Вопросы для студентов ЮИ ТГУ для подготовки к экзаменупо курсу «Административная юстиция»
1 Предмет курса Общаяхарактеристика административной юстиции
2 Правовые основыадминистративной юстиции
3 Методы учебнойдисциплины
4 Административнаяюстиция как отрасль права, отрасль законодательства, наука, учебная дисциплинаМесто права административной юстиции в системе российского права
5 Общее понятиеюридического процесса
6 Особенностиюридического процесса и его виды
7 Понятиеадминистративного процесса как вида юридического процесса
8 Административнаяюрисдикция
9 Административноесудопроизводство как метод осуществления правосудия
10 Сущностьадминистративной юстиции Виды административного судопроизводства.
11 Проблемы развитияадминистративной юстиции в России
12 Системаадминистративной юстиции в России в конце 19 начале 20 столетия
13 Системаадминистративной юстиции в послеоктябрьской России
14 Постсоветский этапразвития административной юстиции
15 Понятие и значениепринципов административного судопроизводства РФ Система принципов и направленияее развития
16 Принципы,определяющие независимость судебной власти и организацию суда
17 Принципы,обеспечивающие охрану интересов общества и личности
18 Принципы,определяющие порядок деятельности суда при разрешении административного дела
19 Кругадминистративных дел, подведомственный судам общей юрисдикции
20 Кругадминистративных дел, подведомственный арбитражным судам
21 Кругадминистративных дел, подведомственный Конституционному Суду РФ
22 Понятие и системасубъектов, участвующих в производстве по делу об административномправонарушении
23 Суд как субъектадминистративной юстиции Процессуальное положение должностного лица,уполномоченного на составление протокола об административном правонарушении,процессуальное положение прокурора
24 Процессуальноеположение лица, привлекаемого к административной ответственности,
25 Процессуальноеположение адвоката,
26 Потерпевший и егопроцессуальное положение,
27 Законныепредставители, свидетель, эксперт, переводчик и их процессуальное положение,
28 Методологическиеосновы доказывания по делу об административных правонарушениях
29 Предмет и пределыдоказывания по делу об административных правонарушениях
30 Структура предметадоказывания по делу об административных правонарушениях
31 Понятие доказыванияпо делу об административных правонарушениях
32 Структура процессадоказывания по делу об административных правонарушениях
33 Субъекты доказыванияОбязанность доказывания по делу об административных правонарушениях
34 Понятиедоказательства по делу об административных правонарушениях
35 Классификациядоказательств по делу об административных правонарушениях
36 Виды доказательствпо делу об административных правонарушениях
37 Процессуальныйпорядок рассмотрения дел, возникающих из административных отношений
38 Процессуальныйпорядок рассмотрения дел об административных правонарушениях
39 Порядок иособенности исполнения решения суда по административным делам
40 Обжалование иопротестование судебных решений по административным делам
41 Административнаяюстиция стран континентальной системы права
42 Административнаяюстиция стран англосаксонской системы права
1. Предмет курса. Общая характеристика административнойюстиции (нормы, эффективность правосудия, история, современная административнаяюстиция)
Проблемавзаимоотношений гражданина с властью и его структурами занимало человеческоеобщество с незапамятных времен Не случайно человеческое общество знаетгромадное число теоретических доктрин, пытавшихся так или иначе объяснитьсущество отношений между человеком, с одной стороны, и государством и егоорганами с другой Многие видные мыслители размышляли над способами ограничениягосударственного произвола Так постепенно родилась идея «правовогогосударства» Юридический анализ этого термина и введение его в оборотсделаны впервые Робертом фон Молем — имперским министром юстиции Германии (1832г) Известный русский юрист В Гессен в работе «О правовом государстве»дал следующее определение «Правовым, называется государство, которое признаетобязательным для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем,юридические нормы Правовое государство в своей деятельности, в осуществленииправительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит подправом, а не вне и над ним» Я напоминаю вам признаки правовогогосударства, которые ранее вами изучались С некоторыми вариациями их можносвести к следующим
1 В правовомгосударстве твердо проводится верховенство закона
2 В правовомгосударстве реализуется принцип единства права и закона (т.е. любойнормативно-правовой акт не только по форме, но и по смыслу и содержанию долженбыть правовым)
3 Правовое государствоосуществляет концепцию разделения властей на законодательную, исполнительную исудебную
4 Правовое государствогарантирует субъективные права гражданина по отношению к органам государства, вт ч и административным органам
Нас более всегоинтересует последний признак Всегда существовала проблема как ограничитьпроизвол государственной власти, как сохранить права человека Гарантиясубъективных прав обеспечивается в том числе возможностью граждан использоватьсудебную форму защиты против любых действий административных органов Насколькогарантированны эти субъективные прав, настолько государство правовое Это привелопроф Чечота к обоснованному выводу, ( что административная юстиция являетсянепременной принадлежностью правового государства
Что же такоеадминистративная юстиция ?
