А. В. Соловьев теория организаций учебное пособие

А.В. СоловьевТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИЙУчебное пособиеСпециальность 080507- Менеджмент организации»Москва 2011Обсуждено и рекомендовано на совместном заседании Методического совета и кафедры ИнститутаРецензент к.в.н., проф.ИКиП В.Г. Ткачевк.т.н. проф. ИКиП Соловьев А.В. – Теория организации – М.: Издательство НОУ ВПО ИКиП, 2011 –с.ISBNУчебное пособие «Теория организации» разработано в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта второго поколения по специальности 080507- «Менеджмент организации», а также с учетом проектов стандартов третьего поколения и знакомит студентов с проблемами становления, функционирования и развития организаций, позволяет освоить законы социальных организаций, методы проектирования организационных структур, формирования организационной культурыПредназначено для студентов заочного обучения, изучающих курс «Теория организации», а также будет полезен всем, интересующимся организационной проблематикой и управлением организациями.УДК 33 (075)ББК 65.050я7Соловьев А.В.., 2011© Оформление. НОУ ВПО ИКиП, 2011Учебное изданиек.т.н., проф. ИКиП Соловьев А.В. Теория организации ^ Подписано в печать 02.10.2011 г.84/16Формат 60Печать оперативнаяУсл. печ. л. 9,15Заказ № 1014Тираж 100 экз.Отпечатано НОУ ВПО ИКиПМосква, Б. Факельный пер. 38а Издательство НОУ ВПО ИКиП, 109147,Москва, Б. Факельный пер. 38ОГЛАВЛЕНИЕВведение…………………………………………………………………………..5Понятие и сущность организации……………………………………7Жизненный цикл организации……………………………………….10Типология и классификация организаций………………………19Место теории организаций в системе научных знаний…..26Подходы к изучению организаций…………………………………..32 Структуры организаций………………………………………………..…46Законы и принципы организаций…………………………………….87Проектирование организаций…………………………………………115Организационная культура………………………………………………141Использованная литература……………………………………………..235 1. ВВЕДЕНИЕ Каждый человек в течение всей жизни, так или иначе, связан с ор­ганизациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, вступают в многообразные отношения. В рамках организа­ций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет ор­ганизаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями. Организация — сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть своя культура. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности. Зачем организации нужны, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности открывают, почему их участники действуют так, а не иначе, — ответы на эти вопросы призвана дать область знаний – теория организации. Можно проследить три фазы фундаментальных изменений в организациях в XX веке. Первая фаза — отделение управленческих функций (капитала-функции) от капитала-собственности и превращение управления в профессию. Вторая фаза — появление, начиная с 1920-х годов, организаций с вертикальной соподчиненностью и высоким уровнем централизации решений. Третья фаза — переход к организациям с преобладанием го­ризонтальных структур и связей, базирующихся на широком исполь­зовании информационных технологий, специальных знаний и системных методов принятия решений. Каждая фаза организационных изменений была ответом на вызовы времени, повышение сложности и наукоемкости производства, радикальные изменения экономических отношений. На пороге XXI века совершился переход от организационной рационализации, основанной преимущественно на накопленном опыте, к всестороннему применению системного и процессного подходов, информационных сетей. Сущность организаций не может быть сведена лишь к формальным структурам или потокам информации, к механическим взаимодействиям или исполнению команд. Упрощенный подход к функционированию организаций, однобокость в интерпретации их базисных элементов и свойств не позволяют в полной мере использовать их потенциал. Наряду с традиционными экономическими критериями оценки деятельности организаций, основанными на изме­рении эффективности использования ресурсов, на первый план наряду с финансовыми показателями выходят «неосязаемые» измерители: интеллектуальный капитал, удовлетворенность потребителя, социальная прибыль, организационная культура Дисциплина «Теория организации» является одной из первых дисциплин специализации для будущих менеджеров и опирается на знания в области менеджмента, полученные студентами на более ранних курсах.^ 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ Общество состоит из множества организаций, с которыми связа­ны все аспекты и проявления человеческой жизни, — экономика, на­ука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь. Теория ор­ганизации призвана ответить на вопросы, зачем организации нужны, как они создаются, функционируют и изменяются, почему члены ор­ганизаций действуют именно так, а не иначе.^ Черты и свойства организацийОрганизация представляет собой сознательно координируемое соци­альное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или це­лей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управ­ление, под «социальным образованием» — то, что организация состо­ит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между со­бой. Модели взаимодействия, которым следуют индивидуумы, явля­ются преднамеренными. Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации. Орга­низация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установ­ленных целей. Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Поэтому он и создает инте­грированные, кооперативные системы поведения. Определение организации предусматривает необходимость фор­мального координирования взаимодействия работников. Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, каковы формальные коор­динирующие механизмы и модели взаимодействия. Для организации характерны комплексность, формализация определенное соотноше­ние централизации и децентрализации. Комплексность рассматрива­ет степень дифференциации в рамках организации. Она включает уро­вень специализации или разделения труда, количество уровней в ие­рархии организации и степень территориального распределения под­разделений организации. Под формализацией понимаются заранее раз­работанные и установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников. Некоторые организации минимально опери­руют с такими стандартными директивами. Другие имеют все типы правил, инструктирующих работников по поводу того, что они могут и чего не могут делать. Соотношение централизации и децентрализа­ции определяется уровнями, на которых вырабатываются и принима­ются управленческие решения в организации. В некоторых организа­циях процесс принятия решений очень централизован, разрешением проблем занимаются высшие руководители. В других случаях приня­тие решений децентрализовано, ответственность делегируется вниз по иерархии управления. Принятое соотношение централизации и де­централизации определяет характер и тип устанавливаемой органи­зационной структуры управления.Отметим, что организации заранее проектируются, моделируют­ся с тем, чтобы сформировать структуру, подчиненную интересам до­стижения установленных целей. При проектировании организации ис­пользуется представление о ней как об организме, который действует рационально и целенаправленно, имеет априори установленную цель и совершенствует методы достижения цели. Проектирование в совре­менных условиях вызвано к жизни увеличивающейся сложностью уп­равления организациями, необходимостью применения научно обос­нованных методов для выполнения функций управления и специали­зацией управленческого труда. Этот подход качественно отличается от широко распространенных методов повышения эффективности организаций, таких, как традиционное расчленение и объединение на опытной основе подразделений или сфер ответственности руководи­телей, замена руководителей, улучшение тех или иных организаци­онных процедур.Следует различать теорию организации и организационное пове­дение. Макроуровень (организация в целом и ее основные части) яв­ляется объектом анализа в теории организации, которая изучает усло­вия и предпосылки поведения организации, ее общую эффективность, возможности для адаптации и достижения целей. Эта дисциплина име­ет как описательный, так и нормативный аспекты. Она описывает фактическую структуру организации и предлагает варианты ее опти­мальной структуры, обеспечивающей эффективное функционирова­ние. Организационное поведение как научная дисциплина имеет объек­том анализа микроуровень – поведение индивидуумов и групп. Пове­дение индивидуумов обычно изучается с позиций восприятия ценно­стей, профессионального образования, мотивации и личных особен­ностей. При рассмотрении поведения групп внимание уделяется ролям, статусу, руководству, общению и конфликтам. В круг изучения входит производительность труда работников, текучесть кадров, удовлетворенность работой.Необходимо подчеркнуть, что теория организации и организаци­онное поведение — смежные дисциплины, имеют много точек сопри­косновения, дополняют друг друга при изучении проблем поведения организаций. Исследуя конфликты, организационное поведение со­средоточивается на межличностных и внутригрупповых столкновени­ях, которые происходят из-за разнообразия личностных особеннос­тей и недостаточной коммуникации. Конфликт же, когда он изучает­ся теорией организации, связан преимущественно с проблемами вну­тренней координации. В одном случае конфликт рассматривается как проблема, возникающая между людьми. В другом – как столкнове­ние в результате имеющихся недостатков в построении организации. Теория организации и организационное поведение охватывают раз­личные уровни и аспекты анализа организационного процесса.Каждая организация имеет свое предназначение – миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Миссия — понятие неоднозначное. Значение определения миссии ор­ганизации состоит в том, что она:1) представляет собой базис, точку опоры для всех плановых ре­шений организации, для определения ее целей и задач;2) создает уверенность, что организация преследует непротиворе­чивые, ясные, сравнимые цели;3) помогает сосредоточить усилия работников на выбранном на­правлении, объединяет их действия;4) вызывает понимание и поддержку внешних участников орга­низации (акционеров, финансовых фирм и т. д.).