Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
Кубанскийгосударственный технологический университет
(КубГТУ)
Социально-гуманитарныйфакультет
Кафедрафилософии
КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине: Социальная педагогика
на тему: Адаптациядетей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Выполнила студентка СГФ,группы 06-ЗГ-СЦ1
Крайсвитняя ЯнаАлександровна
Допущена к защите«______»__________________ 2008г.
Руководитель курсовойработы ___________ к. п. н., доц. Кабанова С.В.
Нормоконтролер _______________к. п. н., доц. Корнилова Л.А.
Защита «_______»________________ 2008г Оценка ________________
Члены комиссии: ________________д. ф. н., проф. Хакуз П.М.
________________ к. п.н., доц. Корнилова Л.А.
________________ к. п.н., доц. Кабанова С.В.
2008г
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кубанский государственный технологический университет
(КубГТУ)
Социально-гуманитарныйфакультет
Кафедрафилософии
УТВЕРЖДАЮЗав. кафедрой философии
___________д. ф. н., проф. Хакуз П.М.
«_____» __________________2008гЗАДАНИЕ
накурсовую работу
Студентке СГФ, группы 06-ЗГ-СЦ1
Крайсвитней ЯнеАлександровне
Тема курсовой работы: Адаптациядетей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Объем работы:
а) Введение 3 стр.
б) Основная часть 25 стр.
1) Теоретическая 17стр.
2) Практическая 8стр.
в) Заключение 2 стр.
г) Приложение 5 шт.
Срок выполнения работы: с« 26 » августа по « 20 » декабря 2008г.
Срок защиты: «_____»____________ 2008г.
Дата выдачи задания: « 26» августа 2008г.
Дата сдачи работы: «_____»____________ 2008г.Руководителькурсовой работы ______________ к. п. н., доц. Кабанова С.В.
Задание приняла студентка_______________ « 26 » августа 2008г.
Реферат
Курсовая работа 41стр., 14источников литературы, 5 приложений
АДАПТАЦИЯ, ФАКТОРЫ,ВЛИЯЮЩИЕ НА АДАПТАЦИЮ, ЭТАПЫ ПРИВЫКАНИЯ, ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ, ДЕТСКИЙ САД,ДИНАМИЧЕСКИЕ СТЕРИОТИПЫ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ, СТЕРЕАТИПЫ, ФИЗИЧЕСКАЯПОДГАТОВЛЕННОСТЬ.
Цель курсовой работы: психолого-педагогическаяоптимизация успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольногообразовательного учреждения.
Результаты исследованияпоказали, что если:
— будет проведена беседас родителями будущих воспитанников детского сада;
— будет составлена картанервно-психического развития ребёнка, в которой фиксируются ответы родителей вовремя беседы;
— будут учтеныпсихические и физические особенности ребёнка, с учетом эмоциональногонастроения и состояния его здоровья;
— будут создаваться благоприятные условия для комфортногопребывания ребёнка в детском соду, тотогда пройдёт успешная адаптация детей раннего возраст к условия ДОУ. Тем самымподтверждается гипотеза нашего исследования.
Новизна курсовой работызаключается в том, что исследование проводилось на базе МДОУ «ЦРР – детский сад №221» городаКраснодара в 1 младшей группе.
Практическая значимость:результаты, полученные в ходе исследования, имеют практическую значимость для воспитателейдетского сада.
Содержание
Введение….….… 5
1 Адаптация детей раннеговозраста к условиям дошкольного образовательного учреждения….… 8
1.1 Характеристикапонятия «адаптация» и факторы влияющие на неё… 8
1.2 Особенности поведениядетей в период адаптации… .14
1.3 Формы работы по организациипроцесса адаптации ребенка к новым условиям….… 19
2 Психолого-педагогическиеусловия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательномуучреждении… 25
2.1 Описание дошкольного образовательногоучреждения МДОУ “ЦРР – детский сад № 221”… .25
2.2 Характеристика адаптациик дошкольному учреждению детей МДОУ «ЦРР — детского сада №221» 1- ой мл. гр..… 27
2.3 Направления психолого-педагогическойдеятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей условиям к дошкольномуобразовательному учреждению….… 29
Заключение….….… 33
Список использованныхисточников… 35
Приложение А Анкета дляродителей… .36
Приложение Б Карта нервно– психического развития ребенка второго и третьего года жизни….… 37
Приложение В Результатыгрупп адаптации детей МДОУ “ЦРР – детский сад № 221”1-ой мл.гр….….38
Приложение Г Планвоспитательно-образовательной деятельности… 39
Приложение Д Советыродителям в адаптационный период… 41
ВВЕДЕНИЕ
Ранний возраст – периодбыстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологическихпроцессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детейраннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие враннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышеннаяранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждоеперенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей.Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятныеусловия для комфортного пребывания ребёнка в детском соду.
Поступление ребёнка вясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семьепривыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у негоформируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
От того, как пройдёт привыканиеребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависитдальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и всемье.
И потому, так актуальна на сегодняшний день темасотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка кдошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия иобеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательнуюжизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального теченияадаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Большой вклад в изучениепроблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественнойлитературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптациирассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В.Мудрик, и др.
Н.Д. Ватутина в своёмпособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей вдетском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методыпедагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детейв семье к детскому саду.
Т.В. Костяк рассматриваетособенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, атакже факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерностиего психического развития в дошкольном возрасте.
Авторы пришли к выводу,что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёйребёнка.
Анализ педагогическойлитературы и потребностей практики позволил нам сформулировать проблему нашего исследования следующим образом: каковы психолого-педагогическиеоптимизации успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ?
