–PAGE_BREAK–
1.3 Государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о рекламе
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере рекламы, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС), осуществляющая деятельность на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года №331[22].
Обязанности ФАС по контролю за соблюдением законодательства в сфере рекламы:
В соответствии с указанным Положением и применительно к рекламной сфере деятельности ФАС ведет свою работу по следующим направлениям: вносит в Правительство проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента, Правительства и другие документы, относящиеся к сфере ведения ФАС в области рекламы;
· принимает правила рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях в рекламной сфере деятельности;
· осуществляет контроль и надзор за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа);
· выдает предписания, обязательные для исполнения в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством и законодательством о рекламе;
· осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности;
· ФАС имеет право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к ее компетенции, заказывать проведение необходимых исследований, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в сфере рекламы.
Деятельность по предупреждению правонарушений представляет собой деятельность ФАС, направленную на недопущение совершения незаконных актов со стороны участников рекламного рынка[23]. Указанная деятельность включает в себя:
– профилактические мероприятия;
– пропаганду правильного поведения субъектов;
– выдачу предписаний о недопущении нарушения;
– публикацию сведений о совершении нарушений;
– организацию просветительских акций;
— иные меры воспитательно-информационного характера, имеющие целью воздействие на сознание субъектов рекламной деятельности.
Выявление нарушений в сфере рекламирования — целенаправленная деятельность, в результате которой контролирующий орган стремится обнаружить в конкретных деяниях признаки правонарушения с учетом точного закрепления в законодательстве о рекламе видов и форм противоправных деяний. Осуществляется она в форме проверок: выездных и документарных, плановых и внеплановых[24].
Пресечение нарушения предполагает прерывание его совершения и принятие мер, обеспечивающих законопослушное поведение виновного.
Для предупреждения, выявления и пресечения правонарушений ФАС и его территориальные органы ведут учет совершения правонарушений по различным основаниям, взаимодействуют с правоохранительными органами, инициируют проведение законодательных реформ.
Возбуждение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе является начальным этапом процесса разрешения административного спора. В комиссии ФАС рассматривают заявления и сообщения о нарушении рекламного законодательства и принимают решение о возбуждении дела или об отказе в возбуждении.
Дела возбуждаются и рассматриваются на основании Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (утверждены Постановлением Правительства от 17 августа 2006 года №508).
Основанием для возбуждения являются факты распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, и факты принятия федеральными органами власти актов, полностью или в части противоречащих законодательству РФ о рекламе. Поводами к возбуждению дела могут быть следующие:
— собственная инициатива ФАС при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки нарушения законодательства РФ о рекламе;
— представление прокурора, обращения органов власти, письменные заявления частных лиц (физических и юридических), к которым прилагаются подтверждающие содержание обращения документы или источник необходимой информации.
ФАС в течение месяца обязано рассмотреть заявление, а также документы и материалы, приложенные к нему. При этом срок рассмотрения может быть продлен не более чем на месяц и только в случае нехватки доказательств. По итогам рассмотрения выносится письменное решение о возбуждении дела или об отказе в возбуждении дела. Любой из этих актов должен быть мотивирован и может быть обжалован в судебном порядке.
Дело рассматривается ФАС в течение одного месяца со дня его возбуждения в присутствии лиц, участвующих в деле (сторон, заинтересованных лиц). Срок рассмотрения дела может быть продлен антимонопольным органом, но не более чем на 2 месяца только в исключительных случаях.
Выводы, к которым пришла ФАС в результате рассмотрения дела по существу, фиксируются в решении по делу. На основании решения выносится предписание или предупреждение установленной формы. При добровольном устранении нарушения антимонопольный орган может не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
Предписание выносится в течение 10 рабочих дней со дня оглашения решения и представляет собой письменное запретительное или предупреждающее распоряжение ФАС, обязывающее нарушителя в установленный срок устранить выявленные недочеты. После устранения недостатков нарушитель должен представить в ФАС отчет об их устранении.
Предписание об отмене или изменении противоречащего законодательству о рекламе акта выдается на основании решения ФАС о противоречии такого акта законодательству РФ о рекламе[25]. Опротестовываться могут как ненормативные, так и нормативные письменные акты органов государственной власти (федеральных и региональных) и органов местного самоуправления. Вынесение спора антимонопольной службы и участника рекламного рынка на рассмотрение судом возможно в случае неурегулирования сторонами возникших отношений в административном, внесудебном порядке. Отличия нормативных и ненормативных актов как предметов играют роль при судебном их оспаривании. От них зависит подсудность, подведомственность дел. Ненормативные акты не устанавливают общих норм поведения, носят индивидуальный, определенный характер. Они принимаются во исполнение закона или иных норм права, по организационно-распорядительным вопросам.
Государственный контроль в области рекламы осуществляют также органы прокуратуры на основании Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»[26].
Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, а также от органов местного самоуправления и общественных объединений и не относится ни к одной из ветвей власти.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:
— за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),
— за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами,
— за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,
— за исполнением законов судебными приставами,
— за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.
Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.
