Административная ответственность за правонарушения в промышленнос

–PAGE_BREAK–Нарушение правил относительно борьбы с болезнями и вредителями растений квалифицируется как преступление (ст. 158 УК), если такое действие привело к тяжелым следствиям. Если таких следствий нет, то действие расценивается как административное правонарушение (ст. 105 Кпап);
Нарушение правил охраны линий связи и повреждение линейных и кабельных сооружений связи является административным правонарушением, предусмотренным ст. 147 Клап. Если же эти действия вызвали прерывание связи, то они расцениваются как преступление (ст. 2051 УК);
Потрава посевов и повреждение насаждений, совершенные нарочно, которые нанесли значительный ущерб, — действие, которые тянет за собой криминальное наказание (ст. 159 УК), а совершенные непреднамеренно — административное наказание (ст. 104 Кпап);
Криминальное наказанное нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 215 УК) отличается от административное наказанного (статьи 123, 124, 125, 128) таким признаком, как задача потерпевшему легких или средней тяжести телесных повреждений или существенного материального ущерба;
Проступок и преступление различаются также по способу совершения действия, формой вины, мотивом правонарушения и другими признаками.
Значительное сходство оказывается между административными и дисциплинарными правонарушениями. И те и другие являются непреступными правонарушениями. Их расследование, применение санкций за их совершение осуществляются в процессе исполнительно-розпорядительной власти деятельности. Степень общественной опасности административных и дисциплинарных правонарушений практически равнозначный. Подтверждает данное обстоятельство то, что лица, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов, за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность.
Имеют они и другие похожие черты (виновность, противоправность).
Однако это разные правовые явления. Суть отличий между ними в такому.
Во-первых, они имеют неодинаковую правовую природу и нормативную базу. Административные проступки зафиксированы в законодательстве об административных правонарушениях, которое в данное время кодифицировано. Здесь дано понятия административного правонарушения, описанные конкретные их составы, установленная подведомственность, детально регламентируются процессуальные вопросы.
Во-вторых, субъектом дисциплинарного проступка является член трудового коллектива (рабочий, служащий), а субъектом контроля и принуждения — руководитель этого коллектива,
Субъектом административного правонарушения есть гражданин или должностное лицо, у которого нет стойких организационных связей с субъектами контроля и принуждения.
В-третьих, дисциплинарный проступок состоит из нарушения тех связей, которые положены на лицо как на член трудового коллектива и в связи с его ролью в этом коллективе. Поэтому дисциплинарная вина — всегда нарушения имеющейся в организации дисциплины.
Административное же правонарушение заключается в нарушении общеобязательных правил, установленных для всех граждан независимо от того, где они работают и которую выполняют работу. Правда, в ряде случаев трудовая и административно-правовая обязанности могут совпадать. Это касается водителей, рабочих торговли и т.п… В таких случаях совершенные ими нарушения есть одновременно дисциплинарными и административными.
В-четвертых, за дисциплинарные проступки санкции к виновному применяются руководителем того коллектива, членом которого является правонарушитель (директором предприятия, ректором вуза, командиром части), или вышестоящим начальником. За административные правонарушения взыскания накладываются субъектом функциональной власти.

2. Административная ответственность
Понятие и основания административной ответственности. Административная ответственность — это специфическое реагирование государства на административное правонарушение, которое заключается в применении уполномоченным органом или должностным лицом предусмотренного законом взыскания к субъекту правонарушения.
Как явление правовой действительности она характеризуется двумя видами признаков. Во-первых, это признака, присущий юридической ответственности в целом (основные); во-вторых, признаки, которые отмежевывают административную ответственность от других видов юридической ответственности (производные).
Основные признаки административной ответственности состоят в том, что она:
является средством охраны установленного государством правопорядка;
нормативное определенная и заключается в применении (реализации) санкций правовых норм;
является следствием виновного антиобщественного действия;
сопровождается государственным и общественным порицанием правонарушителя и содеянного им действия;
связанная с принуждением, с отрицательными для правонарушителя следствиями (морального или материального характера), которых он должны испытать;
реализуется в соответствующих процессуальных формах. Производные признаки административной ответственности определяются ее юридической природой.