Ее решение составило цельнашей работы. Объектисследования -процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Предметом исследования является ДОУ и психолого-педагогическиеусловия оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к нему.
Проблема, цель и предметисследования предопределили следующие его задачи:
— Изучить теоретическиеосновы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
— Характеристика дошкольногообразовательного учреждения
— Проанализировать направлениясовместной деятельности воспитателей и родителей по оптимизации процессаадаптации детей раннего школьного возраста.
— Выявитьпсихолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста кдошкольному образовательному учреждению.
Задачи, решавшиеся нами входе исследования, потребовали применения соответствующих методов. Это быланализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации), анкетирование,наблюдение и беседа.
Анализ собранныхматериалов позволил нам сформулировать общую гипотезу исследования: успешнаяадаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ, будет в том случае если:
— будет проведена беседас родителями будущих воспитанников детского сада;
— будет составлена картанервно-психического развития ребёнка, в которой фиксируются ответы родителей вовремя беседы;
— будут учтеныпсихические и физические особенности ребёнка, с учетом эмоциональногонастроения и состояния его здоровья;
— будут создаваться благоприятные условия для комфортногопребывания ребёнка в детском соду.
Новизна курсовой работызаключается в том, что исследование проводилось на базе МДОУ «ЦРР – детский сад №221» городаКраснодара в 1 младшей группе.
Результаты, полученные входе исследования, имеют практическую значимость для воспитателей детскогосада.
Структура работы: работа состоит из титульного листа,задания, реферата, содержания, введения, двух разделов (первый раздел содержит 4подраздела, второй раздел содержит 3 подраздела), заключения, списокиспользованный источников, 5 приложений.
Исследование проводиласьна базе МДОУ «ЦРР – детский сад №221» города Краснодара в 1 младшей группе.
1 Адаптациядетей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения1.1 Характеристика понятия«адаптация» и факторы, влияющие на неё
С поступлением ребенка трех-четырех летнего возраста вдошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режимдня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования кповедению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себемного неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все этиизменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовуюситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическимреакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Этитрудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычнойдля него семейной среды в среду дошкольного учреждения.
Ребенокдолжен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Термин«адаптация» означает приспособление.
Сложностьприспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена,которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимостьучета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждениюили, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Адаптациянеизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашимивозможностями и требованиями среды.
Существуеттри стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
а)творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды,приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б)конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая всетребования и обстоятельства среды;
в)избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, нехочет или не может приспосабливаться к ним.
Наиболееоптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий[4;14].
Какже формируются у ребенка способности к адаптации? Само рождение ребенка – яркоепроявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробному ковнеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всехосновных систем организма — кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системыдолжны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональнуюперестройку, т.е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовностиэтих адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет такой уровеньготовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внешнихусловиях.
Такжекак и другие функциональные системы, система адаптационных механизмовпродолжает свое созревание и совершенствование в течение ряда летпостнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенкаформируется и возможность к социальной адаптации по мере того, как ребеноковладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно сформированием всей системы нервной высшей деятельности.
Всеже эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для негострессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести кневротическим реакциям [14,15].
Итак,чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной изпроблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Общая задача воспитателейи родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизньдетского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработкаединых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома ив детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.
Возрастныеособенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Носледует учитывать и индивидуальные особенности ребенка.
Частопричиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организациядеятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность,ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении совзрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что неудовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде,ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательныйгигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов –сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельностидетей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним являетсязалогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенногонастроения [9, 9-10].
Какправило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чащезаболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок неплачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет,подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем техдетей, которые плачут, зовут родителей.
Также, особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Эти детиболезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших неприятностях ихэмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают. Ихпугает все новое и дается оно с большим трудом. В своих движениях и действиях спредметами они не уверенны, медлительны. Таких детей к детскому саду следуетприучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. Воспитатель долженпоощрять, подбадривать и помогать им.
Игнорированиевоспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в период адаптации кдошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. Например,строгость к детям не уверенным, малообщительным вызывает у них слезы, нежеланиенаходиться в детском саду. Резкий тон обращения вызывает у легко возбудимыхдетей излишнее возбуждение, непослушание.
Вразных ситуациях один и тот же малыш может повести себя по-разному, особенно впериод адаптации. Бывает, даже спокойный и общительный ребенок при расставаниис близкими начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новымтребованиям.
Поведениеребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальныйхарактер. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском саду отказываетсяот еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в новойобстановке – сразу плачет; если не знает, где взять игрушку – тоже плачет; непривык спать без укачивания – плачет и т.д. поэтому очень важно знать привычкиребенка, считаться с ними.
Незнаниепривычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогическиевоздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не даютнеобходимого результата. Все привычки и навыки каждого вновь поступившегоребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях.Воспитателю необходимо помнить, что ребенок раннего возраста, имеющийнеобходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, емунеобходима помощь взрослого.
Вдомашних условиях ребенок привыкает к характеру применяемых педагогическихвоздействий, выраженных не только спокойным ровным тоном, но и в тоне строгойтребовательности. Тем не менее, строгий тон воспитателя или няни может вызватьиспуг. И наоборот, ребенок, привыкший к громким раздраженным указаниям, невсегда выполнит тихие спокойные указания воспитателя.
Несмотряна то, что режимы дня для детей разного возраста, рекомендуемые “Программойвоспитания в детском саду”, научно обоснованы, все же так называемый возрастнойрежим дня отдельных детей необходимо изменять. Показателем к этому являетсяповедение и самочувствие малыша [5,16-17].
