Административная деятельность милиции по содержанию, охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Рефератпо теме «Административная деятельность милиции посодержанию, охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

  План Вступительная часть – 5 мин
1.Правовое положение и организационное построение
службы милиции по содержанию, охране и конвоированию
подозреваемых органов внутренних дел
2.Организация деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел
3.Организация конвойной службы милиции Заключительная часть (подведение итогов)
 
ВВЕДЕНИЕ
Одним извидов административной деятельности органов внутренних дел является охрана,содержание под стражей и конвоирование подозрева­емых и обвиняемых в совершениипреступлений.
Местамисодержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступленийявляются изоляторы временного содержа­ния (ИВС) органов внутренних делсубъектов Российской Федерации, органов внутренних дел на транспорте,горрайорганов внутренних дел. Решение о их создании, реорганизации и ликвидациипринимаются ми­нистрами внутренних дел республик, начальниками управлений(главных управлений) внутренних дел в субъектах Российской Федерации, началь­никамиуправлений внутренних дел на транспорте. Финансирование ИВС осуществляется засчет средств федерального бюджета по смете Минис­терства внутренних делРоссийской Федерации. Изоляторы временного содержания входят в структурумилиции общественной безопасности[1].
Содержаниепод стражей, подозреваемых и обвиняемых, осуществляет­ся в соответствии спринципами законности, равенства всех граждан пе­ред законом, гуманизма,уважения человеческого достоинства.

1.  Правовоеположение и организационное построение службы
милиции посодержанию, охране и конвоированию подозреваемых органов внутренних дел.
Правовойосновой содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, являетсяКонституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации,принципы и нормы международного права, а также международ­ные договорыРоссийской Федерации.
В ст. 22 Конституции Российской Федерации закреплено, что каж­дыйгражданин имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключениепод стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. Досудебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48часов. Эта норма нашла отра­жение в ст. 94 Уголовно-процессуального кодексаРоссийской Федерации (УПК РФ), а ст. 95 УПК РФ регламентирует общий порядок иусловия со­держания подозреваемых под стражей. Что же касается режима содержа­нияпод стражей подозреваемых, их прав и обязанностей, правил внутрен­негораспорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и об­виняемых всовершении преступлений, то они определены в Федеральном законе «О содержаниипод стражей подозреваемых и обвиняемых в со­вершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ а также Правила­ми внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозре­ваемыхи обвиняемых в совершении преступлений.
В соответствии с Законом РФ «О милиции» (п. 14—16 ст. 10) на ми­лициювозлагается ряд обязанностей по:
а)  исполнению определений судов, постановлений судей, письмен­ныхпоручений прокурора, следователя о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову,о заключении под стражу, производству розыскных, след­ственных и иных действий,оказанию им содействия в производстве от­дельных процессуальных действий;
б) исполнению постановления судьи об административном аресте;
в) охране, конвоированию и содержанию подозреваемых и обвиняе­мых.
Для выполнения этих обязанностей в органахвнутренних дел созда­на служба по охране и конвоированию, которая входит всостав милиции общественной безопасности на основании Указа Президента РФ «Омилиции общественной безопасности» и постановления Правительства РФ «Оподразделениях милиции общественной безопасности».
Организационное построение данной службы выглядит следующимобразом. На федеральном уровне в структуре Департамента охраны обще­ственногопорядка МВД России образован отдел нормативно-правового иорганизационно-методического обеспечения деятельности изоляторов временногосодержания, специализированных учреждений милиции и кон­воирования[2].На региональном уровне в МВД, ГУВД, УВД субъектов Рос­сийской Федерации созданыуправления (отделы) милиции по руководству охранно-конвойной службой. Этиподразделения руководят полками, ба­тальонами, ротами, взводами и отделениямиохранно-конвойной службы. Если в штатах горрайорганов внутренних дел имеютсяподразделения по охране изоляторов временного содержания подозреваемых иобвиняемых в совершении преступлений (ИВС), ответственность за организацию ихра­боты возлагается на начальников милиции общественной безопасности икомандиров подразделений охранно-конвойной службы.
Деятельность охранно-конвойной службы организована по двум на­правлениям:
1)  по охране подозреваемых и обвиняемых, находящихся в изолято­рахвременного содержания органов внутренних дел;
2) по охране и конвоированию лиц, совершивших преступления.
2.  Организациядеятельности изоляторов временного содержания
подозреваемыхи обвиняемых органов внутренних дел.
 
В соответствии с действующим законодательством изоляторы вре­менногосодержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел отнесены к местамсодержания под стражей[3] ипредназначены для временного содержания под стражей задержанных по подозрению всо­вершении преступлений.
По Федеральному закону «О содержании под стражей подозревае­мых иобвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ подозреваемый — это лицо, задержанное по подозрению в со­вершениипреступления, а также лицо, к которому применена мера пресе­чения допредъявления обвинения. Кроме того, в ст. 46 УПК РФ закрепле­но, что это лицо,в отношении которого возбуждено уголовное дело. Обвиняемый — это лицо, вотношении которого: 1) вынесено постановление о привлечении его в качествеобвиняемого; 2) вынесен обвинитель­ный акт (ст. 47 УПК РФ).
