Административная ответственность за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ На правах рукописи ЗДОЛЬНИК АЛЕКСАНДР ВЯЧЕСЛАВОВИЧАДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯСпециальность 12.00.14 – административное право, финансовое право, информационное правоАВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наукМосква – 2010Работа выполнена на кафедре административного права и административной деятельности ОВД ФГОУ ВПО «Саратовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»^ Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Мильшин Юрий НиколаевичОфициальные оппоненты: Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор ^ Дугенец Александр Сергеевич;кандидат юридических наукКошелкин Сергей Юрьевич.Ведущая организация: государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Воронежский государственный университет»Защита диссертации состоится «___» ______ 2010 г. в 14 часов 30 мин. на заседании диссертационного совета Д 203.002.06 Академии управления МВД России по адресу: 125171, Москва, ул. З. и А. Космодемьянских, дом 8, ауд. № 404. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии управления МВД России.Автореферат разослан «___» _________ 2010 г.Ученый секретарь диссертационного совета кандидат юридических наук, доцент К.Л. Яковлев^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. В начале XXI века проблема обеспечения безопасности дорожного движения приобрела для Российской Федерации особую актуальность. Исключительная важность решения этой проблемы обусловлена тем, что интенсивная коммерциализация автомобильных перевозок и дорожного хозяйства России породила свертывание системы ежедневного контроля физического состояния водителей, отмену административной ответственности за систематическое нарушение правил движения, ограничение полномочий Госавтоинспекции, усложнение процедур производства по делам об административных правонарушениях и др. Вместе с тем уровень человеческих и материальных потерь от дорожно-транспортных происшествий в России, обусловленный высоким темпом автомобилизации, в 5-8 раз превышает соответствующие параметры развитых западно-европейских государств, а совокупные потери валового внутреннего продукта составляют более 180 миллиардов рублей в год1. Обстановка на дорогах России и всего мира представляет реальную опасность демографии и национальной безопасности многих государств. Из-за масштабов наносимого вреда аварийность отнесена ООН к основным угрозам современности. За последние 10 лет в Российской Федерации в дорожно-транспортных происшествиях погибли 315 тысяч человек, более 2 млн. получили увечья, нанесен значительный ущерб экономике страны. По статистике в России самый большой показатель смертности в дорожно-транспортных происшествиях по сравнению с Европой. За 6 месяцев 2009 года в России произошло свыше 84 тысяч ДТП, в которых погибли более 10 тысяч человек и свыше 106 тысяч получили травмы. Сложной остается обстановка и с детским травматизмом. С начала года погиб 341 ребенок и почти 9 тысяч были ранены. Ежегодно увеличивается количество транспортных средств. В прошлом году прирост автопарка составил 2,5 млн.1 В современных условиях одним из важнейших факторов, определяющих уровень безопасности дорожного движения, становится эффективность законодательства об административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения и процесса его реализации. В этой связи очень важное значение приобретает обеспечение надлежащего уровня производства по делам об административных правонарушениях в данной области общественных отношений, так как пробелы в административном законодательстве и противоречивая практика его применения при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на безопасность дорожного движения, создают определенную почву для общественного мнения о неспособности государства обеспечить безопасность дорожного движения. Дела о правонарушениях в области дорожного движения рассмотрены в отношении 2228,5 тыс. лиц или 41,3 % от общего числа рассмотренных мировыми судьями дел. Подвергнуто административным наказаниям 1725,8 тыс. лиц или 80,3 % от общего числа лиц, в отношении которых были рассмотрены дела об административных правонарушениях по статьям главы 12, из них: 1138,0 тыс. лиц (65,9 %) к лишению специального права, 306,0 тыс. лиц (17,7 %) к административному аресту, 281,1 (16,3) % к штрафу. В сравнении с 2008 годом снижение числа дел составило 1 %: 2 млн. 254,4 тыс. лиц (43,8 % от общего числа рассмотренных дел). Подвергнуто административным наказаниям 80,3 % (68 % к лишению специального права, 17,2 % к административному аресту, 14,8 % к штрафу)2.В этой связи исследование проблемы административной ответственности за правонарушения в сфере дорожного движения и практики их применения, бесспорно, актуально. Актуальность избранной темы исследования обусловливается недостаточной разработанностью вопросов квалификации административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, в частности, наличием в практике применения норм об административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения проблем применения сроков давности; проблем привлечения к административной и материальной ответственности работников, управляющих транспортным средством работодателя, за нарушения Правил дорожного движения, не содержащие признаков составов административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения; проблем квалификации административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения по объективным и субъективным признакам.