Какуже говорилось, особое значение в период адаптации имеют индивидуальныеособенности детей в сфере общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинствомвступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю,к помощнику воспитателя, чтобы узнать о чем-нибудь. Другие сторонятся чужихвзрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение своспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом кстене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступитьв контакт.
Опытобщения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад,определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именнознание содержания потребностей ребенка в общении является тем ключиком, спомощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него вадаптационный период [5,17-18].
Непосредственно-эмоциональныйконтакт между ребенком и взрослым устанавливается, начиная с конца первого –начала второго месяца жизни [5,18].
Правильнопоступают те родители, которые уже на первом году жизни ребенка не ограничиваютего общение в узком кругу семьи.
Соблюдаянеобходимые гигиенические требования, целесообразно уже в этом возрастерасширять круг общения ребенка. Например, можно на некоторое время разрешитьновому для него человеку подержать его на руках или даже оставить их одних.
Воспитательдолжен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка несформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя онреагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а неприблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть,перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают емуправильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.
Втаком случае целесообразно разрешить маме побыть в группе. В ее присутствииребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым исчезает, ребенокначинает проявлять интерес к игрушкам. Мать должна побуждать его обратиться квоспитателю, попросить игрушку, сказать, какая тетя хорошая, добрая, как оналюбит детей, играет с ними, кормит. Воспитатель подтверждает это своимидействиями: ласково обращается к малышу, дает игрушку, хвалит его костюм,показывает что-то интересное в группе и т.п. [5,19-20].
Следовательно,на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет рядфакторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированности опыта общения,а также степень родительской опеки.
1.2 Особенности поведения детей в период адаптации
Невсе дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно,внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другиеделают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства.Они внимательно наблюдают за воспитательницей, выполняют предложенные еюдействия. И те и другие дети спокойно прощаются с родными, которые приводят ихв детский сад, и идут в группу. Например, ребенок, расставаясь с мамой,заглядывая ей в глаза, спрашивает: “Ты меня любишь?” Получив ответ, идет вгруппу. Он подходит к воспитательнице, заглядывает ей в глаза, но задать вопросне решается. Воспитатель ласково поглаживает его по голове, улыбается,проявляет внимание, тогда ребенок чувствует себя счастливым. Он неотступноследует за воспитателем, подражает его действиям. Поведение ребенка показывает,что он испытывает потребность в общении со взрослыми, в получении от неголаски, внимания. И эта потребность удовлетворяется воспитателем, в которомребенок находит доброго близкого человека.
Некоторыедети, быстро освоившись в новой обстановке группы, умеют сами занять себя. Онине ходят постоянно за воспитателем, но при необходимости спокойно и увереннообращаются к нему. Лишь в первые дни в их поведении заметна некотораярастерянность, беспокойство.
Еслиребенок, которого впервые привели в детский сад, никак не хочет оставаться вгруппе без мамы, то воспитатель предлагает маме остаться с ребенком в группе.Чувствуя, что мама не собирается уходить, ребенок начинает обращать внимание наокружающее. После длительного наблюдения, играет с игрушками, рассматриваеткрасивых кукол, и, наконец, решает сам взять одну из них. В близком человеке онвидит опору, защиту от неизвестного и в то же время возможность с его помощьюпознакомиться с окружающим.
Каквидно, дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково.Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями,которые сложились к моменту прихода в группу.
Можновыделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении ипотребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации)[5,21-22].
Перваягруппа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкимивзрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений обокружающем.
Втораягруппа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не толькос близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и полученииот них сведений об окружающем.
Третьягруппа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельныхдействиях. Если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился смамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудомрасстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказываетсяот любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится застол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изодня в день.
Плачпри уходе близкого человека, возгласы типа: “хочу домой!”, “где моя мама?”,отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям поиграть –и бурная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена семьи)являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения спосторонними.
Припоступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которых можно условноотнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми).
Ониглубоко переживают расставание с близкими, т.к. опыта общения с посторонними неимеют, не готовы вступать с ними в контакт.
Какправило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптированиеребенка в детском саду.
Дети,условно отнесенные ко второй группе, до поступления в детский сад приобрелиопыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения сдальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно наблюдают завоспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом,ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такиедети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности,у них появляются слезы и воспоминания о близких.
Удетей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельныхдействиях и общении со взрослыми.
Впрактике нередки случаи, когда ребенок в первые дни приходит в группу спокойно,самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив,например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторонуменяет свое поведение.
Следовательно,когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребностям внем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает кусловиям жизни в детском саду. Трудности адаптации возникают в тех случаях,когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержаниекоторого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту.
Воспитателюнеобходимо знать, что содержание потребности детей в общении в процессепривыкания к детскому саду качественно изменяется. Дети, условно относимые кпервой группе, могут при благоприятных условиях быстро достичь уровня общения,характерного для детей второй и даже третьей группы и т.д.
Впроцессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширениесодержания и навыков общения. Изменение содержания потребности в общении впериод привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:
Iэтап – потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в полученииот них ласки, внимания и сведений об окружающем;
IIэтап – потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве иполучении новых сведений об окружающем;
IIIэтап – потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активныхсамостоятельных действиях.
Детипервой группы практически должны пройти все три этапа. Их потребность на первомэтапе в ласке, внимании, просьбе взять на руки и т.д. трудно удовлетворить вусловиях группы. Поэтому адаптация таких детей проходит длительно, сосложнениями (от 20 дней до 2-3 месяцев).
