АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО Курсовая работа Административно-правовое регулирование обеспечения дисциплины и законности в государственном управлении. Тема № 20 Подготовил: курсант 2105 уч. группы А.Н.Островерх Научный руководитель: В.А.Паникратов Рязань 2007 Оглавление: Введение….1. Сущность и виды обеспечения законности в сфере исполнительной власти… 4 2.
Контроль органов государственного управления…3. Надзор в сфере государственного управления….4. Порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан 22 Заключение… 27 Список использованных источников и литературы…28 Введение. Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе.
Ему присущи соответствующие границы правового регулирования – деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий. Общеизвестно, что иметь только требуемое количество хороших законов и других нормативно-правовых актов
еще недостаточно для оптимального регулирования общественных отношений. Основное при этом – обеспечение их точного исполнения теми, кому доверено их применение. Особо нетерпимы случаи, когда допускается бездеятельность, а то и прямые нарушения законов со стороны органов и должностных лиц исполнительной власти, государственного управления. Это негативно действует не только на систему функционирования государственных органов, но и на сознание и поведение всех граждан. В связи с этим государство должно неуклонно обеспечивать законность и дисциплину в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Целью данной курсовой работы является исследование понятий законности и дисциплины, а также анализ проводимой работы в сфере исполнительной власти в целях укрепления законности и дисциплины. 1. Сущность и виды обеспечения законности в сфере исполнительной власти.
Законность служит неотъемлемой основой существования и развития демократически организованного общества. Законность – единообразное понимание, осознание и соблюдение норм и правил действующего законодательства, прежде всего органами государственной власти, общественными организациями и другими негосударственными объединениями, должностными лицами и гражданами. Сущность законности состоит в единообразном понимании, осознании и точном осуществлении действий по соблюдению норм и правил действующего законодательства,
прежде всего, органами государственной власти, общественными организациями и другими негосударственными объединениями, должностными лицами и гражданами. Действие закона должно распространяться на все сферы деятельности государственной власти, ее органов, должностных лиц, на деятельность негосударственных структур и на сознание и поведение всех граждан общества. Особенно важно строгое соблюдение законов государственными органами и их должностными лицами.
Основа сущности принципа законности состоит, прежде всего, в том, что государство, издавшее закон, не вправе его нарушать. Ничто так не действует негативно на правосознание граждан, как нарушение законов со стороны органов государственной власти и их должностных лиц. Принцип законности является конституционным. Этот принцип закреплен в ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Подзаконные акты в свою очередь не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, издаваться в пределах полномочий и компетенции соответствующих органов и должностных лиц, в установленном законом порядке и в определенной форме. В этом и заключены основные требования, составляющие сущность и содержание законности.
Органы исполнительной власти, органы государственного управления, администрация государственных объединений, предприятий, учреждений и организаций применяют широко в своей деятельности законы и подзаконные акты, при этом сами издают большое число нормативно-правовых актов, которые должны не только не противоречить законам, но и работать на цели, сформулированные в законах. В законах должны быть отражены не только властные веления государства (степень его силы власти), но
и целесообразность, нравственность этой власти, а главное, законность повседневного поведения и действия власти. То есть законы не могут быть проведены в реальную жизнь общества без способов и средств обеспечения законности, реального действия ее механизма для всех без исключения. В юридической литературе законность рассматривается с разных сторон:  как принцип государственной деятельности;  как метод государственного руководства обществом;  как режим
системы взаимоотношений населения с государственными органами. Самая важная сторона законности раскрывается в ее определении как режима взаимоотношений граждан и организаций с субъектами власти, который благоприятствует обеспечению прав и законных интересов личности, ее всестороннему развитию, формированию и развитию гражданского общества, успешной деятельности государственного механизма. Во всей государственной деятельности незыблемо правило, согласно которому закон обязателен для всех и до тех пор, пока он не изменен или не отменен полномочным органом. Обеспечение законности направлено:  на недопущение нарушений в деятельности органов исполнительной власти, общественными организациями и другими негосударственными объединениями, должностными лицами и гражданами;  своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение правонарушений;  выявление причин правонарушений и условий им соответствующих;  привлечение
виновных к ответственности;  разработка и принятие мер направленных на устранение причин нарушения;  создание обстановки неотвратимости ответственности. Все государственные органы, должностные лица, граждане и общественные организации обязаны строжайше соблюдать закон. Но особое значение принцип законности имеет в сфере управления, так, как: 1) Управление охватывает наибольшую сферу деятельности государства и органов местного самоуправления.
