Управление образования Администрации г. Владимира Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №33 г. Владимира»Модульное описание опыта педагогической деятельностиФормирование эмоционально-ценностных отношений учащихся при изучении географии средствами ИКТУчитель географии МОУ СОШ №33 г. Владимира А.Ю. КузьминВладимир, 2009 г.Условия возникновения и становления опыта.«География – особое видение мира»Опыт формирования эмоционально-ценностных отношений учащихся к миру и деятельности на уроках географии средствами ИКТ возник и начал развиваться на основе постоянного глубокого осмысления и анализа автором данных материалов тех изменений, которые происходят в современном образовании в условиях информатизации и глобализации деятельности общества, нарастания всеобщей коммуникации человечества, усиления гуманистического и культурологического потенциала образования подрастающего поколения. К другим условиям возникновения и становления опыта следует отнести:^ 1. Место учебной дисциплины «География» в системе общего (полного) и основного общего образования. В современной школе география остается дисциплиной, обеспечивающей вместе с философией, историей, литературой и лингвистикой, комплексное формирование общечеловеческой культуры учащихся. Вместе с этим география остается единственным предметом в школе, который синтезирует знания из области естественных и общественных наук.^ 2. Развитие географической науки. В конце ХХ столетия отечественные теоретики географической методологии опубликовали ряд монографий, посвященных географической культуре, как важной составляющей культуры современной цивилизации в целом, а также возрождению комплексного страноведения как ценностного базиса современной международной и глобальной коммуникации людей. При этом отмечается, что одной из составных частей географической культуры является географическая картина мира, которая в сознании школьников формируется как целостный образ мира (В.П. Максаковский, 1998 г.), а важной двуединой задачей комплексного страноведения является создание из восприятий различных элементов целостной картины территории (Я.Г. Машбиц, 1999 г.).^ 3. Модернизация целей, содержания и структуры базового географического образования. Новые тенденции в географической науке и методологии в начале ХХI века нашли отражение в современной методике и технологии обучения географии в школе и закреплены в федеральных компонентах государственных стандартов основного общего образования и среднего (полного) общего образования по географии последнего поколения, в примерных программах основного общего образования и среднего (полного) общего образования по географии, по которым в настоящее время работает большинство учителей-географов муниципальных образовательных учреждений региона. В настоящее время ведущими методистами-географами (И.В. Душина, Е.А.Таможняя, 2004 г.) пересмотрены подходы к целеполаганию географического образования в школе в условиях его модернизации, согласно которому главный акцент переносится на умения и опыт практической деятельности учащихся, способность их оперировать источниками географической информации. В структуре компонентов содержания школьной географии и наряду с традиционными знаниями, умениями и навыками они выделяют новые элементы – опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся. Однако, эти компоненты содержания не нашли отражения в программах, за исключением объяснительной записки к программам, в которых указывается на важность этих компонентов. С целью обеспечения вариативности образования в старшей школе, его дифференциации и индивидуализации Федеральный компонент государственного стандарта для старшей школы представлен на базовом и профильном уровнях. На старшей ступени общего образования учащиеся должны сделать не только свой социальный выбор, но и определить профессиональную ориентацию. С этой целью примерная программа по географии на базовом уровне направлена, прежде всего, на формирование общей культуры школьников и в большей степени связана с мировоззренческими, воспитательными задачами предмета, которые и являются своеобразными индикативными показателями сформированных эмоционально-ценностных отношений.