А.С. Макаренко о воспитании детей в семье и современные проблемы семейного воспитания

Курсоваяработа
 
А.С. Макаренко о воспитании детей в семье и современные проблемы семейноговоспитания

Содержание:
Введение
Глава1. Макаренко А.С. о воспитании детей в семье
1.1Семейное воспитание и его формы по А.С. Макаренко
1.2Методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко
Глава2. Особенности семейного воспитания в современное время
2.1Семейное воспитание и его значение
2.2Современные проблемы и нарушения семейного воспитания
Заключение
Списоклитературы

«Воспитание —очень легкое дело, воспитание — счастливое дело, никакая работа по своейлегкости, по исключительно ценному, ощутимому, реальному удовлетворению неможет сравниться с работой воспитания».
«… Как правило,грубые окрики все более и более притупляют желание слушаться родителей: тогда ипоявляется порой ремень, один из самых страшных пережитков старого в воспитаниидетей»..
А.С. Макаренко
 
Введение
 
Актуальностьисследования.Воспитание- часть социализирующего образования. Воспитание — это специальноорганизованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативныхкачеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человекак общему и должному. На формирование личности ребенка значительноевоспитательное влияние оказывает семья. Семья — это первая общественная ступеньв жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувстваребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненныйопыт, умения и навыки жизни в обществе. А.С.Макаренко подчеркивал: «Воспитаниеесть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи,явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». Но ДОУ и школа не может ни заменить, ни полностьюкомпенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Необходимопедагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольныевлияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также вдопустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используяпрофессиональные возможности.
Однимиз величайших педагогов, занимавшихся исследованием проблемы воспитания детей всемье, был А.С. Макаренко. Антон Семенович Макаренко (1888—1939) былталантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системыкоммунистического воспитания подрастающего поколения на основемарксистско-ленинского учения Его имя широко известно в разных странах, егопедагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировоезначение, изучается повсюду. За 16 лет своей деятельности в качестве руководителяколонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А. С. Макаренковоспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны.Многочисленные труды А. С. Макаренко, особенно “Педагогическая поэма” и “Флагина башнях”, переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренкосреди прогрессивных педагогов всего мира.
Процесс воспитания всемье — это важнейшее средство обеспечения существования преемственностипоколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизньобщества. Нам представляется актуальным провести изучение концепции семейноговоспитания А.С. Макаренко и ее возможного влияния на воспитание детей в семье.
Целью нашего исследования стало исследование представлений А.С. Макаренко о воспитании детей в семье и выявление современных проблемсемейного воспитания.
Объектисследования: семейное воспитание.
Предметисследования: представления А. С. Макаренко о воспитании детей в семье ипроблемы семейного воспитания.
В соответствии с поставленнойцелью и определенными предметом и объектом исследования в нашей работе мыпоставили следующие задачи:
1.проанализироватьпсихолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу, тем самым определитьтеоретические основы семейного воспитания и охарактеризовать его формы потрудам А.С. Макаренко;
2.рассмотреть методы исредства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко;
3.отметить спецификусемейного воспитания и определить его значение;
4.рассмотретьсовременные проблемы и нарушение семейного воспитания.
Длярешения поставленных задач и проверки исходных гипотез был применён комплекс методов,включающий теоретический анализ социально – психолого-педагогическойлитературы по проблеме исследования, систематизация научных представлений попроблеме воспитания в семье.
Входе выполнения данной работы мы опирались на научные труды такихисследователей, как А.С. Макаренко, Харчев А.Г. идр.