В самом общем видеправо административной юстиции или «административно-исковое право»как определял его известный русский ученый административист НМ Коркунов — этосовокупность административно -процессуальных норм, регламентирующих судебныйпорядок разрешения споров между гражданами либо юридическими лицами с однойстороны и органами государственной власти с другой, возникающее в определеннойсфере сфере государственного управления Нормы этого права преимущественноадминистративно-процессуальные Они регулируют общественные отношения,складывающиеся при судебном разрешении споров, где одной из сторон являетсяобязательный участник — орган государственной власти, должностного лица, органамсу.государственного служащего и муниципального служащего Таким образом можноопределить предмет формирующейся отрасли права — права административнойюстиции, составляющей основу административному судопроизводству Предметомотрасли права административной юстиции являются общественные отношения,складывающиеся при судебном разрешении споров, возникающих в особой сфере — сфере государственного управления, где одной из обязательных сторон являетсяорган государственной власти
В связи сразрозненностью административно-процессуальных норм, отсутствием единогоадминистративно-процессуального кодекса трудно говорить о строгой системе праваадминистративной юстиции Это все споры с органами государственной власти, мсу идругие как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах и другихНаблюдается единство процесса как в суде общей юрисдикции, так и в судахарбитражной системы Попробуем очертить круг вопросов, с которыми мы столкнемсяпри изучении курса Нам предстоит изучить ряд правовых институтов институтжалобы или институт административного иска, институт
производства по деламоб административных правонарушениях; уяснить принципы административной юстиции;получить представление о доказывании по административному делу, исследоватьпонятие доказательства и ряд других важных вопросов.
В связи с изложеннымпопытаемся дать определение предмета науки административной юстиции. Это преждевсего административно-процессуальное право в статике; практика примененияпроцессуального законодательства, перспективы его развития исторический опытего развития в России и зарубежных странах.
2. Правовые основы административной юстиции
К ним относятсянормативные акты, в которых содержатся общие и конкретные правила, определяющиепорядок административно-процессуальной деятельности
1. Прежде всего этоКонституция РФ 12.12 93 г. Впервые в ч.2 ст. 118 К. закреплено, что«судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского,административного и уголовного судопроизводства». Эта норма далабезусловное основание поставить вопрос о наличии в российском правесамостоятельной отрасли — административного судопроизводства и необходимостипринятия административно-процессуального кодекса. Административноесудопроизводство один из способ осуществления правосудия Обращаю ваше вниманиена ряд общих положений Конституции, которые имеют отношение к административномусудопроизводству. Так, ст. 19 Конституции РФ закрепила, «Все равны перед законом».Это положение исключительно важно как для правосудия в целом, так и дляадминистративного судопроизводства в частности, т к лишь в судебном споре ссубъектом власти гражданин или юридическое лицо является равноправной стороной.
