КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету: ”Административное право”
на тему
Административно-правовое регулирование деятельностинотариата в Республике Беларусь
Содержание
Введение
1. Нотариус как юридическая профессия
2. Нотариат в правовой системе государства
3. Нотариальная деятельность в Республике Беларусь
4. Частный нотариат
5. Задачи и деятельность консульских учреждений
Заключение
Литература
Введение
Нотариат – самостоятельный институт правовой системыРеспублики Беларусь, роль которого в сфере правовых отношений постоянновозрастает. Он призван обеспечивать реализацию конституционного права гражданна получение квалифицированной юридической помощи а также защищатьгосударственные интересы, права и законные интересы граждан, юридических лицпутем осуществления нотариальной деятельности.
Целью данной работы является освещение деятельностинотариата в Республике Беларусь, определение его места в правовой системе, атакже взаимодействие с другими правоохранительными органами государства.
Особое внимание будет уделено деятельности частныхнотариусов, в силу их особого правового положения. Потому что частный нотариатв Республике Беларусь – экспериментальный институт, которому еще предстоитдоказать свое право на жизнь. В данной работе будет рассмотрена деятельностьконсульских учреждений, которые выполняют функции нотариуса за рубежом, темсамым защищая права и законные интересы наших граждан, находящихся за пределамиРеспублики Беларусь. При написании работы была использована нормативно-правоваябаза, регулирующая деятельность нотариата, а также специальная литература ипериодические издания, освещающие правовую жизнь Республики Беларусь.
1. Нотариус как юридическая профессия
Конституция Республики Беларусь гарантирует каждомуправо на получение юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом,юридическая помощь оказывается бесплатно. Нотариат наряду с адвокатурой призванобеспечивать реализацию указанного конституционного права граждан наюридическую помощь, в том числе бесплатную, путем совершения нотариусаминотариальных действий.
Нотариусзанимает особое место среди других юридических профессий. Она основывается натом, что ее носители – конкретные люди, имеющие юридическое образование, приэтом профессионально и непрерывно занимающиеся правом.
Профессию нотариусаотличает целый ряд признаков. Во-первых, нотариус работает в сфередоказательного права, занимаясь обеспечением квалифицированных доказательств всфере гражданского (в широком смысле) оборота.
Во-вторых, нотариальная деятельностьв системе органов гражданской юрисдикции осуществляется в бесспорной форме.Нотариус работает в не состязательной сфере, его область — это бесспорнаяюрисдикция. При возникновении конфликтной ситуации, когда предпринятыенотариусом меры к сближению позиций сторон оказались напрасными, нотариусобязан устраниться от разрешения данного дела и рекомендовать сторонамобратиться в суд, поскольку разрешение споров в сфере гражданской юрисдикции –прерогатива суда [№5].
В-третьих, установленособый доступ к нотариальной профессии, связанный с повышеннымиквалификационными требованиями к нотариусу и характеру его подготовки.
В-четвертых, нотариусосуществляет публично-правовые функции от имени государства – РеспубликиБеларусь, что отражает его правовой статус как лица, находящегося на службегосударства и общества. В силу этого нотариус не вправе выбирать – с кем онжелает работать, поскольку обязан работать с любым лицом, которое обратилось засовершением нотариального действия [№ 5].
В-пятых, нотариусов,занимающихся частной практикой, в системе латинского нотариата характеризуетработа в режиме самофинансирования и самостоятельная организация своейдеятельности. Вместе с тем нотариусы подотчетны и подконтрольны какгосударственным органам, так и органам нотариального сообщества. Основныеусловия работы нотариуса определяются законами, которые определяют каккомпетенцию нотариуса, так и основные составляющие его деятельности.
В-шестых, профессия нотариуса относится к ряду тех,которые характеризуются презумпцией знания белорусского законодательства.Нотариус не вправе уклониться от разрешения конкретного вопроса, поставленногоперед ним лицами, обратившимися за совершением нотариального действия.Профессия нотариуса не знает специализации, которая характерна дляследователей, адвокатов только в последнее время – судей и ряда другихюридических профессий. Презумпция знания права определяет повышенные требованияк уровню квалификации нотариуса [№5].
В-седьмых, для работы вкачестве нотариуса необходимы определенные психологические характеристики исоблюдение режима ряда личных ограничений как правового, так и этическогосвойства. Сама профессия требует беспристрастности, способности выслушать доконца и дать ответ. Кроме того, нотариус должен уметь говорить твердое «нет» втех случаях, когда, несмотря на материальную выгодность того либо иногонотариального действия, оно является незаконным либо содержит в себе какое-либозерно сомнения или будущего конфликтности, которую нотариус не в силахпредотвратить. По правилам профессиональной этики нотариус должен такжевоздерживаться от совершения нотариальных действий, в которых он лично прямоили косвенно заинтересован.
Таким образом, профессиянотариуса в какой-то мере объединяет черты самых различных юридических профессий,составляя в интегрированном виде ту специфику деятельности, которая называетсянотариальной. Нотариус при совершении нотариального действия должен в равноймере учитывать всех сторон сделки, фактически являясь поверенным всех сторон,что роднит его с адвокатом. При исследовании всего материала и документов,представленных для совершения нотариального действия, нотариус должен подробноразобраться в обстоятельствах дела, стремясь понять мотивы действий егоучастников. Что сближает его со следователем [№ 4].
Важная функция нотариуса– предупреждение гражданских правонарушений и споров в судах, склонение сторонк соглашению, что сближает профессию нотариуса с профессией судьи.