В изоляторах временного содержания органов внутренних дел со­держатся:
— подозреваемые;
— обвиняемые;
— осужденные, в отношении которых вынесенный приговор не вступил взаконную силу и осужденные, доставленные из органов и учре­ждений исполненияуголовных наказаний в связи с расследованием или рассмотрением судом дел опреступлениях, совершенных этими или дру­гими лицами.
В порядке исключения в ИВС могут содержаться лица, подвергнутыеадминистративному аресту по постановлению судьи, но только при отсут­ствииспециального приемника.
Для охраныподозреваемых и обвиняемых назначается дежурный, по­мощник дежурного по ИВС,постовые и выводные.
Посты могутбыть внутренними и наружными, постоянными и времен­ными. Внутренние постывыставляются у камер и в прогулочном дворе, наружные — для охраны ИВС с внешнейстороны. Постовые на внутренних постах и выводные милиционеры несут службу безоружия. Постовые наружного поста у здания ИВС вооружается пистолетом илиавтоматом.
Количество ивиды постов, их расстановка и количество выводных ми­лиционеров устанавливаютсятабелем поста, составляемым начальником 11BC и утверждаемымначальником органа внутренних дел.
Дежурный(помощник дежурного по ИВС) осуществляет оперативное руководство нарядом поохране подозреваемых и обвиняемых. Он подчиняется начальнику ИВС и несетответственность за обеспечение установлен­ного порядка их содержания ивыполнение нарядом своих обязанностей.
Руководит жедеятельностью ИВС начальник. Он непосредственно организует охрану подозреваемыхи обвиняемых, в его обязанности входит подготовка нарядов к несению службы, ихрасстановка в соответствии с решением, утверждаемым начальником органоввнутренних дел на охрану ИВС, осуществление контроля за несением службынарядами милиции. Кроме этого, он должен ежедневно производить осмотр камер идругих помещений ИВС для обеспечения содержания оборудования и техническихсредств охраны в исправном состоянии; осуществлять профилактические мероприятияпо предупреждению побегов, и иных чрезвычайных происшествий, нарушениязаконности.
Основанияи порядок приема и содержания в ИВС лиц, подозреваемых и обвиняемых всовершении преступлений:
— дляподозреваемых в совершении преступлений — протокол задержа­ния, составленный впорядке, установленном статьей 92 УПК РФ. В этой
статьеподчеркивается, что после доставления подозреваемого в орган дознания, кследователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания,в котором делается отметка о том, что подозревае­мому разъяснены права,предусмотренные статьей 46 УПК РФ. О произв­еденном задержании орган дознания,дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде втечение 12 часов с момента задержания подозреваемого. Протокол задержанияподписывается лицом, его составившим и подозреваемым;
— основаниемсодержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, и отношении которых вкачестве меры пресечения применено заключение под стражу, являетсяпостановление судьи в порядке, установленном статьей 108 УПК РФ;
–  вступившийв законную силу приговор суда об осуждении к лише­нию свободы лица, ненаходившегося под стражей до его вступления в законную силу.
Перечисленныедокументы должны быть подписаны соответствующи­ми должностными лицами искреплены гербовыми печатями.
Указанныелица принимаются в ИВС круглосуточно дежурным, ко­торый обязан проверитьналичие оснований для помещения их в места содержания под стражей, опрашиваеткаждого доставленного и сверяет его ответы с данными протокола задержания(постановления судьи и пригово­ра суда); регистрирует их в книге учета лиц,помещенных в ИВС. Все эти лица подвергаются личному обыску, а находящиеся приних вещи — до­смотру. Личный обыск может быть полным и неполным.
Полный личныйобыск производится лицом одного пола с обыски­ваемым в присутствии понятых тогоже пола; и включает личный обыск подозреваемых и обвиняемых и досмотрнаходящихся при них вещей. Он проводится при поступлении их в ИВС, обнаруженииподготовки к побегу и других чрезвычайных происшествиях, конвоирования за егопределы и по возвращении. В случаях водворения в одиночную камеру, при освобож­дениииз ИВС, а также по указанию начальника органа внутренних дел (или ИВС),дежурного или проверяющего.
Личный обысксопровождается тщательным осмотром тела, одежды и обуви подозреваемых иобвиняемых. Обыскиваемому предлагается снять верхнее платье, обувь и белье(нательное белье не снимается) после чего осматриваются кисти рук с обеихсторон, кожный покров, ушные рако­вины, подмышки, полость рта, а также протезы,предлагается присесть несколько раз. Волосы на голове расчесываются. Пластырныенаклейки, гипсовые и другие повязки снимаются только с разрешения медицинскогоработника. Тщательно прощупывается одежда. Карманы, рукава одежды, брюки,носки, чулки, выворачиваются наизнанку.
Внимательноосматриваются предметы и вещи, разрешенные для хра­нения в камере, а такжеподлежащие сдаче на хранение дежурному по ИВС (чемоданы, портфели, вещевыемешки и др., в которых проверяется нали­чие двойного дна или потайныхкарманов).
При полномличном обыске изымаются: оружие, ножи, бритвы, брас­леты, табачные изделия,спички, портсигары, зажигалки, запонки, кольца, серьги, часы, ордена и медали,другие предметы и ценности; стеклянная посуда, спиртные напитки, игральныекарты, поясные ремни, помочи, ре­зиновые подвязки, галстуки, шнурки, шарфы,наркотические, лекарствен­ные вещества, не разрешенные медицинским работником купотреблению и хранению в камерах; перец, соль и продукты питания, сверхустановлен­ных норм; деньги, сберегательные книжки, ценные бумаги; документы изаписи, не разрешенные к хранению в камерах.
