Федеральное агентство по образованиюРоссийской Федерации
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образованияКонтрольная работа
поАдминистративному праву
тема
Административнаяответственность несовершеннолетних
План
1. Административная ответственностьнесовершеннолетних: понятие, основные черты. Виды административных взысканий применяемыхк несовершеннолетним
2. Лишение специального права,предоставленного гражданину как мера административного взыскания
3. Задача
Литература
1. Административнаяответственность несовершеннолетних: понятие, основные черты. Видыадминистративных взысканий применяемых к несовершеннолетним
Административнаяответственность – это применение судей, уполномоченным органом или должностнымлицом установленных государством мер административного наказания на основаниизакона и в порядке, определяемом законом к физическим и юридическим лицам заадминистративные правонарушения, предусмотренные законодательством РоссийскойФедерации и законами субъектов РФ, а также осознанная готовность виновного лицапонести это наказание.
Конституция РФ предоставляет гражданам России право самостоятельноосуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, не нарушая приэтом права и свободы других лиц. Однако такое регулирование не исключаетвозможности установления государством иных возрастных границ, связанных сосуществлением гражданами определенных прав и возложением на них обязанностей,в том числе отвечать за свои действия. Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает возможностьнаступления административной ответственности для лиц, совершившихадминистративные правонарушения, по достижении ими 16-летнего возраста. Нормаданной статьи Кодекса корреспондируется с нормами уголовного, гражданского,трудового и других отраслей права. Так, Уголовный кодекс РФ устанавливает, что,к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие 16-летнего возраста. Запричиненный вред в гражданских правоотношениях несовершеннолетние в возрасте от14 до 18 лет несут ответственность в соответствии с Гражданским кодексом РФ.Трудовой кодекс РФ допускает заключение трудового договора, с лицами,достигшими 16 лет. Таким образом, законодатель считает лицо, достигшее 16 лет,обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения, признаватьи уважать права и свободы других лиц, правильно оценивать свои действия иотвечать за них, предвидеть последствия возможных нарушений. Субъектыадминистративной юрисдикции на всех стадиях административного процесса, вкаждом конкретном случае должны удостовериться в личности лица, привлекаемого кадминистративной ответственности, и, в первую очередь, уточнить его возраст.Данные о лице, в отношении которого возбуждено и рассматривается дело,требуется фиксировать в различных процессуальных документах, включая протоколы,постановления и определения по делу. Не достижение физическим лицом на моментсовершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключаетпроизводство по делу либо ведет его к прекращению.
Новый Кодекс сохраняет провозглашенный КоАП РСФСР принципрассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних специальными органами,основной задачей которых является защита прав несовершеннолетних. КоАП РФотносит комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав к органамадминистративной юрисдикции, рассматривающим подавляющее большинство дел обадминистративных правонарушениях несовершеннолетних, посколькунесовершеннолетние нуждаются в особой защите государства, в том числе и вспециальной юридической защите в случае совершения ими правонарушений. Комиссиипо делам несовершеннолетних и защите их прав применяют к нарушителям, достигшимшестнадцатилетнего возраста, наказания, предусмотренные санкциямисоответствующих статей Особенной части (за исключением административногоареста, налагаемого на граждан с 18 лет). Меры административного взыскания недолжны применяться за отдельные незначительные проступки, в том числе носящиехарактер озорства, шалости и т.п. Здесь целесообразно ограничиться устнымзамечанием, сообщить о поведении подростка его семье.
