Административная ответственность как комплекс мер ответственности, представляющих в совокупности разновидность юридической ответственности

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙОТВЕТСТВЕННОСТИ
2 ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОЙОТВЕТСТВЕННОСТИ
3 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВААДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
4 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
5 АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Государство,государственные органы не могут не обращать внимание на все случаи нарушенияустановленной ими законности, попытки отдельных лиц подменить общеобязательныенормы права своим «правом» и удовлетворять свои потребности за счет нарушенияправ и законных интересов других лиц. В этих ситуациях государство вынужденопринимать адекватные меры с тем, чтобы пресечь совершаемые правонарушения,восстановить нарушенные права и заставить правонарушителя действовать в рамкахзаконности. Действенным способом воздействия государства на правонарушителя,призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попытоксовершать противоправные деяния, выступает юридическая ответственность.
Вправе под этим термином понимается главным образом применение государственного принуждениявиновному лицу за совершенное им правонарушение. Таким образом, юридическаяответственность — это применение к виновному лицу мер государственногопринуждения за совершённое правонарушение.
Различаютсяследующие виды юридической ответственности: конституционно-правовая(государственно-правовая), гражданско-правовая, уголовно-правовая,эколого-правовая, ответственность по налоговому праву, таможенному праву идругим отраслям российского права.
Взависимости от характера правонарушения и содержания санкций за его совершениеразличают следующие виды юридической ответственности:
— штрафная, карательная ответственность (предусматривает ограничение каких-либоправ правонарушителя, возложение на него специальных обязанностей либо егоофициальное порицание);
— правовосстановительнаяответственность (направлена на принудительное исполнение обязанности,восстановление прав, нарушенных правонарушителем).
Штрафная,карательная ответственность применяется за:
— преступления (виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенныеуголовным законодательством под угрозой уголовного наказания);
— административные правонарушением признается посягающие на государственный илиобщественный порядок, государственную или общественную собственность, права исвободы граждан, на установленный порядок управления противоправные, виновные(умышленные или неосторожные) действия либо бездействие, за которыезаконодательством предусмотрена административная ответственность)[12];
— дисциплинарные правонарушения (нарушения трудовой, служебной, учебной, воинскойдисциплины, за которые законодательством предусмотрены дисциплинарныевзыскания).
Правовосстановительнаяответственность заключается в восстановлении незаконно нарушенных прав, впринудительном исполнении невыполненной обязанности [6].
Каксамостоятельный и необходимый элемент механизма правового регулированияюридическая ответственность характеризуется тремя специфическими признаками:
1) представляет собой вид государственного принуждения,
2) единственным основанием применения ответственности выступаетправонарушение;
3) выражается в применении негативных, отрицательных мер к лицу,совершившему правонарушение.
Однимиз видов юридической ответственности является административная ответственность.
Административная ответственностьявляется одним из важнейших институтов административного права.Административная ответственность за конкретные виды правонарушенияустанавливается в различных нормативных актах. Законодатель устанавливаяадминистративную ответственность за то или иное противоправное деяние, признаеттем самым, что это деяние представляет общественную вредность, а некоторые изних общественную опасность, дает ему соответствующую юридическую оценку,осуждает противоправное деяние и лицо его совершившее [9].

1 ПОНЯТИЕАДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Институтадминистративной ответственности занимает особое место в системе юридическойответственности, который имеет свои признаки, свой специфический состав ивместе с тем общие черты с другими видами ответственности./>
Сначаларассмотрим, какие же есть определения административной ответственности. В различныхсловарях по административному праву под административной ответственностьюпонимается самостоятельный вид юридической ответственности физических и юридическихлиц, установленной законодательными актами в целях защиты прав и свободчеловека и гражданина, прав и законных интересов организаций, охраны природныхресурсов, всех форм собственности, безопасности, охраны общественного порядка,а также порядка осуществления государственной власти.
В данномопределении анализируемое понятие рассматривается как один из видов юридическойответственности, где субъектами могут выступать как физические, так июридические лица. Кроме этого, указывается, что административнаяответственность устанавливается законами и направлена на охрану различныхобъектов: собственности, общественного порядка, прав и свобод граждан.
Авторыразличных учебных пособий приводят свои определения административнойответственности:
— административнаяответственность — разновидность правовой ответственности, субъектами которой являютсяРоссийская Федерация и ее регионы, уполномоченные ими юридические лица — органыисполнительной и законодательной власти, суды, наделенные полномочиями в сфереадминистративного правосудия, должностные лица указанных органов, а такжефизические лица [5]./>
— административнаяответственность — это вид юридической ответственности, которая выражается вприменении уполномоченным органом или должностным лицом административноговзыскания к лицу, совершившему правонарушение.
Ввышеназванных дефинициях подчеркивается, что административная ответственность —это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченныморганом или должностным лицом административных взысканий к гражданам июридическим лицам, совершившим правонарушение [6].
В приведенныхпонятиях отмечается, что административная ответственность применяетсяуполномоченным органом или должностным лицом.