Органы прокуратуры в рамках своих полномочий в сфере контроля законодательства о рекламе вправе:
— запрашивать материалы дел по признакам нарушения ФЗ «О рекламе»;
— рассматривать дела по признакам нарушения рекламного законодательства;
— обращаться с исками в суд;
— осуществлять проверки исполнения предписаний о прекращении нарушений норм рекламного законодательства;
— осуществлять контроль за деятельностью федеральной антимонопольной службы.
Должностными лицами органов местного самоуправления не всегда выполняются возложенные на них полномочия по предупреждению нарушений закона о рекламе, пресечению фактов ненадлежащей рекламы. Это влечет за собой нарушение прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.
Так, в принадлежащем индивидуальному предпринимателю нежилом строении вблизи остановки общественного транспорта была размещена рекламная конструкция с изображением рулетки. В отношении данного лица прокурором возбуждено производство по делу об административном правонарушении по статье 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе), главе города внесено представление для принятия мер к демонтажу самовольных рекламных конструкций. На рекламу незаконной деятельности следует незамедлительная реакция прокуроров.
Выявляя случаи незаконной организации азартных игр, прокуроры занимают активную и последовательную позицию по пресечению противоправной деятельности. Только по фактам осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) и нарушения законодательства о рекламе прокурорами уже возбуждено более 400 административных дел по статьям 14.1 и 14.3 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) и нарушение законодательства о рекламе).
Эффективной мерой воздействия является направление в суд заявлений о прекращении незаконной деятельности юридических лиц, попытавшихся обойти требования закона о запрете игорного бизнеса. Прокурорами уже направлено в суды более 400 таких исков.
Из отчета Ростовского УФАС России за 2009 год:
За отчетный период из прокуратур городов и районов Ростовской области в Ростовское УФАС России поступило 24 постановления о возбуждении административных дел по статье 14.3 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых на нарушителей наложено 13 штрафов на общую сумму 129000 рублей.
За период с 14 по 20 августа 2009 года совместно с прокуратурами городов и районов Ростовской области было проведено 7 проверок рекламы игорных заведений, по результатам которых Ростовским УФАС России было возбуждено и рассмотрено 2 дела по признакам нарушения законодательства о рекламе; нарушителям выдано 2 предписания и вынесено 2 постановления о назначении административного наказания в виде штрафа на общую сумму 13000 рублей.
Таким образом, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о рекламе вправе:
— рассматривать заявления и сообщения о нарушении рекламного законодательства и принимать решения о возбуждении или отказе в возбуждении;
— выдавать предписания для устранения нарушений законодательства о рекламе;
— осуществлять проверки исполнения предписаний;
— составлять административный протокол о наложении штрафа, в случае неисполнения предписания.
Прокуратура РФ. при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о рекламе вправе:
— принимать заявления и обращения граждан,
— осуществлять выездные проверки;
— возбуждать дела об административных правонарушениях.
Целесообразно также отметить взаимодействие данных органов. Прокуратура РФ может привлекать специалистов Федеральной антимонопольной службы для проведения совместных проверок; прокурор может являться заявителем по делам о нарушении законодательства о рекламе; прокурор имеет право возбудить дело об административном правонарушении и передать его на рассмотрение в Федеральную антимонопольную службу и наоборот, если при рассмотрении дел, Федеральной антимонопольной службой усматриваются нарушения уголовного законодательства, то материалы дела направляются в Прокуратуру РФ.
Глава2. Административное производство по делам о нарушениях законодательства о рекламе
2.1. Механизм привлечение к административной ответственности
Конституция Российской Федерации предусматривает осуществление правосудия в порядке конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства. В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации[27] (далее — АПК РФ) в порядке административного судопроизводства рассматриваются возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. В этой же статье Кодекса указан перечень подобных дел, который не является исчерпывающим.
Действующий в настоящее время АПК РФ разделяет правила рассмотрения дел по спорам, которые носят гражданско-правовой характер, а также дел, вытекающих из публичных правоотношений. Однако нельзя сказать, что такое разграничение не вызывает в практической деятельности вопросов[28]. Кроме того, не всегда очевидно, относится ли рассматриваемое судом дело к той или иной категории. Такими делами, в частности, являются споры о взыскании с публичного субъекта денежных сумм, недополученных коммерческой организацией в результате предоставления различных льгот, нормативно гарантированных гражданам.
В соответствии со статьей 197 АПК РФ дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Кодексом, но с особенностями, установленными главой 24. Аналогичный прием законодатель использует и при регулировании правил рассмотрения других категорий дел, отнесенных к административному судопроизводству. Соответственно, для правильного применения норм процессуального права необходимо четко уяснить, какие же особенности имеются при рассмотрении той или иной категории дел.
Представляется, что большими особенностями отличаются дела о привлечении к административной ответственности[29] и об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, поскольку они регламентируются не только АПК РФ, но и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Если вопросы законности привлечения к административной ответственности в определенных случаях были подведомственны арбитражному суду и ранее (например, арбитражный суд рассматривал дела об оспаривании решений органов, осуществляющих контроль за использованием земель), то этого нельзя сказать относительно дел, непосредственно касающихся именно привлечения к административной ответственности.
