Содержание
Введение
1. Понятие «административная ответственности»
2. Принципы административной ответственности
3. Субъекты административной ответственности
Заключение
Литература
Введение
Административная ответственность наряду с уголовной, гражданскойи дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемойгосударством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности,меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушенияхи исполнения этих мер[1].
В теории права юридическая ответственность понимается как реализацияправовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания,поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административномштрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке[2].
Административная ответственность распространяется не только нафизических лиц, но все в большей мере и на юридические лица. Законодательство обадминистративной ответственности организаций еще не представляет собой систему,сложившуюся на основе четкой научной концепции. Но данный институт административногоправа в последние годы динамично развивается, и в новом КоАП значительное местоотведено правовым основам применения административных наказаний к юридическим лицам(предприятиям, учреждениям, организациям) [3].
Характеризуя административную ответственность, следует заметить,что она распространяется на все правонарушения (независимо от их отраслевой принадлежности),в которых находит свое выражение административно-правовой метод регулирования общественныхотношений. Данное положение касается и ответственности юридических лиц. Поэтомудолжны быть признаны несостоятельными появляющиеся суждения о финансовой, экологической,земельно-правовой, таможенной и иных видах ответственности, поскольку все это сутьразновидности одного и того же явления — административной ответственности, субъектамикоторой во многих случаях являются юридические лица[4].
1. Понятие «административная ответственности»
Исходя из общих принципов права основойгосударственного управления при любом государственном устройстве является принуждениеодной группой лиц — властной элитой — остальной части гражданского общества, сложившегосяв определенном государстве. Основное выражение метод принуждения находит в юридическойрегламентации нормами административного права, наряду с другими его отраслями (уголовным,гражданским, налоговым и т.д.), определенного перечня прав, свобод и обязанностейиндивида по отношению к личности, обществу и государству в целом. В частности, этоприменение государственными органами различных видов административной ответственностик субъектам административного права, которые нарушили те или иные нормативные предписанияКоАП РФ и регионального законодательства в области административного права, что,согласно административной науке и сложившейся правоприменительной практике, являетсяадминистративным правонарушением.
Часть 1 ст.2.1 КоАП РФ устанавливает,что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие(бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом илизаконами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административнаяответственность.
Дословно трактуя эту правовую норму,следует сделать вывод, что правонарушение в сфере административного права можетсовершаться в форме как действия, так и бездействия отдельно взятого лица по отношениюк иным субъектам административного права. Данные формы правонарушения обязаны носитьследующий характер:
быть обязательно противоправными,т.е. нарушать отдельные или, наоборот, ряд предписаний, установленных источникамиадминистративного права. Например, нарушение положений КоАП РФ, законов субъектовРФ в области административного права, должностных инструкций, властных директив- указаний федеральных органов государственной власти и их должностных лиц; органовгосударственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления;
деяние (действие или бездействие)виновного субъекта административного права обязательно должно носить виновный характер,т.е. нарушать общепринятые правовые нормы, а в отдельных случаях и нормы морали.Примером действия может служить нарушение правил дорожного движения путем установлениязаведомо подложных номерных знаков (ч.3 ст.12.2 КоАП РФ), а бездействия — невыполнениедолжностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациямиили их объединениями правил ведения кассовых операций (ст.15.2 КоАП РФ).
Если расширительно толковать п.1ст.2.1 КоАП РФ, необходимо заметить, что следствием совершения противоправного деяниядолжно стать наступление неблагоприятных последствий для определенного объекта административногоправа либо для личных имущественных или неимущественных прав и свобод личности,общества и государства в целом.
Точка зрения некоторых авторов заключаетсяв том, что под юридической ответственностью понимается «возникшее из правонарушенийправовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем,на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятныепоследствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатсяв нормах права»[5].Данная точка зрения верна с одним существенным дополнением: законное правоотношениев одной той же отрасли права, где были нарушены законодательные нормы, исходя изсути права не может возникнуть из нарушенного правоотношения, так как базисом возникновениялюбого правоотношения являются исключительно основанные на праве основания, чтовытекает из аналогии с нормами гражданского права, содержащимися в п.1 ст.8 ГК РФ.
К сожалению, в гл.2 КоАП РФ отсутствуетвычлененное понятие «административная ответственность». Хотя при тщательномизучении и анализе ст.2.1 КоАП РФ можно заметить, что административная ответственностьнаступает исключительно при наличии основания — совершения административного правонарушения.Тем самым прежде всего необходимо установить: что же собой представляет административнаяответственность?