Глава 1. Макаренко А.С.о воспитании детей в семье
 
1.1 Семейное воспитаниеи его формы по А.С. Макаренко
Семейноевоспитание — это осознанные усилия взрослых по взращиванию ребенка, которыенаправлены на то, чтобы младшие соответствовали имеющимся у старшихпредставлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка.Одновременно семейное воспитание рассматривается как составная частьотносительно контролируемой социализации человека в современном цивилизованномобществе. Оно осуществляется в неразрывной связи с другими видами социальноговоспитания — школьного и общественного. Проблемы семейного воспитания, в тойчасти, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, востальных аспектах — социальной.[1]
Определяющаяроль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической идуховной жизни растущего в ней человека. К тому же, семья для ребенка являетсяодновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Социальные педагогисчитают, что семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга. В результате,именно в семье формируются те качества, которые более нигде сформированы бытьне могут. Кроме того, семья осуществляет социализацию (приспособление кокружающей общности людей — социуму) личности, является концентрированнымвыражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию,профессиональной ориентации подрастающего поколения. Вот почему именно семьяформирует содержание общества: какова типичная семья — таково и общество.Отсюда следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитаниегражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.Вместе с тем, именно в семье решаются и другие педагогические задачи. Ихсовокупность формирует содержание семейного воспитания.[2]
Содержаниевоспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества.Семья обязана формировать физически и психически здоровую, высоконравственную,интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественнойи семейной жизни. Реализация этого подхода российского общества к семейномувоспитанию предполагает его осуществление по нескольким относительносамостоятельным, но взаимосвязанным направлениям. Их содержание можно свести кследующим позициям.
Морально-нравственноевоспитание в семье представляет собой стержневой компонент формированиеличности ребенка, как будущего активного участника межличностноговзаимодействия. Оно предполагает формирование у подрастающего поколениянепреходящих человеческих ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности,честности, справедливости, совести, достоинства, долга и т.д.
Интеллектуальноевоспитание — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детейзнаниями, формировании у них потребности в их приобретении и постоянномобновлении.
Эстетическоевоспитание призвано развивать таланты и дарования детей, дать им представлениео Прекрасном, существующем в жизни.
Физическоевоспитание предусматривает формирование у ребенка привычки к ведению здоровогообраза жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятияфизической культурой и спортом, закаливание организма и др.
Трудовоевоспитание закладывает основу будущей самостоятельной жизни — профессиональнойи социально-бытовой деятельности в интересах государства, общества исобственной семьи. Это лишь основные направления семейного воспитания. В разныхсемьях они в той или иной мере дополняются экономическим, политическим,экологическим, половым и другими направлениями воспитательного взаимодействиядетей и взрослых, реализуемого в системе внутрисемейных отношений.
Считается,что внутрисемейные отношения являются ведущим компонентом семейного воспитания,поскольку они, как определенная социальная общность, выступают как конкретнаясистема связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводуудовлетворения их разнообразных потребностей. К тому же естественную основусемьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смыслеявляются первичными.
Помимоних семья также включает в себя хозяйственно-экономические, правовые,нравственные, эмоционально-психологические и другие связи. Внутрисемейныеотношения также взаимосвязаны с национальными и бытовыми отношениями. Вобобщенном виде именно семья аккумулирует в себе всю их совокупность. Значениевнутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено, преждевсего, тем, что они выступают первым специфичным образцом общественныхотношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения. Кроме того в нихфокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатствообщественных отношений, что создает возможность раннего включения ребенка в ихсистему. Ведущая роль семейных отношений в воспитании заключается в том, что ихсостоянием определяются меры функционирования и эффективности другихкомпонентов педагогического воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезноеотклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую икризис данной семьи, утерю ее воспитательных возможностей.[3]
Итак,сложившиеся в семье отношения между родителями и детьми неминуемо проявляются всемейном воспитании.
 
