Администрации кемеровской области

КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от «20» июня 2011г. № 276 г. КемеровоО Стратегии развития химического комплекса Кемеровской области на период до 2025 года С целью анализа негативных последствий финансово-экономического кризиса, выработки мер по дальнейшему экономическому развитию химического комплекса Кемеровской области и во исполнение пункта 2.7 плана мероприятий по формированию комплексной системы планирования, утвержденного распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 7 сентября 2009 г. № 860-р «О формировании комплексной системы планирования в Кемеровской области», Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития химического комплекса Кемеровской области на период до 2025 года. 2. Исполнительным органам государственной власти Кемеровской области, ответственным за исполнение первоочередных мероприятий, предусмотренных Стратегией развития химического комплекса Кемеровской области на период до 2025 года, обеспечить их выполнение. 3. Департаменту промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области (Н.Г. Черкасов) представлять ежегодно до 20 февраля года, следующего за отчетным, информацию о выполнении мероприятий первому заместителю Губернатора Кемеровской области В.П. Мазикину. 4. Департаменту документационного обеспечения Администрации Кемеровской области (Т.Н. Вовченко), управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (С.И.Черемнов) и департаменту информационных технологий Кемеровской области (С.Л. Мурашкин) обеспечить размещение настоящего постановления на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области».5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области С.Н. Кузнецова. 6. Постановление вступает в силу со дня подписания.Губернатор Кемеровской области А.М. ТулеевУтверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от «20» июня 2011 г. № 276СТРАТЕГИЯ^ РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА Введение Химический комплекс является базовым сегментом российской промышленности. Он включает в себя два укрупненных вида экономической деятельности: химическое производство и производство резиновых и пластмассовых изделий. Потребителями продукции химического комплекса являются практически все отрасли промышленности, транспорта, сельского хозяйства, оборонный и топливно-энергетический комплексы, а также сфера услуг, торговля, наука, культура и образование. В настоящее время российские предприятия производят около 1,1 процента мирового объема химической продукции. По общему выпуску химической продукции Россия в настоящее время занимает 20-е место в мире и находится на уровне Канады. Рост показателей химической промышленности России напрямую зависит от развития химической отрасли в регионах. Рост и развитие химического комплекса невозможны без четкого концептуального прогнозирования, анализа и контроля со стороны исполнительной власти. Стратегия развития химической промышленности Кемеровской области на период до 2025 года (далее – Стратегия) подготовлена отделом химической и отходоперерабатывающей промышленности управления промышленности департамента промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области. Главной задачей Стратегии является определение направлений государственной политики по ключевым проблемам структурной перестройки и общих положений развития отрасли в условиях рыночной системы хозяйствования на период до 2025 года. Стратегия предназначена стать документом, ориентирующим и координирующим деятельность предприятий и организаций химического комплекса Кемеровской области на максимальное использование действующего потенциала с целью обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции и основой для разработки конкретных организационных, экономических и технических мероприятий по реализации ее целей. Реализация Стратегии позволит увеличить вклад предприятий химического комплекса Кемеровской области в доходную часть бюджетов всех уровней и, тем самым, создать условия для решения проблем социального и экологического характера. Однако в современных рыночных условиях, когда воздействие органов государственной власти на развитие экономики носит не директивный, а регулирующий характер, для органов государственной власти важно иметь не только Стратегию развития химической отрасли, но и Стратегию политики, определяющую поведение субъектов управления на основе мониторинга и анализа тренда отраслевого развития.