Контрольная работа
Тема «Административно-правовое регулирование хозяйственной деятельности в агропромышленном комплексе»
Санкт-Петербург, 2010г.
План
Введение
1. Законодательство, организационно-правовая система управления и понятие агропромышленного комплекса
2. Органы управления в сфере агропромышленного комплекса
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Вопросы регулирования сельскохозяйственного производства являются в России актуальными в любой исторический период ее развития. Становление рыночной экономики отнюдь не отменило необходимости государственного воздействия на экономику села, изменились только приоритеты и методы регулирования. Но если в сфере гражданско-правового регулирования аграрного сектора России в связи с принятием Гражданского и Земельного кодексов РФ наступает определенность, то в сфере публично-правового, а по сути в сфере административно-правового регулирования, еще имеются значительные возможности для улучшения нормативной базы, тем более что аграрный сектор, к сожалению, обойден вниманием правоведов, а монографий и статей по теме — буквально единицы1.
Изучая аграрные правовые отношения, юридическая наука особое внимание уделяет учету особенностей сельского хозяйства в правовом регулировании, влиянию права и законодательства на формирование аграрного рынка и выведение сельского хозяйства из кризисной ситуации. Однако наиболее важной остается проблема правовых методов государственного регулирования аграрного производства. Сегодня развитие сельского хозяйства в нашей стране рассматривается в качестве одного из приоритетных национальных проектов. Это говорит о том, что, в аграрной сфере накопилось множество серьезных проблем, требующих своего решения. Цель данной контрольной работы — охарактеризовать современное состояние административно-правового регулирования в области управления агропромышленным комплексом. Задачи данной работы: выявить специфику сельского хозяйства как особой производственной отрасли; выявить и охарактеризовать современное правовое регулирование агропромышленным комплексом.
1.Законодательство, организационно-правовая система управления и понятие агропромышленного комплекса
Сельское хозяйство традиционно понимается как деятельность непосредственно по производству продукции растениеводства и животноводства. Наряду с этим применяется более широкий термин — «агропромышленный комплекс» (АПК). В это понятие включаются также отрасли, непосредственно связанные с сельским хозяйством, — как правило, закупка сельскохозяйственной продукции, ее промышленная переработка, агрохимическое обслуживание сельского хозяйства, снабжение сельскохозяйственной техникой, иногда также торговля сельскохозяйственной продукцией и производство сельскохозяйственной техники. Сюда относятся государственный, коллективный, кооперативный, акционерный, фермерский и мелкотоварный сектора, имеющие разнообразные организационно-правовые формы объединений и предприятий сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, а также соответствующие органы управления. На долю предприятий, основанных на частной собственности, приходится более 90% производимой продукции1. Экономические реформы резко изменили организационную структуру агропромышленного комплекса. В его составе функционирует большое число различных организационных форм коллективного и индивидуального производительного труда. Частично сохранились совхозы и колхозы, появились товарищества различных типов, акционерные общества открытого типа, подсобные хозяйства предприятий и организаций, крестьянские (фермерские) хозяйства и др2.
Помимо основных отраслей агропромышленного комплекса — полеводства, в частности зернового производства и животноводства, к этому комплексу относятся специальные отрасли: рыболовство, лесного, водного и охотничьего хозяйства, производство этилового спирта и табачной продукции. Конституция РФ относит основные вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами (основной базы с/х производства) и законодательство о земле к совместному ведению РФ и ее субъектов(ст. 72). К непосредственному ведению РФ отнесено формирование основ федеральной политики и федеральных программ экономического развития страны (ст. 71).
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»1 государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.
Главная задача государства в сфере агропромышленного комплекса — обеспечить должное функционирование агропромышленного производства при многоукладности сельского хозяйства, многообразии средств производства. В этой связи государственный протекционизм и регулирование развития агропромышленного комплекса, его технико-технологическое переоснащение, развитие форм и методов хозяйствования являются основой государственной политики в указанной отрасли. Государственная аграрная политика основывается на следующих принципах: доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей; доступность информации о состоянии государственной аграрной политики; единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке; последовательность осуществления мер государственной аграрной политики и ее устойчивое развитие1.