^ Степень разработанности темы. Проблемы административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения ввиду своей многоаспектности на протяжении последнего десятилетия постоянно привлекают внимание широкого круга ученых и специалистов административно-правовой сферы. Однако этим проблемам был посвящен ряд трудов в рамках исследования общих проблем привлечения к административной ответственности за правонарушения в целом, обеспечения административно-правового режима безопасности дорожного движения. В той или иной степени вопросы административной ответственности затрагиваются в работах: А.Б. Агапова, А.П. Алехина, Д.Н. Бахраха, А.С. Дугенца, А.А. Кармалицкого, И.Ш. Килясханова, Н.М. Конина, С.С. Маиляна, В.М. Манохина, Ю.Н. Старилова, Ю.А. Тихомирова, А.Ю. Якимова и др. Проблемы безопасности дорожного движения рассматривались в трудах И.В. Ахременко, Н.С. Бондаря, А.И. Васильева, В.З. Гущина, В.В. Захаренко, В.Д. Кондратьева, Б.П. Кондрашова, В.В. Лапаевой, А.М. Медведева, Д.М. Овсянко, И.В. Питеркина, С.В. Пчелинцева, В.Н. Соколова, Е.И. Спектра, С.В. Степашина, Н.В Сухаревой, С.Д. Хазанова, А.П. Шергина и др. Наиболее предметно некоторые вопросы реализации административной ответственности и производства по делам об административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения нашли отражение в работах отечественных ученых-административистов: Л.В. Астафьева, А.А. Белова, Н. Гетьмана, В.В. Головко, А. Гуничева, В.Г. Гусева, С.Н. Дмитриева, Д.С. Дубровского, А.Н. Емелина, В.И. Жулева, Н. Завойкиной, А. Зрелова, О.А. Ивановой, А.И. Коробеева, С.Ю. Кошелкина, А.И. Кузьмина, Ю.П. Кузякина, А.С. Ловинюкова, В.В. Лунеева, Л.С. Матишевского, В.И. Мельниковой, А.Ф. Ноздрачева, Б.В. Россинского, Н.Г. Салищевой, П.П. Серкова, А.В. Семенистого, П.А. Солошенкова, А.А. Турдубаева, В.А. Тюрина, В.А. Федорова, В.И. Фектистова и др. Следует отметить, что труды вышеназванных ученых послужили теоретической основой исследования. Вместе с тем в работах перечисленных авторов отражены лишь отдельные аспекты проблем административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. ^ Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе совершения административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения и практики применения материальных и процессуальных норм об ответственности за нарушения в сфере безопасности дорожного движения. ^ Предметом исследования являются нормативно-правовые акты и другие источники, отражающие механизм административно-правового регулирования правонарушений в сфере дорожного движения, а также данные правоприменительной практики об ответственности за подобные правонарушения. ^ Цель и задачи исследования. Целью исследования является проведение научного анализа проблем реализации административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения, правовых пробелов производства по делам об административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения, разработка на этой основе предложений по совершенствованию норм административного законодательства, регулирующих отношения обеспечения безопасности дорожного движения, устанавливающих основание, условия и процедуру привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений в сфере дорожного движения, а также выработка рекомендаций, связанных с правильной квалификацией административных правонарушений в области дорожного движения. Поставленная цель обусловливает необходимость следующих задач: – изучение понятия и содержания безопасности дорожного движения; – рассмотрение становления и развития института административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения; – изучение административно-правового режима обеспечения безопасности дорожного движения; – разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности дорожного движения; – исследование особенности административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения; – анализ проблем административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения; – определение перспектив совершенствования правовых норм об административной ответственности за нарушения безопасности дорожного движения и практики их применения; – выявление проблем применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушения в области дорожного движения; – разработка способов преодоления коллизий на стадиях производства по делам об административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения.^ Методологической основой диссертационного исследования является доктрина современного административного права России. В процессе работы использованы общенаучные методы познания – исторический, логический, системно-структурный, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, формально-юридический и эмпирический. Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, основаны на изучении источников конституционного, административного, уголовного, гражданского и иных отраслей российского права, постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР, Российской Федерации, касающихся проблем, связанных с административной ответственностью за правонарушения в сфере дорожного движения. ^ Эмпирическую основу исследования составила судебная практика по делам об административных правонарушениях в сфере дорожного движения Верховного Суда РФ, Московского областного суда, Пензенского областного суда, Тамбовского областного суда, Саратовского областного суда, мировых судей указанных субъектов Российской Федерации, данные конкретных социологических исследований, проведенных автором за 2003-2009 гг., в ходе которых получены экспертные оценки от более чем 470 судей, сотрудников ГИБДД МВД России, прокуроров, экспертов, адвокатов, статистические данные о правонарушениях подобного рода за 2003-2009 годы, сведения, полученные учеными. ^ Научная новизна исследования. Работа представляет исследование вопросов, связанных с административной ответственностью за правонарушения в сфере дорожного движения, системный анализ проблемы юридико-технического конструирования регулятивных и охранительных административно-правовых норм, регулирующих отношения обеспечения безопасности дорожного движения, проблем квалификации административных правонарушений в сфере дорожного движения по объективным признакам. Автор разработал ряд научно обоснованных предложений по совершенствованию административно-правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности дорожного движения в части оптимизации использования технических средств при организации дорожного движения, законодательного закрепления оснований остановки транспортных средств, а также норм, регламентирующих основание, условия и процедуру привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения; сформулировал предложения по изменению положений Постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, разъясняющих отдельные аспекты применения административно-правовых норм об ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. Более конкретно новизна сформулированных автором выводов и рекомендаций представлена в положениях, выносимых на защиту: 1. Авторское определение понятия «административно-правовой режим обеспечения безопасности дорожного движения» как особой системы закрепленных в законодательстве административно-правовых норм и необходимых организационных управленческих мероприятий, определяющих правовой статус участников дорожного движения и порядок его реализации, обусловленный особенностями деятельности, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. 2. Предложение о дополнении статьи 2 «Основные термины» Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определением термина «технические средства наблюдения и контроля» как комплекса приспособленных для организации дорожного движения оптико-электронных (тепловизионных, телевизионных и т.д.), лазерных, фотографических, акустических приборов и устройств, используемых для определения местоположения или идентификации участников дорожного движения и транспортных средств, а также средства регистрации, обработки и передачи информации и другое оборудование; части 1 ст. 22 «Требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации» после слов «технических средств и конструкций…» словами «…, а также технических средств наблюдения и контроля…». 3. Основные направления совершенствования деятельности по административно-правовому регулированию в сфере безопасности дорожного движения: – закрепление оснований остановки транспортных средств в ст. 281 «Основания для остановки транспортных средств» Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в целях усиления гарантии необоснованного ограничения конституционных прав и свобод граждан, во избежание возможности злоупотреблений со стороны должностных лиц ГИБДД МВД России. – создание центров орга­низации дорожного движения и управления им в городах, которые объеди­няют системы реверсивного, приоритетного и маршрутизированного движения; сообщений о ДТП с включением в контур управления постоянной прямой связи других органов и служб, причас­тных к организации дорожного движения во исполнение требований ст. 22 Федерального закона 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» о комплексном использовании технических средств при организации дорожного движения. 