Администрация Лебяжьевского района Курганской области стратегия социально-экономического развития Лебяжьевского района до 2020 года

Приложение к решению Лебяжьевской районной Думы от 31 марта 2009 года № 486Администрация Лебяжьевского районаКурганской областиСТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Лебяжьевского района до 2020 годар. п. Лебяжье 2009 годСодержаниеВведение ………………………………………………………………………………………….…..…….3РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛЕБЯЖЬЕВСКОГО РАЙОНА …………………………………………………………………….….4 1. Экономико-географическое положение …………………………………………………….……..4 2. Природно-климатические условия …………………………………………………………………..5 3. Потенциал природных ресурсов ……………………………………………………………………5 4. Демографическая ситуация и потенциал трудовых ресурсов ……………………………………6 5. Экономический потенциал ……………………………………………………………………..…10 6. Бюджетный и налоговый потенциал ………………………………………………………..……14 7. Уровень развития базовой инфраструктуры …………………………………………………….14 8. Уровень развития социальной инфраструктуры …………………………………………………15 9. Жилищное хозяйство и инженерная инфраструктура …………………………………..………19^ РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛЕБЯЖЬЕВСКОГО РАЙОНА И ЦЕЛЕВАЯ ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ПЕРСПЕКТИВУ ……………….22 1. Повышение уровня и качества жизни населения…………………………………………………22 2. Обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста и создание потенциала для будущего развития………………………………………………………………….27^ РАЗДЕЛ 3. КРАТКАЯ КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ И ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ЛЕБЯЖЬЕВСКОГО РАЙОНА ……………………..…48 1. Определение миссии и целей Стратегии социально-экономического развития Лебяжьевского района до 2020 года…………………………………………………………………48 2. Разработка сценариев развития Лебяжьевского района ……….……………………………..…49 3. Разработка системы мероприятий для решения задач, направлений и главной стратегической цели …………………………………………………………………………………..50 4. Механизмы реализации Стратегии социально-экономического развития Лебяжьевского района до 2020 года………………………………………………………………….51^ РАЗДЕЛ 4. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛЕБЯЖЬЕВСКОГО РАЙОНА ДО 2020 ГОДА…………………………………………………….53 1. Создание организационно-правовых условий для экономического и социального развития Лебяжьевского района……………………………………….……………..53 2. Рост уровня благосостояния жителей Лебяжьевского района………………………………….55 3. Рост экономического потенциала Лебяжьевского района……………………………………….59 4. Формирование благоприятного социального климата………………….……………………….66 5. Рост качества среды жизнедеятельности…………………………………………………………75Заключение ………………………………………………………………………………..………….80Приложение № 1 к Стратегии социально-экономического развития Лебяжьевского района до 2020 года. Унифицированная система показателей, характеризующих социально-экономическое развитие муниципального образования Лебяжьевского района Курганской области…………………………………………………………………………………………………81Приложение № 2 к Стратегии социально-экономического развития Лебяжьевского района до 2020 года. Основные инвестиционные проекты Лебяжьевского района, намечаемые к реализации в период с 2009 – 2020 гг……………………………………………………………….85Введение Рыночные реформы в России, их противоречивые социальные последствия подтвердили необходимость сочетания рыночных механизмов и механизмов государственного регулирования экономики. Как свидетельствует мировой опыт, одним из важных направлений государственного и общественного влияния на социально-экономические процессы является стратегическое планирование социально-экономического развития страны в целом, отдельных ее регионов, муниципальных образований.  Динамичное развитие отдельного муниципального образования, как и субъекта Российской Федерации невозможно без определения системы приоритетов и обеспечения согласованности действий  органов государственной власти и местного самоуправления, населения, коммерческих и общественных организаций, действующих на его территории. Эти задачи решаются в процессе разработки, обсуждения и реализации стратегического плана социально-экономического развития.  