[email protected]СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2Глава 1. Эволюция авторского права 4 1. Общие положения 42. Развитие авторского права в России и зарубежом 4Глава 2. Понятие авторского права и сфера его регулирования. Основные виды авторских прав. Соавторство. 8 1. Общие положения. Субъекты и объекты авторского права 8 2. Сфера действия авторского права 123. Соавторство. Виды и условия возникновения соавторства 134. Основные виды авторских прав 16ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВВЕДЕНИЕ «Авторские права (соавторство)» – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Тема работы актуальна потому, что во все времена одним из главных показателей цивилизации был не уровень богатства, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. Соответственно, именно считалось, что талантами измеряются успехи цивилизации, и они же представляют верстовые столбы истории, служа телеграммами от предков и современников к потомству. Такими личностями, чьи объекты духовного производства являются вехами в истории мировой культуры, считают Ч. Дарвина, Л. Толстого, И. Репина и многих других. В результате мы приходим к выводу, что прогресс общества возможен только в прогрессе отдельных личностей. Однако любое научное открытие, роман, картина или музыкальное произведение могут быть безвозвратно утрачены или остаться в безвестности, если не будут сохранены или воспроизведены в какой-либо вещественной форме для будущих поколений. В связи с этим не вызывает удивления желание человека не только сохранить плоды своего труда, но и закрепить за собой преимущества и выгоды, получаемые вследствие создания художественных произведений. Именно такими проблемами и вопросами занимается авторское право. Авторское право помогает авторам не только распространять духовное богатство, но и охранять результаты творчества от их незаконного использования, что является одним из самых главных его достоинств. Более того, авторское право способствует свободе информации и самовыражению, а именно: поощряет стремления авторов создавать значительные работы, облегчает им возможность использовать эти работы в коммерческих целях. Авторское право помогает развитию российской национальной культуры, которой сложно существовать и действовать без надлежащей охраны со стороны авторского права. Поэтому изучение и исследование данной темы по-прежнему весьма актуально. Актуальность исследования определила цель работы: Целью работы является рассмотрение развития авторских прав в России и зарубежом. Объектом исследования является правовая природа, содержания авторских прав и связанные с ними условия их реализации. Предметом исследования являются правоотношения, возникающие при реализации личных и имущественных авторских прав. Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач: Изучить литературу по проблеме исследования. На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о эволюции авторского права. Рассмотреть сущность и специфику понятия авторского права и сферы его регулирования; особенности соавторства. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме. Теоретической основой диссертации стали научные исследования цивилистов российского и советского права, таких как Барышев С.А., Гульбин Ю.Т., Дозорцев В.А., Елизаров Е.А., Ионас В.Я., Канторович Я.А., Корнеева И.Л., Максимова А.Г., Савельева И.В.. Практическая значимость работы состоит в детальном анализе правоотношений по реализации авторских прав, включая использование и распоряжение ими в России и зарубежных странах. Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.^ Глава 1. Эволюция авторского права 1. Общие положения Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей1. В субъективном смысле авторское право – те имущественные и личные неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства. Авторские права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам. Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов и имеет определенные функции. Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (ст. ст. 1273 – 1280).…………..^ 2. Развитие авторского права в России и зарубежом С древних времен человечество стремится защитить и сохранить то, что является необычным, оригинальным и исключительным. Поэтому понятие интеллектуальной собственности появилось достаточно давно. Более 200 лет назад в европейских странах возникло право на нематериальные результаты интеллектуальной деятельности (произведения литературы, искусства, изобретения и др.). Оно было сконструировано по аналогии с правом собственности на материальные объекты. Первый “авторский” закон появился в 1710 г. в Англии. Он известен под названием “Статут королевы Анны”. Законом был закреплен один из важнейших принципов авторского права – принцип “копирайт”, предоставлявший автору право на охрану опубликованного произведения и запрещавший тиражирование произведения без его согласия. Закон устанавливал право издателя на опубликованное произведение в течение 14 лет с момента его опубликования2, а также давал возможность продлить этот