Примерная характеристика предназначения организации в обоб­щенном виде включает:предлагаемые продукты или услуги;место и роль в системе рыночных отношений;цели организации (выживание, рост, доходность);технологию (процессы, инновации);философию (базовые взгляды, ценности, мотивации);внутреннюю концепцию (сильные стороны, степень конкурен­тоспособности, факторы выживания);внешний образ, имидж (ответственность перед партнерами, по­требителями, обществом в целом). Осуществляя свою миссию (предназначение), организация доби­вается достижения определенных целей — выживания, роста, доход­ности . Она выпускает определенную продукцию и оказы­вает услуги, использует различные технологии и т. д.^ 3. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ос­лабевают и в конце концов прекращают свое существование. Немно­гие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изме­нений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться – процветают, негибкие – исчезают. Какие-то орга­низации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства со­ответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организаций как предсказуемых измене­ний с определенной последовательностью состояний в течение вре­мени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что су­ществуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.Жизненный цикл организации непосредственно и теснейшим образом связан с жизненным циклом продукции — временным интер­валом, включающим в себя несколько стадий, каждая из которых от­личается особым характером процесса изменения объема производ­ства во времени. Следует различать: полный жизненный цикл про­дукции; жизненный цикл продукции в сфере производства; жизнен­ный цикл продукции в сфере потребления. Полный жизненный цикл продукции включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделий потребителями. Это понятие исполь­зуется для планирования маркетинга и снабженческо-сбытовой де­ятельности, организации послепродажного обслуживания изделий, выбора адекватных форм управления и создания необходимых струк­турных звеньев.Концепции жизненного цикла уделяется большое внимание в ли­тературе по изучению рынков. Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют неко­торые исключительные характеристики, которые требуют определен­ной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие времен­ные отрезки предусматривает следующие этапы.1 вариант1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, про­движение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ре­сурсами. 2. ^ Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуника­ции в рамках организации и ее структура остаются, в сущности, не­формальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обяза­тельства. 3. ^ Этап формализации и управления. Структура организации ста­билизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор де­лается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по вы­работке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена органи­зации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает для нее серьезной опасности. 4. ^ Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявля­ют новые возможности развития. Организационная структура стано­вится более комплексной и отработанной. Механизм принятия реше­ний децентрализован.5. ^ Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на ее продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, осо­бенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимаю­щие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован.Основные этапы жизненного цикла организации графически пред­ставлены на рис. . На рисунке часть кривой, имеющая положитель­ный наклон, отражает стадии создания, роста и зрелости организа­ции, другая ее часть с отрицательным наклоном – стадия упадка орга­низации.2 вариантДетство. Это опасный период, поскольку наибольшее количест­во неудач происходит в течение первых лет после возникновения ор­ганизации. Из мировой статистики известно, что огромное число ор­ганизаций небольшого масштаба терпят неудачу из-за некомпетент­ности и неопытности руководства. Каждое второе предприятие ма­лого бизнеса терпит крах в течение двух лет, четыре из пяти пред­приятий — в течение пяти лет своего существования. Задачей этого периода является достижение быстрого успеха, а его целями — здо­ровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой.Отрочество. Во время этого переходного периода рост организа­ции осуществляется, как правило, не систематично, рывками. Орга­низация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры посте­пенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживается плани­рование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на ра­боту новых специалистов, что вызывает трения с прежним кадровым составом. Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, про­водя систематическое планирование, координацию, управление и кон­троль.^ Ранняя зрелость. Отличительные признаки этого периода – экс­пансия, дифференциация и, возможно, диверсификация. Образуют­ся структурные подразделения, результаты деятельности которых из­меряются полученной прибылью. Используются многие общеприня­тые методы оценки эффективности, должностные инструкции, деле­гирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, ор­ганизация обучения и развития. Однако начинают проявляться тен­денции к бюрократизму и борьбе за власть, местничеству и стремле­нию добиваться успеха любой ценой.