Уроки литературы в 8-м классе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Урок №1″Диалог Гринева и Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» “Цель урока:выяснить суть взаимоотношений Пугачёва и Гринёва; показать противоречивость и обречённость характера Пугачёва; развивать речь учащихся Словарная работа – благодарность, противоречивость: милосердие и жестокость, беспощадность, обречённость, отсутствие смирения, великодушие, нравственный выбор. Оборудование – иллюстрации к повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, мультимедиа. Эпиграф: Есть упоение в боюИ бездны мрачной на краю,И в разъярённом океане,Средь грозных волн и бурной тьмы,И в аравийском урагане,И в дуновении Чумы.Всё, всё, что гибелью грозит,Для сердца смутного таитНеизъяснимы наслажденья -Бессмертья, может быть, залог!И счастлив тот, кто средь волненьяИх обретать и ведать мог.А.С. Пушкин “Пир во время чумы”Ход урока1. Как вы думаете, к какому герою повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” можно отнести прозвучавшие слова?Именно о противоречивой фигуре Пугачёва мы с вами сегодня и будем говорить. ^ Цель урока – выявить основные черты образа Пугачёва в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, выяснить, что лежало в основе диалога Пугачёва и Гринёва, постараться ответить на вопрос: Пугачёв – человек чести?Как соотносятся слова эпиграфа с изображением вождя народного восстания? (Есть люди, которые рассматривают жизнь как завораживающую игру со смертью, которые видят в постоянном риске некое упоение, кто не рисковал, тот, может быть, и не жил. Это натуры крайне противоречивые, сложные и необычайно сильные. Конечно, такие личности довольно редки, но они, появляясь, как правило, играют весьма значительную роль и истории. Именно таким человеком и был Емельян Пугачёв.) ^ Каким вы представляете его себе? – Рассмотрение гравюры и иллюстрации. В чём разница? 2. “Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти” – советовал Л.Андреев в начале ХХ века. Но это хорошо знал А.С.Пушкин еще в ХIХ веке, поэтому его обращение к истории ХVШ века не случайно. Может быть, и нам, чтобы идти в “завтра”, надо оглянуться назад, к Пушкину, к тому, что открыли ему исследования о Пугачеве и что выразил он в “Капитанской дочке”.3. Четыре встречи Гринёва с Пугачёвым мы наблюдаем на протяжении всей повести. И каждая из этих встреч даёт читателю какое-то новое представление о главных героях, раскрывает глубинное содержание каждого из них. Итак, первая встреча. “Каким предстаёт Гринёв в истории с вожатым?” – такова была тема домашнего сочинения-миниатюры. (Зачитываются некоторые работы). Как мы видим, Пушкин использует в данном эпизоде весьма значимые детали: заячий тулуп, обращение дворянина к мужику – брат, обращение, в котором отсутствует какая-то ни была социальная иерархия. Савельич совершенно по-хамски тычет пальцем в наготу Пугачёва, дескать, пропьёт, собака, барский заячий тулуп в первом же кабаке. В противовес ему – позиция Гринёва: но ведь этот бродяга ведь тоже человек, ему же холодно. Савельич оценивает ситуацию с практической точки зрения, Гринёв – с точки зрения христианской морали, милосердия, благодарности. Ведь все мы под Богом ходим, это милосердие не корысти ради, а ради Бога. И поэтому отношения пушкинских героев развиваются в дальнейшем исключительно в этой плоскости. Тетради собрать для проверки.4. Вторая встреча Гринёва и Пугачёва. Проявление каких черт Пугачёва мы наблюдаем в главе “Приступ”? ( Жестокость – “Унять старую ведьму!”, беспощадность – “Вешать его!”, милосердие, благодарность – за тулуп или за БРАТА? – сохранил жизнь Гринёву). Проанализировать сцену откровенного разговора Гринёва и Пугачёва (глава 8 “Незваный гость”)- Пугачёву импонирует открытость, честность Гринёва. Он наверняка хотел бы иметь в своём окружении такого человека, как Гринёв. А может быть, Пугачёв и в самом деле чудом воскресший царь Пётр III? ( Не умеет читать, образ мужицкого царя, в которого способны поверить только простые, малообразованные люди.) Великодушие “Казнить – так казнить, миловать – так миловать!”, пожаловал Гринёву лошадь и тулуп. (Долг платежом красен).5. ^ В каких сценах повести показано, что Пугачёв понимает свою обречённость, что скорая страшная гибель неминуема? – когда Гринёв слышит песню, которую поют Пугачёв и его сподвижники – “люди, обречённые виселице, поют о виселице”- когда Пугачёв рассказывает калмыцкую сказку (отсутствие смирения)- когда говорит, что люди ненадёжны, спасут себя, предав его.6. Найдите слова, отражающие постоянную боль рассказчика за Пугачёва, желание спасти его. (“Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровью столь невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле. “Емеля, Емеля! – думал я с досадою, – зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь:” Мысль о нём неразлучно была во мне с мыслью о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни:”) ^ Почему в Гринёве просыпаются такие чувства? 