/>Также административная ответственность определяют как это применениегосударственными органами, должностными лицами и представителями властиустановленных государством мер административного наказания к гражданам, а всоответствующих случаях — и к организациям за нарушение законности игосударственной дисциплины/
/>В одном из учебных пособий под административной ответственностьюпонимается административное принуждение в виде применения уполномоченныморганом (должностным лицом) административного взыскания к лицу, совершившемуадминистративное правонарушение. Данное определение не совсем верно, если егорассматривать применительно к ст. 2.5 Кодекса РФ об административныхправонарушениях, поскольку в этой норме сказано, что военнослужащие ипризванные на сборы граждане, несут ответственность за административныеправонарушения по дисциплинарным уставам, а сотрудники органов внутренних дел –в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок прохожденияслужбы в указанных органах [2].
Т.о. одниавторы утверждают, что административная ответственность это обязанностьпретерпевать неудобства, выполнять решения. Другая группа авторов, отмечает,что это реализация санкций правовой нормы [7].
2 ПРИЗНАКИАДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Посколькуадминистративная ответственность представляет собой вид юридическойответственности, то, с одной стороны, ей присущи все признаки последней, а, сдругой стороны, она обладает определенными отличиями от прочих видовюридической ответственности.
Какразновидность юридической ответственности административная ответственностьобладает всеми признаками, присущими юридической ответственности в целом:
— представляет собой меру государственного воздействия (принуждения);
— наступаетпри совершении правонарушения и наличии вины;
— применяетсякомпетентными органами и должностными лицами;
— состоит вприменении к правонарушителю определенных санкций;
— применяемыесанкции строго определены законом.
В то же времявыделяются следующие характерные черты и основные отличительные признакиадминистративной ответственности в сопоставлении с другими видами юридическойответственности:
1)Административная ответственность имеет собственную нормативно правовую основу, отличную от нормативно-правовых основ другихвидов ответственности, а ее нормы образуют самостоятельный институт административногоправа.
2) Административная ответственность устанавливается законами,подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Длясопоставления — другие виды ответственности устанавливаются: уголовная — толькозаконами; дисциплинарная — законодательством о труде, а также законами,подзаконными актами, устанавливающими особенности положения отдельных категорийработников; материальная — законодательством о труде, гражданскимзаконодательством и, в отдельным случаях, нормами административного права.
3) Основаниемадминистративной ответственности является совершение административногоправонарушения. Для сопоставления — основаниями других видов ответственностиявляются: уголовной — совершение преступления; дисциплинарной — совершениедисциплинарного проступка; материальной — причинение материального вреда(ущерба) или гражданско-правовой деликт.
4) Кадминистративной ответственности привлекают органы, которые являются субъектамифункциональной власти.
5) К нейпривлекаются физические и юридические лица.
6) Санкции (то есть меры юридической ответственности заправонарушение), предусмотренные за административные правонарушения. Длясопоставления — санкции при других видах ответственности: за преступления — уголовные наказания; за дисциплинарные проступки — дисциплинарные наказания;при материальной ответственности — имущественные санкции.
Административныенаказания применяются весьма широким кругом уполномоченных органов идолжностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами(судьями). Для сопоставления — при других видах ответственности применяются:уголовные наказания — только судом; дисциплинарные взыскания — наделеннымидисциплинарной властью органами (администрацией) и должностными лицами, впределах их компетенции; имущественные санкции, как мера материальнойответственности, — судами общей юрисдикции и арбитражными судами и, в отдельныхслучаях, в административном порядке.
Административныенаказания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами нанеподчиненных им правонарушителей. Для сопоставления — дисциплинарные взысканияи меры материальной ответственности применяются к работникам в основном впорядке их подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом.
Применениеадминистративного наказания не влечет за собой судимости и увольнения с работы,а лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказаниетолько в течение установленного срока. Для сопоставления — при других видахответственности: лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимымдо погашения или снятии судимости; в число дисциплинарных взысканий включеноувольнение с работы, а лицо, к которому применено дисциплинарное взыскание(кроме увольнения), считается имеющим его только в течение установленногосрока.
6) Дела обадминистративной ответственности рассматриваются, и административные взысканияналагаются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство поделам об административных правонарушениях, т.е. существует особый порядокпривлечения к административной ответственности. Для сопоставления — при другихвидах ответственности: уголовные дела — в соответствии суголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные дела — в соответствиис нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела оматериальной ответственности — как правило, в порядке гражданского иарбитражного судопроизводства[9].
Анализпризнаков административной ответственности позволяет выделить три ее основания:
— нормативное(систему норм, регулирующих ее);
— фактическое(направленные деяния субъектов права);
— процессуальное (акты субъектов власти о применении санации правовых норм кконкретным субъекта).
Наличиенормы, устанавливающей ответственность, и деяния, названного в этой норме,- этотолько нормативная и фактическая предпосылки юридической ответственности.Многие правонарушение не обнаруживаются, часто не находят виноваты и т. д.
Длянаступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания иименно в такой последовательности. Прежде всего, должна быть норма,устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем можетвозникнуть фактическое основание – противоправное деяние. При наличии нормы идеяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленный законом порядкевправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесенияпостановления.