В целях определения приоритетов социально-экономического развития муниципального образования Лебяжьевского района Курганской области и обеспечения их согласованности со стратегическими национальными приоритетами Российской Федерации основной задачей является формирование Стратегии социально-экономического развития  Лебяжьевского района до 2020 года (далее – Стратегия).  Разработка и реализация Стратегии позволит подготовить и провести преобразования, нацеленные на создание условий для обеспечения необходимых темпов роста и конкурентоспособности экономики Лебяжьевского района, выработать план действий органов муниципальной власти, направленных на достижение стратегических целей, с учетом имеющихся возможностей, доступных ресурсов и инструментов управления.  Стратегия может быть эффективным средством решения социально-экономических проблем только в том случае, если в процессе ее разработки и принятия сочетаются профессионализм, научный подход и учет выявляемого в ходе широкого общественного обсуждения мнения основных социально-экономических субъектов, населения района.  В качестве методологической основы при разработке Стратегии принят системный подход к району как социально-экономическому объекту и целям, задачам, проблемам, направлениям, механизмам его развития. В ходе работы использовались методы опроса, стратегический анализ социально-экономической ситуации в районе (выявление проблем развития, оценка их остроты, факторный анализ ситуации, сводный стратегический анализ).  В основу работы над Стратегией были взяты территориальный  и отраслевой принципы, поскольку необходимо определять цели территории на двенадцать лет вперед, принимать управленческие решения, формировать целевые программы и выстраивать на этой основе отраслевую политику. Разработанный подход направлен на создание условий для реформирования  экономики. Целью Стратегии социально-экономического развития муниципального образования Лебяжьевского района на период 2008-2020 является определение задач, приоритетов, научно-обоснованных и сбалансированных сценариев социально-экономического развития, путей и механизмов их оптимизации. Основные приоритеты направлены на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое развитие экономики и повышение ее конкурентоспособности в увязке со Стратегией социально-экономического развития Курганской области до 2020 года, программами Курганской области и другими действующими документами федерального и регионального уровней государственной власти. Порядок (алгоритм) разработки Стратегии в сжатой форме можно представить так: – стратегический анализ ситуации в районе; – вариантные сценарные прогнозы изменения внешних условий; – определение различных вариантов обобщенных стратегических направлений социально-экономического развития; – выбор наилучших стратегических направлений, их конкретизация; – разработка механизмов реализации; – этапы реализации и прогнозные оценки социально-экономического развития района в результате реализации стратегии. Стратегия, являясь предметом согласования между разными ветвями власти в районе, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами и институтами гражданского общества (властью, бизнесом и обществом), дает перспективные ориентиры для их деятельности. Она служит основой для разработки и корректировки системы стратегических планов развития муниципальных образований, комплексных целевых программ, перспективных и текущих планов социально-экономического развития, планов деятельности органов муниципальной власти и местного самоуправления, законодательных инициатив. Стратегическое планирование – непрерывный процесс. Принятие Стратегии, рассчитанной на определенный период,  не означает завершения работы по стратегическому планированию. Предполагается, что с периодичностью не реже чем раз в пять лет Стратегия должна корректироваться. При этом должны учитываться результаты ежегодного мониторинга, изменившиеся обстоятельства, мнения и оценки участников реализации, разных слоев