А. Т. Твардовского

Государственное учреждение культуры города Москвы Централизованная библиотечная система № 2 «Измайлово _________________________________________________________Центральная библиотека № 120 им. Б. Лавренева информационный интеллект – центр Информационно-библиографический отделЛитературный венок РоссииРекомендательный библиографический указатель для молодежиМосква2010 г.Оглавление1. От составителя………………………………………….. 3 2. Вступление ………………………………………….. 43. Фронтовая лирика А.Т.Твардовского …………………. 64. «В трудной жизни боевой…»: «Василий Теркин» А.Т. Твардовского ………………………………………..101. От составителяДавайте люди, никогда Об этом не забудем Пусть память верную о ней Хранят, об этой муке, И дети нынешних детей, И наших внуков внуки (А.Т.Твардовский)Александр Трифонович Твардовский – поэт, общественный деятель, лауреат Государственной премии, наставник многих советских писателей (в течение ряда лет он возглавлял журнал «Новый мир» и проявил незаурядный талант критика, наставника молодых талантов) его поэтические шедевры известны во всех уголках нашей необъятной Родины и за рубежом. Твардовский всем сердцем болел за завтрашний день, за судьбу молодежи. Произведения А.Т.Твардовского глубоко нравственны и обладают огромной воспитательной силой. Основа этой нравственности в правдивом изображении схватки народа с бесчеловечным фашизмом за свободу Родины. Библиографический указатель издан с идейно-воспитательной целью для молодежи, к 100-летию со дня рождения Александра Твардовского, поэта-фронтовика,публициста, главного редактора культового советского журнала «Новый мир». Поэтическое наследие А.Твардовского близко и дорого каждому человеку. Воспитание новых поколений на патриотических и духовно- нравственных традициях военных лет обязывает помнить и о том, что в годы Великой Отечественной войны советские люди особенно глубоко почувствовали и осознали свою личную причастность к общенародному делу, личную ответственность за его исход. Чувство личного вклада в торжество справедливости и улучшение человеческой жизни, ощущение собственного влияния на ход истории необходимы людям в дни мира не меньше, чем в дни войны. Библиография, представленная в издании отражает наполнение фондов библиотек ГУК «ЦБС № 2 «Измайлово» по теме «Поэзия А.Т.Твардовского на фронтах Великой Отечественной войны». Внутри глав материал расположен по алфавиту.2. ВступлениеПоэт Александр Твардовский (1910-1971) вышел из глубинной народной среды, из веками сложившейся крестьянской культуры с ее здоровой трудовой моралью. Молодой поэт понял и правильно поставил перед собой задачу: много и упорно учиться. Поступив в Смоленский педагогический институт, он составляет себе «план» – перечесть русских классиков и, по возможности, неклассиков. Главным жанром поэта становится стихотворный очерк, лирический портрет-рассказ. Стихотворный очерк с его повествовательностью и сюжетностью естественно тяготел к рассказу. Опыт формирования такого цикла понадобился потом Твардовскому для анологичного цикла «Фронтовой хроники» и в конечном итоге послужил созданию такого произведения, как «Василий Теркин». Твардовскому более чем кому-либо удалось показать полноту реальной конкретности, массовости подвига народа и его корней, хотя эта массовость воспевалась в разной форме широким фронтом поэзии и прозы. Именно Твардовский наиболее последовательно осуществил принцип сурового и одухотворенного реализма, правды без прикрас в изображении этого подвига. Твардовский всегда стремился к полноте суровой правды, ему удавалось достигнуть многоструйности и глубины ее. Глубокое знание народной жизни, высокое поэтическое мастерство