Сложно признать, что рассмотрение вопросов о привлечении к административной ответственности, когда это не связано с рассматриваемым или рассмотренным судом делом, находится в русле традиций арбитражного суда, который «привык» к состязательности и равноправию сторон. Привлекая к административной ответственности, арбитражный суд выполняет пусть и нужную, но все же репрессивную функцию государства, а это не является задачами арбитражных судов, как они сформулированы в статье 5 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 28.04.95 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»[30] и статье 2 АПК РФ.
Представляется, что это противоречие не должно оставаться без внимания законодателя и может быть разрешено в процессе развития процессуального законодательства, которое объективно должно закончиться созданием административных судов. Пока же арбитражный суд как правоприменитель не может не рассматривать отнесенные к его подведомственности дела.
Определенные разъяснения, а также рекомендации по названным категориям дел содержатся в нескольких постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее — ВАС РФ). Это постановление Пленума ВАС РФ от 09.12.02 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации[31] (далее — постановление Пленума ВАС РФ от 09.12.02 № 11), постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.03 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[32]» (далее — постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.03 № 2), постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.04 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»[33] (далее — постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.04 № 10).
Поскольку АПК РФ и КоАП РФ зачастую содержат противоречивые нормы процессуального права, Пленум ВАС РФ в пункте 18 постановления от 09.12.02 № 11 разъяснил, что в случае, когда в главе 25 АПК РФ содержатся конкретные правила, то именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено в статье 29.9 КоАП РФ).
Дела о привлечении к административной ответственности и об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, но с особенностями, установленными главой 25 АПК РФ и КоАП РФ (часть первая статьи 202, часть первая статьи 207 АПК РФ).
Можно выделить некоторые особенности арбитражного производства по делам об административных правонарушениях, одной из которых является
подача заявления, а не искового заявления[34]. Обращающееся в арбитражный суд лицо более правильно именовать заявителем, а не истцом. По данной категории дел установлен сокращенный срок рассмотрения (15 дней при привлечении к административной ответственности и 10 дней при оспаривании решения о привлечении к административной ответственности). С учетом таких сроков рассмотрения арбитражный суд не может в полной мере выполнить требования статей 136, 137 АПК РФ в части обязательного проведения предварительного судебного заседания и назначения дела к судебному разбирательству только после проведения подготовки. Поэтому Пленум ВАС РФ в пункте 3 постановления от 02.06.04 № 10 указал на то, что в определении о принятии заявления и о подготовке дела к судебному разбирательству может быть указано не только на действия по подготовке, предусмотренные статьей 135 АПК РФ, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, сроки их совершения, но также и на время и место проведения судебного разбирательства. В этом же постановлении содержится рекомендация в случае необходимости извещать участвующих в деле лиц и иных участников арбитражного процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи. Срок подачи апелляционной жалобы по таким делам 10 дней (часть четвертая статьи 206, часть пятая статьи 211 АПК РФ). Необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью третьей статьи 113 АПК РФ в срок, исчисляемый днями, не включаются нерабочие дни.
Особенностью рассмотрения дел названной категории является и то, что бремя доказывания правомерности принятого решения или обстоятельств как основания привлечения к административной ответственности возлагается на административный орган. Это прямо предусмотрено в части пятой статьи 205 и в части четвертой статьи 210 АПК РФ.
Рассматривая дела в порядке административного судопроизводства, суд занимает более активную позицию по сравнению с рассмотрением споров, вытекающих из гражданских правоотношений. Так, если рассматривается обычный гражданско-правовой спор, то суд, определив в общем виде предмет доказывания, может лишь предложить участвующим в деле лицам представить дополнительные доказательства и в определенных случаях оказать содействие в истребовании таких доказательств (статья 66 АПК РФ). Однако решающая роль в представлении доказательств принадлежит лицам, участвующим в деле, которые в принципе могут и отказаться от их представления.
Иная роль арбитражного суда закреплена процессуальными нормами при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности и оспаривании решений о привлечении к такой ответственности. Это, очевидно, связано с выполнением в этом случае судом не только задач по защите прав и интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, но и функций обеспечения законности в деятельности органов публичной власти[35].
Так, при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами заявителя и проверяет решение в полном объеме (часть седьмая статьи 210 АПК РФ). Будет логичным полагать, что и при рассмотрении таких дел в апелляционной и кассационной инстанциях арбитражный суд должен проверять правильность судебного решения в полном объеме, а не только в обжалуемой части или по тем доводам, которые приводятся в жалобе.