Продолжительное время в правовой науке основанием административной ответственности считалось противоправное виновное действие или бездеятельность, которая поднимает установленное административно-правовой нормой правило, но по своему характеру и следствиями не влечёт за собой криминального наказания.
Итак, первым исходным моментом был тезис о том, что нарушение правил поведения, установленных любой административно-правовой нормой, тянет за собой административную ответственность. Второе исходное положение заключалось в тезисе о том, что привлечение к административной ответственности возможное только при нарушении нормы административного права. Тем не менее современная юридическая практика довела, что эти отправные позиции не всегда верные. Исследование Института административной ответственности свидетельствуют о том, что она наступает, во-первых, при нарушении не всех, а только определенной группы административно-правовых норм, и, во-вторых, при нарушении норм не только административного права.
Это объясняется спецификой административного права, которое, как известно, регулирует общественное отношения, которое возникало в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства. Вследствие разнообразия общественных отношений, которые возникали в данной области, все нормы административного права образовывают несколько групп. Это такие, что:
закрепляют порядок образования и правовое положение субъектов;
определяют формы и методы управленческой деятельности;
устанавливают порядок прохождения государственной службы, права и обязанности государственных служащих;
определяют способы и порядок обеспечения законности в государственном управлении;
регулируют управление отдельными областями (социально-культурной, административно-политической и т.п.), государственными функциями и территориями;
устанавливают права и обязанности разных категорий физический лиц в сфере исполнительной и распорядительной деятельности государства.
Как правило, административная ответственность наступает за нарушение наименьшей части административно-правовых норм, а именно за нарушение физическими лицами некоторых обязанностей в сфере государственного управления, т.е. за совершение административных правонарушений (проступков).
Относительно основной массы норм административного права, то нарушение установленных ими правил влечёт дисциплинарную ответственность. Больше того, в ряде случаев отдельные категории физических лиц (например, военнослужащие) при совершении административных правонарушений подлежат дисциплинарной ответственности, тогда как по общему правилу установленная ответственность — административная (ст. 15 Клап).
Таким образом, не всякое нарушение правил, установленных административно-правовой нормой, служит причиной административной ответственности. Административную ответственность влечёт нарушение только той нормы административного права, которая предохраняется административными санкциями.
Вдобавок, административная ответственность может наступать не только за нарушение правил, установленных административно-правовой нормой, а и за нарушение норм других областей права. В частности, ст.51 Уголовного кодекса предусматривает возможность привлечения к административной ответственности лица, которое осуществило преступление, которое не имеет большой общественной опасности.
Изложенное разрешает определить, что производными признаками административной ответственности будут такие:
1. Ее основанием есть не только административное правонарушение (проступок), а и нарушение норм других областей права, в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством.
2. Она заключается в применении к виновным административным взысканиям. В ст. 23 Кпап указано, что административное взыскание является мерой ответственности.
3. Право привлечения к административная ответственность предоставлена многим государственным органам и их должностным лицам. Среди них — органы государственной исполнительной власти, местного самоуправления, суды (ст. 213 Кпап). Полный их перечень содержится в разделе III (статьи 218-244) Кпап.
4. Законодательством установлен особый порядок привлечения к административной ответственности (составление протокола, сбор и оценка доказательств, вынесение постановления и т.п.).
5. Административная ответственность урегулирована нормами административного права, которое содержит перечни административных взысканий и органов, уполномоченных их применять.
6. Право установления административной ответственности имеет довольно широкий круг субъектов: Верховная Рада;
Реальная юридическая ответственность наступает при наличии трех оснований: нормативной, составной частью которой есть норма, которая закрепляет состав; фактической (правонарушение);
процессуальной (правоприменительный, юрисдикционний акт).
Система правовых норм, которые регулируют применение административных взысканий, является нормативной основой административной ответственности.