срок еще на 14 лет при жизни автора. Во Франции в Декрете Учредительного собрания 1789 г. было провозглашено: “Все, что автор открывает для публики, становится общественной собственностью”. Однако чуть позже были приняты два закона (1791 и 1793 гг.), которые впервые в истории гарантировали защиту всех форм творчества (литературного, драматического, музыкального, изобразительного) при воспроизведении всеми известными тогда методами. Вслед за Англией и Францией положения авторского права были восприняты и другими европейскими странами. В 1886 г. была принята Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, а затем и другие международные договоры (конвенции), регулирующие сферу интеллектуальной собственности. В XIX в. французский опыт правового регулирования авторских отношений стал основой для Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря 1948 г.), ст. 27 которой гласит: “Каждый имеет право на защиту его моральных прав и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является”. В 1936 г. Австрия и в 1941 г. Италия предоставили исполнителям и производителям звукозаписи смежные права. Поскольку уже тогда была очевидна непосредственная взаимосвязь прав исполнителей, производителей фонограмм и вещателей, была высказана идея об объединении их в одном институте. Эта идея нашла свое отражение в Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция), заключенной в 1961 г. ////////////////// Далее положения авторского права были закреплены в 1845 г. в Правилах о музыкальной собственности, в 1846 г. – в Положении о художественной собственности. В 70-е годы XIX века в России началось формирование системы авторских обществ – 29 ноября 1870 г. было учреждено “Собрание русских драматических писателей”. /////////////////// Так, авторские права наравне с русскими подданными признавались за иностранцами; понятие “литературная и художественная собственность” было заменено понятием “исключительные права”. Впервые было законодательно закреплено право авторов на перевод их произведений. Это право действовало в течение 10 лет со дня издания произведения при условии подготовки автором перевода в течение 5 лет со дня издания оригинала. Указывалось, что договоры об отчуждении авторского права относительно будущих произведений автора сохраняют силу на срок не свыше 5 лет, хотя бы в договоре была установлена большая его продолжительность или бессрочность. В целом это был прогрессивный закон, который учитывал международный опыт регулирования авторских отношений . Лишь некоторые положения Закона не соответствовали принципам Бернской конвенции (например, допускался свободный перевод зарубежных произведений). Закон действовал вплоть до его отмены в 1917 г., когда был принят целый ряд декретов ЦИК и СНК, многие из которых были направлены на установление государственной монополии на произведения науки, литературы и искусства. Так, например, Декрет ЦИК от 29 декабря 1917 г. “О государственном издательстве” закрепил право объявлять государственную монополию сроком не более чем на пять лет на сочинения, подлежащие изданию. ………. Решить указанные вопросы призвана часть четвертая Гражданского кодекса РФ, которая регламентирует права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Часть четвертая ГК РФ была введена в действие 1 января 2008 года Федеральным законом от 24 ноября 2006 года N 231-ФЗ “О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации”. Федеральный закон N 231-ФЗ признал утратившими силу некоторые законы Российской Федерации и РСФСР, среди них Гражданский кодекс РСФСР; Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3517-1; Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3520-1 “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”; Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3523-1 “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”; Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-1 “Об авторском праве и смежных правах” и др.^ Глава 2. Понятие авторского права и сфера его регулирования. Основные виды авторских прав. Соавторство. 1. Общие положения. Субъекты и объекты авторского права Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности – произведений науки, литературы и искусства. Необходимо различать сами произведения, имеющие нематериальную сущность, и ту вещественную форму, в которой они воплощены (рукопись, изображение). Авторско-правовая охрана распространяется на произведение как нематериальное благо и не зависит от прав на тот материальный носитель, в котором это произведение выражено. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. К таким произведениям относятся: литературные произведения, включая программы для ЭВМ; драматические и музыкально-драматические, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы и др.); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и др.; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения и т.