^ Расцвет сил. Имея в правлении акционеров, организация ставит на данном этапе цель сбалансированного роста. Структура, коорди­нация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей организации и децент­рализация. Принимается концепция структурных подразделений, ре­зультаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляе­мы, а квалификационные навыки управленческого персонала – бо­лее отточены. С ускорением темпов роста по сравнению с предыду­щими стадиями организация нередко переоценивает свои успехи и воз­можности.^ Полная зрелость. Имея компетентное, но не всегда ответственное руководство, организация действует практически сама по себе. Весь­ма часто устанавливается нежелательное состояние всеобщего благо­душия. Несмотря на то что уровень доходов вполне приемлемый, тем­пы роста замедляются. Организация может отклоняться от своих пер­воначальных целей под влиянием общественного мнения. Вместе с тем слабости слишком очевидны. Эти симптомы нередко игнориру­ются руководством.Старение. Этот этап никогда бы не наступил, если бы руководство организации постоянно сознавало необходимость обновления. Кон­куренты неизменно претендуют на долю организации на рынке. Бюрократическая волокита, не всегда обоснованная стратегия, неэффек­тивная система мотиваций, громоздкая система контроля, закрытость к новым идеям — все это, вместе взятое, создает условия для «закупор­ки артерий». Как показывает практика, очень трудно остановиться и прекратить выполнение непродуктивной работы. В результате органи­зация постепенно начинает распадаться. Она вынуждена либо принять жесткую систему обновления, либо погибнуть как самостоятельная структура, влившись в приобретающую ее корпорацию. Организация откатывается назад, и вновь начинается борьба за ее выживание.Обновление. Организация в состоянии подняться из пепла как Феникс. Это может сделать новая команда руководителей, уполно­моченных на проведение реорганизации и осуществление плановой программы внутреннего организационного развития.Многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обос­нованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраи­ваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.На стадии создания организации руководитель должен:тщательно изучить потребительский спрос на данную продук­цию или услуги на конкретных рынках;собрать и оценить информацию о деятельности и намерениях конкурентов, сопоставить ее с возможностями, наличными ресурса­ми и стратегией компании;взвесить необходимость и целесообразность увеличения потен­циала компании и внесения соответствующих коррективов в ее стра­тегию;принять необходимые меры по привлечению дополнительных ресурсов за счет внутренних и внешних источников;рационально организовать управленческий процесс, включая расстановку кадров, создание системы ответственности, надежный механизм принятия решений, систему мотиваций и стимулов. На стадии роста организации на первый план в деятельности ру­ководителя выступают:решение социальных проблем коллектива, позволяющее закреп­лять и развивать заинтересованность работников;обеспечение баланса между текущей и инновационной перспек­тивной деятельностью, между повышением качества выпускаемой продукции и услуг и поиском новых сфер приложения капитала;оптимизация соотношения между централизацией и децентра­лизацией в управлении компанией, внедрение прогрессивных струк­тур управления, информационных технологий и т. п. На стадии зрелости руководитель организации должен:систематически и в первоочередном порядке следить за поведе­нием конкурентов и в необходимых случаях вносить изменения в пер­спективные планы организации;проанализировать необходимость и возможности технического перевооружения производства, повышения уровня технологической и конструкторской подготовки производства;совместно с потребителями определять производственную и научно-техническую политику организации;создать необходимые условия для поддержания и укрепления интеллектуального потенциала организации, эффективной работы целевых команд, использования матричных структур и т. п.На стадии упадка организации происходит определенная центра­лизация управления компанией и в этих условиях руководитель:рассматривает возможности экономии всех видов ресурсов и со­средоточения деятельности компании на направлении, которое сулит наибольшую отдачу в кратчайшие сроки;изучает возможности слияния с другими компаниями, сужения номенклатуры производимой продукции, если это позволит сохранить и эффективно использовать имеющийся потенциал при минималь­ных потерях; приступает к осуществлению изменений в организации и мето­дах управления предприятием, в установлении связей с новыми рын­ками и поставщиками.^ 4. ТИПОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙКлассификация организаций позволяет сгруппировать их по сходным признакам или параметрам для выработки общих ме­тодов анализа хозяйственной деятельности, совершенствования управ­ления и регулирования. Классификация и типология организаций не­обходима также для определения государственной политики по от­ношению к различных типам предприятий (например, налоговая по­литика, кредитная политика, политика государственной поддержки бизнеса и пр.).