^ 4. Разработка новых линий средств обучения географии. Требования стандартов и примерных программ в свою очередь обусловили необходимость авторских коллективов ученых-географов и отраслевых методистов разработать новые предметные линии УМК, привести в соответствие комплексы технических средств обучения и оснащения учебных кабинетов, вывести их на качественно новый уровень. В методическом письме «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» говорится о том, что при выборе учебников и УМК по географии для основной школы необходимо обратить внимание на их соответствие основным идеям модернизации географического образования, целям географического образования, а также требованиям к подготовке выпускников. Другими словами, учебник призван, в первую очередь, раскрыть обязательный минимум содержания и подготовить учащихся к выполнению итоговых требований. Кроме того, учебник должен являться важнейшим структурным компонентом УМК, обеспечивая системность и целостность образовательного процесса. Утверждение новых подходов к школьному географическому образованию неизбежно ставит вопрос о модернизации учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса. В этой связи при выборе учебников и УМК по географии рекомендуется руководствоваться следующими документами: – Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по географии;- Федеральным перечнем учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразования России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.^ 5. Реализация ПНП «Образование», стартовавшего в РФ с 2006 г. в разделе «Информатизация школы и внедрение ИКТ» позволило ряду педагогов-географов прикоснуться к плодам электротехнических и электронных инноваций в своих образовательных учреждениях и с успехом внедрить их в образовательный процесс. При этом возможности большинства учителей применять ИКТ в образовательном процессе регулярно продолжают оставаться более чем скромными в силу целого ряда как объективных (недостаточное финансирование образовательного учреждения по статьям приобретения, наглядных пособий, ТСО и учебного оборудования, отсутствие множества точек выхода в Интернет), так и субъективных (моральная неготовность учителя осваивать ИКТ, стереотипность профессионального мышления педагога) причин. ^ 6. Противоречивость педагогической действительности. При всех вышеперечисленных условиях следует отметить сохраняющийся ряд противоречий, существующих между требованиями нормативных документов, методических предписаний в области содержания школьного географического образования и реальным состоянием преподавания географии в школах региона. Стремление автора представляемых материалов преодолеть существующие противоречия позволило повысить эффективность использования ИКТ в формировании эмоционально-ценностных отношений учащихся при изучении географии в школе. Таким образом, все выше перечисленные условия стали источником творчества педагога и позволили обобщить индивидуальный опыт использования ИКТ при формировании эмоционально-ценностных отношений учащихся при обучении географии. ^ Актуальность и перспективность опыта. В современных условиях развития образования, в том числе и географического на качественно новом техническом и технологическом уровне, опыт применения ИКТ при формировании эмоционально-ценностных отношений является достаточно актуальным, так как: 1. Является очевидным факт повышения оптимизации учебно-воспитательного процесса за счет применения информационно-коммуникационных технологий, которые воплощают в себе принципы доступности, комплексности, наглядности, научности, личностной ориентации, деятельностного подхода, интерактивности и креативности современного географического образования. 2. Использование ИКТ обеспечивает учителя и учащихся доступом к большому массиву информации, позволяет тренировать умение ориентироваться в информационном потоке, отбирать необходимую для решения конкретной задачи информационную базу, создавать на ее основе продукты элементарной презентации приобретенного опыта эмоционально-ценностных отношений, что напрямую отвечает требованиям государственного образовательного стандарта и позволяет оперативно отслеживать верность направлений их формирования в сознании учащихся. 3. Возможности применения ИКТ в образовательном процессе постоянно расширяются за счет выпуска новых средств реализации информационных технологий. В связи с этим расширяется арсенал методов и форм реализации ИКТ, они подвергаются большей технологизации, т.е. переводу в ранг способов обеспечения заранее ожидаемого высокого качества и результата подготовки выпускника основной и средней школы. 4. Наблюдается постепенный переход от технологий мультимедиа к технологиям телекоммуникаций т.е. от использования возможностей систем мультимедиа интегрировано представлять на экране любую аудиовизуальную информацию (презентации Windows Movie Maker, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Picture Manager и т.