населения района. Постоянная работа над Стратегией обусловлена необходимостью успешной адаптации к меняющейся политической и экономической ситуации и эффективного решения перспективных задач. ^ РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛЛЕБЯЖЬЕВСКОГО РАЙОНА1. Экономико-географическое положение^ Рисунок 1 – Положение территории муниципального образования Лебяжьевского района в Курганской области Лебяжьевский район расположен в восточной части Курганской области и, как вся область находится на юго-западной периферии Западно-Сибирской равнины, в водоразделе рек Тобол и Ишим. Площадь территории 3177 кв. км с населением 20,1 тыс. человек, протяженность границы 303 км. Район граничит: на западе – с Варгашинским, на востоке – с Макушинским, на севере – с Мокроусовским, на юге – с Половинским районом. В 34 км к югу от района проходит государственная граница с Казахстаном. Граница с Тюменской областью обеспечивает выход продукции на север России. Наибольшая протяженность территории района с севера на юг – 79,5, с запада на восток – 65 км. Район основан в марте 1924 года. Районный центр р. п. Лебяжье расположен в 100 км к востоку от г. Кургана и связан с областным центром г. Курганом железнодорожной линией и шоссейной дорогой. На территории района расположены 18 муниципальных образований сельсоветов и одно поселковое. В районе 49 сельских населенных пунктов и один поселок. Главной отраслью народного хозяйства является сельскохозяйственное производство. Площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 245,2 тыс. га., в т. ч. пашни 137,38 тыс. га.^ 2. Природно-климатические условия Геологическое строение территории района характеризуется наличием разнообразных глинистых и суглинистых, реже песчаных отложений морского и континентального происхождения. Рельеф района довольно однообразен, благоприятствует возделыванию сельскохозяйственных культур, представляет собой слабоволнистую гривистую равнину с обширными низинами и расплывистыми увалообразными повышениями. Амплитуда колебания высот – не более 50 м. Наивысшая точка – южнее д. Желтики (157 м), а самая низкая – у уреза воды на оз. Суерское (110 м). Положение района в восточной части области определяет его климатические условия. Территория района расположена в лесостепной почвенно-климатической зоне, для которой характерен континентальный климат с холодной малоснежной зимой и теплым сухим летом. Особенность этого климата – недостаточное и неустойчивое увлажнение с периодически повторяющимися засухами. Но значительная озелененность территории, множество крупных и небольших озер и болот способствует замедленному испарению влаги, что создает нормальные условия для роста и развития растений. Теплообеспеченность района хорошая. Самый теплый месяц – июль (плюс 19,1 градуса), а самый холодный – январь (минус 17,7 градуса). Температура самого холодного месяца достигает минус 46,2 градуса, а максимум температур в июле – плюс 39 градусов. Среднегодовая температура плюс 0,6 градуса. Продолжительность безморозного периода 105 – 115 дней. Период с температурой выше 10 градусов составляет 129 – 130 дней. Сумма положительных температур 2000 – 2100 градусов. Среднегодовое количество осадков составляет 310 – 350 мм, из которых на вегетационный период приходится 200 – 220 мм. Климатические условия позволяют использовать пастбищные угодья под выпас на протяжении 140 дней. Уникальные природно-климатические условия Лебяжьевского района благоприятны для развития туризма, охоты, рыболовства, курортного бизнеса. Популярны среди рыболовов-любителей озера Кислое и Лебяжье. В заказнике обитают редкие виды животных и птиц. Отсутствуют вредные промышленные производства.