4. Авторские предложения по совершенствованию административного законодательства в сфере безопасности дорожного движения: – в целях обеспечения принципа неотвратимости привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения, соблюдения прав и законных интересов граждан необходимо внесение следующих изменений в ст. 4.5 КоАП РФ: введение годового срока давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения; приостановление срока давности привлечения к административной ответственности в случае передачи дела от одного органа юрисдикции к другому, при передаче дела по месту регистрации транспортного средства, в случае неявки по уважительным причинам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. – с целью установления ответственности за нарушения Правил дорожного движения, не содержащие в настоящее время признаков составов административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, а также разрешения коллизий при привлечении к административной и материальной ответственности работников, управляющих транспортным средством работодателя, за нарушения Правил дорожного движения, целесообразно Главу 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения» дополнить статьей 12.38 «Нарушение водителями правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств или иного имущества» следующего содержания: «Нарушение водителями правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества, – влечет наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот рублей». – в целях реализации гарантированного ст. 48 Конституции РФ права на квалифицированную юридическую помощь лицам, привлекаемым к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, на протяжении всего срока административного расследования целесообразно дополнить текст ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ положением следующего содержания: «В случае принятия решения о проведении административного расследования по выявленному событию административного правонарушения защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента вынесения такого решения». – для эффективного сочетания принципов индивидуализации и дифференциации при привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений водителями транспортных средств в состоянии опьянения автором предлагается законодательно определить предельно допустимые концентрации алкоголя в крови. 5. С целью минимизации субъективного усмотрения уполномоченных должностных лиц при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушения в области дорожного движения главу 27 КоАП РФ следует дополнить указанием на основание для применения каждой отдельной меры процессуального обеспечения. 6. Для создания действенного механизма обжалования мер обеспечения, уравновешивающего процессуальные возможности иных участников производства по отношению к лицу, уполномоченному на ведение дела об административном правонарушении в сфере дорожного движения, необходимо внести в главу 27 КоАП РФ изменения, регулирующие право обжалования примененной к лицу меры обеспечения.^ Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования для дальнейшего изучения теоретических проблем административной ответственности за административные правонарушения в сфере дорожного движения. Практические предложения, сформулированные в диссертационном исследовании, могут быть применены в законотворческой деятельности в целях совершенствования административного законодательства, а также в правоприменительной практике органов внутренних дел, прокуратуры, и суда. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе высших и средних специальных заведений юридического профиля, в системе первоначальной подготовки, повышения квалификации и переподготовки работников, осуществляющих правоприменительную деятельность в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.^ Апробация материалов исследования. Положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в исследовании, докладывались на кафедре права и правовых проблем кооперации Поволжского кооперативного института автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», а также на всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях: «Охрана, безопасность и связь» (Воронеж, Воронежский институт МВД России, 2005), «Научный потенциал инновационной деятельности потребительской кооперации» (Энгельс, Поволжский кооперативный институт Центросоюза Российской Федерации, 2005), «Модернизация государства и права России в XX-XXI вв.: исторический опыт и современные проблемы» (Тамбов, Тамбовский филиал Московского университета МВД России, 2006), «Актуальные проблемы юридической науки в России в XX-XXI вв.» (Тамбов, Тамбовский филиал Московского университета МВД России, 2007), «Актуальные проблемы развития государства и права России в XX – начале XXI века» (Тамбов, Тамбовский филиал Московского университета МВД России, 2008), «Актуальные проблемы административной деятельности органов внутренних дел в современной России» (Москва, Академия управления МВД России, 2009). Основные теоретические выводы, содержащиеся в диссертации, отражены в восьми опубликованных работах автора общим объемом 1,8 п.л. Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе при преподавании курса «Административное право», «Административная деятельность в органах внутренних дел» в Тамбовском филиале Московского университета МВД России. Отдельные результаты используются в практической деятельности подразделений УГИБДД УВД по Тамбовской области.^ Структура и объем диссертации определены целями, задачами и логи­кой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющие восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования, определяются степень научной разработанности темы, объект и предмет исследования, цель и задачи, характеризуются методологическая и эмпирическая основы работы, указаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования.^ В первой главе – «Безопасность дорожного движения как правовая категория» – исследуется сущность и содержание безопасности дорожного движения; развитие института административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения; административно-правовой режим обеспечения безопасности дорожного движения. В первом параграфе исследуется сущность и содержание безопасности дорожного движения, рассматриваются основные подходы к определению безопасности, национальной безопасности, безопасности дорожного движения. Исходя из анализа определений понятия «безопасность дорожного движения», делается вывод о том, что безопасность дорожного движения, являясь административно-правовым институтом национальной безопасности, определяется как состояние процесса перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Можно констатировать, что низкая правовая культура, помноженная на отсутствие в законодательстве правовых норм, регулирующих порядок и условия применения привычных для большинства зарубежных государств средств контроля (например, приборов видеонаблюдения), предопределяет закономерный высокий уровень человеческих и материальных потерь.В этой связи весьма дискуссионным является применение презумпции невиновности к нарушителям безопасности дорожного движения, особенно в связи с дополнением с 1 июля 2008 г. ст. 1.5 «Презумпция невиновности» КоАП РФ примечанием следующего содержания: «Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи». Дело в том, что до вступления в силу 1 июля 2002 г. Кодекса РФ об административных правонарушениях презумпция невиновности распространялась на отношения, урегулированные уголовным правом, на основании того, что ст. 49 Конституции России содержит более узкий термин «преступление», а не широкий – «правонарушение», позволяющий включить в себя и уголовное преступление, и административное правонарушение. Расширительное толкование ст. 49 Конституции РФ, выразившееся во внесении в статью 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях понятия «презумпция невиновности», на практике послужило основой для резкого сужения количества фактов привлечения к административной ответственности действительных нарушителей безопасности дорожного движения. Вместе с тем во многих зарубежных государствах подход к презумпции невиновности в административно-правовых отношениях обусловлен жизненно важными интересами участников дорожного движения. Так, для наказания владельца автомобиля за превышение скорости или разговор по мобильному телефону во время движения достаточно фиксации таких административных правонарушений камерой наблюдения. Возможно, подобные жесткие меры, в конечном счете, оказываются более оправданными и правовыми, соотносящимися с духом и целью законов, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения и реализацию принципов безопасности дорожного движения. В силу указанных причин автор формулирует вывод о необходимости внесения в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следующих изменений: ст. 2 «Основные термины» дополнить определением термина «технические средства наблюдения и контроля» – комплекс приспособленных для организации дорожного движения оптико-электронных (тепловизионных, телевизионных и т.д.), лазерных, фотографических, акустических приборов и устройств, используемых для определения местоположения или идентификации участников дорожного движения и транспортных средств, а также средства регистрации, обработки и передачи информации и другое оборудование; ч. 1 ст. 22 «Требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации» после слов «технических средств и конструкций…» дополнить словами «…, а также технических средств наблюдения и контроля…».^ Второй параграф включает исследование института административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. Автором отмечается, что становление института административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения происходило в следующие хронологические периоды: 1) административное законодательство досоветского периода (до октября 1917 г.); 2) советское социалистическое административное право; 3) постсоветское административное право. Административное законодательство досоветского периода в части установления ответственности за дорожно-транспортные происшествия не разграничивает правонарушения на транспорте и правонарушения в области безопасности дорожного движения, отсутствует систематизация правонарушений в сфере безопасности дорожного движения. В советский период административное законодательство в части установления ответственности за правонарушения в области безопасности дорожного движения характеризуется наличием целого комплекса нормативных правовых актов, содержащих основания и меры административной ответственности за правонарушения на транспорте и в области дорожного хозяйства. Относительно правонарушений в сфере безопасности дорожного движения в постсоветский период Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. исходил из самостоятельности отношений по организации работы транспорта и безопасности дорожного движения. ^ В третьем параграфе исследуется административно-правовой режим обеспечения безопасности дорожного движения. Автором изучаются различные трактовки понятия «правовой режим» в целом и «административно-правовой режим» в частности. Указывается, что огромный вклад в развитие теории правовых режимов внесли Д.