Нотариальные акты вступают в законную силунемедленно и подлежат добровольному исполнению самими сторонами. В случаевозникновения спора его разрешение и будущее исполнение судебного решения взначительной степени зависит от того, как нотариус помог ранее сторонамсформулировать его условия. Кроме того, целый ряд нотариальных актов имеютисполнительную силу, например, исполнительные надписи. Все это сближаетнотариуса с судебным приставом-исполнителем.
Таким образом, профессиянотариуса генетически вобрала в себя черты, присущие и другим юридическимпрофессиям.
2. Нотариат в правовой системегосударства
Нотариальная деятельность по оказанию юридическойпомощи в Республике Беларусь строится на едином стандарте нотариальной работы,которым руководствуется любой нотариус. Каждое лицо на всей территорииРеспублики Беларусь вправе обратиться к нотариусу на основании единых правил,что обеспечивает признание и защиту прав, основанных на нотариальныхдокументах. В процессе своей практической деятельности, осуществляя от именииРеспублики Беларусь нотариальные действия, нотариус, как государственный, так ичастный, вступает в многообразные отношения, среди которых значительное местозанимают основанные на действующем законодательстве отношения справоохранительными органами. Суды по действующему законодательству в системуправоохранительных органов не входят, между тем п. 5.4 Положения о нотариате инотариальной деятельности в Республике Беларусь, утвержденного УказомПрезидента Республики Беларусь от 2 февраля 2000 года № 38, предписывает, чтопо требованию суда нотариус обязан выдать справки о совершенных нотариальныхдействиях и другие документы в связи с находящимися в его производствеуголовными и гражданскими делами. Вместе с тем нотариусы при выполнении своихдолжностных обязанностей обязаны соблюдать тайну совершения нотариальных действий,т.е. хранить втайне ставшие им известными сведения. Контроль за деятельностьюнотариуса при совершении им конкретного нотариального действия осуществляютсуды, куда можно обжаловать отказ нотариуса в совершении нотариального действияили, наоборот, подвергнуть сомнению обоснованность совершения нотариальногодействия [№ 4].
Судебная власть, принимая в установленном порядкепостановления Пленумов Верховного Суда республики, в значительной степениспособствует слаженной работе нотариальной системы. Так, Постановление ПленумаВерховного Суда Республики Беларусь № 7 от 24.09.1998 г. «О принятиирассмотрения судами дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в ихсовершении» стало основополагающим документов для нотариусов при вынесенииотказов совершении нотариальных действий [№ 4]. Взаимоотношения нотариата ипрокуратуры обусловлены, прежде всего, единством стоящих перед ними задач ицелей. Это защита прав и законных интересов граждан, юридических лиц. Вместе стем задачи деятельности органов прокуратуры шире. Это и укрепление законности,и надзор за единообразным исполнением законов республиканскими и местнымиорганами власти, предприятиями всех форм собственности, защита интересовгосударства. По отношению к нотариату прокуратура является надзорным органом,т.е. в случае, если действие нотариуса повлекло нарушение прав и свободгражданина, прокурор обязан принять меры прокурорского реагирования. Прокурорырайонов, городов могут принять меры воздействия к лицам, ущемляющим праванотариусов на обеспечение обслуживания субъектов хозяйствования и граждан.
И, наконец, касаясь еще одной грани взаимодействиянотариата и прокуратуры и учитывая обязанность нотариуса оказывать содействиефизическим и юридическим лицам в осуществлении их прав, следует отметить, чтонотариус обязан разъяснить обратившимся гражданам порядок защиты их прав (п.17Положения о нотариате и нотариальной деятельности в Республике Беларусь), в томчисле и путем обращения в прокуратуру [№ 5].
Органы нотариата тесно взаимодействуют при осуществлениисвоих функций с органами внутренних дел, налоговых расследований,оперативно-розыскной службой. Нотариат, выполняя возложенные на него функции,призван способствовать наиболее полной защите прав и свобод граждан,организаций, обеспечивая правовой порядок и стабильность в обществе.
Роль и значение нотариата как органа, играющегозначительную роль в укреплении законности и правопорядка в обществе, органа,обеспечивающего защиту прав граждан и организаций должным образом неоценивается. Между тем нотариат – самостоятельный институт правовой системыреспублики. Поступательное развитие органов нотариата республики неизбежноприведет к дальнейшему расширению его функций, подъему его авторитета изначимости в жизни нашего общества, а значит, к правопорядку и законности.
3. Нотариальнаядеятельность в Республике Беларусь
Нотариат в РеспубликеБеларусь – это система, включающая государственные органы и должностных лиц,которые обеспечивают защиту государственных интересов, прав и законныхинтересов граждан, юридических лиц путем осуществления нотариальнойдеятельности.
Под нотариальнойдеятельностью понимается совершение от имени Республики Беларусь нотариусами идругими лицами нотариальных действий, предусмотренных актами законодательства[№ 2].
Правовую основудеятельности нотариата в Республике Беларусь составляют Конституция РеспубликиБеларусь, Положение о нотариате и нотариальной деятельности в РеспубликеБеларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2000 годаза № 38, Положение Министерства юстиции Республики Беларусь «Положение опорядке выдачи лицензии на право занятия частной нотариальной деятельностью ипроведения эксперимента этого вида деятельности в Республике Беларусь» 25января 1994г. №188/12, Декрет ПрезидентаРеспублики Беларусь «О некоторыхмерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в РеспубликеБеларусь»от 3 мая 1997 г. №12.