Следует отметить и, п.1,2 ст.46 К.РФ в соответствии с которой «Каждому гарантируется судебнаязащита его прав и свобод. Решения и действия (бездействия) органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, общественныхобъединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд» Обращаю вашевнимание, что некоторые из конституционных норм носят чисто процессуальныйхарактер и вы наверняка их изучали в курсах уголовного и гражданскогопроцессов. Напомню некоторые из них ч 1 ст. 123 «Разбирательство во всехсудах открытое», ч3 ст. 123 «Судопроизводство осуществляется наоснове состязательности и равноправия сторон»
2. Следующийнормативный акт, являющийся правовой основой административной юстиции — это ФКЗ«О судебной системе РФ» от 31 12 96 г №1-ФКЗ.Ч.3 ст.1 этого законафактически воспроизводит, ч.2 ст 118 К РФ. Важное значение для административнойюстиции имеет ст.26 упомянутого закона, в которой предусмотрена возможностьсоздания специализированных судов по рассмотрению административных дел Почемуэто важно? Дело в том, что многие ученые. административисты связываютсуществование административной юстиции лишь с наличием специальныхадминистративных судов Это приводит их к выводу, что в России отсутствуетадминистративная юстиция Так, д.ю н Якуба О М. д.ю.н. Хаманева полагают, чтоЛишь «специальные административные трибуналы образуют в точном смыслеслова систему административной юстиции» 1 С этой точкой зрения трудносогласиться Конечно создание системы’ административных судов безусловнонеобходимо, однако и сегодня мы можем констатировать наличие административнойюстиции. Другое дело, что правовые нормы, которые её регламентируют весьмаразрознены и могут содержаться: в кодифицированных правовых актах другихотраслей права
3. К правовым основамадминистративной юстиции относится федеральный закон «О мировых судьях вРФ» от 17.12.98 г., который действует с 22.12.98 г С момента вступленияего в силу дела об административных правонарушениях должны рассматриватьсямировыми судьями (п.9 ст.З ФЗ). К комптенции мировых судей относятся разрешениенекоторых дел об административных правонарушениях. Понятно, что до назначенияна должность мировых судей дела, относящиеся к их компетенции рассматриваютсярайонными судами (ч.2 ст. 12 ФЗ)
4. К правовым основамадминистративной юстиции относится КоАП РФ, в котором сосредоточены правовыенормы, регламентирующие институт административного правонарушения, закрепляютсяпринципы административного судопроизводства, определены особенностидоказывания.
5 К правовым основамадминистративной юстиции относится и ФЗ «Об обжаловании в суд действий ирешений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 04 93 г с изменениямиот 14 12 95 г Этот нормативный акт на основе ст. 46 Конституции РФ, разработалправовой механизм ее реализации (всего 9 статей)
6 К правовым основамадминистративной юстиции относятся главы с 23 по 26 ГПК РФ, регламентирующиепроизводства по делам, возникающим из публичных отношений Категории
По заявлениям граждан, организаций, прокурорапо оспариванию нормативно-правовых актов
Об оспаривании решенийи действий (бездействия) органов власти, органов мсу, должностных лиц,государственных и муниципальных служащих
По заявлениям о защитеизбирательных прав и права на участие в референдуме Иные дела, возникающие изпубличных отношений
7 К правовым основамадминистративной юстиции относится и нормы Арбитражно-процессуального кодексаТак, ст. 29 АПК определяет, что к подведомственности арбитражных судовотносятся разрешение экономических споров, вытекающих из Административныхправоотношений и иных публичных отношений К числу последних относятся вчастности признание недействительными ненормативных актов государственныхорганов, органов местного самоуправления и иных органов не соответствующихзаконам и иным нормативно правовым актам, нарушающих права и законные интересыорганизаций и граждан В дальнейшем мы подробно изучим круг административныхдел, рассматриваемых арбитражными судами
8 К правовым основамадминистративной юстиции относится безусловно и ФКЗ «О Конституционномсуде Р.Ф», поскольку регламентирует порядок разрешения споров осоответствии Конституции нормативных актов Президента, Совета Федерации,Государственной думы, актов Правительства нарушающих конституционные права исвободы граждан
9 К правовым основамадминистративной юстиции относится административно-процессуальные актысубъектов РФ Очевидно, что нормы субъектов РФ являются источникамиадминистративного судопроизводства, поскольку в соответствии с п «к»ст 72 Конституции РФ «административно-процессуальное законодательство находитсяв совместном ведении РФ и субъектов РФ Обращаю ваше внимание на то, что всоответствии с определением Конституционного суда РФ от 1 10 98 г»законодатель субъекта РФ, устанавливая административную ответственностьза те или иные деяния, не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений,регулирование которых составляет предмет ведения РФ, а также предметсовместного ведения при наличии по данному вопросу федерального закона” 2Очевидно, что это правило применимо и к административно-процессуальным актамсубъекта РФ