Задачавоспитателя – создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка ко второмуэтапу привыкания.
Спереходом на второй этап для ребенка более характерной станет потребность всотрудничестве со взрослым и получении от него сведений об окружающем.Длительность этого этапа также зависит от того, на сколько полно и своевременнобудет удовлетворена эта потребность.
Третийэтап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общениепринимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому,самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптацииребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.
Детивторой группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10–20 дней). Адля детей третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в активныхсамостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные темы,-конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других (от 2-3до 7-10).
Еслине будет соответствующим образом организованного общения и игровая деятельностьвновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но иосложнится. Вот почему воспитателю необходимо знать характерные особенностидетей, этапы их привыкания. От того, насколько правильно воспитатель определитпотребность, обуславливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия,способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер ипродолжительность адаптации ребенка. Если воспитатель не принимает во внимание,какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические воздействия егобудут бессистемными, случайными по характеру.
Ксожалению, воспитатель иногда не придает значения организации общения, поэтомучасто оно протекает стихийно. Воспитатели учат ребенка играть, учиться,трудиться и очень редко учат его общаться.
Какотмечалось, деятельность общения имеет свое содержание и этапы развития. Однаков процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст, а развитие формобщения. Так, дети первой группы, независимо от возраста, на первом этапепривыкания непременно нуждаются в непосредственно-эмоциональном общении, итолько на втором этапе привыкания – в ситуативно-действенном. Поэтомувоспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: улыбка,ласка, внимание, жест, мимика и т.д. – на первом этапе. Показ действия,упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т.п. – на второмэтапе [4, 26]
Расширениесодержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности удетей. В процессе сотрудничества со взрослым ребенок овладевает сначалаотдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнениив них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметнаядеятельность. Таким образом, воспитатель должен учитывать уровеньсформированности предметно-игровых действий детей, как и их готовность кобщению в действии со взрослыми и с детьми в группе.
Итак,необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей кдетскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, вкоторых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающаяпотребностям, которые определяют его поведение.1.3 Формы работы по организациипроцесса адаптации ребенка к новым условиям
Длятого чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться кусловиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его кпоступлению в детский сад.
Многиеродители стремятся правильно воспитывать детей, но у них не всегда хватает наэто знаний и опыта. В одних семьях излишне опекают детей, считая, что в раннемвозрасте ребенок ничего самостоятельно делать не может. Родители предупреждаюткаждое его действие, любую попытку самостоятельности, ублажают любой каприз. Вдругих семьях бытует мнение, что воспитывать ребенка просто рано, необходим толькоуход за ним. Есть такие родители, которые относятся к детям раннего возрастакак к маленьким взрослым, предъявляя к ним большие и часто непосильныетребования. Наконец, встречаются и такие родители, которые считают, чтоосновная роль в воспитании принадлежит яслям, саду, а они только могутоценивать, хорошо или плохо работают воспитатели.
Успешнаяадаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимныхустановок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обестороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка идоверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношениипедагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания;но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям,доброту).
Детскийсад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно датьродителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиямобщественного воспитания. Но, к сожалению, нередко родители встречаются сперсоналом детского сада лишь тогда, когда впервые приводят своего ребенка вгруппу. Подготовка ребенка к семье порой ограничивается словами: “Тебе тамбудет хорошо!”. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя вдетский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся отсемейных.
Всемье родители для ребенка являются постоянными воспитателями. В детском садуже воспитатели сменяют один другого, могут быть различны по характеру,требованиям, по тону общения.
Еслиребенок дома капризничает, совершает нежелательные поступки, одни родители всепрощают, другие – наказывают, третьи – внимательно анализируют причины такогоповедения. При этом каждый рад и готов забыть все прегрешения ребенка, если онпроявит какое-то новое умение, навык, хотя это является закономерным дляразвития малыша.
Вусловиях воспитания детей раннего возраста в ДОУ индивидуальный подход кребенку обусловливается, с одной стороны знанием психических и физических егоособенностей, да с учетом его эмоционального настроения в данное время,состояния здоровья. С другой стороны воспитатель строго согласует свои действияс программными задачами воспитания и развития малыша. Различный характерреагирования на поступки ребенка — также важная черта, которая отличает условиявоспитания в семье от условий в детском саду [4,30-31].
Часторебенок раннего возраста не может быстро и безболезненно привыкнуть кизменениям, особенно если ему в этом не помогает взрослые.
Ведьв группе, как правило 20 и более человек, а он привык видеть не более 5-6 чел.в своей семье. Поэтому непременным условием благополучной адаптации ребенкаявляется единство требований, приемов и методов воздействия, согласованиетактики введения ребенка в систему общественного воспитания.
Припоступлении ребенка в детский сад особое значение имеет его физическаяподготовленность. Организм детей первых лет жизни больше, чем в старшемвозрасте подвержен заболеваниям, родители должны закалять их. Необходимообеспечить малышу пребывание на свежем воздухе в любое время года, проводить сребенком гимнастику, учить выполнять физические упражнения, развивать навыкиходьбы, бега, лазанья. Важным средством закаливания являются воздушные ванны иводные процедуры, но их нужно выполнять в соответствии с существующимиправилами.
Одеждеребенка также следует уделять внимание. Если его излишне кутать, то вследствиенесовершенства терморегуляции малыш может легко вспотеть, а это ведет кохлаждению организма и простудным заболеваниям. А слишком легкая одежда также можетстать причиной заболевания.
Однимиз факторов, который очень важен для процесса привыкания, является режим дняребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, то они струдом привыкают к распорядку дня детского сада. Несовпадения домашнего режимас режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, онстановится вялым, капризным, безразличным к происходящему [7, 31].
Длясамочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какоймере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки,навыки самообслуживания (одевания, еды и др.), между тем не во всех семьяхуделяется достаточное внимание формированию указанных навыков и привычек.Нередко дети двух и трехлетнего возраста приходят в детский сад, не умеясамостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться.
Проводябеседы с родителями будущих воспитанников детского сада, педагог долженобращать их внимание на эту сторону воспитания, раскрыть основныезакономерности формирования навыков и привычек, их последовательность. Он можетпоказать характерные ошибки, дать советы, как отучить малыша от нежелательныхпривычек, раскрыть значение своевременного формирования необходимых навыков иполезных привычек для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия вадаптационный период [5, 32]
Воспитательсам должен проявлять терпение и настойчивость в воспитании навыков и привычек.Но нельзя требовать от ребенка, чтобы он сразу отказался от той или иной привычки,необходимо время.
Необходимовырабатывать у детей культурно-гигиенические навыки терпеливо, спокойно,постепенно усложняя требования. Иначе у ребенка может сложиться отрицательноеотношение ко всем режимным процессам.
Взрослыйдолжен сначала показать ребенку, где и как сделать что-либо, поупражнять его вдействии, а затем давать указания.
Научитьребенка вступать в общение с взрослыми и детьми — одна из основных задачродителей при подготовке малыша к поступлению в детское учреждение. На этодолжна быть направлена работа детского сада с семьей.
Впериод адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка,переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихсяопределенного режима: укладывание, кормление и т.д., а также стереотиповобщения.
Динамическиестереотипы возникают с первых месяцев жизни ребенка и, формируясь в условияхсемьи, накладывают отпечаток на его поведение [7,17]
Поэтому,знакомясь, с каждым ребенком своей группы до его поступления в детский сад, воспитательузнает особенности его развития и поведения, и если необходимо, вноситсоответствующие коррективы в форме совета и убеждения родителей.
Дляопределения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза адаптацииприменяются психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока:
— Поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;
— Нервнопсихическое развитие;
— Черты личности [3, 18]
Сопорой на эти блоки составляется карта готовности ребенка к поступлению вдетский сад, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы (ПриложениеА).
Анализируяответы родителей, и используя метод диагностики, делается прогноз адаптацииребенка к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, определяются проблемы,которые могут возникнуть в период адаптации, и даются рекомендации поподготовке детей.
Уродителей остается время, чтобы помочь малышу без особых трудностей перейти отодних условий жизни к другим.
Родителиприглашаются посетить детский сад вместе с ребенком, чтобы посмотреть в какихусловиях он будет находиться, знакомят малыша с детьми, дается ему возможностьпознакомиться с помещениями группы, показываются игрушки, место для прогулок,занятий физкультурой и т.д. При этом воспитатель старается, как можно большевнимания уделять новому ребенку, старается “влюбить” в себя малыша, чтобы онпонял, что если рядом не будет мамы, то ее на время заменит внимательная идобрая “тетя”. Даются советы мамам, чтобы они приучали малыша самостоятельностии доступному для его возраста самообслуживанию. Напоминается родителям, что виграх с другими детьми необходимо учить его делиться игрушками, ждать своейочереди на качелях или чтобы поездить на велосипеде и т.п.
Чтобыуспешно прошла адаптация, используются стихи, песенки, потешки. Во времяукладывания, обязательно напевают колыбельную песенку. Иногда во времяукладывания может звучать одна и та же спокойная музыка. Это помогает быстреерасслабиться особенно плаксивым детям. Так же лучше засыпают дети с любимойигрушкой, принесенной его родителями.
Такимобразом, доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит:воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умениемрастить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуруобщения, тактичность и взаимопонимание — и картина психологии доверия будетдостаточно полной.
2 Психолого-педагогические условияорганизации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению
2.1 Описаниедошкольного образовательного учреждения МДОУ “ЦРР – детский сад № 221”
МДОУ «Центр развитияребенка – детский сад № 221» общеразвивающего вида работает по программе«Радуга», осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ,Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом о некоммерческих организациях,законом РФ «Об образовании и иными правовыми актами».
Финансирование МДОУ «ЦРР- детский сад №221» осуществляется из районного бюджета согласно действующимнормативным актам, имеет собственные средства, а также бюджетные идополнительно выделяемые.
Приоритетным направлениемв работе педагогического коллектива является сохранение психического ифизического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждогоребенка, оказание помощи семье в воспитании, осуществление необходимойкоррекции отклонений в развитии ребенка, адаптация к жизни в обществе.
Продолжительностьвоспитательно-образовательного процесса осуществляется с 2-х до 7-летнеговозраста ребенка.
В МДОУ «ЦРР — детский сад№221» действуют 12 групп, из них 3 группы — для детей с нарушениями речи, 2группы — для детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, 1 группа — длядетей с задержкой темпа нервно-психического развития, 1 группа — для детей снарушениями иммунной системы.
На территории детскогосада находятся:
— спортивный зал,оснащенный «шведской стенкой», гимнастическими кольцами, массажерами для стоп,мячами различной величины, скакалками, обручами и прочим спортивным инвентарем;
— музыкальный зал, вкотором стоит пианино, рядом — костюмерная с различными костюмами сказочныхгероев, детские музыкальные инструменты, различные декорации из картона иткани;
— сенсорная комната, гдедети занимаются релаксацией, аутотренингами;
— кабинет психолога, гдедети занимаются играми с воспитателем – психологом, проходят различные формытестирования;
— кабинет логопеда;
— кабинетизобразительного искусства;
— физиотерапевтическийкабинет, оснащенный массажным столом, ультрафиолетовой лампой;
— 2-е столовые, в которыхпитаются дети среднего и старшего возраста;
— спортивная площадка, натерритории которой находится футбольное, волейбольное поля, беговая дорожказдоровья, турники, песочная яма для прыжков и другое спортивное оборудование.
