Административно-правовое регулирование

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»УДК 342.95: 351.74КОЛЯГО ВИКТОР ВИТОЛЬДОВИЧАДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МИЛИЦИЕЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Автореферат диссертации на соискание ученой степеникандидата юридических наук по специальности 12.00.14 – административное право, финансовое право,информационное правоМинск, 2011 Работа выполнена в учреждении образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь» Научный руководитель ^ Рябцев Леонид Михайлович, доктор юридических наук, профессор, судья Конституционного Суда Республики Беларусь Официальные оппоненты: ^ Василевич Григорий Алексеевич, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики БеларусьМах Игорь Иванович, кандидат юридических наук, доцент, начальник отделения исследований в области государственного строительства и развития общества – заместитель руководителя Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Оппонирующая организация Академия управления при Президенте Республики Беларусь Защита состоится 3 ноября 2011 г. в 14.30 на заседании совета по защите диссертаций К 06.01.01 при УО «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь» по адресу: 220005, Беларусь, Минск, просп. Машерова, 6, ауд. 308. Ученый секретарь: e-mail: [email protected], телефон +37517-2892234, +37529-7721066, факс: +37517-2882758.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке УО «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь»Автореферат разослан «27» сентября 2011 года. Ученый секретарь совета по защите диссертаций Д.В. Исютин-Федотков ^ КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ Профилактика правонарушений является важным средством обеспечения жизнедеятельности государства, способным во многом предопределять его эффективное функционирование. С одной стороны она связана с деятельностью государственных органов, общественных объединений и имеет целью защиту публичных интересов, а с другой – затрагивает взаимоотношения государства и личности, к которой применяются меры профилактики, часто сопровождается вторжением в сферу ее прав и законных интересов, применением принуждения, ограничивающего конституционные права и свободы. В Республике Беларусь профилактическому воздействию подвергается значительное количество лиц, число которых постоянно возрастает: в 2010 году на профилактическом учете в органах внутренних дел (далее – ОВД) состояло более 159 тыс. человек (в 2009 г. – 156263, 2008 г. – 129373, в 2007 г. – 81923), в лечебно-трудовой профилакторий (далее – ЛТП) направлено 5950 человек (в 2009 г. – 6170, 2008 г. – 5035, 2007 г. – 4830, в 2006 г. – 3998). Связь указанных аспектов обусловливает роль детального административно-правового регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений как в целях недопущения необоснованного ограничения прав и свобод граждан со стороны субъектов профилактики правонарушений, так и повышения эффективности профилактической деятельности при условии обеспечения баланса публичных интересов с частными, обоснованности, интенсивности ограничения прав и свобод граждан, к которым будут применяться данные меры. Административно-правовое регулирование профилактики правонарушений базируется на Законе Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» и иных актах законодательства, однако правоприменительная практика свидетельствует о наличии в них пробелов, коллизий, правовой неопределенности. По мере демократизации общества приобретают актуальность проблемы, связанные с совершенствованием административно-правового регулирования профилактических мер, в том числе оснований их применения, процедуры реализации, правового положения лиц, подвергаемых профилактическому воздействию, которые в настоящее время остаются недостаточно разработанными. В Республике Беларусь комплексных изысканий в указанной сфере, основанных на достижениях административного права, административной деликтологии, криминологии и иных наук, положительном опыте зарубежных государств на монографическом и диссертационном уровнях не проводилось. В связи с тем, что основным субъектом профилактики правонарушений выступают органы внутренних дел (далее – ОВД), а для входящей в их структуру милиции общественной безопасности (далее – МОБ) данная функция является главенствующей, объектом настоящего исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе профилактики правонарушений и ее обеспечения МОБ. Отмеченные и иные обстоятельства обусловливают необходимость проведения углубленных правовых исследований в данной сфере общественных отношений, а также актуальность темы диссертации, ее не только теоретическое, но и практическое значение.