д.) к использованию способов передачи информации на расстоянии с помощью технических средств (он-лайн-уроки, Интернет-конференции, Интернет-проекты и др.) 5. Передовой педагогический опыт в сфере формирования эмоционально-ценностных отношений учащихся вообще и с применением ИКТ в частности сам по себе находится в стадии оформления, т.к. категория «Эмоционально-ценностные отношения», как отмечалось выше, является методической новинкой пока только продекларированной в программных документах географического образования и одновременно результатом реализации аксиологического подхода, который в методологическом плане остается для российской педагогики достаточно подвижным. Учитывая вышеуказанные положения можно предположить, что представляемые материалы автора будут работать на долгосрочную перспективу его педагогического творчества и послужат одной из единиц методического анализа для специалистов, работающих в этом же направлении.^ Теоретическое обоснование опыта.«Апелляция к мозгам обязательно должна быть дополнена апелляцией к эмоциям»Н.Н. Баранский.Опыт формирования эмоционально-ценностных отношений учащихся при изучении географии автора представляемых материалов основывается на детальном анализе теоретических работ ведущих отечественных ученых-географов (Н.Н. Баранский, В.Н. Максаковский, Я.Г. Машбиц, Е.Н. Перцик), географов-методистов (И.В. Душина, Е.А. Таможня, В.В. Николина, А.А. Летягин), педагогов-практиков (В.Н. Кудрявцев), федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерных программ по учебной дисциплине «География». Наш современник, географ-геоурбанист Е.Н. Перцик в последнем десятилетии ХХ века указывал на уникальный вклад географического образования в формирование общей гуманистической культуры человека, который усиливается постоянными интегративными связями географии с другими науками и даже с искусством, при этом осваивается совершенно новый блок «знаний и образов большого научного и эмоционального значения». Анализируя проблемы современной школьной географии В.П. Максаковский указывает на целый ряд позиций, приводящих к снижению эффективности формирования географической культуры учащихся. В частности, он отмечает рассогласование принципов научности и доступности в современном содержании географического образования не в пользу последнего. Причины снижения уровня доступности школьной географии он видит: в сокращении эмоциональных элементов текстов учебников; в не владении жанром научной популяризации авторов современных УМК; Также, В.П. Максаковский отмечает, что «за обилием схем, номенклатуры теряется образ места, образ территории». Говоря о проблематике современных школьных учебников географии он справедливо указывает на уделение повышенного внимания дополнительным текстам и иллюстративному материалу как инструментам повышения эмоционального интереса, эмоционального, чувственно-наглядного восприятия учебного материала. Помимо карт и картосхем на уроках географии, большая роль отводится В.П. Максаковским фотоиллюстрациям, которые выполняют важную познавательную функцию. «Они используются для создания образа территории, того или иного объекта, как в обобщенно-типологическом, так и в совершенно конкретном плане». В.П. Максаковский признает, что можно сделать что-то большее с фотоиллюстрациями при обучении географии, указывая на то, что в зарубежной практике преподавания предмета фотоиллюстрации используются гораздо шире. Также он одним из первых теоретиков-методистов говорит об активном внедрении в практику преподавания географии новых информационных технологий и проводит их группировку. В.П. Максаковский выделяет: мультимедийные интерактивные средства в сочетании с аудиовизуальными комплексами; демонстрационные комплексы; учебные ГИС На важное значение эмоциональной составляющей географического знания постоянно указывает один из классиков отечественной страноведческой школы Я.Г. Машбиц, который в своей монографии «Основы страноведения», адресованной учителям географии уделил отдельную главу вопросам методики страноведческого содержания учебной географии. В ней автор выделяет главную задачу преподавательской деятельности учителя географии как постоянный поиск, осмысление, пропускание через себя своеобразия территорий, о которых он собирается поведать ученикам с одновременным вовлечением ребят в этот процесс. Я.Г. Машбицем прямо говорится о том, что научное мышление неотделимо от художественного, эмоционального восприятия территории. Образ территории, по Машбицу, это результат соединения научных знаний о ней и художественного восприятия. По мнению автора, профессиональным географам и преподавателям географии надо овладеть искусством красочно, емко и точно характеризовать территорию. Это мастерство представляет важный элемент профессионального уровня географов. В преподавании географии очень важно представить и передать учащимся «образ места». Я.