Руководствуясь гл.1 «Задачии принципы законодательства об административных правонарушениях» КоАП РФ, следуетотметить, что в понятие «административная ответственность» включаютсядействия государственных органов принуждения и их должностных лиц в рамках их компетенции,например судов, федеральных служб, в том числе налоговой службы, регистрационныхорганов и иных надзорных инстанций, в том числе и негосударственных организаций(Российский союз промышленников и предпринимателей, профессиональные союзы и т.д.),направленные на достижение основной цели и принципа административного законодательства:неотвратимости наказания за совершенный противоправный поступок.
Таким образом, необходимо согласитьсяс мнением ученых-практиков в сфере административного права, что «административнаяответственность — это реализация предусмотренных административным правом санкций,осуществляемая посредством применения уполномоченными субъектами государственногоуправления различных видов административных наказаний в отношении правонарушителей(физических и юридических лиц) [6].
На основании изложенного следуетсделать вывод, что в современном российском государстве более часто применяетсяадминистративная ответственность, нежели уголовная, гражданская или какая-нибудьиная юридическая ответственность, по причине более широкого спектра правовых отношений,регулируемых административным правом. В частности, согласно КоАП РФ, к сфере еерегулирования — родовому объекту правонарушения — относятся такие виды жизнедеятельностиграждан и деятельности юридических лиц в области:
защиты прав и законных интересовграждан и общества (гл.5,6);
охраны всех видов собственности,например частной, государственной и муниципальной (гл.7);
охраны окружающей природной средыи природопользования (гл.8);
промышленности, строительства и энергетики(гл.9);
сельского хозяйства, ветеринариии мелиорации земель (гл.10);
транспорта (гл.11);
дорожного движения (гл.12);
связи и информации (гл.13);
предпринимательской деятельности(гл.14);
финансов, налогов и сборов, рынкаценных бумаг (гл.15);
таможенного дела (нарушения таможенныхправил) (гл.16);
посягательства на институты государственнойвласти, порядка управления общественного порядка и общественной безопасности (гл.17,19, 20);
защиты Государственной границы РоссийскойФедерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданствана территории РФ (гл.18); воинского учета (гл.21).
Как было сказано, сходные правоотношенияи их нарушение относятся также к ведению смежных отраслей права: уголовного и гражданского.Однако по степени тяжести деяний правонарушителей уголовное право регламентируети запрещает более социально опасные правонарушения: уголовные преступления, а неадминистративные проступки. В свою очередь, гражданское право, гражданский и арбитражныйпроцессы устанавливают иные формы защиты нарушенных прав и свобод граждан и юридическихлиц в осуществлении ими предпринимательской деятельности.
Российское Федеральное законодательствои законодательство субъектов РФ определяют общие принципы и порядок использованиятех или иных объектов государственного регулирования, выполнения работ, предоставленияинформации и оказания услуг физическими и юридическими лицами. В связи с чем административноеправо призвано стоять на охране названных общественных и государственных законныхинтересов и, по сути, является корреспондирующей отраслью права в сфере защиты иохраны объектов правового регулирования от нарушений, злоупотреблений или иных негативныхдействий правонарушителей в регулируемых областях.
Обобщая изложенное, следует отметить,что за нарушения действующего законодательства наряду с мерами административногопринуждения и соответствующими санкциями могут применяться и меры наказаний из иныхотраслей права, так называемые смежно-институцианальные меры принуждения. Например,вместе с административным штрафом за незаконное увольнение работника судом можетбыть определено восстановить работника в прежнем звании и (или) на прежнем местеработы, а при нарушении законодательства материально ответственным работником (прирастрате) могут, наоборот, лишить его замещаемой должности (п. „г“ ст.81Трудового кодекса РФ).
Таким образом, административнаяответственность — это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченныморганом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическимлицам, совершившим правонарушение.
Также административная ответственность имеет свои черты, которыебыли подробно рассмотрены выше.
2. Принципы административной ответственности
Кодекс РФ об административных правонарушенияхсодержит ряд принципов административной ответственности. Принципы — это те основополагающиеположения, руководство которыми является основой для применения норм законодательстваоб административной ответственности.
Первый принцип, по своей сути, представляетсобой продолжение общеправового принципа формально юридического равенства всех передзаконом и судом, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ. КоАП РФ установлено, чтолица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физическиелица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности,языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а такжедругих обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственностинезависимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а такжедругих обстоятельств.
