А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» Урок

Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»Урок обобщение Цели: – познакомить детей с фактами биографии писателя; – содействовать развитию у учащихся умений рассуждать, анализировать и обобщать прочитанное; – создать условия для развития речи учащихся, обогащения словарного запаса фразеологизмами, пословицами, учить правильно употреблять их в речи; – формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества, создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя, внедрение новых интерактивных форм воспитательного воздействия на формирование интереса к чтению учащихся; – воспитывать щедрость, негативное отношение к жадности.Оборудование: Портрет А. С. Пушкина, мультимедийная презентация, карточки с заданиям, рисунки попа и Балды, детские иллюстрации к сказке, учебник литературного чтения 4 кл.^ Ход урока:Организационный момент Долгожданный дан звонок –Начинается урок.-Ребята, давайте друг другу улыбнёмся и с хорошим настроением начнём наш урок.^ 2. Сообщение темы и целей урока Сказка – ложь, да в ней намёк,Добрым молодцам урок!А. С. Пушкин- Прочитав эпиграф к уроку, вы, наверное, догадались, что сегодня на уроке речь пойдёт о сказке. А какую сказку мы с вами читаем на уроке литературного чтения?- Кто её автор?- Как называются сказки у которых есть автор?- Сегодня на уроке мы продолжим работу над этой сказкой, познакомимся с некоторыми сведениями из жизни писателя, проанализируем сказку, будем продолжать учиться правильно и выразительно читать.^ 3. Речевая разминка- Чтобы наша речь была чистой, правильной, выразительной проведём речевую разминку:Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка Чертили чёрными чернилами чертёж.- Прочитайте скороговорку тихо, громко, шёпотом, вопросительно.- Прочитайте так, чтобы все поняли: что было именно 4 чертёнка; что чертята были чумазенькие; что чертята чертили чернилами.^ 4. Актуализация знаний- Ребята, скажите когда вы впервые услышали имя А. С. Пушкина?- С произведениями А. С. Пушкина мы начинаем знакомиться в раннем детстве. Трудно найти человека который не знал бы, не любил произведения великого русского поэта.^ Беседа о писателе. Просмотр презентации (слайд №1-7)6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.Отец, Сергей Львович, небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.Мать, Надежда Осиповна, была образованна, остроумна, хороша собой.Прадедом Пушкина был уроженец Африки по имени Ибрагим, человек с почти чёрным лицом и чёрными курчавыми волосами, который в последствии стал генералом.Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая – Ольга, второй – Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи.Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая по – русски, и няня Арина Родионовна.- Александр Сергеевич очень любил свою няню Арину Родионовну. Бывало, начнёт она сказки рассказывать, так он и не шелохнётся, боится слово пропустить. На основе этих сказок он создал свои сказки которые вы все знаете. Назовите их.^ 5. Обобщение знаний по сказке А. С. Пушкина « Сказка о попе и о работнике его Балде»- Какую сказку А. С. Пушкина мы читаем на уроке литературного чтения- Назовите героев сказки.- Какая это сказка: грустная, весёлая, поучительная?- Определите вид сказки: волшебная, бытовая, сказка о животных?^ 6. Словарная работа- В этой сказке встречается много устаревших слов. Почему?- Эта сказка была написана в 1830 году ( 180 лет назад )- А как мы узнаём толкование устаревших слов?- Посмотрите какой большой словарь. Он называется «Толковый словарь живого великого русского языка». Его автор Владимир Иванович Даль (1801-1872) был врачом. Он собирал устаревшие слова и толковал их.Работа в парах. Задание на карточках: соединить слово с его толкованием толоконный лоб принудительный сбор с крестьян денег или продуктовполба глупый человекоброк не уплаченный в срок налогверста может быть супостат разновидность пшеницыавось старая мера длины, более километрапотеха противник, недруг, врагнедоимка забава, развлечение^ 7. Составление диафильма-Давайте вспомним содержание сказки, а помогут нам в этом иллюстрации которые вы нарисовали дома. Сейчас мы составим из них диафильм. Расположите иллюстрации по порядку и каждый кадр диафильма «подпишите» словами из сказки.8. ФизкультминуткаТанец9. Работа с деформированным текстомРабота в группах по 4 человека.Вставьте пропущенные слова и знаки препинания:Живёт Балда в поповом­­­­­­­­­___________________Спит себе на ____________________Ест за _____________________Работает за___________________До светла всё у него пляшет_________________________________ запряжёт полосу_____________________________ затопит всё заготовит закупит _____________ испечёт да сам и __________________- Найдите рифмы в этом отрывке.- Прочитайте глаголы описывающие работу Балды.-Какой вывод можно сделать? Какой был Балда?^ 10. Характеристика героев – Выберите слова характеризующие Балду и характеризующие попа. Подтвердите ответ отрывком из сказки. ( Поп трусливый, жадный, скупой; Балда неунывающий, работящий, хозяйственный, находчивый)- Прочитайте крылатые выражения. Какие выражения вы бы употребили, характеризуя попа, а какие- рассказывая о Балде? Свяжите их с эпизодами сказки.^ 11. Проверка домашнего задания. Чтение по ролям- Дома вы готовили чтение по ролям. Сейчас когда мы будем читать постарайтесь голосом, интонацией передать характер каждого героя.- Чем же закончилась сказка?- Найдите и прочитайте предложение в котором заключена основная мысль сказки.- Скажите, пожалуйста, жадным быть хорошо или плохо? Почему? Докажите это используя пословицы – Соедините начало пословицы и конец:Ненасытному последнее потеряешьМного захочешь горю началоЖадность добра не видатьМного желать всё мало- Хитрость и жадность к добру не приведут. Находчивость и смекалка всегда помогут. Погоня за “дешевизной” (не только в оплате деньгами) обычно завершается поражением. За все надо платить сполна. – Вернёмся к эпиграфу нашего урока:- Почему сказка – ложь? ( вымысел )- Что за намёк, урок следует извлечь из сказки? ( сказка-вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы)^ 12. Подведение итогов. Рефлексия- Продолжите моё предложение:- На уроке мне было интересно когда …- Сегодня я узнал что …- Мне было трудно когда …- Я хочу ещё прочитать …- А сейчас я предлагаю вам собрать оброк. У каждого из вас на парте лежит золотая монета, если на уроке вам было интересно, со всеми заданиями вы справились отдайте монету Балде. Если нет – попу.13. Оценка работы учеников на уроке14. Домашнее заданиеСоставить кроссворд по сказке.- А закончить наш урок я хочу стихами Алифиренко. Люблю я Пушкина творенья,И это вовсе не секрет.Его поэм, стихотворенийПрекрасней не было и нет!С мальства его читаем сказки,В них жар души, природы краски.Добро цветёт в них, злоба чахнет.В них русский дух, в них Русью пахнет!За Пушкина Руси спасибоОт имени всего народа!Ведь мы стихи его читаемКак он писал – без перевода.