Адаптация в детском саду:попытка или пытка
Подсознательно, в насукоренилось, что детский сад одна из ступенек детства, по которым поднимаются всрок. К тому же сам ребенок твердит, что ему скучно и хочется играть с детьми.Но вот радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: уребенка регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. Может онзаболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура. Ему не мил детский сад и малыш почти неузнаваем, словно его«подменили». «Подменили» не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. Инегативные, протекающие на всех уровнях сдвиги в детском организме – важныеиндикаторы степени влияния на ребенка периода адаптации. Организм и душаребенка – в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре ребенок или в самомделе заболевает, если выраженность стресса велика, или снова становится самсобой, в случае легкой адаптации.
Один из ведущихспециалистов по воспитанию детей профессор Н.М. Аксарина в связи с данной темой приводила один и тот же пример. Садовник,собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево,стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей.Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется.
Чем спровоцирован стрессу ребенка в период адаптации? Не столько – отрывом от значимых взрослых (ими втечение всего дошкольного периода являются близкие в семье), и особенно отматери, сколько несовершенством адаптационных механизмов ребенка. Ведь, чтобыпродержаться в новой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду нетак, как дома. Но ребенок не знает этой новой формы поведения и от тогострадает, боясь, что что-то сделает не так. Кроме того, во второе полугодиетретьего года жизни малыш впервые ощущает себя как личность и хочет, чтобы этовидели другие. Родителям проще, чтобы все было как раньше. Отстаивая своюличность, психика малыша становится ранимее, чем прежде, а тут, дополнительно кнагрузке кризиса трех лет, — груз адаптации к детскому саду. Малыш не баловеньи не упрямец, и ничего не хочет сделать Вам назло. Все то, что видите Вы – этоиздержки адаптации, ее «цена» и «плата» для ребенка. От Вас зависит, чтобы эта«плата» была минимальной и не пришлось лечить нанесенные ребенку травмы всюжизнь.
Как снять эту стихийноскладывающуюся стрессовую ситуацию и помочь ребенку? Прежде всего родителидолжны подготовить ребенка к поступлению в детский сад. Как надо это делать?
· Раскройте малышу«секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
· Настройте малышакак можно положительнее к его поступлению в детский сад.
· Не обсуждайте прималыше волнующие Вас проблемы: ребенок не слушая, слушает.
· Готовьте вашегоребенка к временной разлуке с Вами и дайте понять ему, что это неизбежно лишьтолько потому, что он уже большой.
· Все времяобъясняйте ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим.
· Учите ребенкадома всем необходимым навыкам сомообслуживания.
· Введите режимныемоменты детского сада в домашний режим дня.
· Повысьте рользакаливающих мероприятий. Они не защитят от инфекционных заболеваний, ноуменьшат вероятность возникновения возможных осложнений.
· Не угрожайтеребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за егонепослушание.
· Не нервничайте ине показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад или вслучаях, если ребенок заболевает: ребенок фиксирует родительские способыреагирования и включает их в собственную модель и стиль поведения.
Как надо родителям вестисебя с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад
· Настраивайтеребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос досада и стал таким большим.
· Забирайте первоевремя пораньше домой, создайте спокойный, бесконфликтный климат для него всемье.
· Уменьшайтенагрузку на нервную систему: на время прекратите походы в цирк, в театр, вгости и другие многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач.
· Не кутайтеребенка, а одевайте в соответствии с температурой в группе.
· Не реагируйте навыходки ребенка и не наказывайте его за детские капризы.
Как не надо вести себяродителям с ребенком, когда он начал посещать детский сад?
· В присутствииребенка плохо говорить о детском саде или обсуждать связанные с ним проблемы.
· «Наказывать»ребенка детским садом и в числе последних забирать его домой.
· Мешать егоконтактам с детьми: значимый взрослый, оставаясь в группе наблюдать за своимребенком порождает ситуацию двойственности, которая усугубляет в ребенкекачество нерешительности и препятствует возможности обучиться спонтанномуповедению в новой обстановке.
· Наказывать задетские капризы. Обратите внимание: ребенок капризен и своеволен лишь тогда,когда ему действительно ничто не угрожает. Балуясь, он испытывает и себя, и мирна прочность, он определяет до каких допустимых границ могут простираться егодействия в этом мире.
Как примут ребенка вдетском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем? Насколькобыстро он привыкнет, адаптируется к новой среде? Такие проблемы встают нетолько перед родителями, но и перед воспитателем, принимающим в свою группу«новичков».
Сгладить адаптационныйпериод помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка совзрослым.
Эмоциональное общениевозникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковойинтонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Основная задача игр сдетьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждымребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение кдетскому саду.
В данный период нужны ииндивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себяобделенным вниманием.
Игры для детей от 1,5 до2 лет.
Игра «Ладушки»
Дети стоят околовоспитателя врассыпную или сидят на стульчиках по кругу.
Воспитатель поет песенкуи одновременно инсценирует свое пение жестами, побуждая малышей к активнымдействиям.