Особые условия применения мер обеспеченияпроизводства по делу об административном правонарушении и привлечения к административнойответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции(депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральнымизаконами. Последнее положение означает, что действующим законодательством установленыспециальные процедуры привлечения к различным видам ответственности отдельных субъектовправа, что связано с существованием системы сдержек и противовесов, обеспечивающейравновесие ветвей государственной власти.
Так, ст. 19 Федерального закона от8 мая 1994 г. N 3-ФЗ „О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата ГосударственнойДумы Федерального Собрания Российской Федерации“ предусмотрено, что член СоветаФедерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты ФедеральногоСобрания РФ не могут быть:
привлечены к уголовной или к административнойответственности, налагаемой в судебном порядке;
задержаны, арестованы, подвергнутыобыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
подвергнуты личному досмотру, заисключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечениябезопасности других людей.
Второй принцип — презумпция невиновности.Этот принцип лежит в основе справедливого судопроизводства и других процедур привлеченияк ответственности. Лицо подлежит административной ответственности только за те административныеправонарушения, в отношении которых установлена его вина. лицо, в отношении котороговедется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным,пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установленавступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревшихдело.
Принцип презумпции невиновности проявляетсятакже в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязанодоказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемогок административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Третьим принципом, закрепленным законодательно,является законность. Институт административной ответственности опирается также наряд правил, связанных с обеспечением законности при применении мер административногопринуждения в связи с административным правонарушением:
лицо, привлекаемое к административнойответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспеченияпроизводства по делу об административном правонарушении иначе как на основанияхи в порядке, установленных законом;
применение уполномоченными на тоорганом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производствапо делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушениемосуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствиис законом;
при применении мер административногопринуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческоедостоинство.
В науке административного права выявленозначительное число принципов, до сих пор не нашедших законодательного признанияв качестве основополагающих идей административной ответственности. К таким принципамотносится, в частности, принцип обратной силы закона, который обусловливает недопустимостьпридания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему административнуюответственность, и применение нового закона, устраняющего или смягчающего административнуюответственность.
Принцип гарантированности судебнойзащиты означает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, заинтересованнымлицам принадлежит право на судебное обжалование незаконного или необоснованногопостановления по делу об административном правонарушении.
Принцип недопустимости использованиядоказательств, полученных с нарушением закона вытекает из статьи 50 КонституцииРФ и представляет собой значительную гарантию интересов лица, привлекаемого к административнойответственности, от произвола должностных лиц.
Принцип неотвратимости административнойответственности предполагает, что установление и применение административной ответственностидолжно обеспечивать наказание всех лиц, совершивших административные правонарушения.
Принцип индивидуализации административнойответственности требует, чтобы при назначении административного наказания учитывалисьхарактер совершенного административного правонарушения, смягчающие и отягчающиеобстоятельства, а также личность виновного для физического лица и его имущественноеположение или имущественное и финансовое положение юридического лица.
3. Субъекты административной ответственности
Субъект административной ответственности, он же субъект административногоправонарушения — лицо, совершившее правонарушение и подлежащее на этом основанииадминистративному наказанию. Административная ответственность характеризуется неоднороднымкругом субъектов с различным их правовым статусом — различным в смысле самого юридическогорежима их ответственности (возрастные, должностные и иные характеристики, определяющиепризнание лица субъектом ответственности; некоторые изъятия из общих правил ответственностии др.) [7].
Действующее административно-деликтное законодательство в целомсохраняет прежние известные до его новейшей кодификации подходы к регулированиюсубъектного элемента ответственности:
устанавливает две группы субъектов административной ответственности:
1) физические лица и 2) юридические лица (организации);
применяет для уточнения правил административной ответственностисоответствующих субъектов категории общего, специального и особого субъекта.
Конструкция общих и специальных субъектов административной ответственностипредполагает наличие у них признаков, соответственно входящих в состав либо каждого,любого правонарушения (признаки общего субъекта), либо только конкретного, именноданного правонарушения (признаки специального субъекта). Для привлечения, скажем,к ответственности за мелкое хищение, мелкое хулиганство либо стрельбу из оружиядостаточным является соответствие физического лица признакам общего субъекта. Однакодля административного наказания за большинство дорожно-транспортных правонарушенийи, например, деяний, предусмотренных ч.1 ст. 20.2 КоАП (нарушение установленногопорядка организации собрания, митинга, демонстрации и т.д.) или ч.2 ст. 20.16 КоАП(несанкционированное создание в организации службы безопасности), дополнительнотребуется, чтобы лицо выступало соответственно в качестве водителя, организаторапроведения незаконной демонстрации либо руководителя организации. В противном случаеответственность не наступит за отсутствием состава административного правонарушения:нет специального его субъекта.
