памятки-помощники. По ходу чтения комедии вы будете заполнять эти таблицы и, обобщив, перед семинарским занятием запишете в тетрадь. 1. Актуализация опорных знаний. А теперь послушаем историю создания комедии.- Предполагают, что план комедии начал складываться уже в 1816 году, тогда же были написаны и отдельные сцены. Существует версия рождения замысла комедии во сне.1821 год. Тифлис. Сложился план комедии. Написаны I и II акты.^ 1823 год. Комедия привезена в Москву. В имении Бегичева закончена работа над последними актами.Комедия распространялась в рукописях. Было сделано около 40 тысяч рукописей. Одну из таких копий получил от приехавшего в Михайловское Пущина А.С.Пушкин.^ При жизни Грибоедова, в 1825 году, была опубликована только небольшая часть комедии. Впервые без цензурных искажений комедия была напечатана в России в 1862 году. Учитель: Чтение, изучение драматического произведения требует от вас определённой подготовки. Чтобы вам легче было приступить к изучению комедии «Горе от ума», повторим особенности комедии как литературного жанра. (презентация №1)Особенности комедии как жанра литературного произведения комедия Отсутствие авторского повествования (но: список действующих лиц и авторские ремарки существуют) Ограничение действия пространственными и временными рамками. Раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта) Организация речи в форме диалогов и монологов Этапы развития конфликта Наличие сюжета Учитель: Комедия была написана во времена господствования классицизма. Эта ситуация сильно повлияла на определение метода создания произведения. ^ Вспомним черты классической комедии.- комедия относится к низшему стилю;- одна из особенностей сюжета – любовный треугольник: борьба двух молодых людей за руку одной девушки;- соблюдение правила трёх единств: места, времени, действия;- говорящие фамилии;- литературное произведение должно воспитывать верность государству, Отечеству;- в конце порок наказан, добродетель торжествует. Учитель: Наряду с традиционными для того времени чертами, комедия имеет черты и реализма и романтизма. О них мы будем говорить и на следующих уроках и записывать в таблицу №1: Традиции Новаторство Учитель: Некоторые традиционные черты классицизма вы сможете записать уже сегодня. Учитель: Система образов драматического произведения отличается от других жанров. (презентация №2). Учитель: Я несколько упростила эту схему и предлагаю вам заполнять в виде таблицы:^ Классификация героев драматургических произведений: (табл. №2) Главные герои Второстепенные герои Внесценические персонажи Учитель: Наконец, обратимся к героям комедии «Горе от ума». Среди них есть герои с говорящими фамилиями. Эти фамилии Грибоедова отражают не сущность героев в целом, как это было у Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), но и способность их «слышать» и «говорить». Учитель: По-вашему, какие фамилии «говорящие»?- П.А.Фамусов – (от лат. Fama – молва.) Фамусов опасается людской молвы.- Репетилов – (от франц. Repeter – повторять)- Молчалин – однокоренной глагол – молчать. В первом действии он молчаливый, немногословный.В описании Скалозуба сначала указывается, что он «полковник», ведь он главное в его образе, а потом лишь добавляется – Сергей Сергеич.^ Князь Тугоуховский – тугоухий.Старуха Хлёстова – однокоренной глагол – хлестать, бить чем-нибудь гибким. Есть выражение «хлёстко говорить». Учитель: Чацкий Александр Андреевич – в черновом варианте Грибоедов писал эту фамилию ^ Чадский, сократив фамилию Чаадаева. Пётр Яковлевич Чаадаев – друг Пушкина. Участвовал в войне 1812 года. В 1821 году прервал военную карьеру и вступил тайное общество. С 1823 по 1826 год путешествовал по Европе, изучал философию. После возвращения в Россию в 1828 – 1830 годах написал и издал трактат «Философские письма». Эти письма придерживались прогрессивных взглядов, противоречили порядкам России. Указом царя Пётр Яковлевич Чаадаев был объявлен сумасшедшим. В образе Чацкого Грибоедов предсказал судьбу Чаадаева (Чацкий тоже объявлен сумасшедшим). Учитель: А теперь послушаем, о чём эта комедия? Какой исторический период отражается в ней. Расскажет профессор Скатов. (Просмотр фрагмента видеосюжета). Учитель: Представим себе дом богатого московского барина I половины XIX века. Входим в гостиную. (просмотр фрагмента начала спектакля) Учитель: так представил себе гостиную режиссёр Петербургского академического театра драмы имени Пушкина. – С какими героями познакомились? – Как относится Фамусов к окружающим? Ваши первые впечатления? – ^ Павел Афанасьевич Фамусов – богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он управляющий в казённом месте. Действие пьесы происходит в его доме.