Г. Машбиц считает важным умение создавать образ территории путем вдумчивого синтеза различных составных ее частей. Создание из восприятия различных элементов территории ее целостной картины требует синтеза восприятия таких территориальных объектов и систем, как ландшафты, различные типы местностей и хозяйства, населенных пунктов, а на высоких «этажах изучения» – районов и стран. Знакомясь с содержанием федерального компонента государственного стандарта и примерных программ по географии автор представляемых материалов соглашается с одним из ведущих методистов-географов И.В. Душиной в том, что четкого выделения категории эмоционально-ценностных отношений, опыт которых должны приобрести учащиеся в ходе изучения дисциплины, в данных документах нет. При этом и стандарт и программы пронизаны положениями, которые педагоги-практики обычно относят к воспитательному потенциалу предмета и мировоззренческим идеям. Автор представляемых материалов позволяет себе заключить, что гуманизация содержания науки географии в целом и школьного географического образования в частности, смещение акцентов с чисто учебных позиций на воспитательные в свете модернизации всей системы образования России позволили наряду со знаниевым и развивающим компонентами содержания географического образования выделить в особые блоки опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений учащихся как концентры воспитывающей функции предмета. В настоящее время вопрос разработки понятия «эмоционально-ценностные отношения» освещен в работах ведущих отечественных методистов-географов И.В. Душиной, Е.А. Таможней, В.В. Николиной Так, И.В. Душина определяет опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, как систему взглядов, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций, которые формируются в процессе учебной и практической деятельности. «Опыт эмоционально-ценностных отношений включает мотивы деятельности, нравственные проблемы, которые находят отражение в поведении школьников», – считает автор определения. Согласно В.В. Николиной опыт эмоционально-ценностных отношений есть система ценностей, эмоций, идеалов, отношений обеспечивающие формирование гуманистических ценностных ориентаций учащихся, активной деятельности по сохранению окружающей среды. Автор представляемых материалов считает, что определение эмоционально-ценностных отношений И.В. Душиной более масштабно и закончено по психолого-педагогическому смыслу так как выводит на мотивы и нравственные проблемы сознания ребенка как индикаторы его поведения. Ценность определения В.В. Николиной, по его мнению, заключается в отнесении эмоций, как самостоятельной единицы к разряду эмоционально-ценностных отношений. При этом В.В. Николина в своих методических рекомендациях к курсу географии 6 класса УМК «Полярная звезда» дает пояснение групп ценностей, эмоциональное отношение к которым должны сформироваться у учащихся. Она различает материальные ценности природные и социокультурные объекты) и духовные ценности, выражающиеся в виде правил, обычаев, традиций, идеалов людей. В.В. Николина акцентирует внимание педагогов-практиков на важность учета при формировании эмоционально-ценностных отношений и категории «общечеловеческие ценности» – природа, жизнь на планете, родина, человеческая деятельность, общественные ценности исторического и национального плана, связанные с культурой людей, с определенной цивилизацией и определенным видением мира. В связи с этим она выводит главную задачу всего курса школьной географии в плане эмоционально-ценностных отношений как направление процесса осознания общечеловеческих и общественных ценностей на усвоение и превращение их в личностные ценности, что становится возможным на основе эмоциональных переживаний. Ценностным идеям служит ознакомление учащихся с именами выдающихся путешественников и исследователей. Ценностные идеи являются синтезом географических знаний, оценочных суждений и отношений, исходят из желаемого отношения к природе, обществу, человеку и выражают гуманистическую сущность географии. Значимыми в практической деятельности учителя географии современной школы, по мнению автора представляемых материалов, являются вопросы педагогической технологизации образовательного процесса по географии, подробно рассмотренные коллективом ученых-методистов МПГУ им. Ленина под руководством И.В. Душиной. В своих работах они дали четкое определение понятия педагогической технологии, рассмотрели ее признаки и различили ее виды. Это внесло определенную ясность в понимание вопросов педагогической технологии среди широкой педагогической общественности. Педагогическая технология по И.