При изъятии уподозреваемых и обвиняемых запрещенных к хране­нию в камерах вещей, предметов иценностей составляется акт, который передается следователю или дознавателю дляприобщения к материалам уголовного дела.
Неполныйличный обыск подозреваемых обвиняемых осуществляется в случаях вызова их кпрокурору, следователю, дознавателю, медицинско­му работнику, до и послесвидания с защитником, родственниками или иными лицами, при выводе их всанпропускник, на уборку помещений ИВС, на прогулку, при утренних и вечернихпроверках камер.
При неполномличном обыске понятые не приглашаются. Подозревае­мые и обвиняемые нераздеваются, их одежда тщательно осматривается и прощупывается.
По окончанииобыска и досмотра вещей составляется протокол, ко­торый подписываетсясотрудником, производившим обыск, понятыми и обыскиваемым. Отказ обвиняемых иподозреваемых от подписи и заявлен­ные при этом претензии отражаются в данномпротоколе.
Принятым вИВС лицам оставляются только те предметы, вещи и про­дукты питания, которые имразрешается иметь при себе и хранить в камере it количестве иассортименте, определенных Правилами внутреннего рас­порядка в местахсодержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Деньги,ценности, ордена, медали и документы к ним, изъятые при лич­ном обыске, сдаютсяв финансовую часть органа внутренних дел, а личные пещи в камеру хранения ИВС.
На дежурногопо ИВС возлагается обязанность оформить личное дело на подозреваемого(обвиняемого), т. е. заполнить анкету, дактилоскопи­ческую карту и другиедокументы.
В ИВС органоввнутренних дел устанавливается режим, обеспечива­ющий соблюдение правподозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, атакже выполнение задач, предусмот­ренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Режимсодержания подозреваемых и обвиняемых обеспечивается:
1)соблюдением установленных Правил внутреннего распорядка в ИВС;
2)осуществлением пропускного режима в ИВС;
3) содержанием подозреваемых и обвиняемых в специально оборудованных и надежноизолированных камерах с непрерывным надзором за этими лицами;
4)запрещением их бесконвойного передвижения;
5) системойпроверок, личного обыска и досмотра вещей. Водворяемый в камеру ИВС должен бытьознакомлен с Правилами внутреннего распорядка, которые регламентируют порядоксодержания в ИВС, права и обязанности лиц, содержащихся в нем, приема и выдачиим передач и посылок, проведения прогулок, материальной ответственностиподозреваемых и обвиняемых.
Осуществлениепропускного режима в ИВС означает, что в изолятор пропускаются:
— прокуроры,осуществляющие надзор за исполнением законов в ИВС — по предъявленииудостоверения личности в любое время суток с беспрепятственным допуском во всепомещения;
– должностные лица органов внутренних дел, осуществляющие инс­пектирование иликонтроль за организацией и несением службы по охране и конвоированиюподозреваемых и обвиняемых, сотрудники милиции об­щественной безопасности — попредъявлении удостоверения личности;
— сотрудникидругих служб — по предъявлении специального предпи­сания, выданного начальникомвышестоящего органа внутренних дел;
— следователиорганов внутренних дел, прокуратуры и дознаватели, -по предъявленииудостоверения личности — в следственные кабинеты и только для производстваследственных действий;
— сотрудникикриминальной милиции — по предъявлении удостовере­ния личности и письменногоразрешения лица, в производстве которого находится уголовное дело — вследственные кабинеты;
— защитники — по предъявлении ими ордера юридической консульта­ции — в следственные кабинеты;
— другиелица, которым в установленном порядке предоставлено сви­дание с подозреваемымии обвиняемыми — по предъявлении соответству­ющего разрешения и паспорта — только в комнату для свиданий;
— медицинскиеработники, прибывшие по вызову дежурного по ИВС, — по предъявлении наряда,сопровождаются к месту нахождения больного дежурным или начальником изолятора.
Содержаниеподозреваемых и обвиняемых в специально оборудованных и надежно изолированныхкамерах с непрерывным надзором за этими лицами предполагает оборудованиеИВС в соответствии с требованиями, отражен­ными в техническом паспортеизолятора временного содержания подозре­ваемых и обвиняемых.
Строительствои оборудование ИВС осуществляется по типовым проектам зданий и сооружений,применяемых в органах внутренних дел. В комплекс ИВС входят основное здание(отдельное или совмещенное с ОВД), здание для содержания подозреваемых иобвиняемых, прогулочный двор и ограждающие сооружения.
Здание ИВСстроится из кирпича, железобетона или другого прочного материала. Внутренниестены и перегородки в камерах и других помеще­ниях ИВС выкладываются изполнотелого кирпича толщиной не менее 38 см. Стены камер должны быть без каких-либо выступов и углов и оштукатурены раствором с набрызгом («под шубу»).
Для лучшегообзора камер в центре дверей на высоте 150 см от уровня пола оборудуются дверные глазки с размерами отверстий со стороны камер 14 х 24 см, а из коридора — 3,5-4 см. Они изготавливаются из небьющегося материала и со стороны коридоразакрываются крышкой, вращающейся на штыре.