^ 1. Общие положенияСтратегия развития химической промышленности Кемеровской области на период до 2025 года разработана на основании распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 7 сентября 2009 г. № 860-р «О формировании комплексной системы планирования в Кемеровской области». Стратегия предназначена: определять приоритеты и принципы государственной политики в химической промышленности Кемеровской области; обеспечивать согласованность действий исполнительных органов государственной власти Кемеровской области и органов местного самоуправления по направлениям развития отрасли в долгосрочной перспективе; служить основой для принятия решений на государственном уровне по разработке целевых программ развития химического комплекса, обеспечивающих решение социальных, оборонных и других зависящих от химической индустрии проблем развития отдельных отраслей и экономики в целом; определять стратегический вектор для разработки и корректировки нормативно-правовой базы химической промышленности на областном уровне. Реализация положений Стратегии будет способствовать: созданию долговременных условий для устойчивого развития предприятий химического комплекса и повышению их конкурентоспособности на глобальных рынках в условиях открытости экономики; преодолению технологического отставания химического комплекса Кемеровской области от других районов Российской Федерации и ведущих стран мира; обеспечению экономической, оборонной и экологической безопасности Кемеровской области и Российской Федерации; увеличению вклада предприятий химического комплекса Кемеровской области в доходную часть бюджетов всех уровней для решения проблем социального и экологического характера; успешной реализации приоритетных национальных проектов «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса». Химический комплекс Кемеровской области включает в себя: химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, фармацевтику и нефтепереработку. Важность этой отрасли определяется также и тем, что помимо товаров народного потребления здесь вырабатывается продукция для угольной, пищевой, электротехнической промышленности, сельского хозяйства, транспорта.^ 1.1. Цели и задачи СтратегииЦелями Стратегии развития химического комплекса в Кемеровской области являются: формирование эффективной конкурентоспособной химической промышленности, обеспечивающей устойчивое повышение объемов производства химических продуктов для внутреннего, межрегиональных и международных рынков и стимулирующей развитие смежных отраслей; переход на инновационную модель развития фармацевтической промышленности; обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения Кемеровской области. Для достижения целей Стратегии предполагается решение следующих задач: 1.1.1. Формирование благоприятных институциональных условий развития отрасли, включая меры государственной поддержки: снятие административных барьеров, препятствующих развитию отрасли; формирование информационных площадок для размещения официальной, нормативной, статистической, новостной, аналитической и иной актуальной информации (участники рынка, перечень сертифицирующих и разрешительных органов и т.д.); стимулирование инвестиционной деятельности и открытия новых производств; мониторинг нормативных изменений и программ на федеральном уровне и обеспечение их исполнения в Кемеровской области, внесение изменений и дополнений в правовые акты Кемеровской области; реализацию крупных инвестиционных проектов по переработке природных ресурсов, используя инструменты государственно-частного партнерства; обеспечение опережающего воспроизводства минерально-сырьевой базы. 1.1.2. Формирование условий развития деловой среды, включая развитие смежных отраслей, стимулирование конкуренции: развитие отраслевых союзов и саморегулируемых организаций; проведение образовательных мероприятий, стимулирующих повышение квалификации участников рынка (семинаров, курсов, мастер-классов, изучение примеров лучшей мировой и российской практики, стажировок, участие в программах обмена опытом, в том числе с привлечением российских и зарубежных компаний); проведение регулярных исследований уровня развития конкуренции и тенденций развития отрасли в Кемеровской области и обеспечение условий добросовестной конкуренции. 1.1.3. Комплексная модернизация и повышение эффективности предприятий отрасли: инвентаризация и последующая оптимизация производственных и непроизводственных активов на крупных и средних предприятиях отрасли; оптимизация производственных мощностей (вывод, дозагрузка); внедрение систем менеджмента качества в соответствии с установленными требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008); разработка и внедрение программ ресурсоэффективности и ресурсосбережения; разработка и внедрение программ повышения производительности труда. 