По смыслу их можно поделить на три вида:
а) правовой – правовые — материально-правовые, что закрепляют общие вопросы административной ответственности (задача и система законодательства об административных правонарушениях, основаниях и субъекты ответственности, система административных взысканий и др.); составы административных проступков;
б) процессуальный – процессуальные — административно-процессуальные, что закрепляют проведение в делах об административных правонарушениях;
в) организационные, что закрепляют порядок создания, правовое положение, подведомственность субъектов административной юрисдикции.
Нормы, которые устанавливают административную ответственность, рассредоточенные в разных кодексах и нормативных актах. Основному их источником является Кодекс Украины об административных правонарушениях. Параллельно с ним действуют Таможенный, Лесной, Воздушный кодексы; законы ” О чрезвычайном состоянии”, «Об охране государственной границы», «О борьбе с коррупцией» и др., что содержат нормы, которыми устанавливается административная ответственность.
Так, законом «О чрезвычайном состоянии» установленная административная ответственность за нарушение лицом режима чрезвычайного состояния и злостное многоразовое нарушение этого режима (ст. 31). Законом «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» установленная ответственность за административные правонарушения, связанные с деятельностью на рынке ценных бумаг (ст. 13).
Все вместе они представляют законодательство об административных правонарушениях.
В 60-х и 70-х годах ученые-административисти провели большую работу по разработке основных положений об административной ответственности и подготовили проекты кодифицированных актов. Ее результатом стало принятие 7 декабря 1984 г. Кодекса об административных правонарушениях (введено в действие с 1 июня 1985 г.), что действует и сегодня, правда, со значительными изменениями и дополнениями. Он содержит свыше 330 статей, объединенных в 33 главы и 5 разделов.
Целые, принципы, полномочия участников проведения в делах об административных правонарушениях закрепленные в IV разделе Кпап. Здесь же содержатся положение о порядке осуществления административного расследования и рассмотрения дел, обжалование принятых постановлений.
Последний, V раздел Кпап называется «Выполнение постановлений о наложении административных взысканий». В нем сконцентрированные нормы, которыми регулируется выполнение каждого из существующих взысканий.
Необходимо указать, что административные проступки большей частью совершаются в один время, а рассматриваются в другого. Между днем совершения действия и днем привлечения к ответственности за это действие проходит определенный срок, на протяжении которого может измениться законодательство. Если старая норма упразднена, возникает вопрос, которой нормой нужно руководствоваться: той, что действовала на момент совершения, или той, что действует на момент рассмотрения дела.
Этот вопрос решается по-разному, исходя из материальных и процессуальных норм.
По общему правилу, лицо, которое совершило административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, которое действует во время и по месту совершения правонарушения (ч. 1 ст. 8 Кпап).
Поэтому акты, которые устанавливают или усиливают ответственность, обратной силы не имеют и могут применяться лишь относительно действий, содеянных после вступления этих актов в законную силу. Гуманизм административного права проявляется в установленному законом исключении из общего правила, согласно которому нормы, которые смягчают или отменяют ответственность, имеют обратную силу, т.е. распространяются и на правонарушение, содеянные ко вступлению таких норм в силу (ч. 2 ст. 8 Капа).
Итак, если гражданин совершил проступок, когда действовали одни процессуальные нормы, а дело рассматривается позднее, когда уже вступили в силу новые процессуальные правила, проведение должны быть проведено согласно новым нормам.
В данное время возникает вопрос о существовании административной ответственности юридических лиц. Тем не менее данная проблема не приобрела приемлемое решение ни в законодательстве, ни в теории административного права.