Завершая изложениевопроса о правовых основах административного судопроизводства, необходимообратить внимание на одну важную проблему Нетрудно заметить, чтоадминистративно-процессуальные нормы весьма разрознены Вопрос о принятии единогоадминистративно-процессуального кодекса неоднократно исследовался в юридическойлитературе На сегодняшний день представляется бесспорной необходимость созданияспециального механизма, административного судопроизводства Существует несколькоинтересных предложений по решению этой задачи Так, на состоявшихся в феврале1998 г в Институте государства и права РАН «Лазаревских чтениях»(Борис Михайлович Лазарев -ученый, юрист, внесший огромный вклад в развитиенауки административного права) к ю н Н Г Салищева, говоря о специфике дел обадминистративных правонарушениях, пришла к выводу и необходимости специальногопроцессуального регулирования либо в качестве самостоятельного процессуальногораздела КоАП (как и сейчас), либо в качестве самостоятельного Административно-процессуальногокодекса по делам об административных правонарушениях Она также предположила,что такой кодекс должен учитывать специфику административно-процессуальныхнорм, регулирующих общественные отношения, возникающие при разрешении спора, гдеодной из сторон является юридическое лицо, а другой орган государственногоуправления Поскольку право административной юстиции не ограничивается лишьинститутом, регламентирующим производство по делам об
административныхправонарушениях, то НГ Салищева вносит предложение о разработке ФедеральногоЗакона «Об административном судопроизводстве по делам, вытекающим изадминистративно-правовых отношений» Следует однако заметить, что созданиеединого кодифицированного акта, позволяющего выделить общие черты административнойюстиции такие как принципы, участники, доказательства, доказывание и тд, атакже учитывающие особенности различных дел, составляющих предметадминистративной юстиции, было бы предпочтительней Представляется весьмаубедительной позиция проф Тихомирова о следующей системеадминистративно-процессуального законодательства на федеральном уровне
а) Основыадминистративно-процессуального законодательства
б) Основыадминистративного судопроизводства ( участники, процессуальные действия) иливозможно Кодекс административного судопроизводства
в) Закон обадминистративных судах
3. Методы науки административная юстиция
Наука административногосудопроизводства активно использует общенаучные и специальные методы Методнауки — это приемы, способы, которые используются для познания своего предметаОсновной метод, который используется — это метод материалистической диалектики
Под этим углом зрениявсе явления правовой действительности в том числе и связанные с разрешениемсудами административно-правовых споров изучаются с точки зрения их изменения иразвития Широко используется системный метод Этот метод, состоящий в том, чтоадминистративно-процессуальное право и административная юстиция рассматриваютсяне как простое множество элементов, а их организованная, упорядоченнаясовокупность особенно актуален в изучаемой науке, т.к. проблема систематизацииадминистративно-процессуального права до настоящего времени не разрешенаЗакономерно возрастает роль метода сравнительного правоведения Особенно этоактуально для нашего курса Зарубежные страны накопили многолетний опытфункционирования административной юстиции Достоинства и недостатки правовыхинститутов России трудно установить без сравнения их с аналогичными институтамидругих стран
Важным представляется иметод правового моделирования Суть его заключается в том, что между различнымиправовыми явлениями имеется определенное сходство, а потому зная свойства ипризнаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить одругих Наиболее ярко проиллюстрировать действие этого метода можно на следующемпримере Если рассматривать правосудие как единую в своей основе отрасльгосударственной деятельности, то сравнительное исследование более разработанныхс теоретической и практической точек зрения институтов уголовного игражданского судопроизводства поможет уяснить и сформировать менее изученнуюотрасль права — административную юстицию
4 Адм. Юст. как отрасль прайа, отрасльзаконодательства, наука, учебная дисциплина. Место права административнойюстиции в системе российского права.
Административнаяюстиция как отрасль права, отрасль законодательства, наука, учебная дисциплина.