Проявлением большей активности арбитражного суда по такой категории дел является и правило, закрепленное в части пятой статьи 210 АПК РФ. Согласно названной норме арбитражный суд в случае непредставления административным органом доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, может истребовать доказательства от указанных лиц по своей инициативе. Аналогичное правило предусмотрено и в части пятой статьи 205 АПК РФ. При этом употребленный законодателем термин «может истребовать» вовсе не означает возможность выбора для суда (может сделать, а может и нет). «Может истребовать» означает наличие компетенции на истребование. К сожалению, это не единственный пример применения в законе не совсем удачного выражения, позволяющего на практике трактовать его следующим образом — раз может что-то делать, то может и не делать. Таким образом, например, часто истолковывают статью 47 АПК РФ, предусматривающую возможность замены ненадлежащего ответчика надлежа- щим. Это представляется в принципе неправильным. Вышеприведенное понимание закона, когда суд говорит — это мое право, а не обязанность, приводит к судебному произволу, ничего общего не имеющему с правосудием.
При рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет прежде всего свою компетенцию в этом вопросе.
Вопрос подведомственности арбитражному суду подобных дел определен в части третьей статьи 23.1 КоАП РФ. Определено, что судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и предусмотренных статьями 6.14, 7.24, 14.1, 14.10—14.14, частями первой и второй статьи 14.16, частями первой, третьей и четвертой статьи 14.17, статьями 14.18, 14.21—14.23 , 15.10, частями первой и второй статьи 19.19 КоАП РФ.
Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлекаются к административной ответственности за правонарушения, определенные законами субъектов Российской Федерации, что в принципе возможно исходя из статьи 1.1 КоАП РФ, то тогда у арбитражного суда отсутствует компетенция по рассмотрению дел о привлечении к такой ответственности. В то же время не следует путать эту ситуацию с теми случаями, когда в арбитражном суде оспаривается решение административного органа о привлечении к ответственности на основании закона субъекта. Оспорить такое решение юридическое лицо или индивидуальный предприниматель имеют право в арбитражномсуде.
Заявление о привлечении к административнойответственности должностного лица (понятие должностного лица в смысле кодекса приведено в примечании к статье 2.4 не подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Далее арбитражный суд проверяет, имеется ли состав административного правонарушения и не пропущен ли срок привлечения к административной ответственности, имея в виду положения статьи 4.5 КоАП РФ о давности привлечения к административной ответственности[36]. Необходимо также при назначении конкретной меры наказания учитывать как обстоятельства, смягчающие административную ответственность, так и обстоятельства, ее отягчающие (статьи 4.2, 4.3 КоАП РФ), не забывая при этом, что исчерпывающе определены только обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
КоАП РФ не предусматривает в принципе возможности назначить административное наказание ниже низшего предела, предусмотренного в конкретной статье Кодекса. В то же время в силу статьи 2.9 Кодекса арбитражный суд как орган, привлекающий к административной ответственности, при малозначительности совершенного административного правонарушения может освободить лицо, совершившее данное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. К сожалению, названная норма очень неохотно применяется арбитражным судом, и не последнюю роль в столь жестком подходе, отрицающем возможность расценить правонарушение как малозначительное и не позволяющем судам первой инстанции учитывать обстоятельства дела в каждом конкретном случае, играют вышестоящие суды.
Если давность привлечения к административной ответственности истекла, арбитражный суд не вправе принять положительное решение. Представляется, что в этом случае, имея в виду разъяснения постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.02 № 11 (пункт 18), следует вынести решение об отказе в привлечении к ответственности, а не о прекращении производства по делу, как это предусмотрено в статье 24.5 КоАП РФ. Таким же образом, то есть отказать в удовлетворении требований, следует поступать и при установлении иных обстоятельств, предусмотренных вышеназванной статьей, за исключением, пожалуй, последнего — смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении[37]. В случае смерти правонарушителя арбитражный суд, используя часть шестую статьи 150 АПК РФ, прекращает производство по делу.
На основании пункта 1 части первой статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если оно не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Можно выделить следующие случаи прекращения производства по делу по этому основанию:
— рассмотрение заявления о привлечении к административной ответственности по указанному в нем основанию не отнесено к подведомственности арбитражного суда в силу части третьей статьи 23.1 КоАП РФ;
— суд производит переквалификацию совершенного правонарушения и в соответствии с надлежащей квалификацией заявление в силу части третьей статьи 23.1 КоАП РФ не относится к подведомственности арбитражного суда.
Привлекая к административной ответственности, когда это происходит на грани истечения срока давности, арбитражный суд не может не учитывать положений части второй статьи 176 АПК РФ о том, что датой принятия решения считается дата изготовления решения в полном объеме. Как разъяснил Пленум ВАС РФ в постановлении от 02.06.04 № 10 (пункт 12), специфика такой категории дел не позволяет откладывать изготовление решения.
Проверка законности привлечения к административной ответственности и процессуальные проблемы:
В этом случае арбитражный суд выполняет функции, аналогичные тем, которые свойственны апелляционной инстанции по отношению к решениям суда первой инстанции. Арбитражный суд осуществляет контроль, проверяя законность постановления административного органа о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к ответственности, предусмотренной не только КоАП РФ, но и законами субъектов РФ.
Толкование части третьей статьи 30.1 КоАП РФ, части первой статьи 207 АПК РФ, а также статьи 29 АПК РФ в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что арбитражный суд рассматривает законность привлечения к административной ответственности не любых юридических лиц, а только тех, которые осуществляют предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Очевидно, это коммерческие организации и, возможно, некоммерческие, имеющие право заниматься такой деятельностью, если правонарушение совершено в связи именно с данной деятельностью, а также индивидуальные предприниматели.