1.2Методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко
А.С.Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, былзачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитанияв семье.
Всвоей лекции «О воспитании детей» в разделе «Общие условия семейноговоспитания», А. Макаренко говорил: «Прежде всего, обращаем ваше внимание наследующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чемперевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства — это вовсе нетакое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силекаждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенкалегко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а крометого, это дело приятное, радостное, счастливое».[4]
Семейноевоспитание (воспитание детей в семье) — общее название для процессоввзаимодействия родителей с детьми с целью достижения желаемого уровня развития,обучения и воспитания детей. Общественное, семейное и школьное виды воспитанияосуществляются в неразрывном единстве. Учитель начальной школы опирается ввоспитании детей на семью, направляет семейное воспитание в гуманистическоерусло. Он хорошо понимает проблемы современной семьи, делает все от негозависящее, чтобы процессы семейного и школьного воспитания шли согласованно.Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательнойсредой. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни ребенка инамного превышает все другие воспитательные воздействия. По даннымисследований, семья в этом опережает и школу, и средства массовой информации,влияние улицы, друзей, литературы и искусства. Это позволило педагогам вывестизависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всегосемьей. Чем лучше семья, и чем лучше влияет она на воспитание, тем вышерезультаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редкимисключением постоянно подтверждается зависимость: какая семья, такой и выросшийв ней человек.
Воспитание- очень легкое дело, воспитание — счастливое дело, никакая работа по своейлегкости, по исключительно ценному, ощутимому, реальному удовлетворению неможет сравниться с работой воспитания, считал А. Макаренко.[5]
Всовременной практике семейного воспитания довольно определенно выделяется тристиля (вида) отношений: авторитарный, демократический и попустительский.
Авторитарныйстиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью,требовательностью, безаппеляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — вотглавные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха,незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннемусопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительскиетребования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию ипассивность.
Вавторитарном типе отношений родителей к ребенку А. С. Макаренко выделял дверазновидности, которые он называл авторитетом подавления и авторитетомрасстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и дикимвидом, Жестокость и террор — вот основные черты такого отношения родителей(чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе — таков главный принципдеспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно дает безвольных,трусливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мстительных и, чтонередко, самодурствующих детей.
«Авторитетрасстояния и чванства» проявляется в том, считало А. Макаренко, что родителилибо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются бытьподальше от детей — «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у такихродителей — явление чрезвычайно редкое: воспитание они поручили бабушкам идедушкам. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получаютобратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание итрудновоспитуемость.
Либеральный(попустительский) стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях сдетьми. Источником ее является чрезмерная родительская любовь. Дети растутнедисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А.С.Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потаканииребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки,вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают,что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющегоподстраиваться к людям. Это социально опасный способ отношений с детьми.Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А.С.Макаренко называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неумный,самый безнравственный вид взаимоотношений.[6]
Демократическийстиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки итребования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развиваютсамостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растутразумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственногодостоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия,честности и желания сделать их такими, какими являются сами.
Такимобразом, знание типичных отношений в семьях и стилей родительского воспитанияпомогает учителю лучше, быстрее и правильнее понять, с какой семьей он имеетдело. Для каждого типа негативных отношений существуют свои способы ихпреодоления.
Разумнаясистема взысканий не только законна, но и необходима, был убежден А. Макаренко.Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувствоответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умениесопротивляться соблазнам и преодолевать их.
Методывоспитания детей в семье — это пути (способы), с помощью которых осуществляетсяцеленаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведениедетей. Они не отличаются от рассмотренных выше общих методов воспитания, ноимеют свою специфику:
-влияниена ребенка индивидуальное, основано на конкретных поступках и приспособлено кличности;
— выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания целивоспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений всемье и т. д.[7]
Поэтомуметоды семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей инеотделимы от них. Сколько родителей, столько разновидностей методов. Всеродители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение,внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная длядетей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесныенаказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используютсявоспитывающие ситуации.
Разнообразнысредства решения воспитательных задач в семье. Среди этих средств слово,фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт,национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климатсемьи, пресса, радио, телевидение, распорядок дня, литература, музеи ивыставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы,атрибуты, реликвии и т. д. Выбор и применение методов родительского воспитанияопирается на ряд общих условий:[8]
1.Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: чточитают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудностииспытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми,маленькими, что более всего ценят в людях и т. д. Личный опыт родителей, ихавторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примеромтакже сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбираетнаглядные методы.
2.Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычнопревалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместноготруда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: детиболее откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместнойдеятельности — нет ни повода, ни возможности для общения.
3.Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов,средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов,образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учитьпедагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия — вовсе не роскошь,а практическая необходимость. «Педагогические знания родителей особенно важны втот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своегоребенка… В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей врешающей мере зависит от… элементарной педагогической культуры матери и отца,которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движенийразвивающегося человека», — писал В.А. Сухомлинский.
Типичнойошибкой во многих семьях, где дети педагогически запущенны, является стремлениеродителей как можно быстрее, одним махом, перевоспитать их. Не менее типичнойявляется ошибка, когда единственный у родителей ребенок захватывает в семьепривилегированное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленноисполняется. Бабушки и дедушки, а иногда мамы и папы оправдывают такоеотношение к ребенку тем, что «им досталось много трудностей и невзгод, такпусть хоть дитя поживет в свое удовольствие». И растет в семье эгоист, тиран,баловень. Когда это заметят, становится очевидным, что необходимо приниматьсамые строгие меры. Но всякая переделка — дело гораздо более трудное, чемправильное воспитание с ранних лет, так как в процессе резкого перевоспитания ипринятия строгих мер травмируется нервная система. Именно в этих случаяхвозникает реальная возможность сделать из ребенка неврастеника.
Ещеодна ошибка, допускаемая родителями, — строгая, до жестокости, власть наддетьми с раннего возраста. В детстве ребенок познает все виды наказания. Замалейшую шалость его бьют, за недомыслие наказывают. Родители, которые пытаютсявсячески способами уклониться от занятий с детьми, допускают уже не ошибку: то,что они делают, называется другими словами. Подход примитивный: отмахнуться, апорой откупиться от своих чад. Детям предоставляется полная свобода, которойони, понятно, еще не умеют пользоваться. Детская безнадзорность, оказывается,не всегда является следствием занятости родителей. Это отсутствие необходимогоприсмотра за ними.
Подытоживая,запомним, что каких-то особых методов семейного воспитания не существует.Применяются общие методы: убеждение (объяснение, внушение, совет); личныйпример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива),наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). Всемейном воспитании методы приобретают личностную направленность.

