На правах рукописиШерстобоев Олег НиколаевичАДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕПОРЯДКА ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)Специальность 12.00.14 – административное право, финансовое право, информационное правоАВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наукЧелябинск – 2009 Работа выполнена на кафедре теории и истории права и государства, административного права Сибирского университета потребительской кооперации.^ Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФГерасименко Юрий ВасильевичОфициальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор^ Анохин Юрий Васильевич, начальник кафедры теории и истории государства и права Барнаульского юридического института МВД России кандидат юридических наук^ Ванюшин Ян Леонидович, начальник кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Челябинского юридического института МВД России^ Ведущая организация: Омский государственный университетим. Ф.М. ДостоевскогоЗащита состоится « 29 » мая 2009 г. в 10:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.298.16 в Южно-Уральском государственном университете по адресу: 454080, г. Челябинск, ул. Коммуны, 149, ауд. 208.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южно-Уральского государственного университета: 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 87, корп.3/д.Автореферат разослан «_____» апреля 2009 г.Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат юридических наук, доцент О.В. Гречкина^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования. Миграция населения из одной страны в другую может расцениваться как явление, оказывающее благоприятное воздействие на развитие экономики принимающего государства. Но есть и другая сторона – неконтролируемая миграция, которая влечёт за собой нестабильность государственного правопорядка, диктует необходимость выработки продуманной миграционной политики и надлежащего закрепления правового статуса иностранных граждан. Так, принятая в 2003 г. «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации» объявила въезд и пребывание иностранцев фактором благополучия и процветания государства, действие которого неразрывно связано с миграционной безопасностью страны. Несмотря на это истинная миграционная ситуация требует принятия действенных мер по сокращению количества незаконно пребывающих в стране иностранных граждан. По мнению экспертов, около 10 миллионов человек пребывают в России на нелегальном положении. Тенденции к их сокращению не наблюдается. Между тем, нелегалы представляют значительную угрозу национальной безопасности: они не состоят на учете в миграционных органах, не платят налоги, не имеют надлежащих документов. Это, в свою очередь, ограничивает их возможности пользоваться трудовыми, социальными и иными правами, которые предоставляет им российское законодательство. Стремясь минимизировать контакты с официальными институтами, они зачастую вовлекаются в преступные сообщества и совершают уже более серьёзные, чем неисполнение иммиграционных правил, правонарушения. В таких условиях от государства требуется увеличить результативность организационно-правового воздействия на отношения, складывающиеся в сфере миграции, обеспечить более эффективную реализацию статуса иностранных граждан, которые должны не только обладать действительной возможностью пользоваться правами, но и исполнять возложенные на них обязанности. Актуальность темы исследования обусловливается и обозначенными в нем территориальными рамками, которые представлены особым регионом России – Сибирским федеральным округом. В иммиграционном отношении территория Российской Федерации подразделяется на три самостоятельных района. Для европейской части страны характерна иммиграция из Украины, Молдавии, Азербайджана, Грузии, среднеазиатских государств; для Сибири – из Таджикистана, Узбекистана, Китайской Народной Республики (КНР), Закавказских государств Содружества Независимых Государств (СНГ); в восточной части России преобладают иммигранты из КНР. Миграционная ситуация в Сибирском федеральном округе определяется его географическим положением и демографическим фактором. Подавляющее большинство иностранных граждан стремится расселяться в южных регионах округа, в крупных населенных пунктах. Кроме того, в перспективе Сибирь станет точкой пересечения и соприкосновения двух миграционных потоков: западного и восточного. 15 января 2007 года в действие вступили Федеральный закон Российской Федерации «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и новая редакция Федерального закона Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В развитие этих законов были приняты подзаконные акты. Тем не менее, законодательство и практика его применения нуждаются в дальнейшем совершенствовании. В частности, необходимо повышение эффективности административного надзора за пребывающими в стране иностранцами, что требует изменений процедуры миграционного учета и регистрации иностранных граждан. До сих пор не решены организационно-правовые проблемы, связанные с применением депортации и административного выдворения иностранных граждан за пределы Российской Федерации. Изучение перечисленных вопросов в административно-правовом аспекте, исследование правоприменительной практики, внесение предложений, направленных на исправление данной ситуации, предопределяет актуальность темы диссертации. ^ Степень научной разработанности темы исследования. Многогранность диссертационной темы диктует необходимость рассмотреть ряд работ по теории государства и права и конституционному праву. В теоретико-правовых исследованиях обращалось внимание на проблемы правового положения гражданина, изучалась структура правого статуса личности, соотношение понятий «правовое положение» и «правовой статус». В них разрабатывались и иные, имеющие отношение к анализируемой проблематике, понятия: «субъект права», «правовой режим», «правовое регулирование», «правоотношение», «юридическая ответственность». Данные вопросы рассматривались С.