Многие годыроль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенноповышалась, а со второй половины 80-х годов эта тенденция стала проявляться ещеболее активно. Возросло фактическое использование многих составовадминистративных проступков. Она стала более суровой, увеличились санкции замногие нарушения. Резко расширен перечень действий, за совершение которыхвиновные могут быть подвергнуты административным санкциям, а также кругсубъектов, имеющих право налагать административные санкции. Административнаяответственность стала основной формой применения государством карательныхсанкций к юридическим лицам.
Административнаяответственность, как и уголовная, дисциплинарная, кара и преследует целичастной и общей превенции правонарушений. Но поскольку многие административныеправонарушения являются длящимися ( неисполнение обязательств, стать на учет,выполнить предписание и т. п.), важна также цель административнойответственности – стимулировать выполнение субъектами права их обязанностей.
3 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯОСНОВА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Законодательнуюоснову административной ответственности образует система нормативных правовыхактов, содержащих правовые нормы, закрепляющие:
— ее общееположения и принципы;
— системуадминистративных наказаний, их размеры и принципы их применения;
— составыадминистративных правонарушений
— кругсубъектов, имеющих право налагать административные наказание;
-производствопо делам об административных правонарушениях;
— исполнениепостановлений о назначении административных наказаний [7].
Административноезаконодательство находится в совместном ведении (то есть в совместной деятельностии ответственности) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Всоответствии с Конституцией Российской Федерации [1] по предметам совместноговедения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы ипринимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативныеправовые акты субъектов Российской Федерации.
По предметамведения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с субъектамиФедерации законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречитьфедеральным законам, а в случае такого противоречия действует федеральныйзакон. То есть, не подлежит применению любой нормативный правовой акт субъектаРоссийской Федерации по вопросам административного законодательства, если онпротиворечит какому-либо федеральному закону       по этим вопросам [9].
Вадминистративном праве основным федеральным нормативным правовым актом сводногохарактера (кодификационным актом) является Кодекс РФ об административныхправонарушениях [2]. Он был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года,одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года и введен в действие 1 июля 2002.
КоАП РФ –основной закон, регулирующий административную ответственность. КоАП регулирует вопросыадминистративной ответственности, которые признано необходимым решать нафедеральном уровне.
Во-первых, онзакрепил общие положения и принципы законодательства об административнойответственности.
Во-вторых,КоАП установил административную ответственность за нарушение правил, имеющихобщефедеральное значение, в том числе за нарушение регулятивных норм,установленных федеральными правовыми актами.
В-третьих,КоАП РФ урегулировал производство по делам об административных правонарушенияхи в том числе порядок исполнения постановлений о наложении административныхвзысканий.
В-четвертых,КоАП установил виды административных наказаний и мер административно-процессуальногопринуждения.
Почти всефедеративное законодательство об административной ответственностисосредоточенно в КоАП РФ. В этом главном нормативном акте по данному вопросу исодержится подавляющее большинство норм, регулирующих вопросы, отнесенные кведению Российской Федерации.
По объемурегулируемых общественных отношений и по качеству их регламентации КоАП намногопревосходит своего предшественника – КоАП РСФСР 1984 г. справедливости радиследует отметить, что КоАП РСФСР был первым в России опытом кодификациизаконодательства об административной ответственности. Многие положения учтены вновом КоАП РФ.
Главныеособенности этого Кодекса в том, что он:
— содержитсистему материальных и систему процессуальных норм;
— закрепляютответственность граждан и юридических лиц;
— регламентирует ответственность за административное правонарушение вадминистративном и судебном порядке.
В отличие откодексов – старожилов – УК РФ, УПК РФ, ГК РФ, ГПК РФ содержит две группы норм:
1.материальные, которые закрепляют общие положения и принципы ответственности,составы правонарушений, перечень административных наказаний и принципы ихприменения (I и II разделы КоАП);
2.процессуальные и, регулирующие производство по делам об административныхправонарушениях (разделы III – V КоАП РФ).
В 90-х гг. XX в. сталоясно, что для борьбы с правовым нигилизмом организаций, особенно частных,необходимо широко использовать административные санкции. К ним в Россииневозможно применить уголовные и дисциплинарные меры карательного воздействия.Административная ответственность, административные наказания — единственное, апотому необходимое средство карательного воздействия на юридических лиц, несоблюдающих действующие юридические нормы.
Объединение в одномзаконе норм об административных правонарушениях и граждан, и организацийпозволило кодифицировать федеральное законодательство по этому вопросу. Вряд линужно доказывать, как это важно для граждан и для правоприменителей.
Если федеральноезаконодательство об административных правонарушениях кодифицировано в основноми может быть кодифицировано полностью, то все законодательство об этомкодифицировать невозможно. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ КоАП РФзакрепил право субъектов Федерации принимать законы по рассматриваемомувопросу. Одно из достоинств КоАП РФ состоит в том, что он четко определил, закакие правонарушения законами субъектов РФ может быть установлена административнаяответственность, какие санкции ими могут быть установлены за соответствующиеправонарушения, кто вправе налагать административные наказания за нарушениезаконов субъектов РФ.