7. Найдите в тексте повести сцену казни Пугачёва и предложение о его последнем взгляде. От чьего имени оно написано? Какие чувства испытывает Пётр Гринёв в этот момент? – происходит молчаливый диалог, в котором боль и сострадание, прощение и сочувствие. 8. М. Цветаева, поэтесса XX столетия, в своём очерке “Мой Пушкин” так оценивала взаимоотношения Пугачёва и Гринёва:”От Пугачёва на Гринёва шла могучая чара: Полюбить того, кто на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой, оставляя её круглой сиротой, : такого любить – никакая благодарность не заставит. А чара – и не то заставит, заставит и полюбить того, кто на твоих глазах зарубил самое любимое, девушку. Чара: скроет от тебя всё злодейство врага, всё его вражество, оставляя только одно: твою к нему любовь. Чара дана и пронесена сквозь все встречи, она дана в магической внешности Пугачёва: Чара – в его чёрных глазах и чёрной бороде, чара в его усмешке, чара – в его опасной ласковости. Чара – в его напускной важности: В “Капитанской дочке” Пушкин под чару Пугачёва попал и до последней строки из-под неё не вышел”.-^ Как М.Цветаева определяла суть отношений между Пугачёвым и Гринёвым? – Согласны ли вы, что Пушкин в лице Гринёва так не вышел из-под магического влияния Пугачёва, внутренне соглашаясь с ним во всех его поступках?(Вспомним, что ответил Гринёв Пугачёву после калмыцкой сказки и за кем осталось последнее слово? Чьи это слова: семнадцатилетнего Петра Андреевича или самого автора? Нравственный выбор Гринёва вполне ясен: “Жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину”.) 9. Подведение итога урока. – Так что же за личность перед нами такая – Пугачёв?- Можно ли назвать Пугачёва человеком чести? – Что лежит в основе взаимоотношений Пугачёва и Гринёва? (Милосердие. Гринёв самим фактом своего общения с Пугачёвым как бы постоянно приглашает его покаяться. Эта назойливо открытая возможность мучительна для Пугачёва, как кровоточащая рана. Но приносит она одновременно с собой и облегчающее умиротворение. “Слушай, – продолжал я, видя его доброе расположение. – Как тебя назвать, не знаю, да и знать не хочу… Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души.” Гринев просит, почти требует: Пугачев, будь человеком, доведи до конца доброе дело, которое ты начал. Уже и не важно то, кто ты есть на самом деле и какие опасные игры играешь ты с людьми и с историей… И Пугачёв понимает, что есть кто-то в мире, чья молитва о буйной его головушке вечной, несгорающей свечкой будет гореть перед Богом! Значит, уже не “кровопийца” только!.. Суровая душа Пугачева была тронута.)10. Вывод. Слово учителя.”Капитанская дочка” оказалась своеобразным “завещанием” Пушкина. Открывая читателю всю свою выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами развития России и судьбы русского народа. “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” – предостерегающе восклицает поэт. Сейчас идет очень напряженный период времени, когда конфликты вспыхивают ежедневно и ежечасно. И поэтому очень важно осознать, что любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности, милосердии и взаимоуважении. Уроки Пушкина, уроки далекого прошлого не должны пропасть даром. В нашем материальном мире, в решении проблем экономических и политических большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо больше.11. ^ Домашнее задание. Составить сложный план к сочинению по теме “Образ Пугачёва в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”.Приложение. Презентация к уроку Диалог Пугачёва и Гринёва в повести А. С. Пушкина Капитанская дочка.Урок №2«Береги платье снову, а честь смолоду». (Пословица)Тип урока: систематизация и обобщение материала.Вид урока: урок-размышление.^ Цели урока: Обучающая: формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.Развивающая: развивать навыки анализа текста, развивать умение обобщать и систематизировать материал.Воспитательная: приобщать ребят к урокам нравственности, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.^ Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, индивидуальная работа учащихся, метод комментированного чтения, метод изучения проблематики литературного произведения, метод определения авторской позиции, расширение словарного запаса учащихся, описание иллюстраций.Оборудование: портрет А.С.Пушкина, записи на доске, иллюстративный материал, ТСО (видеоматериал, мультимедийный проектор), карточки для индивидуальной работы на уроке, презентация. ^ Структура урока Содержание этапов урока Методы и формы работыОрганизационный моментПриветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся.Сообщение темы урока. Постановка целей урока, их мотивация. Слайды «Тема урока», «Сегодня на уроке».Актуализация знаний учащихся. Проведение словарной работы (индивидуальная работа, коллективная), беседа по вопросам (первичное восприятие образа Маши Мироновой)Работа по теме урока.Работа с текстом произведения.Аналитическая беседа.Определение смысла названия и роли эпиграфа к повести.Подведение итогов урока. Выводы.Домашнее задание. Дифференциация. Инструктаж.Урок №3Ход урока1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся.2. Вступительное слово учителя.Сегодня на уроке перелистаем страницы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев. Тема урока: «Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота».Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, раскрывающим честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут. Продолжаем работу по формированию умения понимать смысл, не выраженный словами, развитию навыков анализа текста, работу по обобщению и систематизации материала.Раздать карточки для индивидуальной работы.3. Актуализация знаний учащихся.1) Словарная работа.Прежде чем перейти к обсуждениям и размышлениям по теме урока, давайте раскроем смысл таких понятий, как «честь», «репутация», «нравственность», «совесть».Какое же толкование дается слову «честь» в словаре В.И.Даля. Проверка индивидуального задания (по словарю В.И.Даля).(Друг Пушкина В.И.Даль – и, кстати, участник его путешествия по Оренбургской губернии в поисках пугачевских материалов – в своем словаре живого великорусского языка слово «честь» определяет как:Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.Но в словаре указано и др. значение: Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.Выясним, что же такое репутация, нравственность, совесть?Работа с записями на доске (слайд):Честь – хорошая, незапятнанная репутация.Репутация – общественная оценка.Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми.Вопрос учителя классу.^ В каком же значении слово «честь» употребляется в повести? ( в первом значении).2) Беседа по вопросам (на первичное восприятие образа Маши Мироновой).Итак, посмотрим, как это нравственное понятие (понятие чести) соотносится с героями повести Машей Мироновой и Петром Гриневым.Расскажите о своем первом знакомстве с Марией Ивановной. Какое впечатление она на вас произвела?А каково первое впечатление рассказчика о Марии Ивановне?^ Какие качества характера проявляются в М.Мироновой во время мирной жизни в крепости?4. Работа по теме урока.1) Просмотр отрывка из кинофильма «Отказ Маши выйти замуж за Петра Гринева без благословения родителей».Почему? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу?2) Работа с текстом. (Чтение отрывка из 3-ей главы повести. «А Мария Ивановна? – спросил я, – так же ли смела, как и вы?..)^ Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери?Наша задача – проследить, какие изменения и почему произошли в характере этой девушки по сравнению с началом повествования.3) Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока).Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина?(Маша проявила силу характера. Эта простая и скромная девушка, внешне ничем не примечательная, скорее погибнет, чем согласится выйти замуж за человека, которого не любит и не уважает, несмотря на трагизм своего положения. И тем более ненавистен ей Швабрин, что он примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители).4) Вопрос классу.^ С чего начинается любовь Гринева к Маше? (Он пожалел девушку-бесприданницу).Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринева к Маше: герой доходит до самопожертвования, до готовности пойти на смерть ради любимой.А теперь представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка с бубенцами, в кибитке – Емельян Пугачев и П.