отличают поэзию Твардовского периода Великой Отечественной войны. В своих задушевных лирических стихотворениях и в поэме «Василий Теркин» поэт воспел лучшие качества своих современников, ярко проявившиеся как на фронте, так и в трудовом тылу. В годы Великой Отечественной войны Твардовский работал во фронтовых газетах Юго-Западного и Западного фронтов – «Красная армия» и «Красноармейская правда», писал очерки и стихи. Свои стихотворения военных лет поэт назвал «Фронтовой хроникой». Это название определяет характер, содержание и эстетические особенности его поэзии, рождавшейся в боевой обстановке. Стихи этих лет писались в землянках, на привалах, в окопах. 1. Воспоминания об А. Твардовском [Текст] .-М.: Сов. Писатель,1982.-544с.2. Гришунин А.Л. Творчество Твардовского [Текст] /А.Л Гришунин.- М.:МГУ,1998.-111с. 3. Кондратович А.И. «Ровесник любому поколению» [Текст] /А.И.Кондратович.-М. :Современник, 1987.-383с.4. Кондратович А.И. Александр Твардовский [Текст] : [поэзия и личность] / А.И.Кондратович.-М.:Худож.лит.,1985.-318с.5. Крутикова Л. Ф. Абрамов об А.Твардовском [Текст] : [ по материалам личного архива Абрамова ] / Л.Ф.Крутикова.-Л.: Худож.лит, 1989.-С.279-347.6. « Литература – дело суровое…» [Текст] : [читая «Письма о литературе» А.Твардовского // В.Лакшин Литература и современность 1986-1987 /В.Лакшин .-М.:Худож.лит.,1989 .-С.417-424.7. Любарева Е.П. Эпос А.Т. Твардовского [Текст] : учеб.пособ. /Е.П.Любарева.-М.: Высш.школа, 1982.-95с. 8. Македонов А.В. Творческий путь Твардовского [Текст] / А.В. Македонов.-М. :Худож.лит.,1981.-367с.9. Муравьев А.Н. Творчество А.Т.Твардовского [Текст] / А.Н.Муравьев.-М.: Просвещение, 1981.-143с.10. «Пан Твардовский» [Текст] : [воспоминания ] // В. Лакшин Вторая встреча / В.Лакшин .-М.: Сов.писатель, 1984.- С. 108-241.11. Романова Р. М. Александр Твардовский [Текст] : страницы жизни и творчества / Р.М.Романова.-М: Просвещение, 1989.-158с. 12. Твардовский А.Т. (1910-1971) [Текст] // Русская литература : ч.2 / под. ред. Ф. Ф. Кузнецова.-М.: Просвещение, 1996 .-С.238-258.13. Твардовский А.Т. «Я в свою ходил атаку» [Текст] : дневники, Письма. 1941-1945/ А.Т. Твардовский.-М.: Вагриус, 2005.-398с.———————————————————————————————–14. Несгоревшие письма [Текст] : [А.Т.Твардовский и М.И. Твардовская пишут А.К.Тарасенкову в 1930-1935 гг. // Знамя .-1997 .-№10.-С.144-177.15. Санин М. «Твардовский живет сегодня» [Текст] / М.Санин // Нева .-1988 .-№ 2 .-С.161-164.16. Симонов К. Таким я его помню [Текст] / К. Симонов // Вопросы литературы .-2005 .-№3 (май-июнь).-С.13-49.17. Солженицын А. Богатырь [Текст] / А. Солженицын : [ к 90-летию со дня рождения А.Твардовского] // Новый мир .-2000 .-№6 .-С.129-130.^ 3. Фронтовая лирика А.Т.ТвардовскогоЭпические и лирические тенденции, характерные для русской поэзии периода 1941-1945 годов, наиболее полное и глубокое раскрытие получили в творчестве А.Т.Твардовского. Фронтовые стихи Твардовского отличаются жанровым многообразием: тут и очерки – конкретные зарисовки увиденного, и баллады, и стихотворения призывы, проникнутые гневным пафосом, и «лирические стихи, полные живого, трепетного чувства и острой личной боли». Люди нередко задумываются над тем, из чего складывается чувство Родины. Образ Родины в патриотической лирике Твардовского военных лет выступает как образ Матери зовущей своих верных сынов на бессмертный подвиг «не ради славы – ради жизни на земле». Поэт от имени Родины призывает бить врага, зовет к возмездию. Летом и осенью 1943 года, когда завершился коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, в творчестве Твардовского появляются стихотворения историко-философского звучания, в которых «сливается эпический размах, публицистическая страстность и лирическая проникновенность». К лучшим произведениям фронтовой лирики можно отнести стихотворения «Огонь», «Война – жесточе нету слово», «Минское шоссе», «Возмездие». В стихотворении «Огонь» А.