2.Органы управления в сфере агропромышленного комплекса
В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации2Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий, в сфере промышленного рыбоводства (аквакультуры), а также в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий; по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального агентства лесного хозяйства.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации возглавляет министр (в настоящее время Скрынник Е.Б), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
В структуре Министерства сельского хозяйства состоят 15 департаментов, а именно:
— Департамент пищевой, перерабатывающей промышленности, регулирования агропродовольственного рынка и качества продукции– осуществляет деятельность Минсельхоза в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности АПК, производства и оборота этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
— Департамент государственной политики в сфере АПК и информации – осуществляет практическую реализацию возложенных на Министерство функций по выработке государственной политики в сфере АПК в части определения основных направлений единой информационной политики Минсельхоза;
— Департамент лесного хозяйства – осуществляет практическую реализацию возложенных на Минсельхоз функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях);
— Департамент управления делами;
— Департамент сельского развития и социальной политики – обеспечивает деятельность Министерства в сфере развития сельских территорий, взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по вопросам реализации социальных программ в сельской местности, развития малого и среднего предпринимательства в АПК, фермерства, сельскохозяйственной кооперации, ведения гражданами личных подсобных хозяйств, а также по вопросам взаимодействия с общественными объединениями и иными организациями;
— Департамент государственной службы и кадровой политики;
— Департамент научно-технологической политики и образования – осуществляет практическую реализацию возложенных на Минсельхоз функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг по вопросам технического и технологического обеспечения агропромышленного комплекса, а также участвует в управлении государственным имуществом, переданным подведомственным Минсельхозу организациям и закрепленным в установленном порядке за департаментом;
— Департамент правового обеспечения;
— Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности;
— Департамент экономики и финансов – осуществляет практическую реализацию функций Минсельхоза по проведению единой экономической, финансовой и бюджетной политики в сфере АПК, соблюдение единых принципов финансово-бюджетного планирования;
— Департамент административной работы и внешних связей;
— Департамент растениеводства, химизации и защиты растений – осуществляет практическую реализацию возложенных на Минсельхоз функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере растениеводства, карантина растений, плодородия почв, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексе и обеспечения биологической, химической и радиационной безопасности РФ в сфере своей деятельности;
— Департамент мелиорации – осуществляет практическую реализацию возложенных на Минсельхоз функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере мелиорации земель;
— Департамент животноводства и племенного дела – существляет практическую реализацию возложенных на Минсельхоз функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере животноводства и племенного дела, промышленного рыбоводства (аквакультуры), селекционных достижений в области животноводства;
— Департамент ветеринарии – осуществляет практическую реализацию возложенных на Минсельхоз функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ветеринарии, включая предупреждение и ликвидацию заразных и массовых незаразных болезней животных, обеспечение безопасности продукции животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, защиту населения от болезней, общих для человека и животных, охрану территории РФ от заноса заразных болезней животных из иностранных государств, обращение лекарственных средств для животных, кормов и кормовых добавок, в том числе изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов, наркотических средств и психотропных веществ, а также в области обеспечения биологической безопасности РФ.
Министерство сельского хозяйства РФ: вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства и к сферам деятельности подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства; в установленном законодательством РФ порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, а также на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Министерства; ведет различные реестры и учёты; осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса и другие полномочия1.–PAGE_BREAK–
В соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору2Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет следующие полномочия: осуществляет надзор в установленных законодательством РФ случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере деятельности; осуществляет надзор за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за использованием селекционных достижений, за безопасностью лекарственных средств для животных, кормов и кормовых добавок, изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов, на всех стадиях производства и обращения; выдает лицензии на проведение мероприятий по акклиматизации, переселению и гибридизации, на содержание и разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания; выдает разрешения на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, и водными биологическими ресурсами и иные разрешения. осуществляет аккредитацию испытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы в области подтверждения соответствия качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна, и проверку их деятельности в части работы по подтверждению соответствия указанной продукции и выдачи сертификатов, предусмотренных законодательством РФ; осуществляет государственный контроль за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд, при поставке (закладке) зерна в государственный резерв, при его хранении в составе государственного резерва и транспортировке; осуществляет лицензирование в соответствии с законодательством РФ отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы и другие полномочия1. Структура федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору: центральный аппарат Россельхознадзора, территориальные управления, ветеринарные лаборатории, научно-исследовательские институты, референтные центры, пограничные пункты пропуска и ветеринарные управления субъектов РФ.
Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра сельского хозяйства РФ.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства1Федеральное агентство лесного хозяйстваявляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства.
Федеральное агентство лесного хозяйства находится в ведении Министерства природных ресурсов РФ.
Федеральное агентство лесного хозяйства руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов РФ.
