А. Шанаев (пос. Пола, Новгородская обл.)

А. Шанаев (пос. Пола, Новгородская обл.)МОТИВЫ ИКОНЫ «СТРАШНЫЙ СУД» В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»Само название романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» не может не вызвать мысли о суде. Причем суд государства представлен в романе в нескольких абзацах без особых подробностей : «Судопроизводство по делу его прошло без больших затруднений»i (6; 410). Об официальном наказании преступника сказано также очень кратко: «Одним словом, кончилось тем, что преступник присужден был к каторжной работе второго разряда, на срок всего только восьми лет» (6; 412). Однако читателя романа не покидает ощущение, что весь роман Достоевского – это роман о Суде. Это становится ещё более явным, когда сопоставляешь текст романа с иконой «Страшный суд»ii. При сопоставлении выявляется много повторяющихся тем, поэтому и появилось название работы «Мотивы иконы “Страшный суд” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”». В ней рассмотрены смысловые совпадения доминирующих цветов в иконе и романе (золотого – желтого, красного, зеленого, голубого и белого), композиционное членение иконы (четыре регистра), совпадающее с пространством дома, в котором живет старуха-процентщица, а также тема мытарств, проявляющаяся в романе и иконе. Этой теме и будет посвящено сегодняшнее сообщение. К числу уникальных иконографических мотивов, появляющихся лишь в поздней русской иконописи, относится прежде всего змей, поднимающийся из пасти ада к ногам Адама. В основе этого изображения лежит ветхозаветное проклятие змея: «и вражду положу… между семенем твоим и семенем ее [жены]; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3: 15). На змее располагаются 20 колец с аллегорическими изображениями мытарств — испытаний в различных грехах, через которые должна пройти человеческая душа, прежде чем она попадет в Царствие Небесное. Около некоторых из них сохранились надписи с названиями грехов: «зависть», «убийство», «сребролюбие», «кощунство», «пьянство». Источником для этого сюжета послужили некоторые византийские и древнерусские тексты, среди которых наибольшее значение имеют русское «Слово о небесных силах» и видение монахини Феодоры из византийского «Жития преподобного Василия Нового» (X в.) Его появление на иконах «Страшного суда» соединяло идею всеобщего Суда с темой индивидуального посмертного воздаяния. Сравнивая порядок мытарств, описанных в рассказе блаженной Феодоры о мытарствах нельзя не заметить многочисленных совпадений с порядком испытаний героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Душа Феодоры проходит шестнадцатое, семнадцатое, девятнадцатое мытарства (блуд, прелюбодеяния, и мытарство ересей). Главные испытания Свидригайлова – блуд (развратил четырнадцатилетнею девочку), прелюбодеяния (в браке изменял и даже не скрывал этого от супруги). Представления же Свидригайлова о вечной жизни полны сомнений в вере. «Нам вот всё представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность» (6; 221). Пьяница Мармеладов тоже создает лестницу грехов в порядке, определенном на иконе: чревоугодие (четвертое), леность (пятое) и, наконец, кража (шестое). Мармеладов, разрушая свое тело, чувствует вину, призывает казни над собой и боялся Суда Божьего, а Свидригайлов развратил душу и с нею совесть. Создавая такую «лестницу змея», человек обрекает себя на гибель, потому что она ведет все ниже и ниже от Христа. Человек на земле человеком спасается. Мармеладов и Свидригайлов тоже пытаются спастись, выбирая того, кто должен помочь искупить грехи, наставить на путь истинный – ангела-хранителя во плоти. Мармеладов выбирает Катерину Ивановну. И та в его понятии становится человеком, который наказывает его за пагубные грехи. Таким образом, в представлении Мармеладова, Катерина Ивановна берет на себя роль представителя Бога, который наказывает грешника. А Мармеладову это и надо, таким образом, над ним происходит «что-то вроде искупления» грехов, но не перед Богом, а перед самим собой, и он ощущает это и боится Божьего Суда. Катериной Ивановной движет ненависть и безысходность. Когда она «наказывает» пьяницу-мужа, она не помогает встать