Арбитражный суд рассматривает дела, отнесенные к его подведомственности в соответствии с частью третьей статьи 30.1 КоАП РФ, в том числе и тогда, когда вынесенное единоличным административным органом постановление вначале обжаловалось в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу[38].
Представляется, что в этом случае течение 10-дневного срока для обращения в арбитражный суд должно начинаться со дня получения решения вышестоящего органа (должностного лица) на постановление о назначении административного наказания.
Может ли арбитражный суд применить статью 2.9 КоАП РФ о малозначительности? На этот счет существуют две точки зрения.
Одна — нет, не может, поскольку по смыслу названной статьи ее может применить лишь орган, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении, в то время как суд рассматривает законность привлечения к административной ответственности. Но это ведь не так.
В силу статьи 30.7 КоАП РФ орган, рассматривающий постановление по делу об административном правонарушении, вправе его отменить и прекратить производство по делу, установив наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 2.9 Кодекса. В данном случае полномочиями по проверке законности постановления о привлечении к административной ответственности наделен арбитражный суд первой инстанции, и поэтому он в силу статьи 30.7 КоАП РФ вправе применить статью 2.9 этого же Кодекса. Однако в подобной ситуации арбитражному суду, исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 17 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.04 № 10, следует не прекратить производство по делу, а признать незаконным и отменить постановление о привлечении к административной ответственности.
Какова природа срока для оспаривания постановления о привлечении к административной ответственности?
Данный срок упорядочивает процедуру обжалования, обеспечивает правовой режим стабильности в сфере публичных правоотношений.
Существуют различные точки зрения о юридической природе названного срока. К сожалению, закон прямого ответа на этот вопрос не дает, отсутствуют и какие-либо официальные разъяснения со стороны ВАС РФ. В то же время возможное решение суда во многом зависит от того, рассматривать ли названный срок процессуальным, материальным или, как еще говорят, смешанным, содержащим элементы первого и второго. Это относится к случаям обращения в арбитражный суд с пропуском 10-дневного срока, когда ходатайство о его восстановлении отсутствует или подано, но суд не находит оснований для его восстановления. Как быть в этом случае, то есть какое значение придавать сроку?
Если он процессуальный, то и последствия его пропуска должны определяться нормами процессуального права и нельзя отказать в удовлетворении заявления по причине пропуска срока, как это происходит при пропуске срока исковой давности, но следует возвратить заявление без рассмотрения (часть вторая статьи 115 АПК РФ ).
Если же срок материальный, то такой отказ можно и допустить. С точки зрения автора, нет оснований для отнесения срока для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности к материальному. Поэтому при подаче заявления с пропуском срока при отсутствии ходатайства о его восстановлении арбитражному суду следует возвратить заявление в соответствии с частью второй статьи 115 АПК РФ. Если же ходатайство о восстановлении срока имеется, то дело принимается к производству суда в зависимости от того, будет ли оно удовлетворено. При отказе в восстановлении срока арбитражный суд выносит определение, которое обжалуется (части пятая и шестая статьи 117 АПК РФ).
Такое толкование вышеприведенной проблемы соответствует и подходу, приведенному в КоАП РФ. Так, в соответствии со статьей 30.3 этого Кодекса жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня получения копии постановления, а в случае пропуска этого срока и отклонения ходатайства о его восстановлении выносится определение, то есть по существу жалоба не рассматривается.
В то же время следует признать возможным и указание в судебном решении на пропуск без уважительной причины срока для обращения, но только как дополнительный аргумент обоснования законности принятого административным органом постановления и с учетом того, что арбитражный суд ранее не вынес определение о восстановлении этого срока.
Может возникнуть вопрос: не противоречит ли последний вывод вышеприведенному о том, что этот срок является процессуальным? Представляется, что нет, поскольку такая рекомендация может быть использована лишь в том случае, когда арбитражный суд по каким-то причинам «не обратил внимания» на подачу заявления с пропуском срока и уже утратил возможность возвратить заявление без рассмотрения. Такое решение не будет означать придания сроку характера срока исковой давности, поскольку последний применяется лишь по заявлению стороны в споре[39].
2.2. Способы защиты прав субъектов рекламных правоотношений
Право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права. Права субъектов рекламных правоотношений могут быть защищены двумя способами: административным и судебным.
В целях предупреждения, выявления и пресечения ненадлежащей рекламы антимонопольные органы обладают достаточным набором средств административного воздействия на нарушителей рекламного законодательства, куда входит возможность выдачи нарушившим закон рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспро-странителям обязательных для исполнения предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предъявление в суд или арбитражный суд исков о публичном опровержении недостоверной рекламы (об осуществлении контррекламы) и о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением рекламного законодательства, а также привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за ненадлежащую рекламу.