Для передачипищи в дверях на высоте 1 -1,2 м от уровня пола обору­дуются окна размером 18 х 22 см. Они открываются в сторону коридора, удерживаются в горизонтальномположении на кронштейнах и закрыва­ются запорами вагонного типа. Дверные замкидля камер должны быть накладными коробчатого типа и закрываться на первыйоборот автомати­чески, а затем на два оборота ключом.
На входе вздание ИВС устанавливается наружная дверь усиленной конструкции, оборудованнаяоптическим смотровым глазком, а также звонок к дежурному и переговорноеустройство. В наружных дверных про­емах с внутренней стороны устанавливаютсядополнительные металличес­кие решетчатые двери. Все они оборудуются надежнымизамками.
К техническимсредствам, используемым в охране содержащихся под стра­жей, относятся:селекторная связь, телефонная, радиосвязь, телевизионные установки,используемые для дистанционного наблюдения за камерами и кон­троля за несениемслужбы нарядами, а также три вида сигнализации: охранная, тревожная и вызывная.Блокировка уязвимых мест в ИВС производится в со­ответствии с рекомендациями итехническими условиями на блокировку эле­ментов строительных конструкцийдатчиками охранной сигнализации. Прибор охранной сигнализации устанавливается вдежурной части органа внутренних дел {у дежурного по ИВС), а сигналы тревогидолжны дублироваться на вынос­ном табло в коридоре на посту дежурногомилиционера.
Камеры ИВСвсегда должны быть под надежным запором и охраной, а с наступлением темноты идо полного рассвета — освещаться.
Двери камердолжны открываться дежурным по ИВС обязательно в присутствии постового у камерили выводного. Следовательно, ключи от камер должны постоянно находиться удежурного и только в ИВС с большим лимитом наполнения ключи от камер могутвручаться помощнику дежурного по ИВС.
При открытиикамер для вывода подозреваемых (обвиняемых) прини­маются меры предосторожности,исключающие возможность совершения побега из ИВС или нападения на охрану. Вцелях предупреждения подобныx действий камеры ИВС оборудуются ограничителями открытиядверей камер на определенный угол, позволяющий выпускать задержанных только поодному. Это несложное, но эффективное приспособление.
Важнымфактором повышения надежности охраны является использо­вание служебных собак.Практика показывает, что наиболее эффективно собаки применяются при охранеотдельно расположенных зданий ИВС, а также изоляторов, техническое состояниекоторых нуждается в улучшении: в ИВС с большим лимитом наполнения. В некоторыхорганах внутрен­них дел служебные собаки используются в наружной охране ИВСтолько ночью, а в остальное время суток — при выводе подозреваемых на прогулку,при посадке-высадке из специальных автомобилей и при конвоировании.
Одним изтребований режима содержания является раздельное разме­щение по камерам:
а) мужчин иженщин;
б) несовершеннолетних и взрослых; в исключительных случаях с со­гласия прокурорадопускается содержание положительно характеризую­щихся взрослых впервыепривлекаемых к уголовной ответственности за нетяжкие преступления совместно снесовершеннолетними;
в) лиц,впервые привлекаемых к уголовной ответственности и лиц, со­держащихся в местахлишения свободы;
г)подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных, приговоры в от­ношении которыхвступили в законную силу;
д)подозреваемых и обвиняемых по одному уголовному делу. Кроме того, отдельно отдругих лиц должны содержаться:
е) подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений: против основконституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасностичеловечества[4];
ж) подозреваемые и обвиняемые в совершении следующих преступ­лений,предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации: убийство;   убийство  матерью   новорожденного   ребенка;   умышленное причинение тяжкого вредаздоровью; заражение ВИЧ-инфекцией; похи­щение человека; изнасилование;насильственные действия сексуального характера; торговля несовершеннолетними;грабеж; разбой; вымогатель­ство, совершенное при отягчающих обстоятельствах;терроризм; захват заложников; организация незаконного вооруженногоформирования; бан­дитизм; организация преступного сообщества (преступнойорганизации); пиратство; посягательство на жизнь лица, осуществляющегоправосудие пли предварительное расследование; посягательство на жизньсотрудника правоохранительного органа; дезорганизация нормальной деятельностиучреждений, обеспечивающих изоляцию от общества;
з)подозреваемые и обвиняемые при особо опасном рецидиве преступ­лений;
и) осужденныек смертной казни;
к)иностранные граждане и лица без гражданства при наличии усло­вий;
л) лица, являющиесяили являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудни­ками правоохранительных органов,налоговой инспекции, таможенных органов, службы судебных приставов[5],учреждений и органов уголов­но-исполнительной системы, военнослужащимивнутренних войск Ми­нистерства внутренних дел Российской Федерации;
м)подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность;
н) больные(инфекционные и иные).
Запрещениебесконвойного передвижения — важное условие обеспече­ние режима содержанияподозреваемых и обвиняемых. В соответствии с ним вывод подозреваемых иобвиняемых из камер производится:
— вследственные кабинеты ИВС;
— в комнатудля свиданий; прогулочный двор;
— насанитарную обработку в санпропускник ИВС; к медицинскому работнику;
— в туалет(при отсутствии в камерах санузлов);
–    дляпередачи конвою, уборки помещений, производства полного обыска
Основаниемдля вывода лиц, содержащихся в камерах в следствен­ный кабинет, является письменноетребование прокурора, следователя, дознавателя. При выводе лиц к прокурору,осуществляющему надзор за соблюдением законности в местах содержания подстражей, письменное требование не заполняется.