Нотариальная деятельностьосуществляется нотариусами, соответствующими должностными лицами местныхисполнительных и распорядительных органов. По решению местного исполнительногои распорядительного органа совершение нотариальных действий возлагается наруководителя, его заместителя, секретаря или члена исполнительного ираспорядительного органа (уполномоченных должностных лиц) [№ 2].
Нотариальная деятельностьв Республике Беларусь основывается на принципах законности, беспристрастности,независимости и тайны нотариального действия. Она осуществляется на равныхусловиях для всех лиц, независимо от пола, расы, национальности, имущественногои должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности кобщественным объединениям. В своей деятельности нотариусы, уполномоченныедолжностные лица подчиняются только требованиям законодательства.Противоправное воздействие на них при исполнении своих обязанностей недопускается.
Нотариусы, уполномоченныедолжностные лица не вправе совершать нотариальные действия, результаты которыхпредставляют для них имущественный или иной личный интерес; не вправе на своеимя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своихродственников, а также на имя и от имени работников соответствующихгосударственной нотариальной конторы, местного исполнительного ираспорядительного органа [№ 2]. Уполномоченные должностные лица не вправесовершать нотариальные действия также на свое имя и от имени соответствующегоместного исполнительного и распорядительного органа.
В вышеуказанных случаяхнотариальные действия в любой другой нотариальной конторе или уполномоченнымдолжностным лицом другого местного исполнительного и распорядительного органа,а если в соответствии с актами законодательства нотариальные действия должныбыть совершены определенным нотариусом, уполномоченным должностным лицом – вместе, определяемом Министерством юстиции. Нотариусы, уполномоченныедолжностные лица обязаны соблюдать тайну нотариального действия. Однако существуют определенные условия, всоответствии с которыми нотариус может выдавать справки о совершенныхнотариальных действиях и выдавать документы. Так, нотариус вправе выдатьсправки и документы только:
а)гражданам, по поручению или в отношении которых совершались нотариальныедействия;
б)предприятиям, учреждениям и организациям вне зависимости от форм собственности,по поручению или в отношении которых совершались нотариальные действия.
Нотариустакже обязан выдавать справки о совершенных нотариальных действиях исоответствующие документы суду, прокуратуре, органам следствия и дознания, нопри следующих условиях:
а) в связи с находящимися в производстве суда,прокуратуры, органов следствия и дознания уголовными или гражданскими делами поофициальному письменному их запросу. Письмо Министерства юстицииРеспублики Беларусь от 31.05.1995 г. №05-17, Государственного налоговогокомитета Республики Беларусь от 31.05.1995 г. №05-17 — [w89500920]
Должностные лица органовюстиции, уполномоченные на осуществление контроля, имеют право на ознакомлениесо сведениями и документами, касающимися исполнения нотариусами служебных обязанностей,совершаемых нотариальных действий, расчетов с гражданами и юридическими лицами,а также с другими необходимыми документами. Этим должностным лицам запрещаетсяразглашать сведения, ставшие им известными в связи с исполнением служебныхобязанностей, в том числе после освобождения от должности (увольнения), заисключением случаев, предусмотренных Положением о нотариате и нотариальнойдеятельности в Республике Беларусь. ПисьмоМинистерства юстиции Республики Беларусь от 31.05.1995 г. №05-17, Государственногоналогового комитета Республики Беларусь от 31.05.1995 г. №05-17 — [w89500920]
Для совершениянотариальных действий в районах, городах Министерством юстиции образуютсягосударственные нотариальные конторы.Основными задачами нотариальной конторы являются:
оказаниегражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам, лицам без гражданства,учреждениям и организациям всех форм собственности квалифицированнойюридической помощи по вопросам совершения нотариальных действий;
защита прав и законных интересовграждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, а такжеучреждений и организаций всех форм собственности;
укреплениезаконности и правопорядка, предупреждение правонарушений;
разъяснениезаконодательства среди населения;
оказаниеметодической помощи лицам, которым в соответствии с законодательными актамипредоставлено право совершения нотариальных действий, а также должностнымлицам, которые в соответствии с законодательными актами вправе удостоверятьзавещания и доверенности, приравненные к нотариально удостоверенным. (Обутверждении Положения о государственной нотариальной конторе и Положения опервой государственной нотариальной конторе Приказ Министерства юстицииРеспублики Беларусь от 8.12.2000 г. №338 — [w60004539]
Длясовершения наиболее сложных нотариальных действий и осуществления методическогоруководства нотариатом соответствующего региона Республики Беларусь в городеМинске и городах, являющихся областными центрами, организуются первыегосударственные нотариальные конторы. В целях улучшения нотариальногообслуживания населения могут открываться филиалы первых государственныхнотариальных контор. Первая нотариальная контора в своей деятельностируководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь,декретами, указами Президента Республики Беларусь, постановлениямиПравительства, нормативными актами Министерства юстиции Республики Беларусь, атакже нормативными правовыми актами иных органов государственного управления. Министерство юстиции ведет реестргосударственных нотариальных контор, утверждает их штаты в пределахустановленной для них штатной численности и выделенных на эти цели средств. Нотариальноеделопроизводство осуществляется в соответствии с правилами, утвержденнымиМинистерством юстиции по согласованию с Государственным комитетом по архивам иделопроизводству. Непосредственный контроль за соблюдением правил нотариальногоделопроизводства осуществляют управления юстиции местных исполнительных ираспорядительных органов. Нотариальное делопроизводство ведется нагосударственных языках. Если обратившийся за совершением нотариального действиягражданин не владеет языками, на которых ведется нотариальное делопроизводство,тексты оформляемых документов должны быть переведены ему переводчиком, известнымнотариусу либо уполномоченному должностному лицу, совершающему нотариальноедействие. Нотариус имеет печать с изображением Государственного гербаРеспублики Беларусь, а государственный нотариус – и с наименованиемгосударственной нотариальной конторы, указанием порядкового номера, а такжештампы удостоверительных надписей и соответствующие бланки [№ 2].Порядокназначений на должность государственного нотариуса