2) Субъекты управления, реализуя свои полномочия и функции, осуществляют правоприменительную деятельность. Она сопровождается разработкой и принятием управленческих решений в виде актов применения права. 3) Управление осуществляют многочисленные субъекты органов исполнительной власти и их должностные лица, с которыми чаще всего и имеют дело граждане или различные организации. 4) Органы управления осуществляют правотворческую деятельность, которая охватывает широкую и разнообразную
сферу общественной жизни. 5) Органы управления наделены широкими полномочиями в области применения мер административного принуждения. Каждый орган государственного управления, каждое должностное лицо и каждый государственный служащий призваны постоянно следить за соблюдением законности в любом звене органов исполнительной власти, пресекать малейшие проявления беззакония, устранять причины, его порождающие, своевременно восстанавливать нарушенные права организаций и граждан, принимать необходимые меры для привлечения к ответственности лиц, нарушающих законы, воспитывать граждан в духе уважения к законам. Под государственной дисциплиной подразумевается сознательное повиновение всех граждан порядкам и правилам, установленным государством и его полномочными органами, строгое соблюдение норм поведения, согласованность в действиях, а что касается государственных служащих то выполнение ими своих должностных обязанностей и распоряжений начальников. Проводимые меры по укреплению дисциплины способствуют обеспечению законности.
В целях укрепления законности и дисциплины в сфере исполнительной власти проводится огромная работа. Это совершенствование системы органов исполнительной власти и более четкое регламентирование их правового статуса; определение должностных обязанностей и прав государственных служащих, пределов их личной ответственности; принятие правовых актов, предусматривающих административный и судебный порядок восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан; воспитание у граждан чувства уважения к закону, повышение их правовой
культуры. Вместе с тем действует особая система государственных органов и общественных организаций, на которую возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в сфере исполнительной власти. Применяемые ими различные правовые и организационные виды и методы деятельности, практические приемы, операции, формы работы обобщенно называются способами обеспечения законности. В настоящее время систему таких способов составляют контроль, административный надзор, деятельность
суда по обеспечению законности, прокурорский надзор, обжалование действий органов управления и их должностных лиц. Обеспечение законности ложится на деятельность различных правовых органов. Право образует и такие органы, деятельность которых направлена непосредственно на обеспечение законности в сфере управления (суды, прокуратура, правовые инспекции, федеральные надзоры и др.). В процессе деятельности указанные органы используют контроль, надзор и проверку исполнения. Контроль наблюдает, соответствует ли деятельность органов исполнительной власти, действие должностных лиц установленным правовым нормам. Контроль осуществляется не систематически, а от случая к случаю. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специалистами правовых органов за деятельностью не подчиненных им органов и должностных лиц с целью выявления нарушений. Оценка деятельности органов по результатам надзора дается только с точки зрения законности, а не целесообразности.
В отличие от контроля надзор не вмешивается в хозяйственную административную деятельность поднадзорного органа. Проверка исполнения тесно связана с контролем и его составной частью. Она представляет собой такую деятельность, которая позволяет выяснить, что и как сделано с целью исполнения предписаний и требований закона. 2. Контроль органов государственного управления. Среди способов обеспечения законности в сфере государственного управления важное место занимает контроль.
Контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров. Контроль имеет своей главной целью практическую организацию осуществления поставленных перед аппаратом и его отдельными звеньями задач. Контроль осуществляется всеми государственными органами повседневно. Контроль является составной частью государственного управления.