Дело в том, что действующее административное законодательство не дает обобщенного определения субъекта административного правонарушения и даже не употребляет такого термина. В Кодексе Украины об административных правонарушениях используется термин «лицо» без четкого указания на то, которая это лицо: физическая или юридическая. За рамками Кпап действует довольно большая группа норм, которые устанавливают ответственность юридических лиц из совершения противоправных действий. И хотя такие действия не отнесены законодателем к административным правонарушениям, а ответственность за них не названа административной, они имеют много их признаков. Это, например, нормы, которые устанавливают ответственность объединений граждан (статьи 28-32 Закона «Об объединении граждан» от 16 июня 1992 г.), нормы Закона «Об ответственности предприятий, учреждений и организаций за нарушение законодательства о ветеринарной медицине» от 5 декабря 1996 г. и т.п… Больше того, в Законе Украины «О семенах» от 15 декабря 1993 г. ст. 25 содержится такое положение: «Юридическое и физический лица, виновные в нарушении законодательства по вопросам семеноводства, привлекают к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности согласно законодательству Украины».
Очевидно, эти обстоятельства разрешают некоторым исследователям считать, что в административном праве Украины, по аналогии с Российской Федерацией, где действует закон «Об административной ответственности предприятий, учреждений и организаций за административные правонарушения в области строительства», уже сегодня существует административная ответственность юридических лиц1. Думаем, что данная позиция больше отвечает перспективам усовершенствования института административной ответственности, чем реалиям сегодняшнего дня.
Действующий на сегодня Клап недвусмысленно, хотя и косвенно, признает субъектом проступка только физический лицо. Об этом, в частности, свидетельствуют закрепленные нормативное его признаки.
Так, ст. 12 устанавливает возраст, с достижением которого наступает административная ответственность (16 лет); ст. 20 предусматривает как обязательный признак субъекта его вменяемость; ст. 33 требует при наложении взыскания учитывать лицо правонарушителя; ст. 256 требует, чтобы в протоколе об административном правонарушении в обязательном порядке были ведомости о лице правонарушителя, а также обязывает правонарушителя подписать протокол; ст. 268 закрепляет за лицом, которое совершило проступок, право выступать родным языком и т.п… Тяжело вообразить, что перечисленные нормы рассчитанные на юридических лиц. Больше того, ст. 27 Кпап абсолютно точно определяет, что штраф является денежным взысканием, которые накладывается на граждан и должностных лица за административные правонарушения.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Характеристика административных взысканий. Сущность и цель административного взыскания зафиксированы в ст. 23 Кпап. В ней подчеркивается, что административное взыскание является мерой ответственности и применяется с целью воспитания лица, которое совершило административное правонарушение, в духу соблюдения законов, а также предотвращение совершения новых правонарушений.
К лицам, которые не являются гражданами Украины, может быть применено административное выдворение за границы Украины (ст. 24 Кпап и ст. 32 Закона «О правовом статусе иностранцев»).
Все названные взыскания тесно связанные между собой и образовывают единую систему. Их прежде всего объединяет общая цель: защита правопорядка, воспитание лиц, которые совершили административные проступки, в духу соблюдения законов, а также предупреждение совершения новых проступков как самыми правонарушителями, так и другими лицами.
Каждое взыскание является наказанием, мерой ответственности, предназначенной за проступки, а применение любого взыскания означает наступление административной ответственности и тянет для виновного неблагоприятные юридические следствия.
Административное взыскание причиняет виновному определенные страдания, ограничение. Тем не менее наказание не являются самоцелью, оно только необходимое средство воспитания и предупреждение правонарушений. Взыскание является предупредительным мероприятием на пути совершения новых правонарушений со стороны виновного (частная превенция) и правонарушений со стороны других лиц (общая превенция). Задача предупреждения правонарушений некоторые наказания решают не только своим воспитательным влиянием, а и лишением правонарушителя возможности снова нарушить закон.
Административные взыскания накладываются компетентными органами и должностными лицами путем издания специальных индивидуальных актов управления, которые имеют принудительный характер. Принудительное влияние должен быть справедливым, отвечать характеру проступка и лица правонарушителя. Его тяжесть зависит от тяжести проступка.
Каждое из приведенных в статье взысканий не равнозначное другому по объекту взыскания, все они не совпадают по объему и весом влияния. Это разнообразие отбивает множественность объектов административных правонарушений и средств посягательств на них, а также неравномерная степень опасности правонарушений.