При выводе напрогулку, для санитарной обработки, уборки помещений ИВС и в туалетподозреваемые и обвиняемые извещаются о цели вывода. В остальных случаях цельвывода из камеры не сообщается, а только указывается, как подозреваемый илиобвиняемый должен одеться и обязан ли он взять с собой личные вещи.
Срокисодержания в ИВС подозреваемых в соответствии со ст. 94 УПК РФ определены неболее 48 часов. Содержание подозреваемых и обвиня­емых, переведенных изследственных изоляторов для выполнения следс­твенных действий, судебногорассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственныеизоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время указанныхдействий и судебного про­цесса, но не более чем 10 суток в течение месяца.
Основаниемк освобождению лиц из ИВС являются:
— постановление дознавателя, следователя об изменении меры пресе­чения иосвобождения из-под стражи;
— постановление, приговор суда об освобождении из-под стражи. Перед освобождениемсодержащегося под стражей начальник ИВС или дежурный обязан сверитьпостановление (приговор) об освобожде­нии из-под стражи с документами, наосновании которых это лицо было помещено в ИВС, и убедиться в соответствииличности освобождаемого. При освобождении подозреваемого, ему выдается справка,в которой указывается, кем он был задержан, дата, время, место и основаниезадержания, дата, время и основание освобождения. Выдаются также принадлежащиеему вещи, ценности, документы и деньги под расписку.
Важнейшей иповседневной обязанностью начальника органа внутрен­них дел и его заместителейявляется осуществление контроля за несением службы нарядами в ИВС.
Приконтроле следует:
— проверятьналичие и правильность оформления материалов, на осно­вании которых лицапомещены в ИВС;
–  регулярноосматривать совместно с дежурным камеры и другие по­мещения; убедиться висправности оборудования, средств связи и сигна­лизации;
–  проверятьналичие задержанных по счету и по имеющимся на них документам, условия ихразмещения и содержания;
– контролировать порядок вывода содержащихся под стражей, оказа­ния иммедицинской помощи, предоставления свиданий;
–  проверятьсохранность служебной документации и бланков, наруч­ников, других специальных итехнических средств;
–  даватьуказания о проведении контрольных обысков камер и лиц, помещенных в них;
— проводить приеми опрос находящихся в камерах лиц, рассматривать их жалобы и заявления, даватьответы по существу или направлять проку­рору, следователю.
Особоевнимание следует обращать на проверку несения службы в ве­чернее и ночноевремя. Надо отметить тот факт, что многие нарушения в ИВС происходят из-заплохого знания сотрудниками их прав и обязаннос­тей, законов, уставов иинструкций. Следовательно, повышение правовой культуры сотрудников — одно изглавных условий укрепления законности, совершенствования профессиональногоуровня.
Спецификаслужбы в местах содержания подозреваемых и обвиняе­мых, постоянный контакт сними накладывают определенный отпечаток на поведение сотрудников, поэтомуслужебную подготовку необходимо стро­ить с учетом особенностей данного вида административнойдеятельности. Особо необходимо обращать внимание на повышение ими бдительности,чувства ответственности за качество несения службы.
Следует учесть и то, что многие побеги из ИВС происходит по винесотрудников, прослуживших в этой службе более пяти лет. Это свидетель­ствует освыкании с недостатками, утрате ими чувства бдительности, при­ниженияответственности за качество несения службы и в целом к профес­сиональнойдеформации.
В системе служебной подготовки сотрудников охранно-конвойной службыследует отрабатывать вопросы действий сотрудников в режиме особых условий (принападении на постовых, при побеге подозреваемых и обвиняемых и при другихчрезвычайных обстоятельствах).
Так, при нападении подозреваемых и обвиняемых на постового, вы­водногоили других лиц должны приниматься активные меры самозащиты и подачисоответствующего сигнала (голосом, извещателем тревожной сигнализации, потелефону).
По прибытии на место происшествия начальник ИВС или дежурный поИВС должен организовать, с помощью имеющихся сил и средств и с применениемпредусмотренных законодательством мер безопасности, лик­видацию нападения ивыдворение подозреваемых и обвиняемых в камеры.
Если же нападение приняло опасный характер (нападающим удалосьоткрыть соседние камеры, проникнуть в другие помещения ИВС, завла­деть оружиеми т. д.), об этом немедленно сообщается дежурному по орга­ну внутренних дел,который обязан:
— оценить обстановку и принять решение о направлении в ИВС до­полнительногонаряда милиции (резерва), усилить за счет его наружную и внутреннюю охрану ИВС;
— доложить о случившемся своему начальнику и дежурному по вы­шестоящемуоргану внутренних дел;
— в случае необходимости прибыть на место происшествия и совме­стнос начальником ИВС (дежурным по ИВС) руководить действиями со­трудников милиции.
По завершении действий по пресечению нападения зачинщики должныбыть изолированы от других его участников.
При нападении на изолятор извне начальник ИВС (дежурный по ИВС)немедленно сообщает об этом дежурному по органу внутренних дел и до прибытияпомощи руководит обороной ИВС. В случае повреждения телефонной связи донесениео таком происшествии передаются по радио­связи или с нарочным.
Применение физической силы, специальных средств и огнестрельно­гооружия сотрудниками ИВС регламентируется ст. 44—47 Федерального закона «Осодержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в со­вершении преступлений».