Если федеральноезаконодательство об административных правонарушениях кодифицировано в основноми может быть кодифицировано полностью, то все законодательство об этомкодифицировать невозможно. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ КоАП РФзакрепил право субъектов Федерации принимать законы по рассматриваемомувопросу. Одно из достоинств КоАП РФ состоит в том, что он четко определил, закакие правонарушения законами субъектов РФ может быть установленаадминистративная ответственность, какие санкции ими могут быть установлены засоответствующие правонарушения, кто вправе налагать административные наказанияза нарушение законов субъектов РФ.
КоАП РФ делает огромныйшаг вперед в развитии правосудия по административным делам. В 1984 г. КоАПРСФСР отнес к подведомственности судей рассмотрение дел о совершенииадминистративных правонарушений, квалифицируемых по четырем составам (4статьям), содержавшимся в Кодексе. В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ судьирассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных болеечем 160 нормами Кодекса. Из них к исключительной подведомственности судейотнесено более 100 составов правонарушений, а более 60 составов они вправерассматривать на основе альтернативной подведомственности. Более того, извосьми установленных КоАП административных наказаний судьи вправе применятьвсе, а пять наказаний (возмездное изъятие имущества, конфискация имущества,лишение специальных прав, дисквалификация, административный арест) могутназначаться только судьей. Если учесть, что в прошлом только ГИБДД ежегоднолишала права на управление транспортным средством около 500 тысяч водителей, томожно утверждать, что число дел об административных правонарушениях,рассматриваемых в судебном порядке, значительно увеличилось.
В развитиеадминистративного судопроизводства сделан еще один вклад — впервые крассмотрению дел об административных правонарушениях привлечены арбитражныесуды.
КоАП РФ последовательно иравномерно регламентирует право на защиту лица, привлекаемого (привлеченного) кадминистративной ответственности, и потерпевшего. В числе важнейшихсоставляющих этого права можно назвать закрепление презумпции невиновности, атакже возможности отвода судьи, должностного лица, рассматривающего дело,получать копии основных документов (протоколов об административномправонарушении, изъятии вещей и документов, постановления и решения по делу),обжаловать любые действия субъектов власти, давать объяснения, пользоватьсяуслугами переводчика, защитника (представителя и др.)[7].
Кодекс состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части определеныпонятие административного правонарушения, субъекты административнойответственности, виды административных наказаний, общие правила и срокиналожения административных взысканий.
В Особенной части дана классификация административных правонарушений суказанием административного взыскания за каждое.
Нормы Кодекса об административных правонарушениях распространяются нетолько на физических, но и на юридических лиц.
Положения и нормы, указывающие и характеризующие виды административныхправонарушений юридических лиц, круг субъектов этих правонарушений, а такжеопределяющие меру административной ответственности для юридических лиц,содержатся также в законах субъектов Российской Федерации, изданных в пределахих компетенции.
Здесь невозможно перечислить все нормативные правовые акты, содержащиеположения об административной ответственности физических и юридических лиц,ввиду весьма значительного количества этих актов.
Положения Кодекса распространяются не только на правонарушения, ответственностьза совершение которых в нем предусмотрена, но также и на правонарушения,ответственность за совершение которых предусмотрена законодательством, нормы которогоне включены в Кодекс.
То есть, действие статей Кодекса, определяющих виды административных взысканий,общие правила и сроки наложения этих взысканий, регламент производства по деламоб административных правонарушениях и исполнения постановлений о наложении административныхвзысканий, распространяется и на те административные правонарушения, ответственностьза которые предусмотрена другими законами РФ и законами и иными нормативнымиправовыми актами субъектов Российской Федерации.
/>4АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Фактическимоснованием для наступления административной ответственности является нарушениеправовых норм, охраняемых административными санкциями, — административноеправонарушение.
Легальное понятиеадминистративного правонарушения закреплено ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ. Им «признаетсяпротивоправное, виновное действие либо бездействие физического или юридическоголица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административныхправонарушениях установлена административная ответственность»[2].
Объектомадминистративного правонарушения являются общественные отношения, запосягательство на которые установлена административная ответственность. Объектыправонарушений можно подразделить на общий объект, родовой объект инепосредственный объект. В качестве общего объекта административногоправонарушения выступает вся совокупность общественных отношений, за нарушениякоторых устанавливается административная ответственность, т. е. все объектыправонарушений, предусмотренные КоАП и законодательными актами субъектов РФ обадминистративной ответственности. В качестве родового объекта выступаютобщественные отношения, объединенные в главы (например: административныеправонарушения, посягающие на права граждан). Непосредственным объектомадминистративного правонарушения являются общественные отношения, нарушаемыепри совершении конкретного административного правонарушения.
Если конкретное противоправноедеяние посягает на общественные отношения, не охраняемые нормами этого Кодексаи законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то здесь нетобъекта административного правонарушения а, следовательно, и нет составаадминистративного правонарушения.
Объективная сторона административного правонарушения — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнеепроявление данного правонарушения. Объективная сторона состава характеризуетпроступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности,такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие илибездействие и наступившие вредные последствия. Так, например, нарушение водителямитранспортных средств Правил дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ) можетвыражаться в разных действиях: превышении установленной скорости движения,несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигналсветофора, пересечении сплошной линии разметки и др. Последствиями таких действиймогут быть: создание опасности в дорожном движении, создание помехи другимучастникам движения, создание аварийной ситуации или совершениедорожно-транспортного происшествия [7].