Осуществляется от имени государства с использованием государственно-властных полномочий. Основной целью правового контроля является соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, целесообразного и экономичного расходования средств, поддержание стабильности правового устройства и повышение эффективности правового регулирования. Некоторое время часть российского общественного мнения была подвержена определенным иллюзиям относительно сущности рыночной экономики, которая якобы не требует никакого государственного вмешательства и полностью способна управлять сама собой. Сейчас несостоятельность такой точки зрения и вред, причиняемый ею обществу, очевидны. Даже негосударственный сектор экономики нуждается в довольно значительном вмешательстве государственных органов, а тем более недопустимо какое-либо самоустранение власти от регулирования государственного сектора и контроля за деятельностью соответствующих органов исполнительной власти.
В период повсеместного стремления к суверенности в ряде регионов проявились сепаратистские тенденции, вылившиеся в принятие нормативных актов, противоречащих федеральному законодательству, и иные явления, ослабляющие порядок в государстве. Кроме того, бурные политические процессы последних лет повлекли множество преобразований в системе государственной власти, которые также значительно ослабили контрольную систему. Возникла острая необходимость в создании новой контрольной системы, которая была бы способна
эффективно функционировать в условиях экономической и политической демократии. Уже заметно стремление создать такую систему. Это и принятие ряда нормативных актов по вопросам контроля, и создание новых контрольных органов, и возобновление работы Конституционного Суда России, и меры по согласованию действий центра и регионов. Сущность и назначение контроля состоит в следующем:  наблюдение за функционированием соответствующего
подконтрольного объекта;  получение объективной и достоверной информации о состоянии законности на подконтрольном объекте;  принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;  выявление причин и условий, способствующих правонарушениям;  принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности. Сущность контроля в сфере исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы (законодательной, исполнительной, судебной власти) и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, нет ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц каких-либо отклонений, а если таковые имеются, то своевременно ли их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности. Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, призван обеспечивать законность и дисциплину
на порученных ему участках работ по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций. Контроль органов исполнительной власти можно разделить на:  общий – охватывает всю деятельность подконтрольных объектов;  ведомственный – осуществляющийся в рамках одного ведомства, министерства, организации и т.д. Например, Министерство путей сообщения
Российской Федерации осуществляет контроль за правилами применения действующего законодательства и иных нормативных актов на предприятиях, в учреждениях и организациях железнодорожного транспорта, за профессиональным уровнем руководящих работников этих организаций;  надведомственный – осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера.
В пределах своей компетенции они контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций по отдельным (специальным) вопросам. Между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность. К числу органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного контроля, относятся: правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Признаки контроля:  между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности;  контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого;  контролирующий наделен правом отменять решения контролируемого;  контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения.
Формы контрольной деятельности весьма разнообразны: заслушивание отчетов, информации и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (например, по вопросам регистрации, лицензирования, сертификации), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и т. п. Особое значение имеют проверки, которые заключаются в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных актов по проверяемым вопросам.