на путь истинный Мармеладову, она только избавляет его от мучений совести перед самим собой. Свидригайлов выбирает Дуню. Дуня готова, по его словам, отдать себя в жертву ради другого человека, но Свидригайлов не учел при этом чувств. Дуня и вправду из добрых помыслов попыталась наставить Свидригайлова на путь истинный, возможно она испытывала какие-то хорошие чувства к Свидригайлову, хотя бы жалость к повязшему в грехе, но это была не любовь. Дуня стала смыслом жизни Аркадия Ивановича Свидригайлова. Возможно, ее непорочность, заставляла Свидригайлова видеть в ней некую святыню, молясь которой он сможет жить дальше. Но Дуня, осознав, что за человек Свидригайлов, не решилась стать для него «святыней» – идти ради него на жертвы. Дуня оттолкнула Свидригайлова и не стала ему избавлением. Свидригайлов был готов принять смерть от ее рук, но даже этого не произошло… Дуня же больше жизни любила своего брата и именно ради него готова жертвовать. Дуня создает себе кумира и желает принести ему в жертву саму себя. Могла ли чрезмерная любовь Дуни спасти Раскольникова? – Нет, скорее она сама бы призналась в убийстве старухи лишь бы спасти своего «кумира». Раскольников тоже создает лестницу «змея» в четыре ступени в порядке, описанном Блаженной Феодорой. Мытарство одиннадцатое (гордость), двенадцатое (гнев и ярость), тринадцатое (зло на ближнего), четырнадцатое (убийство). Сначала мысль о значимости в мире такого человека как он, порождает «гордость», нежелание себя ощущать частью целого, впоследствии возникает «гнев и ярость» ко всему происходящему вокруг, к людям и ощущение права на все в этом мире, и главное право – судить, что справедливо, а что нет, наконец, судить людей по делам их, то есть «зло за зло». В этот момент Раскольников ставит себя на место «судии» на втором снизу регистре иконы и это, по его мнению, позволяет ему совершить страшнейший поступок. На четвертой ступени от мытарства «гордости», на четвертом регистре снизу, на четвертом этаже дома Раскольников совершает убийство старухи. Заметим, что Раскольникова сопровождает образ ада. Герой постоянно оказывается в темном углу, а сам Раскольников нередко напоминает змея («лицо его… было бледно, искривлено судорогой, и тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам») (6; 35), без цели петляющего по улочкам и закоулкам Петербурга. Спасение Раскольникова было только в отречении от «сердцевины» – от гордости – и возвращении к людям, идущим за Христом. Соня помогает Раскольникову «воскреснуть». Без неё Раскольников, возможно, погиб так же как Мармеладов и Свидригайлов. Раскольников выбрал Соню. Соня полюбила Раскольникова сразу, как встретила, но полюбила не больше себя, а как себя. Вспомним Евангелие, как к Христу пришли фарисеи. «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим” – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:35-39). Эта заповедь обобщает все десять заповедей Ветхого завета: все грехи, которые совершаешь, есть не что иное, как предательство против любимого — Бога. Соня Мармеладова больше себя любит Господа, несмотря на испытания посланные ей. И она любит Раскольникова, как себя, возможно, это сравнимо с любовью матери к своему ребенку, так как он – продолжение ее самой, продолжение человека. И Соня, узнав о преступлении Раскольникова, не бьет и не таскает его за волосы, как Катерина Ивановна Мармеладова; не отрекается от него, как Дуня от Свидригайлова. Она показывает ему путь к «воскрешению», она идет за ним, как ангел, чтобы не дать демонам перехватить его. Но почему Раскольников выбирает человека, который спасает его от гибели, а Мармеладов и Свидригайлов нет? Можно предположить, что Раскольникова привела к Соне любовь к Богу, которая была у него, несмотря на его отречение от Господа, в отличие от Мармеладова, который боялся Его больше, чем любил, или Свидригайлова, для которого Бог вообще не существовал. i Здесь и далее все ссылки на произведения Достоевского даются по изданию: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 т. Л., 1972-1990. В скобках после цитаты указаны номер тома и страница. ii Написана во 2-й пол. XVI в. в Новгороде. Хранится в Государственной Третьяковской галерее.