д. Перечень, приведенный в п. 1 ст. 7 Закона об авторском праве, носит примерный характер, и результаты интеллектуальной деятельности, в нем не названные, но отвечающие общим условиям охраноспособности, предусмотренным законом, подлежат авторско-правовой охране. Произведение охраняется авторским правом независимо от способа его выражения, важно лишь, чтобы оно было воплощено в любой объективной форме, например в письменной, устной форме, в виде звуко- или видеозаписи, изображения, в объемно-пространственной форме. Закон охраняет не только законченные, но и незавершенные произведения (эскизы, планы, модели, макеты). Охрана распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения (ст. 6 Закона об авторском праве). Авторское право возникает в силу самого факта создания произведения. Для возникновения, осуществления и охраны авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей, например регистрации произведения. Обладатель авторского права может для оповещения о своих правах использовать специальный знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы в окружности, имени (наименования) обладателя исключительного права и года первого опубликования произведения (п. 1 ст. 9 Закона об авторском праве)3. …………. Рассмотрим пример. В судебном заседании Кировского районного суда г. Астрахани было рассмотрено гражданское дело по иску Общероссийской общественной организации “Российское Авторское Общество” в интересах члена авторско-правового общества “ASCAP” (США) Автор Р., членов авторско-правового общества “BMI” (США) Автор П. и Автор М., членов авторско-правового общества “PRS” (Великобритания) Автор Д., Автор Л., Автор А., Автор О., члена авторско-правового общества “GEMA” (Германия) Автор Г., члена авторско-правового общества “STIM” (Швеция) Автор Ю., члена авторско-правового общества “BUMA” Автор Р. к ООО “Организация В” о взыскании компенсации за бездоговорное использование произведений объектов авторского права, Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дел приходит к следующему. В соответствии со ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Согласно ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. В судебном заседании установлено, что ООО “Организация В” является коммерческим предприятием и осуществляет предпринимательскую деятельность по организации питания и досуга населения па платной основе в помещении кофейни-кондитерской “К”4. Материалами дела установлено, что ООО “Организация В” использует музыкальные произведения – объекты авторского права в качестве фонового озвучивания в помещении кофейни-кондитерской “К” для организации досуга посетителей, повышения конкурентоспособности своего бизнеса и соответственно, получения дополнительной прибыли. В соответствии с ч.1 ст. 1229. ст. 1255. ст. 1270 ГК РФ автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, в том числе право разрешать или запрещать другим лицам публично исполнять произведения (право на публичное исполнение) и получить вознаграждения за любой вид использования произведений. В соответствии со ст. 1226 ГК РФ исключительное право является имущественным правом. …….. Специфическим объектом авторского права признается программа для ЭВМ, являющаяся объективной формой представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Законодательство РФ относит программы для ЭВМ к литературным произведениям5. Объектами авторского права являются производные произведения (переводы, обработки, инсценировки, аранжировки и т.п.), представляющие собой переработки других произведений науки, литературы и искусства, а также различные составные произведения (в частности, сборники, к которым относятся энциклопедии, антологии, базы данных), представляющие собой результат творческого труда по подбору или расположению материалов (п. 3 ст. 7 Закона об авторском праве). Такие произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают. Производные и составные произведения подлежат охране при условии, что они являются результатами творческой деятельности и соответствуют критериям охраноспособности, названным в ст. 6 Закона об авторском праве. Правовой режим составного произведения имеет база данных, под которой понимается объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и т.д.), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. ……… В то же время организации, управляющие правами на коллективной основе, наделены правом выступать также и от имени тех обладателей авторских прав, которые не заключали с ними договоров о передаче полномочий на управление правами (п. 3 ст. 45 Закона об авторском праве). Если правообладатель не согласен с такими действиями организации, он может отказаться от ее услуг (п. 2 ст. 47 Закона об авторском праве), но воспользоваться этим правом далеко не всегда возможно из-за отсутствия у правообладателя необходимой информации6. В ряде случаев это приводит к злоупотреблениям со стороны недобросовестных организаций. Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, выдает пользователям (например, радио- и телестудиям) лицензии, т.е. заключает лицензионные договоры, условия которых должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории, причем она не может отказать пользователю в выдаче лицензии без достаточных на то оснований.