Воспитательно-образовательнуюработу с детьми, под руководством заведующей, заместителя заведующей иметодиста, ведут 13 высококвалифицированных педагогов-воспитателей, а также 3логопеда, 2 музыкальных руководителя, психолог, педагог дополнительногообразования. 2.2 Характеристика адаптации к дошкольномуучреждению детей МДОУ “ЦРР – детский сад № 221” 1- ой мл.гр.
Цель: определить особенности привыканиядетей к условиям дошкольного образовательного учреждения; определить группуадаптации.
Организация исследования:работа проводилась набазе МДОУ “ЦРР – детский сад № 221” в 1 мл.гр. Педагогический процессорганизуется в соответствии с программой Т.Н.Дороновой “Радуга”, с детьмиработают воспитатели Беласова Н.И. и Зеленина Ю.В.
В 1-ой мл.гр. 28 детей,набор в группе начался 01.08.08г. Для проведения исследования выбрана подгруппадетей:
Белая Дарья, 2 года 5месяцев
Козенов Даниил, 2 года
Мусина Елизавета, 2 года6 месяцев
Кремезьон Жанна, 2 года 3месяца
Тарасова Софья, 2 года
Ходоковский Тихон, 2 года5 месяцев
Ардимеев Вадим, 2 года 2месяцев
Макурин Олег, 2 года 6месяцев
В ходе исследованияпроведено наблюдение поведения детей в период адаптации, беседы своспитателями, родителями, психологом, мед.сестрой.
Характеристика поведениедетей:
Даша Б. Эмоциональное состояние стабильное,навыки предметной деятельности сформированы, во взаимоотношении со взрослымипроявляет инициативу. Отлично влилась в коллектив.
Даниил К. Речь менее активная, в деятельностиподражает взрослым, со взрослыми в общении не проявляет инициативы. С детьмималоактивен.
Лиза М. Эмоциональное состояние стабильное,навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми проявляет инициативу;речь активная. Во взаимоотношении с детьми сама проявляет инициативу.
Жанна К. Эмоциональное состояниенестабильное, навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми невсегда вступает в контакт, речь активная. Со сверстниками необщительна.
Соня Т. Эмоциональное состояние нестабильное,речь пассивная, в деятельности проявляет наблюдение за действиями взрослых исверстников.
Тихон Х. Эмоциональное состояние стабильное,не общительный с детьми, часто рядом с воспитателем, речь плохо развита.
Вадим А. Эмоциональное состояние стабильное,речь активная, предметная деятельность слабо развита, во взаимоотношении совзрослыми – ответная реакция, с детьми – проявляет инициативу.
Олег М. Эмоциональное состояние- стабильное,речь активная, навыки предметной деятельности сформированы, во взаимоотношениисо взрослыми проявляет инициативу. Со сверстниками неохотно взаимодействует.
В целом адаптация детейпроходила неплохо. Оценка эмоционального состояния, деятельности детей, навыковвзаимоотношений со взрослыми и сверстниками, сна, речи детей позволилиопределить группы адаптации:
– к первой группе (сложнаяадаптация) относятся 2 человека;
– ко второй группе(средняя адаптация) относятся 3 человека;
– к третьей группе(легкая адаптация) относятся 3 человека.
Данные результаты групп адаптациидетей МДОУ “ЦРР – детский сад № 221” в 1-ой мл.гр. занесены в таблицу (ПриложениеВ)2.3 Направления психолого-педагогическойдеятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям кдошкольному образовательному учреждению
Цель: спроектировать психолого-педагогическуюработу для оптимизации процесса адаптации детей МДОУ “ЦРР – детский сад № 221” 1-ой мл.гр. к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Для оптимизации процессаадаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая ипоследовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения спривлечением родителей своих воспитанников.
Первоочередным являетсясбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты (ПриложениеА), где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающуюхарактеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники ДОУ анализируют данныематериалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированностиего навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться сдетьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для нихусловиям.
Для оптимизации процесса успешнойадаптации к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу ссемьей – дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиямобщественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированностинеобходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умениеребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Проводя беседы с родителямибудущих воспитанников детского сада, раскрываются основные закономерностиформирования навыков и привычек, их последовательность; значение своевременногоформирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошегосамочувствия в адаптационный период. Воспитатели знакомят родителей с картаминервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста(Приложение Б, Приложение Д).
До приема детей в группунеобходимо проводить родительское собрание, в котором принимают участиезаведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитателигрупп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работыдетского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениямипедагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросыродителей.
Для организации успешнойадаптации детей раннего возраста, воспитатели составляют планвоспитательно-образовательной деятельности воспитателей 1 мл.гр. МДОУ “ЦРР –детский сад № 221” ( Приложение Г). При этом выбирают разнообразные направленияработы: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детейдидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительныхэмоций у детей, элементы устного народного творчества. Использовались различныеметоды, приемы и формы организации детей, как в групповой комнате, так и насвежем воздухе.