Формирование ифункционирование административной юстиции началось задолго до конституционногозакрепления новой отрасли права — административного судопроизводства Она какотрасль права находится в стадий становления Это в немалой степени связано снеразработанностью законодательства в этой области, отсутствиемкодифицированных актов, регламентирующих административное судопроизводство Можнобыло бы согласиться с мнением проф Вельского о том, что право административнойюстиции представляет собой подотрасль административного права Следует однакозаметить, что с преодолением правового вакуума в этой сфере можно будет сполной уверенностью говорить о самостоятельности этой отрасли права В настоящеевремя право административной юстиции следует рассматривать как
формирующуюся отрасльправа Право, как известно, не случайное и не хаотичное нагромождение норм, немеханическая их масса, а строго согласованная и взаимосвязанная целостнаясистема, в которой нормы выстраиваются в определенном порядке
С учетом сказанногоправо административной юстиции как отрасль права (подотрасль) представляетсобой систему правовых норм, регулирующих качественно однородный комплексобщественных отношений, складывающихся в процессе рассмотрения и разрешениясудом в особой процессуальной форме споров, возникающих в сфереадминистративного управления, между административным органом с одной стороны игражданином или организацией с другой Право административной юстиции имеетсвоим предметом публичные общественные отношения, характеризуемые как отношениявласти и подчинения между их субъектами Обязательными участниками этихотношений выступает суд а также административный орган Именно суду принадлежатполномочия по разрешению дел о законности либо незаконности административногоакта, а также принятию мер к отмене либо исправлению незакономерногоадминистративного акта Право административной юстиции состоит из правовых институтовНапомним, что правовой институт представляет собой относительно обособленныйэлемент Главное назначение правового института состоит в том, чтобы в пределах,данного вида общественных отношений обеспечить относительно законченноерегулирование Таким образом можно говорить о том, что право административнойюстиции включает правовые институты принципов административногосудопроизводства, его стадий, видов различных производств по административнымделам
Административнаяюстиция как отрасль законодательства
В качестве одного изотличительных признаков самостоятельности отрасли права справедливо называютособую систему законодательства По мнению большинства ученых законодательство унас почти не развито Действительно кроме беспрерывно обновляемого Кодекса об административныхправонарушениях иного кодифицированного акта нет Однако в последние годыситуация меняется Конституции 1993 г впервые установила, что судебная властьосуществляется в том числе и посредством административного судопроизводства Этаже формула воспроизведена в п 3 ст 1 Федерального конституционного закона от 3112 96 г «О судебной системе Российской Федерации» А ст 26 названногоЗакона предусматривает возможность учреждения специализированных федеральныхсудов по рассмотрению гражданских и административных дел Объем судебногоконтроля в сфере государственного управления был кардинальным образом расширенв связи с принятием 27 апреля 1993 г Закона РФ «Об обжаловании в суддействий и решений, нарушающих права и свободы, граждан» Эта редакция былане удачна и 14 12 95 г в закон были внесены дополнения и изменения Его основныеположения включены в ГПК РСФСР Совершенно очевидно, что этого законодательногоматериала недостаточно Вопрос о принятии административно-процессуальногокодекса давно обсуждается учеными Однако до настоящего времени единства вопределении содержания и структуры этого акта нет Во всяком случае проектнового Кодекса об административных правонарушениях, принятый в первом чтенииГосударственной Думой 20 июня 1997 г сохранил сочетание материальных ипроцессуальных норм как и в действующем КоАП Следует согласиться с точкойзрения проф Тихомирова о том, что необходимо принятие Федерального закона«Об административной юстиции», обновление соответствующих разделовКоАП и после апробирования судебной практикой создание Кодексаадминистративного судопроизводства, впитывающего все процессуальные нормы,разбросанные в разных правовых актах, развивающего и упорядочивающего их Лишьтогда можно будет говорить о полноценности административной юстиции как отрасльправа и отрасль, опирающейся на самостоятельное законодательство Характерно,что во многих государствах принимаются специальные законы о судебном контролеза административными органами Так, в Хорватии с 1991 г действует Акт обадминистративных спорах, в Эстонии — Закон об административной процедуре, вПольше есть Кодекс административной процедуры, в Румынии -3акон 1990 г обадминистративных процедурах и т. д. Понятно что этот опыт поучителен и можетбыть воспринят нашим законодателем
Административнаяюстиция как наука