^ 3. Потенциал природных ресурсов Район расположен в пределах лесостепной зоны, что влияет на распределение и разнообразие естественной растительности. Древесная растительность представлена березовыми и березово-осиновыми колками, смешанными лесами и сосновыми лесопосадками. Животный мир на территории района представлен сочетанием лесных и степных видов, из которых наиболее распространены косули, значительно меньше – лоси и кабаны. Основной фонд почвенного покрова района составляют черноземы – 47,5 % от общей площади. Распространены они по всей территории и наиболее пригодны для сельскохозяйственной деятельности. На втором месте – солонцы: 67,2 тыс. га, или 23,4 %, наличие солонцовых пятен на черноземных массивах затрудняет своевременность обработки и вызывает пестроту урожайности. Более 5 % занимают болотные почвы, 7,2 % приходится на солончаки и солоди. Названные типы почв наиболее пригодны для сенокосов и пастбищ. Луговые и лесные почвы занимают 4,8 % от территории района. Общая площадь озер и болот составляет 28029 га. Минерализированные воды озер не пригодны для использования в сельском хозяйстве. Есть озера и с пресной водой – Российское, Якунино, Пенковатое и другие, которые используются как источники водоснабжения для бытовых нужд и водопоя скота. Кроме озер, для этих целей используют колодцы и артезианские скважины. Уровень грунтовых вод зависит от характера рельефа. На повышенных элементах глубина их залегания достигает 12 – 16 м, а на пониженных до 1,5 м. Сельскохозяйственные угодья, прежде всего пахотные земли – основной экономический и главный из природных ресурсов района. Земли сельскохозяйственного назначения составляют 77,2 % земельного фонда района (по области – 60 %). Имеются запасы глины (1129 тыс. куб. м), пригодные для выпуска кирпича, незначительные запасы торфа (114 тыс. т), а также лечебные грязи (6950 тыс. куб. м), мергели и пресные подземные воды.Таблица 1 – Природный потенциал Наименование Площадь территории, км кв./чел. Ранг Средняя кадастровая стоимость сельско-хозяйственных угодий, руб./га/чел. Ранг Запасы подземных вод, тыс. куб. м сут./тыс. чел. Ранг Расчетная лесосека, куб. м/тыс. чел. Ранг Сводный ранг природного потенциала 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Лебяжьевский район 0,159 8 0,394 13 0,098 15 0,015 21 17 Курганская область 0,074 х 0,394 х 0,201 х 0,854 х х ^ 4. Демографическая ситуация и потенциал трудовых ресурсовРисунок 2 – Структура населения Лебяжьевского района Демографическая обстановка муниципального образования Лебяжьевского района на протяжении ряда лет характеризуется уменьшением численности населения в результате естественной убыли.Таблица 2 – Динамика рождаемости и смертности в муниципальном образовании Лебяжьевского района, чел. Показатель 2000 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год Родилось 276 232 192 254 220 Умерло 384 387 396 337 304 Естественная убыль 108 155 204 83 84 Естественный прирост – – – – – Исходя из приведённых данных видно, что в районе по причинам естественной убыли численность населения ежегодно сокращается в среднем на 125 человек, хотя в последние годы ситуация меняется в лучшую сторону и естественная убыль в 2006 – 2007 годах составила по 80 человек. Миграционная убыль за 2007 год составила 173 человека, в том числе в п. Лебяжье – убыль 31 человек, в сельской местности – 142 человека. По статистическим данным на начало 2008 года на территории Лебяжьевского района проживает 20063 человек, что на 257 человек меньше, чем на начало 2007 года и составляет 2,1 % от общей численности населения Курганской области. Плотность населения Лебяжьевского района – 6,3 человека на 1 кв. км. Население по возрастному составу подразделяется по следующим возрастным группам: моложе трудоспособного возраста – 16,7 %; трудоспособное – 60,3 %; старше трудоспособного – 23 %. Несмотря на это, современную сферу занятости населения можно охарактеризовать как трудоизбыточную. Общая численность трудоспособного населения в Лебяжьевском районе составляет 12098 человек. Из указанной численности трудоспособного населения занято в экономике района 4973 человек (41,1 %).^ Рисунок 3 – Структура населения в муниципальном образовании Лебяжьевского района Численность населения с каждым годом сокращается. С начала 1992 года численность населения района сократилась на 2771 человек (22834 человек). На начало 2007 года численность населения в Лебяжьевском районе насчитывает 20320 человек, в т. ч. 6991 человек проживает в р. п. Лебяжье, 13329 человек – в сельской местности. По статистическим данным за 2007 год среднегодовая численность населения Лебяжьевского района составила: городское население (р. п. Лебяжье) – 6951 человек, сельское население – 13241 человек.