^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫСвязь работы с крупными научными программами (проектами) и темами Диссертация выполнена в рамках комплексной темы «Административно-правовое регулирование профилактической деятельности милиции общественной безопасности» научных исследований, осуществляемых кафедрой административного права и управления ОВД Академии МВД Республики Беларусь, и является составной частью научных исследований, проводимых в соответствии с п. 1.1 перспективного плана научно-исследовательской работы МВД Республики Беларусь на 2011–2015 годы, п. 2.1, 2.4, 2.13 перспективного плана научно-исследовательской работы Академии МВД Республики Беларусь на 2006–2010 гг.; п. 2.1, 2.4, 2.14, 5.2.2 плана научно-исследовательской работы Академии МВД Республики Беларусь на 2010 г. Тема диссертации согласуется с п. 11, 17, 21–23, 26, 31, 34, 37 Перечня актуальных направлений диссертационных исследований в области права, утвержденного решением Межведомственного совета по проблемам диссертационных исследований в области права при Министерстве юстиции Республики Беларусь от 9 февраля 2006 г. Работа направлена на решение задач, поставленных в Государственной программе по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010–2012 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 23 сентября 2010 г. № 485, Государственной программе национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2011 г. № 27, в п. 2, подп. 52.2 п. 52 Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205.^ Цель и задачи исследования Целью диссертационного исследования является разработка теоретических положений, практических рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование законодательства в сфере профилактики правонарушений и практики его применения, повышение эффективности и оптимизацию профилактической деятельности1 МОБ, усиление гарантий прав и законных интересов граждан, в отношении которых осуществляется профилактическое воздействие. Для достижения вышеуказанной цели решались следующие задачи: – на основе исследования научно-теоретических основ этимологии, сущностно-содержательных аспектов, юридической природы профилактики правонарушений внести предложения по совершенствованию дефиниции профилактической деятельности МОБ, определить место норм, регулирующих рассматриваемую сферу общественных отношений, в системе права и законодательства Республики Беларусь; – разработать эффективную систему постановки лиц на профилактический учет, внести предложения по совершенствованию законодательства в указанной сфере; – разработать проблемные аспекты реализации МОБ профилактической беседы как меры индивидуальной профилактики правонарушений, на основании чего сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства; – выявить корреляционные связи между определенными видами административных правонарушений и преступлений, с учетом чего проанализировать основания направления лиц в ЛТП и разработать предложения по их совершенствованию; – определить факторы, детерминирующие ограничение административно-правовых средств воздействия МОБ на лиц, проявивших склонность к совершению правонарушений, и с учетом зарубежного опыта, необходимости соблюдения баланса публично-правовых и частноправовых интересов общества внести предложения по закреплению в законодательстве новых мер профилактики правонарушений; – раскрыть юридическую природу советов общественных пунктов охраны порядка (далее – ОПОП), разработать предложения по совершенствованию их административно-правового статуса, способов и средств взаимодействия с МОБ. Объектом диссертационного исследования являются урегулированные нормами административного права общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе профилактики правонарушений и ее обеспечения милицией общественной безопасности. Предметом исследования выступает совокупность административно-правовых норм законодательства Республики Беларусь и некоторых других стран, регулирующих указанную сферу общественных отношений, практика их применения, научные труды белорусских и зарубежных авторов, посвященные обозначенной проблематике. Выбор объекта и предмета исследования обусловлен актуальностью рассматриваемых проблем и необходимостью совершенствования законодательства в указанной сфере.