На должностьгосударственного нотариуса может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющийвысшее юридическое образование, свидетельство на право занятия нотариальнойдеятельностью и отвечающий иным требованиям законодательства. Назначение надолжность государственного нотариуса лиц, претендующих на занятие этойдолжности впервые, после трехлетнего перерыва в работе, непосредственносвязанной с совершением нотариальных действий в качестве нотариуса, и в иныхслучаях, предусмотренных законодательством, допускается при соблюдениидополнительных условий: прохождение стажировки в качестве стажера нотариусасроком до одного года (при назначении на должность после соответствующегоперерыва в работе – до 6 месяцев); сдачи квалификационного экзамена комиссии повопросам нотариальной деятельности, образованной Министерством юстиции. Порядокпрохождения стажировки, выдачи и аннулирования соответствующего свидетельства,а также образования и деятельности квалификационной комиссии по вопросамнотариальной деятельности, компетенция этой комиссии определяются Министерствомюстиции [№ 2]. Лицо, впервые приступающее к работе государственного нотариуса,приносит в торжественной обстановке присягу, подписывается под ее текстом,который хранится в его личном деле. Назначение на должности в государственнойнотариальной конторе и освобождение от них осуществляется Министерствомюстиции, как правило, по представлению соответствующего управления юстиции, илисамим управлением юстиции местного исполнительного и распорядительного органа.
Права и обязанности нотариуса
Нотариусы, уполномоченные должностные лица имеют правопотребовать от граждан и юридических лиц сведения и документы, необходимые длясовершения нотариального действия; составлять проекты сделок, заявлений, иныхдокументов, изготавливать копии документов и выписок из них; давать разъясненияи консультации по вопросам совершения нотариальных действий; приостанавливатьили откладывать совершение нотариального действия в случаях, предусмотренныхзаконодательством. Нотариусам, уполномоченным должностным лицам могут бытьпредоставлены законодательством и иные полномочия и права. Нотариус обязанисполнять свой профессиональный долг в соответствии с Положением о нотариате инотариальной деятельности в Республике Беларусь и присягой [№ 2]. Нотариусы,уполномоченные должностные лица обязаны оказывать гражданам и юридическимлицам, обратившимся за совершением нотариального действия, содействие восуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права иобязанности, предупреждать о последствиях совершаемого нотариального действия стем, чтобы юридическая неосведомленность не нарушила бы их права и не могла быбыть использована им во вред. Нотариус не может оказывать посреднические услугипри заключении договоров, заниматься иной деятельностью, в отношении которойдля служащих государственного аппарата (государственных служащих) предусмотреныограничения. Нотариусы, уполномоченные должностные лица в случае нарушениязаконодательства могут быть привлечены к дисциплинарной, административной,уголовной и иной ответственности в соответствии с законодательством. Руководствонотариатом осуществляется Министерством юстиции, управлениями юстицииместных исполнительных и распорядительных органов, другими государственнымиорганами в пределах их компетенции. Управления юстиции местных исполнительных ираспорядительных органов осуществляют непосредственный контроль за исполнениемслужебных обязанностей нотариусами, правильностью совершения нотариальныхдействий уполномоченными должностными лицами [№ 2].
Правила совершения нотариальныхдействийопределяются Положением о нотариате и нотариальной деятельности в РеспубликеБеларусь и другими актами законодательства. Нотариальные действия могут бытьсовершены любым нотариусом, уполномоченным должностным лицом, за исключениемтех случаев, когда в соответствии с актами законодательства нотариальныедействия должны быть совершены определенным нотариусом, уполномоченнымдолжностным лицом либо их совершение возложено Министерством юстиции нагосударственных нотариусов первой государственной нотариальной конторы [№ 2]. Нотариальныедействия совершаются, как правило, в помещении государственной нотариальнойконторы, местного исполнительного и распорядительного органа, за исключениемслучаев, если граждане, для которых эти действия совершаются, по уважительнойпричине (болезнь, инвалидность и т.д.) не могут туда явиться. Нотариальныедействия совершаются в день предъявления всех необходимых документов послеуплаты государственной пошлины. Совершение нотариального действия может бытьотложено по решению нотариуса, уполномоченного должностного лица:
на срок до 3 дней для выполнения большого объемаработы, необходимой для совершения нотариального действия;
на срок до одного месяца при необходимостиистребования дополнительны сведений или документов от юридических лиц илинаправления документов на экспертизу, а также, если в соответствии сзаконодательством нотариус обязан убедиться в отсутствии у заинтересованных лицвозражений против совершения этого действия [ № 2].
По заявлению заинтересованного лица, желающегообратиться в суд для оспаривания права или факта, об удостоверении которогопросит другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия должнобыть отложено на срок не более 10 дней. Если в течение этого срока от суда небудет получено сообщение о поступлении соответствующего заявления, нотариальноедействие должно быть совершено.
В случае получения от суда сообщения о поступлениизаявления заинтересованного лица, оспаривающего право или факт, обудостоверении которого просит другое заинтересованное лицо, совершение нотариальногодействия приостанавливается до разрешения дела судом.