1.1.4. Формирование действенных стимулов развития сектора глубокой переработки природного сырья, что значительно приблизит его долю в промышленном производстве к соответствующему показателю по европейской части страны: сокращение до необходимого минимума вывоза в другие субъекты Российской Федерации и экспорта в другие страны необработанного природного сырья; проведение комплексного анализа природных ресурсов, используемых в химической промышленности с учетом номенклатуры, качества/сортности, объемов производства, потребности в первичной переработке и хранении; проведение ежегодного анализа планов выработки химических предприятий и формирование долгосрочного заказа отрасли на природное сырье для планирования сбалансированного развития добывающей промышленности, заключение межотраслевых ценовых соглашений. 1.1.5. Развитие ассортимента выпускаемой продукции, стимулирование разработки новых инновационных, импортозамещающих продуктов: проведение исследований по перспективным к выпуску видам продукции, не представленной в Кемеровской области; проведение исследований изменения структуры и уровня потребления химических продуктов на душу населения в Кемеровской области; создание совместно с учреждениями Сибирского отделения РАН на базе высших учебных заведений городов Кемерово и Новокузнецка национального исследовательского университета, способного не только генерировать технологические, продуктовые инновации на мировом уровне, но и превращать научные знания в новые технологии и продукты; разработка и внедрение программ обновления ассортимента на предприятиях; стимулирование деятельности научных учреждений по разработке и внедрению новых и инновационных видов продукции. 1.1.6. Интеграция предприятий в систему межрегиональных рынков химических продуктов: разработка и проведение программ стимулирования вывоза продукции; организация межтерриториальных и межрегиональных выставок и ярмарок продукции; подписание стратегических соглашений с другими субъектами Российской Федерации о содействии в обеспечении поставок химических продуктов. 1.1.7. Сохранения высокого качества экологической сферы, осуществляя экономический рост на базе экологически чистых технологий и ощутимо сокращая объемы выбросов загрязнителей в сложившихся ареалах экологического напряжения.^ 1.2. Приоритеты государственной политики Российской Федерации Приоритеты государственной политики на федеральном уровне и определены в следующих системных стратегических документах Российской Федерации и отраслевых ведомственных программах: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р; Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р; Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № 119; Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 17 июня 2008 г. № 877-р; Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р; Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446; Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 октября 2009 г. № 965; Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года, утвержденная Законом Кемеровской области от 11 июля 2008 г. № 74-ОЗ. Приоритеты государственной политики Российской Федерации в химической промышленности обусловлены балансом импорта/производства химических веществ и определяют задачи химической независимости страны. В связи с этим целесообразно выделить следующие группы приоритетов: обеспечение населения качественными товарами химического комплекса (лекарственными препаратами, нефтепродуктами, минеральными удобрениями, резиновыми и пластмассовыми изделиями и пр.); развитие экспортоориентированных производств и новых разработок; замещение импортных товаров отечественными, производство которых находится на территории Кемеровской области и Российской Федерации; расширение ассортимента химической продукции; стимулирование развития новых рынков в химической отрасли; стимулирование экспорта по отдельным видам глубокой переработки сырья. Кроме того, на химический комплекс распространяются общеэкономические приоритеты государственной политики Российской Федерации: системная модернизация технической базы с целью обеспечения перехода на инновационный путь развития; повышение конкурентоспособности отрасли за счет реализации стратегий ресурсоэффективности в производстве; обеспечение оптимального уровня конкуренции в отрасли при снижении уровня внутренних административных барьеров; увеличение роли общественных (ассоциаций, союзов) и саморегулируемых организаций как институтов развития рынка; развитие человеческого потенциала на базе совершенствования системы специального образования.