С. Алексеевым, М.И. Байтиным, Н.В. Витруком, В.А. Кучинским, О.Э. Лейстом, Н.И. Матузовым, Р.О. Халфиной и рядом других авторов. Большое значение для настоящего исследования представляют работы, в которых анализируется конституционно-правовой статус иностранных граждан. Среди них выделяются исследования С.А. Авакьяна, А.М. Арбузкина, Н.В. Витрука, Ю.В. Герасименко, Ю.А. Дмитриева, К.А. Корсика. Выводы этих авторов актуальны для анализа административно-правового положения иностранных граждан. В частности, они предложили определения понятий «иностранец», «иностранный гражданин», «лицо без гражданства», охарактеризовали их соотношение, принципы правового регулирования порядка пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. Значительную теоретическую роль выполняют работы, посвященные различным вопросам науки административного права. Они заложили методологическую основу диссертационного исследования, позволили рассмотреть административно-правовые проблемы, связанные с нахождением иностранцев в Российской Федерации. Среди авторов, представляющих данную группу, выделяются А.Б. Агапов, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, И.А. Галаган, А.С. Дугенец, М.И. Еропкин, А.И. Каплунов, С.Д. Князев, Ю.М. Козлов, П.И. Кононов, Б.М. Лазарев, А.Е. Лунев, В.И. Новоселов, А.Ф. Ноздрачев, И.В. Максимов, И.В. Панова, Г.И. Петров, Л.Л. Попов, В.Д. Сорокин, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров, А.П. Шергин, С.Д. Хазанов, Н.Ю. Хаманева, А.Ю. Якимов, Ц.А. Ямпольская. В последние годы по тематике административно-правового статуса иностранных граждан было защищено несколько диссертаций. Особое место среди научных работ занимают диссертационные исследования М.С. Аскерова, А.В. Кондакова, А.А. Котлярова, А.А. Мишуниной, С.А. Прудниковой, И.Ю. Сизова, Н.Н. Сощенко, А.В. Степанова, А.В. Степенко. Основное внимание в них сосредоточено на проблематике соотношения прав и обязанностей иностранцев в сфере государственного управления, отдельных вопросах правового регулирования иммиграционных отношений, но целостная картина административно-правового обеспечения порядка пребывания иностранных граждан в Российской Федерации должного анализа не получила. Необходимо отметить, что практика регионов Сибирского федерального округа до сих пор не являлась предметом научных исследований. Кроме этого, ряд теоретических вопросов, связанных с административно-правовым положением иностранных граждан, остается дискуссионным.^ Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке научных и методических рекомендаций по совершенствованию законодательства в области регулирования порядка пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели в диссертации рассматриваются следующие задачи: – исследовать содержание научных категорий, составляющих научный инструментарий исследования; – провести анализ административно-правового механизма обеспечения пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. – раскрыть особенности административно-правового обеспечения порядка пребывания иностранных граждан в Российской Федерации; – проанализировать миграционную ситуацию в Сибирском федеральном округе и факторы, обусловливающие ее специфику; – исследовать особенности административно-правового обеспечения порядка пребывания иностранных граждан на территории Сибирского федерального округа; – сформировать предложения по совершенствованию административно-правовых норм, призванных обеспечивать порядок пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.^ Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, связанные с административно-правовым обеспечением порядка пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.^ Предметом диссертационного исследования являются нормативные правовые акты, регламентирующие административно-правовое обеспечение порядка пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, и практика их реализации.^ Методологическая база и методы исследования. Методологической базой исследования является комплекс современных методов научного познания. В работе использованы системный, статистический, формально-юридический, сравнительно-правовой методы. Специфика изучаемой проблемы потребовала обратиться к теории и практике деятельности органов исполнительной власти, рассмотреть принципы взаимоотношения граждан с органами исполнительной власти, изучить научные достижения в области теории государства и права, конституционного, административного права.