Твардовский создал метафорический образ войны-огня. Огонь войны – всенародное бедствие: «он на корню губил хлеба большого урожая».И кто из пламени бежал В те месяцы лихие, Тот думать мог, что этот жар Смертелен для РоссииНо Россия «была в огне жива, в войне права». Солдат – народ «мощь свою в борьбе обрел, жестокой и суровой». Уже не горестное отступление, а победное шествие изображает поэт: …Праздник свят и величав В огне полки сменяя, Огонь врага огнем поправ, Идет страна роднаяВо фронтовой лирике А.Твардовского следует особо выделить баллады. Баллада- жанр героический, поэтому эпоха народной борьбы вызывает широкое развитие этого жанра. Замечательны «Баллада о красном знамени», «Баллада о товарище», «Баллада об отречении». Персонажи этих произведений показаны в острых ситуациях. «Сама же ситуация трактована повествовательно, в манере замедленного рассказа, составляющего тот самый очень немолодой «лад баллад», который всегда «молодеет», когда передает новые и живые, как восторг и боль, чувства». Герой «Баллады о товарище», от имени которого автор ведет повествование, помогает тяжело раненому другу: Он отставал, он кровь терял, Он пулю нес в груди И всю дорогу повторял : – Ты брось меня. Иди…Твардовский тонко передает психологическое состояние бойцов, раскрывает огромную нравственную силу солдатского братства. В балладе с суровой правдой рассказано об отступлении, о долгом и трудном пути на восток : Быть может, кто нибудь иной Расскажет лучше нас, Как горько по земле родной Идти в ночи таясьКак трудно дух бойца беречь, Что чуть скрываясь в тень, Чужую, вражью слышать речь Близ русских деревеньВ балладе особенно важны образы дороги и дома. Трудная дорога, по которой отходили советские войск, стала затем дорогой наступления: по ней идет впереди армия, и в боевом строю – два бойца, два товарища. Боль и ненависть к врагу вызывает у бойцов картина разрушенной фашисткими захватчиками знакомой деревни: Пусть в сердце боль тебе, как ножь, По рукоять войдет. Стой и гляди! И ты пойдешь Еще быстрей впередЧувство боли за родную землю с особой лирической силой и драматизмом Твардовский выразил в «Стихах из записной книжки», в которых описал и героические, и трагические события «большой войны жестокой». Так в стихотворении «За Вязьмой» повествуется о «старой дороге на запад», о солдате этой дороги – шофере: Лопату свою доставал и топор Капот поднимал, проверяя мотор, Топтался в болотном отчаянном мессивеЧеткими реалистическими штрихами рисует поэт картину войны, ее суровые будни, тяжелые потери, ожидания и надежды, великий подвиг, складывающийся из множества героических поступков советских патриотов, из умения наших воинов мужественно переносить любые испытания. С первых дней и до конца Великой Отечественной войны прошел Твардовский вместе с боевыми частями Красной Армии по дорогам войны на особенно беспокойном, мобильном и во всех отношениях «жарком» Юго-Западном фронте. Летом 1941 года он исколесил всю Украину; под Каневом выходил из окружения. Закончил войну в Кенигсберге. В первые месяцы войны поэта захватила обыкновенная корреспондентская текучка. Он написал и напечатал множество стихотворений и фронтовых очерков и совсем забыл о поэме, замысел которой за множеством новых впечатлений уже не казался ему актуальным. В творческом отчете Твардовского Военной комиссии Союза писателей 22 июня 1942 года впервые было объявлено название новой поэмы: «Василий Теркин». «Книга про бойца» – так обозначил поэт жанр своего произведения. Таков подзаголовок поэмы. 