Гринев.5) Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока).Что же чувствовал рассказчик, садясь в кибитку с Пугачевым? Чего он боялся? (Гринев страшно боялся за жизнь, так как она дочь капитана Миронова. Но Пугачев об этом не знал. Швабрин или кто-то еще мог рассказать об этом).Как может поступить самозванец с дочерью своего врага?5) Слово учителя.Итак, то, чего Гринев боялся, произошло. Швабрин, озлобленный и униженный, выдал Машу самозванцу, а Гринева обвинил в том, что тот солгал Пугачеву. Создается взрывоопасная ситуация.6) Работа с текстом.Сейчас должно все решиться. Либо Гринев с Машей погибнут, либо…Что же спасает Гринева и его возлюбленную в тот страшный момент, когда Пугачев усомнился было в прямодушии молодого офицера? (Искренность, отвага, чувство собственного достоинства, честь).Найдите подтверждение всего сказанного в тексте.«- Швабрин сказал тебе правду, – ответил я с твердостью… – Можно ли было при твоих людях объяснить, что дочь Миронова жива? Да они бы ее загрызли…- И то правда, – сказал, смеясь, Пугачев. – Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку…«…Моя искренность поразила Пугачева.- Так и быть, – сказал он, ударяя меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать так миловать…»)8) Слово учителя.В русской литературе писатели часто своих героев проводили через испытания любовью. И Пушкин не исключение. Давайте вспомним, как герои: Швабрин, Зурин, Пугачев – относятся к любовному чувству Маши Мироновой и Петра Гринева. (Слайд)(Эгоизм, ревность, зависть, бесчестие Швабрина. Легкомыслие Зурина, который говорит: «Женитьба – блажь…», «…развяжись ты с капитанской дочкой…»)А как же повел себя Пугачев в отношении П.Гринева и М.Мироновой? (Отнесся серьезно к их чувству.«Возьми себе свою красавицу, вези ее куда хочешь, и дай вам Бог совет да любовь!»)9) Работа с текстом. (Глава 12)Вспомним эпиграф к этой главе. ^ Как он соотносится с Машей?Какова была причина обморока Марии Ивановны после милостивых слов Пугачева? Прочитайте эти слова.«Выходи, красна девица, дарую тебе волю, я государь».( Она поняла, что ее освобождает убийца ее родителей.)Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу?Подберите определения, характеризующие М.Миронову. Какой мы ее увидели в начале повести и в конце (в гл. 14) Вывод. Просмотр слайда (таблица).(Пушкин изображает, как застенчивая, хрупкая, тихая, скромная, трусиха, красневшая при неосторожно брошенном слове, в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы противостоять домоганиям Швабрина, а затем поехать в Петербург для свидания с царицей.)10) Беседа с классомКак дополняет образ Маши Мироновой эпизод ее поездки в Царское Село и встречи с Екатериной?Вывод: она готова на жертвы ради любимого, не уронив чувства человеческого достоинства. Девушка, которая никуда никогда не выезжала из своей захолустной деревушки-крепости, отправилась в Петербург к императрице. Рассмотреть иллюстрации к повести: С.В.Герасимов «Белогорская крепость», Р.Штейн «Марья Ивановна у Императрицы». Где происходит встреча Маши с императрицей? Почему? Ведь автор волен был устроить эту встречу в иной обстановке. (У Пушкина с этим парком связаны самые светлые воспоминания. Прекрасное несовместимо с бессердечностью. Если бы эта встреча состоялась бы в официальной обстановке, вряд ли Маша смогла бы так убедительно и непосредственно рассказать о сути дела). Пушкин наделяет царицу спасительным милосердием (слайд), которое императрица связывает, прежде всего с Марией Ивановной как дочерью человека, погибшего за царский престол. «…я в долгу перед дочерью капитана Миронова.») Вывод: все закончилось благополучно. Маша отправляется в деревню, надеясь на благоприятный исход.5. Подведение итогов урока. Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»?Маша Миронова – нравственный идеал автора. (Сила любви, чувство ответственности за любимого, самоотверженность, внутренняя красота).Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство. (Слайд)^ Заключительное слово учителя.Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом?(Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.)6. Домашнее задание. (На слайде)На «5» – Ответить письменно на вопросы:Что есть нравственная красота в вашем понимании?Докажите, почему Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина?На «4» – Составить кроссворд по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».На «3» – Разгадать кроссворд
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…