А. В. Конышева выделяет соотношение видов и форм контроля с помощью следующей таблицы

Козлова В.М.СурГПУ, г. СургутФормы контроля в обучении иностранным языкам в вузеВажным компонентом учебного процесса является контроль. Вопросы совершенствования контроля в обучении иностранным языкам не утратили своей актуальности. В ходе контроля не только преподаватель имеет представление об уровне обученности студентов, но и каждый студент может корректировать свою речевую деятельность. В учебно-воспитательном процессе выделяют различные формы контроля: устный контроль или собеседование; письменный контроль (контрольные работы или задания); тестирование; индивидуальные или фронтальные; одноязычные или двуязычные. Различные учёные дают разные формулировки. Например, В.П. Есипов трактует «формы контроля – это способы деятельности учителя и учащихся, в ходе которых выявляется усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями, навыками» [1, с. 124]. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное, оперативное получение информации об учебном процессе. Под термином «форма контроля» имеют ввиду предварительный, текущий, периодический и итоговый контроль. При осуществлении предварительного контроля можно использовать тесты. Если обучаемые приступают к изучению иностранного языка, то можно проверить индивидуальные особенности: память, внимание, интересы, общее развитие. При текущем контроле используются обычные упражнения и речевые упражнения. Ю.К. Бабанский выделяет ещё: программированный контроль; лабораторный контроль. А.В. Конышева выделяет соотношение видов и форм контроля с помощью следующей таблицы: ^ Вид контроля Формы контроля Предварительный Тестирование: а) индивидуальное; б) письменное. Собеседование: а) индивидуальное или фронтальное; б) одноязычное или двуязычное Текущий Опрос (разные виды, в том числе тестирование), наблюдение Периодический Опрос (разные виды), контрольные работы, тестирование Итоговый Контрольные устные и письменные работы, тестирование, экзамен Мы считаем, что наиболее распространенной формой контроля знаний студентов является опрос. При этом мы используем: фронтальный, индивидуальный виды опроса. Что касается устного опроса как текущего, то мы проводим его на каждом занятии в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме. Положительным моментом устной формы опроса является: речевая реакция; речевая автоматизация; характер остановок; ситуативность речи. Индивидуальный опрос позволяет преподавателю получить более точные данные об уровне усвоения. Он имеет недостаток: малый охват обучаемых. Поэтому преподавателю необходимо давать установку на мобилизацию, активность внимания всех студентов. Мы предлагаем студентам проанализировать ответ своего однокурсника или исправить ошибки. Если отвечающий испытывает затруднения, то можно предложить остальным студентам поставить ему вопросы, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание, например, пересказа текста. Индивидуальный опрос помогает развивать: речь; память; мышление. Фронтальный опрос является средством закрепления знаний и умений и сочетается с повторением. Фронтальный вопрос проводится как устное вопросно-ответное упражнение, где преподаватель ставит вопросы, при этом активизируется речевое общение всех и каждого. Чтобы включить в работу внимания и мышление всех обучаемых, сначала мы задаём вопрос, а затем уже называем имя студента. В этом случае темп опроса высокий, это активизирует умственную деятельность, вырабатывает реакцию на иностранном языке, внимание и повышает обучающий эффект процесса контроля. Если студент затрудняется, то мы предлагаем другому студенту помочь ему. Однако фронтальный опрос имеет и свои недостатки: даёт поверхностное представление о знаниях студентов; влечёт за собой сложность фиксации и объективной оценки результатов проверки. А.В.Конышева считает, что недостатки фронтального опроса можно нейтрализовать комбинированным опросом, так как при использовании этой формы опроса, задание даётся не только одному студенту, а группе. Мы предлагаем студенту расширить его ответ, а иногда прерываем его и предлагаем другому продолжить его рассказ. Очень часто мы используем письменную проверку знаний студентов. Её можно использовать как на занятии, так и вне его (выполнение домашних заданий). Данная форма контроля является весьма экономичной, так как охватывает всю группу за один и тот же отрезок времени, повышается объективность оценки результатов обучения и предъявляются одинаковые требования ко всем. А.А. Миролюбов отмечает, что основным недостатком письменной контрольной работы является относительно большое количество учебного времени, для её проведения на занятии, проверки преподавателем и работа студентов над ошибками. Письменная контрольная работа предполагает наличие сформированных орфографических навыков, так для проверки правописания мы предлагаем короткие диктанты или составляем план текста в письменном виде, который может быть в форме вопросов или ответов. Можно использовать письменный пересказ прочитанного или прослушанного текста как форму контроля его понимания. Мы придерживаемся определённых правил, которые существуют при организации и проведении контрольных письменных работ, проводимых в учебное время. Задания для контрольных работ готовим заранее, их формулировки тщательно выверяем, чтобы они были доступными и понятными для всех студентов и не вызывали лишних вопросов на занятии определённой части студентов, так как это отвлекает других студентов от выполнения заданий. Задания контрольной работы носят индивидуальный характер, что даёт возможность каждому студенту выполнять посильное для него задание, с одной стороны, и предотвращает списывание – с другой. Готовим на карточках и раздаём студентам, организуем самостоятельное выполнение контрольной работы студентов. После проверки и оценки контрольных работ мы проводим анализ результатов их выполнения, выявляем типичные ошибки и причины, вызывающие неудовлетворительные отметки. При большом количестве однотипных ошибок, свидетельствующих о недостаточном усвоении многими студентами той или иной темы, на занятии проводим разбор плохо усвоенного материала. Следует помнить, что анализ контрольных работ, оцененных высокими баллами, с точки зрения полноты и оригинальности предложенного варианта. Мы стараемся редко выполнять письменные задания на занятии, так как на их выполнение тратиться много времени. Пока студент пишет одно предложение, он может сказать 5-7 предложений. Письменные задания проверяем фронтально, если было задано, например, вставить глагольные формы, артикли и т.д. Творческие работы лучше проверять дома преподавателем, т.к. на проверку работы в аудитории уйдёт много времени. После проверки дома на следующем занятии мы её анализируем и комментируем. Все формы контроля обеспечивают обратную связь между преподавателем и студентом. Мы видим, как студенты усвоили учебный материал, и только комплексное применение всех форм контроля позволяет выявить динамику формирования системы знаний и умений студентов, и только правильное сочетание всех форм контроля способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса по иностранному языку.По материалам научно-практической конференции «VI Знаменские чтения»,4 марта 2007 года СурГПУ