^ Эмпирическая база диссертационного исследования построена на обширном нормативном материале, судебной и административной практике, данных анкетирования, статистическом материале, характеризующем миграционную ситуацию на территории Сибирского федерального округа. Автором изучено 600 дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 18.8 и 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотренных районными судами Новосибирской, Томской областей, Красноярского края. По вопросам диссертации проведено анкетирование 102-х сотрудников следственных подразделений ГУВД по Новосибирской области и 50-ти должностных лиц Управления ФМС России по Новосибирской области. В работе использован статистический материал, предоставленный Управлением ФМС России по Новосибирской области за 2005-2008 гг.^ Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в работе впервые после принятия и введения в действие Федерального закона Российской Федерации «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и новой редакции Федерального закона Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» осуществлен комплексный теоретико-прикладной анализ проблем административно-правового обеспечения порядка пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. Научному исследованию подвергнута правоприменительная практика ряда государственных органов, функционирующих в субъектах Сибирского федерального округа. Комплексному исследованию подвергнуты научные категории, составляющие научный инструментарий исследования; проведен анализ административно-правового механизма обеспечения пребывания иностранных граждан в Российской Федерации; раскрыты особенности административно-правового обеспечения порядка пребывания иностранных граждан в Российской Федерации и на территории Сибирского федерального округа. Диссертация содержит положения и рекомендации, направленные на совершенствование законодательства, регулирующего сферу административно-правового обеспечения порядка пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. Научную новизну диссертационного исследования определяют также положения, выносимые на защиту: 1. Содержание административно-правового положения иностранных граждан определяется их административной правосубъектностью, правами и обязанностями, предоставленными им административно-правовыми нормами, юридическими гарантиями их реализации. Эти элементы взаимосвязаны между собой, ни один из них не может быть реализован в отрыве друг от друга. Отличие административно-правового положения граждан и иностранцев определено различным объемом их административной правоспособности, обусловленного наличием или отсутствием российского гражданства. 2. В системе субъектов административного права иностранный гражданин должен быть охарактеризован как индивидуальный субъект, не наделенный властными полномочиями, не имеющий российского гражданства и обладающий гражданством (подданством) иностранного государства. 3. Порядок пребывания (проживания) иностранных граждан – это, определяемая при помощи административно-правовых норм, группа общественных отношений, возникающих между государственными органами и иностранными гражданами, в связи с их нахождением на территории Российской Федерации. 4. Регистрация иностранных граждан – это административно-правовой режим, призванный обеспечить эффективный надзор за пребыванием (проживанием) в стране иностранных граждан, в основе которого находится общий запрет на осуществление без регистрации, предоставленных им прав. Запреты и ограничения не должны касаться общечеловеческих прав иностранных граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права. 5. Миграционный учет иностранных граждан следует рассматривать как фиксацию в специальных реестрах, предусмотренных законодательством, сведений о личных данных иностранных граждан и информации об обстоятельствах их нахождения в Российской Федерации. Миграционный учет является составной частью регистрации иностранцев. В связи с этим необходимо изменить терминологию действующего миграционного законодательства, распространив регистрацию на лиц, не имеющих российского гражданства, как по месту жительства, так и по месту пребывания. 6. Следует различать регистрацию граждан Российской Федерации и регистрацию иностранных граждан. Основанием их разграничения является отличие административно-правовых статусов граждан и лиц, не имеющих российского гражданства. Для российских граждан характерна правонаделительная регистрация и уведомительная конструкция регистрационного режима, для иностранцев – правоохранительная регистрация и разрешительный тип режима. 7. Предложения по совершенствованию федерального законодательства, обеспечивающего порядок пребывания иностранных граждан в Российской Федерации: а) в связи с тем, что Федеральный закон Российской Федерации «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Федеральный закон Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» регламентируют однообразные общественные отношения, целесообразно объединить их в едином законе. Унификация позволит упростить практику применения иммиграционного законодательства, уточнить категориальный аппарат, расширить объем прав иностранных граждан по отношению к органам миграционного учета; б) в п. 4 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» необходимо увеличить срок обжалования решения миграционного органа об отказе в выдаче или аннулировании разрешения на временное проживание с трех до пяти дней, что позволит в большей степени гарантировать правой статус иностранцев; в) п. 1 ст. 13 Федерального закона Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» дополнить