Глава 2. Особенностисемейного воспитания в современное время
 
2.1 Семейное воспитаниеи его значение
В настоящее время российскоеобщество переживает последствия ценностного кризиса, связанного с изменениемобщественно-политического строя, интеграцией России в мировое сообщество.
В связи с этим закономерновозрастает интерес исследователей к проблеме ценностей и ценностно-смысловыхориентаций как отдельной личности, так и различных социальных групп, в томчисле семьи.
В последнее время с семьейпроисходят радикальные изменения, отражающие общецивилизационные тенденции ипреобразования в российском обществе. Исследователи говорят о формированиинового типа направленности личности, характеризующегося ориентацией на такие ценности,как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность,независимость, личный успех (Н.М. Лебедева, М.С. Яницкий и др.), о «введении» всовременную семью принципа автономии личности (О.М. Здравомыслова), о том, что супругивсё более стремятся к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию запределами семьи (Н.Г. Марковская), что, по мнению ряда учёных, создаёт угрозудестабилизации семьи, приводит к росту числа неблагополучных семей. [9]
С другой стороны, обществоставит перед людьми среднего возраста (какими являются родители детей-подростков)задачи личностного развития, самоактуализации, профессионального и карьерного роста,установления связей вне семьи, поэтому «отстранение» родителей от ребенка вэтом возрасте, как отмечают В.С. Собкин и Е.М. Марич, — закономерное явление.
Подобные изменения в системеценностно-смысловых ориентаций родителей детей влияют на функционированиесемьи, и в первую очередь — на воспитательную функцию. В подростковом возрастеребенок стремится к автономии, но в то же время нуждается в родителях, их помощии эмоциональной поддержке. Нарушения же семейного воспитания, фрустрирующие данныепотребности ребенка, в этом возрасте напрямую связаны с негативными последствиямидля эмоционального состояния ребенка, для его психического и личностного развития(Д. Баумринд, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.Е. Личко и др.).
Традиционно главныминститутом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годыприобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важностьсемьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится втечение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия наличность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В нейзакладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чемнаполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательногофактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит втом, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца,бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его таки не заботится столько о нем.
И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциальнонанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. [10]
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, каксделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимумуотрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.
Для этого необходимо точно определить внутрисемейныесоциально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения,нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоитпускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлятьповзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первыенаблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобыто, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел,что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, чтоего мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами тогоне замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)
Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализациюопределенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.
«Семейноевоспитание — дело величайшей важности», — писал А.И.Герцен(1812-1870). При этом он особенно выделял роль матери, которой, по мнениюписателя, принадлежит «величайшее дело начального воспитания».
Одним изважнейших условий воспитания детей Герцен считал установление в семьедружественных отношений между родителями и детьми, между всеми членами семьи,уважение и привязанность их друг к другу. Он полагал, что со временем этонепременно перерастет в высшие социальные чувства — в любовь к людям, к Родине.[11]
Таким образом, семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную,долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожныедети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводитк появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий изсебя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же типповедения у своих детей и т.д.
 
