А. С. Попова Кафедра сетей и систем почтовой связи С. С. Криль, Л. Е. Ящук Сетиисистемы почтовойсвязи Учебное пособие

Одесская национальная академия связи им. А.С. ПоповаКафедра сетей и систем почтовой связиС.С.Криль, Л.Е. Ящук С е т и и с и с т е м ы п о ч т о в о й с в я з и Учебное пособие для иностранных студентов направления подготовки«Сети и системы почтовой связи» ( часть 1) Одесса 2009УДК 656.8.001Приводятся общие представления о современных сетях и некоторых системах почтовой связи. Изложены отдельные алгоритмы и методы решения задач построения, функционирования, оптимизации сетей и систем почтовой связи и их обслуживания.Конспект лекций предназначен для подготовки бакалавров из числа иностранных студентов направления «Сети и системы почтовой связи» Утверждено Советом учебно-научного института Компьютерных техно- логий автоматизации и логистикиПротокол № 3 от 27 ноября 2008 г. Рекомендовано Методическим советом ОНАС им. А.С. ПоповаПротокол № 5 от 16 декабря 2008г.^ Краткая историческая справка: Д. Неру –«Среди множества вещей, хороших и плохих , изобретенных в современном мире, одним из наиболее полезных является почтовая связь, услуги которой предоставляются на территории всего мира». Первое упоминание об Украинской почте – одной из старейших в Европе относится к 885 году, времени правления князя Олега. В 984 году княжеским повелением был учрежден «повоз» (доставка на протяжении 2-3 суток. Скорость около 150 км в сутки); С1470 года выдавались специальные «подорожные» грамоты, которые давали право пользоваться ямскими подводами; 1667 – Международная почта с России (через Украину ) до Польши; 1678 – Создан маршрут Глухов–Конотоп – Ромны; 1711 –Почтамт в Москве , 1717 – в Петербурге; В XVIII в. создана фельдъегерская служба. В 1781 при Коллегии иностранных дел России создан Почтовый департамент, начата пересылка по почте денежных средств, введение единых тарифов. 1840 – в Великобритании (1858.в России) выпущены первые марки (квитанции об оплате); 1866 – Первые бандероли; 1869 – Первая открытка в Австрии (в 1872 году в России); 1874 – 9 октября в Берне (Швейцария ) 22 страны подписали договор о создании Генерального союза почт и приняли Всемирную почтовую конвенцию (ВПК); 1878 – Создан Всемирный почтовый союз (ВПС).^ 1. Всемирный почтовый союз Всемирный почтовый союз — специализированное учреждение, регулирующее международные отношения в сфере предоставления почтовых услуг, созданный в соответствии с Бернским договором 1874 года. В 1948 году ВПС стал специализированным учреждением Организации Объединенных Наций.ВПС играет ведущую роль, способствуя постоянной активизации почтовых услуг. Имея в своем составе 191 страну (членов), он служит главным механизмом сотрудничества между почтовыми службами. ВПС дает рекомендации, выступает посредником, оказывает техническую помощь странам и операторам почтовой связи. Среди его главных задач — содействие развитию всемирной почтовой службы, росту объемов почтовых отправлений за счет внедрения современных видов почтовой продукции и услуг, улучшение качества почтового обслуживания клиентов. Тем самым ВПС выполняет свою главную миссию — содействие и развитие связи между всеми жителями планеты. Высшим органом ВПС является Всемирный почтовый конгресс. Он созывается раз в пять лет для рассмотрения стратегических вопросов почтовой связи и определяет общую программу деятельности. Структура ВПС и функции структурных подразделений (Рис 1. ) 1.2 Основные нормативные документы ВПС:Устав ВПСОбщий регламентВсемирная почтовая Конвенция и её исполни- тельный регламент (обмен письмами – обяза- тельный для всех ) Договора союза (посылки, переводы… для тех, кто подписал договора) В состав ВПС входят Государственные администрации почтовой связи разных стран.