Абдулла ибн Абду Аль-Азиз Аль-Идан

Абдулла ибн Абду Аль-Азиз Аль-ИданСАМОВОСПИТАНИЕ :УКАЗАНИЯ И СОВЕТЫ Абдулла ибн Абду Аль-Азиз Аль-ИданПеревод с арабского – А.Т. КаировКанонический редактор – И.С. ДударовОглавление : Вступление Что значит “самовоспитание”? Важность самовоспитания Первое: Свое спасение предпочитаемо спасению других Второе: Если не воспитаешь себя, то кто же тебя воспитает? Третье: Индивидуальный расчет Четвертое: Наиболее способный к изменениям Пятое: Способ для устойчивости и непоколебимости на истине Шестое: Наибольшее влияние в призыве Седьмое: Правильный метод для исправления действительности Причины запущенности самовоспитания: Первое: Недостаток знаний Второе: Неопределенность цели и стремления Третье: Привязанность к мирской жизни Четвертое: Ошибочное понимание самовоспитания Пятое: Нехватка ячеек праведного воспитания Шестое: Недостаток наставников и воспитателей Седьмое: Чувство длительной надежды Восьмое: Склонность к отдыху и лени Методы самовоспитания: Метод первый: Отчетность Метод второй: Покаяние от всех грехов Метод третий: Поиск знаний и расширение круга познаний Метод четвертый: Выполнение “деяний веры” Метод пятый: Забота о нравственной стороне Метод шестой: Участие в призыве Метод седьмой: Старание Метод восьмой: Откровенность в мольбе и прибегание к Великому Аллаху Результаты и “плоды” (плоды) самовоспитания: Во-первых: Достижение Его довольства, Хвала Ему и Велик Он, и Его Рая Во-вторых: Счастье и спокойствие В-третьих: Любовь и прием (быть принятым у Аллах (а), как праведник) В-четвертых: Успех и правильность В-пятых: Защита от всего злого и дурного В-шестых: Благодать во времени и (в) имуществе В-седьмых: Терпение несчастий и тяжелых условий В-восьмых: Чувство спокойствия души Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!Вступление  ^ Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благоденствие посланнику Аллаха.Брат-мусульманин, сестра-мусульманка!После того как облагодетельствовал нас Аллах Исламом -лучшим благоденствием, и выбрал нас из миллиардов людей мусульманами, следует ли нам останавливаться на исполнении столпов Ислама и его предписаний? Или надлежит нам и достойней для нас, чтобы мы подняли степень нашего образования, веры и нравственности? И потом, кто же ответственен в развитии всего того, что нас окружает в нашей жизни? А это: родители, друзья, семья или средства массовой информации? Или же человек сам ответственен за выполнение этой задачи? ^ Затем, каковы стороны самовоспитания и его виды? И каковы его следы в этом мире и в последнем мире? На эти и другие вопросы ты найдешь ответ в этих строках, с дозволения Всевышнего Аллаха.Абдулла ибн Абду Аль-Азиз Аль-ИданЧто значит самовоспитание?  Кто-то может спросить: ” Что подразумевается под самовоспитанием?” Ответ: это – разные методы воспитания, которыми наставляют себя мусульманин или мусульманка, для построения идеальной исламской личности с разных сторон, таких как: знания, веры, нравственности, общества и т.д., и восходить с нею к степени человеческого идеала. Другими словами, это – воспитание человеком самого себя, разными способами, всесторонне. С этим значением самовоспитание сопоставляется с общественным поприщем, которое ведет человек и занимается им с другими. Или же воспитывается в нем вместе с другими, в таких местах как мечеть, семья, школа, средства массовой информации, общение, поездки, навещания и т.п., в разных общественных программах и видах деятельности.Важность самовоспитания  Прежде) чем говорить о средствах самовоспитания и его влияния на мусульманина, как в мирской жизни , так и в последней, нужно отметить важность и потребность каждого мусульманина и мусульманки в нем, чтобы это было наибольшим побуждением для нас, в соблюдении самовоспитания, особенно в наше время. Важность его проявляется в следующих причинах: Первое: спасение своей души предпочтительнее спасению душ других  Самовоспитание для мусульманина – это, прежде всего, спасение от наказания Аллаха и Его огня. Спасение своей души, без сомнения, предпочтительнее спасению других. Точно так же, как делает человек при пожаре, да упасет нас Аллах, думая прежде всего о своем спасении, затем о спасении других. Эту истину подтверждают слова Всевышнего Аллаха: ” О, те, которые уверовали! Оберегайте свои души и свои семьи от огня, растопкой для которого – люди и камни” (Сура 66:6). Значение слов “оберегания души от огня”, как сказал выдающийся ученый Ибну-Саадий (да смилуется над ним Аллах) , таково: ” Придерживаться повелений Аллаха в повиновении Ему, остерегаться Его запретов, и каяться от всего, что гневает Аллаха и обязует Его наказание.” (Тафсир Абду-Ррахмана Ас-саадий. Стр.809.) Это – значение самовоспитания и его цель. Второе: если не воспитаешь себя, то кто же тебя воспитает?  