2.2 Современныепроблемы и нарушения семейного воспитания
 
Воспитательной функциисемьи придавалось большое значение на всех этапах развития общества. Напринципиально новой основе — на равноправии и взаимоуважении супругов —строились взаимоотношения в семье, что создавало благоприятные условия дляустановления справедливого распределения труда между мужчиной и женщинойповедению домашнего хозяйства и обоюдной ответственности родителей за детей. Отмечаяпрогрессивные изменения в развитии семьи, нельзя не обратить внимание нафакторы, осложняющие это развитие. Так, изменение положения женщины в обществевызвало противоречие между ее социальными ролями, которое нередко порождаетнапряженность и конфликты в семейных отношениях и негативно сказывается навоспитании детей. Занятость женщины в сфере общественного производства ведет кослаблению контроля за поведением детей, недостаточному вниманию к их воспитанию.Кроме того, противоречие между профессиональной и семейной ролями женщинынаряду с некоторыми другими обстоятельствами выступает одной из причин снижениярождаемости. В связи с этим возникает проблема воспитания в семье одногоребенка. Известно предупреждение А. С. Макаренко о том, что воспитаниеединственного сына или дочери гораздо более трудное дело, чем воспитаниенескольких детей. Как правило, родители концентрируют на одном ребенке максимумвнимания, оберегают его от всевозможных трудностей, излишне опекают, находясьво власти слепой, неразумной любви. Трудность воспитания ОДНОГО ребенка всемье, по словам А. С. Макаренко, заложена в отсутствии коллективноговоздействия на его личность. К тому же отсутствие сестер и братьев в семьеобедняет жизнь ребенка, неблаготворно сказывается на развитии его эмоциональнойсферы, формировании чувств.
Говоря о современнойсемье, нельзя обойти молчанием такую проблему, как возрастание количестваразводов. Это явление отражает ломку старых и развитие новых основ семейныхотношений, моральных норм. Причины разводов разные: противоречия междупрофессиональной и семейной ролями женщины; стремление супругов к максимальнойсправедливости в распределении прав и обязанностей в семье, что порождаетвнутрисемейные коллизии, ссоры, конфликты. Здесь имеется в виду и бытоваяперегрузка женщины, которая неблагоприятно сказывается на супружескихвзаимоотношениях, создает напряженность в общении с детьми.
Известно, что большийпроцент разводов падает на молодые супружеские пары (в возрасте от 20 до 30лет). Отсутствие на протяжении многих лет необходимой нравственной ипсихологической подготовки подрастающего поколения к созданию семьи, к буднямсемейной жизни, к преодолению трудностей и невзгод в первые годы совместногопроживания — весомая причина распада семьи. К разводу ведет также низкаянравственность брачного союза, безответственное отношение родителей (большейчастью отцов) к воспитанию детей, пьянство родителей. В связи с этим возникаетпроблема воспитания ребенка в неполной семье. Дети из неполных семей чаще, чемих сверстники, растущие в полной семье, совершают аморальные поступки,правонарушения. Об этом свидетельствуют исследования ученых. В частности, поданным А. Г. Харчева, из 500 несовершеннолетних правонарушителей 53 %воспитывались без отца. [12]
Определенную трудностьсоставляет воспитание ребенка в условиях полного достатка, а порой избытка.Материальные блага часто обращаются во вред детям, если родители не воспитываюту них здоровые духовные потребности. По мнению В. А. Сухомлинского, чем большеценностей бытового характера и духовной культуры предоставляется в распоряжениемолодого поколения, тем труднее воспитывать, тем больше должна быть ответственностьвсех, причастных к воспитанию. Неуклонный рост материального благосостояниясемьи требует пристального педагогического внимания к формированию у детейразумных потребностей, умения управлять своими желаниями, воспитаниюответственности перед семьей и обществом за свое поведение. [13]
В последние десятилетиясемья стала предметом пристального внимания педагогов, психологов, социологов,юристов. Семья— специфическая интимная система. «В отличие от другихвоспитательных учреждений семья способна воздействовать и, как правило,воздействует на все стороны, грани человека на протяжении его жизни. Этотогромный диапазон воспитательной функции семьи сочетается с глубокойспецифичностью ее идеологического и психологического влияния, что делает ее нетолько в высшей степени действенным, но и необходимым звеном в процессеформирования личности».
Специфичностьвоспитательной функции семьи заключается в том, что взаимоотношения ее членовстроятся на основе родства и любви. Известно, какую огромную силу таит в себеродительская любовь. Это драгоценное чувство цементирует семью, способствуетформированию важных морально-этических чувств.
Специфичность семейноговоспитания заключается и в том, что оно начинается с рождения ребенка, когда онбольше всего нуждается в уходе и руководстве со стороны взрослых. Пребываядлительное время в постоянном, непосредственном общении с родителями илидругими членами семьи, ребенок постепенно включается в многогранную жизньсемейного коллектива, во все сферы человеческой жизни. В семье детиудовлетворяют биологические и духовные потребности, усваивают важнейшиеморальные понятия. Все это способствует формированию нравственных установок,суждений, вырабатывает навыки и привычки, способы поведения.
Через отношения детей сродителями и другими членами семьи реализуются отношения между представителямиразных поколений и разного пола. Общаясь с людьми, близкими по крови, получаяот них поддержку, одобрение, порицание, ребенок социализируется, постепеннопостигает нормы жизни, учится видеть мир глазами семьи, родителей. Он активновоспринимает и осваивает социальный опыт своих первых воспитателей, преждевсего родителей.
Взаимоотношения детей иродителей строятся на эмоциональной основе, на взаимной любви, заботе,уважении, на тревогах и переживаниях за родного человека, что придает семейнымконтактам особый характер.
Следует такжеподчеркнуть, что для семьи характерна интимность отношений между ее членами,благодаря чему создаются особые условия для взаимных воздействий, воспитаниядобрых чувств, для индивидуальных советов и утешений, одобрения, исправлениянежелательных качеств личности. Семья готовит ребенка к исполнению ролигражданина, выступая для него проводником идей и норм морали.
Все эти особенностисемьи делают ее незаменимым социальным институтом в подготовке подрастающегопоколения к жизни, а семейное воспитание — необходимым фактором нормальногоразвития личности ребенка.
А. Г. Харчев пишет:«Семья — реальное воплощение комплексности воспитательного воздействия наформирующуюся личность, в сфере которого одновременно оказываются и интеллект,и эмоции ребенка, и его взгляды, и его вкусы, навыки, привычки. Воздействие этоосуществляется как через психологическую атмосферу семейного коллектива, так ичерез организацию его деятельности, как путем словесного убеждения, гак и путемличного примера родителей, других членов семьи». Стало быть, весь укладсемейной жизни, ее нравственное здоровье, культура отношений и образовательныйуровень родителей, их политические взгляды, нравственные установки, поведение вповседневной жизни являются социализирующими и воспитывающими средствами. Иобществу глубоко не безразлично, в каких условиях воспитывается ребенок всемье, какой социальный опыт она передает ему. Вот почему забота о семье каквоспитательном институте, о ее педагогической ценности находилась и находится вцентре внимания общества. [14]
С изменениемсоциально-экономического и политического развития общества изменяются и еготребования к нравственно-воспитательной деятельности семьи. Если семейноевоспитание не согласуется с требованиями общества, то допускаются серьезныепросчеты в формировании личности ребенка. А. С. Макаренко придавал этойособенности большое значение и считал, что наша семья не является замкнутымколлективом, а составляет органическую часть общества, что всякая попытка семьипостроить свой опыт независимо от нравственных требований общества обязательноприведет к диспропорции, которая звучит как тревожный сигнал опасности.
Единство воспитательныхзадач семьи и общества, согласованность требований семейного и общественноговоспитания выступают первейшей необходимостью в формировании всесторонне,гармонически развитой личности.
Итак, на современномэтапе общества дальнейшему развитию и совершенствованию воспитательной функциисемьи способствуют: неустанная забота государства о семье; неуклонное повышениеее материального благосостояния и улучшение жилищно-бытовых условий; единствовоспитательных задач семьи и общества; согласованность воспитательных влиянийна ребенка школы, семьи и всего общества; возрастание общеобразовательного,культурного и педагогического уровня родителей, повышение моральной игражданской ответственности родителей за воспитание подрастающего поколения.
«Положительноевоздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самыхблизких для него людей в семье, не относится к ребенку лучше, не любит его таки не заботится о нем столько, как мама, папа, бабушки, дедушки, братья,сестры».