^ 2. Почтовая связь (ПС) У к р а и н ы 2.1 Закон о почтовой связи определяет основные принципы деятельности в сфере предоставления услуг почтовой связи, в числе которых:- защита интересов пользователей в сфере предоставле-ния услуг почтовой связи; – обеспечение предоставления услуг почтовой связи установленного уровня качества; – доступность рынка услуг почтовой связи; – законодательная регуляция отношений в сфере предоставления услуг почтовой связи; – обеспечение прав пользователей на тайну информации в сфере предоставления услуг почтовой связи; – обеспечение прав операторов почтовой связи; – единство правил, стандартов и норм в сфере предоставления услуг почтовой связи. Регулирующими органами являются: Государственный департамент по вопросам связи Министерства транспорта и связи Украины, Национальная комиссия регулирования связи (НКРС)^ 2.2 Операторы почтовой связи 2.2.1 Национальный оператор почтовой связи. УГППС «Укрпочта» (Структура УГППС «Укрпочта» приведена на рис 2) 2.2.1. Другие операторы (имеющие лицензии приводятся в табл.1 )Литература: [1], [8] Самостоятельно: Закон України «Про поштовий зв’язок» [1] стр. 880-891, Федеративный закон о почтовой связи от 17 июля 1999 г. №176- ФЗ Российской федерации. Конгресс^ Советпочтовойэксплуатации ( 40+1)Международное бюро Админист-ративный совет( 40+1) Ф у н к ц и и Стратегические Политические Законодательные Юридические Финансовые Эксплуатационные Коммерческие Экономические Технические НИРовские Контроль членства Учет договоров Подготовка конгрессов, сессий Рассылка документов Отчет (годовой)Рис 1Таблица 1 ^ Полное наименование лицензиата Месторасположениелицензиата Закрытое акционерное общество «Запоріжзвязоксервіс» г. Запорожье ^ Общество с ограниченной ответственностью«Санга» Лтд. м. Львовская обл. ООО «Оператор международных почтовых отправлений» г. Одесса ^ Общество со 100% иностранным капиталом «ААЗ Трейдінг Ко » г. Киев Государственное предприятие спецсвязи г. Киев ^ Общество с ограниченной ответственностью«Нова Пошта» г. Полтава Общество с ограниченной ответственностью«Спільне українське-канадське підприємство «РОСАН»» г. Львов ^ Общество с ограниченной ответственностью”Пост-Інтернейшнл” г. Киев Общество с ограниченной ответственностью”Дайменшин 5″ г. Киев Рис 2^ Услуги почтовой связи Интеграция Украинской почты в мировое почтовое пространство. Украинская почта принимает активное участие в работе Регионального содружества связи (РСС), Ассоциация почтовых операторов Европы «Пост-Европа». Общая характеристика почтовой среды: В мире 663,1 тыс. стационарных объектов почтовой связи в том числе в Украине 15.4 тыс. (2,3%). Плотность объектов почтовой связи в развитых странах 4310 жителей на один объект, в Украине 2998 жителей. Количество жителей на одного сотрудника почтовой связи в развитых странах – 370, в Восточной Европе 557, в Украине 425. Наибольший удельный вес в структуре доходов операторов от письменной корреспонденции, посылок, логистических и финансовых услуг [9].Услуга – результат непосредственного взаимодействия оператора и потребителя направленная на выполнение соответствующих требований потребителя. ^ Предоставление услуги почтовой связи – результат деятельности оператора направленной на обеспечение выполнения требований пользователя услуги.Пользователь услуги – тот, кто получает соответст-вующую услугу. Поставщик услуги – оператор, который предоставляет соответствующую услугу. ^ 3.2 Услуги почтовой связи национального оператора (рис 3)Услуги ПС – продукт деятельности оператора почтовой связи (ПС) по приёму, обработке, перевозке и доставке (вручению) почтовых отправлений (ПО); денежных переводов. К услугам ПС относятся: банковские услуги, выплата пенсий и денежных пособий, доставка курьерской почты, пересылка ПО «Экспресс+1», пересылка экспресс – писем, приём подписки, доставка периодических изданий и т.