В. Душиной – это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Основная цель педагогических технологий – организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (т.е. методов обучения), которая направлена на обеспечение планируемых результатов. Главными признаками технологии обучения авторы считают: – четкую постановку перед учащимися учебных целей и задач, осознание лично каждым учащимся значимости изучаемого материала, мотивацию учебной деятельности учащихся; – построение последовательной поэлементной процедуры достижения целей и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и форм организации учебной деятельности школьников; – обучение по образцам (по учебным тетрадям, практикумам, учебникам); выполнение указаний учителя (приемов учебной работы, алгоритмов); – организацию самостоятельной работы учащихся, направленную на решение проблемных учебных задач; – широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки результатов обучения; Виды педагогических технологий (по И.В. Душиной): -технология объяснительно-иллюстративного обучения -технология личностно-ориентированного обучения -технология развивающего обучения -технология формирования приемов учебной работы -технология листов опорных сигналов -технология формирования учебной деятельности школьников -технология дифференцированного обучения -технология учебно-игровой деятельности -технология коммуникативно-диалоговой деятельности -модульная технология -технология проектной деятельности школьников На становление опыта формирования эмоционально-ценностных отношений учащихся при изучении географии автора представляемых материалов большое влияние оказали практические наработки педагога-практика из Тверской области Василия Николаевича Кудрявцева, участника конкурса «Учитель года России – 2001», заместителя директора Кашинской средней школы №1. Его публикация журнале «География в школе», №3 за 2002 г. позволила окончательно увидеть методику, позволяющую в условиях современной школы реально обеспечивать формирование эмоционально-ценностных отношений учащихся на уроках географии разных типов, максимально реализуя их воспитательный потенциал, привлекая разнообразные средства обучения, выполняя требования нормативных документов в области преподавания географии, планируя диагностируемые результаты образования и воплощая видения линий развития географического образования и науки географии ведущими отечественными учеными и методистами с помощью методов эмоционально личностного стимулирования. Согласно методике В.Н. Кудрявцева решение воспитательных задач на уроках географии возможно через методику содействия становлению эмоционально-ценностных отношений учащихся к природе. Позитивные ценности усваиваются на основе положительных эмоций. Они включаются в эмоционально-ценностную сферу личности и становятся стержнем культуры человека. Основные положения данной методики легли в концептуальную основу технологии, которая будет изложена ниже. Важной теоретической основой в вопросе средств формирования эмоционально-ценностных отношений учащихся стали положения работы методиста-географа А.А. Летягина, который подчеркивает особую роль средств обучения именно на уроках географии, т.к. большинство изучаемых географических объектов недоступно непосредственному наблюдению. Основная функция средств обучения географии – наглядность. Учителю географии необходимо понимать, что наглядность определяется не как свойство реальных объектов, предметов или явлений, а как особенность их психических образов. Поэтому наглядность показывает степень простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения. Кроме того, наглядный образ не возникает сам по себе, он образуется в результате активной работы, направленной на его создание. Согласно А.А. Летягину, большое значение в процессе формирования наглядного образа имеют индивидуальные особенности самих учащихся: уровень развития познавательных способностей и интересов, потребность увидеть, услышать, ощутить объект изучения, желание создать у себя его понятный образ. Для создания у учащихся наглядных образов изучаемых процессов, объектов и явлений учитель использует различные пособия и средства наглядности. Они различаются дидактическими свойствами и функциями. К особой группе А.