А так же для того чтобыпрошла успешная адаптация детей раннего возраста, необходимо следоватьследующим рекомендациям для воспитателей и родителей:
Рекомендации длявоспитателей:
— любите детей иотноситесь к ним как к своим;
— помните обиндивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;
— приобщайте ребенка вдоступной форме к социальным и нравственным нормам;
— необходимо наладитьконтакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;
— проводите консультациии беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями кребенку;
— по возможности посетитесемью ребенка, узнайте о привычках и интересах детей;
— проводите родительскиесобрания до поступления детей в детский сад.
В своей работе воспитателидолжны использовать анкетирование, посещения ребенка на дому, папки-передвижки,наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей,беседы с родителями, родительские собрания.
Рекомендации дляродителей:
— любите своего ребенкатаким, какой он есть;
— радуйтесь своемуребенку;
-разговаривайте сребенком заботливым, ободряющим тоном;
— слушайте ребенка, неперебивая;
— установите четкие иопределенные требования к ребенку;
— не устраивайте дляребенка множество правил;
— будьте терпеливы;
— каждый день читайтеребенку и обсуждайте прочитанное;
— в разговоре с ребенкомназывайте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними;
— поощряйте в ребенкестремление задавать вопросы;
— чаще хвалите ребенка;
— поощряйте игры сдругими детьми;
— интересуйтесь жизнью идеятельностью вашего ребенка в детском саду;
— не позволяйте себенеподобающего поведения в присутствии ребенка;
— помните, что авторитетродителей основан на достойном образце поведения;
— прислушивайтесь ксоветам педагогов в период адаптации детей к условиям ДОУ;
— посещайте групповыесобрания.
Такимобразом, совместнаядеятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителейявляется залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Заключение
Семья– социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка.При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенноприспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температурепомещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление вдетский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именносотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышуэмоциональный комфорт.
Поэтомуна сегодняшний день актуальна тема адаптация детей раннего возраста к условиямдошкольного образовательного учреждения.
Проблемеадаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Н.Д. Ватутина, Н.Ф.Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора, Р. В.Тонкова-Ямпольская, В.А. Сухомлинский.
Авторыпришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, егоработе с семьей ребенка.
Проведениякомплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ясли и впериод адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привыканию кновым условиям.
Рассмотренныеаспекты в ходе курсовой работы доказывают, что существует много условий,которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольномуучреждению.
Важнымфактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания,является личность самого воспитателя, который должен любить детей, бытьвнимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь еговнимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развитиядетей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметьуправлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиямдетского учреждения.
Периодадаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, нои их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Таким образом, можно сказать,что цель исследования: психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптациидетей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, быладостигнута, задачи реализованы.
Даннаякурсовая работа имеет практическую и теоретическую значимость для воспитателейдетского сада.
Список использованных источников
1 Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. –М: Просвещение, 2005. – 176с. ил.
2 Аксарина М.Н.Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медецина 2007. — 304с.
3 Алямовская В.Г. Ясли –это серьезно.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.
4 Белкина Л.В. Адаптациядетей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.
5 Ватутина Н.Д. Ребенокпоступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ — М.: Просвещение,2003.-№3.-104с, ил.
6. Волков Б.С., Волкова, Н.В.Психология общения в детском возрасте. — М.: Педобщество, 2003, 240с.
7 Ж-л № 4. Ребенок вдетском саду.-2001.
8 Ковальчук Я.И.Индивидуальный подход в воспитании ребенка — М.: Просвешение,1985.- 112 с.
9. Печора К.Л., ПантюхинаГ.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях — М.: Владос, 2007, — 176с.
10 Роньжина А.С. Занятияпсихолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению — М.:Книголюб, 2000. – 72с.
11 Смирнова Е.О. Первыешаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. — М.: Мозаика-Синтез, 1996. – 160с.
12 Столяренко Л.Д.Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. – 382с.
13 Ступени общения: отгода до семи лет/Под редакцией Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой.– М., 1992.
14 Тонкова-ЯмпольскаяР.В. “Основы медицинских знаний”- М.: Просвещение, 1986. – 320с. ил.
Приложение А
Анкетадля родителей
1 Уважаемыеродители, мы будем благодарны, если вы ответите на эти вопросы.
Вашиответы помогут нам лучше узнать ваших малышей и облегчить его жизнь вадаптационный период.
Поведение
1Преобладающее настроение вашего ребенка (бодрое; уравновешенное или раздражительное; неустойчивое;подавленное ).
2 Характерзасыпания (быстро; втечении 10 минут; очень медленное; медленное).
3 Характерсна (спокойный;неспокойный).
4 Аппетитвашего ребенка (хороший;избирательный; неустойчивый; плохой)
5Отношение вашего ребенка к высаживанию на горшок (положительное; отрицательное).
6Навыки опрятности(просится на горшок; не просится, но бывает сухой; не просится; ходит мокрый).
7Нежелательные для этого возраста привычки (сосет палец или пустышку; раскачивается, когда спит илисидит).
Личность
Проявлениепознавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении.