^ Положения, выносимые на защиту 1. Теоретические положения и выводы, являющиеся вкладом в науку административного, административно-процессуального права, направленные на уяснение научно-теоретических основ этимологии, сущностно-содержательных аспектов, юридической природы профилактики правонарушений: 1.1. С учетом современных тенденций развития понятийно-категориального аппарата и на основе комплексных научных требований к определению юридической природы терминов уточнены понятия «профилактика правонарушений», «общая профилактика правонарушений» и «индивидуальная профилактика правонарушений». На основании этого предлагается усовершенствовать дефиницию «профилактическая деятельность МОБ», под которой следует понимать основное направление административной деятельности МОБ, осуществляемой на основании и в порядке, предусмотренными Законом Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» и иными актами законодательства Республики Беларусь, направленную на выявление и изучение причин правонарушений и условий, способствующих их совершению, разработку и реализацию системы мер по их устранению либо нейтрализации (общая профилактика), оказанию корректирующего воздействия на граждан, склонных к противоправному поведению и (или) совершивших правонарушения в целях недопущения совершения правонарушений (индивидуальная профилактика) путем убеждения и принуждения в виде административно-предупредительных мер профилактики правонарушений. Высказанные предложения позволят исключить терминологическую несогласованность, негативно отражающуюся на правоприменительной практике, развитии теории административного права и соответствующего законодательства; 1.2. Совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере профилактики правонарушений, является правовым институтом административного права и самостоятельным институтом законодательства Республики Беларусь; 1.3. Административно-процессуальные нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении профилактики правонарушений, следует относить к самостоятельному административному производству; 1.4.  В качестве отдельного вида административно-предупредительных мер необходимо выделять меры профилактики правонарушений, которые, в свою очередь, подразделять на меры индивидуальной профилактики правонарушений и меры общей профилактики правонарушений (имеющие принудительный характер). 2. В законодательстве неоправданно предусмотрена постановка на профилактический учет отдельных категорий граждан, что ведет к рассредоточению сил и средств МОБ, не позволяет сконцентрировать усилия на лицах, совершение правонарушений со стороны которых имеет наибольшую вероятность. В связи с этим предлагается оптимизировать систему постановки лиц на профилактический учет путем: 2.1. исключения постановки на него лиц: 2.1.1. в отношении которых в ходе оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования по уголовным делам получены сведения о деяниях, могущих создать угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, причинить вред государственным или общественным интересам, правам, свободам, законным интересам других граждан, а также привести впоследствии к совершению преступления, поскольку в соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 2 ст. 12 Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999 года «Об оперативно-розыскной деятельности» в отношении них должны проводиться оперативно-розыскные мероприятия; 2.1.2. без определенного места жительства, а также уклоняющихся от трудовой деятельности, в случае, если законность источников их существования вызывает обоснованные сомнения, в связи с несоответствием данного требования Конституции Республики Беларусь, поскольку ими не нарушается законодательство; 2.2. замены в абзаце втором части первой ст. 29 Закона «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» слов «повторно совершивших в течение года административное правонарушение, выразившееся…» словами «подвергнутых административному взысканию за совершение более двух административных правонарушений, выразившихся…», поскольку о склонности лица к совершению в дальнейшем преступлений свидетельствует не повторное, а систематическое совершение правонарушений. Учет законодателем указанных предложений позволит сосредоточить профилактическую деятельность МОБ на категории граждан, совершение правонарушений которыми имеет наибольшую вероятность, что повысит уровень защищенности их прав и законных интересов, эффективность индивидуальной профилактики правонарушений. 3. В практической деятельности проведение профилактической беседы остается малоэффективной мерой индивидуальной профилактики правонарушений, что связано в первую очередь с несовершенством административно-правового регулирования процедуры ее реализации. В связи с этим Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» необходимо дополнить нормой, закрепляющей право субъектов профилактики правонарушений: 1) проводить профилактическую беседу на месте совершения административного правонарушения; 2) определять место и время проведения профилактической беседы с лицами, состоящими на профилактическом учете, вызывать их до двух раз в течение месяца в помещение субъекта профилактики правонарушений для проведения с ними беседы продолжительностью не более 30 минут; 3) привлекать к участию в проведении профилактической беседы психолога; 4) проводить профилактическую беседу в дневное время суток, во внерабочее для лица, состоящего на профилактическом учете, время, кроме случаев совершения им правонарушений в ночное и рабочее время. Реализация указанных предложений будет способствовать повышению эффективности данной меры индивидуальной профилактики правонарушений, защите прав и законных интересов граждан, подвергающихся профилактическому воздействию. 