Признаки общего субъекта административной ответственности применительнок физическому лицу — его возраст (16 лет) и вменяемость (ст.2.3, 2.8 КоАП). Дляорганизаций общим признаком субъекта административной ответственности по смыслуположений КоАП и Гражданского кодекса признается наличие у них статуса юридическоголица, возникающего с момента внесения записи о государственной регистрации организациив единый государственный реестр юридических лиц (ст.2.10 КоАП, ч.3. ст.49 и ч.2ст.51 ГК РФ). Филиалы и представительства юридического лица, как и другие его производственные(цеха, фермы, склады и т.д.) или управленческие подразделения субъектами административнойответственности не признаются Признаки специального субъекта правонарушения связанысо служебной, трудовой, предпринимательской или иной деятельностью правонарушителей,их физическим состоянием и другими специальными требованиями. Эти признаки широкоотражены в статьях Особенной части КоАП, но по отдельным специальным субъектам сформулированыи в его Общих положениях, например, по должностному лицу (ст.2.4).
Наряду с этим в законодательстве выделяются и такие характеристикисубъектов правонарушения, которые не включаются в состав правонарушения, но по различнымсоображениям требуют установления для отдельных лиц особенностей административногонаказания и процедур его применения. Речь идет о беременности, инвалидности, военнойслужбе, службе в некоторых правоохранительных органах и других признаках особогосубъекта административной ответственности. Так, административный арест по понятныммотивам гуманности исключен в отношении беременных женщин и некоторых других категорийграждан (ч.2 ст.3.9), а административный штраф по причинам специфики военной службы- в отношении военнослужащих, проходящих ее по призыву (ст.2.5).
В итоге круг субъектов административной ответственности представлентеперь в КоАП и законодательстве субъектов РФ следующим образом:
1. Общие субъекты: а) физические лица (вменяемые, достигшие 16-летнеговозраста граждане, иностранные граждане, лица без гражданства) и б) юридическиелица (резиденты и нерезиденты вне зависимости от организационно-правовых форм).
2. Специальные субъекты — физические лица: а) должностные лица(представители власти и руководители, выполняющие организационно-распорядительныеи административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных органахи организациях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях);б) лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственныефункции в иных организациях (несут ответственность как должностные лица); в) лица,осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица(несут ответственность как должностные лица); г) члены совета директоров коммерческихорганизаций; д) многочисленный ряд других различных специальных субъектов (граждан,иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и приравненных к ним лиц),имеющих специфичный правовой статус, учитываемый конкретными составами административныхправонарушений в качестве их обязательных или квалифицирующих (усиливающих ответственность)признаков: родители или иные законные представители несовершеннолетнего, водители,судоводители, пешеходы, пассажиры, свидетели, специалисты, переводчики, кандидаты,зарегистрированные кандидаты, иммигранты, беженцы, вынужденные переселенцы, частныедетективы (охранники), председатели и члены избирательных комиссий, служащие биржи,должностные лица банков, кредитных организаций, отделений связи, государственныхрегистрационных и лицензионных органов, дисквалифицированные лица, руководителидетских воспитательных учреждений и т.д.
3. Специальные субъекты — юридические лица — различные коммерческиеи некоммерческие организации, особенные признаки статуса или профиля деятельностикоторых обозначены многими статьями Особенной части в качестве специальных признаковсоответствующих составов правонарушений: избирательные объединения, средства массовойинформации, торговые организации, осуществляющие реализацию товаров, выполняющиеработы или оказывающие услуги населению, биржи, банки и иные кредитные организации,организации — получатели бюджетных средств и т.д.
4. Особые субъекты-физические лица: а) военнослужащие, призванныена военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительнойсистемы, таможенных органов (обладают частичным иммунитетом от административнойюрисдикции); б) судьи, прокуроры, депутаты и некоторые другие должностные лица,выполняющие определенные государственные функции (имеют дополнительные процедурныегарантии своего должностного статуса при применении к ним мер процессуального обеспеченияи административных наказаний); в) другие физические лица, наделенные невключеннымив состав правонарушения особыми признаками их правового статуса, влияющими не наквалификацию деяния, а на материально-правовые и процессуальные особенности привлеченияих к административной ответственности (несовершеннолетние, беременные женщины, инвалидыI и II групп, иные лица).
5. Особые субъекты — юридические лица — организации-правопреемникиреорганизованных в форме присоединения юридических лиц-правонарушителей, вместокоторых первые (присоединившие юридические лица) несут административную ответственность(ч.4 ст.2.10) КоАП.