д. Универсальные услуги – это услуги ПС определенного уровня качества, предоставление которых является обязательными для всех пользователей на всей территории страны по тарифам, регулируемым государством. К ним относятся: пересылка почтовых карточек (простых и заказных), писем (простых и заказных), бандеролей (простых и заказных), секограмм (простых и заказных), а также пересылка посылок без объявленной ценности массой до 10 кг. Национальный оператор ПС УГППС «Укрпочта» предоставляет такие услуги ( Рис 4 а): – универсальные; – услуги ПС; – услуги, связанные с предпринимательской деятельностью (торговля, издательская деятельность, транспортные услуги). Кроме УГППС «Укрпочта», на территории Украины действуют операторы негосударственных форм собственности. Операторами негосударственных форм собственности наиболее активно развиваются такие услуги как: – Ксерокопирование, ламинирование, сканирование. – Расчетно-кассовое обслуживание (Сбербанк Украины, коммерческие банки, коммунальные службы); – Распространение карточек либо электронных ваучеров предоплаты за услуги городской, междугородной и международной связи, мобильной связи и доступа в Интернет; – Пересылка ПО «Экспресс+1», (предприятие Спецсвязь, Аэрокурьер, компании DHL, EMS и другие); – Перевозка грузов – Доставка курьерской почты – Электронные переводы. – Доставка рекламных материалов.Литература: [1] , [3], [ 6 ]Самостоятельно: – Дополнительные (новые) услуги УГППС [8]; Инвестиционная и финансовая деятельность УГППС «Укрпочта» [10] р-1. Лк 3 Виды почтовых отправлений Почтовая карточка Письмо Бандероль Посылка Секограмма Мелкий пакет Прямой почтовый контейнер под пломбой отправителя Специальный мешок с отметкой «М» УниверсальныеУслуги почтовой связи^ Услуги предпринимательской деятельностиРис 3^ Категории почтовых отправлений: 1.По технологии: 1.1 Простая почтовая единица 1.2 Рекомендованное 1.3 Почтовая единица с объявленной ценностью 2. По признаку пересылки: 2.1 Обычные 2.2 Ускоренные 3. По признаку направления пересылки: 3.1 Входящая почтовая единица 3.2 Исходящая почтовая единица 3.3 Транзитная почтовая единица 4. По территориальному признаку: 4.1 Международные ПЕ 4.2 Внутренние ПЕ: Местные ПЕ Иногородние ПЕ 5. По разрядах 5.1 Без разряда 5.2 Правительственное 5.3 Воинское Рис 4^ 4. Виды и категории почтовых отправлений Почтовое отправление ПО – это предмет или несколько предметов, упакованных и оформленных в соответствии с Правилами предоставления услуг почтовой связи, которые отправитель передаёт оператору ПС для пересылки получателю. В Украине к ним относятся: письма, почтовые карточки, бандероли, мешки «М», секограммы, мелкие пакеты, международные ПО с объявленной ценностью, посылки, прямые контейнеры под пломбой отправителя. В зависимости от технологий приема, обработки, вручения и доставки ПО классифицируются по видам, категориям и разрядам. Согласно правилам предоставления услуг почтовой связи, все почтовые отправления делятся на виды в соответствии с вложением:^ Почтовая карточка – ПО в виде бланка, изготовлен-ного по стандарту, которое содержит открытое письменное сообщение.Письмо – ПО в виде почтового конверта с вложением письменного сообщения или документа, размеры и масса которого предусмотрены Правилами предоставления услуг ПС. Предельная масса письма – 2 кг.Бандероль – ПО отправление с печатными изданиями, деловыми бумагами и предметами культурно-бытового предназначения, разрешенными к пересылке, масса и порядок упаковки которого предусмотрены Правилами предоставления услуг ПС. Предельная масса бандероли до 2 кг, а с вложением одной книги до 3 кг.Посылка – ПО с товарными вложениями, разрешенными к пересылке, размеры, масса и порядок упаковки которого предусмотрены Правилами предоставления услуг ПС. Предельная масса посылки 30 кг. Посылки массой до 3 кг называют мелкими. ^ Прямой почтовый контейнер под пломбой отправителя – ПО, в котором отправляется продукция предприятий, организаций, учреждений в упрощенной упаковке, пересылается прямыми почтовыми маршрутами и раскрывается только получателем. Предельная масса прямого почтового контейнера – 500 кг.Секограмма – ПО, которое пересылается бесплатно, содержащее печатную продукцию, написанную секографическим шрифтом или звуковые записи с пометкой «Говорящая книга для слепых». Предельная масса секограмы 7кг.^ Мелкий пакет – международное заказное ПО с товарным вложением, имеющим характер подарка или образца, размеры, масса и порядок упаковки которого предусмотрены Правилами предоставления услуг ПС. Предельная масса мелкого пакета переплат 2 кг.