По правовой форме можно выделить четыре типа организаций:Юридическое лицо — это организация, которая имеет печать, расчетный счет в банке, имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выполняет возложенные обязанности, имеет самостоятельный баланс, может быть истцом и ответчиком в суде, зарегистрирована в государственных органах власти. Неюридическое лицо — подразделения организации — юриди­ческого лица (не зарегистрировано).Неюридическое лицо — предприниматель без организации юри­дического лица (зарегистрировано).Неформальная организация граждан — это объединение людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязанностях, они не регистрируются в государст­венных органах.Всем формам организаций присущи общие черты:-наличие хотя бы одного сотрудника;-наличие хотя бы одной общей цели, направленной на удовлетворение потребностей и интересов человека или общества;-получение прибавочного продукта в разных формах (ма­териалы, услуги, информация, духовная пища);-преобразование ресурсов в ходе деятельности (финансы, сырье, оборудование, знания, информация).Классификация организаций проводится по самым разным при­знакам: по размеру, по форме собственности, по источникам фи­нансирования, по признаку формализации, по отношению к при­были, по организационно-правовой форме и др.Перечислим основные признаки классификации ор­ганизаций:по отношению к власти ~ правительственные и неправи­тельственные;по отношению к главной цели — общественные и хозяйст­венные;по отношению к прибыли — коммерческие и некоммерче­ские;по отношению к бюджету — бюджетные и внебюджетные;по форме собственности — государственные, муниципаль­ные, общественные, частные и организации со смешанной формой собственности;по уровню формализации — формальные и неформальные;по отраслевой принадлежности — промышленные, транс­портные, сельскохозяйственные, торговые и пр.;по самостоятельности принятия решений — головные, до­черние, зависимые;по размеру и численности членов организации —- крупные, средние, малые.Наверное, существует еще много признаков, по которым можно классифицировать организации, например, по территориальной при­надлежности (организации Западного округа Москвы), по политиче­ской ориентации (красный пояс) и т.п.Общественные организации создаются для удовлетворения соци­альных потребностей и интересов членов общества: политические партии, союзы, блоки, правозащитные организации и др. Осуществ­ляют добровольно общественную деятельность, например, »Экология и мир», «Столичное собаководство», «Гринпис», «Союз потребите­лей» и пр.Хозяйственные организации удовлетворяют потребности индиви­дуума и общества путем хозяйственно-производительной деятельно­сти. В свою очередь они подразделяются на производственные, на­учно-производственные, посреднические и др.Правительственная организация (ПО) — такой статус дается офи­циальными органами власти федерального или местного уровней. К правительственным организациям относятся организации, зафикси­рованные в Конституции, указах Президента, например, министерст­ва, государственные комитеты, Администрация Президента, префек­туры, районные управы и пр. На эти организации распространяются различные привилегии и определенные жесткие требования (при­вилегии — финансирование, льготы, социальное обеспечение; требо­вания — государственный чиновник не имеет права возглавлять коммерческие структуры, не имеет права использовать привилегии в целях собственной выгоды либо личной выгоды своих сотрудников. Неправительственные организации — это те, которые не имеют статуса ПО.Коммерческие организации — организации, ставящие своей це­лью получение прибыли в интересах учредителей или акционеров. Согласно Государственному Кодексу Российской Федерации (ГК РФ) к ним отнесены: хозяйственные товарищества и общества, производ­ственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.Некоммерческие организации — ставят целью удовлетворение об­щественных потребностей. Несмотря на то что цели их носят неком­мерческий характер, они могут заниматься предпринимательством и получать прибыль, идущую на текущие расходы. Полученная прибыль идет не учредителям, а используется на развитие организации, при­быль не облагается налогом. В соответствии с ГК РФ к некоммерче­ским отнесены: потребительские кооперативы, общественные и рели­гиозные, благотворительные и другие фонды, ассоциации, союзы, уч­реждения.Бюджетные организации — источником финансирования таких организаций является государственный бюджет или бюджет госу­дарственного органа. Бюджетные организации освобождаются от многих налогов, в том числе от НДС.Небюджетные организации — сами изыскивают источники фи­нансирования, в том числе источником финансирования может быть бюджет, а инвестором — бюджетная организация.По форме собственности различают государствен­ные, муниципальные, общественные организации и организации со смешанной формой собственности.