Таблица 3 – Население Лебяжьевского района в разрезе муниципальных образований № п/п Наименование сельсоветов Численность населения 1. Арлагульский сельсовет 903 1.1 с. Арлагуль 507 1.2 д. Старощетниково 83 1.3 д. Новощетниково 90 1.4 д. Большое Моховое 223 1.5 д. Малый Арлагуль – 2. Баксарский сельсовет 853 2.1 с. Центральное 853 3. Балакульский сельсовет 331 3.1 с. Балакуль 294 3.2 д. Урожайная 37 4. Дубровинский сельсовет 457 4.1 с. Дубровное 348 4.2 д. Бочаговка 109 5. Елошанский сельсовет 1009 5.1 с. Елошное 945 5.2 д. Фрунзе 63 5.3 д. Золотово 1 6. Калашинский сельсовет 367 6.1 с. Калашное 319 6.2 д. Александровка 48 7. Камышинский сельсовет 619 7.1 с. Камышное 459 7.2 д. Кукушкино 160 8. Лисьевский сельсовет 802 8.1 с. Лисье 567 8.2 д. Баксары 162 8.3 д. Островное 73 9. Лопатинский сельсовет 2015 9.1 с. Лопатки 1546 9.2 д. Песьяное 413 9.3 д. Худяково 56 10. Менщиковский сельсовет 489 10.1 с. Менщиково 250 10.2 д. Суерская 153 10.3 д. Кузнецово 86 11. Налимовский сельсовет 561 11.1 с. Налимово 500 11.2 д. Светлое 61 12. Нижнеголовинский сельсовет 461 12.1 с. Головное 442 12.2 п. Баксары 19 13. Плосковский сельсовет 558 13.1 д. Слободчики 24 13.2 д. Копайское -1ое 3 13.3 с. Плоское 369 13.4 д. Белянино 162 14. Прилогинский сельсовет 603 14.1 С. Прилогино 405 14.2 Д. Юдино 94 14.3 Д. Красная горка 104 15. Речновский сельсовет 857 15.1 с. Речное 542 15.2 д. Желтики 214 15.3 д. Кузинка 101 16. Перволебяжьевский сельсовет 639 16.1 д. Лебяжье – 1е 633 16.2 д. Нижнеглубокое 6 17. Хуторской сельсовет 533 17.1 с. Хутора 533 18. Черемушкинский сельсовет 647 18.1 с. Черемушки 539 18.2 д. Чаешное 51 18.3 д. Черешково 57 19. Лебяжьевский поссовет 7359 19.1 р.п. Лебяжье 6911 19.2 д. Кравцево 31 19.3 д. Верхнеглубокое 403 19.4 п. Коопзверпромхоза 14 ИТОГО 20063 Таблица 4 – Динамика основных демографических показателей Коэффициент рождаемости (на 1000 населения) Динамика коэффициента рождаемости, 2007/2005, в % Коэффициент смертности (на 1000 населения) Динамика коэффициента рождаемости, 2007/2005, в % Коэффициент младенческой смертности (на 1000 населения) Динамика коэффициента младенческой смертности, 2007/2005, в % 2005 год 2006 год 2007 год 2005 год 2006 год 2007 год 2005 год 2006 год 2007 год 9,3 12,6 10,9 117,2 19,3 16,5 15,1 78,2 33,8 7,8 27,3 80,8 Неблагоприятная тенденция сложилась и в семейно-брачных отношениях, за 2007 год было зарегистрировано браков 120, разводов – 99. Основные причины всех этих негативных явлений в демографической сфере – отсутствие в конце прошлого столетия целенаправленной государственной политики и, как следствие, утрата населением веры в лучшее будущее, большей части традиционных духовных ценностей, стрессовое психологическое состояние, невысокие уровень и качество жизни большинства граждан района. Отсюда вытекает основной приоритет социально-экономического развития района –  повышение качества жизни населения, последовательный рост благосостояния и платежеспособного спроса населения, создание эффективной системы предоставления социальных услуг и благоприятных условий для развития трудового, интеллектуального и творческого потенциала граждан, увеличение доли населения с доходами выше прожиточного минимума. Изучив возрастной состав предприятий района, выяснилось, что в последние годы количество молодых специалистов сокращается. Данный фактор связан с невысоким уровнем оплаты труда. Данное состояние рынка труда в Лебяжьевском районе отчасти сложилось из-за того, что в некоторых учебных заведениях отсутствуют планы организации и проведения практики студентов, договора между учебными заведениями и базовыми предприятиями, работа по трудоустройству выпускников учреждений среднего профессионального образования ведётся формально. В результате число выпускников, обратившихся в центр занятости, ежегодно