Процедура, сроки рассмотрения дел и принятие по ним решений ФАС России и его территориальными управлениями по признакам нарушения законодательства о рекламе на настоящий момент регулируются Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона «О рекламе» в рамках осуществления государственного контроля за субъектами рекламной деятельности и соблюдением ими установленных нормативными актами предписаний антимонопольный орган наделен нравом возбуждать и рассматривать дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В этих целях ФАС России и ее территориальным органам законодатель предоставил возможность выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а в отношении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления — обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе.
Согласно ст. 37 Закона «О рекламе» решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде.
Суд — инстанция, применяющая закон к казусам, встречающимся в действительности. Но в силу невозможности для законодателя предвидеть все разнообразие казусов судебная практика поневоле не может ограничиваться одним только применением закона к ситуациям, возникающим из окружающей действительности. В обществе встречаются случаи, законом не предусмотренные и нормами права не урегулированные. Разрешая споры, основанные на таких случаях, нередко сталкивается с не нашедшими отражение в законодательных актах обстоятельствами. В результате он просто вынужден создавать для них новые нормы и правила. Решение суда — разрешение конкретной жизненной ситуации, которое устанавливает правило поведения, обладая принудительной силой. Пленумы, разъясняя смысл действующего законодательства, фактически формулируют новое правило, отличное от того, которое содержалось в нормативном акте.
Относительно производства по делам об административных правонарушениях в области рекламы, также претерпевшего изменения в связи с вступлением в силу нового КоАП, необходимо отметить следующее. Прежде всего регламентирование порядка производства по делам об административных правонарушениях теперь осуществляется исключительно КоАП. Данный вывод следует из п. 4 ч. 1 ст. 1.3 Кодекса, который предусматривает, что установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, является предметом ведения Российской Федерации.
Дело о нарушении законодательства о рекламе может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях. Как следует из ч. ч. 1 и 2 ст. 28.3 Кодекса, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.3, могут составлять должностные лица антимонопольных органов, должностные лица органов внутренних дел (милиции), должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Особенность производства по делу о нарушении законодательства о рекламе состоит в том, что в случаях, если после выявления такого административного правонарушения осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия[40], требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование, срок которого не может превышать один месяц с момента возбуждения дела (в исключительных случаях он может быть продлен, но не более чем на месяц). В случае проведения такого расследования протокол об административном правонарушении составляется по его окончании (ст. 28.7 КоАП). Протокол об административном правонарушении в течение суток с момента его составления должен быть направлен в орган (должностным лицам), уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении[41].
По общему правилу дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Если проводилось административное расследование, дело рассматривается по месту нахождения органа, его проводившего. Важно отметить, что в силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП дело об административном правонарушении должно рассматриваться с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу. В отсутствие его дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Нарушение в прошлом аналогичной нормы прежнего КоАП РСФСР неоднократно влекло на практике принятие решений судебных органов о недействительности постановления по делу об административном правонарушении, с вытекающими из этого последствиями. По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо о назначении административного наказания.
Постановления по делам о нарушениях законодательства о рекламе могут быть обжалованы. Это корреспондирует п. 4 ст. 31 Закона о рекламе, согласно которому рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично решения антимонопольного органа. Если субъектом правонарушения является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, постановление обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (ч. 3 ст. 30.1 КоАП). Арбитражный процессуальный кодекс РФ содержит специальную главу, регламентирующую рассмотрение дел об административных правонарушениях в этих судах. В остальных случаях постановление обжалуется и пересматривается в порядке, установленном гл. 30 КоАП.
Действующая редакция Закона «О рекламе» не предусматривает возможности осуществления правомочия требования и правомочия на защиту лично потребителями рекламы, а предоставляет ее только представителям, указанным в законе вопроса о предупреждении и пресечении фактов ненадлежащей рекламы, допущенных юридическими и физическими лицами;
При защите права на надлежащую рекламу применяются следующие способы защиты гражданских прав: восстановление положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; возмещение причиненного вреда, включая моральный (неимущественный) вред; прекращение или изменение правоотношения.
Распространение ненадлежащей рекламы влечет серьезные негативные последствия. Защита от негативных последствий помимо гражданско-правовых санкций включает в себя и организационно-превентивные меры, которые реализуются через административные способы. Одним из таких способов, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей на надлежащую рекламу, является сертификация рекламной продукции. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в исследовании положения и выводы позволяют углубить научные знания о гражданско-правовом регулировании рекламной деятельности и могут быть использованы в качестве исходного материала для дальнейшего изучения правовых проблем регулирования и защиты прав потребителей на надлежащую рекламу, а также в процессе совершенствования рекламного законодательства и правоприменительной практики.
Вопросы ответственности за нарушения рекламного законодательства лежат в ведении в большей степени антимонопольного органа или в исключительных случаях могут быть оспорены в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания. Причем подача заявления о признании недействительным решения, предписания антимонопольного органа не приостанавливает исполнения решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания.
Весьма важным является положение о том, что лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или в арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, а также о публичном опровержении недостоверной рекламы.
Закон устанавливает также, что в случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и при выдаче соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.