Согласно КоАП Субъектамиадминистративной ответственности могут быть как физические, так и юридическиелица[5].
При этом, как ужеотмечалось, физические лица подлежат административной ответственности, если онидостигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.
Кроме того, субъектомадминистративного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо.Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия)находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактическийхарактер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить имивследствие хронического психического расстройства, временного психическогорасстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежитадминистративной ответственности.
В законодательстверазличаются также общиесубъекты — любыевменяемые лица, достигшие 16 лет, специальные субъекты — должностные лица, водители, несовершеннолетние и др., а такжеособые субъекты — военнослужащие и иные лица, накоторых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальныхположений о службе. Для одних из этих категорий субъектов законом установленыдополнительные основания для административнойответственности или ее повышенный размер, для других — ограничение применениямер административной ответственности. Так, согласно ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ занарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесныхгрузов на железнодорожном транспорте граждане (общие субъекты) несутответственность меньшую, чем должностные лица (специальные субъекты). Вместе стем в соответствии со ст. 2.5 этого Кодекса военнослужащие (особые субъекты)либо не несут административной ответственности на общих основаниях, либо к нимне могут применяться некоторые виды административных наказаний.
Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправномудействию или бездействию и его последствиям. Обязательный признак субъективнойстороны — вина субъекта административного правонарушения. Вина бывает в двухформах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либоумышленно, либо по неосторожности. Административное правонарушение признаетсясовершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправныйхарактер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия ижелало наступления таких последствий или сознательно их допускало либоотносилось к ним безразлично. В первом случае умысел является прямым — лицожелало наступления вредных последствий. Во втором и третьем случаях умысел —косвенный, так как лицо прямо не желало наступления вредных последствий, носознательно допускало их наступление либо относилось к этим последствиямбезразлично [7].
Классификация административных правонарушений, принятая в Кодексе об административныхправонарушениях дана в главах и статьях Особенной части Кодекса [2].
Всякое правонарушение есть, прежде всего, определенное действие либобездействие.
Действие в данном случае представляет собой акт активного противоправногоповедения — активное невыполнение обязанности, нарушение запрета и т.д. Например,занятие предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальноезапрещение; включение искаженных данных в декларацию о доходах; искажениебухгалтерского отчета юридического лица; сокрытие (занижение) прибыли (дохода);воспрепятствование должностным лицам федеральных органов налоговой полиции вреализации их права на вход и обследование любых производственных, складских, торговыхи иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов(прибыли).
Бездействие признается противоправным деянием, если представляет собойпассивное невыполнение обязанности, требуемой законодательством. Например, непредставлениегражданином декларации о своих доходах в случае, когда законодательство требуетее представления; непредставление юридическим лицом компетентным органамбухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанныхс исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.
Нередко одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так ибездействием. Например, продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленныхобразцов в случаях, когда эта маркировка обязательна; продажа юридическимилицами или индивидуальными предпринимателями товаров без документов, содержащихсведения об изготовителе, поставщике иди продавце [11].
Административная ответственность за правонарушения наступает, если этинарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательствомуголовной ответственности.
Поэтому здесь уместно обратить внимание на различие между данным выше понятиемадминистративного правонарушения и понятием преступления, под которым понимаетсявиновно совершенное общественно опасное деяние (действие, бездействие), запрещенноеУголовным кодексом РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ) [3]. Главная отличительнаячерта определения административного проступка (в сравнении с преступлением) — отсутствие в нем указания на общественную опасность административногоправонарушения. Но, по существу, административный проступок также является общественноопасным, хотя и отличается от преступления по степени этой опасности. Поэтомупри решении вопроса об отнесении правонарушения к административному проступку илипреступлению иногда требуется тщательный сравнительный анализ соответствующих положенийадминистративного и уголовного законодательств.
Как следует из определения административного правонарушения, одним изобязательных признаков его является наличие вины правонарушителя (право регулируеттолько волевое поведение людей и рассчитано на ситуации, где у человека естьвыбор поведения)[11].
При этом законодательство различает административные правонарушения совершенныеумышленно и совершенные по неосторожности, хотя виновность деяния присутствуетв обоих случаях.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо,его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия илибездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательнодопускало их наступление либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности,если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствийсвоего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на ихпредотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий,хотя должно было и могло их предвидеть.
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственностина основании законодательства об административной ответственности, действующегово время и по месту совершения правонарушения.
Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения,имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные доиздания этих актов.
Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административныеправонарушения, обратной силы не имеют.
Производство по делам об административных правонарушениях ведется наосновании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения делао правонарушении.
При малозначительности совершенного административного правонарушения орган(должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя отадминистративной ответственности и ограничиться устным замечанием [10].
Не подлежит административной ответственности:
— лицо, не достигшее к моменту совершения административногоправонарушения 16-летнего возраста;
— лицо, совершившее административное правонарушение в состоянии крайнейнеобходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личностии правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам,если эта опасность не могла быть устранена иными средствами;
— лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия)находилось в состоянии невменяемости.
С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившемадминистративное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по деламнесовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено отадминистративной ответственности с применением к нему меры воздействия,предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Никтоне может нести административную ответственность дважды заодно и то жеправонарушение.