Часть 2 ст. 2.3 КоАП РФ, допускает возможность освобождения лица,совершившего правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет от административнойответственности с применением к нему мер, предусмотренных федеральнымзаконодательством о защите прав несовершеннолетних. Имеются в виду меры,налагаемые указанными комиссиями в соответствии с Положением о комиссиях поделам несовершеннолетних и называемые мерами воздействия (обязанностьпринесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение,выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передачанесовершеннолетнего под надзор родителей, общественных воспитателей, некоторыедругие меры принудительно-воспитательного характера, а также штраф). Обычноадминистративному штрафу, за административные правонарушения своихнесовершеннолетних детей, подвергаются родители или лица их замещающие. Предусматриваяответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодексзакрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетнимнарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест;несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством;вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение — отягчающее обстоятельство.Кодекс также устанавливает процессуальные гарантии прав несовершеннолетнего,направленные на установление истины, перевоспитание нарушителя и профилактикуправонарушений. Как было сказано выше к несовершеннолетним нарушителям, недостигшим 18 лет, не может применяться административный арест, но можетприменяться административное задержание. Административное задержание, то естькратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено висключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного исвоевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполненияпостановления по делу об административном правонарушении. Такое кратковременноеограничение свободы может применяться к несовершеннолетнему в том случае, еслисоставление протокола об административном правонарушении обязательно, а наместе совершения данного административного правонарушения отсутствует возможностьсоставить такой протокол. Несовершеннолетние, в отношении которых примененоадминистративное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц. В случаеадминистративного задержания несовершеннолетнего в обязательном порядкеуведомляются его родители или законные представители. При рассмотрении дела обадминистративном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцатилет, судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело обадминистративном правонарушении, вправе признать обязательным присутствиезаконного представителя указанного лица. Законные представители извещаются оместе и времени рассмотрения данного дела. Если законный представитель покаким-либо причинам не явился, в этом случае применяется привод законногопредставителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административнойответственности. Привод осуществляется органом внутренних дел (милицией) наосновании определения судьи, должностного лица, рассматривающих дело обадминистративном правонарушении. В остальных случаях при рассмотрении дела обадминистративном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцатилет законные представители могут не присутствовать. Дела об административныхправонарушениях несовершеннолетних, рассматриваются по месту жительства лица, вотношении которого ведется производство по делу об административномправонарушении.
2. Лишениеспециального права, предоставленного гражданину как мера административноговзыскания
Административноенаказание – это мера юридической ответственности, назначаемая государством илиот имени государства за совершенное административное правонарушение, котороеприменяется в целях воспитания лица, совершившего административноеправонарушение, в духе соблюдения законов и уважения прав и свобод других лиц иправопорядка в целом. Федеральным законодательством установлен исчерпывающийперечень видов административных наказаний. Одним из видов административногонаказания является лишение специального права, предоставленного физическомулицу. Этот вид наказания может устанавливаться, и применятся только в качествеосновного административного взыскания. Административноенаказание в виде лишения физического лица специального права заключается в том,что в течение определенного срока данному лицу запрещается пользоваться ранеепредоставленным ему правом. К специальным правам относятся право управлениятранспортным средством, трактором, самоходной машиной или другими видамитехники; право управления судном (в том числе маломерным); право наэксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств; правоохоты.
Лишение правауправления транспортным средством, трактором, самоходной машиной или другимивидами техники, а также воздушным судном или морским судном (в т.ч. маломерным)может применяться за:
нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных,дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним, нарушение ПДД или правилэксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вредаздоровью потерпевшего – на срок от 3 до 6 месяцев;
управление транспортным средством в состоянии опьянения, илипередачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянииопьянения, а также невыполнение законного требования сотрудника милиции опрохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения – на срок 1год;
превышение установленной скорости движения транспортного средстваболее 60 километров в час, выезд на сторону проезжей части дороги,предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено ПДД – насрок от 2 до 4 месяцев;
пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда,выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либопри запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановкуили стоянку на железнодорожном переезде – на срок от 3 до 6 месяцев;
непредставление преимущества в движении транспортному средству,имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы,надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синегоцвета и специальным звуковым сигналом, нарушение правил перевозки опасных,крупногабаритных или тяжеловесных грузов – на срок от 1 до 3 месяцев;
оставление водителем в нарушение ПДД места дорожно-транспортногопроисшествия, участником которого он являлся – на срок от 6 месяцев до 1 года;
нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов – насрок до 1 года;
нарушение лицом, управляющим судном (за исключением маломерного)на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов,входа судов в порт и выхода их из порта, буксировки составов и плотов, подачизвуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков – на срок до 1года;
превышение лицом, управляющим маломерным судном, установленнойскорости. Несоблюдение требований навигационных знаков, преднамереннаяостановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правилманеврирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков – насрок до 6 месяцев;
управление судном (в том числе маломерным) лицом, находящимися всостоянии опьянения, передачу управления судном лицу, находящемуся в состоянииопьянения, а также уклонение лица, управляющего судном, от прохождениямедицинского освидетельствования на состояние опьянения – на срок от 1 года до 2лет;
нарушение судоводителем правил погрузки и разгрузки судов, в томчисле маломерных – срок до 1 года.