Кто воспитывает человека, когда он достигает совершеннолетия; двадцати, тридцати лет или больше? Если этот человек не воспитает себя, то его никто не воспитает, кроме как если он окажется под влиянием каких-нибудь факторов! Это, прежде всего, из-за убеждений родителей и окружающих людей в том, что он стал взрослым, и он лучше знает о своих выгодах и пользах. Или им просто некогда до него из-за мирских проблем. Этим он теряет много шансов для поклонения и для совершения благих деяний, если он не занялся самовоспитанием. Уходит у него время, утекает жизнь, а он все недопонимает свое упущение или стремится к лжесовершенству. Затем постигнет его огромное сожаление в час смерти и в День взаимного обманывания: “…в тот день, когда Он вас соберет для дня собрания, это – день взаимного обманывания.” (Сура 64:9). Третье: индивидуальный расчет  Отчет рабов перед Аллахом будет индивидуальным, а не коллективным. Это значит, что каждый человек ответственен за себя и за свои деяния, хорошие и плохие, будет за них рассчитываться один. Как бы он не утверждал, что причиной его погрязания в грехах, его упущения и небрежности, заблуждения и отклонения от истины были не он сам, а кто-то другой или другие. И что по этому утверждению, остальные тоже должны быть в ответе с ним. Всевышний Аллах сказал: ” И всякому человеку Мы прикрепим птицу к его шее, и выведем для него, в День воскресения, книгу, которую он встретит разверстой: ” Прочти свою книгу! Довольно для тебя в самом себе счетчика!” ” (Сура 17:13-14). А в преданиях Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), сказано: ” С каждым из вас будет говорить Господь его без толкователя” (хадис согласован) . Кто же воспитал себя достойным образом, для того будет облегчен его расчет, с дозволения Аллаха, и спасется он, по милости Аллаха, от наказания. Четвертое: наиболее способный к изменениям  Ни один человек не застрахован от недостатков, изъянов, или от совершения грехов и упущений, больших и малых. И если все так неизбежно, то человеку необходимо исправление этих сторон, их поправление в самом начале, до того как все осложнится, и человек не сможет исправить свои ошибки или излечить свои недостатки на совершенном уровне, непрерывно занимаясь этим, кроме как если займется самовоспитанием. Потому что лучше знает себя, сведущ о тайнах своей души и ее секретах. Более способен, если он желает воспитания, направить себя в сторону определенного пути, достойного, благородного поведения и полезной акции. Пятое: способ для устойчивости и непоколебимости на истине  Также самовоспитание является одной из главных причин в устойчивости мусульманина на пути веры и праведности до конца своей жизни, с дозволения Аллаха. Является первой линией обороны противостояния соблазнам, искушениям и раздорам, набросившимся в наше время на мусульманина. Наущают ему большие соблазны для его падения и отклонения от прямого пути, для побуждения его к слабости и бездеятельности, или чувство страха перед будущим и провала перед современными событиями. Поэтому самовоспитание, с этой стороны, наподобие дерева- чем глубже протянутся его корни, тем устойчивей будет оно перед ветрами и ураганами. Шестое: наибольшее влияние в призыве Каждый- мусульманин и мусульманка- в своей основе является призывающим к Аллаху. Поправляет и учит, советует и воспитывает по мере своих сил и знаний. И для того, чтобы люди его принимали и понимали, близкие и чужие ,чтобы он обладал возможностью поправлений и изменений в их жизни, он нуждается в сильном оснащении и большом влиянии. Ничто не оказывает такого глубокого влияния в призыве и отклике людей на призыв, как хороший пример и отличный образец веры, знаний и нравственности. Но не создают этот хороший пример и , а также отличный, сильный, влиятельный для людей образец, только проповеди и множество лекций, а создает его для призывающего, прежде всего, правильное самовоспитание.  Седьмое: правильный метод для исправления действительности  Есть ли хотя бы один мусульманин, который не жалуется на тяжелое состояние исламской уммы (общины), в разных сторонах нашей жизни?