^ Специальный мешок с отметкой «М» – между-народное ПО предназначенное для пересылки печатной продукции (книг, газет, журналов), которое сдается для пересылки одним отправителем и адресуется одному получателю. Предельная масса мешка «М» 30 кг.^ Категории почтовых отправлений ПО делятся на категории в соответствии с технологией приема, обработки и доставки:Простое ПО – почтовое отправление, которое принимается без выдачи квитанции, пересылается без регистрации, вручается без расписки. Заказное ПО – почтовое отправление, которое принимается с выдачей квитанции отправителю и вручается получателю под расписку. ^ ПО с объявленной ценностью – ПО, вложение которого застраховано на сумму, указанную отправителем.ПО с наложенным платежём – почтовое отправление, которое оплачивается получателем после вручения. По признаку пересылки почтовые переводы делятся на: – простые, которые пересылаются сетью ПС; – ускоренные, которые пересылаются с использованием телекоммуникационных сетей. По признаку направления пересылки и обработки ПО делятся на: Входящие – ПО, которые поступили в объект ПС для вручения получателям.Исходящие – ПО, принятые в объекте ПС от отправителей либо вынутые из почтовых ящиков (ПЯ), и предназначены для отправки в другие объекты ПС.Транзитные – ПО, которые проходят через объект ПС транзитом. Все ПО делятся на: внутренние (местные и иного-родние) и международные. К внутренним относятся ПО, которые пересылаются в пределах Украины, к международным – ПО, которые пересылаются за пределы Украины, поступают в Украину, а также пересылаются через территорию Украины транзитом. К местным относятся ПО, адресованные в пределах одного населенного пункта или в пределах территории, обслуживаемой одним объектом ПС. К иногородним относятся ПО, которые пересылаются за пределы населенного пункта или за пределы территории, обслуживаемой одним объектом ПС.Разряды ПО: без разряда, правительственное, служебное.Литература: [1] , [3], [ 6 ], [7], [10]Самостоятельно: Порядок установки и изменения тарифов на услуги УГППС[8], [10]. ^ 5. Основные понятия логистики Организация почтовой связи – сложная хозяйственная задача с множеством составляющих, от работы которых зависит конечный результат. Для изучения этих составляющих рассмотрим почтовую связь как сложную логистическую систему.Для того чтобы получать необходимые количественные оценки и принимать обоснованные, конкретно сформули-рованные управленческие решения в рамках концепции логистики, необходимо дать некоторые определения используемым в логистике понятиям. Ниже приводятся основные определения и понятия [11], [12]. ^ Объектом исследования логистики как науки и объектом управления логистики как сферы предпринимательства является система материальных, информационных, финансовых и других потоков. Принципиальное отличие логистического подхода от предшествующего ему подхода к управлению движением материальных ресурсов состоит в том, что теперь объектом управления стал поток. Поток – это один или множество объектов, воспринимаемое как единое целое, существующее как процесс на определенном временном интервале и измеряемое в абсолютных единицах. Поток в определенные моменты времени может быть запасом материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции. Выделяют ряд основных параметров, характеризующих поток: его начальный и конечный пункты, геометрия пути (траектория), длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность. Параметры потока характеризуют число объектов, которые имеются в наличии в конкретном месте, в конкретный момент времени и измеряются в абсолютных единицах. Между статическими величинами запасов и динамическими характеристиками потоков существует тесная взаимосвязь. ^ Основные виды потоков:Материальный поток – это продукция (различные изделия, детали, товарно-материальные ценности), рассматри-ваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций (резание, ковка, плавка, сборка и т. п.) и отнесенная к определенному временному интервалу. ^ Финансовый поток – это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного материального