За характером влияния взыскания делятся на личные, имущественные, лично-имущественные. Так, предупреждение и административный арест направлены непосредственно на лицо правонарушителя. К имущественному принадлежат штраф, исправимые работы, изъятие и конфискация предмета. Лично-имущественным взысканием являются лишения специального права. Это взыскание в тому или другому объеме влияет на личность через его имущественные интересы.
Система взысканий сурово формализована: ими есть только те мероприятия принудительного влияния, которые законодатель определил как административные. Любые другие средства принуждения, даже если они подобные взыскания за целью, содержанием, названием, к таким не принадлежат. Так, нужно отличать такие взыскания, как административный арест (ст. 32), уплатное изъятие предмета (ст. 28) и конфискацию предмета (ст. 29), лишение специального права от таких мероприятий обеспечения проведения в делах об административных правонарушениях, как административное задержание (ст. 261), изъятие вещей и документов (ст. 265), отстранение водителей от управления транспортными средствами (ст. 266).
Виды административных взысканий. Предупреждение (ст. 26 Каап) применяется как самостоятельная степень наказания за совершение незначительных административных нарушений, а также относительно лиц, которые впервые совершили проступок и при этом имеют добрые характеристики. Содержание предупреждения как меры административного взыскания заключается в официальному, от лица государства, осуждении противоправного действия органом административной юрисдикции и в предупреждении правонарушителя о недопустимости таких действий в дальнейшем.
Предупреждение о прекращении противоправного поведения производится, когда правонарушение еще не закончено, с целью прекращения противоправного поведения и в установленных законодательством случаях является обязательным первым мерой принуждения.
Таким образом, данная предупредительная мера отличается от предупреждения как административного взыскания тем, что взыскания накладывается за определенный проступок компетентным государственным органом путем вынесения специального постановления.
Предупреждение-Взыскание необходимо также отличать от предупреждения как меры воздействия относительно несовершеннолетних (от 16 до 18 лет), что применяется в порядке ст. 24.
Штраф — административное взыскание накладывается на правонарушителей или в административном порядке (органами административной юрисдикции), или в судебном ( административно-юрисдикционнае полномочия городских и районных судов). Это исключительно денежное взыскание. Действующему законодательству об административных правонарушениях не известны другие формы штрафа (например, натуральный штраф).
В административно-юрисдикционной практике штраф — доминирующий вид взыскания. Прежде всего это объясняется тем, что он предусмотрен как единое или альтернативное мероприятие за большинство административных правонарушений.
В случае неуплаты штрафа в установленный срок постановление о наложении взыскания направляется для содержания соответствующей суммы из денежных прибылей правонарушителя. Если удержать штраф из этих прибылей не имеет возможности, должностным лицом выносится постановление о наложении штрафа судебным исполнителем при районном (городском) суде. Судебный исполнитель направляет взыскание штрафа на личное имущество правонарушителя.
Цель уплатного изъятия — исключить владение предметом, запрещенным к использованию или же используемым с нарушением установленных правил. Данная мера более мягкая сравнительно с конфискацией и отличается от нее уплатным характером.
За целевой направленностью данное взыскание отличается от такой меры, как реквизиция. Реквизиция (от лат. reguisitum  — необходимое) — это изъятие государственного имущества у владельца в государственных или общественных интересах с выплатой владельцу стоимости реквизированного имущества.
Административно-правовая конфискация всегда есть специальной (имеет специальный характер). Это означает, что конфискуется не все имущество и не любые предметы. Конфискация производится только относительно вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо названных в законе (ружей и других орудий охоты, предметов спекуляции и т.п.).
К лицам, для которых охота являются основным источником существования, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов к ней, а также других орудий охоты.
Изъятие как предупредительная мера производится в связи с реальным, а не возможным правонарушением, тем не менее наказание правонарушителя не является ее целью. Цель данной меры — прекращение правонарушения.