Лишение права охоты применяется за нарушение правил охоты – насрок до 2 лет.
На сегодняшний день, в статьях Особенной части Кодекса непредусмотрена ответственность в виде лишения права на эксплуатациюрадиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.
Исполнение постановления о лишении права:
управления транспортным средством соответствующего вида или другимивидами техники, осуществляется путем изъятия соответственно водительскогоудостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числемаломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), есливодитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен правауправления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) идругой техники;
охоты, осуществляется путем изъятия охотничьего билета;
на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотныхустройств, осуществляется путем изъятия специального разрешения на эксплуатациюрадиоэлектронных средств или высокочастотных устройств;
Минимальныйсрок лишения специального права не может быть менее одного месяца, амаксимальный срок лишения специального права не может превышать два года.
Течение срока лишения специального права начинается со днявступления постановления о назначении данного вида наказания в законную силу. Течениесрока прерывается в случае, когда привлеченное к административнойответственности лицо уклоняется от сдачи соответствующего удостоверения илииных документов. Это может заключаться в сокрытии указанных документов, а такжев сокрытии самого лица.
В таком случае течение срока лишения специального права начинаетсясо дня сдачи привлеченным к ответственности лицом либо изъятия у негосоответствующего удостоверения или иных документов.
Возможнаситуация, когда лицо, лишенное специального права, вновь совершаетправонарушение, за которое оно снова привлекается к административнойответственности в виде лишения того же специального права. В этом случаетечение срока вновь назначенного лишения специального права начинается со дня,следующего за днем окончания срока административного наказания, которое былоприменено ранее. Таким образом, после окончания исполнения постановления оранее назначенном наказании фактически начинается исполнение вновь назначенногонаказания в виде лишения одного и того же специального права.
По истечениисрока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутогоданному виду административного наказания, подлежат возврату.
3. Задача
Осуществляяторговлю картофелем на рынке, Р. попросила свою знакомую С. посмотреть затоваром и при возможности осуществлять торговлю, в то время, пока Р. заберетсвоего 4-летнего сына из детского сада. За время осуществления торговликартофелем вместо Р., С. произвела обсчет одного покупателя на сумму 5 рублей,другого покупателя – на сумму 3 рубля 31 копейка и была задержана сотрудникамимилиции. Доверяя С. осуществлять продажу картофеля, Р. никаких документов натовар не имела, о чем С. не знала.
Вопросы:
1.Квалифицируйте деяния С. и Р.
2. К какомувиду ответственности должны быть привлечены С., и Р., за повторное совершениеаналогичных деяний в течение 1 года.
Квалифицируйтедеяния С. и Р.
Деяния Р. можноквалифицировать по нескольким статьям.