А. Летягин относит средства обучения географии, основанные на применении новых информационных и компьютерных технологий (компьютеры и пакеты прикладных программ) Применение компьютера в процессе обучения позволяет использовать специальные обучающие и тестирующие программы, подготавливать самодельные учебно-наглядные пособия. Использование цифровой техники (фотоаппаратов и видеокамер) поможет школьникам лучше изучить отдаленные и местные географические объекты, сделать презентации, фото- и видеоэкскурсии по местам, которые они посетили во время каникул. Применение в школьной практике компьютерных технологий не возможно без соответствующих средств обучения. Разработка средств обучения географии на электронных носителях в настоящее время идет по нескольким направлениям. Модернизация ранее созданных учебных программ по географии; Создание электронных учебников по географии, которые призваны выполнять универсальные дидактические функции, а по составу являются мультимедийными комплексными средствами обучения; Разработка мультимедийных серий; Использование компьютерных технологий обеспечивает учащихся доступом к большому массиву информации. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей расширяет возможности представления географической информации. При этом значительная часть наглядных демонстрационных пособий и моделей хранится в цифровом формате, что значительно экономит место и время подготовки учителя к уроку. А.А. Летягиным классифицируются виды компьютерных программ, применяемых при обучении географии:Тренажеры для формирования и закрепления умений и навыков и самоподготовки учащихся. Использование программ предполагается после усвоения теоретического материалаКонтролирующие для контроля знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в т.ч. в тестовой формеДемонстрационные для демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий: иллюстраций, фотографий, видеофрагментов, анимацийГеоинформационные системы для сбора, хранения, исправления, анализа и показа на картах информации о земной поверхности. Имитационные для «симуляции» объектов и явлений, особенно когда изучаемые явления трудны для показа или носят абстрактный характер.Справочно-информационные для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета. В эту группу можно отнести разнообразные энциклопедические издания.Учебные для усвоения учащимися новых знаний. Особым видом учебных программ являются электронные (мультимедийные) учебники. Программы сочетают в себе большинство элементов перечисленных выше видов программ. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения является важным методическим принципом их применения. Вышеизложенные теоретические положения позволили автору представляемых материалов оформить понятийно-категориальный аппарат опыта:^ 1. Образ территории;2. Эмоционально-ценностные отношения;3. Педагогические технологии;4. Мультимедиа – компьютерные системы с программной поддержкой звуко- и видеозаписей;^ 5. Технологии мультимедиа – совокупность приемов, методов и способов продуцирования, обработки, хранения и передачи аудиовизуальной информации, возможности систем мультимедиа позволяют интегрировано представлять на экране любую аудиовизуальную информацию.^ 6. Учебный телекоммуникационный проект – совместная познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров на основе использования компьютерной телекоммуникации.7. Интерактивность – свойство компьютерных программ, обеспечивающее реакции со стороны программы в ответ на какие-либо действия пользователя.^ Ведущая педагогическая идея опыта.«Скука – тоже эмоция, но отрицательная» Л.В. ЗанковЦели, на достижение которых направлено изучение географии, определены в федеральном компоненте образовательного стандарта по географии исходя из целей общего образования, сформулированных в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности обучающегося, освоения знаний, овладения необходимыми учениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитание черт личности, ценных для каждого индивидуума и общества в целом. На основе данного положения автор представляемых материалов формулирует ведущую педагогическую идею опыта:^ Данный комплекс целеполагания возможно реализовать на основе формирования эмоционально ценностных отношений учащихся на уроках географии разных типов в ходе применения учителем методических приемов эмоционально-личностного стимулирования учащихся (создание экспрессивно-личностных ситуаций, содействия пониманию учащимися личностной значимости содержания материала и создания ситуаций эмоционально-нравственного переживания) через использование средств информационно-коммуникационных технологий, их свойств и форм (систем мультимедиа, мультимедийных технологий, учебных телекоммуникационных проектов, учебных компьютерных программ и их интерактивности).