Вопрос воспитанияявляется одним из важнейших вопросов, т. к. имеет прямую и непосредственнуюсвязь с развитием человечества. Традиционно, основным институтом воспитаниячеловека, начиная непосредственно с момента его рождения и кончая порой егостановлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семьесовершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию емуопределенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человекполучает в семье, под влиянием сложившегося окружения начинает происходитьформирование характера и развитие ребенка как личности. Семья является темволшебным зеркалом, в котором как в сказке отражаются все неудачи, переживания,тревоги, победы и успехи, как в личной, так и в общественной жизни всех членовсемьи.
То, что ребенокприобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей последующейжизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находиться в течениезначительной части своей жизни и к моменту поступления в школу, он уже болеечем на половину сформировался как личность. Семья – это особого рода коллектив,играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль.
Положительноевоздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самыхблизких для него людей в семье, не относится к ребенку лучше, не любит его таки не заботится о нем столько, как мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры.И вместе с тем, ничто другое не может потенциально нанести столько вреда ввоспитании ребенка, сколько может сделать это семья.
Ряд исследователей отмечает,что ценности семьи вытесняются ценностями индивидуализации, материального достаткаи профессионального роста, что ведёт к увеличению количества неблагополучных семей(А.И. Антонов, О.М. Здравомыслова, Н.Г. Марковская и др.).
Однако, если следоватьэтой логике, то родители, запустившие семейную сферу, должны достигать большихуспехов в сфере внесемейной, удовлетворяя там потребности в самоактуализации своего«Я», саморазвиваясь и самосовершенствуясь. Но известно, что в большинственеблагополучных семей этого не происходит (А.Н. Елизаров).
Другие исследования, наоборот,констатируют первостепенную значимость ценности семьи (И.С. Артюхова, Т.Н.Кухтевич, Н.Л. Москвичёва, А.А. Реан, В.С. Собкин, Е.М. Марич и др.).
На наш взгляд, функционированиевсей семейной системы связано не столько с местом семьи в индивидуальной иерархии,сколько с тем, какие терминальные ценности и индивидуальные потребности человекреализует в семейной сфере. Основополагающие функции семьи — воспитательная,хозяйственно-бытовая, психологической разрядки, духовного (культурного)общения, социального контроля, репродуктивная — позволяют человеку реализоватьцелый комплекс личностных потребностей разного уровня.
Представления человекао том, как, при помощи каких «средств» должны реализовываться те или иные функциисемьи, и являются семейными ценностями.
Таким образом, функционированиесемейной системы и семейное воспитание будут зависеть от степени значимости техили иных ценностей и гармоничности ценностно-смысловой сферы личности, а также оттого, какие терминальные ценности и с помощью каких средств человек реализует всвоей семейной жизни.
Стиль семейного воспитания- способы, методы и приёмы воспитания в семье. Стиль семейного воспитания являетсяинтегративной характеристикой воспитательной системы (О.А. Карабанова), системыродительства (М.О. Ермихина, Р.В. Овчарова).
Основные параметры воспитанияи классификации стилей семейного воспитания представлены в работах А. Болдуина,Д. Баумринд, А.Я. Варги, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, Э.Г. Эйдемиллера и В.В.Юстицкиса и др. В центре внимания исследователей оказываются те аспекты в стилевоспитания, которые вызывают отклонения от нормального, гармоничного развитияличности ребенка, то есть нарушения воспитания: гипер- или гипопротекция,потворствование или игнорирование потребностей ребенка, непоследовательность в отношенияхродителей с детьми, завышение или недостаточность требований, ограничительство,чрезмерность запретов или их недостаточность, чрезмерность санкций или полноеих отсутствие и т.д.
Устойчивые сочетанияразличных параметров воспитания образуют стили воспитания.
В каждой семьескладывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами, системавоспитания или стиль семейных взаимоотношений. С учетом целей, задач, методов иприемов воспитания, того, что можно и чего нельзя допустить в отношенииребенка, можно выделить несколько типов семейного воспитания.[15]
1 тип – «Воспитание потипу Золушки»
Родители,придерживающиеся этого типа воспитания, чрезмерно придирчивы к своему ребенку,требуют от него беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинениявсем семейным традициям. А наказывают своего ребенка за несоблюдение порядка,за плохие школьные отметки, за невыполнение родительских требований, занарушение многих других запретов.
При таком воспитании,как правило, родители младших школьников, готовят с ними уроки, при этомстановятся в позицию далеко не лучшего учителя: всеми силами стараются «выжать»из ребенка самостоятельное действие. Дети отвечают на «нажим» разнообразнымиуловками: плачем, неожиданной «тупостью», беспомощностью. Строгость ичрезмерная требовательность родителей нередко оборачиваются тем, что ребенок нехочет учиться, создается тревожное отношение к оценкам, похвале, порицанию.
Как правило, при такомтипе воспитания ребенок – робкий, «забитый». Находясь под страхом наказания иоскорбления, многие из таких детей вырастают неряшливыми, пугливыми, неспособнымипостоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление ксамоутверждению через агрессивность или конфликтность, или ребята начинаютмного фантазировать, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активнодействовать.
2 тип – «Воспитаниепостоянной опекой». При таком типе воспитания родители тепло относятся к своимдетям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бывызвать недовольство взрослых.
Постоянная опекаприводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности, его инициативаподавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастаютзависимые, необщительные, не приспособленные к жизни люди. Они привыкают ктому, что за них кто – то все решает, и им не остается ничего другого, как подчинятьсячужой воле.
3 тип – «Воспитание потипу «кумира» семьи». При таком стиле воспитания выполняются все требования ималейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания иприхоти. Дети, при таком воспитании, растут своевольными, упрямыми, непризнающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностяхродителей. Следствия такого воспитания – потребительское отношение кокружающим, неспособность отсрочить получение удовольствия, безответственность.
4 тип «Воспитаниеравнодушием». Ребенок не получает в семье достаточно тепла, внимания, любви, онпредоставлен сам себе и никем не контролируется. Никто не обучает его пониманию«что такое хорошо, а что такое плохо». Как правило, у таких детей возможнысерьезные нарушения поведения.
5 тип – «Воспитаниеподарками». При таком типе воспитания, как правило, родители не занимаютсядостаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Родителиперепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам и т. д., лишь быдети не мешали им работать и делать карьеру. Вместо родительской любви, заботы,тепла и ласки ребенок получает от родителей суррогаты любви. Такое воспитаниеотражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым и нужным близкимлюдям.
6 тип – «Воспитаниедоверием». Родители предоставляют детям определенную самостоятельность,относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют частосамим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны кошибкам.
Ребенку, особенно,младшего возраста, нужна поддержка старших, вера в то, что если он сегодня неумеет что – то делать, то завтра это у него обязательно получится.
При таком типевоспитания дети вырастают социально адаптированными, способными ксотрудничеству и творчеству.
Таким образом, оптимизировав опыт отечественных и зарубежных педагогов ипсихологов по вопросу отношений между детьми и родителями, а также влияниясемьи на успешность обучения младшего школьника мы рассмотрели теоретическийаспект изучаемого вопроса, а именно процесс обучениямладших школьников, факторы, влияющие на успешностьобучения ребенка в школе, адаптация младших школьников к обучению в школы,определили влияние семьи на успешность обучения детей младшего школьноговозраста и выявили типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитиеребенка и ошибки, допускаемые родителями в семейном воспитании.
Семья – этоособого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную иважнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети;честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит кпоявлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себяпо малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же типповедения у своих детей и т.д.
Главное ввоспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственнойсвязи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процессвоспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшегоребенка наедине самим с собой.
Именно всемье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учитсякак себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учимребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослыхтеория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа,которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая,отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Заключение
 