4. Закрепленные в законодательстве основания направления граждан в ЛТП позволяют применить данную меру в отношении граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, совершивших любые административные правонарушения в состоянии опьянения. Однако систематическое совершение лишь определенных административных правонарушений может свидетельствовать о склонности лица к совершению в дальнейшем преступлений и, соответственно, необходимости применения в отношении его направления в ЛТП. С учетом указанного предлагается в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» закрепить возможность направления в ЛТП граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, которые в течение года три и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 9.1, 17.1, 17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ. Реализация данных предложений будет способствовать повышению уровня защиты прав и законных интересов граждан. 5. В практической деятельности возникают проблемы, связанные с недостаточностью административно-правовых средств МОБ обеспечения реализации функции профилактики правонарушений. На основании анализа детерминирующих указанные проблемы факторов и зарубежного опыта в Законе «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» необходимо предусмотреть новые меры профилактики правонарушений, основания и процедуру их реализации: профилактический досмотр (возможность проведения досмотра граждан и находящихся при них вещей, транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением специальных технических средств, в местах пропуска либо проведения массовых мероприятий, массового скопления граждан для обнаружения и изъятия веществ и предметов, запрещенных к проносу (провозу); профилактический надзор (устанавливается в отношении лиц, состоящих на профилактическом учете с заведением профилактических дел, подвергнутых административному взысканию за совершение административного правонарушения после объявления им официального предупреждения о недопустимости противоправного поведения с установлением обязанностей и ограничений); обязательное присутствие (право субъектов профилактики правонарушений обязывать лиц, склонных к совершению правонарушений, находиться в установленное время и в определенном месте в целях проведения с ними лекции профилактической направленности либо при открытом судебном заседании по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях). Реализация указанных предложений будет способствовать повышению эффективности профилактической деятельности МОБ. 6. Эффективность взаимодействия МОБ с советами ОПОП является недостаточно высокой преимущественно из-за отсутствия у последних определенных властных полномочий, законодательного закрепления правового статуса их председателей. В связи с этим предлагается закрепить в законодательных актах статус советов ОПОП в качестве государственно-общественных объединений правоохранительной направленности, предусмотреть оплачиваемую должность председателя совета ОПОП, наделить его правом осуществлять вызов лица, состоящего на профилактическом учете, в ОПОП в установленное время для рассмотрения его поведения на заседании совета ОПОП, а в случае отказа лица от явки – ходатайствовать перед ОВД об осуществлении его привода. Это повысит эффективность как деятельности советов ОПОП по профилактике правонарушений, так и взаимодействия последних с МОБ.^ Личный вклад соискателя Диссертационное исследование выполнено автором лично, ему принадлежат все положения, выносимые на защиту, выводы и рекомендации, нашедшие отражение в диссертации, научных публикациях и автореферате. В работах, опубликованных в соавторстве, соискателю принадлежит 90 % текста.^ Апробация результатов диссертации Результаты исследования, включенные в диссертацию, докладывались и обсуждались на заседании кафедры административного права и управления органами внутренних дел Академии МВД Республики Беларусь (22 февраля 2011 г.); научно-практических конференциях: «Правовое регулирование в сфере назначения и исполнения наказаний» (Россия, Самара, 23 апреля 2010 г.); «Проблемы взаимодействия личности и власти в условиях построения правового государства» (Россия, Курск, 31 мая 2010 г.), «Актуальные проблемы экономического развития Республики Беларусь и его правовое регулирование» (Минск, 12 июня 2008 г.), «Беларусь в современных геополитических условиях: политико-правовые и социально-экономические аспекты устойчивого развития» (Минск, 21 марта 2008 г., 20 марта 2009 г., 26 марта 2010 г.), «Актуальные проблемы социально-экономических, правовых и гуманитарных наук: теория