потока. Из этого определения следует: логистический финансовый поток – это не просто движение финансовых ресурсов, а их направленное движение; направленность движения финансовых ресурсов в логистике обуславливается необходимостью обеспечения перемещения соответствующего материального потока. ^ Информационный поток – это упорядоченное мно-жество сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, необходимое для управления потоковым процессом. Поток услуг – это особый вид деятельности, удовлетворяющий общественные и личные потребности (транспортные, оптово-розничные, консультационные, информационные и т. п.). Услуги могут оказываться людьми и оборудованием, в присутствии клиентов и в их отсутствие, быть направленными на удовлетворение как личных потребностей, так и нужд организаций. ^ Логистическая система – это совокупность элементов (звеньев), находящихся в отношениях и связях между собой, и образующих определенную целостность, предназначенную для управления потоками (рис 5). ^ Звено логистической системы – это функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках построения логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими функциями и операциями. Звенья логистической системы могут быть трех основных типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки. Часто встречаются смешанные звенья логистической системы, в которых указанные три основные типа звеньев комбинируются в различных сочетаниях. В звеньях логистической системы материальные (информационные, финансовые) потоки могут сливаться, разветвляться, дробиться, изменять свое содержание, параметры, интенсивность. В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприятия-поставщики материальных ресурсов, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня, транспортные и экспедиционные предприятия, биржи, банки и другие финансовые учреждения, предприятия информационно-компьютерного сервиса и связи и т. д. ^ Логистическая цепь представляет собой упорядоченное множество физических и/или юридических лиц, осуществляющих логистические операции по обеспечению потребителя конкретной продукцией. Это также последовательность технологических и логистических операций в любом производстве, находящаяся под единым контролем. Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, которые в совокупности образуют материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства и их обустройство, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, т. е. тех работников, которые выполняют все операции и осуществляют руководство системой в целом. Формирование логистической цепи может осуществ-ляться целенаправленно путем юридического слияния и поглощения фирм. Формирование такой цепи может также происходить путем добровольного сотрудничества различных служб, подразделений и фирм, что соответствующим образом юридически и организационно оформляется. Правила логистики. Выделяют семь правил логистики: 1. Продукт должен быть необходим потребителю. 2. Продукт должен быть соответствующего качества. 3. Продукт должен быть в необходимом количестве. 4. Продукт должен быть доставлен в нужное время. 5. Продукт должен быть доставлен в нужное место. 6. Продукт должен быть доставлен с минимальными затра-тами. 7. Продукт должен быть доставлен конкретному потребителюЛитература: [11] , [12] Самостоятельно: Понятие логистической концепции и логистической технологии[12]. ^ 6. Показатели качества ПС Для оценки качества работы объектов ПС используются две группы показателей (рис 6): показатели качества обслуживания; показатели качества продукции.К показателям качества обслуживания относятся: – уровень развития и организации сетей ПС; – доступность объектов ПС; – частота действия объектов ПС; – продолжительность действия объектов ПС; – уровень потребления услуг ПС.^ Уровень развития сети ПС характеризуется плотностью размещения объектов ПС на территории страны, средним радиусом обслуживания этих объектов.Уровень организации сети характеризуется частотой отправки и доставки ПО, частотой выемки писем из почтовых ящиков.