А. Сайбединов непраздные размышления учителя об образовании

А. СайбединовНЕпраздные размышления учителя об образованииДорогие читатели, коллеги, мне важно с этой высокой трибуны очень уважаемой газеты в нашей стране обратиться к вам ни в качестве функционера системы образования, к которым я очень хорошо отношусь за их совершенно понятную работу в совершенно непонятных условиях, ни в качестве функционера педагогической науки, к которым я не очень хорошо отношусь за их совершенно непонятную работу в совершенно понятных условиях, а в качестве директора школы победившей в приоритетном проекте «Образование», а также в качестве учителя получившего премию в рамках этого же без сомнения важного национального проекта. Сегодня, в преддверии коренных изменений в понимании перспектив развития системы образования, ориентированного на поиск иных путей, инновационного развития современной школы мне как учителю хотел бы поделиться своими не праздными размышлениями о самом главном – об образовании, а это значит о детях, о нашем будущем. Не праздными не потому что нет оснований для праздника, а напротив, потому что они есть! Государство, правительство и министерство выведя на уровень государственной политики поиск новых, эффективных, инновационных путей развития системы образования, на государственном уровне заявило о необходимости качественных изменений в этой социально значимой сфере, где первым серьёзным шагом в этом направлении и является реализация Приоритетного национального проекта «Образование». Именно поэтому сейчас очень важно отчётливо понимать проблемы современного образования, чтобы пути их решения и были тем вектором в её развитии и движении в сторону вечно нового и светлого завтра. Но для этого нужно объективно и без прикрас посмотреть на сегодняшний день, на состояние проблем в современном обществе, в современной цивилизации. А проблемы есть и немалые. Вся современная цивилизация, всё человечество родом из детства! А если поглядеть, как сегодня живёт это человечество и в какую сторону оно развивается, то становится очевидным, – что детство у него было без сомнения трудным. Поэтому начнём с главного с проблем образования. Именно правильное понимание истоков появления проблемы и является как ни парадоксально главным залогом успешного их решения. Если нам плохо и мы не знаем от чего, то приём всех лекарств подряд, только потому что они лечат, может привести к печальному исходу, а позднее озарение что нужно было вначале поставить правильный диагноз и лишь затем назначить лечение – будет весьма сомнительным утешением. Обо всём этом очень важно говорить сейчас. И вовремя понять Главное. Понять всем, от первых руководителей до каждого человека, что образование сегодня это не отрасль социальной сферы, – это единственный стратегический шанс человечества уберечь себя от опасности губительного развития цивилизации и единственная его надежда на исправление её агрессивной кривой, с целью не только сохранить себя на этой Земле, но и обеспечить своё процветание. Мы сами не заметили, как стали образование воспринимать в качестве необходимого прагматичного периода жизни подрастающего человека, завершающегося в итоге получением некоего документа. Документа, подтверждающего, что процесс его образования завершен с той или иной долей эффективности. В тоже время понимая, что совсем не обязательно что наличие аттестата или диплома гарантирует его образованность. Подтверждение этому искать не нужно – стоит только посмотреть новости, послушать о том, что происходит в мире, оглядеться вокруг, чтобы возникло громадное противоречие, между намерениями и действительностью, задачами и результатами. Разве то, что происходит сегодня в мире всегда говорит об образованности современного человека. Как могут образованные люди убивать друг друга? Как может человек в страхе остаться без Великой природы, создавать её комфортно-суррогатную имитацию, уничтожая настоящую? И самое главное, что сделало образование, чтобы объяснить всё это пришедшему в мир новому поколению пока ещё маленьких, но готовых слушать – людей. Мне не хочется сгущать краски, нагнетая ощущение, что всё вокруг плохо. Да и обязательно найдутся неисправимые «оптимисты», которые скажут, что в истории цивилизации так было всегда: всегда были войны, революции, где люди просто истребляли друг друга, и никакого отношения это к образованию в сущности не имеет. Но я не думаю, что это единственный и очень весомый