возрастает. Анализ сложившейся ситуации на рынке труда показывает, что предложение рабочей силы превышает спрос, требования к качеству рабочей силы остаются достаточно высокими, в связи, с чем работники низкой квалификации или узкой специализации имеют меньше шансов найти новое рабочее место и остаются не востребованными на рынке труда, с течением времени теряя имеющиеся профессиональные навыки и мотивацию к труду. К числу ключевых проблем сферы занятости относятся: – профессиональный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, несоответствие предложений рабочей силы по профессионально-квалификационной структуре требованиям работодателей, в том числе несоответствие предложения и спроса на рынке труда по профессиям и специальностям, требующим высокого уровня квалификации; – недостаточная адаптированность системы профессионального образования к требованиям рынка труда, особенно в части учета перспектив спроса на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе, гибкого сочетания начальной профессиональной подготовки с различными формами вторичного обучения и повышения качества подготовки квалифицированных кадров; – низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных социально-демографических групп незанятого населения и безработных граждан (молодежи без практического опыта работы, инвалидов, лиц предпенсионного возраста и др.), которая обусловлена ужесточением требований работодателей к рабочей силе, что проявляется в селективном подходе при приеме на работу в зависимости от пола, возраста, семейного положения, наличия опыта работы; – низкая территориальная и профессиональная мобильность рабочей силы, обусловленная отсутствием достаточно развитого рынка жилья и внутрифирменной системы профессионального обучения и переобучения кадров; – дифференциация сельских и городского рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы, так например сельское население, по сравнению с городским, оказалось в большей степени вытесненным с рынка труда; – сезонный характер регистрируемой безработицы, связанный с отраслевой агропромышленной структурой экономики. Основные причины всех этих негативных явлений в демографической сфере – отсутствие в конце прошлого столетия целенаправленной государственной политики и, как следствие, утрата населением веры в лучшее будущее, большей части традиционных духовных ценностей, стрессовое психологическое состояние, невысокие уровень и качество жизни большинства граждан района. Отсюда вытекает основной приоритет социально-экономического развития района –  повышение качества жизни населения, последовательный рост благосостояния и платежеспособного спроса населения, создание эффективной системы предоставления социальных услуг и благоприятных условий для развития трудового, интеллектуального и творческого потенциала граждан, увеличение доли населения с доходами выше прожиточного минимума. ^ 5. Экономический потенциал Сводный ранг Лебяжьевского района по оценке потенциалов конкурентоспособности муниципальных районов и городских округов Курганской области за 2007 год равен 21 из 26 возможных. Основу экономического потенциала Лебяжьевского района составляют отрасли промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи, и по итогам 2007 года объем отгруженных товаров по видам деятельности представлен в таблице 5.Таблица 5 – Объем производства продукции по видам деятельности Показатели 2007 год Промышленное производство, млн. руб. 77,9 Доля в базовых отраслях, в % 6,1 Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей, млн. руб. 710,1 Доля в базовых отраслях, в % 55,2 Оборот розничной торговли, млн. руб. 422,5 Доля в базовых отраслях, в % 32,8 Объем выполненных работ по виду деятельности “строительство”, млн. руб. 30,2 Доля в базовых отраслях, в % 2,3 Объем платных услуг населению, млн. руб. 46,1 Доля в базовых отраслях, в % 3,6 Итого базовые отрасли экономики, млн. руб. 1286,8 ^ Рисунок 4 – Отраслевая структура экономики муниципального образования Лебяжьевского района Доля малого предпринимательства в экономике муниципального образования