Основными задачами организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, являются сбор вознаграждения за использование объектов авторских прав, распределение и регулярная выплата собранного вознаграждения правообладателям.^ 2. Сфера действия авторского права Сфера действия авторского права в соответствии с законодательством зависит от объективной формы произведения, места его нахождения, обнародования и, конечно же, гражданства создателей. ……….. Вместе с тем из общего правила есть два исключения. В соответствии с п. 3 ст. 5 ЗоАП, если произведение создано за рубежом, автор определяется на основе соответствующего зарубежного законодательства. При этом автором может быть признано и юридическое лицо. И, как было выше изложено, авторами в отдельных случаях признавались организации – юридические лица. В соответствии со ст. 9 ЗоАП авторское право на произведения науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. В этом заключается одно из главных достоинств авторского права по сравнению с патентным правом. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации и иного специального оформления произведения7. Поскольку возникновение авторского права не связано с какой-либо регистрацией, для оповещения о своих правах обладатель исключительных авторских прав вправе, но не обязан использовать знак охраны авторского права, который помещается на экземпляре произведения и включает в себя три элемента: букву в окружности (от английского слова “Copyright” – авторское право); имя (наименование) обладателя исключительных авторских прав; год первого опубликования произведения. ……..^ 3. Соавторство. Виды и условия возникновения соавторства Юридический институт соавторства не является новым в сфере авторского права. Соавторство представляется как одна из важнейших категорий сферы авторского права. Говоря языком юридической терминологии, соавторство в самом широком значении является одной из форм реализации авторских правоотношений. В общем, поверхностном понимании данного термина предполагается, что соавторство возникает в результате деятельности двух или более авторов над каким-либо одним произведением. Наконец, соавторство вполне можно назвать правовым институтом, включающимся в структуру авторского, а следовательно, и гражданского права в целом. Правовой институт, в свою очередь, – это совокупность норм права, регламентирующих однородную группу общественных отношений. Соавторство регламентируется в законодательстве, в рамках которого в данной связи целесообразно особо выделять ГК РФ. Основополагающим правовым актом в отношении соавторства, разумеется, является ГК РФ, так как именно в его рамках устанавливаются все основные аспекты функционирования данного правового института, реализация правоотношений, с ним связанных. Ранее, до 1 января 2008 г., Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” также регулировал отношения соавторства наравне с ГК РФ. Конкретного определения соавторства законодательством не выработано, но исходя из смысл а норм права, регулирующих группу данных правоотношений, можно сделать вывод, что соавторство является правовым институтом, регламентирующим общественные отношения, складывающиеся по поводу создания и использования объекта авторских прав (произведения, изобретения и т.д.) совместными усилиями двух или более субъектов (авторов). Хотя можно встретить и более общие определения понятия соавторства, в частности ст. 1258 ГК РФ в своем контексте устанавливает, что соавторство – это авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом нескольких лиц. Таким образом, необходимо обратить внимание на некоторые признаки, которыми обладает соавторство8. ///////////////// Данная точка зрения весьма оригинальна и не лишена оснований, но часто такие детальные критерии не применяются при установлении правоотношений соавторства и наличия авторских прав. В-третьих, данная творческая деятельность должна быть совместной, иначе говоря, должна быть направлена на достижение конкретного конечного результата – создание произведения. В противном случае также не возникает правоотношений соавторства. …………… Главным отличием раздельного соавторства от нераздельного является то, что при нераздельном соавторстве, учитывая особенности самого произведения, соавторы имеют совместные авторские права, а следовательно, не имеют юридической возможности на использование отдельных созданных ими частей произведения. В данной ситуации авторское право принадлежит всем авторам сообща. Насчет того, что же следует понимать под совместным использованием произведения, в научной гражданско-правовой среде ведется оживленная бурная полемика, так как закон точно не регламентирует данных аспектов. В наиболее объективной точке зрения на данный вопрос утверждается, что совместное использование предполагает использование произведения, при котором все соавторы имеют абсолютно равные права. Также ст. 1258 ГК РФ закрепляет, что в случае, когда произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных на то оснований