и практика» (Минск, 15 мая 2009 г.), «Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для органов внутренних дел Республики Беларусь» (Минск, 23 января 2009 г., 30 июня 2010 г.), «Инновационные проблемы и перспективы развития правоприменительной деятельности» (Гродно, 27–28 марта 2009 г.), «Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями» (Россия, Барнаул, 22 апреля 2010 г.), «Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений» (Россия, Воронеж, 21–22 мая 2010 г.), «Актуальные проблемы социально-экономических, правовых и гуманитарных наук: новые подходы» (Минск, 23 апреля 2010 г.), «Теория и практика совершенствования законодательства и правоприменения: традиции и новации» (Минск, 30–31 октября 2009 г.), «Молодежь и наука: реальность и будущее» (Россия, Невинномысск, 1 марта 2010 г.), «Правовое обеспечение устойчивого развития Республики Беларусь» (Гомель, 2–3 апреля 2010 г.), «Актуальные проблемы административного законодательства Украины: пути его усовершенствования» (Украина, Ивано-Франковск, 4–5 июня 2010 г.). ^ Опубликованность результатов диссертации Основные результаты диссертационного исследования изложены в 33 научных работах. Из них одна монография объемом 12,8 авт. л., 11 статей объемом 10,3 авт. л. – в научных журналах (одна в соавторстве); одна статья объемом 0,87 авт. л. – в сборнике научных трудов; 17 публикаций объемом 3,2 авт. л. – в сборниках материалов научных конференций; две публикации объемом 0,41 авт. л. – в сборнике тезисов докладов; одна статья объемом 0,41 авт. л. – в информационном издании (в соавторстве). При этом 12 научных статей размещены в изданиях, соответствующих п. 18 Положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь. Общий объем публикаций составляет 27,99 авт. л., из них диссертанту принадлежит 27,8 авт. л.^ Структура и объем диссертации Диссертация состоит из перечня условных обозначений, введения, общей характеристики работы, трех глав, объединяющих девять разделов, заключения, списка использованных источников, списка публикаций соискателя и приложений, что отражает цель, задачи и специфику проведенного исследования. Полный объем диссертации составляет 204 страницы, в том числе 115 страниц текста, 19 страниц списка использованных источников из 231 наименования, 4 страницы списка публикаций соискателя из 33 наименований, 66 страниц с 6 приложениями.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ В первой главе «Ретроспективный анализ теоретико-правовых взглядов на профилактику правонарушений», состоящей из двух разделов, на основе анализа научных работ, развития процесса правового регулирования в сфере профилактики правонарушений выявлены научно неразработанные проблемы, требующие проведения дальнейших изысканий, исходя из чего определены объект, предмет и задачи исследования, обоснована социальная необходимость профилактики правонарушений, а также проведен анализ основных этапов развития ее нормативного правового регулирования в Республике Беларусь. В первом разделе «Генезис административно-правового регулирования профилактики правонарушений и деятельности МОБ по ее реализации» исследуются этапы развития правовой регламентации профилактики правонарушений и деятельности МОБ по ее реализации, проводится ретроспективный анализ основных нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу общественных отношений, на основании чего делается вывод о том, что возникновению профилактики правонарушений как социально-правового явления предшествовали объективные исторические предпосылки, обусловливающие необходимость государственного вмешательства в сферу прав и законных интересов граждан, склонных к совершению правонарушений, а также воздействия на сознание и поведение иных лиц в целях недопущения совершения правонарушений. Общее направление правового регулирования профилактики правонарушений определяется как эволюционно-прогрессивное, развивающееся от простых форм к более совершенным, способствующее как повышению эффективности этой деятельности, так и защите прав и законных интересов граждан. Делается вывод о степени нормативной разработки исследуемой проблемы, с учетом чего определяются направления ее совершенствования. Во втором разделе «Развитие теоретических взглядов на причины правонарушений, условия, способствующие их совершению, и профилактику правонарушений» изучено развитие теоретических знаний о причинах правонарушений и условиях, им способствующих, исходя из которых должна выстраиваться система мер, направленных на их устранение либо нейтрализацию. Как перманентно нарастающая определяется тенденция развития теоретических взглядов на причины правонарушений и условия, способствующие их совершению, а также меры по их устранению либо нейтрализации. На основе рассмотрения взаимосвязи и различий криминологии и административной деликтологии выявлены