Лебяжьевского района по объему производства (работ и услуг) составляет около 70 %. По числу субъектов малого и среднего предпринимательства на тысячу человек населения (29,71 единиц) Лебяжьевский район занимает 4 место по области, а по сводному рангу потенциала предпринимательской деятельности 5 место. Таким образом малый и средний бизнес является главным звеном в развитии Лебяжьевского района и имеет огромный потенциал. Сельское хозяйство является самым крупным сектором экономики Лебяжьевского района (около 60 %). По показателю выпуска сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств в 2006 году на душу населения Лебяжьевский район находился на 9 месте среди муниципальных образований Курганской области, данный показатель почти в 2 раза превышал областной. По итогам 2007 года выпуск продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в фактических ценах составил 710124 тыс. руб., это 11 место среди муниципальных образований Курганской области и 3,7 % от выпуска продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в фактических ценах Курганской области. Агропромышленному комплексу района присущи следующие проблемы: низкий уровень жизни, занятости и квалификации сельского населения, нерациональное и неэффективное использование имеющихся земельных ресурсов, техническая и технологическая отсталость сельского хозяйства, недостаточные объемы инноваций и инвестиций в сельское хозяйство, во многих селах района п^ 6. Бюджетный и налоговый потенциал Крупнейшими налогоплательщиками муниципального образования Лебяжьевского района являются такие предприятия, как ОГУП «Лебяжьевское ДРСП», Лебяжьевское потребительское общество, ООО «Луч», ЗАО «Колхоз Новый путь», ОПХ «Речновское». Бюджет Лебяжьевского района за 2007 год по доходам исполнен в сумме 179963,4 тыс. рублей или 106,9% к уровню 2006 года, с профицитом в размере 4040,6 тыс. рублей. Сумма налоговых и неналоговых доходов в 2007 году, мобилизованных на территории района, составила 21246,3 тыс. рублей или 98,6 % к уровню прошлого года и 12 % от общего объема доходов. Основным источником доходов за 2007 год являлись: – налог на доходы физических лиц -14315,2 тыс. рублей (8 % от общего объема доходов бюджета); – земельный налог 1591,9 тыс. рублей; – налог на имущество физических лиц 172,6 тыс. рублей; – налог на совокупный доход 2113,6 тыс. рублей; – государственная пошлина 845,1 тыс. рублей; – задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным платежам – 55,5 тыс. рублей; – доходы от использования имущества 1004,7 тыс. рублей; – безвозмездные поступления от других бюджетов 154794,9 тыс. рублей. Бюджет района по расходам исполнен в сумме 175922,8 тыс. рублей. Наибольший удельный вес в структуре расходов занимают: – расходы на общегосударственные вопросы 24215,4 тыс. рублей (13,8%); – расходы на культуру, средства массовой информации 10758,9 тыс. рублей (6,1%); – расходы на здравоохранение и спорт 24211,6 тыс. рублей (13,8%); – расходы на образование 97483,2 тыс. рублей (55,4%); – расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность 2005,1 тыс. рублей (1,1%). На расходы по финансированию социально-культурной сферы направлено 141864,8 тыс. рублей или 80,6 % от общей суммы расходов. Остаток задолженности по бюджетным ссудам областному бюджету за 2007 год составил 6847 тыс. рублей или 93,9 % по сравнению с прошлым годом.^ 7. Уровень развития базовой инфраструктурыТранспортная инфраструктура Район имеет выгодное транспортно-географическое положение и располагает относительно развитой транспортной системой. Через Лебяжьевский район проходит Транссибирская железнодорожная магистраль и шоссейная дорога «Байкал». В 34 км к югу от района проходит государственная граница с Казахстаном. Услуги по перевозкам автомобильным транспортом оказывают индивидуальные предприниматели района. Протяженность автомобильных дорог района достигает 611,37 км, в том числе с твердым покрытием 349,62 км. Общая протяженность автомобильных дорог местного значения – 235,19 км. За 2007 год грузооборот транспорта составил 2081,8 тыс. т/км, или 105,2 % к 2006 году. За 2007 год автомобильным транспортом крупных и средних предприятий всех видов экономической деятельности перевезено 132436,3 тонн грузов. Количество перевезенных грузов увеличилось по сравнению с 2006 годом на 50,7 %. Перевезено пассажиров на коммерческой основе автобусами, привлеченными для работы на маршрутах общего пользования за 2007 год – 60,8 тыс. чел., что на 84,2 % больше 2006 года. Пассажирооборот составил 1713,8 тыс. пасс.