запретить использование такого произведения. В случаях с нераздельным соавторством данная норма права вполне эффективно функционирует. Но из формулировки данной статьи ГК РФ, ее смыслового содержания следует, что при раздельном соавторстве использование произведения конкретным автором может быть запрещено другими авторами. Однако законом не регламентируются конкретные случаи, условия, порядок и иные аспекты подобного запрета, поэтому судебное разрешение споров между раздельными соавторами по поводу использования общего произведения не опирается на точно определенную правовую базу. Итак, выше было установлено, что право на использование произведения может быть различным в зависимости от типовой принадлежности соавторства к раздельному или нераздельному, но также необходимо отметить, что существует еще одна разновидность использования произведения – свободное использование, обладающее определенными чертами. В частности, правовой режим свободного использования произведения возникает только в том случае, когда данное произведение уже было обнародовано. Также данный тип использования не должен касаться личных неимущественных прав автора и не должен каким-либо образом ограничивать или ущемлять его права на данное произведение. Право на свободное использование произведения – это такое право, которое позволяет использовать то или иное произведение без определенного согласия со стороны автора. Иными словами, право на свободное использование принадлежит не авторам или соавторам произведения, а третьим лицам, которые также могут быть заинтересованы в подобном использовании. Законодательство устанавливает условия, способствующие возникновению права на свободное использование, и утверждает пределы данного использования. ……^ 4. Основные виды авторских прав Ранее действовавшее законодательство (ст. ст. 15 – 16 ЗоАП) весь комплекс авторских правомочий подразделяло на личные неимущественные права и имущественные права. При этом основным отличием личных неимущественных авторских прав являлось то, что они не имеют экономического содержания. Рассмотрим имущественные и неимущественные права именно с позиции авторского права. Взгляды ученых на сам термин “право” при кажущейся простоте данного понятия отнюдь не однозначны. Многие деятели научного мира, исследующие гражданское право, усматривают сложную структуру данного термина. В наиболее объективной форме сам термин “право” означает некую юридическую возможность, закрепленную в соответствующей правовой базе, по совершению субъектом определенных действий либо воздержания от таковых. Иными словами, право рассматривается как правомочие. Исходя из вышеприведенного определения, стоит отметить важность того, что права субъектов всегда закрепляются на законодательном уровне, что выражается в наличии правоотношений в обществе, так как не закрепленные в законе права и обязанности составляют всего лишь общественные отношения, но никак не правоотношения как таковые9. Следует обратить внимание непосредственно на сами имущественные и неимущественные авторские права, которые также являются необходимыми элементами гражданских правоотношений, в частности правоотношений, связанных с авторством, т.е. правоотношений, возникающих в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, смежных прав. Вообще в гражданско-правовой науке понимание имущественных и неимущественных авторских прав весьма неоднозначно, как в случае и с самим термином “право”. Законодатель не счел нужным выработать точных и детальных определений двух данных категорий и закрепить их в правовой базе, что вызывает существенные разногласия в научной среде по поводу их сущности, правовой природы и, наконец, различий между ними. ////////////// Статья 1255 ГК РФ закрепляет, что автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: право авторства; право на имя; право на обнародование, включая право на отзыв; право на неприкосновенность произведения. ………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог работы можно сделать следующие выводы: 1. Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам. 2. Рассматривая историю развития авторских прав в России и зарубежных странах мы увидели, что отсутствие единой системы норм делало применение законодательства об интеллектуальной собственности крайне неудобным и неэффективным. Назрела необходимость решения целого ряда насущных вопросов: о соотношении норм об интеллектуальной собственности с общими положениями гражданского законодательства (о субъектах, сделках, исковой давности, представительстве, договорах и др.); устранение расхождений и противоречий между действующими нормами разных законов; усиление защиты обладателей исключительных прав и т.