аргумент. В противном случае стоит ли современному образованию кичиться собственной культурой, если она со времён неандертальцев мало в чём изменилась. Культура – это дитя образования. И не надо сильно ломать голову, пытаясь понять, в чем причина современного ее кризиса. Кризиса нет, так как нет сегодня и самой культуры в её изначально высоком понимании. Ей не из чего произрастать. Волшебной почвой для её высокого зарождения являются идеалы, которые сегодня в образовании отсутствуют, так как их нет и в самом обществе. Их отсутствие ненадолго заклеивается однодневными суррогатными идеями, многие из которых мы сегодня с большим удовольствием называем инновациями и бесконечно этому радуемся. Позитивное влияние современного образования на процессы, происходящие сегодня в мире, к сожалению, минимальны, если не сказать ничтожны. Школа не формирует новое поколение людей, пришедших в этот светлый из миров, не учит их созидательной жизни, а помогает лишь приспосабливаться к ней, обучая необходимым для этого знаниям и умениям. Казалось бы, все так просто – каждому человеку не так уж и много нужно: важно жить в добром и светлом обществе, где не нужно завоевывать жизненные радости, а можно просто жить и радоваться, не бояться темных улиц и спать спокойно в своём родном доме, не тревожась за свой завтрашний день. Если кто-то подумал, что у нас плохо учат в школах, то это не так. У нас прекрасные школы, у нас непостижимо преданные своему делу учителя, – просто результаты нашей работы измеряются не по человеческим качествам выпускника, а по качеству его знаний. Это одна из главных ошибок современной школы. В советский период развития общества, когда очень были нужны грамотные специалисты во всех отраслях деятельности народного хозяйства, школа, находящаяся в крепких руках идеологии, не нуждалась в формировании личности человека. По инерции современное образование в практически неизменённом состоянии унаследовало эти задачи с небольшими эффектами рыночно-демократического напыления. Великое же достижение демократии, когда идеология личности формирует идеологию общества сегодня к сожалению ещё не понята современной школой. Процессы обучения и воспитания традиционно формально пытаются изображать в учебном процессе единое целое. Получается как всегда Объединённая несовместимость. К тому же отлучив от школы творчество в различных его проявлениях, как церковь от государства, и назвав высшее творческое проявление способностей учащегося дополнительным образованием нанесен огромный урон детям, а следовательно и самому государству. Часть естественного образовательного процесса стала искусственно элитарной и недоступной для многих. Нельзя назвать реформы в российском образовании неудачными, они сильно изменили современную школу в лучшую сторону, но не всё подвластно даже самым удачным и смелым решениям. Нужен естественный процесс развития самой школы. Школы как явления культуры. И здесь очень важно не ограничиваться той Волей, которую дали школе, этого недостаточно, – школе важно дать Свободу. Только обретя самостоятельность существования, школа выработает самостоятельность качественного мышления, и тогда не потребуется в неё периодически что-то внедрять, она сама будет искать новое и полезное и проецировать свой опыт. Уже сегодня ощущается пока ещё мало заметная, но настойчивая потребность современного общества и современной цивилизации, стремительно меняющейся с каждым днем и порой не всегда в лучшую сторону – в ответах, в поиске правильных решений. Именно в этот момент общество ощущает трудности и нуждается в советах. Именно в эти исторические периоды накапливается много неотвеченных вопросов: кто должен помочь на них ответить? Конечно, учителя и, конечно, школа! Как только школа как главный общественный институт, в чьих руках находится будущее любого государства, вспомнит, что современное общество – это общество ее учеников, и ученики не бывают бывшими, то тогда она периодически будет спрашивать с них, а они будут нуждаться в ее советах. Поэтому очень важно помочь школам вернуть ощущение своей значимости, и, переосмыслив эффективность своей работы, новыми результатами вернуть былое уважение школе. Важно, чтобы укоренившееся в общественном сознании понятие «школе нужно помогать» заменилось на «школа поможет». А финансовая или материальная поддержка ей воспринималась не как помощь, а как гражданская обязанность каждого человека вышедшего из этого прекрасного