При совершении нотариального действияустанавливается личность обратившегося гражданина, его представителя илипредставителя юридического лица. Проверяется дееспособность граждан иправоспособность юридических лиц, участвующих в сделке. Также проверяетсяподлинность подписей участников сделок и других лиц, обратившихся засовершением нотариального действия. Все нотариальные действия регистрируются всоответствующих реестрах. Запись в реестре является доказательством совершениянотариального действия [№ 2].
Нотариусы, уполномоченные должностные лицаотказывают в совершении нотариального действия, если:
совершение такого действия нарушает государственныеинтересы;
действие подлежит совершению другим нотариусом,уполномоченным должностным лицом;
с просьбой о совершении нотариального действияобратилось недееспособное лицо или представитель гражданина либо юридическоголица, не имеющий необходимых полномочий;
сделка, совершаемая от имени юридического лица,противоречит целям и (или) предмету деятельности, указанным в его учредительныхдокументах;
сделка совершается организацией в качествеюридического лица или гражданином в качестве индивидуального предпринимателябез соответствующей государственной регистрации;
совершение такого действия противоречит инымтребованиям законодательства.
Нотариус, уполномоченной должностное лицо,отказавшие гражданину или юридическому лицу в совершении нотариальногодействия, по его просьбе должны в трехдневный срок изложить в письменной формепричины отказа и разъяснить порядок его обжалования. Отказ в совершениинотариального действия оформляется нотариусом, уполномоченным должностным лицомпутем вынесения постановления [№ 2].
Заинтересованное лицо, считающее неправильнымсовершенное нотариальное действие или неправомерным отказ в совершениинотариального действия, имеет право подать жалобу на действия нотариуса,уполномоченного должностного лица в суд по месту нахождения соответствующихгосударственной нотариальной конторы, местного исполнительного ираспорядительного органа. Жалобы, на связанные с законностью совершениянотариальных действий или с отказом в их совершении, рассматриваютсяМинистерством юстиции, управлениями юстиции местных исполнительных ираспорядительных органов, другими уполномоченными государственными органами. Засовершение нотариальных действий нотариус взимает с граждан и юридических лицгосударственную пошлину в соответствии с законодательством, а за дачу правовыхконсультаций по совершению нотариальных действий, составление проектов сделок,заявлений; изготовление копий документов, выписок из них, оказание другихправовых и технических услуг, связанных с совершением нотариальных действий,берет плату согласно тарифам, утверждаемым Министерством юстиции посогласованию с Министерством экономики.
Применение норм иностранногоправа
Нотариусы применяют нормы иностранного права всоответствии с законодательством. Они принимают документы, составленные всоответствии с нормами иностранного права, а также совершают удостоверительныенадписи в форме, предусмотренной иностранным правом, если это не противоречитсуверенитету Республики Беларусь и не угрожает ее национальной безопасности [№2].
Документы, составленные за пределами РеспубликиБеларусь в соответствии с нормами иностранного права, нотариус принимает приусловии их легализации, если иное не предусмотрено законодательством. Нотариусвыполняет переданные ему в установленном порядке поручения органов юстициииностранных государств о совершении отдельных нотариальных действий, заисключением случаев, если:
выполнение поручения противоречит суверенитетуРеспублики Беларусь или угрожает ее национальной безопасности;
выполнение поручения не входит в компетенциюнотариуса;
выполнение поручения противоречит законодательству.
Выполнение поручений органов юстиции иностранныхгосударств о совершении отдельных нотариальных действий производится всоответствии с законодательством. Нотариус может обращаться к органам юстициииностранных государств с поручениями о совершении отдельных нотариальныхдействий [№ 2].
Нотариусы обеспечивают доказательства, необходимыедля ведения дела в органах иностранных государств.
4. Частный нотариат в РеспубликеБеларусь
В Республике Беларусьнаряду с государственными нотариусами действуют и частные нотариусы. 2. Разрешить Министерству юстиции выдать 15лицензий на занятие частной нотариальной практикой.
Практики в 1993-1997 годах, в томчисле в соответствии с настоящим Декретом, внести до 1 февраля 1998 г. предложения Президенту Республики Беларусь о дальнейшем осуществлении этой практики, а такжепроект Закона Республики Беларусь «О нотариате»;
7.3.обеспечить в 1997-1998 годах государственные нотариальные конторы современнымитехническими средствами, необходимыми для их деятельности;
Оборганизации в Республике Беларусь частной нотариальной практики
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
СоветаМинистров Республики Беларусь
от15 января 1993 г. N 20
(СПРеспублики Беларусь, 1993 г., N 1, ст. 17)
1.В соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 26ноября 1992 г. «Об организации в городе Минске частной нотариальнойпрактики» поручить Министерству юстиции обеспечить осуществление вг.Минске с 1 февраля 1993 г. до 1 февраля 1994 г. в порядке эксперимента частной нотариальной практики. О некоторых мерах по совершенствованиюадвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь
ДекретПрезидента Республики Беларусь от 3.05.1997 г. №12 — [pd9700012]
Их деятельность регулируется Конституцией РеспубликиБеларусь, Положением о нотариате и нотариальной деятельности в РеспубликеБеларусь, Положением о порядке выдачи лицензий на право занятия частнойнотариальной деятельностью и проведения эксперимента этого вида деятельности вРеспублике Беларусь и другими актами законодательства.
Для занятия частнойнотариальной деятельностью необходимо получить лицензию, 1. Установить, что:
1.1.лицензии на право занятия адвокатской и частной нотариальной деятельностьювыдаются Министерством юстиции гражданам Республики Беларусь при условии:
сдачиквалификационного экзамена соответствующей комиссии, созданной указаннымМинистерством из числа представителей государственных органов, адвокатов(нотариусов), иных специалистов в области права. Председателем комиссииявляется заместитель Министра юстиции;
уплатысбора за выдачу лицензии в размере 10 базовых величин; ?
Онекоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности вРеспублике Беларусь
ДекретПрезидента Республики Беларусь от 3.05.1997 г. №12 — [pd9700012]
которая может быть выдана гражданину РеспубликиБеларусь, постоянно проживающему в том городе, в котором проводится экспериментчастной нотариальной деятельности, имеющему высшее юридическое образование иопыт работы в качестве нотариуса не менее одного года. Лицензия выдаетсяМинистерством юстиции Республики Беларусь на основании заключения Комиссии повопросам выдачи лицензий на право занятия частной нотариальной деятельностью изаявления гражданина, изъявившего желание заниматься этим видом деятельности напериод проведения эксперимента в Республике Беларусь [№ 3]. К заявлению должныбыть приложены следующие документы:
-копия диплома о высшем юридическом образовании;
-выписка из трудовой книжки;
-документ, подтверждающий внесение платы за выдачулицензии.
При необходимостиМинистерство юстиции может дополнительно истребовать и иные документы. Решениео выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается Министерством юстиции 1.3. решение об отказе в выдаче лицензии на правозанятия адвокатской и частной нотариальной деятельностью или об отказе впродлении срока действия такой лицензии может быть обжаловано в суд в течениемесячного срока со дня вынесения соответствующего решения;
Онекоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности вРеспублике Беларусь Декрет Президента Республики Беларусь от 3.05.1997 г.№12 — [pd9700012]
в течение тридцати дней со дня подачи заявления сприложением необходимых документов. Решение об отказе в выдаче лицензии можетбыть обжаловано в суд в течение тридцати дней со дня вынесения решения. Лицензияна право занятия частной нотариальной деятельностью выдается на срок проведенияв Республике Беларусь эксперимента этого вида деятельности. Экспериментзаканчивается днем введения в действие Закона Республики Беларусь «Онотариате»т [№ 3].
Лицензия может быть аннулирована Министерствомюстиции по собственной инициативе частного нотариуса, а также в случаях:
-нарушения частным нотариусом законодательства,регулирующего нотариальную деятельность;
-осуждения частного нотариуса и вступления приговорасуда в законную силу;
-ограничения дееспособности или признания частногонотариуса недееспособным в установленном порядке.
Лица,прекратившие осуществление нотариальной деятельности, обязаны в установленныесроки сдать уполномоченным государственным органам (должностным лицам)документы, образовавшиеся в результате этой деятельности, а также печать сизображением Государственного герба Республики Беларусь и штампыудостоверительных надписей. О некоторых мерах по совершенствованию адвокатскойи нотариальной деятельности в Республике Беларусь. Декрет ПрезидентаРеспублики Беларусь от 3.05.1997 г. №12 — [pd9700012]
Частный нотариус работает индивидуально или можетобъединяться с одним, двумя и более частными нотариусами, создав нотариальноебюро, руководителем которого может быть один из них. Частный нотариус на своисредства приобретает или арендует помещение и необходимые оргтехническиесредства, а также вправе в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусьнанимать работников. Частному нотариусу запрещается работать в одном рабочемкабинете с представителями других профессий, не связанных с совершениемнотариальных действий и оказанием дополнительных правовых услуг. Он должениметь свою печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, атакже удостоверительные штампы и бланки нотариальных документов [№ 3].
Частный нотариус вправе совершать все нотариальныедействия, предусмотренные Положением о нотариате и нотариальной деятельности вРеспублике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 2февраля 2000 года, за исключением:
-выдачи свидетельств о праве на наследство;
-выдачи свидетельств о праве собственности на долю вобщем имуществе пережившему мужу (жене);
— наложения и снятия запрещения отчуждения жилогодома (части дома), квартиры, дачи, садового домика, гаража, земельного участка,другого недвижимого имущества.
Частный нотариус не может состоять в штатахгосударственных, частных и общественных предприятий и организаций, не можетзаниматься никакой иной деятельностью, кроме научной и преподавательской. Чтокасается остальных аспектов деятельности частных нотариусов, то они сходны сгосударственными.
5. Задачи и деятельностьконсульских учреждений
Консульские учрежденияРеспублики Беларусь защищают права и интересы Республики Беларусь, ееюридических лиц и граждан за границей. Эти учреждения содействуют развитиюдружественных отношений, расширению экономических, торговых,научно-технических, культурных связей Республики Беларусь с другимигосударствами. Консульскими учреждениями являются: консульские отделы дипломатическихпредставительств, генеральные консульства, консульства, вице-консульства иконсульские агентства [№ 1]. Консульские учреждения в своей деятельностируководствуются Консульским уставом Республики Беларусь, утвержденным УказомПрезидента Республики Беларусь от19 февраля 1996 г. N 82, законодательством Республики Беларусь и законодательством страны нахождения,международными договорами Республики Беларусь, общепризнанными принципамимеждународного права и международными обычаям. Если международными договорамиРеспублики Беларусь установлены другие, чем в Уставе, правила, применяютсяправила этих договоров. Консульское учреждение может быть открыто на территориистраны нахождения только с согласия этой страны. Местонахождение консульскогоучреждения, его класс и консульский округ определяются Министерствоминостранных дел Республики Беларусь после согласования со страной нахождения. Консулимеет право поднимать Государственный флаг Республики Беларусь на своейрезиденции, а также помещать его на своих средствах перемещения. Консульскоеучреждение имеет печать с изображением Государственного герба РеспубликиБеларусь и со своим названием на государственном языке. Консульскимслужебным лицом может быть только гражданин Республики Беларусь.