неисследованные проблемы, требующие проведения дальнейших теоретических изысканий. Делается вывод о том, что по мере демократизации общества приобретают актуальность проблемы, связанные с совершенствованием профилактических мер, основаниями их применения, правовым положением лиц, в отношении которых они реализуются. Во второй главе «Сущность и содержание профилактики правонарушений, деятельности милиции общественной безопасности по ее реализации», состоящей из трех разделов, определено место МОБ в системе субъектов профилактики правонарушений, проанализированы организационные аспекты деятельности, дано определение понятий профилактики правонарушений, деятельности МОБ по ее реализации, исследованы административно-правовые методы и формы профилактической деятельности МОБ. В первом разделе «Место МОБ в системе субъектов профилактики правонарушений, организационные аспекты деятельности» на основании анализа задач и функций, возложенных законодательством на ОВД, делается вывод о том, что они выступают основным субъектом профилактики правонарушений, а для входящей в их структуру МОБ профилактика правонарушений является главенствующей задачей. В ходе изучения распределения рабочего времени участковых инспекторов милиции по различным направлениям деятельности установлено, что на осуществление мер профилактики ими затрачивается 22,1 % рабочего времени. Исследование организационных проблем деятельности МОБ приводит к выводу о необходимости принятия мер по снижению на нее нагрузки, в том числе путем освобождения от выполнения несвойственных ей функций, уменьшения количества обслуживаемого участковыми инспекторами милиции населения, что требует внесения изменений и дополнений в соответствующие нормативные правовые акты. Обосновывается необходимость принятия в Республике Беларусь законодательного акта «О милиции общественной безопасности», в котором целесообразно закрепить состав МОБ; основные задачи МОБ, в том числе в качестве одной из главных – осуществление профилактики правонарушений; обязанности и права МОБ; порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений МОБ; порядок взаимодействия МОБ с иными подразделениями ОВД, субъектами профилактики; финансирование и материально-техническое обеспечение МОБ с учетом особенностей территории обслуживания. Во втором разделе «Понятие профилактики правонарушений, деятельности милиции общественной безопасности по ее осуществлению» рассмотрены вопросы, возникающие как в теории, так и в законодательстве, связанные с несовершенством понятий «профилактика правонарушений», «общая и индивидуальная профилактика правонарушений», на основании чего сформулированы предложения по уточнению вышеуказанных дефиниций. Исходя из анализа полученных результатов исследования, а также юридической природы профилактической деятельности МОБ дается определение последней. В третьем разделе «Административно-правовые методы и формы профилактической деятельности МОБ» проанализированы методы убеждения и административно-правового принуждения, используемые МОБ в ходе деятельности по профилактике правонарушений. Обосновывается вывод о необходимости выделения самостоятельного вида административно-предупредительных мер в виде мер профилактики правонарушений, подразделяющихся на меры общей профилактики (имеющие принудительный характер) и меры индивидуальной профилактики правонарушений. На основании исследования метода административного надзора при осуществлении профилактической деятельности МОБ предлагается рассматривать его как целенаправленную, систематическую исполнительно-распорядительную, подзаконную, государственно-властную деятельность, осуществляемую путем узкоспециализированного наблюдения уполномоченных законодательными актами должностных лиц МОБ за точным и неуклонным соблюдением физическими и юридическими лицами установленных законодательством общеобязательных норм и правил с целью выявления причин правонарушений и способствующих им условий, реализации мер по их устранению либо нейтрализации, выявлению лиц, совершивших либо склонных к совершению правонарушений, и оказанию на них корректирующего воздействия, посредством применения для этого в предусмотренных законом случаях административно-предупредительных мер. Исследованы формы профилактической деятельности, проведена их классификация. Делается вывод о том, что профилактическая деятельность МОБ реализуется в основном в административно-правовой форме, а внутриорганизационная деятельность – также и в неправовой. Третья глава «Реализация профилактической деятельности милиции общественной безопасности» объединяет четыре раздела, в которых проанализированы нормативные правовые акты, регулирующие профилактическую деятельность МОБ, правоприменительная практика, выявлены имеющиеся проблемы и сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в указанной сфере. Эмпирическую