Н. Бахрах, Н.И. Матузов, А.В. Малько, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов, С.Д. Хазанов и другие ученые. На основе теоретического и практического анализа специфики административно-правового режима обеспечения безопасности дорожного движения автор формулирует определение административно-правового режима обеспечения безопасности дорожного движения, который представляет собой особую систему административно-правовых норм, устанавливаемых федеральным законодательством, которые определяют правовой статус участников дорожного движения, обусловленный особенностями деятельности, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Автором формулируется значимый вывод о том, что важным средством соблюдения административного режима обеспечения безопасности дорожного движения является установление ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения. ^ Вторая глава – «Проблемы реализации административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения» – посвящена исследованию признаков и основания административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения, а также проблем привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. Автором сформулированы предложения по совершенствованию правовых норм об административной ответственности за нарушения безопасности дорожного движения и рекомендации по практике их применения.^ В первом параграфе исследуются сущность, признаки и основание административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения. Автор обоснованно отмечает, что роль административной ответственности за нарушения в сфере безопасности дорожного движения в предупреждении высокого уровня человеческих и материальных потерь от дорожно-транспортных происшествий в России недооценивается современной наукой. Административная ответственность в сфере безопасности дорожного движения обеспечивается бессудными властными принудительными действиями, в том числе с применением морального или физического принуждения к нарушителю Правил дорожного движения. В работе раскрывается соотношение понятий «административное принуждение», «административная ответственность», «административное наказание», «административная санкция». Автором обосновывается позиция, согласно которой сущность и назначение административного принуждения в сфере безопасности дорожного движения заключается в регулировании общественных отношений в области дорожного движения, а единственным основанием для применения мер административного принуждения в сфере дорожного движения является отказ лица от добровольного исполнения предписания, содержащегося в правовой норме, то есть противоправное поведение. Учитывая, что административная ответственность за нарушения в сфере безопасности дорожного движения обладает всеми признаками административной ответственности, являющейся разновидностью юридической ответственности, которая в свою очередь производна от понятия «ответственность», административную ответственность в сфере дорожного движения следует определить как применение к физическому, юридическому лицу, виновному в совершении административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, мер принудительного воздействия, ограничивающих имущественные (неимущественные) права нарушителя либо устанавливающих его дополнительные обязанности. В работе доказывается, что административная санкция – элемент административно-правовой нормы, содержанием которого являются негативные последствия в виде меры административного принуждения, направленный на обеспечение нормального действия диспозиции и реализуемый в случае ее нарушения.^ Во втором параграфе анализируются проблемы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения. Справедливую озабоченность ряда ученых-административистов вызывают не столько проблемы безопасности дорожного движения, сколько проблемы привлечения виновных лиц к административной ответственности за совершаемые правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. Автор отмечает, что исходя из анализа значительной части рассматриваемых судами дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, следует выделить проблемы применения сроков давности по делам об административных правонарушениях в сфере дорожного движения, проблемы привлечения к административной и материальной ответственности работников, управляющих транспортным средством работодателя, за нарушения Правил дорожного движения, не содержащие признаков составов административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, проблемы квалификации административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения по объективным признакам. К числу наиболее распространенных способов умышленного затягивания рассмотрения дела за пределы установленного законом срока, как показывает анализ материалов судебной практики, относится уклонение правонарушителя от получения судебных повесток или иных форм извещения о времени и месте рассмотрения его дела (40,5%), неявка в суд в связи с болезнью или нахождением в