На должность консульскихслужащих могут назначаться как граждане Республики Беларусь, так и гражданегосударства нахождения консульского учреждения [№ 1]. Консульские служебныелица являются работниками Министерства иностранных дел Республики Беларусь. Консульскиеучреждения подчиняются Министерству иностранных дел Республики Беларусь идействуют под непосредственным руководством дипломатического представительстваРеспублики Беларусь в стране нахождения. Консульские отделы дипломатических представительстввозглавляются заведующими консульских отделов, а генеральные консульства,консульства, вице-консульства и консульские агентства — соответственногенеральными консулами, консулами, вице-консулами и консульскими агентами. Консулпри назначении на должность получает от Министерства иностранных дел РеспубликиБеларусь консульский патент — письменные полномочия с указанием должности, атакже категории и класса, к которым принадлежит консул, консульского округа,местонахождения консульского учреждения и начинает исполнение своихобязанностей после получения экзекватуры — разрешения страны нахождения [№ 1].
Функции консула
Консул выполняет функции,предусмотренный Консульским уставом. Консул может выполнять другие неопределенные Консульским уставом функции, если они не противоречатзаконодательству Республики Беларусь и законодательству страны нахождения.Консул может обращаться к властям страны нахождения в пределах своегоконсульского округа по всем вопросам, связанным с деятельностью консульского учреждения.В странах, где нет дипломатических представительств Республики Беларусь, ссогласия страны нахождения на консула может быть возложено также и исполнениедипломатических функций. Консул также может действовать в качествепредставителя Республики Беларусь при международной организации послеуведомления об этом страны нахождения. Консул обязан принимать меры к тому,чтобы юридические лица и граждане Республики Беларусь пользовались в полномобъеме всеми правами, предоставленными им законодательством страны нахождения,международными договорами Республики Беларусь и страны нахождения [ № 1]. Консулдолжен принимать меры по восстановлению нарушенных прав юридических лиц играждан Республики Беларусь. Консул обязан принимать письменные и устныезаявления от юридических лиц и граждан Республики Беларусь, а также отиностранных юридических лиц и граждан по вопросам, которые касаются выполненияего функций. Консул имеет права без особой доверенности и в соответствии сзаконодательством страны нахождения представлять в учреждениях этой страныинтересы граждан Республики Беларусь, если они отсутствуют и не поручиливедения дела какому-либо лицу или не в состоянии защищать свои интересы подругим причинам.
Консул совершаетследующие нотариальные действия:
-свидетельствует сделки,кроме договоров об отчуждении и залоге недвижимого имущества, которое находитсяв Республике Беларусь;
-принимает меры по охраненаследственного имущества;
-выдает свидетельства оправе на наследство;
-выдает свидетельство оправе собственности на долю в общем имуществе мужа и жены;
-свидетельствуетдостоверность копий документов и выписок из них;
-свидетельствуетдействительность подписи на документах;
-свидетельствует фактнахождения гражданина в живых;
-свидетельствует фактнахождения гражданина в определенном месте;
-свидетельствуеттождественность гражданина с лицом на фотографии;
-свидетельствует времяпредъявления документов;
-принимает в депозитденежные суммы и ценные бумаги;
-совершает исполнительныенадписи;
-принимает на сохранностьдокументы;
-обеспечиваетдоказательства;
-совершает морскиепротесты [№ 1].
ЗаконодательствомРеспублики Беларусь могут быть предусмотрены и другие нотариальные действия,которые совершает консул. Нотариальные действия совершаются в консульском учрежденииРеспублики Беларусь, за исключением случаев, когда граждане, для которых этидействия совершаются, по уважительной причине (болезнь, инвалидность и т.д.) немогут явиться в консульское учреждение. Консул обязан соблюдать тайнунотариального действия. Лицо, виновное в разглашении тайны нотариальногодействия, несет ответственность, предусмотренную законодательством РеспубликиБеларусь. Сведения (документы) по совершенному нотариальному действию выдаютсяв соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Нотариальные действиясовершаются, как правило, в день предъявления всех необходимых документов,после внесения консульских сборов и оплаты возможных дополнительных почтовых,телефонных, телеграфных, транспортных, канцелярских, других услуг и фактическихрасходов [№ 1].
Совершение нотариальныхдействий может быть отложено при необходимости истребования дополнительныхсведений или документов или направления документов на экспертизу, а также подругим основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь.
Консул отказывает всовершении нотариального действия, если:
совершение такогодействия нарушает государственные интересы;
действие подлежитсовершению нотариусом;
с просьбой о егосовершении обратилось недееспособное лицо или представитель гражданина либоюридического лица, не имеющий необходимых полномочий;
сделка, совершаемая отимени юридического лица, противоречит целям и (или) предмету деятельности,указанным в его учредительных документах;
сделка совершаетсяорганизацией в качестве юридического лица или гражданином в качествеиндивидуального предпринимателя без соответствующей государственнойрегистрации;
совершение этого действияпротиворечит иным требованиям законодательства [№ 1].
Консул не принимает длясовершения нотариальных действий документы, которые не соответствуюттребованиям законодательства либо содержат сведения, порочащие честь,достоинство и деловую репутацию граждан, а также деловую репутацию юридическихлиц. Лицу, которому отказано в совершении нотариального действия, по егопросьбе должны быть изложены причины отказа и разъяснен порядок обжалования.