Характерной для Кодекса является новая тенденция к объединенномунаименованию специальных субъектов административных правонарушений одним обобщающимтермином, относящимся одновременно к гражданам, индивидуальным предпринимателям,юридическим лицам и, соответственно, к должностным лицам последних — работодатель,землепользователь, пользователь воздушного пространства, эмитент, профессиональныйучастник рынка ценных бумаг, держатель реестра, перевозчик (при нарушении таможенныхправил), рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель и т.д.
При всем многообразии в круге субъектов административной ответственностиКодекс и региональное законодательство об административных правонарушениях субъектамипоследних чаще всего признают три вида лиц: граждан, должностных лиц и организации.
Граждане этой категорией субъектов, если законом специально неоговорено иное, охватываются для целей административного наказания:
1) собственно граждане Российской Федерации (включая должностныхи приравненных к ним лиц, так сказать, в быту, т.е. совершивших административныеправонарушения вне связи со своей служебной или предпринимательской деятельностью)и 2) иные физические лица, пребывающие на территории России: иностранные гражданеи лица без гражданства (при условии, что они не являются лицами должностными илиприравненными к ним) [8].
В указанном смысле граждане — это прежде всего те физическиелица, которые совершили административное правонарушение вне рамок своей профессиональной,предпринимательской или служебной деятельности (например, мелкое хулиганство, стрельбаиз оружия или безбилетный проезд). Именно такое понимание термина „граждане“(в смысле субъектов административной ответственности) устойчиво сохранял прежнийКоАП РСФСР, признававший ответственность отдельных „недолжностных“ субъектовадминистративных правонарушений только как ответственность специальных субъектов,не относящихся ни к гражданам, ни к должностным лицам, например, работников организацийторговли и общественного питания (ст.147 КоАП РСФСР).
Новый КоАП сохранил те же подходы к пониманию категории»граждане” по бытовым, непроизводственным правонарушениям. Однако в отличиеот КоАП РСФСР новый КоАП закладывает совершенно иное толкование термина «граждане»,когда речь идет о составах правонарушений, которые могут быть совершены и в быту,и в профессиональной деятельности. Смысл предписаний КоАП в таких случаях следующий:понятием «гражданин» охватывается и гражданин вне его связи с соответствующейтрудовой деятельностью, и гражданин, таковую осуществляющий в рамках рядовой (невластно-должностной) профессиональной деятельности. Формулировки многих статей Особеннойчасти КоАП РФ подтверждают этот новый расширительный подход законодателя. Так, заразглашение информации с ограниченным доступом КоАП определяет ответственность тольколиц, получивших доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональныхобязанностей, однако в санкции состава (ст.13.14) субъектами ответственности признаныграждане и должностные лица. Ясно, что в данном случае (как и в массе иных ситуаций)КоАП под гражданами для целей административной ответственности предполагает и граждан-работников(служащих-специалистов, служащих технических исполнителей, а также рабочих), неявляющихся лицами должностными.
Должностные лица как специальные субъекты административных правонарушенийподлежат по сравнению с гражданами повышенной административной ответственности.Эта линия законодателя отчетливо просматривается из сравнения предельных размеровадминистративных штрафов, установленных для граждан и должностных лиц: для последнихштрафная ответственность — «двойная», а за отдельные правонарушения — и более значительная (ч.3 ст.3.5). Причина тому — в специальном должностном статусе,включающем властные функции, использование (как и не использование) которых в связис правонарушением, разумеется, усиливает его общественную вредность.
Понятие «должностное лицо» дается Кодексом в вариантепризнаков, максимально приближенном к уголовно-правовому толкованию того же понятия(примечания к ст.2.4 КоАП, ст.285 УК). Круг должностных лиц охватывает представителейвласти и руководителей государственной (в т. ч. — военной) и муниципальной системорганов и организаций (предприятий и учреждений), их структурных и производственныхподразделений.
Этот перечень КоАП конкретизирует в статьях Особенной части,прямо предусматривающей ответственность в качестве специальных субъектов отдельныхадминистративных правонарушений таких лиц, как: должностные лица органов исполнительнойвласти и местного самоуправления, избирательных комиссий и комиссий референдума(вплоть до Председателя Центральной избирательной комиссии РФ) — за правонарушенияв сфере законодательства о выборах (ст.5.21, 5.24, 5.25); должностные лица органовисполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления — за действия,направленные на незаконное ограничение свободы торговли (ст.14.9); должностные лицагосударственных или муниципальных органов — за невыполнение законных требованийчлена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо создание препятствийв осуществлении их деятельности (ч.1 ст.17.1); должностные лица органов, осуществляющихгосударственную регистрацию юридических лиц, предоставление земельных участков,водных объектов — за нарушения соответствующего законодательства (ст.14.25, 19.9)и т.д.