^ Новизна опыта. Новизна представляемого опыта заключается в попытке автора представляемых материалов детально обосновать педагогическую технологию формирования эмоционально-ценностных отношений учащихся средствами информационно-комуникационных технологий при изучении уникальной школьной дисциплины с учетом ее специфики.^ Технология опыта.Педагогические технологии – есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Б. Т. ЛихачёвОпыт формирования эмоционально-ценностных отношений технологически можно реализовать в насколько этапов:^ 1. Этап постановки диагностируемых целей. На данном этапе, наряду с постановкой целей учебного и развивающего характера учитель особо обращает внимание на то, какие ценности, эмоции, нравственные смыслы заложены в содержание материала конкретного урока, темы, раздела, курса. При этом намечаются пути, способы, методические приемы содействия осознанию этих компонентов.^ 2. Этап разбивки учебного материала на смысловые блоки, подлежащие усвоению. На данном этапе учитель определяет место применения методических приемов эмоционально-личностного стимулирования в сочетании со средствами, видами и свойствами ИКТ, с помощью которых наиболее гарантировано данные отношения смогут быть осознаны учащимися. При конструировании различных типов уроков, предполагающих применение средств ИКТ для формирования эмоционально-ценностных отношений, учителю важно определить в какие компоненты урока они будут интегрированы и в каком сочетании. Наиболее эффективным автор представляемых материалов считает использование для реализации технологии опыта следующих компонентов урока: 1. Актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания, коррекция опорных знаний. 2. Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся. 3. Организация деятельности учащихся по восприятию и осознанию нового материала. 4. Первичная систематизация и обобщение знаний и умений школьников. 5. Применение знаний и умений путём выполнения заданий самостоятельно или с помощью учителя. 6. Организация восприятия, осмысления, систематизации, обобщения и применения новых фактов, понятий, идей; усвоение системы знаний. 7. Целенаправленное воспитание качеств личности на всех этапах урока, эмоциональное воздействие на учащихся, развитие мотивов, интереса, эмоций, радости самоутверждения. 8. Применение новых знаний и умений в стандартной и новой ситуациях, формирование творческого мышления и личности учащихся. 9. Обобщение и систематизация усвоенного и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений. 10. Проверка уровня усвоения знаний и умений учащимися.В данном опыте при формировании эмоционально-ценностных отношений учащихся средствами ИКТ обязательно используется система мультимедиа, которая позволяет выводить на экран в интегрированном виде любую аудиовизуальную информацию. В представленных материалах для создания аудиовизуальных образов географических объектов и явлений, через которые осуществляется содействие формированию эмоционально-ценностных отношений, использовалось программное обеспечение Windows Movie Maker, Microsoft Office Picture Manager и цифровые фотоаппараты и технологии мультимедиа. С их помощью учащимися демонстрируются слайды с фотоиллюстрациями конкретных территорий или явлений и музыкальным сопровождением предваряемые и завершаемые названиями и титрами с эмоционально окрашенным содержанием. Показ комплекса специально подобранных слайдов не занимает много учебного времени, но позволяет сформировать относительно цельное представление о явлении или объекте. Назначение данных аудиовизуальных рядов заключается в обогащении сознания школьников эмоциональными и эмоционально-нравственными переживаниями. Фотоиллюстрации, используемые для создания слайдов отличаются яркостью, насыщенностью красок и оттенков, их содержание передает красоту ландшафта, умение ценить которую уже само по себе является эмоциональной ценностью. Как правило, для создания слайдов используются авторские фотографии, сделанные учащимися во время их путешествий или экскурсий, походов и наблюдений. Для передачи образов территорий находящихся вне досягаемости используются иллюстрации полученные через Интернет и размещаемые на территориальных сайтах, сайтах тур – операторов или изданий о путешествиях, туризме и страноведении. При создании аудиовизуального ряда, формирующего образ Вселенной на уроке географии в 6 классе по теме «Мы во Вселенной», использовались иллюстрации, построенные на основе компьютерной графики и мультипликации. Музыкальное сопровождение, использованное в комплексе с демонстрируемыми слайдами выражено, как правило, современными композициями близкими для понимания учеников. Это дает дополнительную га
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…