Государство как субъект правовой деятельности в сфере рекламы обеспечивает режим защиты потребителя от недобросовестной конкуренции, оберегает последнего от заблуждения и нанесения вреда его здоровью, чести и достоинству, деловой репутации организации.
Становится очевидным, что грамотно выстроенная система правового регулирования не только не ограничивает свободу действующего субъекта, но и напротив, придает этой деятельности открытый, динамичный характер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реклама в нашей стране стала необходимым условием функционирования предприятий различных форм собственности. Она затрагивает интересы миллионов людей и является неотъемлемой частью их жизни. Из всего набора рыночных инструментов российский бизнес быстро освоил и стал широко использовать рекламу. Это связано с тем, что в системе маркетинговых коммуникаций является наиболее доступным методом стимулирования продаж.
Как любое явление рыночной экономики, рекламное дело требует высочайшего профессионализма, который наряду с глубокими знаниями основ профессии требует от тех, кто ею занимается, такта, художественного вкуса и, конечно же, чувства ответственности.
Важнейшей составляющей системы контроля рекламной деятельности является государственное регулирование. Оно достигается как созданием широкой законодательной базы, так и формированием системы исполнительных органов разных уровней, осуществляющих контроль. Антимонопольные органы РФ ведут активную работу в сфере регулирования рекламной деятельности и уже добились ряда положительных результатов. В России также ведутся работы в области саморегулирования рекламы, и непосредственное участие в этом принимает сами участники рекламной деятельности.
Система саморегулирования рекламы в России пока еще окончательно не
сложилась, но очевидно одно: рекламный бизнес в России достаточно силен,
чтобы отстаивать свои корпоративные интересы перед законодателями и на деле доказывать право на саморегулирование в сфере бизнеса, к тому же существует ряд положительных примеров успешного функционирования системы саморегулирования в зарубежных странах.
Термин ответственность достаточно многообразен. Его существование предопределено общественным характером человеческого поведения и отражает взаимосвязь общества и отдельного человека. Жить в обществе и быть свободным от него, от его законов, нельзя: в любых жизненных ситуациях человек должен сопоставлять поступки с существующими в обществе нормами и ценностями, с интересами других людей. В свою очередь общество сопоставляет свои интересы и поведение с деятельностью субъекта, адекватно реагируя на различные варианты поведения (поощряя, одобряя ответственное поведение или наказывая нарушителя).
Административная ответственность является одним из важнейших институтов административного права. Законодатель, устанавливая административную ответственность за то или иное противоправное деяние, признает тем самым, что это деяние представляет общественную вредность, а некоторые из них общественную опасность, дает ему соответствующую юридическую оценку, осуждает противоправное деяние и лицо его совершившее. В связи с этим актуальным становится вопрос об основаниях применения данной ответственности, тем более, что в Российском законодательстве появляются новые составы административных правонарушений, чему в том числе способствует нормотворческая работа субъектов РФ; изменяется административно — юрисдикционная деятельность: появляются новые органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, вносятся коррективы в структуру таких органов и в содержание их полномочий; нарабатывается судебная практика, в т.ч. по таким субъектам административной ответственности как юридические лица, вносятся изменения в действующий порядок вынесения постановлений о наложении взысканий.
Административно-правовая защита в сфере предпринимательства является наиболее широкой, поскольку охватывает не только ответственность за нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, но и устанавливает процедуру ведомственной защиты (рассмотрение и решение заявлений, жалоб и других документов органами исполнительной власти в порядке подчиненности. Административно-правовая защита может осуществляться и специализированными органами, которым предоставлены соответствующие полномочия в сфере предпринимательства.
В результате исследования административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе приходим к следующим выводам:
1. Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе физических и юридических лиц представляет собой обременение личного и материального характера за совершение административных правонарушений посредством применения судом или компетентным органом специальных мер административного наказания в особом процессуальном порядке.
Привлечение к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства заключается в применении административных наказаний, которые носят, как правило, материальный характер. За все административные правонарушения в области рекламы применяется административное наказание в виде административного штрафа, и только в качестве дополнительной санкции возможно применение административного наказания в виде конфискации продукции и оборудования, используемого для изготовления и распространения рекламы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
2 Государственными органами, осуществляющими контроль за соблюдением законодательства о рекламе является Федеральная антимонопольная служба, Прокуратура РФ, органы местного самоуправления. Данные органы осуществляют свои полномочия как самостоятельно, так и взаимодействуя между собой.
Полномочия Федеральной антимонопольной службы по контролю за соблюдением законодательства в сфере рекламы включают в себя:
— принимать правила рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях в рекламной сфере деятельности;
— осуществлять контроль и надзор за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа);
— выдавать предписания, обязательные для исполнения в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством и законодательством о рекламе;
— осуществлять иные полномочия в установленной сфере деятельности;
ФАС также имеет право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к ее компетенции, заказывать проведение необходимых исследований, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в сфере рекламы.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:
— за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),
— прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Правовые акты
1. Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней редакции Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 30.04.2010 №69-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 2001. №1. Ст. 1; 2010. №94. Ст.2117.