Научная разработкапроблем административного судопроизводства закладывалась еще русскими ученымиадминистративистами Проф Коркунов Н М, проф Ивановский В В, Корф С А изучалиэто явление Их исследования создали основу для развития концепцииадминистративного судопроизводства Разработка этой проблемы в советскойюридической науке было явно недостаточной Значительный вклад в теорию вопросавнесли такие ученые как к ю н Салищева Н Г, д ю н Чечот Д М, д ю н Сорокин В ДСледует заметить, что зачастую эти исследования были идеологизированы, однакоотрицать их научное значение было бы неверно Одним из результатом такого родаисследований было принятие уже упоминавшегося Закона о судебном обжалованииБольшой вклад в теорию этого вопроса вносят исследования проф Тихомирова, профБахраха, проф Хаманевой, к ю н Салищевой, проф Вельского и др исследователей
Административнаяюстиция как учебная дисциплина
Изучаемый нами курсабсолютно новый В научных кругах еще только высказываются пожелания по еговключению в учебный план Очевидны трудности с которыми мы столкнемся Преждевсего это отсутствие полной нормативной базы этой отрасли правд. Однакоуяснение сущности административной юстиции, уяснение основных институтов этойотрасли права
представляется весьмаважным именно при подготовке юридических кадров
Местоадминистративной юстиции в системе российского права
Традиционноадминистративно-процессуальные нормы включались в нормативно-правовые акты,содержащие материальные нормы административного права В юридической литературевысказывалась точка зрения об их слитости В настоящее время их отличиепредставляется несомненным Специфика административно-процессуальных отношенийпозволяет утверждать о самостоятельности формирующейся отрасли права — административнойюстиции Это право характеризуется своим публичным характером Оно с однойстороны испытывает сильнейшее влияние со стороны конституционного,административного права, судоустройства и тд, а с другой стороны самостоятельнообеспечивает реализацию конституционных положений Так, ст46 К РФ устанавливает,что решения и действия (бездействия) д л лиц| и органов могут быть обжалованы всуд” Роль права административной юстиции в таком случае состоит в том,чтобы урегулировать процессуальный порядок подачи и рассмотрения таких жалоб,чтобы этот порядок был максимально эффективным В значительной степени это ужесделано в Законе «О порядке обжалования в суде действий и решений,нарушающих права и свободы граждан» от 27 04 93 г
Несколько иная связь управа административной юстиции и административного права Отсутствиекодифицированного ‘процессуального акта, неразвитостьадминистративно-процессуального законодательства позволяет некоторым авторамотрицать существование административной юстиции В русской дореволюционной исовременной юридической литературе весьма распространена т зрения о том, чтоадминистративная юстиция как компактна» совокупностиадминистративно-процессуальных норм представляет собой обособившуюся частьадминистративного праваЗ Так, профессор Вельский КС, определяя предметадминистрати’в юго права неоднократно отмечал, что право административнойюстиции — необходимая и самотоятельная часть административного права Наверноеэта точка зрения имеет под собой веские основания, хочется лишь заметить, чтолюбое процессуальное право отвечает нaвопроскак надо защищать определенные процессуальные блага, в отличии от праваматериального, определяющего что необходимо защищать Различающийся предметправового регулирования, метод правового регулирования позволяет все же считатьсамостоятельной формирующуюся отрасль права — право административной юстиции,являющейся основой административного судбпроизводства
Связь праваадминистративной юстиции с конституционным, гражданским и уголовнымсудопроизводством
Право административнойюстиции, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, конституционноеправо тесно связаны хотя бы потому, что именно их основе реализуется правосудиеБолее того нормативная неразработанность правовой основы административной юстициипозволяет обнаружить некоторые административно-
процессуальныеинституты в нормах гражданско-процессуальногр, арбитражно-
процессуальногозаконодательства Следует отметить, что различные фррмы правосудия (гражданское,уголовное, административное, конституционное судопроизводртво) имеют большеобщего чем различия Комплексный подход к их изучению обогатил бы каждую из нихЭтот подход в теоретическом плане не нов Еще в начале XXвека Ник Ник Полянский, энциклопедически образованныйученый, юрист первым обосновал концепцию” «судебного права» Сутьее состоит в том что судоустройство, уголовное и гражданское судопроизводство,являющиеся отдельными отраслями права, объединяются в более широкую комплекснуюотрасль права Причем, в рамках этой отрасли они сохраняют своюсамостоятельность и специфические черты, но связываются непосредственнымотношением каждой из них к правосудию Казалось бы в этой формуле нет местаадминистративной юстиции Во всяком случае авторы работы «Проблемысудебного права»4, вышедшей в свет в 1983 году утверждали, что можно былобы говорить о б административно-процессуальном праве как части