Государственные и муниципальные организации полностью или час­тично находятся под контролем государственных или муниципаль­ных органов власти.Частные организации — это организации, созданные индивиду­альными предпринимателями: товарищества, кооперативы, фермер­ские хозяйства, а также созданные за счет взносов акционеров: ак­ционерные общества, хозяйственные товарищества и др. (Таблица 1). Форма Участники Ответственность Учредит. Документы Количество участников Капитал, имущество Примечания Индивидуальный предприниматель(ИП) Гражданин ИП отвечает всем принадлежащим ему имуществом (кроме того имущества, на которое по закону не может быть обращено взыскание) Нет 1 участник.Несколько ИП могут объединяться на основании договора простого товарищества (ст.1041 ГК РФ), объединяя вклады и действуя совместно без образования юр. лица   ^ ИП вправе иметь наемных работников, их количество не ограничено законом Полное товарищество ИП и коммерческие организации.Участники называются “полными товарищами” ^ Участники солидарно осуществляют субсидиарную ответственность своим имуществом Учредитель-ный договор Несколько участников, если остается 1, то должно быть ликвидировано или преобразовано в иную форму Каждый участник вносит свой вклад в так называемый “складочный капитал”. Размер капитала законом не регламентируется ^ Практически не используется Товарищество на вере (или – коммандитное товарищество) 2 вида участников – полные товарищи и вкладчики (коммандитисты).Полными товарищами могут быть ИП и коммерческие организации.^ Вкладчиками могут быть граждане и любые юр. лица Полные товарищи солидарно осуществляют субсидиарную ответственность своим имуществом. Вкладчики вносят вклад и не несут ответственности по долгам товарищества, а рискуют только своим вкладом – “- ^ Если вкладчиков не остается, то коммандитное товарищество должно ликвидироваться или может быть преобразовано в полное товарищество – “- ^ В остальном коммандитное товарищество аналогично полному товариществу Общество с ограниченной ответственностью(ООО) ^ Граждане и любые юр. лица Участники не отвечают по обязательствам ООО своим имуществом и несут риск в размере внесенных ими вкладов ^ Учредитель-ный договор, устав.Если один участник, то только устав 1 или несколько участников, но не более 50, если участников больше, то должно быть ликвидировано или преобразовано в ОАО или производственный кооператив Каждый участник вносит свой вклад в уставный капитал. Уставный капитал не может быть меньше 100 МРОТ, т.е. 10 тыс.рублей ^ Если в учредительных документах оказались расхождения, то судебной практикой признается приоритет устава^ Основные допущения системного подхода В мире существуют системыСистемное описание истинноСистемы взаимодействуют друг с другом, а, следовательно, всё в этом мире взаимосвязано Следовательно, мир — это тоже система6.2. Процессный подход Наибольшую трудность в понимании, что такое Процессный подход к управлению вызывает само понятие Процесс. В русском языке это слово имеет слишком иного значений и оттенков. В терминах ISO 9000:2000: «Процесс — совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая «входы» в «выходы». Определение слишком общее и неконкретное. Вкладывать в такое определение свой смысл, или применять его для нужд конкретной (своей) организации под силу далеко не каждому менеджеру.. Большинство российских организаций имеют функциональную структуру управления и надеются повысить эффективность управления путем внедрения процессного подхода. В качестве первых шагов предлагается посмотреть на свою организацию со стороны и навести в ней элементарный порядок, четко определив ответственность, полномочия, ресурсы, информационные и управленческие связи. Данный подход не отвергает существующей системы управления, а определяет пути ее улучшения и постепенного перехода к процессной системе управления. Сначала необходимо определиться с терминами и понятиями. 1. Деятельность каждой организации представляет собой цепочку процессов от маркетинга, планирования, до продажи и послепродажного обслуживания. Все процессы имеют следующие отличительные черты: Хозяин Процесса — должностное лицо, несущее ответственность за ход и результаты Процесса; Ресурсы — ресурсы, выделенные в распоряжение Хозяина Процесса для его проведения; могут включать — оборудование (производственное, контрольно-измерительное, офисное и др.), персонал, помещения, среду, транспорт, связь, материалы (вспомогательные), финансы, документация и т. д.; ^ Параметры Процесса — характеристики (информация) по которым Хозяин Процесса и высший руководитель могут судить о том, насколько эффективно выполняется Процесс и достигаются ли запланированные результаты; Потребитель — потребитель результатов Процесса, степень удовлетворенности которого, также предназначена для оценки эффективности Процесса; ^ Входы Процесса — входные объекты (сырье, продукция, комплектация, информация или услуга), которые преобразуются в Выходы Процесса, в ходе выполнения Процесса. Часто Входы одного Процесса являются выходами другого; ^ Выходы Процесса — продукция, информация или услуга ради которой существует Процесс. Сеть Процессов организации — объединение взаимосвязанных и взаимо