^ Продолжительность действия объектов ПС характеризируется доступностью объектов ПС на протяжении суток и недели (начало работы, окончание работы, перерывы, выходные дни). Уровень потребления услуг ПС характеризирует степень удовлетворения потребностей населения в услугах ПС и определяется количеством писем, бандеролей, посылок, денежных переводов, газет, журналов на 1000 человек в год. К показателям качества продукции относятся: – скорость пересылки, обработки и доставки ПО; – устойчивость и регулярность действия ПС; – сохранность почтовых отправлений; – выполнение условий почтовых правил; – отсутствие жалоб на работу объектов ПС.Скорость пересылки, обработки и доставки определяются нормативными сроками. Нормативные сроки устанавливают максимальное время, в пределах которого должны происходить приём, обработка, перевозка и доставка ПО. ^ Нормативные сроки делятся на: – общие – максимальное число рабочих дней в течение которых ПО должно быть доставлено от отправителя к получателю. – этапные – максимальное количество времени, выделенное на один рабочий цикл в пределах объекта ПС. – операционные – максимальное время, выделенное на выполнение одной операции.^ Устойчивость и регулярность работы ПС определяются выполнением графиков и расписаний движения почтового транспорта по маршрутам. Показатель устойчивости почтовой связи – коэффициент, равный отношению количества фактически выполненных рейсов к количеству рейсов, выполненных по расписанию.^ Показатель регулярности действия почтовой связи – коэффициент равный отношению времени, выделенного на обслуживание маршрутов по расписанию, ко времени, фактически израсходованному на обслуживание маршрутов.^ Сохранность почтовых отправлений обеспечивается: – материальной ответственностью объектов почтовой связи за принятые почтовые отправления и денежные пере-воды; – повышением эффективности служб почтовой безопасности; – созданием условий, которые исключают или сущест-венно ограничивают хищение вложений или их потерю; – применением автоматизированных систем контроля прохождения и поиска утраченных почтовых отправлений в сети почтовой связи. Автоматизированная система контроля прохождения регистрированных почтовых отправлений (АСРК) контролирует время их прохождения через объекты сети, сравнивает это время с нормативным, определяет места задержки или потери почтовых отправлений, инициирует их немедленный поиск; -повышением скорости прохождения ПО в сети за счет сокращения сроков их пребывания в объектах, ограничивая это время главным образом дневными часами.^ Отсутствие жалоб на работу объектов почтовой связи является конечной оценкой качества почтовой связи потребителями как доказательство удовлетворения их требований и потребностей. Для определения уровня развития и организации сетей почтовой связи необходимо сравнить действующую сеть с нормами:для отделения связи в городе радиус обслуживания 0,7 км.; режим работы 8 час в день, один день выходной – воскресенье, операционные окна почтамтов и РнО – без выходных,для отделений связи села: режим работы- населенный пункт до 1 000 чел. – 7 час в день, 5 дней в неделю; от 500 до 1 000 чел. – 6 час. 4 дня; до 500 чел. 4 часа, 3 дня в неделю почтовые ящики в городах 2-4 ящика на 1 км.кв. выемка не реже 1 раз в день почтовые ящики в селах 1 ящик выемка в н/п с чис. 1000 и более 5 раз в неделю до 1000 4 раза^ Продолжительность работы. В зависимости от группы предприятия регулируется отдельными нормативными документами Департамента связи и информатизации с согласованием с исполнительными комитетами местных Советов.^ Уровень потребления услуг. Финансовые показатели деятельности предприятия. Скорость пересылки. Контроль поэтапный и непрерывный. Для контроля выемки из почтовых ящиков – 6 дней если почтовых ящиков до 300. Отправляется, как правило, по одному письму по каждому маршруту и определяется % соотношение писем которые приходят в установленное время ( норма для межобластных маршрутов 85%, местная 96%). Контрольные тест письма с чипами.^ Сохранность почтовых отправлений. Ревизии, различные мероприятия безопасности.