В случае побега вооруженных и других содержащихся под стражей лиц,представляющих повышенную общественную опасность, начальни­ком ГУ МВД России поФО, министром внутренних дел республики, на­чальником ГУВД, УВД субъектаРоссийской Федерации вводится в дейст­вие специальный план, разрабатываемый наэтот случай в каждом органе внутренних дел.
В последние годы техническому оснащению ИВС придается боль­шоезначение. К техническим средствам, используемым в охране содер­жащихся подстражей, относятся: селекторная связь, телефонная, радио­связь,охранно-пожарная сигнализация, телевизионные установки, исполь­зуемые длядистанционного наблюдения за камерами и контроля за несе­нием службы нарядами.
Важным фактором повышения надежности охраны является исполь­зованиеслужебных собак, Достаточно сказать, что в тех органах внутренних дел, гдеимеются собаки, крайне редкие случаи побегов из ИВС. Прак­тика показывает, чтонаиболее эффективно собаки применяются при охра­не отдельно расположенныхзданий ИВС, а также изоляторов, техническое состояние которых нуждается вулучшении и в ИВС с большим лимитом наполнения. В некоторых органах внутреннихдел служебные собаки ис­пользуются в наружной охране ИВС только ночью, а востальное время су­ток при выводе подозреваемых на прогулку, припосадке-высадке из спе­циальных автомобилей и при конвоировании.
3. Организация конвойнойслужбы милиции.
 
Подконвоированием понимается сопровождение специальными наря­дами милицииподозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, осужденных к местуназначения в установленном порядке.
Основнымизадачами конвоирования являются: обеспечение своевремен­ного доставления лиц, взятыхпод стражу к месту назначения и поддержания при этом установленного для нихрежима; предупреждение и пресечение по­пыток конвоируемых к побегу,членовредительству и нападению на конвой; задержание лиц, пытающихся освободитьконвоируемых из-под стражи.
Длявыполнения этих задач в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТсозданы конвойные подразделения милиции (взводы, роты, батальоны, полки).
Конвоированиеподозреваемых и обвиняемых осуществляется из ИВС в следственные изоляторы(СИЗО), медицинские учреждения для ам­булаторного освидетельствования(обследования) и их охрана во время стационарного лечения, санпропускники (баниобщего пользования) и обратно, из органов внутренних дел в межрайонные илигородские ИВС, охрана подозреваемых и обвиняемых во время производстваследственных действий. Численность личного состава конвойных подразделений зави­ситот количества населения, проживающего на территории обслуживания конкретныморганом внутренних дел.
Конвоированиеподозреваемых и обвиняемых из ИВС и следственных изоляторов в федеральные судына их заседания и обратно, охрана указан­ных категорий во время судебныхзаседаний.
Конвоированиеподозреваемых и обвиняемых из ИВС в следственные изоляторы и обратно, наобменные пункты плановых маршрутов конвои­рования и обратно.
В зависимостиот количества конвоируемых, степени их опасности и других данных конвой милицииможет быть обыкновенным и усиленным.
Обыкновенныйконвойназначается из расчета; на одного двух конвои­руемых — 2 конвоира;на 3-6 конвоируемых — 3 конвоира; на 7-10 конво­ируемых — 7 конвоиров. Если всоставе конвоя пять и более конвоиров, назначается помощник начальника конвоя.
Усиленныйконвойможет назначаться при наличии информации о наме­рении кого-либо изконвоируемых совершить побег, нападении на охрану, причинить какой-либо вредсебе или окружающим, в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования,сложными географическими и климатическими условиями. При усиленном конвое: на 1конвоируе­мого должно быть 3 конвоира; на 2-4 конвоируемых — 6 конвоиров; на5-6 конвоируемых — 8 конвоиров; на 7-8 конвоируемых — 10 конвоиров; на 9-10конвоируемых — 12 конвоиров. Начальником усиленного конвоя назначаетсясотрудник из числа среднего начальствующего состава. В це­лях повышениянадежности охраны конвоируемых в состав конвоя может включаться кинолог сослужебной собакой.
Конвоированиеподозреваемых и обвиняемых лиц осуществляется следующими способами:
— вспециальных автомобилях;
— в легковыхи грузовых автомобилях;
— насамолетах и вертолетах (воздушных судах);
— на речных иморских судах;
— на гужевомтранспорте;
— пешимпорядком,
Следуетотметить, что приоритетным способом является конвоирование в специальнооборудованных автомобилях. Они имеют две-четыре одиноч­ные камеры и однуобщую, что позволяет соблюдать требования внутренней изоляции подозреваемых иобвиняемых. В конвой выделяется не менее трех конвоиров, включая начальника(старшего) конвоя и милиционера-водителя. Посадка производится после докладамилиционера-водителя о готовности к движению и проверки начальника (старшего)конвоя состояния его кузова, дверей и замков камер, исправности освещения,переговорного устройства и средств связи. Автомобиль подается по возможностивплотную к входным дверям здания, где содержатся подозреваемые и обвиняемые, иоткуда будет осуществляться их выход. При наличии условий устанавливаетсяскладыва­ющийся металлический коридор.
Конвоируемыев колонне по одному подводятся к двери кузова авто­мобиля и направляютсястаршим конвоя в кузов, при этом проверяются пофамильно и вслух по счету.Подозреваемых и обвиняемых размещают по камерам автомобиля с соблюдениемтребований внутренней изоляции.