-км, или 175,3 % к 2006 году.Коммуникационная инфраструктура На территории района оказывают услуги связи следующие организации: Макушинский почтамт и ОАО «Уралсвязьинформ». Операторы сотовой связи: МТС, Билайн, Мегафон, Utel. Осуществляется прием платежей по ним, а также по кредитам на всех отделениях почты. Подключено 18 каналов цифрового телевидения. Смонтировано дополнительное оборудование по технологии ADSL, позволяющее одновременно по телефонной линии, не прерывая работы телефона, осуществлять высокоскоростной Интернет. Продолжает работу Интернет зал, дающий возможность жителям города пользоваться глобальной сетью Интернет, отправлять и получать факсимильные сообщения, пользоваться услугами сканирования, ксерокса, и другими. Обеспеченность населения телефонами за 2007 год составила 15,48 единиц на 100 человек населения. Проведена и будет продолжена работа по переводу абонентов района на повременный учет телефонных разговоров, монтируется необходимое для этого оборудование.^ 8. Уровень развития социальной инфраструктурыОбразование По состоянию на конец 2008 года в школах Лебяжьевского района обучается 1881 человек. Из них 783 ученика начального звена, 916 ребят обучается в среднем звене и 182 старшеклассника. Остается острой проблема укомплектования школ квалифицированными педагогическими кадрами, особенно в сельской местности. Она связана с другой не менее острой проблемой – малокомплектностью сельских школ, составляющих 85 % от общего их количества. Их содержание обходится в 2 раза дороже, чем в среднем по стране, что должно учитываться при разработке соответствующих норм и видов финансирования. Отдел управления образованием совместно со школами ведет учет детей, не приступивших к обучению в общеобразовательных школах, и детей систематически пропускающих занятия без уважительной причины. На 1 сентября 2008 года все дети сели за парту. В школах района введены различные формы обучения: очная, очно-заочная, обучение на дому. Продолжили образование по очно-заочной форме в 11 учебно-консультационных пунктах 80 учащихся, на дому по индивидуальной программе обучается 5 человек. В районе созданы условия, обеспечивающие удовлетворение образовательных запросов отдельных категорий детей. В 12 школах есть условия для интегрированного обучения. Данной формой обучения охвачено 43 ученика или 100 % от охвата. Ведется плановая работа по обеспечению транспортной доступности образовательных учреждений. В 12 средних школах и 1 учреждении дополнительного образования имеются школьные автобусы. Образовательные учреждения получили в 2008 году 3 автобуса (Налимовская СОШ, Лопатинская СОШ, Прилогинская СОШ). Количество и процент обучающихся, доставляемых к месту учебы школьными автобусами составляет 304 обучающихся или 93 %, 7% детей подвозятся частным транспортом. На организацию подвоза за 2008 год профинансировано 719 тыс. руб. Район работает над оптимизацией сети общеобразовательных школ. В 2008 году МОУ «Балакульская основная общеобразовательная школа» реорганизована путем присоединения к МОУ «Елошанская СОШ». Организован ежедневный подвоз обучающихся на занятия. В общеобразовательных учреждениях района ведется обновление содержания образования, внедряются в учебно-воспитательный процесс новые педагогические технологии, в т. ч информационно-коммуникативные. Все общеобразовательные учреждения перешли на новый базисный учебный план БУП-2004 г. В общеобразовательных учреждениях ведется обучение, по современным учебникам, соответствующим Федеральному перечню. В районе в соответствии с приказом ОУО создана и функционирует система методической работы. В 2008