— Ладушки, ладушки.
(воспитатель показываетладошки)
Где были?
— У бабушки!
(вращает кистями)
Испекла нам бабушка
(хлопает в ладоши)
Сладкие оладушки,
Маслом поливала,
Деток угощала.
Коле два, Оле два,
(раздает «оладушки»детям)
Ване два, Тане два.
Всем дала!
(показывает в руках два«оладушка»)
Для проведения игрывоспитатель готовит корзиночку с «оладушками» это могут быть кольца отпирамидки, по два на каждого малыша.
Игра «Нежно гладим мызверят» (текст А.В. Головчак)
Малыши сидят на ковре, вруках у каждого резиновая игрушка-пищалка.
Воспитатель произноситтекст и выполняет движения:
— Нежно гладим мы зверят,
(ладошкой гладитигрушку 8 раз)
И зверята непищат.
Попищимпоскорей,
(сжимает игрушку8 раз)
Чтобы быловеселей.
Игра «Веселые платочки»
(текст И. Грантовский)
Для игры потребуетсяяркая коробка с отверстиями. Поместите в коробку шелковые платочки, просунув ихкончики в прорези-отверстия. Количество платочков должно соответствоватьколичеству детей.
Воспитатель обращаетвнимание на коробку и предлагает каждому ребенку потянуть за один из кончиков.Когда ребенок достанет платочек, похвалите его, порадуйтесь вместе с ним.Предложите поиграть с платочками.
Дети стоят «стойкой»,держа в руке по платочку. Воспитатель поет и выполняет движения. Детинаблюдают, по желанию повторяют.
— Вот платочки хороши!
(стоят на месте ипротянув вперед руки, размахивает платочком)
Мы попляшем, малыши.
Ты, платочек аленький,покружись,
(кружится, держа платочекв поднятой руке)
Всем ребятам маленькимпокажись.
Я платочком помашу
(взмахивает платочком,стоя на месте)
И с платочком попляшу.
Ты, платочек аленький,покружись,
(кружится)
Всем ребятам маленькимпокажись.
Нет платочков, ай-ай-ай.
(прячет платочек заспину, поворачивая голову вправо-влево)
Где платочки, угадай?
Ты, платочек аленький,покружись,
(кружится)
Всем ребятам маленькимпокажись.
Вот платочки хороши!
(идет к коробке, вкоторую кладет платочек)
Поплясали малыши.
И платочки сложим свои,
Все умеют милые малыши.
Игра «Привет, даружок –пока, дружок»
Дети сидят полукругом настульях, воспитатель с бубном перед ними на расстоянии 3 метров. Воспитатель, подойдя к одному из детей, берет его за руки и выводит на «лужок».
— Привет, привет, дружок.
Выходи-ка на лужок.
То прыжком, то бочком, }2 раза
Топать, топать каблучком.
Воспитатель ударяет вбубен, малыш топает ножками.
— Пока, пока, дружок,
Приди снова на лужок.
Воспитатель машет рукой.Ребенок возвращается на свое место.
— То прыжком, то бочком,
Топать, топать каблучком.
Воспитатель ударяет вбубен. Дети, сидя на стульях, топают ножками и машут рукой.
Игра повторяется с другимребенком.
Игра «Карусели»
Для игры понадобитсяобруч с привязанными к нему разноцветными ленточками.
Воспитатель приглашаетмалышей покататься на карусели. Он держит обруч в руках, находясь в серединеобруча. Дети борются за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, азатем бегут по кругу. Воспитатель говорит:
Еле-еле, еле-еле,
Завертелись карусели,
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Дети останавливаются.
Игра «Киска, брысь!»
Воспитатель предлагаетмалышу погулять, походить по дорожке, берет его за руку и ведет по нарисованнойдорожке. Взрослый и ребенок останавливаются.
Воспитатель, обращаявнимание на сидящую на дороге кошку, говорит:
— Киска, киска, киска,брысь!
(воспитатель топаетногой)
На дорожку не садись.
Наша Танечка пойдет,
Через киску упадет.
Воспитатель еще разпроговаривает слова потешки и идет вместе с ребенком по дорожке, убирая игрушечнуюкошечку с дороги.
Игра «Лошадка»
Воспитатель, раскачиваялошадку-качалку, обращается к ребенку:
— Посмотри-ка на лошадку,
Посмотри-ка на лошадку,
Вот бежит она, да, да!
Эй, лошадка, ты куда?
Скачет к Вовочке лошадка,
(воспитатель гладитребенка по голове)
Цок, цок, цок, цок!
Здравствуй, Вовочка,дружок!
Воспитатель предлагаетпокататься на лошадке.
Пальчиковая игра «Утенок»
Ты, утенок, не пищи,
Лучше маму поищи.
(сжимать в кулачки иразжимать пальцы одновременно обеих рук)
Пальчиковая игра «Моясемья» (текст Ф. Фребель)
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
(поочередно пригибатьпальчики к ладошке начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второйрукой охватить кулачок)
Пальчиковая игра «Нашмалыш»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок,затем по очереди разгибать их начиная с большого.