д. 3. На наш взгляд, особенностью результатов творчества является то, что первоначально права на них закрепляются за автором. Автор – это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Статья 18 ГК относит возможность иметь права автора к гражданской правоспособности, которой гражданин обладает независимо от возраста и состояния здоровья. Конкретные субъективные авторские права возникают у автора независимо от его дееспособности в результате фактических действий по созданию произведения. Однако осуществление авторских прав требует от лица определенной степени дееспособности. Следует отметить, что сфера действия авторского права в соответствии с законодательством зависит от объективной формы произведения, места его нахождения, обнародования и, конечно же, гражданства создателей. 4. Соавторство представляется как одна из важнейших категорий сферы авторского права. Говоря языком юридической терминологии, соавторство в самом широком значении является одной из форм реализации авторских правоотношений. В общем, поверхностном понимании данного термина предполагается, что соавторство возникает в результате деятельности двух или более авторов над каким-либо одним произведением. Наконец, соавторство вполне можно назвать правовым институтом, включающимся в структуру авторского, а следовательно, и гражданского права в целом. 5. В работе нами были рассмотрены имущественные и неимущественные права именно с позиции авторского права. Мы убедились, что в гражданско-правовой науке понимание имущественных и неимущественных авторских прав весьма неоднозначно, как в случае и с самим термином “право”. Законодатель не счел нужным выработать точных и детальных определений двух данных категорий и закрепить их в правовой базе, что вызывает существенные разногласия в научной среде по поводу их сущности, правовой природы и, наконец, различий между ними. Особенно в науке велики споры, касающиеся различий между имущественными и неимущественными авторскими правами. Исходя из законодательного пояснения содержания понятий имущественных и неимущественных авторских прав мы сделали вывод о том, что неимущественное право представляет собой нечто подобное праву владения или распоряжения, которые являются одними из необходимых элементов права собственности, а имущественное право, напротив, отражает в себе право пользования.^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные акты:Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009)Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 24.02.2010)Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 (ред. от 20.07.2004) “Об авторском праве и смежных правах” Свод законов Российской империи. Свод законов гражданских. Т. X. Ч. 1. СПб.: Государственная типография, 1990. С. 61, 291 – 297. Положение о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами Приказ ГТК РФ 1199 от 27.10.03. “Об утверждении Положения о защите интеллектуальной собственности таможенными органами” /////////////////////// Note in 70 Harvard Law Review 517, 520. Stoll, Encyclopedia Anm. 8 – 109 und Gutachten. S. 101, 113.Комментарии к нормативным актам: Медведев Д.А., Крашенинников П.В., Яковлев В.Р., Маковский А.А., Арханов Е.А., ГК РФ ч.4: коментарий, текст, предметный указатель, М. 2007 //////////////////Исторические источники: Научная и учебная литература: Барышев С.А. Авторский договор в гражданском праве России и Зарубежных стран. Казань, 2004 Гражданское право: В 3 т. Т. 3 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: ТК Велби, Издательство “Проспект”, 2007. /////////////////////// Канторович Я.А. Литературная собственность. С приложением всех постановлений действующего законодательства о литературной, художественной и музыкальной собственности. СПб., 1895. С. 11 – 18. Корнеева И.Л. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебное пособие. М. 2006 /////////////////////// Савельева И.В. Защита авторских и смежных прав по законодательству России, М. 2002 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ, М. 2003 Силонов, И.А. Авторское право. Нормативные акты. М. 1998 Bainbridge D. Intellectual Property. 2009. P. 154 – 155.Периодическая печать: Ананьева Е.В. Международные конвенции в области авторского права и смежных прав. Журнал Современное право. 2001г. № 4 /////////////////////// Елизаров Е.А. Авторский договор в гражданском праве России // Внешнеторговое право. 2006. N 2. С. 9 1 Гражданское право: Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. Том I. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 638. 2 Риверс Т. Справочник для вещателей о владении, приобретении, освобождении, взыскании и административном управлении прав. Лондон, 1998. С. 22. 3 Зенин И.А. Авторское право и смежные права (интеллектуальная собственность и ноу-хау) 6-ое изд. М. 2007. С. 185 4 Кировский районный суд г. Астрахани Постановление от 30.10.2008г 5 Дозорцев В.А. Интеллектуальная собственность: понятие, система, задачи кодификации. Сборник статей. М. 2003. С. 15 6 Гульбин Ю.Т. Правовая охрана и защита интеллектуальной собственности. М.2006. С. 265 7 Ананьева Е.В. Международные конвенции в области авторского права и смежных прав. Журнал Современное право. 2001г. № 4. С. 87 8 Зенин И.А. Авторское право и смежные права (интеллектуальная собственность и ноу-хау) 6-ое изд. М. 2007 . С. 148 9 Силонов, И.А. Авторское право. Норматиыные акты. М. 1998 С. 258
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…