После посадкиконвоируемых начальник (старший) конвоя осущест­вляет контрольную проверкусоблюдения требований их изоляции, дает указания о размещении конвоя и занимаетместо в кабине автомашины.
При перевозкеконвоируемых в специальных автомобилях к месту доставки на расстоянии свыше 50 километров выделяется машина сопро­вождения, оборудованная радиостанцией, громкоговорящейустановкой и проблесковым маячком.
Висключительных случаях и при отсутствии специального автомобиля на небольшиерасстояния допускается конвоирование в легковом автомо­биле. В немконвоируется только один подозреваемый или обвиняемый, который помещается назаднем сиденье между двумя конвоирами. В пути следования на него надеваютсянаручники. Двери автомобиля фиксируют­ся в закрытом положении, стекла оконподнимаются.
Перевозкаподозреваемых и обвиняемых в открытом грузовом автомо­биле допускаетсятолько после наращивания бортов не менее чем на 30 см и оборудования в передней и задней частях кузова жестко закрепляемых скамеек для конвоиров. В крытыхгрузовых автомобилях для конвоиров обеспечивается обзор местности ивозможность подачи сигналов в кабину.
Дляконвоирования подозреваемых и обвиняемых на речных и морс­ких судах, какправило, назначается усиленный конвой. Подозреваемые и обвиняемые доставляютсяна пристань не менее чем за один-два часа до общей посадки пассажиров и, повозможности, непосредственно к трапу судна. До посадки их из специальногоавтомобиля старший конвоя лично решает вопрос с капитаном судна о выделенииизолированных помещений для конвоя и конвоируемых, осматривает помещения,закрывает в них окна (иллюминаторы), проверяет исправность освещения,вентиляции, выставляет у дверей конвоиров.
Подозреваемыеи обвиняемые направляются на судно по одному двое в сопровождении старшегоконвоя. Дополнительные наряды милиции при этом несут службу на берегу, противносовой и кормовой частей судна. Посты по охране конвоируемых устанавливаются уокон (иллюминато­ров), которые соответствующим образом закрываются.
Перевозкаконвоируемых на воздушных судах допускается в случаях большойпротяженности маршрута конвоирования либо когда воздушный транспорт являетсяединственным средством сообщения. Для конвоирования подозреваемых и обвиняемыхв самолете (вертолете) назначается усиленный конвой. Кроме того, из лицсреднего начальствующего состава назначается начальник конвоя. При этомучитывается, что общее число конвоиров всегда должно превышать количествоконвоируемых лиц. На рейсовых многоместных воздушных судах разрешаетсяконвоировать не более 10 человек, а на легких самолетах — до 3-х конвоируемых.
Передпосадкой сотрудники милиции совместно со специалистами Службы авиационнойбезопасности производят осмотр салона самолета, Где будут размещеныконвоируемые, осуществляют их личный обыск, а также досмотр принадлежащей имручной клади.
Посадкаконвоируемых лиц в самолет производится до общей посадки Пассажиров, а высадка- только после выхода всех пассажиров. Конво­ирование во время посадки ивысадки осуществляется в наручниках по одному, при сопровождении начальникаконвоя и конвоиров, а также при участии дополнительных нарядов, отправляющихили встречающих этап. Перевозка подозреваемых и обвиняемых на воздушных судахпроизводит-• только в наручниках в положении «спереди».
Конвоированиеподозреваемых и обвиняемых пешим порядком и на гужевом транспорте междунаселенными пунктами допускается лишь при невозможности движения других видовтранспорта.
Запрещаетсяих конвоирование пешим порядком в городах и населен­ных пунктах, попассажирским платформам (пристаням), во время посадки пассажиров в поезда (насуда), самолеты (вертолеты), и высадки из них, через помещения вокзалов,аэропортов и других мест скопления граждан.
Прикомпактном расположении обслуживаемых объектов и наличии Автомобильных дорогорганизуется кольцевое конвоирование между ИВС, КИЗО, обменными пунктамии судами. Такое конвоирование предполагает рациональное использование сил,транспортных средств и сокращение количества рейсов за счет установлениякратчайших маршрутов движения по графикам и заполнения камер специальных автомобилейдо предусмот­ренных норм.
Основаниемдля конвоирования тем или иным способом является:
1. Письменныезаявки следователей, дознавателей, судов, начальников ИВС (СИЗО) дляпроизводства следственных действий или рассмотрения дела в суде.
2. Истечениесрока содержания в ИВС лиц при наличии постановления судьи о заключенииподозреваемого или обвиняемого под стражу, а также приговора об осуждении клишению свободы.
Конвой,получив приказ и предписание на выполнение задачи, следует в пункт приемаподозреваемых (обвиняемых), где начальник конвоя обязан:
–  предъявитьдежурному по ИВС предписание на право приема или сдачи конвоируемых;
–  получитьподготовленные документы, проверить правильность их оформления;
— определитьпорядок приема и размещения конвоируемых по камерам специального автомобиля,информировать конвоиров о лицах, за которы­ми требуется усиленное наблюдение.
— произвестирасчет и расстановку состава конвоя для личного обыска и охраны, подозреваемыхи обвиняемых на время приема их для конвоирования;
–  осмотретьпомещение, где будет производиться прием подозревае­мых и обвиняемых, и убратьпредметы, которые могут быть использованы для побега или нападения.