Изъятые в порядке прекращения правонарушения предметы сохраняются к рассмотрению административного дела. После рассмотрения дела относительно этих предметов принимается решение или об их конфискации, или возвращение владельцу, или об их уплатном изъятии.
Изъятие с целью предупреждения правонарушений допускается относительно предметов, которыми владеют на законных основаниях, тем не менее конкретные обстоятельства разрешают соответствующим государственным органам принимать решение об их изъятии в административном порядке. Решение о таком изъятии принимаются согласно действующему законодательству.
Конфискация как одно из дополнительных наказаний за совершение преступлений (статьи 23 и 35 УК) производится исключительно за приговором суда, является дополнительным наказанием за совершенное преступление, может распространяться на все имущество осужденного или его часть, независимо от связи предметов, которые конфискуются, с преступным действием.
Изъятие на основании гражданско-правовых норм осуществляется исключительно в судебном порядке с соответствующим иском (см.: статьи 105, 136 ЦК).
Лишение специальных прав. Лишение прав — это ограничение правосубъектности гражданина в административном порядке за административные проступки. Эта мера применяется относительно тех субъективных прав, которые раньше были предоставлены субъекту органами государственного управления. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, орган государственного управления временно лишает его этого права.
Среди взысканий Кпап называет только два вида лишения специального права: права управления транспортными средствами (статьи 108; 116; 122; 123; 124; 130 и др.) и права охоты (ст. 85).
Такое взыскание предполагается за грубое или систематическое нарушения порядка пользования правом. Оно применяется уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел (относительно права на управление автомобильным транспортом); органами речного транспорта и Госавтоинспекции по маломерным судам (относительно права управления речными и маломерными судами); органами, которые осуществляют надзор за соблюдением правил охоты (относительно права на охоту) на срок до трех лет.
Лишение прав, будучи взысканием, вместе с тем выполняет задачи прекращения противоправной деятельности, в нем удачно соединяются карательный и пресекательный моменты. Предупредительная задача оно решает не только путем исправления и перевоспитание правонарушителя, а и путем лишения его возможности снова совершать аналогичные проступки.
К лицам, которые пользуются транспортными средствами в связи с инвалидностью, лишение права на управление может применяться только в случаях управления ими транспортом в состоянии опьянения. Нельзя лишать права охоты лиц, для которых охота являются основным источником существования.
Исправимые работы (ст. 31 Кпап) — взыскание имущественного характера, который длится. Оно применяется на срок от 15 дней до двух месяцев с отбытием по месту постоянной работы виновного и с отчислением в 20 проценты его заработка в доход государства.
Исправимые работы назначаются районным (городским) судом (судьей). Данная санкция применяется только к правонарушителям, которые имеют постоянную работу. Она не может применяться к нетрудоспособным лицам (пенсионеров по возрасту, инвалидов, к беременным). Кроме этого, согласно ст. 15 Кпап, исправимые работы не могут быть примененные к военным, призванных на сборы военнообязанных, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Исправимые работы назначаются только как основное взыскание и происходят исключительно по месту постоянной работы правонарушителя. Отчисления осуществляются из заработка за основным местом работы, по совместительству, гонораров, получаемых по договорам и трудовыми соглашениями. Они не допускаются из пенсий, денежной помощи, выплат одноразового характера.
Кроме отчислений денежных сумм в доход государства, исправимые работы припускают еще ряд правоограничений имущественного и трудового характера, так, в период отбытия исправимых работ запрещается предоставление очередного отпуска, время их отбытия не зачисляется в трудовой стаж, не допускается увольнение с работы по собственному желанию, кроме частных случаев (переход на работу с лучшими условиями работы, на работу по специальности и т.п.).
В случае принятия решения о выселении иностранец обязан покинуть территорию Украины в сроки, указанные в этом решении. Если иностранец уклоняется от выполнения такого решения, то он подлежит задержанию и принудительному выселению, тем не менее для этого необходимая санкция прокурора. Задержание для принудительного выселения допускается только на срок, необходимый для практической реализации данного решения.

