А. С. Пушкин Каждый человек целый мир, каждый человек непознанная планета. Многие люди придерживаются этого тезиса. Некоторые отождествляют себя и других с конкретными планетами Солнечной системы, другие верят

ОБРАЗ ЛУНЫ В РОМАНЕ ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН « Сквозь волнистые туманы пробирается луна,На печальные поляны льет печально свет она…»Зимняя дорога.А.С.ПушкинКаждый человек – целый мир, каждый человек – непознанная планета. Многие люди придерживаются этого тезиса. Некоторые отождествляют себя и других с конкретными планетами Солнечной системы, другие верят в гороскопы, сверяя свою жизнь с расположением звёзд. Возможно, Пушкин тоже связывал небесное и земное, сравнивая образ Луны с образом своей любимой героини – Татьяны Лариной. Ведь образ Луны в романе непосредственно возникает при появлении Татьяны. И на протяжении всего романаЛуна освещает своим таинственным светом его главную героиню. Вероятно и то, что, используя образ Луны, Пушкин отталкивался от символики мировой мифологии, в которой Луна — знак богини Дианы, богини плодородия и деторождения, всего живого. Впоследствии её стали отождествлять с богиней Селеной, олицетворяющей целомудрие, чистоту и святость. Мы помним, как Пушкин, называя героиню Татьяной, пишет: «…Впервые именем таким Страницы нежные романа ^ Мы своевольно освятим». “Святое” имя Татьяны, с которым “неразлучно воспоминание старины”, как раз и ассоциируется с богиней Луны, ночного зарева, молча заливающего спящую землю серебристым сиянием. Вспомним, как Онегин, увидев в высшем петербургском свете Татьяну, “въявь богиню зрит” (из “Послесловия” к роману). Вот Ленский знакомит Онегина со своей невестой Ольгой, а он сразу обращает внимание на ту, “которая грустна и молчалива, как Светлана”, удивляется своему новоявленному другу, что тот выбрал “другую”: “^ В чертах у Ольги жизни нет.Точь-в-точь в Вандиковой мадонне: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне”. Здесь “глупая луна” — противоположность луне, льющей живительный свет на мир, когда он “в праздной тишине при отуманенной луне… лениво почивает”. Так и Татьяна в “праздной тишине” деревенской жизни тихо мечтает, погружаясь в чтение сентиментальных французских романов, вглядываясь в героев и уподобляя их себе и Онегину: “^ И сердцем далеко носилась Татьяна, смотря на луну… Вдруг мысль в уме её родилась…”, “она сказала: это он”. Романтическая душа Татьяны живёт в созданном ею мире грёз, мечтаний, жизнь свою она сверяет с преданиями, приметами, “предсказаниями луны”, ибо Татьяна — “русская душою”. Заметим, у славян Луна покровительствует ещё всему домашнему миру, а, как известно, фамилия Татьяны — Ларина — связана с древними божествами ларами — покровителями домашнего очага, природы. Ночное светило сопровождает героиню, и тогда, когда она пишет письмо Онегину: “^ И между тем луна сиялаИ томным светом озаряла Татьяны бледные красы”. Пушкинская героиня пишет письмо наедине с Луной, девственный свет которой связан с романтическими мыслями, когда влюблённая девушка перестаёт замечать реальную обстановку, оставаясь вдвоём с “томным светом” вдохновительницы-луны. Это же состояние будет сопровождать её и после встречи с Онегиным в Петербурге: «Об нём она во мраке ночи, Пока Морфей не прилетит, ^ Бывало, девственно грустит, К луне подъемлет томны очи, Мечтая с ним когда-нибудь Свершить смиренный жизни путь». Как видим, Татьяна с годами не меняется внутренне: изменился её статус, она стала замужней женщиной, важной особой. Но “русская душа” её осталась такой же высокой, чистой; даже “Клеопатра Невы”, “блистательная Нина Воронская”, не могла затмить её. Серебристым светом Луны озарён внутренний мир Татьяны, он настолько богат, что недоступен пониманию окружающих, в том числе и Онегину, так же, как недоступна человеческому взгляду обратная сторона Луны. Татьяна как будто совершает свой лунный путь: луна сопровождает её в пророческом сне (“Сияет луч светил ночных”); “при свете серебристом” спешит она в дом Онегина, чтобы разгадать его душу, и ей это удаётся (“Уж не пародия ли он?”); не оставляет она её и в Москве. Но здесь вместо “отуманенной, печальной, бледной луны” появляется величавое ночное светило, затмившее блеск ярких звёзд: «Как величавая луна, Средь жён и дев блестит одна. С какою гордостью небесной Земли касается она!» Следуя за Татьяной по её жизненному пути , мы можем отметить, что она так и осталась на уровне неба, совершая свой путь от “томной луны” “на бледном небосклоне” до ослепительно яркой “луны в воздушной синеве”.Такая Татьяна, Луна – богиня, воплощение идеала женщины, покровительницы домашнего очага, верности, добра, света составляет идеал поэта.