судебного права,если бы для указанного в Конституции того времени обжалования в суд действийдолжностных лиц и рассмотрения таких дел был установлен порядок отличный отгражданско-процессуального Но законодательство тех лет предусматривало лишь двеформы осуществления правосудия уголовное и гражданское Именно поэтому авторыупомянутой работы называли административно-процессуальное право формирующимся Стого времени прошло 15 лет Законодательство, как и сама Россия, претерпелазначительные изменения Созданы конституционные основания для постановкиадминистративного судопроизводства в один ряд с конституционным, уголовным игражданским процессами. Н, а основе теории судебного права можно провестисравнительное исследование принципов,, институтов и отдельных нормадминистративного, конституционного, уголовного ц гражданскогосудопроизводства, что поможет устранить пробелы в законодательстве, выявитьпути совершенствования правосудия в России
5, Общее понятие юридического процесса
Для того, чтобы,уяснить сущность, особенности административного процесса необходимо определитьобщее понятие юридического процесса Изначальный рмысл латинского слова procesus — продвижение Это подчеркивает динамику этого явлениеОднако такого понимания недостаточно для уяснения сущность, содержанияюридического процесса Теорию юридического процесса в нашем праве активноразрабатывал проф Грошенев и его научная школа Юридический процесс эти ученыеопределяют как комплексную систему правовых форм деятельности уполномоченныхорганов государства, должностных лиц, а также заинтересованных в разрешенииразличных юридических дел иных субъектов права Следует уточнить что следуетпонимать под термином «форма деятельности» Совокупность этихтребований вызывает определенную форму Это совокупность требований к действиямучастников процесса, направленным на достижение определенного результатаОпределенность данных требований обеспечивается соответствующими санкциями,преследующими цель принудительного прекращения неправомерной юридическойдеятельности (отказ в принятии заявления, прекращение соответствующегоюридического производства и т п. ) Например, в соответствии со п 3 ст 30 КоАПРФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении можетбыть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления Невыполнение этоготребования может привести к утрате этого права (права на жалобу) и непринятиюжалобы органом, рассматривающим ее Правовая форма в той, или иной степениприсуща любой юридически значимой деятельности и служит одной из гарантийточного и неуклонного применения, соблюдения и исполнения (т е реализации)юридических норм
Чаще всего юридическийпроцесс рассматривают как правоприменительный Вспомним, что правоприменениемназывают наиболее активную форму реализации права, когда компетентный органгосударства осуществляет свои властные полномочия и принимает решенияобязательные для органов и лиц, которым они адресованы
Однако, в современнойправовой науке юридический процесс трактуется и в более широком смысле исвязывается не только с правоприменением, но и с правотворчествомДействительно правотворческий процесс представляет собой порядок, осуществления
юридически значимыхдействий по подготовке, принятию и опубликованию нормативного акта. Т есуществует две точки зрения Процесс как правоприменительный и процесс какправотворческий. Нетрудно заметить что правотворческий процесс, так же какадминистративный, уголовный и гражданский процессы, он носит официальныйхарактер. Возникает вопрос правомерно ли употреблять термин «процесс»применительно к правотворческой процедуре? Это вопрос является дискуссионным.Многие ученые проф Недбайло П.Е., проф. Горшенев В.М., А.С Пиголкин полагаютчто это возможно, несмотря на то, что процессуальные отношения в областиправосудия и процедурные отношения в области правотворчества не являютсяявлениями одноплоскостными. Сторонники широкого подхода к определениююридического процесса, обосновывают свою концепцию необходимостью тщательнойрегламентации деятельности органов государства по рассмотрению и разрешениюмногообразных индивидуальных дел положительного характера. Понятно, что речьидет о регламентации и приданию высокого значения соблюдению предписанныхзаконом форм в различных сферах государственной и общественной деятельностиДействительно, правотворчество есть создание права, которое проходит вофициальных рамках, и оно тоже не может не быть нормативнр регламентировано.Значит, и правосудие, и правотворческий процесс объединяет то, что онипредставляют собой юридически регламентированную процедуру, комплекс действий,предусмотренных законодательством. Такая точка зрения на природу юридическогопроцесса безусловно имеет право на существование. Однако следуя ей можно придтик выводу что везде, где усматривается упорядоченная процедура деятельностиусматривается «юридический процесс», везде, где правом установленаформа совершения действий, усматривается «юридическая процессуальнаяформа», т е вроде бы можно говорить о юридическом процессе. Эта концепцияоказал значительное влияние на опр