Будь это религиозная сторона, или экономическая, или политическая, или информационная, или общественная, и т.п.? Ответ на это : нет ни одного! Однако каков путь к исправлению этой горькой действительности, в которой живет умма? И каковы должны быть здоровые шаги для продвижения в сторону правильного лечения? Только путем жалоб и обвинений других в наших проблемах? Или это вкратце, без отмены других средств и стараний, начинается с самовоспитания? Если займется каждая личность,будь то мужчина или женщина, этой задачей сам с собой, наилучшим образом и всесторонним равновесием. Потому что, если исправится личность – исправится семья, с дозволения Аллаха, потом исправляется общество. И, таким образом, исправится состояние всей уммы, шаг за шагом.  Восьмое: отличительность самовоспитания  И последнее – важность самовоспитания проявляется в легкости его применения, практикования, и множестве его способов и методов. Так же в том, что оно с человеком всегда и в любом месте, что прояснится немного позже, напротив общественного или коллективного воспитания, у которого определенные времена и специальные места.Причины запущенности самовоспитания  Несмотря на то, что мы упомянули из предыдущих пунктов, подтверждающих важность самовоспитания для каждого мусульманина и мусульманки, мы видим в сегодняшней действительности, в которой живут большинство мусульман, в разных сторонах их жизни явную запущенность этого вида воспитания. Не придавая ему того внимания, и той заботы, которых оно заслуживает. А если мы посмотрим на причины пренебрежения самовоспитанием и безразличия к нему, то найдем, что это возвращается к нескольким причинам, из них.Из них: Первое: Недостаток знаний  Недостаток знаний у многих мусульмано том, что пришло в Коране и сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которое побуждает к этому виду воспитания и призывает к нему. А также недостаток знаний о достоинствах благих деяний, и какова огромная награда за них и велико воздаяние. Также их недопонимание благого влияния этого воспитания на их жизнь и на них самих в мирской и в последней жизнях. А с другой стороны – их неведение о враждебности шайтана (да упасет нас Аллах от него), который не перестает им мешать и сдерживать их всеми путями и способами от поклонения и всего благого.  Все это является причиной их упущения и запущенности в самовоспитании,и исправлении самих себя в нужном виде.  Второе: Неопределенность цели и стремления  Из того, что помогает мусульманину в воспитании самого себя, это – ясность его стремления в этой жизни и цель его миссии. Что он сотворен для повиновения Аллаху для борьбы на Его пути и призыва к Нему. Чтобы заслужить в последней жизни Рай, ширина которого – ширина небес и земли и, более того, Фирдаус Аль-ааля (высшую степень Рая). А в мирской жизни – счастье и спокойствие души. Ну, а тех, которые живут без какой-либо цели и стремления, или же они не определились в них, постигают наущения и беды, что их и постигает, каковым и является состояние многих мусульман сегодня.Мирская жизнь, её страсти и преходящие блага ,стали их самой большой заботой, и пределом их цели и знаний. Как же они могут думать о самовоспитании и самосовершенствовании в духовном плане и усердствовать в них? Как будут терпеть то, в чем оно (самовоспитание) нуждается из содействия, труда и беспрестанности?  Третье: Привязанность к мирской жизни  Возможно, некоторым из нас известны достоинства и воздаяния последней жизни, и они знают цель своей миссии в этой жизни. Однако им мешает в развитии духовной стороны привязанность к мирской жизни сердцем и плотью. Тратят на нее силы, время и мышление. Тем самым ему кажется, что ему простителен отказ от этого вида воспитания и совершенствования. Потому что он занят тем, что ему кажется важнее и предпочтительнее. Наподобие добывания пропитания, обеспечение своего будущего и будущего своих детей, любви к деньгам и их приумножения. Или его занятость своими забавами и страстями и т.