частью 2 следующего содержания: «Иностранным гражданам, находящимся в Российской Федерации и не зарегистрированным по месту жительства или месту пребывания, запрещено осуществлять на территории Российской Федерации трудовую и предпринимательскую деятельность»; г) Федеральный закон Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» необходимо дополнить ст. 15.1 «Право иностранных граждан на защиту» и ст. 15.2 «Право иностранных граждан на информацию о персональных данных»; д) в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях следует закрепить пятилетний запрет на въезд в Российскую Федерацию, установленный для лиц, подвергнутых административному выдворению за пределы российской территории. В статьях Особенной части Кодекса административное выдворение должно стать как дополнительным наказанием, так и основным; 8. Предложения по совершенствованию организационно-правового статуса федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих правовое положение иностранных граждан: а) в п. II Положения о Федеральной миграционной службе необходимо закрепить следующие функции: осуществление надзора в сфере миграции; осуществление регистрации и учета граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, законно находящихся на территории Российской Федерации; информационное обеспечение деятельности государственных органов в сфере миграции; непосредственное управление миграционными органами Российской Федерации; кадровое обеспечение системы миграционных органов Российской Федерации; организация технического, правового, научного, информационного обеспечения в сфере миграции; прогнозирование миграционной ситуации в Российской Федерации; планирование деятельности миграционных органов Российской Федерации; координация органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам, отнесенным к компетенции ФМС России; б) Инструкцию по организации деятельности участковых уполномоченных милиции необходимо привести в соответствие с законодательством о правовом положении иностранных граждан. Для этого следует внести изменения в п. 9.7 Инструкции, обязав участкового уполномоченного милиции вести списочный учет временно пребывающих, временно и постоянно проживающих иностранных граждан и лиц без гражданства. Дополнить Инструкцию п. 9.21: «Участковый уполномоченный обязан выявлять и, в порядке, предусмотренном законодательством, пресекать нарушения правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также нарушения правил привлечения в Российскую Федерацию иностранной рабочей силы». Соответствующие изменения должны быть сделаны и в системе отчетности участковых уполномоченных милиции; в) необходимо изменить организационный статус территориальных органов ФМС России, осуществляющих свою деятельность в субъектах Российской Федерации – центрах федеральных округов. Так, например, Управление ФМС России по Новосибирской области должно стать органом, осуществляющим управление территориальными органами ФМС России в пределах Сибирского федерального округа, что следует закрепить в соответствующем Положении об Управлении; г) Управлению ФМС России по Новосибирской области и ГУВД по Сибирскому федеральному округу следует заключить соглашение о сотрудничестве, на основании которого должны быть разработаны соглашения между соответствующими органами внутренних дел и органами миграционного учета в субъектах, входящих в состав Сибирского федерального округа. Основной целью соглашений должно стать повышение эффективности их взаимодействия, направленное на пресечение иммиграционных правонарушений.^ Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Выносимые на защиту положения важны для развития общей теории административно-правового статуса гражданина. Они могут использоваться в дальнейших исследованиях вопросов административно-правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, а также для увеличения эффективности деятельности государственных органов по обеспечению порядка пребывания на российской территории лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации. Кроме того, результаты диссертационного исследования могут быть использованы: – для совершенствования административного законодательства, ведомственных нормативных правовых актов, призванных обеспечивать порядок пребывания иностранных граждан в Российской Федерации; – в деятельности органов миграционного учета и органов внутренних дел по обеспечению порядка пребывания иностранных граждан в Российской Федерации; – в учебном процессе при изучении студентами дисциплины «Административное право», «Миграционное право», а также специальных курсов по проблемам правового положения иностранных граждан.^ Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертационного исследования неоднократно обсуждались на научных межвузовских, региональных, общероссийских и международных конференциях. Основные теоретические и практические выводы, изложенные в диссертационном исследовании, отражены в научных докладах и публикациях автора, в том числе в научных журналах, рекомендуемых ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации для опубликования результатов диссертационных исследований. Положения диссертационного исследования использовались автором в процессе преподавания дисциплин «Административное право», «Административное право зарубежных стран», дисциплины специализации «Проблемы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации», апробировались в ходе консультирования иностранных граждан.