Абу Али Ибн Сина

Абу Али Ибн
Сина

Ибн Сина, Абу
Али (лат. Авиценна) (980–1037), ученый-энциклопедист, врач, философ.

 Родился в Афшане близ Бухары 16 августа 980.

Отец Ибн Сины,
бухарский чиновник, выходец из Балха, в то время столицы греко-бактрийского
царства, дал сыну систематическое домашнее образование, пробудив в нем в ранние
годы тягу к знаниям. Вскоре Абу Али превзошел своих учителей и начал
самостоятельное изучение физики, метафизики и медицины, обратившись к трудам
Евклида, Птолемея и Аристотеля.

Если Начала
Евклида и Алмагест Птолемея не доставляли юному Ибн Сине больших трудностей, то
Аристотелева Метафизика потребовала от него немалых усилий. До сорока раз
принимался он за чтение, но не мог постигнуть глубины ее содержания, пока не
натолкнулся у книготорговца на сочинение ал-Фараби О целях метафизики,
комментария к труду Аристотеля.

«Я вернулся
домой, – рассказывает Ибн Сина в Жизнеописании, – и поспешил ее прочесть, и
тотчас же раскрылись для меня цели книги, так как я знал ее наизусть». В эти же
годы написал первые самостоятельные трактаты и даже вступил в научную
переписку-полемику с ал-Бируни.

В 1002–1005
находился в Хорезме, в «академии Мамуна» – сообществе прославленных ученых. С
1008 вынужден был вести жизнь скитальца, зависящую от милости и капризов эмиров
и султанов, последствий дворцовых интриг. В 1030, во время нападения на Исфахан
наместника газневидского султана Масуда, дом Ибн Сины был ограблен, и многие
его труды пропали. Тяготы напряженной жизни подорвали его здоровье и 18 июня
1037 он скончался. Был похоронен в Хамадане (Северный Иран).

Научное
наследие Ибн Сины охватывает различные области знания: философию, медицину,
математику, астрономию, минералогию, поэзию, музыку и т.д. Точное количество
принадлежащих ему трудов не установлено (приписывается до 456, в том числе 23
на фарси). Главный труд Ибн Сины – Канон врачебной науки (Канун ат-тибб,
написан в 1013–1021). В этом состоящем из 5 томов фундаментальном труде собраны
сведения по фармакологии, дается детальное описание сердца (первое начало),
печени (второе начало), мозга (также второе начало), опровергается мнение о
том, что источником зрения является хрусталик, и доказывается, что изображение
предмета дает сетчатка. Авиценна устанавливает различия между чумой и холерой,
плевритом и воспалением легких, дает описание проказы, диабета, язвы желудка и
т.д.

Опытный хирург,
Ибн Сина дал подробное анатомическое описание человека, но особый его вклад
состоял в исследовании и описании деятельности головного мозга. Переведенный в
12 в. на латинский язык Канон до 17 в. служил основным руководством для
европейских медиков.

Столь же
популярным стало и другое сочинение, охватывающее разные области знания, –
Книга исцеления (Китаб аш-шифа), значительную часть которой составляет Книга о
душе. Под названием Liber de Anima она получила известность в Европе уже в
середине 12 в., когда была переведена на латинский язык Домиником Гундисальви.
В настоящее время насчитывается 50 рукописей латинского перевода, первое
издание которого было осуществлено в Падуе в 1485. На фарси свои философские
взгляды Ибн Сина изложил в Книге знания (Даниш-намэ). Подводящее итоги его
философских размышлений сочинение – Указания и наставления (ал-Ишарат
ва-т-танбихат), написанное примерно в 1035–1036.

Как философ Ибн
Сина принадлежал к направлению «фалсафы», восточного перипатетизма. Много
сделал для выработки философского словаря на арабском и персидском языках.
Отстаивая и развивая философскую систему Аристотеля, Ибн Сина уделял в своих
трудах значительное внимание логике, учению о причинности, первой причине,
материи и форме, познании, категориях, принципах организации мысли и знания. В
учении Ибн Сины постоянно присутствуют два подхода в описании мира: физический
и метафизический. Когда он рассуждает как «физик», то рисует картину сущего в
категориях движения, пространства, времени, естественного детерминизма,
располагает сущее в порядке от простого к сложному, от неживого к живому и
заканчивает наиболее сложным организмом, наделенным разумом, – человеком. В
этой картине разум рассматривается как тесно связанный с телом, с материей:
«Души возникают тогда, когда возникает телесная материя, годная для того, чтобы
ею пользовалась душа» (Книга о душе). Эта материя – мозг, разным отделам
которого соответствуют разные психические процессы. «Хранилище общего чувства
есть сила представления, и она расположена в передней части мозга. Вот почему,
когда эта часть повреждена, сфера представления нарушается. Хранилищем того,
что воспринимает идею, является сила, называемая памятью, и она расположена в
задней части мозга. Средняя часть мозга создана в качестве места силы
воображения». Рассматривая разные психические состояния и явления: сон,
сновидения, способность внушения, предсказания, пророчества, размышляя о
таинствах и чудесах, Ибн Сина призывал «раскрыть причину всего этого, исходя из
законов природы».