п. Четвертое: Ошибочное понимание самовоспитания  Ошибочное понимание истинного значения этого воспитания, его способов и целей, препятствует многим мусульманам заботиться и воспитывать себя. Так кто-то из них думает, что занятие этим причинит ему некое отречение от жизни и людей, и изолирует его. Или занимает у него, как ему кажется, слишком много времени и стараний, и сталкивается с основными требованиями жизни. Или думает, что не нуждается в нем, потому что он, слава Аллаху, мусульманин, выполняет самые важные обязанности в религии. Что этого ему достаточно, и необязательно погружаться в другие виды поклонения и повиновения, ни их это обязанности! Пятое: Нехватка ячеек праведного воспитания  Окружение, в котором живет человек, оказывает большое влияние на его жизнь. Влияние положительное или отрицательное. Например: дом, улица, друзья, школа, рынок, все виды средств массовой информации, и т.п., оказывают большое влияние на мышление человека, на его интересы, манеры и поведение. И если эти места и источники, особенно дома, будут праведными, идущими по пути Аллаха, то помогут личности быть на правильном пути, заботиться о своем воспитании и развитии. Таким образом, оправдывается существование таких воспитательных ячеек. А если они противоположны этому, то становятся, к сожалению, источниками отсталости и запущенности. Препятствием для развития, улучшения и изменения. Сегодня, если мы посмотрим на эти ячейки, то увидим, что они далеко не на том уровне, чтобы они помогли человеку совершенствоваться на правильном пути из-за своего отклонения от правильного пути, или из-за слабости и порочности. Шестое: Недостаток наставников и воспитателей  Вполне допустимо то, что человек бывает в большой потребности, во всех стадиях своей жизни, в направлении, воспитании и обучении. В любом возрасте: с малых лет, когда повзрослеет, вплоть до самой смерти. Неправильно думают некоторые, что это касается только детей и молодых. Это воспитание и поправление необязательно должны быть определенным способом или ограниченным методом. Нет, они могут быть многими способами и методами, различными путями, с учетом возраста, времени и обстоятельства. А если мы увидим, что первый воспитатель – это отец, а второй – это учитель, которые чуть ли не потеряли свою требуемую воспитательную роль, по тем или иным причинам. Плюс к этому острая нехватка советующих друзей и наставляющих братьев. В итоге мы узнаем потребность каждого мусульманина и мусульманки в том, чтобы он занялся наставлением и воспитанием самого себя. Чтобы он выполнял ту роль, которая потеряна отцом, матерью, учителем, другом и другими, которые отстали или ослабли в воспитательной деятельности и братских обязательствах. Седьмое: Чувство длительной надежды  Это чувство – хроническая болезнь в душах многих мусульман. Это то, что делает одного из них колеблющимся между решительностью в воспитании и развитии самого себя и удерживает от каждого поклонения и благого дела, которых меньшинство. И является воздержанием от воспитания по причине этого дьявольского чувства, которое говорит ему каждый раз, когда он хочет начать благое дело: ” К чему спешка в воспитании самого себя, и вступлении на прямой путь, в повиновении Аллаху, тогда как жизнь длинна? Подожди немного времени, пока не наступят в будущем счастливые дни, свободные часы от всех забот и хлопот. Которые предоставят тебе удобный случай и твердую решительность, в воспитании и совершенствовании самого себя и в заботе о себе”.  Восьмое: Склонность к отдыху и лени  Каждый мусульманин желает, чтобы его положение поправилось, улучшилась жизнь, чтобы он был одним из лучших людей верой, богобоязненностью и праведностью. Однако, ему мешает в этом то, что стало сегодня явной действительностью у многих. То, что он приучил себя к бездеятельности и лени, любви к отдыху и расслаблению. Его воздержанность от борьбы с самим собой, не следуя тому, что является для него благом и надежней, когда он встретит своего Господа. По причине этого порока, сколько он и ему подобные упустили случаев, хороших, превосходных шансов и благих деяний. Потому что он – слабовольный , и бес его одержал над ним верх. ^  Методы самовоспитания  Милость, которую оказал нам Всевышний Аллах, это то что Он открыл нам множество дверей и разные пути для достижения Его довольства, любви и Рая. Особенно в том, что касается самосовершенствования мусульманином самого себя. Для того, чтобы взялся каждый из мусульман и мусульманок за эти двери и за эти пути насколько он может и усердствует. Что касается методов самовоспитания, то их много. Из них: ^  Метод первый: отчетность  Мухаммад Аль-Газалий (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Если бы человек распоряжался в этой жизни так как ему угодно, без следящего за ним и контролирующего его. Можно было бы ему нерадиво и глупо расточать свою жизнь, так как расточает