Документы наподозреваемых и личные дела обвиняемых передаются начальнику конвоя в опечатанныхпакетах. На них наклеиваются справки по личным делам с фотокарточками этих лиц.
Следуетзаметить, что приему для конвоирования не подлежат:
а) лица снеправильно оформленными на них документами и без доку­ментов;
б) больные,не подлежащие по заключению врача (фельдшера) конво­ированию;
в) беременныеженщины без справки врача о возможности их конвои­рования;
г) необеспеченные по установленной норме продовольствием на путь следования илиодетые не по сезону;
д) бывшие вконтакте с инфекционными больными, не прошедшие не­обходимого медицинскогоосвидетельствования и лабораторного обследо­вания, до получения результатов.
Важнымэлементом организации конвоирования является управление нарядами по охране иконвоированию подозреваемых и обвиняемых.
Управлениенарядами включает в себя:
а) принятиерешения на охрану и конвоирование подозреваемых и об­виняемых;
б) подготовкусил и средств для выполнения этих задач;
в) контрольза несением службы по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых;
г) учет иоценку результатов деятельности нарядов, выполняющих эти обязанности.
Решение наохрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых принимается начальникоморгана внутренних дел или командиром конкретного подразделения и отражается вкниге службы нарядов.
Подготовкасил и средств к несению службы осуществляется в соответствии с требованиямиУстава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, то естьпроводится выдача табельного оружия, инструктаж личного состава и отдаетсяприказ о заступлении на службу по конвоированию подозреваемых и обвиняемых.
Периодичностьконтроля (проверок) и конкретные исполнители оп­ределяются графиками контроля,составляемые, на каждый месяц. При осуществлении контроля проверяется:
а) соответствие решения на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемыхусловиям выполнения этих задач, расстановка личного состава, использованиетранспортных и технических средств, состояние оборудования автомобилей;
б) подготовка нарядов к несению службы, их обеспечение, внешний вид сотрудников,знание ими своих обязанностей, умение действовать при происшествиях и в сложнойобстановке;
в) выполнение поставленных задач, соблюдение законности, бдитель­ность;
г) порядоксвязи с нарядами и другие вопросы.
Проверканесения службы может быть гласной и негласной. Последняя прекращается в случаеустранения замеченных нарушений или оказания Немедленной помощи.
Приобнаружении недостатков проверяющий на месте принимает ре­шение и меры к ихустранению, вплоть до замены проверяемых резервны­ми постовыми и конвоирами.
О результатахпроверки производится запись в служебной книжке, пос­товой ведомости, в книгеслужбы нарядов, книге замечаний и предложений проверяющих (паспортетехнического состояния ИВС).

Заключение.
Учетрезультатов работы нарядов ИВС и конвоев милиции ведется в целях оценки ихдеятельности и определения мер по совершенствованию организации и управленияэтой службой.
Учету иоценке подлежат следующие показатели:
— продолжительность и места несение службы по охране и конвоирова­нию подозреваемыхи обвиняемых; количество и контингент лиц, находя­щихся под охраной илиотконвоированных;
— наличиенарушений законности и дисциплины, побегов и других про­исшествий в ИВС и приконвоировании;
— своевременность и результативность принятия мер по их предупреж­дению ипресечению:
— подготовленность нарядов к несению службы, внешний вид пос­товых и конвоиров,содержание и использование технических средств и вооружения; замечания ипредложения проверяющих.
Общая оценкадеятельности ИВС и конвойных подразделений мили­ции производится при подведенииитогов работы: начальником органа, командиром подразделения — один раз в месяц,начальником ИВС — два раза в месяц, командиром отделения — еженедельно.

Литература:
 
Основнаялитература:
 
1.    Федеральный закон РФ №103-ФЗ от15.07.1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершениипреступлений» (в ред. от 15.04.2006 г.)
2.    Постановление Правительства РФ№726 от 2.10.2002 г. «Об утверждении Положения о порядке отбыванияадминистративного ареста». // СЗ РФ. 2001 г. №40
3.    Постановление Правительства от 15октября 2003 г. № 627 « Положение об условиях содержания лиц, задержанных заадминистративные правонарушения, нормах питания и порядке медицинскогообслуживания таких лиц» (в ред. от 01.02.2005 г.)
4.    Приказ МВД России № 140 ДСП от 7марта 2006 года «Об утверждении Наставления по служебной деятельностиизоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутреннихдел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых».
5.    Административнаядеятельность ОВД: Учебник/под ред. В.П. Сальникова. В 2ч.Ч.1. – М.: ЦОКР МВДРоссии, 2005.
 
Дополнительная литература:
 
1.  Постановление Правительства РФ от2 октября 2002 г. № 726 «Об утверждении Положения о порядке отбыванияадминистративного ареста»
2.  Приказ МВД России от 22 ноября2005г. №950 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временногосодержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел»
3.  Приказ МВД России от 20 мая 2004 г. № 309 «Об утверждении типовых штатных расписаний изоляторов временного содержанияподозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемыхи обвиняемых»
4.  Бочаров С.Н., Килясханов. И.Ш.,Швецов Б.Ф. Организация и совершенствование деятельности изоляторов длявременного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и конвойнойслужбы милиции: Учебное пособие. М.: Академия МВД СССР, 1990.
Дедюхин В.В., Канцарин Ф.Г. Конвоирование лиц, заключенныхпод стражу и охрана их конвоем СИЗО или тюрьмы. Учебное пособие. М., 1979.