основу исследования составляют результаты анкетирования 320 участковых инспекторов милиции, 160 заместителей начальников – начальников милиции общественной безопасности РУ-ГО-РОВД республики, а где такие должности отсутствуют, – начальников отделов (отделений) охраны правопорядка и профилактики, 120 членов добровольных дружин и советов общественных пунктов охраны порядка г. Минска, 100 граждан, не имеющих отношения к правоохранительной деятельности, изучения 210 дел о направлении лиц в ЛТП, статистических сведений о количестве совершенных в стране преступлений и административных правонарушений за последние 10 лет. В первом разделе «Особенности административно-правового регулирования профилактики правонарушений и деятельности МОБ по ее реализации» проведен анализ места норм, регулирующих профилактику правонарушений, в системе права и законодательства Республики Беларусь, исходя из чего делается научно обоснованный вывод об отнесении совокупности норм, регулирующих общественные отношения в сфере профилактики правонарушений, к правовому институту административного права и самостоятельному институту законодательства. Аргументируется вывод о том, что при регулировании общественных отношений в сфере профилактики правонарушений субъектами используются все три способа юридического воздействия на поведение людей – запрет, дозволение и предписание, причем доминирует последний, что обеспечивает необходимую универсальность механизма административно-правового регулирования. На основе научно обоснованного анализа административного процесса делается вывод о том, что деятельность МОБ по профилактике правонарушений нуждается в процедурно-процессуальной регламентации и выступает частью административного процесса, поскольку она является государственно-властной деятельностью органа исполнительной власти, направленной на реализацию функции профилактики правонарушений, и реализуется в административно-правовых формах. Данная часть административного процесса представляет собой деятельность, имеющую определенные стадии, логически следующие одна за другой, этапы, в пределах которых законодательством предусмотрено совершение комплекса процессуальных действий. С учетом рассмотрения правовой природы административно-процессуальных норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при осуществлении МОБ профилактической деятельности, обоснован вывод о целесообразности отнесения их к самостоятельному административному производству. Анализ международных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере профилактики правонарушений, позволяет сделать вывод о соответствии аналогичного законодательства Республики Беларусь нормам международного права. В международных правовых актах особое внимание уделяется проблеме предупреждения преступности, в том числе ее профилактике. Регламентируются основания вторжения публичной власти в сферу прав человека и их ограничения, которые допускаются в целях предупреждения как преступлений (ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод), так и иных правонарушений «в интересах национальной безопасности, общественного порядка, предотвращения беспорядков», «в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека). В соответствии с международными нормами подобные ограничения прав и свобод человека должны быть предусмотрены законом. Рассмотренные основные положения норм международного права нашли отражение и в Конституции Республики Беларусь (ст. 2, 28, 23 и т.д.). На современном этапе развития общественных отношений в сфере осуществления административно-правового регулирования профилактической деятельности МОБ должен учитываться приоритет прав и свобод человека и гарантий их реализации, что будет свидетельствовать о реализации принципов правового государства. Во втором разделе «Административно-правовое регулирование осуществления милицией общественной безопасности мер общей и индивидуальной профилактики правонарушений» отмечается, что меры общей профилактики правонарушений являются одними из самых эффективных, поскольку их применение позволяет оказывать воздействие на сознание и через него на поведение значительного количества граждан, устранять либо нейтрализовывать причины и условия многих правонарушений, применяя преимущественно метод убеждения. Общественные отношения в данной сфере регулируются в основном административно-правовыми нормами. Отмечается, что не все общественные отношения, возникающие при реализации мер общей профилактики МОБ, урегулированы правовыми нормами, поскольку одна их часть, не имеющая принудительного характера, не нуждается в этом, а другая остается недостаточно урегулированной в связи с пробелами законодательства, которые выявляются в ходе правоприменительной практики МОБ и негативно отражаются на ее эффективности. На основании проведенного анализа административно-правовых норм, регули