^ 1.3. Приоритеты социально-экономического развития Сибирского федерального округаСтратегической целью развития Сибирского федерального округа является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей национальную безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов Российской Федерации в мировом сообществе. Основные показатели социально-экономического развития Сибирского федерального округа к концу 2020 года должны соответствовать среднероссийским значениям. Для этого среднегодовой темп прироста суммарного валового регионального продукта начиная с 2012 года должен превышать среднероссийский показатель. Такой подход к формированию целей Стратегии определяется необходимостью преодоления отставания развития социального сектора и превращения субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа в территорию комфортного проживания и успешного ведения бизнеса. Основными приоритетами социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа, поддерживаемыми государством в 2010-2020 годах, будут являться: 1.3.1. Отраслевые приоритеты, реализуемые на основе высокотехнологичных и наукоемких производств, обеспечивающих модернизацию экономики сибирских регионов: инновационные производства – биотехнологии; перерабатывающая промышленность – глубокая переработка первичного сырья (нефте-, газо-, угле-, лесохимия, целлюлоза, бумага, высокотехнологичные ГСМ); научное обеспечение, научное и сервисное обслуживание перерабатывающей промышленности. в Сибирской Арктике, полярных и приполярных областях – интенсивная геологоразведка, освоение новых месторождений природных ресурсов (нефть, газ), восстановление и развитие Северного морского пути (СМП), сохранение природной среды, языков и культуры коренных и малочисленных народов Севера, повышение качества их жизни; в Северо-Сибирском широтном поясе нового хозяйственного освоения (Средний Иртыш – север Омской области, Среднее Приобье – север Томской области, центральные районы Красноярского края – территория между реками Ангара и Нижняя Тунгуска, север Иркутской области, зона БАМа в Забайкальском крае, север Республики Бурятия, юг Республики Саха (Якутия) – энергетические проекты, строительство северо-российского транспортного коридора (Северо-Сибирская железнодорожная магистраль с выходом на Ивдель через Ханты-Мансийск, железная дорога Новоильинский-Озерный-Таксимо); добыча и первичная переработка природных ресурсов (нефть, газ, лес, цветные, благородные и редкоземельные металлы) в размерах, обеспечивающих мировое ресурсное лидерство России; строительство экспортного трубопроводного транспорта и транспортной инфраструктуры к местам первичной и глубокой переработки; строительство и реконструкция перерабатывающих производств (нефтегазо-углехимия, гелиевая промышленность, глубокая переработка древесины); в промышленной зоне Южно-Сибирского широтного пояса хозяйственного развития (центральные районы Омской области, южные районы Томской области, Алтайский край, Новосибирская, Кемеровская области, южные районы Красноярского края, центральные и южные районы Иркутской области, Республики Бурятия, южные районы Забайкальского края) – строительство и реконструкция на качественно новой технологической основе машино- и приборостроительных предприятий, ориентированных на выпуск инновационной продукции, современных агрегатов, приборов, машин, оборудования и конструкций для добывающей, перерабатывающей и энергетической промышленности Сибирского федерального округа, Дальнего Востока и экспорт за рубеж; предприятий металлургического и лесного комплексов, химической промышленности, промышленности стройматериалов, осуществляющих выпуск новых конкурентоспособных материалов; предприятий, работающих в области информационных, телекоммуникационных технологий, наноиндустрии и биотехнологий. Формирование промышленной, технологической и научной опорной базы хозяйственного освоения северных, полярных и арктических территорий Сибирского федерального округа. Формирование опорной сети предприятий, обеспечивающих сервисное обслуживание техники и технологий, применяемых в добывающих и перерабатывающих отраслях экономики Сибирского федерального округа. Формирование в административных и промышленных центрах регионов Сибирского федерального округа крупных городских агломераций, выполняющих функции конкурентоспособных транспортно-логистических, торгово-финансовых, научно-образовательных, культурных, инновационных и промышленных центров; в агропромышленной зоне Южно-Сибирского широтного пояса хозяйственного развития (республики Алтай, Тыва, Хакасия, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская области, южные районы Иркутской, Омской, Томской областей, Республики Бурятия, Красноярского и Забайкальского краев) – формирование высокотехнологичных агропромышленных предприятий с законченным циклом производства, способных обеспечить население основными видами продовольствия и выйти на межрегиональные и международные рынки сельскохозяйственной продукции (в первую очередь зерна и продуктов его переработки). 