невежда свое имущество. Как же, если у Аллаха благородные хранители, которые,пишут каждую большую и малую вещь, записывая на нем все вплоть до величины крупинки!” А так как все является иначе, будет умно и мудро со стороны мусульманина, когда он решается на совершенствование самого себя, начать, первым долгом, с самоотчета того, что он уготовил себе добром и злом. Раскрывать перед собой хорошие стороны и плохие стороны, что у него из прегрешений. Чтобы он не был ошеломлен, в этот назначенный День иным, что он ожидал. Тогда как он думал, что он находится на благе , и что он из праведных, богобоязненных! Всевышний Аллах говорит: “О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она уготовила раньше на завтра.” (Сура ” Воскрешение “: 18). Имам Ибн Касир сказал: ” Т.е., отдавайте себе отчет перед тем, как будете отчитаны. Смотрите на то, что уготовили себе из благих деяний для Дня, назначенного для вас, вашего предстояния перед Господом. И знайте, что Он сведущ о всех ваших делах и деяниях. Не скроется от Него из вас скрывающийся”. Было передано от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал: “Находчивей тот, кто покорил себя, и делал для того, что после смерти. И слаб тот, кто последовал за своими похотями и надеется на пощаду Аллаха”. Умар ибн Аль-Хаттаб, известный своей мудростью, сказал: ” Отчитывайтесь перед собой перед тем, как будете отчитаны. И взвешивайте самих себя, перед тем, как будете взвешены в День суда. Поистине, это облегчит вам ваш отчет завтра, если отчитываетесь перед собой сегодня. Украшайтесь для Дня суда, в тот День будете представлены перед Аллахом, не скроется из вас скрывающийся! ” Аль-Хасан Аль-Басрий сказал: “Поистине, раб Аллаха пребывает в благе, пока у него есть наставник в самом себе, и был самоотчет его интересом.” Ибн Аль-Кайим сказал, подтверждая эту сторону: “Убыточней всего для ответственного за свои деяния человека – это небрежность и отказ от самоотчета. Распущенность, несерьезность отношения к вещам и их нерадивое выполнение,что приближает его к гибели. Это состояние ослепленных, обольщенных людей,которые закрывают глаза на последствия, нерадиво выполняя дела, надеясь на прощение! Пренебрегает самоотчетом и взглядом на последствия. Если он это делает, то легко погрязнет в грехах, привыкнет к ним, и будет ему трудно оторваться от них”. Для раскрытия важности этой стороны в самовоспитании, обратим ваше внимание на несколько особенностей из них: ^ 1 – Необходимость периодического отчета: Мусульманин, серьезный в самосовершенствовании, отличается старанием в самоотчете, время от времени разбираясь в отдельных моментах своей жизни. Чтобы посмотреть, какие правильные мысли и убеждения он в себе несет, хватаясь за них и совершенствуя их. Что у него есть из хороших дел, держась за них он продолжает их. В каких сторонах недостатки и грехи, теоретические и практические, в которых он пребывает, и сторонится их.  Ибн Аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал, поясняя один из путей самоотчета: ” Один из самых полезных в нем (т.е. в самоотчете), когда человек посидит немного перед сном, отчитываясь перед собой в том, что он приобрел и что он потерял в этот день. Потом обновляет искреннее покаяние между ним и Аллахом, и засыпает на этом покаянии. Намеревается, что не вернется к греху когда проснется, делая это каждую ночь. И если он умрет в эту ночь, то умрет с покаянием. А если проснется, то проснется принимаясь за полезную работу. Радостным в отсрочивании ему в его смерти, чтобы он встретил своего Господа, наверставшим упущенное”. ^ 2 – Важные приоритеты: Первое, в чем отчитывается человек перед собой – это правильность своего вероубеждения и целостность единобожия, в его очищении от ширка (т.е. придавания Аллаху сотоварищей). Особенно от малого и скрытого ширка (такие как, показуха и неискренность в поклонении Аллаху), на которые мало кто обращает внимание. И кроме этого, множество убеждений и деяний, которые противоречат или ослабевают таухид (т.е. единобожие). Затем смотрит на выполнение уаджибат (обязательные действия в религии). Такие как: совершение пяти ежедневных молитв в коллективе, проявление почтительности к родителям, поддержание родственных связей, побуждение к одобряемому шариатом и удерживание от порицаемого. Затем смотрит, насколько он отдален от всех видов запрещенного и порицаемого, больших и малых грехов. Потом уже смотрит на сунны (желательные действия в Исламе), и другие виды покорности, и т.