3. Управление промышленностью
3.1 Организация управления
Промышленность — ведущая отрасль народнохозяйственного комплекса государства, ставящая своей целью добычу и переработку природных богатств. От состояния и развития промышленности зависят состояние и развитие других отраслей народного хозяйства, социально-культурного и административно-политического строительства, а следовательно, и уровень жизни граждан, развития общества, государства в целом.
Промышленность подразделяют на тяжелую (производство средств производства) и легкую (производство предметов потребления), а также на нефтяную, угледобывающую, текстильную, пищевую и другие виды (в зависимости от конечного продукта), которые представляют собой подотрасли промышленности. В свою очередь подотрасли промышленности подразделяются на еще более мелкие, так называемые суботрасли промышленности. Например, подотрасль текстильной промышленности объединяет текстильные, швейные и другие предприятия, подотрасль горной промышленности — горнодобывающие, горнообогатительные, горнометаллургические и другие предприятия и т.д.
Как объект управления промышленность представляет собой довольно сложную систему, объединяющую различные подотрасли. Отраслевая организация промышленности предопределяет и сложную структуру органов государственного управления в этой сфере, их разнообразные полномочия.
Правовые основы организации и управления промышленностью в Украине закреплены в Конституции, законах Украины «О предпринимательстве», «О предприятиях в Украине», «О промыш-енно-финансовых группах в Украине» и др., актах Президента Украины, Кабинета Министров Украины, ведомственных актах.
Управление промышленностью осуществляется по отраслевому принципу с учетом территориального и межотраслевого управления. Оно направлено на координацию и дальнейшее развитие производственных сил общества и государства, повышение эффективности труда, снижение себестоимости продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности на мировом рынке, защиту и наполнение внутреннего рынка отечественными товарами, услугами и т.д.
Наряду с промышленными предприятиями государственного сектора в новых экономических условиях дальнейшее развитие получают промышленные предприятия негосударственных форм собственности — акционерные, частные, совместные (в том числе и с международным капиталом) и др. Государственное управление ими имеет свои, довольно существенные отличия от управления промышленными предприятиями общегосударственной и коммунальной собственности и сводится в основном к воздействию на них экономическими мерами (налоговой, таможенной, финансовой политикой и др.), контролем за их деятельностью.
Промышленные предприятия и их объединения — основные (первичные) звенья промышленности. Именно они являются непосредственными производителями промышленной продукции. Их деятельность соединяет в себе как централизованное руководство, так и самостоятельность и инициативу в принятии конкретных решений в пределах своих полномочий и в соответствии с прогнозами экономического и социального развития отрасли, предписаний вышестоящих органов.
Предприятие осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательством Украины и соответствуют целям, предусмотренным уставом предприятия. Государство гарантирует соблюдение прав и законных интересов предприятия.
В соответствии с формами собственности, предусмотренными законодательством Украины, в промышленности могут действовать такие виды предприятий:
частное предприятие, основанное на собственности физического лица;
коллективное предприятие, основанное на собственности трудового коллектива предприятия;
хозяйственное товарищество;
предприятие, основанное на собственности объединения граждан;
коммунальное предприятие, основанное на собственности соответствующей территориальной громады;
государственное предприятие, основанное на государственной собственности, в том числе казенное предприятие.
В Украине могут действовать и другие виды и категории промышленных предприятий, в том числе арендные, создание которых не противоречит законодательным актам Украины.
Управление промышленным предприятием осуществляется в соответствии с его уставом на основе объединения прав собственника относительно хозяйственного использования своего имущества и принципов самоуправления трудового коллектива. Предприятие самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штаты.
Собственник осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы. Собственник или уполномоченные им органы могут делегировать эти права совету предприятия (правлению) или иному органу, который предусмотрен уставом предприятия и представляет интересы собственника и трудового коллектива.
Наем (назначение, избрание) руководителя предприятия является правом собственника (собственников) имущества предприятия и реализуется непосредственно или через уполномоченные им органы.
    продолжение
–PAGE_BREAK–