С рождение ребенок с родителями связан невидимой«нитью» и от того какие отношения закладываются между ними напрямуюзависит формирование личности.
А. С. Макаренко — педагог-новатор, обогативший советскуюпедагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами (системаперспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и т.д.). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработалвыдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикойпроблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.).
Семейное воспитание(воспитание детей в семье) — общее название для процессов взаимодействияродителей с детьми с целью достижения желаемого уровня развития, обучения ивоспитания детей. Общественное, семейное и школьное виды воспитанияосуществляются в неразрывном единстве. Учитель начальной школы опирается ввоспитании детей на семью, направляет семейное воспитание в гуманистическоерусло. Он хорошо понимает проблемы современной семьи, делает все от негозависящее, чтобы процессы семейного и школьного воспитания шли согласованно.
Семья для ребенкаявляется одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьиособенно значимо в начальный период жизни ребенка и намного превышает все другиевоспитательные воздействия. По данным исследований, семья в этом опережает ишколу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы иискусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формированияличности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья, и чем лучшевлияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного,трудового воспитания личности. За редким исключением постоянно подтверждаетсязависимость: какая семья, такой и выросший в ней человек.
Эта зависимость давноиспользуется учителями. Опытному педагогу достаточно посмотреть на ребенка,пообщаться с ним, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же несоставляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семьевырастают дети. Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга.
В данной работе мыпроанализировали психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу иопределили теоретические основы семейного воспитания и охарактеризовать егоформы по трудам А.С. Макаренко; смогли рассмотреть методы и средства воспитаниядетей в семье в произведениях А.С. Макаренко;         отметить спецификусемейного воспитания и определить его значение и представить анализ современныхпроблем и нарушений семейного воспитания.
Каждая семья, говорилМакаренко, ведет свое хозяйство, ребенок — член семьи и, следовательно,участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях онприучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широкихмасштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, удетей воспитываются коллективизм, честность.
Стоит отметить, что теоретическиеположения А.С. Макаренко, касающиеся социальной сущности воспитания, егообщественного характера не потеряли своей актуальности и в нынешних условиях.Они позволяют уточнить категориальный аппарат современной социальной педагогикии, на наш взгляд, смогут благотворно повлиять на процесс накоплениядостоверного знания в этой относительно новой научной дисциплине.
 Следовательно, мывыполнили поставленные в работе задачи, рассмотрели особенности воспитанияребенка в семье, отметив взгляды А.С. Макаренко на данный вопрос, тем самымдостигли поставленной цели.