д. ^ 3 – Разновидность самоотчета Самоотчет, как сказал Ибн Аль-Кайим, бывает двух видов: один – до совершения деяния, а другой – после. Первый же вид: это когда человек останавливается перед началом деяния и желания совершить то или иное действие. И не спешит совершить это действие, пока не прояснится предпочтение отказа от этого.  А второй: это самоотчет после совершения деяния, он же трех видов: а – отчет в повиновении, в которых допустил упущения в праве Аллаха, не выполнив его достойным образом; б – отчитывать себя за действие, отказ от которого был бы для него лучше; в – отчитывать себя за разрешенную или привычную вещь. Зачем он это сделал? Стремится ли этим к Аллаху и к последней жизни, или он желает ею мирскую жизнь? ^ 4 – Отчет за время Один из видов самоотчета – это, когда мусульманин отчитывается перед собой за то, как он использует свое время, которое составляет его жизнь и капитал. Потратил ли он свое время в благодеяниях, праведных делах и принес ли пользу мусульманам? Или, наоборот, теряет его в грехах и в ослушании Аллаха, в развлечениях и глупостях! Потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ” Не сдвинутся ноги раба Аллаха в День Суда, пока он не будет спрошен за четыре вещи, из них: за свою жизнь – как он ее провел. За свою молодость – на что он ее потратил… ” Наши праведные предки (да будет доволен ими Аллах) были самыми бережными к своему времени. Потому что лучше знали цену времени. Аль-Хасан Аль-Басрий сказал: “Я застал народ (т.е. сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует), которые были бережней к своему времени, чем вы к своим дирхемам и динарам!” ^ 5 – Помнить о великом расчете Из того, что помогает мусульманину в самоотчете – это осознание того, что Аллах, хвала Ему и Велик Он, рассчитает Своих рабов в День Суда точным расчетом. Спросит их о том, что они уготовили из добра и зла. В тот День найдет человек свои деяния подсчитанными, ничего из них не отсутствует, если даже они были величиной с крупинки. Аль-Хасан Аль-Басрий (да смилуется над ним Аллах) по этому поводу сказал: “Верующий – блюститель самого себя. Отчитывается перед самим собой ради Аллаха. Истинно, расчет в День Суда будет облегчен некоторым. Потому что они отчитывались перед собой в мирской жизни. И будет осложнен другим, потому что они отнеслись к этому несерьезно”.^  Метод второй: покаяние от всех грехов  После самоотчета и познания того, что у человека из грехов и упущений, наступает очищение перед украшением (как сказали ученые). Путем покаяния от всех грехов, изъянов и недостатков. Мысленные, теоретические, нравственные, моральные и практические, и т.п. Затем, чувство потребности мусульманина в Аллахе, благости от Него и в Его довольстве. Но это чувство к нему не придет, кроме как после очищения от каждого греха и недостатка у него.  Ибн Аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Поспешание к покаянию становится фардом (обязательным), после совершения греха. Нельзя его откладывать. Если он отложил покаяние – ослушался Аллаха его откладыванием. А если он покается за свой грех, останется на нем другое покаяние – покаяние от откладывания покаяния!  Редко обращает внимание на это кающийся! Не спасается он, кроме как после общего покаяния от грехов о которых он знает, и грехов, о которых не знает”. Как грешники нуждаются в покаянии и стремлении к Аллаху, также нуждаются в этом и те, которые покорны и находятся на прямом пути. Кто думает из них, что на нем нет ничего от чего каяться, или он не нуждается в покаянии, тот ошибается! И углубился этим в гордость и высокомерие. Попадает он в ловушку фальшивого совершенства, которое наущает ему его враг – шайтан. Чтобы человек скатился до грехов и ослушаний, начиная с ослушания сердцем, и заканчивая другими грехами.  Об этом Ибн Ат-Таймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Раб Аллаха всегда между благоденствием Аллаха, где он обязан благодарить Его. И между грехом, где обязан просить прощения. Каждую из этих двух вещей раб Аллаха должен делать постоянно. Потому что он постоянно находится в благах Аллаха и Его дарах. И постоянно нуждается в покаянии и прощении грехов. Поэтому лучший из детей Адама и имам богобоязненных Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) просил прощения у Аллаха во всех случаях”. Это подтверждает нам, что ослушание и грехи исходят из самых больших причин, в отлучении человеческого сердца от Аллаха и его ослаблении в стремлении к благому и праведным делам. В его отлучении от них и продолжении этих праведных дел.  