В этой сцене мы видим его как хозяина дома. Он властный барин. Я представил его добродушным и в то же время ворчливым, вспыльчивым человеком. В обращении к Молчалину проявляется его высокомерный тон. – Ещё какую черту Фамусова заметили? – ^ Фамусов – любящий отец. Он один воспитал Софью. Вот как он говорит об этом: (явление 4, стр. 108) – Какой вам показалась Софья? – Софья умная, гордая, с сильным и независимым характером, мечтательная. Ей 17 лет. Она рано осталась без матери, поэтому чувствует себя хозяйкой дома. Отсюда её властный тон. – В кого она влюблена? Почему? – Софья влюблена в Молчалина. По ночам она читает французскую сентиментальную литературу. Они воспитали в ней мечтательность и чувствительность. Эти романы могли заставить её обратить внимание на Молчалина – человека незнатного, бедного, скромного, не смеющего поднять на неё глаза. Вот как она говорит о Молчалине: (явление 5, стр. 113) – Что узнали о Молчалине? – Цель жизни Молчалина – медленно, но верно продвигаться по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью. За 3 года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин стал секретарём Фамусова, получил 3 награждения, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи, незаменимым человеком в доме Фамусова. – Какова атмосфера в доме Фамусова? – Главное, что я заметил, – это обман и лицемерие. Софья обманывает отца, Молчалин – своего начальника Фамусова и Софью. Лиза, вынужденная прикрывать Софью и Молчалина, обманывает Фамусова. – Чем является 1-5 явления в плане развития сюжета? – ^ Экспозицией. В ней Грибоедов знакомит с местом действия, с главными действующими лицами. – С какого события начинается завязка?- С появления в доме Фамусова Чацкого. – Какой характер носит завязка? – ^ Завязка сюжета пьесы имеет любовный характер. Главный герой Чацкий приезжает в Москву из–за своей любимой девушки Софьи. В доме Фамусова в первое время он весел, взволнован, находится в хорошем расположении духа и так ослеплён красотой Софьи, что даже не замечает её холодности, отчуждения.^ Заметив холодность Софьи, Чацкий стремится узнать, кого же на самом деле любит Софья. – Как появляется в пьесе Чацкий? (Явление 5, стр 112) – Что в поведении Чацкого сразу же бросается в глаза? -Чацкий любит Софью. Его любовь искренна, как и 3 года назад. Он ждал встречи с нетерпением. В первое время он весел, взволнован, находится в хорошем расположении духа. – Как встречает его Софья? – Она встречает его холодно и отчуждённо, хотя они росли вместе в доме Фамусова. Чацкий воспитывался и учился вместе с Софьей под руководством русских и иностранных учителей и гувернёров. Учитель: Так возникает конфликт между Софьей и Чацким. А что такое конфликт? – ^ Конфликт – столкновение, противоречие между характерами или характерами и обстоятельствами. (запись в словари) Учитель: Бывает ещё внутренний конфликт, когда человек переживает внутренние противоречия. Каков характер конфликта между Софьей и Чацким? – Любовный. Учитель: Но уже в 1 действии кроме личного, любовного конфликта намечается и общественный конфликт. Он угадывается в сатирических реп-ликах Чацкого о московских нравах. Прочитайте эту сцену. (Явление 6,стр115) Учитель: За развитием общественного конфликта будем следить, опираясь на таблицу №3: (показ через проектор). Вам нужно будет выписывать цитаты из комедии. Отношение к: Чацкий Фамусовское общество Народу и у крепостному праву; Просвещению; Службе; Иностранному; Богатству, чинам; Любви, браку;Смыслу слова «ум» (подбор нескольких цитат) Учитель: В 1 действии есть выражения, которые стали крылатыми. Их называют афоризмами^ . Запись в словарях: афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. (подбор нескольких афоризмов из 1 действия). Итог урока. – Итак, анализируя 1 действие комедии, мы познакомились с какими действующими лицами? (работа по таблице №2). – Вернёмся к эпиграфу урока (просмотр через проектор). -Чем характеры героев показались вам убедительными? – Каков конфликт пьесы «Горе от ума» и в чём его своеобразие?- В отличие от классической комедии 2 основных конфликта: любовный и общественный. – В какую графу таблицы №1 запишете об этом? Д.З. Прочитать 2 действие. Определить размер стиха. Выписывать афоризмы. Выставление оценок.