Списоклитературы
 
1.  Выготский,Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие / Л.С. Выготский — М.:Академия 2006. 512с.
2.  КуликЛ.А. Семейное воспитание: Учебное пособие / Л.А. Кулик — М.: Просвещение 2003.175с.
3.  Ковалев,С.В. Психология современной семьи: Учебное пособие / С.В. Ковалев — М.:Просвещение 1999. 270с.
4.  ЛазаревА.А. Семейная педагогика: Учебное пособие / А.А.Лазарев — М.: Академия 2005.314с.
5.  Лесгафт,П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Учебное пособие / П.Ф. Лесгафт- М.: Просвещение 1992. 200с.
6.  МакаренкоА.С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор.вступит. статья К.И. Беляев]. – М.:Просвещение, 1969.–359 с.
7.  МакаренкоА.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е.Медынского и И. Петрухина]. –М.: Учпедгиз, 1955.- 320 с.
8.  Макаренко,А.С. Цель воспитания: Учебное пособие / А.С.Макаренко — М.: Педагогика 1984.380с.
9.  Марковская Н.Г. Место семьи в системе ценностных ориентацийличности: Автореф. дне… канд. социол. наук. М., 1990.
10.    Родители и дети: к вопросу о детерминантахдетско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва.Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. Вып 1. С.102 — 120.
11.   Сухомлинский,В.А. Собрание сочинений: Учебное пособие / В.А.Сухомлинский — М.: Логос 1999.400с.
12.   ХарчевА.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы М.,1978.
13.   Шахторина Е.В. Теория и методика воспитательной работы:Методические рекомендации для студентов заочного отделения факультетапедагогики и психологии. — Калининград: Изд-во КГУ, 2003. — 24 с.