Кроме того, конструкции ряда составов административных правонарушенийсформулированы таким образом, что соответствующее противоправное деяние по смыслузакона может быть совершено прежде всего лицами, действующими от имени государственно-властныхструктур и органов местного самоуправления. Так, воспрепятствование законной деятельностипо управлению и эксплуатации транспортных средств, снятие номерных знаков, а такжеприменение иных, не предусмотренных КоАП мер административного принуждения (ст.12.36),предполагает в первую очередь действия и ответственность за них представителей власти,в т. ч. — сотрудников органов внутренних дел.
Регулирование в Кодексе, а также в новейших законах субъектовРФ ответственности за административные правонарушения представителей государственныхорганов и органов местного самоуправления следует рассматривать как важный шаг встановлении гражданского общества и правового государства. Это — свидетельство прямойреализации принципа равенства перед законом лиц, совершивших административные правонарушения,независимо от должностного положения и иных обстоятельств (ст.1.4).
Термином «должностные лица» помимо названных субъектовКодекс для целей административного наказания охватывает также субъектов, которыенесут административную ответственность как должностные лица — субъектов, приравненныхк должностным лицам.
В их круг КоАП включает, во-первых, руководителей всех иных(т.е. не являющихся государственными либо муниципальными органами или организациями)коммерческих и некоммерческих структур, а также других их работников, выполняющихорганизационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции(т.е. опять-таки — руководителей, но не «первых лиц», а их заместителей,начальников структурных и производственных подразделений организаций). Во-вторых,к лицам, приравненным к должностным, Кодекс относит и индивидуальных предпринимателей.И те, и другие наделены функциями властного (распорядительного, дисциплинарного,хозяйственного и т.д.) характера во внутренних рамках соответствующей деятельности.Поэтому их правонарушения по своему характеру и общественной вредности аналогичныадминистративным правонарушениям должностных лиц и требуют усиленной ответственности[9].
Общее в административной ответственности должностных и приравненныхк ним лиц, помимо повышенных размеров штрафных санкций, состоит в следующем:
1) их ответственность наступает за деяние «в связи с неисполнениемили ненадлежащем исполнением своих служебных обязанностей», что одновременносоставляет административное правонарушение. Это требует выяснения конкретных служебныхфункций и полномочий, возложенных на лицо законодательством, иными нормативнымиактами, включая локальные (должностные инструкции и т.д.) для недопущения нарушенийсоответствующих норм и правил в деятельности органа, организации, предпринимательскойструктуре;
2) действие (бездействие) должностных и приравненных к ним лицимеют две формы выражения: а) должностное лицо лично нарушило какое-либо из правил,например, воспрепятствовало под каким бы то ни было предлогом явке в суд народногоили присяжного заседателя либо законной деятельности судебного пристава-исполнителя(ст.17.5, 17.8) или б) подчиненные должностного лица по причине его ненадлежащегоконтроля за ними, неправильной организации их работы и т.д. нарушили правила, засоблюдение которых должностное лицо несет ответственность — например, нарушениетребований пожарной безопасности, правил гражданской обороны, требований режимачрезвычайного положения, правил и норм по предупреждению и ликвидации чрезвычайныхситуаций (ст. 20.4-20.7);
3) административная ответственность должностных и приравненныхк ним лиц не исключает их параллельной дисциплинарной ответственности за соответствующиенарушения;
4) привлечение к административной ответственности может иметьмногосубъектный характер, т.е. по такой часто предусматриваемой или подразумеваемойсанкциями статей КоАП схеме: «первый» руководитель — подчиненный руководитель(ответственный за соответствующий участок работы) — рядовой работник (не должностноелицо как непосредственный исполнитель противоправного деяния) — само юридическоелицо. Значительно реже КоАП определяет односубъектный вариант наказания, указываяна конкретное должностное лицо, функционально ответственное за нарушения тех илииных правил и норм, например: ответственные за техническое состояние и эксплуатациютранспортных средств — при неправомерном их выпуске на линию (ст.12.31), капитанысудов — за невыполнение правил ведения судовых документов (ст.8.16) и др.