3. Арбитражный процессуальный кодекс от 24 июля 2002г. №95-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 28.06.09 №124-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 2002. №30. Ст. 3012; 2009. №19. Ст. 1710.
4. Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 27.12.09 №354-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 2006. №12. Ст. 1232; 2009. №52. Ст. 6430.
5. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22 ноября 1995г. №171-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 30.12.2008 №45-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 1995. №48. Ст. 4553; 2008. №30. Ст. 3026.
6. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992г. №2300-1 (в последней ред. ФЗ от 23.11.09 №234-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 1992. №3. Ст. 140; 2009. №34. Ст. 564.
7. Федеральный конституционный закон «Об Арбитражных судах Российской Федерации» от 28 апреля 1995г. №1-ФКЗ (в последней ред. ФКЗ от 07.05.09 №7-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. 1995. №18. Ст. 1589; 2009. №1. Ст. 1.
Научная литература
1. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. — М.: Статут. 2000. – 312с.
2. Бахрах Д.Н. Административное право. — М.: издательский дом «ИНФРА-М». 2000. – 288с.
3. Баранова, М.В. Новеллы базового Закона «О рекламе» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Раздел «Книги и пресса».
4. Белоусова Е.Г., Василенкова И.И. Правовое регулирование рекламной деятельности: Комментарии и законодательство. — М.: 2001. – 294с.
5. Викентьев И. Реклама в «законе» // Экспресс Сервис. 1994. № 5. – С. 11
6. Викентьев И., Березина В., Захаров И. Реклама — двигатель
техники. Обзор патентов в области рекламы // Рекламное
измерение. 1995. № 16. – С. 34-37.
7. Вольдман Ю.Я. Закон «О рекламе»: об изменениях, которые
внесены, и изменениях, которые могли бы быть внесены //
Хозяйство и право. 2002. № 11. — С. 114 — 115.
8. Всеволжский К.В., Мединский В.Р. Правовые основы коммерческой рекламы. — М.: 2007. – 112с.
9. Еременко В.И. Новое российское законодательство о рекламе // Адвокат. 2006. № 5. – С. 58-62.
10. Евстафьев В.А. Актуальные проблемы российского рекламного рынка //Российский рекламный ежегодник. 2006. № 13. – С. 15-21.
11. Горячева Ю.Ю. Разграничение рекламы и информации не рекламного характера // Законодательство. 2000. № 5. — С. 25 — 27.
12. Дениссон Д., Гоби Л. Учебник по рекламе. — М.: 2003. – 211с.
13. Желов В. Новый Закон о рекламе: за и против // Реклама. 2000. № 5-6. – С. 13-15.
14. Кузнецова О.Б. Правовое регулирование отношений возникающих в области рекламы: афтореф. дисс.: канд. юрид. наук. — М.: 1999. – 152с.
15. Лисецкий Р.М. Административная ответственность за нарушения законодательства о рекламе: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М.: 2005. – 254с.
16. Медянкова Е.В. Правовое регулирование рекламной информации: Дисс. канд. юрид. наук. – М.: 2002. – 65с.
17. Мишулин, Г.М. О применении некоторых законодательных норм в рекламной практике // Реклама и право. 2005. № 2(5). – С. 18-20.
18. Некрасова И.В. Правовое регулирование рекламы //Адвокат. N 7. 2007. – С. 21-28.
19. Нечуй-Ветер В.Л. Основания возникновения обязательств по оказанию рекламных услуг; Сборник законодательных и иных правовых актов и документов о рекламе / Отв. ред. д.ю.н., профессор Г.А. Свердлык. — М.: 2009. – 241с.
20. Пузыревский С.А. Государственный контроль соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе //Российский рекламный ежегодник. 2006. № 26. – С. 12-17.
21. Рожков И.Я. Реклама: планка для «профи». — М.: 1997. – 34с.
22. Романов А.А. Закон и индустрия скрытой рекламы //Реклама и право. 2006. N 2. – С. 14-18
23. Страунинг, Э.Л. Пробелы в правовом регулировании рекламной деятельности в свете нового Закона «О рекламе» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Раздел «Книги и пресса».
24. Свердлык Г.А. Сборник законодательных и иных правовых актов и документов о рекламе. — М.: 2001. – 219с.
25. Тимошенко И.В. Административная ответственность: Учебное пособие. – М.: Ростов-на-Дону. 2009. – 483с.
26. Фокова Е. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе // Юрист. 2002. N 9. – С. 39-45.
Материалы юридической практики
1. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года „О рекламе“ от 04 марта 1997г. N 4-П //Собрание законодательства РФ. 1997. №11. Ст. 1372.
2. Постановление Пленума ВАС РФ „О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации“ от 09.12.2002 №11 //Хозяйство и право. 2002. №1.
3. Постановление Пленума ВАС РФ „О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ от 27.01.2003 №2 //Вестник ВАС РФ. 2003. №3.
4. Постановление Пленума ВАС РФ »О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях” от 02.06.2004 №10 //Вестник ВАС РФ. 2004. №8.
–PAGE_BREAK–