Вновом Кодексе обстоятельствами, смягчающими ответственность, в соответствии сост. 4.2., признаются:
1)раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2)предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредныхпоследствий административного правонарушения, добровольное возмещениепричиненного вреда;
3)совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевноговолнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
4) совершениеадминистративного правонарушения несовершеннолетним;
5)совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной,имеющей малолетнего ребенка.
Судья,орган, должностное лицо, рассматривающие дело, могут признать смягчающимиобстоятельства, не указанные в Кодексе или законах субъектов РФ обадминистративных правонарушениях.
В отличие от перечняобстоятельств, смягчающих ответственность, перечень обстоятельств, отягчающихответственность, указанный в ст. 4.3. Кодекса является исчерпывающим, то естьорган или должностное лицо, налагающее административное взыскание, не можетвыйти за пределы этого перечня.
Крометого, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, в зависимости от характерасовершенного административного правонарушения могут не признать данноеобстоятельство отягчающим.
Административнаяответственность субъектов.
В главе 2 Кодексаопределена административная ответственность субъектов: должностных лиц,военнослужащих, иностранных граждан и лиц без гражданства, юридических лиц.
В соответствии со ст.2.4. административной ответственности подлежит должностное лицо в случаесовершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либоненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Военнослужащие ипризванные не военные сборы граждане несут ответственность в соответствии сдисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел несутответственность в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядокпрохождения службы в данных органах.
Иностранные граждане илица без гражданства подлежат административной ответственности на общихоснованиях.
Административнаяответственность юридических лиц предусмотрена ст.2.10 Кодекса [6].
5 АДМИНИСТРАТИВНОЕНАКАЗАНИЕ
Административныенаказания являются одним из видов административно-принудительных мер. Статья3.1 КоАП [2] устанавливает, что административное наказание применяется в целяхпредупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем(частная превенция), так и другими лицами (общая превенция).
Административноенаказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинствафизического лица, совершившего административное правонарушение, или причинениеему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутацииюридического лица.
Административныенаказания существенно отличаются от иных мер административного принужденияпрежде всего своей функционально-целевой направленностью.
Только административноенаказание является установленной государством мерой ответственности заадминистративное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическуюоценку противоправного деяния нарушителя.
Содержаниеадминистративных наказаний определяется характером управленческих отношений,регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификойпосягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время особенностьправонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что имипричиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладитькоторый обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовыхсанкций, охраняющих общественные отношения в сфере реализации исполнительнойвласти, носит наказательный, а не восстановительный характер, т.е. они содержатобязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения,существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.
Содержаниеадминистративных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав илиблаг лица, к которому они применяются. Так, применение административного ареставлечет краткосрочное лишение свободы, штраф и конфискация связаны сматериальными потерями.
Разумеется,административным, как и уголовным наказаниям присуща цель воспитания правонарушителей,хотя она и не упомянута в законе. Однако суть и тех, и других санкций состоит впринудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органовгосударства.
Добровольное исполнениеправонарушителем наложенного на него наказания (например, уплата штрафа вустановленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так какгосударство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпетьправоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например,при неуплате штрафа он принудительно взыскивается из заработной платы,стипендии или пенсии нарушителя, либо взыскание обращается на его имущество).
Являясь правовымследствием правонарушения, административное наказание причиняет нарушителюменее тяжкие отрицательные последствия, чем уголовное наказание. Вместе с темпризнак меньшей суровости может быть принят лишь с оговоркой, посколькусодержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных прав,дисквалификация, административный арест, крупные штрафы, конфискация) отнюдь несвидетельствует о мягкости этих мер.
Вид и объем ограничений,составляющих содержание административных наказаний, определяются полномочнымиорганами государства, их должностными лицами с учетом характера совершенногоправонарушения, личности нарушителя, степени его вины и имущественногоположения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. При этоминдивидуализации ответственности способствует то обстоятельство, чтоадминистративно-правовые санкции, как правило, являютсяотносительно-определенными. Таким образом, уполномоченные органы и ихдолжностные лица имеют возможность выбора размера наказания с учетомсодеянного, личности виновного и характера правонарушения, допущенногофизическим или юридическим лицом.
Согласно действующемузаконодательству административные наказания характеризуются той особенностью,что их назначает широкий круг государственных органов и должностных лиц. Приэтом административные наказания применяются как в единоличном, так и в коллегиальномпорядке: должностными лицами органов исполнительной власти — единолично;комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, административнымикомиссиями, созданными при соответствующих органах местного самоуправления, — коллегиально; судами (судьями) — коллегиально и единолично.