Литература: [1] р-14, [10] р-2 Самостоятельно: Оценка деятельности филиалов УГППС [8], [10] р-4; Основные направления усовершенствования оперативно- хозяйственной самостоятельности операторов почтовой связи [10] р-1.^ 7. Почтовый поток, почтовый обмен, почтовая нагрузкаМатериальный почтовый поток – это совокупность почтовых потоков по видам.Под почтовым потоком понимается количество ПО одного вида, которые следуют в определенном направлении. Различают потоки исходящих, входящих, транзитных ПО (письма, посылки, бандероли, периодические издания). Почтовые потоки делятся на магистральные, внутриобластные, внутрирайонные и местные. Структура, свойства и количественные характеристики потоков имеют большое значение для рационального построения системы ПС в городе, районе, области и стране в целом.Особенно важны потоки в крупных объектах, которые осуществляют обработку больших объемов ПО нескольких видов. Полная информация об этих потоках дает возможность сделать оптимальный выбор и размещение необходимого почтообрабатывающего оборудования, что существенно повышает эффективность функционирования объектов ПС.Характерной особенностью почтовых потоков является их неравномерность по времени и направлению. Неравномер-ность во времени возникает вследствие: – неравномерности приема ПО от населения и объектов ПС в течение суток; – неравномерности следования магистрального и местного транспорта; – неравномерности поступления периодических изданий по часам суток, по дням недели и неделям месяца; – сезонные колебания спроса на услуги ПС (разнообразные товары и продукты, праздничные потоки и т.д.). Неравномерность поступления ПО тем больше, чем меньше интервал времени, за который она определяется. Динамика почтового обмена по часам суток выражена более резко, чем по дням недели или месяцам года. Для количественной оценки почтового потока вводится понятие размера – нагрузка. Нагрузка – количество ПО, которые поступают для обработки в объекты ПС на протяжении определенного интервала времени.^ Почтовый обмен – это количество ПО, принятых, обработанных и отправленных по назначению за определенный интервал времени. В зависимости от источника их поступления и направленности различают исходящий, входящий и транзитный почтовый обмен. Исходящий почтовый обмен состоит из ПО, принятых объектом ПС от клиентуры и подготовленных к отправке по назначению. Входящий почтовый обмен – ПО, которые поступают на объект почтовой связи для вручения получателям. В целом для ПС входящий обмен равен исходящему, но для отдельных объектом ПС их соотношения могут быть различными. Транзитный почтовый обмен содержит в своем составе ПО, которые поступают на объекты ПС от других объектов ПС для обработки и дальнейшей пересылки по назначению. Увеличение размера исходящего почтового обмена свидетельствует о развитии объектов ПС, увеличении спроса населения на услуги ПС и указывает на необходимость увеличения производственной мощности предприятия. Уменьшение количества пунктов транзитного обмена в значительной мере способствует эффективности работы системы ПС и качества обслуживания потребителей.^ Принципы построения сети почтовой связи Сеть почтовой связи Украины имеет многоуровневую иерархическую структуру, которая, в основном, повторяет структуру административно-территориального устройства Украины и построена по радиально-узловому принципу. Сеть – это совокупность объектов ПС и связывающих их почтовых маршрутов. К объектам почтовой связи (ОПС) национального оператора относятся: центры почтовой связи (ЦПС), пункты обмена почты (ПОП), отделения почтовой связи (ОС), пункты почтовой связи (ППС).ОПС – объект ПС, который создаётся в областных центрах, городах областного подчинения, районных центрах, предназначен для организации ПС на закрепленной за ним территории, обработки почты, которая поступает и отправляется почтовыми маршрутами, и непосредственного предоставления всех видов услуг ПС в собственном операционном зале.