Пальчиковая игра «Всталинаши пальчики» (М. Кольцова)
Поочередно пригибатьпальцы к ладошке начиная с мизинца
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг вкровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж зевнул.
(остался один большойпалец)
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
(кулачок разжать, широкорасставив пальцы в стороны)
Игры для детей от 2 до 3лет.
Игра «Веселый бубен»
Воспитатель привлекаетвнимание детей ярким бубеном. Дает бубен малышу и говорит:
— Поиграй нам, Маша, вбубен,
Мы в ладоши хлопатьбудем.
Маша играет, дети хлопаютв ладоши.
— Поиграй нам, поиграй,
Саше бубен передай.
Маша передает Саше бубен.
— Поиграй нам, Саша, вбубен,
Мы ногами топать будем.
Саша играет, дети топаютодной ногой, потом другой.
— Поиграй нам, поиграй,
Даше бубен передай.
Саша передает Даше бубен.Игра продолжается.
Игра «Разноцветныеколечки» (текст В. Петровой)
Для игры нужноподготовить 20 цветных колечек. Воспитатель обращает внимание детей наразноцветные колечки. Проходя мимо стоящих врассыпную детей, говорит:
— Я по комнате хожу,
Всем колечки покажу.
Вот колечки хороши,
Посмотрите, малыши!
Воспитатель, показываякольцо, «нечаянно» роняет его.
Ой! Помогите, ребятки,собрать колечки.
Воспитатель разбрасываетколечки так, чтобы они раскатились по всей группе.
Дети собирают кольца,нанизывают их на палочку.
Игра «Прятки»
В игре принимают участиедети и двое взрослых. Воспитатель вместе с детьми прячется за ширмой илипрозрачной занавеской.
Второй воспитатель ищетмалышей.
— Я по комнате хожу
Деток я не нахожу.
Ну куда же мне идти,
Где ребяток мне найти?
Надо дудочку достать
(достает дудочку)
И на дудочке сыграть.
Все услышат, прибегут
И со мной плясать пойдут
Дети выбегают и пляшутвместе с воспитателем. Как только дудочка перестает играть, воспитательпредлагает детям спрятаться.
Второй воспитатель ищетмалышей.
— Я по комнате хожу
Деток я не нахожу.
Ну, куда же мне идти,
Где ребяток мне найти?
Погремушечки, звените,
(берет корзину спогремушками)
Всех ребяток позовите.
Как услышат, прибегут,
С погремушкой в пляспойдут.
Дети выбегают из укрытия.Берут из корзиночки погремушки и танцуют.
Игра «Дождик»
Дети сидят на коврике,воспитатель читает стихотворение:
Солнышко, солнышко,
Посвети немножечко!
Выйдут детки погулять,
Станут бегать и играть!
Дети встают, двигаются:бегают, ходят, хлопают в ладошки.
Воспитатель, открываябольшой зонт, произносит стихотворные строчки:
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Тучки собираются.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Дождик начинается.
— Бегите, малыши,прячьтесь от дождя под мой большой зонт, я вас всех спрячу от дождя (дети прячутся под зонтом)
— Дождик, дождик,перестань,
Отдохнуть немного дай!
(дети грозят пальцем)
Игра повторяется.
Игра «Шли-шли, что-тонашли»
Воспитатель заранееподбирает и распределяет по группе или игровой площадке игрушки для игры. Затемприглашает малышей погулять с ней по группе и поискать что-нибудь интересное.Взрослый идет впереди и приговаривает:
— Мы шли, шли, шли. Чтоэто такое мы нашли?
(воспитатель показываетигрушку, дети называют, что это, игрушка рассматривается, обыгрывается пожеланию педагога).
Потом воспитательговорит: «Пойдем гулять дальше. Топ-топ-топ, топают ножки по дороге. Мы шли,шли, шли. Что это такое мы нашли?»
Чтобы закончить игру,нужно найти такие предметы, которые помогут переключить детей на другой виддеятельности, например, рисование.
Игра «Солнечные зайчики»
Воспитатель зеркаломпускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
— Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Ловизайчика!» дети пытаются его поймать.
Игра «Хоровод»
Воспитатель держит малышаза руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
Бух!
При произнесениипоследней фразы оба приседают.
Пальчиковая игра«Полетели птички»
Полетели птички,
Птички-невелички.
(пальцы переплетены,ладони сжаты)
Сели птички. Посидели.
Полетели.
(поднимать и опускатьпальцы в соответствии с ритмом стиха)
Пальчиковая игра «Заработу»
Ну-ка братцы, за работу,
(поочередно загибатьпальцы начиная с большого)
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать.
Наших деток забавлять.
(энергично шевелитьпальцами)
Пальчиковая игра«Повстречал ежонка еж…»
Повстречал ежонка еж:
«Здравствуй, братец, какживешь?»
(кончиком большого пальцапоочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев имизинца)