Юридические лица. По законодательству Союза ССР административнаяответственность признавалась только в отношении физических лиц. Природа штрафныхи других административно-правовых санкций, применявшихся в то время к организациямза правонарушения в сфере ценообразования, стандартизации и т.д., законодательствомрасценивалась иначе — «финансовые санкции», «экономические санкции»,«ответственность в административном порядке» и т.д. Санкции эти под режимправил КоАП РСФСР не подпадали, регламентировались на подзаконном (чаще — ведомственном)уровне, причем с процессуальной точки зрения весьма недостаточно.
Новое российское законодательство, отражая потребности экономическогореформирования страны, пошло по другому пути. Необходимость регулирования и контроляпроцессов переходной многоукладной экономики обусловило принятие, начиная с 1991 г., целого ряда законов, предусматривающих административную ответственность организаций. Она получилараспространение, например, в природоохранительном, земельном, антимонопольном законодательстве,в законодательстве в области строительства, производства и оборота этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования атомной энергии. Практическиповсеместно институт административной ответственности юридических лиц стал использоватьсяи региональным законодателем[10].
Бесспорным достижением нового КоАП следует признать приведениеим материальных и процессуальных правил административной ответственности юридическихлиц в единую систему на базе новых концептуальных решений общего характера (конструкциявины юридических лиц, об ответственности при их реорганизации и др.).
Организации обозначены КоАП в качестве субъектов ответственностипо половине предусмотренных им составов административных правонарушений. Лишь вдвух главах Особенной части КоАП юридические лица — не субъекты ответственности(по правонарушениям, посягающим на институты государственной власти, а также в областивоинского учета). Во всех других случаях организации широко представлены в регулируемомКодексом механизме административного наказания. Распространена административнаяответственность юридических лиц и в новейшем региональном законодательстве. Чащевсего ответственность юридического лица за конкретные составы правонарушений сочетаетсяс ответственностью других субъектов (должностных лиц и граждан-работников организации).Имеются, однако, и составы правонарушений, по которым организация признается единственнымсубъектом правонарушения, например, за заключение с дисквалифицированным лицом контракта(договора) на управление юридическим лицом (ч.2 ст.14.23), нарушения банковскогозаконодательства (ст.15.26) др.
В чем же смысл административной ответственности организаций,если их противоправные деяния всегда представляют неправомерные действия (бездействия)руководящего и иного персонала? В том, что персонал этот обслуживает собственникаюридического лица (акционеров, иностранного инвестора, членов кооператива и т.д.).Воздействовать же на собственника с помощью штрафных и других санкций, налагаемыхлишь на виновный персонал организации, будет по многим правонарушениям просто неэффективным- ни с позиций штрафной «компенсации» реально причиненного вреда, ни спозиций их предупреждения в дальнейшем. По таможенным, экологическим, имущественным,иным предпринимательским, как и другим административным правонарушениям требуетсяреагирование другое, их характеру более адекватное. Оно состоит — в усиленной ответственностисамого юридического лица, точнее — его собственника, который управленческими, финансовыми,контрольными, кадровыми и другими мерами не обеспечил функционирование своей коммерческойи иной деятельности таким образом, чтобы исключить административные правонарушениясо стороны всех вовлеченных в нее должностных и недолжностных лиц[11].
административная ответственность презумпция законность
Правила административной ответственности организаций, помимосказанного об их объективной вине и наличия статуса юридических лиц, состоят в следующем:
1) закрепленный в КоАП принцип равенства субъектов административныхправонарушений перед законом применительно к юридическим лицам означает, что ониподлежат ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовыхформ, подчиненности и других обстоятельств (ч.1 ст.1.4). Это означает, что субъектамиадминистративной ответственности признаются и российские (резиденты), и иностранные(нерезиденты) юридические лица, а также государственные, муниципальные и иные (частные,кооперативные и т.д.) структуры;
2) перечень административных наказаний, применяемых к юридическимлицам, ограничен предупреждением, административным штрафом, возмездным изъятиеми конфискацией орудий или предметов совершения административных правонарушений(ч.2 ст.3.2);
3) все правила Общих положений КоАП, а также его процессуальныхглав (разделы 111-У) применимы и к юридическим лицам, если в соответствующей статьене оговорено иное, либо по ее смыслу она относится лишь к физическим лицам (ч.2ст.2.10). Так, смягчающими административную ответственность обстоятельствами могутбыть признаны для юридических лиц предотвращение вредных последствий, добровольноевозмещение причиненного ущерба или устранение вреда, однако не могут для них считатьсятаковыми, например, раскаяние лица, совершившего правонарушение, что характеризуетсознательно психическое отношение правонарушителя к содеянному;
4) последующая (после совершения правонарушения) реорганизацияюридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение) не исключает административнойответственно; ответственности за деяние: она переходит по правопреемству на вновьвозникшее или присоединившее юридическое лицо и т.д. (ч.3-8 ст.2.10);
5) на административную ответственность юридического лица за правонарушениене влияет, привлекается ли за его совершение к административной и даже к уголовнойответственности физическое лицо (ч.3 ст.2.1).