^ Структура диссертации. Цель и задачи исследования определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень ее разработанности, формулируется цель и задачи работы, рассматриваются методологическая основа диссертации, ее эмпирическая база, приводятся выносимые на защиту положения, отмечается их практическая значимость.^ В первой главе «Иностранные граждане как субъекты административного права» дается общая характеристика правового положения иностранных граждан, исследуются особенности их административно-правового положения, а также административно-правовая характеристика порядка пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.^ В первом параграфе «Понятие и классификация иностранных граждан» проанализированы легальные и доктринальные определения иностранных граждан. В отечественной правовой науке существует два основных направления, связанных с определением лиц, не имеющих российского гражданства. Они были сформированы в 1970-е гг. и находят развитие в современной литературе. Одни авторы включают в общее понятие иностранец два частных – иностранный гражданин и лицо без гражданства. Этим подчеркивается идентичность их правовых статусов. Ряд других правоведов считают, что понятия «иностранец» и «иностранный гражданин» взаимозаменяемы. Причем, первое пригодно лишь для обыденного использования, в правовых актах следует говорить именно об иностранных гражданах. Сторонники данного подхода указывают на гражданство, как на элемент, имеющий определяющее значение, для статуса личности, который в отношениях с государством по-разному проявляется у граждан, иностранцев и лиц без гражданства. Второе направление представляется более обоснованным, что подтверждается и современным законодательством, в котором термин «иностранец» отсутствует. Еще одна проблема заключается в соотношении определений иностранного гражданина, закрепленных в различных актах законодательства. В диссертационной работе сравниваются определения ст. 2 Федерального закона Российской Федерации «О гражданстве» и ст. 2 Федерального закона Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В первом законодатель исходил из фактического положения лица, находящегося в России (не имеет российского гражданства и имеет гражданство иностранного государства). Во втором, делается акцент на процессуальном аспекте пребывания иностранного гражданина (не имеет российского гражданства, но имеет доказательства наличия гражданства иностранного государства). Второе определение не дает ответа на вопрос о статусе гражданина, утратившего документы, подтверждающие его принадлежность к иностранному государству, что обусловливает необходимость внесения соответствующих изменений в Федеральный закон Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Административно-правовые статусы иностранцев различаются в зависимости от прочности правовых связей с Российской Федерацией, выражаемой в сроке, допустимом для нахождения в России: чем он продолжительнее, тем связь с государством прочнее. Так, временно пребывающие иностранцы обязаны покинуть страну по истечении трех месяцев с момента въезда (для лиц, въехавших в безвизовом порядке) или с окончанием действия визы. Разрешение на временное проживание выдается уже на три года, а вид на жительства на пять лет, с возможностью неоднократного продления. Кроме этого классификация иностранных граждан может осуществляться в зависимости от цели прибытия (для осуществления трудовой, предпринимательской, научной, учебной и т.п. деятельности), оснований въезда (визовый, безвизовый порядки), соблюдения иммиграционных правил (нелегалы и иностранцы, находящиеся в стране на законных основаниях).^ Во втором параграфе «Структура административно-правового положения иностранных граждан» представлены отдельные элементы, составляющие административно-правовое положение иностранных граждан. В научной литературе по административному праву отсутствуют единые представления о структуре этого понятия. Авторы едины лишь в том, что основу любого правового статуса гражданина составляют права и обязанности, предоставленные ему нормативными правовыми актами. В дальнейшем взгляды расходятся. Споры ведутся вокруг принадлежности к административно-правовому статусу гражданина свобод, административной правосубъектности, юридических гарантий реализации прав и обязанностей, административной ответственности, гражданства. Причем в имеющихся работах указанные элементы используются в разных сочетаниях. Анализ особенностей административно-правового положения иностранных гражданина позволил сделать следующие выводы. В структуру административно-правового статуса, помимо прав и обязанностей в сфере государственного управления, необходимо включить свободы и административную правосубъектность. Следует согласиться с утверждением Н.