С рассмотреннойособенностью административного наказания тесно связан и другой признак этойсанкции. Она применяется в процессе специальной деятельности соответствующихюрисдикционных органов и их должностных лиц по разбирательству и разрешениюдела об административном правонарушении. Причем осуществляется эторазбирательство в относительно простом порядке, что обусловливается самойсущностью административного правонарушения. Административные правонарушениячасто настолько бесспорны и очевидны, что одно и то же должностное лицосогласно закону и констатирует факт нарушения, и принимает решение о назначениинаказания, и даже тут же приводит его в исполнение (например, взимая штраф наместе). Но несмотря на относительную простоту, порядок производства по делам обадминистративных правонарушениях призван обеспечить достижение истины покаждому делу, законное и справедливое его решение. Применительно кадминистративному наказанию этот порядок его назначения является административно-процессуальным,в рамках которого административные наказания могут быть назначены полномочныморганом виновному в совершении административного правонарушения лицу(физическому или юридическому), не находящемуся в его непосредственном подчинении.
Применениеадминистративного наказания влечет для лица состояние административнойнаказанности. Это обстоятельство приобретает особое значение при решениивопроса о назначении административного наказания при повторном, неоднократном,злостном, систематическом совершении административного правонарушения в этотпериод.
Применениеадминистративного наказания в случае рецидива административного правонарушениявлечет наступление юридических последствий двух видов: 1) рецидив может служитьобстоятельством, отягчающим ответственность; 2) рецидив может выступать вкачестве квалифицирующего признака административного правонарушения.
Кодекс обадминистративных правонарушениях (ст. 4.6) устанавливает, что состояниеадминистративной наказанности продолжается в течение года со дня окончанияисполнения наказания и аннулируется по его истечении автоматически, т.е. безспециального решения или санкционирования какого-либо государственного органаили должностного лица. Лицо после истечения этого срока считается не подвергавшимсяадминистративному наказанию [5].
Виды административныхнаказаний.
За совершениеадминистративных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующиеадминистративные наказания:
1) предупреждение;
2) административныйштраф;
3) возмездное изъятиеорудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудиясовершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специальногоправа, предоставленного физическому лицу;
6) административныйарест;
7) административноевыдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица безгражданства;
8) дисквалификация;
9) административноеприостановление деятельности [2].
Следует отметить, что административныенаказания, перечисленные в пунктах 3-9. устанавливаются только КоАП изаконодательством субъектов РФ установлены быть не могут. В отношении юридическоголица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1-4,9.
Данная системаадминистративных наказаний характеризуется рядом особенностей.
Во-первых, эта системаявляется единственным законодательно установленным перечнем административныхнаказаний, что позволяет обеспечить единообразное понимание и применение данныхсредств правоохраны.
Во-вторых, иные видыадминистративных наказаний, кроме указанных выше, могут быть установлены толькозаконодательными актами РФ и лишь в соответствии с общими положениями ипринципами законодательства об административных правонарушениях.
В-третьих, онадифференцирует административные наказания на основные и дополнительные(возмездное изъятие, конфискация, административное выдворение), причемпоследние могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так идополнительного наказания; другие административные наказания могут устанавливатьсяи применяться только в качестве основных. За конкретное административноеправонарушение может быть назначено основное либо основное и одно издополнительных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП.Одновременное применение двух основных либо двух дополнительных наказаний недопускается.
В-четвертых, эта системавключает наказания морального характера (предупреждение), денежные иимущественные наказания (штраф, конфискация) и наказания, обращенные наличность нарушителя (административный арест, лишение специальных прав,выдворение) [5].
Рассмотрим содержаниевидов административных наказаний.
Предупреждение — мераадминистративного наказания, выраженная в официальном порицании физического илиюридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме [2].
Предупреждение можетприменяться только в качестве основного наказания. К предупреждению может бытьприсоединено дополнительное взыскание, если таковое предусмотрено в санкциисоответствующей нормы.
Назначениеадминистративного наказания в виде предупреждения за совершениеадминистративного правонарушения осуществляется в порядке упрощенногопроизводства, т.е. без составления протокола.
Административный штрафявляется денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для гражданв размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесятитысяч рублей; для юридических лиц — одного миллиона рублей, или можетвыражаться в величине, кратной:
1) минимальномуразмеру оплаты труда, установленному федеральным законом на момент окончанияили пресечения административного правонарушения;
2) стоимостипредмета административного правонарушения на момент окончания или пресеченияадминистративного правонарушения;
3) сумменеоплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания илипресечения административного правонарушения, сумме незаконной валютнойоперации.
Возмездным изъятиеморудия совершения или предмета административного правонарушения является ихпринудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшемусобственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятогопредмета. Возмездное изъятие назначается судьей.
Возмездное изъятиеохотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты илирыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовствоявляется основным законным источником средств к существованию.
Конфискацией орудиясовершения или предмета административного правонарушения являетсяпринудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или всобственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.Конфискация назначается судьей.
Конфискация охотничьегооружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства неможет применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основнымзаконным источником средств к существованию.
Не является конфискациейизъятие из незаконного владения лица, совершившего административноеправонарушение, орудия совершения или предмета административногоправонарушения:
1) подлежащих всоответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
2) изъятых из обороталибо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административноеправонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению всобственность государства или уничтожению.
Под лишением специальногоправа понимается лишение физического лица, совершившего административноеправонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливаетсяза грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом вслучаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП. Лишение специальногоправа назначается судьей.