Ощутимым доказательством тому, что мы видим является слабость мусульманина, впавшего в грехи в воспитании самого себя, в полном воспитании в вере и знаниях. Возможно он даже и не думает об этом вообще, несмотря на сильную необходимость в этом. Всевышний Аллах сказал, побуждая к покаянию: ” О, вы, которые уверовали! Кайтесь перед Аллахом искренним покаянием …” (Сура ” Запрещение “: 8). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ” Поистине, Всевышний Аллах протягивает Свою Руку ночью, чтобы покаялся грешащий днем. И протягивает Свою Руку днем, чтобы покаялся грешащий ночью, пока не взойдет солнце с запада” (привел Муслим). Также он сказал (мир ему и благословение Аллаха) : “…и, поистине, я прошу прощения у Аллаха в день сто раз” (Муслим). В другом предании”… больше семидесяти раз.” (привел Бухари). А чтобы этот метод произвел свое воспитательное влияние на человека, для этого мы обратим ваше внимание на несколько указаний: ^ 1 – Сущность грехов Важно исправить распространенное мнение у многих мусульман сегодня. Это то, что якобы грехом являются только порицаемые вещи, такие как воровство, прелюбодеяние, сплетни и т.п.Это понятие является ошибочным, потому что к грехам относится также, отказ от обязательных действий в шариате или их небрежное выполнение, не выполняя их как следует. Такие как: небрежность и пренебрежение в совершении молитвы в установленное для нее время, лень в выполнении молитвы с коллективом, слабое смирение в ней. Или не повелевать одобряемое и не удерживать окружающих от порицаемого. Пренебрежение призывом к Аллаху или безразличие к делам и положению мусульман, и т.п., из обязанностей, которые часто забываются. Также к большим грехам относятся так называемые “грехи сердца”. Которые хуже грехов, совершаемых органами тех, которые были перечислены выше. “Грехи сердца”, это такие, как зависть, высокомерие, самообольщение, восхищение своими делами. После совершения всего этого необходимо искреннее покаяние.^ 2 – Условия покаяния Искреннее покаяние, как сказал имам Ибн Касир, это: “Решительное правдивое покаяние, которое стирает прегрешение,совершенное до этого. И остерегает его от того, что он совершил до этого из подлостей. И это все, с отказом от греха в настоящем, с сожалением о том, что совершил в прошлом. С решительностью в том, что не совершит эти грехи в будущем. ” ^ 3 – Грехи все являются преступлением Мусульманин – обладатель глубокой веры и огромного страха перед Аллахом, Хвала Ему и Велик Он. Нет у него у мусульманина разницы между большим грехом, от которого нужно каяться, и малым грехом, по отношению которого к которому можно расслабиться. Грехи все у него для него ошибка и преступление по отношению к Великому Аллаху. Как сказал один из праведных предшественников: “Не смотри на малость греха, а смотри на Величие Того, Кого ослушиваешься”. И потом, возможен большой грех, тяжесть которого уменьшается или стирается покаянием, и правдивым стремлением к Аллаху, Всемогущ Он и Велик. Также возможен малый грех, тяжесть которого может увеличиться настаиванием в его совершении или снисходительным отношением к нему. Подтверждение этому то, что привел Сахль Ибн Саад (да будет доволен им Аллах), который сказал: ” Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ” Остерегайтесь ничтожных грехов. Ведь ничтожные грехи наподобие народа, остановившегося в середине долины : один пришел с палкой, и другой пришел с палкой, пока не собрали то, на чем испекли свой хлеб. И, поистине, ничтожные грехи губят того, кто их совершает”. ^ 4 – Скорое наказание (в мирской жизни)  У грехов, от которых не покаялся человек, могут быть плачевные последствия, т.е. наказание в мирской жизни, перед последней. Если даже запоздает на какое-то время. Об этом мы должны догадываться и чувствовать, когда нас постигает какое-нибудь бедствие. Будь то в нас самих, в нашем имуществе, в родне или (в) работе. Велика эта беда или мала. Помня об этой мудрости Фудейль Ибн Иияда (да смилуется над ним Аллах), сказал: ” Когда я ослушаюсь Аллаха, то узнаю результат этого в характере своей жены и лошади!” Здесь проявляется мудрость мусульманина и его проницательность. Когда он часто кается и просит прощения за грехи, в любое время, в любом положении. Надеясь на то, что Аллах простит ему за это в мирской жизни и не накажет его в последней жизни.  ^ 5 – Козни нашего врага Возможно в этом месте нам необходимо напомнить каждому мусульманину и мусульманке о кознях шайтана против нас. О его беспощадности в нашем обмане, всеми путями и средствами. Из них, выделяется его стремление к тому, чтобы кто-нибудь из нас откладывал свое покаяние, откладывал свое возвращение к Аллаху. Под разными предлогами,такими, как например: жизнь еще впереди, а смерть далека! Однако, разумен тот, который спешит к покаянию до того, как приблизится смерть, потому что он не знает, когда умрет! Возможно выйдет из дома и не вернется, по причине автокатастрофы и т.п. Может уснуть и не проснуться. Или скоропостижно скончаться, сидя рядом с родными и любимыми людьми. Тогда он будет кусать пальцы от раскаяния, но час раскаяния ушел! Об этом Аль-Хасан Аль-Басрий сказал (да смилуется над ним Аллах): ” Истинно, многих обманула надежда о прощении так, что они ушли из этого мира непокаявшимися. Каждый из них говорит: ” Я хорошего мнения о своем Господе (в надежде на прощение грехов).” И солгал! Если бы он был хорошего мнения, то были бы его деяния благими!”^  Метод третий: поиск знаний и расширение круга познаний  Поиск знаний и пополнение просвещенности – хороший путь и важный способ для воспитания самого себя лучшим образом, направление себя в правильном направлении.  Как же может человек правильно воспитать себя, если он не различает разрешенное и запрещенное? Не ведает истину и ложь, что правильно и неправильно, из убеждений, мыслей и методик. Шейх Мухаммад Ибн Абдуль-Уахаб (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Знай, что поиск знаний – обязанность, лекарство для больных сердец. Самое важное для раба Аллаха – познание своей религии, знание которой и занятие ею – причина его вхождения в Рай”. Знания же, которыми осуществляется правильное воспитание – это “шариатские знания, получаемые из Книги Аллаха, сунны Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует), и понимание Корана и сунны, праведных предшественников. Ведущие к богобоязненности, чувству Его контроля и страху перед Ним. Указывающие на повиновение Аллаху, Могуч Он и Велик. На познание Его границ,ведущих в Рай, отдаляющих от Ада.” Это дополнительно к наукам, поддерживающих воспитание, помогающих ему в совершенствовании и расширении. Такие как психология, социология, педагогика, и т.п., из современных полезных наук. Важность необходимости знаний в воспитании и совершенствовании , и что они тесно связаны, не отделяются друг от друга, подтверждает пример Ибн Аль-Мубарака (да смилуется над ним Аллах), когда он был спрошен: “До каких пор будешь записывать хадисы (высказывания и деяния Пророка)? “Он ответил: “Возможно то слово, из которого извлеку пользу, я еще не слышал”. А Мухаммад ибн Исмаиль сказал: ” Как-то проходил мимо нас Ахмад ибн Ханбаль, обувь его в руках, бегает по дорогам Багдада с лекции на другую. И мой отец взял его за край халата и спросил: “О Аба Абдуллах, до каких пор будешь искать знания? ” Он ответил: ” До смерти! ”  Значит, поиск знаний – важный способ для правильного самовоспитания. А что касается его путей, то их много, из них: 1 – постоянное присутствие на еженедельных уроках, которые проводят ученые в мечетях; 2 – посещение научных и воспитательных лекций, которые, время от времени, проводятся в мечетях общественными и благотворительными организациями; 3 – стремиться к чтению научной и образовательной литературы разных отраслей. Будь-то в старых или современных книгах. И сделать для этого периодичное расписание; 4 – посещение ученых, литераторов и интеллигенции для получения пользы из их знаний, опыта и навыков. Проводить с ними научные дискуссии и диалоги; 5 – прослушивание кассет с уроками и просветительскими лекциями разных наук; 6 – следить за радиовещанием ” Аль-Коран Аль-Карим ” например и извлекать полезную информацию; 7 – пользоваться научными и культурными программами на компьютерных дисках и мировой информационной сети; 8 – следить за новостями исламского мира и положением мусульман в серьезных журналах и газетах; 9 – извлечение пользы из учебных программ, проводимых учеными и учителями в университетах, институтах, школах, … и т.д. Относительно этой методики следует обратить ваше внимание на несколько советов, из них: а – важность искренности в поиске знаний, и желание лицезрения лика Аллаха, Хвала Ему и Велик Он, в своих познаниях. Чтобы Аллах принял их