1.3.2. Строительство магистральных элеваторов на территории Сибирского федерального округа и портовых элеваторов (зернового терминала) на Дальнем Востоке. Строительство современных животноводческих комплексов, объектов кормопроизводства, тепличных овощеводческих комплексов. Развитие направлений по переработке льна, льноволокна, шерсти, кож сельскохозяйственных животных на основе формирования и выполнения государственного и муниципального заказа. 1.3.3. Строительство нового энергосберегающего жилья для специалистов агропромышленного комплекса и работников вахтовых смен на добывающих предприятиях Арктики, полярных, приполярных областей и Северо-Сибирского широтного пояса хозяйственного освоения. Формирование опорной структуры поселений, обеспечивающих агропромышленный и добывающий комплексы высокопрофессиональной рабочей силой на постоянной основе и в форме вахт. Целесообразность применения «широтного зонирования» при формулировании межрегиональных приоритетов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа определяется множественностью исторически сложившихся сходных по структуре и размерности характеристик развития существующей и перспективной ресурсной специализации отдельных районов нескольких субъектов Российской Федерации, находящихся примерно на одинаковой географической широте. В дальнейшем в зависимости от целей, формулируемых в том или ином разделе Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, пространственная структура будет рассматриваться как на основе «широтного зонирования», экономического районирования, утвержденного в Общесоюзном классификаторе экономических регионов ОК 024-95 и изм. №1 (ИУС 9–98), так и в привязке к существующему административно-территориальному делению. И в первом, и во втором, и в третьем случаях расчеты индикаторов социально-экономического развития опираются на официальную статистику, что обеспечивает их сравнимость и сопоставимость.^ 1.4. Приоритетные направления социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 годаСтратегия развития химического комплекса Кемеровской области основывается на долгосрочных приоритетах региональной экономики, определенных Стратегией социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года, а именно: 1) повышение уровня диверсификации экономики Кемеровской области (за счет увеличения доли химической промышленности в структуре обрабатывающих производств и увеличения глубины переработки сырья); 2) повышение уровня конкурентоспособности экономики Кемеровской области (за счет более эффективного вовлечения в систему межрегиональных рынков химической продукции); 3) повышение уровня жизни жителей Кемеровской области (за счет обеспечения населения качественными товарами, развития новых видов производственной деятельности, увеличения налоговых отчислений, повышения уровня оплаты труда в отрасли); 4) развитие человеческого капитала (за счет интенсификации образовательных программ в отрасли, повышения эффективности взаимодействия системы специального образования и бизнеса, повышения уровня квалификации топ-менеджеров, специалистов предприятий, а также государственных и муниципальных служащих; привлечения передовых технологий и знаний в отрасль).^ 1.5. Сроки и этапы реализации СтратегииРеализацию Стратегии предусматривается осуществить в два этапа – 2011-2015 гг. и 2016-2025 гг.Этап 1. Предполагает активизацию формирования базовых условий для дальнейшего устойчивого роста отрасли на основе развития имеющихся производств и создания новых предприятий; увеличение объемов целевых инвестиций в технологическую модернизацию существующих и создание новых производств за счет привлечения группы профильных инвесторов, создание благоприятных экономических условий для развития химического комплекса в Кемеровской области. Развитие действующих производств: улучшение финансово-экономического положения и повышение конкурентоспособности предприятий отрасли за счет оптимизации внутриорганизационных резервов, технологической модернизации и оптимизации ассортимента; укрепление позиций предприятий на локальном рынке, активизация продвижения на потенциальных рынках сбыта. Подготовка и организация новых производств: разработка новых программных документов для определения потребности новых и развивающихся предприятий в природном сырье с целью максимально возможной добычи и производства сырьевой базы на территории региона. в соответствии