мира детства. Современная цивилизация, прагматично осваивая достижения науки и бурным водопадом благ низвергая их на человека, совершенно не задумывается о том какова цена этой золотой гонки. В вечной погоне за лучшей жизнью очень важно не утерять само человечество, так как суррогатные наслаждения способны незаметно для цивилизации заменить главное – это состояние истинного человеческого счастья. И уверяю вас, дорогие друзья, удержать цивилизацию от этого нельзя только за счет развития уровня благосостояния нации. Проблема современной цивилизации, а значит и современного образования, в духовной опустошенности, в кризисе общечеловеческих ценностей, в дефиците доброты, во всемирном вирусе золотой лихорадки и это очень серьезная проблема нашего общества. ^ Наступает эпоха учителей. Учителей в глубоком, изначально философском понимании этого слова. Когда общество не может найти ответы на первозначимые вопросы – оно обращается в учителям. Общечеловеческие ценности должны лежать в списке определения первоочередных задач современной школы. Задача школы – воспитать человека! Человека способного все материальные блага современной цивилизации направлять на достижение человеческого счастья, а не беззаботного удовольствия; человека способного созидать и творить, а не вытворять. В противном случае мы не только не оставим землю для наших потомков, мы уже сегодня превратим наш мир в свалку материального и морального человеческого мусора. Это главные задачи, во имя которых мы живем, – это главные задачи и огромная ответственность которые сегодня стоят перед современной Школой. Понимая же главное, нам легче будет решать текущие проблемы современного образования. А их сегодня действительно не мало: это и не совсем понятное правовое поле деятельности школы, периодически находящейся в весьма неудобной позе между Законом об образовании и бюджетным кодексом;это и экспансия Высшей школы в систему общего образования, практически превратившей школу в младшего брата, где осталось только переименовать её по подобию предшколы в предвуз;это и, безусловно важный, но измотанный бесконечными дискуссиями и скандалами ЕГЭ (хотели как лучше, получилось как всегда); это и периодическая бомбардировка образования «новыми терминами» современной педагогической наукой поднявшейся на такие немыслимые высоты своего развития, с которых они явно не видят школу, но восседая на заоблачных высотах занимаются изобретением новых слов из совершенно старых понятий – типа… элективный, компетентностный, и активно забрасывают нас этими словами чтобы мы помнили что они есть и тоже работают …это и эффект маятника, превратившийся для образования в Закон ШАРАХАНИЯ из стороны в сторону. Где мы, то думая о качестве обучения делим классы, то снова подсчитав затраты начинаем их объединять. найдя снова не менее убедительные аргументы, что одному учителю 40 учеников всяко легче обучить чем 15.это и с беспокойством ожидаемая в школах реформа поголовного финансирования, то бишь по головам, – но не для головы ученика, а для головной боли учителя, – где главным будет сколько бы не говорили, – не качество, а количество! Я боюсь что скоро появятся экономисты, которые обсчитают, что дешевле из-за рубежа приглашать готовых обученных учеников, чем содержать затратную социальную сферу образования, т.е. наши школы.В этой связи нельзя не отдать должное руководству системы образования и прежде всего в регионах которые приняли на себя весь шквал изменений, особенно в первые годы постсоветской истории нашего общества. Целая череда революционных идей первых лет современной России, многие из которых могли развалить систему образования в буквальном смысле разбивалась о созидательный консерватизм наших педагогических лидеров. И наоборот всё прогрессивное и перспективное не зажималось, а поддерживалось и поддерживается и сегодня, и национальный проект яркое тому подтверждение.Извечная проблема общества и образования «Какой должна быть школа?» лежит в основе тех сомнений, нерешительности, поисков и дорогой платы за потерянное время и целых поколений наших детей, – которым мы не успели или не сумели сказать чего-то самого главного..! Для того чтобы ответить на вопрос – какой же она должна быть, мы должны вначале для себя понять, что мы собираемся делать, ремонтировать старую школу или понять какой должна быть новая, а затем попытаться его спроектировать – спроектировать идею. Конструктивное же её решение может быть бесконечно вариативно. Поэтому я позволю себе обратиться к основаниям поиска, обществом, государством, новой эффективной школы в основе которой лежит убеждённая неудовлетворённость ныне существующей. Для того чтобы понять какой она должна быть, нам необходимо определить степень заинтересованности в институте школы, – кому и зачем нужна школа. Школа нужна цивилизации, обществу – чтобы сохранить и развивать цивилизацию!