Федеральное агентство лесного хозяйства в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия: организует предоставление гражданам и юридическим лицам в установленном порядке информации о лесном фонде РФ; осуществляет государственный мониторинг лесов, государственный учет лесного фонда, отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию на основании и в порядке, установленных законодательством РФ; ведет государственный лесной кадастр; организует оказание лесопользователям помощи в выборе способов воспроизводства лесов, обеспечении посевными и посадочными материалами, выдачу разрешений на проведение в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуется перевод лесных земель в нелесные земли или перевод земель лесного фонда в земли иных категорий и другие полномочия.
Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Компетенция исполнительных органов субъектов РФ определяется уставами, законами, а также постановлениями глав правительств (администраций) субъектов РФ: в управлении АПК они взаимодействуют с органами РФ и составляют единую систему. Полномочия указанных органов определены в их конституциях и уставах. И хотя не во всех упоминается АПК, вопросы экономики, управления собственностью, бюджета, услуг и финансовых средств, перемещения товаров, поддержки, конкуренции, свободы предпринимательства и экономической деятельности в сфере АПК — в центре полномочий органов власти субъектов РФ. Сфера АПК находится в совместном ведении РФ и ее субъектов; субъекты РФ вправе принимать свои законы и иные правовые акты, не противоречащие законам и иным актам РФ.
Как хозяйствующие субъекты органы сельского местного самоуправления осуществляют функции управления производством, распределением, обменом и потреблением продукции АПК подведомственных предприятий и организаций.
Заключение
Итак, АПК России — многоотраслевая система, включающая более 60 отраслей: прежде всего само сельское хозяйство, пищевую и биологическую промышленность, производство химических удобрений, средств защиты растений, строительство сельскохозяйственных, промышленных и социально-культурных объектов, связь, ветеринарную и санитарно-эпидемиологическую службы.
Анализ законодательства позволяет говорить о том, что административно-правовое регулирование сельскохозяйственного производства развивается преимущественно по пути государственной поддержки существующего состояния АПК. Среди возможных путей совершенствования административно-правового регулирования сельскохозяйственного производства в части его нормативного обеспечения можно назвать устранение недостатков, касающихся исключительно вопросов юридической техники, поскольку сторона отношений на селе, связанная с экономикой, едва ли может быть предметом научного правового исследования.
Центральная правовая проблема — это определение сферы правового регулирования в области сельскохозяйственного производства. Надо разграничивать административно-правовые отношения в экономике аграрного сектора от гражданско-правовых. Это позволит, с одной стороны, избегать дублирования аграрным законодательством положений ГК РФ, а с другой — избежать сложностей по выбору процессуальных методов решения потенциальных споров — в административно- или в гражданско-правовом порядке.
В силу своего потенциала и исторически сложившегося положения в системе общественного разделения труда сельское хозяйство в России — отрасль, проблемы которой выходят далеко за ее собственные рамки, затрагивают интересы всего государства. В сложившейся ситуации аграрный сектор может рассматриваться как один из источников общего кризиса в народном хозяйстве.
Список использованной литературы
Нормативно-правовая:
1. Конституция РФ от 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008) // СЗ РФ. 26.01.2009. №4. Ст. 445.
2. Федеральный закон РФ от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // РГ. 11.01.2007. №4265.
3. Постановление Правительства от 16.06.2004 №283 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства» (в ред. от 27.01.2010) // СЗ РФ. 21.06.2004. №25. Ст.2565. СЗ РФ. 09.02.2010.
4. Постановление от 30 июня 2004 N327 «Об утверждении положения о федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» (в ред. от 27.01.2010) // РГ. 15.07.2004 №150. РГ. 27.01.2010 №31.
5. Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 №450 (в ред. от 27.01.2010) «Об утверждении положения о Министерстве сельского хозяйства РФ» // СЗ РФ. 23.06.08. №25. Ст. 2983. СЗ РФ. 01.02.2010.
Основная:
1. Административное право / Под ред. Попова Л.Л. – М.: Юристъ, 2005.
2. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право РФ: Учебник. – М.: Эксмо, 2008.
3. Минина Е.Л. Законодательное обеспечение аграрной политики в России // Журнал российского права. 2006. №5.
4. Тен А.Л. Правовое регулирование сельско-хозяйственного производства в России // Юрист. 2005. №10.
5. Четвериков В.С. Административное право: Учебное пособие. – Рн/Д.: Феникс, 2004.
Электронные ресурсы:
1.www.mcx.ru/ – Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства РФ. Ссылки (links):
www.mcx.ru/