с программными документами ведется работа по развитию существующих и созданию новых производств по первичной переработке сырья. в соответствии с программными документами в муниципальных образованиях области ведется работа по формированию индустриальных площадок, созданию необходимой инфраструктуры (транспортной, технической, социальной) для организации химических производств; в рамках приоритетных направлений инвестиций в отрасль активизируется работа с отраслевыми инвесторами. Проведение комплексной модернизации отрасли, в том числе за счет развития современных форм концентрации деловой активности технопарков. Увеличение объема инвестиций в отрасль по следующим направлениям: организация новых производств, технологическая модернизация, сопутствующие производства; Достижение уровня самообеспечения по приоритетным видам химического сырья. Выстраивание межрегиональных связей для обеспечения эффективного ввоза недостающего сырья. Создание и развитие сильных региональных брендов химических продуктов. Корректировка программ высшего и среднего специального образования с учетом качественных требований предприятий отрасли. Обеспечение внедрения систем качества и международных стандартов производства на предприятиях отрасли с использованием механизма отраслевых организаций.^ На первом этапе (2011–2015 гг.) развитие химического комплекса намечается за счет направления средств компаний, холдингов и предприятий в основном на модернизацию и реконструкцию действующих мощностей, частичный ввод новых производств и более эффективное использование имеющихся мощностей. На первом этапе обеспечивается модернизация и реконструкция действующих мощностей, завершение начатых инвестиционных проектов, строящихся на основе импортных технологий и оборудования. На этом этапе в химическом комплексе Кемеровской области планируются следующие мероприятия по отраслям:^ 1) в промышленности пластмасс и синтетических смол: модернизация действующих и строительство новых производств полимеров с новыми свойствами и сырья для их производства на базе агрегатов большой единичной мощности; увеличение мощностей по переработке пластмасс с расширением марочного ассортимента товаров народного потребления и изделий для потребляющих секторов экономики (машиностроение, строительство, сельское хозяйство, медицина и т.д.);^ 2) в производстве соды каустической и в хлорпотребляющих производствах: постепенный вывод ртутных производств каустической соды и организация новых мощностей с использованием мембранной и диафрагменной технологии; реконструкция и развитие хлорпотребляющих производств (комплексов винилхлорида – поливинилхлорида, хлорметанов, эпихлоргидрина, перхлорэтилена и др.);^ 3) в производстве малотоннажной химической продукции: разработка и организация производства современных композиционных материалов с высокими прочностными, теплоизоляционными и другими специальными характеристиками для авиационно-космического и энергетического машиностроения, двигателестроения, автомобилестроения металлургии и других высокотехнологичных отраслей;^ 4) в производстве минеральных удобрений: поддержание и развитие сырьевой базы; создание и внедрение в производство новых видов удобрений –органоминеральных, водорастворимых, пролонгированного действия, с микроэлементами; строительство производства продуктов глубокой степени переработки с использованием современных технологий на базе минерального и углеводородного сырья, кооперированных с производством минеральных удобрений;^ 5) в переработке нефтепродуктов: проектирование и строительство новых производств по выпуску нефтепродуктов; расширение ассортимента нефтепродуктов путем глубокой степени нефтепереработки;^ 6) в производстве лекарственных препаратов и субстанций: расширение перечня и освоение новых технологий по производству жизненно важных лекарственных средств; улучшение качества лекарственных препаратов и совершенствование технологии их производства; увеличение объемов производства инъекционных растворов и субстанций;^ 7) повышение эффективности НИОКР и инновационной активности предприятий химического комплекса: технологический форсайт развития химического комплекса; стимулирование инновационной деятельности, направленной на разработку и внедрение новых экономически эффективных, экологически безопасных, ресурсосберегающих технологий химического производства; повышение спроса на научно-технические новшества; развитие кадрового потенциала в научно-исследовательской сфере; комплексное техническое перевооружение химического комплекса.