В. Витрука о том, что конструкции прав и свобод принципиально не различаются. Поэтому для характеристики положения граждан в сфере государственного управления их следует рассматривать в качестве однопорядковых категорий. Административная правосубъектность является первичным элементом статуса индивидуального субъекта административного права. Гражданство является категорией, оказывающей влияние на статус. ^ В третьем параграфе «Административно-правовая характеристика порядка пребывания иностранных граждан» анализируется взаимосвязь порядка пребывания иностранцев с ключевыми категориями административного права. Так, основу предмета данной отрасли составляют отношения, связанные с формированием и деятельностью органов исполнительной власти, подразделяемые на внутри и внеаппаратные. Именно последние и формируют порядок пребывания иностранных граждан. Характер прав и обязанностей субъектов данных отношений опосредован нормативно-закрепленными терминами «пребывание» и «проживание». При этом ключевым элементом нахождения иностранцев в России является их миграционный учет, обеспечиваемый миграционными органами. Это предопределяет доминанту административно-правового метода, предусматривающего приоритет воли властных субъектов над волей иностранных граждан. В литературе принято различать линейную и функциональную власти, соответственно опосредующих социальные связи выраженные формулами «начальник – подчиненный» и «инспектор – инспектируемый». Последний вариант предполагает такие полномочия как нормативное и методическое руководство, контроль, административное принуждение. Поэтому отношения между миграционными органами и иностранными гражданами следует рассматривать через призму функционального воздействия. Категория «порядок пребывания иностранных граждан» тесно связана с понятием «правопорядок». Первый термин предполагает реализацию правовых норм иммиграционного законодательства, результатом которой является упорядочение общественных отношений, возникающих между органами миграционного учета и лицами, не имеющими российского гражданства. В нем осуществляется обеспечение прав и обязанностей невластных субъектов, итогом чего должно стать их правомерное поведение, практическое осуществление законности. Тождественность рассматриваемых терминов все же неполная. Порядок пребывания – это лишь одно из проявлений правопорядка на небольшом участке общественной жизни – в иммиграционной сфере. Состояние правопорядка здесь во многом обеспечивается надлежащей реализацией полномочий органов миграционного учета. Об этом свидетельствуют результаты опросов должностных лиц следственных подразделений органов внутренних дел, а также сотрудников Управления ФМС России по Новосибирской области. Обеспеченность правопорядка в иммиграционной сфере определяется соотношением числа легально находящихся в стране иностранцев с предполагаемым количеством нелегалов. Соответственно, чем последнее число больше, тем менее обеспеченным является порядок пребывания лиц, не имеющих российского гражданства. Надлежащий уровень правопорядка в иммиграционной сфере, в этом случае, обусловлен принятием эффективных правовых норм, созданием действенного механизма их реализации, а также охранительной системы, позволяющей оперативно выявлять нарушителей иммиграционных правил и привлекать их к административной отвественности.^ Во второй главе «Содержание административно-правового обеспечения порядка пребывания иностранных граждан в Российской Федерации» рассматриваются отдельные аспекты деятельности миграционных органов по обеспечению порядка пребывания иностранцев. Здесь дается характеристика нормативной правовой основы иммиграционных отношений, а также позитивной и негативной деятельности миграционных органов.^ В первом параграфе «Нормативное правовое обеспечение порядка пребывания иностранных граждан» делаются предложения о совершенствовании системы иммиграционного законодательства. В частности выделяется два варианта нормативного правового определения порядка пребывания иностранцев в России. Первый – предполагает разрозненное регулирование, при котором иммиграционные нормы распределены по нескольким отраслевым нормативным правовым актам. Сторонники второго варианта исходят из необходимости единого закона, в развитие которого принимаются дополнительные нормативные правовые акты. В отечественной правовой системе данный подход возобладал после принятия в 1981 г. Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» и продолжился с принятием Федерального закона Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В начале 2007 г. в действие вступил Федеральный закон Российской Федерации «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», одновременно наметилось отступление от второго подхода. Тем не менее, оба закона имеют схожий предмет регулирования – общественные отношения, возникающие в связи с нахождением иностранных граждан в Российской Федерации, у них взаимодополняющая категориальная база. В целом нормы Федерального закона Российской Федерации «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» можно без труда уместить в Федеральном законе Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Их объединение предотвратит наметившуюся тенденцию к разрушению подхода, сформированного еще вначале 1980-х гг., а также повысит эффективность правовых норм иммиграционного законодательства. Несовершенна и система подзаконных актов, обеспечивающих пребывание иностранцев в России. Прежде всего, в изменении нуждается Положение о Федеральной миграционной службе. Так, в п. 1 следует более четко обозначить административно-надзорную цель деятельности данного органа. Пункт II Положения должен содержать перечень действительных функций миграционной службы: осуществление надзора в сфере
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…