1 Проявляетли ребенок интерес к игрушкам, предметам дома и в новой, незнакомойобстановке?______________________________________
2 Интересуетсяли действиями взрослых?__________________________
3 Внимателенли он при этом, активен ли он, усидчив?______
4 Инициативностьв игровой деятельности(может или не может найти без посторонней помощи себе занятие; может или неможет самостоятельно подготовится кигре)?________________________________________________
5 Инициативностьво взаимоотношениях со взрослыми (вступает в контакт по собственной инициативе; не вступает вконтакт)?_________
6 Инициативностьв отношениях с детьми(вступает в контакт по собственной инициативе; не вступает в контакт)?________________________
7 Самостоятельностьв игре (умеет игратьсамостоятельно в отсутствии взрослого; не умеет игратьсамостоятельно)?____________________________
Приложение Б
Картанервно — психического развития ребенка второго года жизни
Датарождения ______________________________________
Датапоступления____________________________________
Анализ______________________________________________ Уровень развития Речь Деятельность Навыки взаимоотношений Пассивная Активная Бездеятельность Наблюдение, подражание Предметная деятельность Со взрослыми Со сверстниками Отсутствуют Ответное Инициативное Отсутствуют Ответное Инициативное 1 год 3 мес. 1 год 6 мес. 1 год 9 мес. 2 года
Картанервно-психического развития ребенка третьего года жизни
Датарождения ______________________________________
Датапоступления____________________________________
Анализ_____________________________________________ Уровень нервно-психического развития Активная речь
Сенсорное
развитие Игра
Конструи-
рование Изобретатель-ная деятельность Движение Навыки 2,5 года 3 года
Приложение В
Результатыгрупп адаптации детей
МДОУ“ЦРР – детский сад № 221”1-ой мл.гр.
I. тяжелая адаптация
II. средняя адаптация
III. легкая адаптация Имя, Фамилия Дата рождения Дата поступления в ДОУ Группа адаптации Белая Дарья 20.03.06 12.08.09 III Козенов Даниил 03.08.06 07.08.09 II Мусина Елизавета 01.02.06 09.08.09 III Кремезьон Жанна 06.05.06 15.08.09 I Тарасова Софья 06.08.06 14.08.09 I Ходоковский Тихон 25.03.06 09.08.09 II Ардимеев Вадим 01.05.06 22.08.09 III Макурин Олег 27.02.06 01.08.09 II
Приложение Г
Планвоспитательно-образовательной деятельностиДни недели Вид работы Цель ПОНЕДЕЛЬНИК I половина дня (утро) Д/и «Что изменилось?» Развитие внимания, правильное произнесение название предметов. Дневная прогулка П/и «Кто попадёт?» Развитие ловкости, цепкости, развитие умения играть в мяч. II половина дня Развлечение «Бабушка Арина к нам в гости пришла!» Создать атмосферу радостного настроения; учить детей отгадывать загадки, читать стихи Вечер Консультация с родителями “Индивидуальный подход к ребенку” Обратить внимание родителей на формирование определенных черт характера ребенка ВТОРНИК I половина дня (утро) Д/и «Что ещё такой же формы?» Учить детей находить предметы одинаковой формы. Дневная прогулка П/и «Мыльные пузыри!» Учить называть форму, размер; развивать быстроту реакции; умение лопать пузыри двумя руками. II половина дня Чтение стихотворения А.Барто «Мячик» Учить внимательно слушать стихотворение, понимать содержание; побуждать малышей помогать читать стихотворение, и вызвать сочувствие к девочке Тане. Вечер Беседа с родителями “Ваш ребенок” Выявление негативных черт характера и индивидуальных особенностей ребенка СРЕДА
I половина дня
(утро)
1.Повторение потешки «Как у нашего кота»
2.Пальчиковая игра по потешки «Как у нашего кота»
Повторить знакомую потешку, создать радостное настроение
Развивать мелкую моторику рук. Дневная прогулка П/и «Подпрыгни до ладошки» Развитие ловкости, быстроты реакции и движений II половина дня Настольный театр «Теремок» Учить малышей слушать сказку, создать радостное настроение Вечер Беседа с родителями Сони Т. об условиях воспитания в семье Облегчение адаптации Сони ЧЕТВЕРГ
I половина дня
(утро) 1.Чтение стихотворения Б.Заходера «Ёжик» Познакомить с новым стихотворением помочь понять содержание 2. Лепка «Слепим мисочку и угостим ёжика молоком» Побудить доступными приёмами (скатыванием, расплющиванием) изготовить мисочку для ёжика. Дневная прогулка П/и игра «Кто попадет в корзину?» Развитие ловкости, развитие умения играть в мяч. II половина дня Игра-инсценировка «Про девочку Машу и Зайку — Длинное Ушко» С помощью инсценировки подсказать малышам, как надо утром прощаться с мамой – не плакать при расставании, чтобы её не огорчать. Вечер Групповое родительское собрание “Воспитание у детей самостоятельности в самообслуживании” Показать значимость самостоятельности в самообслуживании в воспитании детей ПЯТНИЦА
I половина дня
(утро)
1.Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Была в лесу белка»
2.Рисование «Орешки для белочки»
1.Познакомить малышей с белкой и её детками, учить слушать рассказ, понимать содержание, отвечать на вопросы
2.Учить малышей рисовать круглые орешки карандашам; способствовать проявлению заботы, чуткого отношения к белочкам Дневная прогулка П/и «Кошечка крадётся» Тренировка вестибулярного аппарата. II половина дня Потешка «Киска, киска брысь!» Повторение ранее изученной потешки.
Приложение Д
Советыродителям в адаптационный период
1.Начать водить ребенка в ясли за месяц до выхода мамы на работу.
2.Первое время приводить ребенка на 2-3 часа.
3.Если ребенок трудно привыкает к детскому саду (1 группа адаптации), то мамаможет находиться в группе вместе с ребенком, чтобы познакомить ребенка сокружающей его обстановкой и “влюбить” в воспитателя.
4.Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые днипребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи.
5.Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому жечлену семьи.
6. Впериод адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и взначительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны бытьвитамины, свежие овощи и фрукты.
7.Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобыодежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.
8.Помнить, что период адаптации – сильный стресс для ребенка, поэтому нужнопринимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки,внимания.
9.Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, сней малышу будет спокойнее.
10.Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем,медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.
11. Не обсуждать прималыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.