Школа нужна государству – чтобы оно государство процветало и отстаивало своё существование.Школа нужна ведомству – чтобы было чем управлять, о чём заботиться и через это быть нужным самому государству.Школа нужна семье – чтобы помочь вырастить ребёнка и сделать его самым лучшим.Школа нужна ученику –… и вот здесь появляется проблема, о которой мы не задумываемся, потому что, – её либо не понимаем, либо изначально не желаем понимать…она ему не нужна, изначально не нужна!Изначально школа как обязательный институт, – не нужна ученику. Просто он по умолчанию не задумывается об этом, так как это и не обсуждается. У него нет такого права! Но если бы не дай бог можно было бы провести тест среди всех детей хотите ли вы учиться, и у вас есть выбор – не хотеть, впрочем, как и у взрослых, хотите ли вы работать… Ответ «хотим» будет только в плоскости интереса ученика к школе, в плоскости его интереса к любимому делу. Это как и у многих взрослых в жизни, – «всю жизнь работал, чтобы выйдя на пенсию заняться любимым делом». Поэтому и у ребёнка либо есть выбор проснуться и с удовольствием бежать в долгожданную школу, либо …всю жизнь жить в ожидании каникул, выходных, отпуска…и пенсии. Поэтому очень важно понимать что институт школы это не зона и не армия, – (подъём! стройся!) это период жизни маленького человека, который пришёл на этот свет ни потому что в 5-ом классе был нужен очередной ученик, а он родился сам по себе, и для себя – и имеет право и желание быть счастливым, сегодня и сейчас! Если мы это не поймём сегодня – завтра институт школы будет не востребован! Так как: – во-первых, развитие науки откроет для человека возможность выбора носителя информации. А это и есть главная технологическая и содержательная проблема современного образования выполняющего к сожалению и сегодня в основном функции носителя информации. У ученика будет выбор – выбрать Марью Ивановну как учителя в качестве носителя информации, или компьютер, как более комфортный искусственный интеллект способный без нравоучений передать тот же объём информации. – во-вторых, образование как определённое состояние необходимое для того чтобы выжить или просто жить в современном мире сейчас в принципе не нужно (уровень сервиса перерос необходимость наличия маломальских знаний, чтобы ей пользоваться, сейчас даже неандертальцы смогли бы использовать современную технику, всё делается для того чтобы человек не считал, не писал, не читал…) Цивилизации перешла ту критическую отметку, где от образования человека зависело его благосостояние, сегодня, для того чтобы быть сытым – совсем необязательно быть грамотным. А это серьёзная угроза для самой цивилизации, общество незаметно для себя скатывается от обслуживания его потребностей с помощью техники – к обслуживанию потребностей самой техники. Поэтому уровень нужности школы для ребёнка, уровень её интересности – это не частная задача для школы, РУНО, Министерства – это жизненно важная проблема для общества, государства и в целом всей цивилизации. Так как главная задача современной школы – наполнить глаза ученика смыслом, созидательным смыслом, – а не готовить как на производственном конвейере поедателей бутербродов с весьма условным набором знаний и полным отсутствием интереса к учёбе. Нужность же школы определяется для ученика интересом к ней, и не всякая учёба является интересной и любимой.., но если взрослый человек вынужден работать чтобы обеспечивать своё существование ожидая выходных, отпуска, наконец пенсии чтобы заняться любимым делом, то у ребёнка ещё нет этой мотивации, у него ещё не появилось этой потребности и интереса. Поэтому обязательный для него школьный путь осуществляется в вариантах:- либо ему интересно в школе (сегодня, сейчас, это его интересная жизнь – и это мы понимая для него стараемся обеспечить)- либо он в ней заинтересован (как в накоплении капитала необходимого для завтрашней жизни, поэтому школа ему необязательно интересна, но куда деваться – она просто нужна ему для дальнейшей жизни). Поэтому ситуация