Этап 2. Предполагает усиление развития отрасли, а также получение результатов от вложенных инвестиций. На данном этапе предусматривается решение следующих задач: формирование и реализация «экспортной» модели развития отрасли: организация вывоза части продуктов глубокой переработки в субъекты Российской Федерации и Сибирского федерального округа, а также на экспорт; создание и развитие в Кемеровской области конкурентоспособных производств, ориентированных на производство экспортной и импортозамещающей продукции; корректировка уровня и направлений инвестиций с учетом смены модели развития отрасли: поддержание уровня инвестиций для обеспечения прогнозируемого объема производства при увеличении объема инвестиций в коммерческое продвижении продукции.^ На втором этапе (2016-2025 гг.) предусматривается концентрация усилий на вводе новых мощностей и создании конкурентоспособных производств по выпуску инновационной продукции, ввод в действие перспективных высокотехнологичных производств. На втором этапе основными приоритетами развития отрасли являются:^ 1) в промышленности пластмасс и синтетических смол: разработка и организация производств прогрессивных видов полимерных композиционных материалов инженерно-технического назначения и способов их переработки в изделия;^ 2) в производстве малотоннажной химической продукции: разработка и организация производства негорючих стеклопластиков конструкционного и радиотехнического назначения, стеклокерамических и кремнийорганических стекловолокнистых материалов с высокими эксплуатационными техническими характеристиками, а также разработка способов производства изделий из них. На данном этапе усилия научного потенциала будут направлены на разработку и реализацию «прорывных» инновационных проектов, технологических процессов по выпуску конкурентоспособной продукции на базе экономически эффективных, экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий по следующим важнейшим направлениям: пластмассы новых поколений и продукты их переработки для различных сфер применения с учетом обновления и расширения сырьевой базы и переработки вторичных полимеров; эластомерные материалы новых поколений с более высокими потребительскими свойствами, в т.ч. резинотехнические изделия оптимальных конструкций с ресурсом работы, соизмеримым со сроком службы комплектуемой техники; расширенный ассортимент минеральных удобрений: органоминеральных, пролонгированного действия с микроэлементами и других видов на основе местных источников сырья; стекловолокно, стеклоткани, стеклопластики, нетканые материалы, волокнисто-оптические элементы новых поколений; гигиенически и экологически безопасный ассортимент товаров бытовой химии, производимых с использованием сырьевой основы нового поколения, для насыщения внутреннего рынка; обновленный ассортимент продукции малотоннажной химии (сорбенты, катализаторы, абсорбенты, адсорбенты, добавки к полимерным материалам, химические реактивы и особо чистые вещества, ингибиторы, комплексоны и др.) для повышения эффективности производственных процессов в различных сферах народного хозяйства и улучшения качества жизни и здоровья населения; новые менее опасные формы химических средств защиты растений и технологии их производства на основе импортных и отечественных действующих веществ, снижающих их воздействие на окружающую среду и человека. Реализация «прорывных» инновационных проектов в химической и нефтехимической промышленности позволит снять структурные ограничения развития отрасли и выйти на производство совершенно новых (по потребительским свойствам) видов продукции. ^ 1.6. Ожидаемые результаты реализации Стратегии, индикаторы достижения результатовРеализация Стратегии даст возможность: 1.6.1. Увеличить объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в 2025 году по сравнению с 2009 годом в 3,5 раза, что составит в ценах данного года 143565,8 млн. руб. 1.6.2. Довести долю химического производства и производства резиновых и пластмассовых изделий в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в целом по обрабатывающим производствам до 12,2 процента в 2025 году. 1.6.3. Увеличить производство важнейших видов продукции на душу населения. Производство пластических масс и синтетических смол на душу населения прогнозируется в 2025 году в объеме 55,6 кг/чел. (39,3 кг/чел. в 2009 году). 1.6.4. Увеличить объемы производства важнейших видов продукции, качественной социально ориентированной продукции и обеспечить возрастающие потребности внутреннего рынка в химикатах и новых материалах, расширить ассортимент выпускаемой продукции (на 20–25 процентов ассортимент композиционных материалов, смесей и сплавов на основе базовых полимеров, сложных минеральных удобрений). 1.6.5. Увеличить объем экспорта продукции в 2015 году в 2 раза и в 2025