1. А.Т.Твардовский Бессонная страда [Текст]: [патриотическая лирика поэта] // В.Дементьев Грани стиха / В.Дементьев .-М.:Просвещение, 1988.-С.76-97.2. Твардовский А.Т. Избранная лирика . Поэмы [Текст] /А.Т.Твардовский .-Ростов : Феникс, 1998.-506 с.3. Твардовский А.Т. Поэмы [Текст] / А.Т.Твардовский .-М.: Книжная палата, 1987.-336 с.4. Твардовский –книгочей [Текст] : [портреты, воспоминания] // Кондратович А.Призвание / А.Кондратович .- М.:Сов.писатель, 1987.-С.162-178. ———————————————————————————————–5. Твардовский А. По праву памяти [Текст] : поэма / А.Твардовский // Знамя .-1987.-№2.-С.3-14 // Новый мир .-1987.-№ 3 .-С.190-201.6. Твардовский А. Из писем войны (1941г. Юго-Западный Фронт ) [Текст]: [письма жене Марии Илларионовне, написанные в первые месяцы войны] // Отечественная история .-2005 .-№ 2 .-С.42-50.7. Турков А. «Честно я тянул свой воз» [Текст] : [автор анализирует дневниковые записи Александра Твардовского разного периода его жизни и творчества произведений военной поры] / А.Турков // Дружба народов.-2006.-№ 1.-С.199 -207.8. Крылова Е. « Я в свою ходил атаку» [Текст] : [отрывки из военных дневников фронтового корреспондента, автора «Василия Теркина»] //Е.Крылова // Российская газета.-2005.-6 мая .-С.8-9.4. « В трудной жизни боевой…» ( «Василий Теркин» А.Твардовского)Из фронтовых cтихов А.Твардовского складывалась его талантливейшая поэма «Василий Теркин. Главным делом жизни Твардовского по праву считается «Книга про бойца». Для поэта она была личным вкладом в общее дело – победу над фашизмом: «Каково бы ни было ее собственно литературное значение, для меня она была истинным счастьем. Она мне дала ощущение значимости места художника в великой борьбе народа, ощущение полезности моего труда, чувство полной свободы обращения со стихом и словом в сложившейся форме изложения. «Теркин» был для меня моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговорам по душам». Поэма у Твардовского получилась народной. Война выглядит в поэме как тяжелейшие испытания, грязь, лишения, муки и смерть. Произведение «Василий Теркин» появилось не в годы Великой Отечественной войны, а раньше – во время финской кампании. Сам Твардовский рассказывал об этом так: «Известно, какой успех имеют во фронтовой, армейской печати фельетонные герои: Вася Теркин, Иван Гвоздев, Гриша Танкин. Это фельетон со сквозным героем, идущим из номера в номер, и главная его сущность- в уставной дидактике: насчет поведения в разведке, обращения с оружием, но, как видно, так велика потребность полюбить какого-то своего, народного армейского героя, который был бы олицетворением и удачливости, и веселости, и жизнерадостности, так огромна эта потребность, что такие герои пользуются очень большим успехом». И что может быть лучше, чем вспомнить о Василии Теркине в год, когда отмечается 65-летие победы над фашизмом?. « Парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе». Такие парни в той войне и победили. В «Книге про бойца» автор создал образ огромной впечатляющей силы – образ героя Священной войны и вместе с тем запечатлел героическую борьбу всего советского народа против немецко-фашистких захватчиков. Вечные темы жизни и смерти, войны и мира, добра и зла, любви и ненависти предстали в поэме в новом свете – в слиянии с великой правдой борющегося народа. Духовный облик героя поэмы раскрывается в движении. В главе «На привале», представляя читателю Василия Теркина, автор подчеркивает его «обыкновенность», отсутствие в нем какой –либо исключительности:Теркин – кто же он такой ? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводеПостепенно раскрывается перед нами характер советского солдата. Во всех ситуациях он проявляет необычайную силу духа, жизнелюбие, неистощимый оптимизм, храбрость, готовность к взаимопомощи, трудолюбие, терпение. Это те качества народного характера, которые делают Теркина собирательным образом бойца. То серьезный, то потешний, Нипочем, что дождь, что снег,- В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человекМужество, самоотверженность советских воинов воспеты в знаменитой главе «Переправа» Ночью, первым из колонны, Обламав у края лед, Погрузился, на понтоны Первый взвод. Погрузился,оттолкнулся И пошел. Второй за ним . Приготовился, пригнулся Третий следом за вторым…Только первому взводу удается переправиться и закрепиться на другом берегу- остальные попадают под обстрел:И увиделось впервые, Не забудется оно: Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно В этой смертельной опасной ситуации Василий Теркин совершает беспримерный подвиг. Под сильным обстрелом он снова переплывает ледяную реку, чтобы доложить полковнику: Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу! Лейтенант всего лишь просит Огоньку туда подбросить. А уж следом за огнем Встанем, ноги разомнем. Что там есть, перекаличить, Переправу обеспечим…Глава « Переправа» завершается словами глубокого смысла :Бой идет святой и правый Смертный бой не ради славы, Ради жизни на землеВысокие моральные и боевые качества Василия Теркина раскрываются в главах «Теркин ранен», «Гармонь», «Поединок», «На Днепре» и др. Каждая глава является звеном в раскрытии характера главного героя поэмы. Подвиг для Василия Теркина – это честное, самоотверженное исполнение солдатского долга. Главное качество его души – в минуту грозной опасности думать не о себе, а о других. В Теркине слились черты былинного героя и простого солдата. Это характер героический, характер народный. Биография героя поэмы – это биография армии, миллионов советских людей: герой отступал, был ранен, вернулся в строй, победил, вошел в Берлин. Василий Теркин всегда бодр и весел, и порою может показаться, что он просто шутник; однако юмор Теркина служит средством поддержания духа бойцов, и в веселой шутке, задушевном рассказе, в понимании людей герой поэмы под стать самому автору. Теркин чаще всего шутит в минуты серьезной опасности, шуткой он борется с трусостью и малодушием, своим примером воспитывает молодых, «необстрелянных солдат». Герой поэмы – весь советский народ, поднявшийся на защиту своего Отечества. Защитники Родины – артеллиристы, танкисты, пехотинцы- труженики –солдаты, мастера своего дела. Твардовский создал поистине эпическую картину Священной войны советского народа против фашисткой Германии. В поэме раскрываются нравственные истоки народного подвига. Сила силе доказала: Сила силе – не ровня Есть металл прочней металла, Есть огонь страшней огня!Так выражена главная мысль автора – о моральном превосходстве Советской Армии над фашисткими полчащими. Главное в поэме – быт войны. Не случайно «Теркина «называют «энциклопедией военной действительности периода Великой Отечественной войны». Автор в поэме – пушкинская традиция. Гармоническое сочетание талантов автора и его героя обеспечили «Книге про бойца» блестящий успех в литературе. Война показана как невероятно трудное опасное дело. Смерть на войне показана, как дело обыкновенное. Твардовский мастер фронтового пейзажа:На могилы, рвы, канавы, На клубки колючки ржавой, На поля, холмы- дырявой, Изувеченной земли, На болотный лес корявый, На кусты снега легли.