поиска решений одной из главных задач образования чтобы школа была любимой, может и должна быть сформулирована из объединения двух уровней определения «Кому и зачем нужна школа». Из двух уровней её нужности; из нужности школы цивилизации и непосредственно самому ученику, с возможной формулировкой – «чтобы сохранить и развивать цивилизацию и жить в ней счастливым человеком!». Остальные же нужности должны просто обеспечивать реализацию этой задачи, – и только в этом случае они будут востребованы и нужны – нужны как государство, как ведомство, как семья. И тогда образование, понимая своё предназначение, будет понимать и свою главную задачу. Только любимая школа, в которой ребёнок счастлив, может вырастить счастливого человека способного любить этот прекрасный мир и всех тех кто живёт вместе с ним в этом мире. Именно тогда, когда без нажима со стороны педагогического сообщества, общество поймёт, что самое главное начинается за школьной партой, самое важное говорится у школьной доски, именно тогда появятся Нетакие учителя и Нетакие ученики, и жить мы будем благодаря Нетаким школам Не так, – а лучше! Школу будущего мы безуспешно ищем пытаясь заглянуть в завтрашний день – любая школа будущего создается и существует только в современном мире. Важно её попытаться разглядеть и понять, и это самое сложное. А поняв создать для неё все условия или хотя бы не мешать чтобы потом не цитировать и не изучать педагогику вчерашнего дня запоздало и неоправданно называя её сегодня передовой. И прежде чем перейти сейчас от системного понимания природы появления проблем в образовании к собственно опять же системным принципам их решения, с целью создать иную школу, что теперь называется инновацией, я хотел бы остановиться на вреде иллюзий, которые часто путают с инновациями, хотя единственное что их объединяет это буква – И. Природа обретения иллюзий в процессе развития личности подрастающего человека вполне объяснима и понятна, так как от фантазии до иллюзии один шаг. Но недооценка отрицательного эффекта этого шага практически неосмысленна в современном образовательном пространстве ни педагогической наукой, ни самой системой образования. Более того система образования – систематизировала иллюзии и сама того не понимая занимается их совершенствованием. Незаметно переориентировав вектор развития образования от динамичной но затратной и беспокойной фантазии к статичной декларативной иллюзии, система плотно закрыла для детей двери развития, и процесс развития сейчас осуществляется только вопреки а не благодаря. Развивающаяся система образования на определённом историческом этапе своего пути построенного на жёсткой схеме носителей идей и ценностей «общество – школа – семья – человек» значительно расширив список своих пророков потеряла реальность восприятия действительности. Идеи превратились в декларации, а фантазии о светлом будущем общества в несостоятельные иллюзии. И эта волна прожектов, а не проектов буквально заполонила идеологию образования. Стоит только взглянуть на некоторые из них; – иллюзия о всеобщем (качественном) среднем образовании, наполненным наполовину учебным материалом высшей школы – которую качественно усваивают далеко не все. – иллюзия о возможном всеобщем высшем образовании, которая уже сегодня некоторые ВУЗы по качеству выпускников опустила на уровень ниже. – иллюзия о реальном образовательном эффекте после введения авторитарной схемы профильного обучения по жёсткой схеме в старших классах. Можно уложить в жёсткую схему образовательный процесс, но процесс образования каждого человека невозможно и категорически вредно дифференцировать авторитарными схемами, так как они часто не раскрывают потенциал, а механически его усекают и ограничивают. – иллюзия о возможности создания рентабельной и малозатратной школы (крайне опасной для современной школы), так как за ней может прийти ещё более светлая экономическая идея, а не лучше ли обученных детей набирать из Китая. Школа должна быть местом безусловной заботы государства и общества и объектом её гордости за ту заботу, которую она о ней проявляет (представьте себе мать, которая думает о том, – как бы ей научить ребёнка поменьше есть). Поголовный принцип финансирования может привести к поголовной безграмотности. Нельзя забывать, что головы у всех разные. Школу важно оставить в покое как неприкосновенный институт и выдать ей охранную грамоту на её неприкосновенность, чтобы никакие изменения, происходящие