Консул принимаетдокументы, составленные в соответствии с требованиями законодательства странынахождения, и совершает нотариальные действия в форме, предусмотренной названнымзаконодательством, если это не противоречит законодательству и международнымдоговорам Республики Беларусь. Порядок совершения консулом нотариальныхдействий утверждается Министерством юстиции Республики Беларусь и Министерствоминостранных дел Республики Беларусь. Консул легализует документы и акты,которые исходят от властей консульского округа или составлены с их участием [№1]. Консульская легализация заключается в установлении и свидетельствованиидействительности подписей на названных документах, актах и соответствия ихзаконам страны нахождения.
Органы РеспубликиБеларусь принимают такие документы и акты к рассмотрению только при наличииконсульской легализации, если иное не предусмотрено законодательствомРеспублики Беларусь или международными договорами Республики Беларусь и странынахождения. Легализации не подлежат документы и акты, которые противоречатзаконодательству Республики Беларусь или могут по своему содержанию нанестивред интересам Республики Беларусь или содержат сведения, которые оскорбляютчесть и достоинство ее граждан.
Министерство иностранныхдел Республики Беларусь по согласованию со страной нахождения может поручитьвыполнение отдельных консульских функций почетным консулам.
Почетными консулами могутбыть как граждане Республики Беларусь, так и иностранные граждане. Почетныеконсулы не могут находиться на государственной службе Республики Беларусь [№1].
Функции почетных консуловопределяются Министерством иностранных дел Республики Беларусь.
Заключение
Таким образом, осветив основные аспекты деятельностинотариата в Республике Беларусь, можно сделать вывод о том, что если нотариат вгосударстве развит, это существенным образом снижает количество споров в сферегражданского оборота, поэтому в развитых странах обоснованно считают, чтонотариат – это институт по осуществлению предупредительного правосудия.Нотариат может и способен сделать гораздо больше в деле укрепления здоровыхрыночных отношений, к чему стремится наша республика. Так во многих странах сразвитой нотариальной системой нотариусы помогают в осуществлении фискальныхфункций государства, позволяя отслеживать во всех случаях переход правасобственности и тем самым, помогая устанавливать налогоплательщиков. Но на этомвозможности нотариата не исчерпаны: требует изучения возможность передачи вкомпетенцию нотариусов принятие свидетельских показаний под присягой как формыих обеспечения, удостоверения различных юридических фактов бесспорногохарактера по заявлению заинтересованных лиц, оформление соглашений сторон обязательственныхправоотношений, имеющих силу исполнительных документов, при обращении взысканияна имущество и денежные средства должника. Как это уже практикуется в некоторыхевропейских государствах. Высокая эффективность и экономичность деятельности нотариатапозволяет значительно снизить число судебных споров бесспорного характера.
Огромная польза от деятельности нотариата бесспорна,что я и попыталась показать в данной работе.
Литература
1. Указ Президента Республики Беларусь “Об утверждении КонсульскогоУстава Республики Беларусь” от 19 февраля 1996г. №82. (С измен. идополн. от 15 мая 2000г. //Сборник действующих нормативных актов ПрезидентаРеспублики Беларусь (1994-1997). 1996; Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь. 2000. №49. 1/1275.
2. Указ Президента Республики Беларусь«Положение о нотариате и нотариальной деятельности вРеспублике Беларусь» от 2 февраля 2000г. №38 (С изменен. и дополн. от 26июля 2002г.) //Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №15. 1/982; 2002. №75. 1/3796
3. Положение Министерства юстиции Республики Беларусь «Положение опорядке выдачи лицензии на право занятия частной нотариальной деятельностью ипроведения эксперимента этого вида деятельности в Республике Беларусь» 25января 1994г. №188/12 (С изменен. и дополн. от 30 ноября 1994г.; 3 января1996г.; 5 июня 1996г.; 24 июня 1996г.; 9 сентября 1996г.; 16 июля 1997г.; 6октября 1997; 10 марта 1998; 21 сентября 1998; 22 января 1999; 19 июля 1999; 12ноября 1999; 7 августа 2002) //Бюллетень нормативно-правовой информации. 1994.№4; 1996. №3; 1996. №8; 1996. №11; 1997. №16; 1997. №23; 1998. №7; 1998. №21;1999. №6; 1999. №18; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.1999. №62. 8/27; 2000. №7. 8.1532; 2002. №95. 8.8447.
4. Черемных И.Г.Соотношение нотариата с другими формами защиты //Бюллетень нотариальнойпрактики: Федеральный журнал. 2000. №2. С.11-14.
5. Ярков В.В.Профессия нотариуса //Нотариус: Федеральное издание. 2000. №4. С.14-20.
6. Декрет Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах посовершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в РеспубликеБеларусь»от 3 мая 1997 г. №12.
7. ПисьмоМинистерства юстиции Республики Беларусь от 31.05.1995 г. №05-17,Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 31.05.1995 г.№05-17 — [w89500920] Об утверждении
8. 8. Положения о государственной нотариальной конторе и Положения о первойгосударственной нотариальной конторе. Приказ Министерства юстиции РеспубликиБеларусь от 8.12.2000 г. №338 — [w60004539]
9. Оборганизации в Республике Беларусь частной нотариальной практики ПОСТАНОВЛЕНИЕ СоветаМинистров Республики Беларусь от 15 января 1993 г. N 20
10. Постановлением Верховного Совета РеспубликиБеларусь от 26 ноября 1992 г. «Об организации в городе Минске частнойнотариальной практики»
11. О некоторыхмерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в РеспубликеБеларусь. Декрет Президента Республики Беларусь от 3.05.1997 г. №12 — [pd9700012]