ЦПС – специализированный объект ПС, предназначен-ный для выполнения определенных функций по пересылке ПО между объектами ПС или по оказанию определенных услуг ПС. (Существуют следующие ЦПС: по обработке почты, по перевозке почты, по предоставлению услуг, по подписке на периодические издания.) ^ ЦПП – центры перевозки почты.ЦОП – центры обработки почты.ЦОПП – центры обработки и перевозки почты.ЗООП – зональные объекты обработки почты.ПОП – объект ПС, предназначенный для обработки, временного хранения и непосредственного обмена почтой с почтовыми маршрутами.^ ППС – объект ПС, подчиненный почтамту, который предоставляет потребителям определенные виды услуг ПС.Почтовый маршрут – путь, по которому осуществ-ляется перевозка почты между объектами ПС. Различают магистральные, областные, районные (местные), доставочные почтовые маршруты.Многоуровневая структура подразумевает наличие в сети объектов различных уровней иерархии.^ Иерархия объектов ПС – это размещение объектов ПС в порядке подчинения низших объектов высшим (иерархические ступени). Согласно радиально-узловому принципу все производственные процессы приема и доставки почтовых отправлений организуют и осуществляют узловые объекты (главный, зональные, областные, районные, городские объекты почтовой связи), расположенные в местах пересечения автомобильных, водных, воздушных транспортных путей, т.е. некоторые объекты связаны между собой напрямую, а остальные – через узловые объекты ( рис7). Структура сети ПС, построенной по административно-территориальному принципу представлена на рис.8 а.При построении структуры сети ПС по административно-территориальному принципу в центрах соот-ветствующих административных образований Украины создаются объекты ПС универсального назначения, иерархическая подчиненность которых соответствует иерархической подчиненности указанных административных образований: Рис. 7 а бРис 8Украина (Главный либо Зональный объект) – Область (Областной объект) – Район (Районный объект) – Город (Городской объект) – Сельсовет (Отделение почтовой связи).Кроме административно-территориального принципа существует функционально-территориальный принцип. Структура сети ПС, построенная по функционально-территориальному принципу представлена на рис.8, б .При построении структуры сети ПС по функционально-территориальному принципу объекты ПС создаются по функциональному назначению там, где это экономически целесообразно. При переходе от первой структуры ко второй на территории Украины предусмотрено создание почтовых регионов с Региональными (межобластными) объектами почтовой связи (РО), а на их территориях – почтовых округов с Окружными (межрайонными) объектами почтовой связи (ОО) ^ Сети почтовой связи и почтовые маршруты делятся на магистральные, областные, районные, городские, доставочные. Магистральная сеть включает главный (зональный), объект и магистральные автомобильные или авиационные почтовые маршруты, которые соединяют указанные объекты с областными объектами а также областные объекты между собой. ^ Областные сети включают соответствующие областные объекты и областные автомобильные почтовые маршруты, которые соединяют указанные объекты с подчиненными им районными или городскими объектами.^ Районные или городские сети включают соответст-вующие районные или городские объекты и районные или городские автомобильные почтовые маршруты, которые соединяют указанные объекты с подчиненными им отделе-ниями почтовой связи.^ Доставочные сети включают соответствующие отделения связи и доставочные почтовые маршруты (маршруты почтальонов), которые соединяют указанные отделения связи с подчиненными им доставочными участками (сельскими населенными пунктами).Литература: [1] , [2] Самостоятельно: Магистральные почтовые маршруты [8], [1] р-9. 9. Оптимизация структур сетей почтовой связи^ 9.1 Общая характеристика задач оптимизации структур сетей почтовой связи. Основными целями оптимизации являются: – снижение расходов на обработку и перевозку почты; – создание предпосылок внедрения средств автоматизиро-ванной обработки почты. Основными задачами оптимизации является: – разработка структуры сети почтовой связи; – разработка схем перевозок почты; – разработка