Таким образом, субъект административной ответственности, он жесубъект административного правонарушения — лицо, совершившее правонарушение и подлежащеена этом основании административному наказанию. Административная ответственностьхарактеризуется неоднородным кругом субъектов с различным их правовым статусом- различным в смысле самого юридического режима их ответственности (возрастные,должностные и иные характеристики, определяющие признание лица субъектом ответственности;некоторые изъятия из общих правил ответственности и др.).
Устанавливается две группы субъектов административной ответственности:
1) физические лица и 2) юридические лица (организации);
Заключение
Таким образом, мы подошли к концу нашей курсовой работы и в заключениихотелось бы выделить основные моменты по данной проблеме:
Одним из основных методов государственногоуправления является метод принуждения, проявляющийся, помимо прочего, в применениимер юридической ответственности по отношению к нарушителям административно-правовыхпредписаний.
Под юридической ответственностьюв теории права понимают «возникшее из правонарушений правовое отношение междугосударством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагаетсяобязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия засовершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормахправа». Юридическая ответственность, независимо от ее вида, характеризуетсярядом признаков, среди которых ключевыми являются: опора на государственное принуждение(на аппарат государственного принуждения), тесная связь с общественным осуждением,применение в процессуальной форме, наступление на основании совершения правонарушения,наступление в виде неблагоприятных личных, имущественных, физических и организационныхпоследствий.
По своей природе, ответственность- это та часть государственного принуждения, которая предполагает применение (непосредственнуюреализацию) санкции правовой нормы. В ситуации, когда убеждающая роль правовогозапрета сыграна, но не дала ожидаемого положительного результата, наступает времявыполнения обещанного неблагоприятного варианта развития событий. Государство, опираясьна свой аппарат принуждения, используя определенные материальные ресурсы, реализуетзакрепленные правом процедуры по привлечению к ответственности.
Административное право располагаетсобственным видом юридической ответственности — административной ответственностью.Данный вид ответственности наиболее широко применим в сфере общественной жизнедеятельностив силу широкого спектра регулируемых административными нормами отношений, а такжепростоты процессуальных процедур привлечения к ответственности, обозначившейся вследствиенебольшой степени ограничительного воздействия на правонарушителя мер административнойответственности.
Однако следует иметь в виду, чтов сфере существования административно-правовых отношений применяется не только административнаяответственность. Здесь находят свое применение меры многих видов юридической ответственности.Действительно, нарушение действующих норм административного права может повлечьза собой применение к нарушителю мер дисциплинарной и материальной ответственности(например, в сфере военно-служебных отношений); возникновение обязательств из причинениявреда и, следовательно, применение мер гражданско-правовой ответственности (пени,штрафы и т.п.).
Итак, административная ответственность- это реализация предусмотренных административным правом санкций, осуществляемаяпосредством применения уполномоченными субъектами государственного управления различныхвидов административных наказаний в отношении правонарушителей (физических и юридическихлиц).
Литература
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
3. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
4. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях(под ред. Ю.М. Козлова) — Юристъ, 2010.
5. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РоссийскойФедерации: Учебник. М., 2008. С.600
6. Бахрах Д.Н., Административное право. Учебник. Москва, 2007г. с.665
7. Веремеенко И.И. Административное право. Учебник — М.: Юристъ 2009г.654с.
8. Демин А.А. Теория административного процесса: соотношение материального ипроцессуального права // Правовая наука и реформа юридического образования: Сборникнаучных трудов: Вып.6. Юридический процесс: Реформа процедур управления, законодательнойдеятельности и судебной власти. Воронеж, 1966. С.94-114.
9. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник, 2-еизд., испр. и доп. — Саратов: Изд-во ГОУ ВПО, 2007. — 496с.
10. Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. — Тюмень:2009. с.469
11. Административное право: Учебное пособие. Овсянко Д.М. — М.: Юристъ, 2010.с.570
12. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. — М.: Юристъ, 2005.- 697с.
13. Российское административное право. Части Общая и Особенная: Учебник под ред.Еропкина М.И., — Москва, 2008. с.479
14. Энциклопедия Российского законодательства / «ГАРАНТ» 2010г.