Срок лишения специальногоправа не может быть менее одного месяца и более трех лет. Лишение специальногоправа в виде права управления транспортным средством не может применяться клицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, заисключением предусмотренных частями 1 и 3 статьи 12.8, статьей 12.26, частью 2статьи 12.27 случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения,уклонения от прохождения в установленном порядке медицинскогоосвидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицомв нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия,участником которого он являлся.
Лишение специальногоправа в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охотаявляется основным законным источником средств к существованию.
Административный арест.
Административный арестзаключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества иустанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режимачрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции дотридцати суток. Административный арест назначается судьей.
Административный арестустанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные видыадминистративных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам,женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшимвозраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам,призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникаморганов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственнойпротивопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ и таможенных органов.
Срок административногозадержания включается в срок административного ареста.
Административноевыдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица безгражданства.
Административноевыдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц безгражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанныхграждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределыРоссийской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лицбез гражданства из Российской Федерации.
Административноевыдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказанияустанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства иназначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом безгражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию- соответствующими должностными лицами.
Административноевыдворение за пределы Российской Федерации не может применяться квоеннослужащим — иностранным гражданам.
Дисквалификация.
Дисквалификациязаключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности висполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров(наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлениююридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иныхслучаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
Дисквалификацияустанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и может быть применена клицам, осуществляющим организационно-распорядительные илиадминистративно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членамсовета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскуюдеятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражнымуправляющим.
Административноеприостановление деятельности.
Административноеприостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельностилиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образованияюридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурныхподразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов,объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности(работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельностиприменяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии,эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантиннымиобъектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы,причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо вслучае совершения административного правонарушения в области оборотанаркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в областипротиводействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, ифинансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральнымзаконом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организацийограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правилпривлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности,осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), вобласти порядка управления, в области общественного порядка и общественнойбезопасности, а также в области градостроительной деятельности.
Административноеприостановление деятельности назначается судьей только в случаях,предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгийвид административного наказания не сможет обеспечить достижение целиадминистративного наказания.
Административноеприостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.
Судья на основанииходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращаетисполнение административного наказания в виде административного приостановлениядеятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные вчасти 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данногоадминистративного наказания[2].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, можно датьследующее определение: административная ответственность — это комплекс мерответственности, представляющих в совокупности разновидность юридическойответственности; она проявляется в применении уполномоченным кругом органов илидолжностных лиц в соответствии с действующим законодательством административныхвзысканий к лицам (физическим и юридическим лицам), совершившимадминистративное правонарушение; такая ответственность имеет свою специфическуюструктуру (основания ответственности, субъекты отношений, возникающих в связи сеё реализацией, условия её применения), а также предусмотренные в правовомпорядке меры ответственности, т.е. административные взыскания за совершениетакого рода противоправного деяния.
В приведённом определенииохвачены основные, но далеко не все элементы, признаки, характеризующиеадминистративную ответственность.
Основными нормативнымиактами, устанавливающими административную ответственность, являются Кодекс РФоб административных правонарушениях и законы субъектов РФ об административнойответственности.
Как было сказано выше,институт административной ответственности представляет собой важнейшую частьадминистративного права, не менее значимую, чем та, которую имеют институтыуголовной, дисциплинарной и материальной ответственности в соответствующихотраслях российского права.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1 Конституция Российская Федерации (прин.12.12.1993) с учетом поправок, внес. Законом РФ о поправках к Конституции от309.12. 2008 № 6 ФКЗ, от 30.12. 2008 №7-ФКЗ;
2 Кодекс РФ об административныхправонарушениях от 30 .12.2001г. №195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20. 12. 2001) (ред.от. 30.12.2008);
3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996№63-ФЗ
4. Налоговый кодекс РФ. Ч.1, от31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФСРФ)(ред. от 26.11.2008) (с изм. и доп.01.01.2009);
5. Административное право[Текст]: учебник / под ред. Л. Л. Попова. — 2-е издание, переработанное идополненное. — М.: Юристъ, 2008. — 703 с.
6. Алехин, А. П.Административноеправо Российской Федерации [Текст]: учебник для вузов / А. П. Алехин, А. А.Кармолицкий, Ю. М. Козлов. — М.: Зерцало, 2003. — 680с.
7. Бахрах Д.Н. Административное право[текст] учебник / Д. Н.Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов.- 3-е издание,пересм. и доп. – М.: Норма,2007./>
8. Бровко Н.В. Административное право[Текст]: учебное пособие для ССУЗов / Н. В. Бровко, С. А. Григорян, Ю. А. Соколова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 288 с.
9. Габричидзе, Б. Н. Административноеправо России [Текст]: учебник / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский. — 2-еиздание, переработанное и дополненное. М.: Велби, 2006. — 680 с.
10. Бровко, Н. В. Административноеправо [Текст]: учебное пособие для ССУЗов / Н. В. Бровко, С. А. Григорян, Ю.А. Соколова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 288 с.
11. Козлов, Ю. М. Административноеправо [Текст]: учебник / Ю. М. Козлов. М.: Юристъ, 2005. — 554 с.
12. Овсянко, Д. М. Административноеправо [Текст]: учебное пособие / Д. М. Овсянко. — Издание 3-е, переработанное идополненное. — М.: Юристъ, 2000.