Когда же Ибн
Сина рассуждал как метафизик, то строил картину мира, начинающуюся с
предельных, наиболее общих понятий: первичной, непосредственно данной идеи
бытия и понятия Единого (первоединого, Бога), дающего в наиболее общем виде
представление о существующем и выражающего монистический (монотеистический)
взгляд на сущее в целом. «Первое не имеет ни подобия, ни противоположности, ни
рода, ни видового отличия, ни определения. Нельзя указать на него, кроме как
при помощи гносиса (Указания и наставления).

Концепция
строго упорядоченного мира, подчиненного законам детерминизма, является одним
из центральных пунктов философии Авиценны. Ряд причинной зависимости,
восходящих одна к другой порождающих причин заканчивается первой причиной,
которая, являясь активным началом (воля), высвобождает свою потенциальность, в
результате чего, опосредованный рядом ступеней, возникает множественный тварный
мир. Решая проблему не только действительности мира, но и его независимости от
Творца, Ибн Сина главное внимание уделял теме возможного и необходимого.
Основная идея арабоязычных перипатетиков – идея мира, в возможности уже
содержащегося в Едином и в силу этого совечного Творцу. Придерживаясь
перипатетической традиции в учении о причинности, Ибн Сина отказался от
жесткого детерминизма: существование возможносущего не является необходимым
само по себе и становится таковым в результате изменения воли необходимосущего
как Первой причины, дающей начало последующему ряду сущих и делающей их
необходимыми. Первое, Первоначало – это единственное, что изначально необходимо
само по себе. Все остальное является производным от него и потому лишь
возможным. Но поскольку имеется причина, реализующая возможность, последняя
становится в свою очередь необходимостью и как таковая – необходимой причиной
следующего порождения. Таким образом, Первая причина является только первым
толчком, в дальнейшем мир сущего определяется причинной зависимостью внутри
него самого.

Другим важным
пунктом философии Ибн Сины является учение о душе. Отмечая непременную связь
разума с телесной материей, Ибн Сина, в отличие от Аристотеля, интересовался
разумом также и как особой, нетелесной субстанцией, которая, существуя в теле,
отлична от него и доминирует над ним; она не просто форма, существующая в
телесном субстрате, она не присоединяется к телу, а (в терминологии
перипатетизма) создает человеческое тело как творец, является причиной тела.
«Потенциальный» разум благодаря обучению, овладению знаниями становится
«актуальным». Достигая высшей ступени, постигая абстрактные формы, приобретая
силу «активного» интеллекта, он становится «приобретенным».На этой ступени
работа разума может уже не зависеть от внешних впечатлений и даже состояния
тела; мышлению о мышлении связь с телом, с материей скорее мешает. Такой разум
не нуждается в изучении умопостигаемых сущих – он постигает их непосредственно,
интуитивно. «В приобретенном разуме человеческая потенция уже уподобляется
первым началам всего сущего» (О душе). Человек – свободное, суверенное
существо. Его разум не только восприемник внешних впечатлений, но и
целенаправленный субъект, проецирующий идеи. Независимость разума от тела Ибн
Сина доказывал его неделимостью, а также способностью к деятельности и даже ее
усилением при ослаблении деятельности тела, чувств и пр. Ярким аргументом в
пользу нетелесности разума является описанный Ибн Синой интроспективный опыт,
образ так называемого «парящего человека». «Если представить, что твоя сущность
сразу создана со здравым разумом и совершенной формой, и допустить, что ее
части скрыты от взора и члены не соприкасаются, а отделены друг от друга и
висят некоторое время в открытом воздухе, то тогда ты найдешь, что она забывает
обо всем, кроме утверждения своей индивидуальности», состоящей в разуме
(Указания и наставления). В этом переживании человек сознает, что «я есть я,
даже если я не знаю, что у меня есть рука, нога или какой-либо иной орган», «я
оставался бы я, даже если бы их не было» (О душе). В качестве нетелесной душа
бессмертна, в качестве внутрителесной – индивидуальна, и притом навечно
(концепция индивидуального бессмертия). Соответственно и знание человека о
самом себе (интроспекция) неустранимо индивидуально. На такое понимание Ибн
Синой разума и форм познания оказал влияние суфизм и личный опыт «тариката»
(суфийского пути к Богу). Это нашло отражение и в его чисто «суфийских»
сочинениях: Трактат о Хайе, сыне Якзана, Послание о птицах, Салман и Абсаль и
др.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/