Такая «энциклопедия» тем более достоверна и ценна, что она написана очевидцем, участником событий, буквально «с натуры», в боевой, походной обстановке, а не за письменным столом в столичном писательском кабинете. Закончил поэт – свое произведение синхронно с окончанием войны. Произведение Твардовского глубоко нравственно и обладает огромной воспитательной, мобилизирующей силой. Основа этой нравственности- приверженность автора к «правде сущей», в правдивом изображении беспримерной схватки народа с бесчеловечным фашизмом за свободу родины. В Великую Отечественную войну созданы сотни литературных произведений. Большая часть их вскоре забылась; но не забылась поэма А.Твардовского. Автор не мог не чувствовать прочности читательской заинтересованности и поддержки. Это отразилось в стихах самого произведения:Я в такой теперь надежде: Он меня переживет«Сейчас, когда поколения людей со школьной скамьи знают «Василия Теркина», – замечает Григорий Бакланов, – когда без этой «Книги про бойца» уже невозможно представить себе всю нашу советскую литературу, а первое впечатление от чтения ее заслонено многими последующими, трудно восстановить в памяти, как тогда воспринимались солдатами на фронте разрозненные главы, не по порядку доходившие до них. Но вот одно я помню точно: была несомненная уверенность, что книга писалась на нашем фронте и даже где-то здесь, близко». В войну память о родном доме становилась неотступной и близкой каждому, где бы он ни находился:Человеку на войне Как будто назло ей, Тот дом и сад вдвойне, втройне Дороже и милей, И чем бездомней на земле Солдата тяжкий быт, Тем крепче память о семье И доме он хранитРяд проникновенных стихотворений посвящены теме неистребимой, жестокой памяти о войне, о принесенных ей жертвах:И памятью той, вероятно, Душа моя будет больна, Покамест бедой невозвратной Не станет для мира войнаОбраз матери –России – леймотив всей книги. Именно за нее, за Россию,«смертный бой идет кровавый».Мать-земля родная наша, В дни беды и в дни побед Нет тебя светлей и краше И желанней сердцу нет. Помышляя о солдатской Непредсказанной судьбе, Даже лечь в могиле братской Лучше, кажется, в тебе,А всего милей по дому, До тебя дойти живому, Заявиться в те края: – Здравствуй, родина моя!1. Твардовский А.Т. Василий Теркин. Дом у дороги. [Текст] /А.Т.Твардовский.-М. :Худ.лит.,1985.-286 с.2. Андреев Ю.А. Советская литература [Текст] : [ о произведении А.Т.Твардовского «Василий Теркин»] // Ю.А. Андреев .-М.: Просвещение, 1988 .-С.198-207.3. «Василий Теркин» [Текст] :[поэмы военных лет] // Е.С.Роговер Русская литература ХХ века / Е.С.Роговер.-М.: Форум, 2008 .-С 370-373. 4. Гришунин А.Л. «Василий Теркин» Александра Твардовского [Текст] //А.Л. Гришунин .-М. : Наука, 1987.-160 с.5. Кондратович А. На пути к «Василию Теркину»[Текст] : [этапы творческой истории] // А.Кондратович Слова, пришедшие из боя.-М.: Книга,1985.-С.9-33.6. Поэтический эпос сражающейся России [Текст] : [поэзия А.Твардовского] // Пьяных М.Ф. Ради жизни на земле / М.Ф. Пьяных .-М. : Просвещение, 1985 .-С.138-176.7. «Теркин» : герой и жанр [ Текст] : [о книге «Василий Теркин»] //А.Коган Уроки памяти / А.Коган .-М. :Худож.лит.,1988.-С.404-419.—————————————————————————————–8. Твардовский А.Т. Теркин на том свете [Текст] : фрагменты /А.Т.Твардовский // Литература в школе 1994 .-№4 .-С.18-40.«Где оставлю сегодняшний след» [Текст] : поэзия А.Т.Твардовского на фронтах Великой Отечественной войны : рекомендательный библиографический указатель для молодежи / ГУК ЦБС № 2 Измайлово»; Центральная библиотека № 120 им. Б. Лавренева информационный интеллект–центр; информационно-библиографический отдел; сост.Н.В.Владимирова.-М., 2010.-17с.-(Литературный венок России).