в постоянно меняющемся мире не могли постоянно изменять школу превращая процесс обучения в процессию постоянно сменяющихся иллюзий, только тогда у ученика спокойно постигающего мир знаний зародиться фантазия способная перерасти в мечту и школа будет этих прекрасных мечтателей провожать в большую жизнь не для схватки за эту жизнь, а для созидания в ней. И именно тогда средства направленные государством на поддержку школ реализующих инновационные Программы развития в рамках национального проекта достигнут поставленной задачи. То есть результата. Ведь главной задачей любой инновационной деятельности является не ее наличие, но ее предъявление, где главным подтверждением эффективности и необходимости проведения инновационной деятельности является результат. Результат эффективной инновационной деятельности очень часто не бывает последним и окончательным, как казалось в начале, поскольку при своем достижении он как правило открывает новые перспективы развития. А процесс развития это и есть процесс освоения новой эффективной деятельности. Результат инновационной деятельности в системе образования может и должен быть только положительным. В противном случае – он должен быть прекращен, так как жертвой отрицательного эксперимента в этом случае окажутся дети. Является ли инновационная деятельность в системе практического образования, то есть в учреждениях реально осуществляющих учебный процесс, обоснованной и возможной. В обоих случаях – «да» и «да». Она обоснована уже потому, что как правило природа появления инновационной деятельности школы не искусственно высосана из пальца засыпающими в своих тихих кабинетах околонаучными деятелями, а зародилась в самой школе, потому что появился ресурс понимания проблемы, следовательно и ресурс поиска его решения, который на месте осуществлять более значимо и более предпочтительно. Академической же науке в связи с этим видимо предстоит осмыслить эффективность своего местонахождения. Может действительно, будет больше эффекта от их научной деятельности, если ею они будут заниматься в школах. Представляете кандидат педагогических наук идёт на работу … в школу, работают же кандидаты и доктора медицинских наук с больными и в больницах. Но будем считать это фантастическим отступлением в рамках инновационного размышления. Просто мне их действительно жалко, это тоже самое что следить за эффективностью роста огурцов на грядках в зимних условиях из иллюминаторов космического корабля к тому же находящегося в соседней галактике где понятие холод термин теоретический. Поэтому коль уж так случилось в образовании , что спасение утопающего дело, рук самого утопающего, а тонуть действительно как то не очень хочется, у всех естественным образом возник жизненно важный вопрос – как и куда плыть. И в школах естественным образом зарождается инновационная деятельность, которая уже сегодня сделала достаточно много больших и малых открытий, правда и ошибок – цена которым очень высока. Инновационная эпидемия охватившая сегодня российское образование больше напоминает ситуацию с птичьим гриппом, ажиотажа и компанейщины вокруг действительно имеющих место проблем образования гораздо больше чем адекватных предложений и путей их решения. Без сомнения нужный и важный Приоритетный Национальный Проект в сфере Образования направивший громадные средства на выявление перспективных ресурсов может остаться в истории российского образования как Проект захлебнувшийся на раздаче денег и грамот, если не сделает главного – ни придаст определённый статус школам для обеспечения гарантированной защиты их дальнейшей инновационной деятельности и учителям являющимся национальным богатством нашей страны. Ведь это Национальный проект. Для образования очень важно способен ли инновационный бум совершенно правильно и осознанно «провоцируемый» в хорошем смысле этого слова и поддерживаемый Государством перерасти не в возрождение Старого, которым как ностальгирующей чесоткой страдает определённая часть общественности неспособной вывести на новый уровень современную научную мысль, а создание Нового, Другого, Иного образования способного открыть действительно новые горизонты развития нашего общества. Без всякого сомнения способен. Ведь у российского народа, у российского образования такие талантливые учителя способные рассказать о том каким они видят современное образование России, современную российскую школу – самую лучшую школу, самой лучшей страны.