Из условиязадачи, не ясно является ли Р. индивидуальным предпринимателем или нет. Подпредпринимательской деятельностью (предпринимательством) понимается,самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная насистематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качествев установленном законом порядке. Осуществление предпринимательской деятельностибез государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя илибез государственной регистрации в качестве юридического лица — влечет наложениеадминистративного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеровоплаты труда. Предпринимательской деятельностью вправе заниматься какюридические лица, так и граждане — индивидуальные предприниматели. Как мы видимиз вышеупомянутого определения, такое право наступает только послегосударственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуальногопредпринимателя. Если же она все-таки является индивидуальным предпринимателем,то вышеупомянутое наложение административного штрафа можно исключить. Следуемдальше. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг снарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации осоответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров,работ либо услуг для жизни и здоровья людей, — влечет наложение административногоштрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеровоплаты труда с конфискацией товаров или без таковой; на должностных лиц — отсорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаровили без таковой; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальныхразмеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой.
Исходя, опятьже, из условия: …«Доверяя С. осуществлять продажу картофеля, Р. никакихдокументов на товар не имела»… Значит, продажа товаров с нарушением санитарныхправил или без сертификата соответствия, удостоверяющего безопасность такоготовара (картофеля) для жизни и здоровья людей – это подходящая статья дляпривлечения к административной ответственности. В случае, если в статьяхразделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные даннымистатьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическомулицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, июридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормыотносятся и могут быть применены только к физическому лицу. Согласно этому к Р.может быть применено и положение части 1 ст. 14.8 КоАП РФ. Данное положениезвучит так: «Нарушение права потребителя на получение необходимой и достовернойинформации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце,об исполнителе и о режиме их работы — влечет наложение административного штрафана должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда». Объективнуюсторону данного административного правонарушения, составляют действия илибездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение отисполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлениюпотребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований,касающихся способов доведения информации до сведения потребителя. Субъектамиданного административного правонарушения являются должностные лица, юридическиелица, индивидуальные предприниматели. С субъективной стороны данноеправонарушение может быть совершено как с прямым умыслом, так и понеосторожности. В то же время следует обратить внимание на 4-летнего сына Р., поэтому поводу КоАП говорит вот, что: «совершение административногоправонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка» –это обстоятельство признается смягчающим административную ответственность.Малолетними в соответствии со ст. 28 ГК РФ признаются несовершеннолетние, недостигшие четырнадцати лет. На этом в принципе все, что касается Р. Что же касаетсяС., то к ней применимы все те же виды статей административного кодекса, что и кР. Сюда можно еще добавить и статью 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей».Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительнопотребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обманпотребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющихработы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами,зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли(услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей –влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти додвадцати минимальных размеров оплаты труда;
К какому видуответственности должны быть привлечены С., и Р., за повторное совершениеаналогичных деяний в течение 1 года?
По общему правилу назначения административного наказания, приназначении административного наказания физическому лицу учитываются характерсовершенного им административного правонарушения, личность виновного, егоимущественное положение, обстоятельства, смягчающие административнуюответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.Повторное совершение однородного административного правонарушения, если засовершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалосьадминистративному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей4.6 КоАП РФ (1 год) – является обстоятельством, отягчающим административнуюответственность. Повторное совершение однородного административногоправонарушения, если за совершение первого административного правонарушениялицо уже подвергалось административному наказанию, признается отягчающимобстоятельством. Оно свидетельствует об устойчивой противоправной установкенарушителя, в отношении которого не оказало своего воспитательного ипредупредительного воздействия административное наказание, назначенное запервое правонарушение. Отягчающим обстоятельством повторное административноеправонарушение должно быть признано, если:
лицо, ранееподвергавшееся административному наказанию, вновь совершает административныеправонарушения;
правонарушениесовершено лицом, к которому за первое однородное правонарушение было примененоадминистративное наказание;
не истекгодичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначенииадминистративного наказания.
Литература
1. Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях
2. Козлов Ю.М. Административноеправо: Учебник. – 2-е изд., переработан и дополнен – М. Юрист, 2004.
3. Овсянко Д.М. Административноеправо: Учебное пособие. / Под редакцией профессора Туманова Г.А. – М. Юрист,1997.
4. Четвериков В.С. Административноеправо. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.