Для успешного контроля, помимо знания нормативного материала, необходим практический опыт работы по вопросам проверки, а также владение методикой и техникой ее проведения. Контроль должен основываться на следующих принципах:  систематичность, т.е. контроль должен проводиться в системе, постоянно;  законность, т.е. деятельность контролирующих органов (должностных лиц) должна осуществляться в рамках закона;  объективность; суть данного принципа
состоит в том, что контролирующие органы (должностные лица) должны отражать реальное положение дел на подконтрольном объекте;  гласность; этот принцип выражается в том, что о проводимом контроле должны ставиться в известность заинтересованные должностные лица;  результативность; этот принцип состоит в том, что по установленным недостаткам должны быть приняты конкретные меры. Виды контроля: 1) В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, различают:  государственный контроль осуществляется Президентом РФ, органами законодательной, исполнительной и судебной власти;  общественный контроль осуществляется общественными объединениями граждан (политические партии, профессиональные союзы, молодежные организации и др.). 2) В зависимости от объема контроль подразделяется на:  общий (охватывает всю деятельность подконтрольного объекта);  специальный (осуществляется по какому-либо конкретному вопросу,
например, уплата налогов). 3) В зависимости от источника различают:  внутренний контроль, когда он осуществляется самими органами исполнительной власти внутри своей системы, собственными силами министерства, ведомства, учреждения;  внешний контроль, когда он осуществляется за органами исполнительной власти со стороны других органов (законодательной, судебной власти). 4) В зависимости от того, на какой стадии деятельности подконтрольного объекта проводится проверка,
различают:  предварительный контроль проводится до совершения конкретных действий, его цель состоит в предупреждении нарушений;  текущий контроль осуществляется в процессе повседневной деятельности подконтрольного объекта, его цель – выяснение состояния законности;  последующий контроль осуществляется по итогам деятельности, его цель – проверка реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов. Эффективный контроль позволяет судить о фактическом положении
дел, о том, как реализуются законы в отраслях управления, насколько эффективны подзаконные акты, издаваемые органами исполнительной власти. На основе полученной информации можно оперативно устранять недостатки в нормотворческой деятельности, вносить изменения и дополнения в нормативные акты, повышать их качество. Контрольная информация играет большую роль в осуществлении задач экономической реформы, сбережении ресурсов, совершенствовании системы органов исполнительной власти, определении профессионализма управленческих кадров, в борьбе с бюрократизмом и преступностью в среде государственных служащих. 3. Надзор в сфере государственного управления. Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти – постоянное, систематическое наблюдение специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности.
Поэтому при надзоре, в отличии от контроля , вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного не допускается. Признаки надзора:  надзор осуществляется в отношении неподчиненных органов предприятий, учреждений, организаций и лиц;  надзор имеет целью проверять деятельность с точки зрения законности;  надзорный орган не имеет право вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного органа;  надзорный орган не имеет
право отменять и изменять акты поднадзорного органа;  при надзоре принимаемые меры носят специальный характер, и они направлены на устранение нарушений законности. В настоящее время надзор в сфере государственного управления подразделяется на следующие виды:  прокурорский;  административный. Прокурорский надзор направлен на то, чтобы все органы управления и их должностные лица соблюдали законы
и не издавали управленческих актов, противоречащих законам. Прокурорский надзор распространяется на действия и акты федеральных министерств, ведомств, ниже стоящих органов исполнительной власти и выражается в том, что устанавливает, соответствуют ли акты и действия поднадзорных актов конституции и закону. В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. от 30.12.2001г.) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет:  надзор за исполнение законов ФОИВ (федеральными службами), представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного самоуправления, органами контроля, их должностными
лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;  надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина ФОИВ, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;  надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
 надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;  уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;  координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением
Конституции РФ и исполнением законов и за соответствием законам тех правовых актов, которые издаются уполномоченными государственными органами власти. Прокуратура не подменяет их и не вмешивается в оперативно- хозяйственную деятельность, так как не вправе судить о ее целесообразности, отменять или изменять акты управления. Проверки исполнения законов прокуратурой проводятся на основании поступивших сообщений и иной информации о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования. В Федеральном законе от 17.01.92г.№2202-1 «О прокуратуре РФ» (с изм. от 30.12.2001г.) закреплены следующие формы реагирования прокурора на нарушения законности:  Протест. Прокурор и его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, либо обращается в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.  Представление. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенные нарушения. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. &
#61607; Постановление. Исходя из характера нарушения закона должностным лицом, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление подлежит рассмотрению уполномоченным органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.  Предостережение о недопустимости нарушения закона.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в данном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. Все большую актуальность приобретает надзор за соблюдением законодательства о собственности, приватизации, предпринимательстве, земельной реформе, охране окружающей среды, занятости населения, а в последнее время — о неплатежах, налоговых правонарушениях и задержках пенсий и зарплат. Административный надзор – это систематическое наблюдение за точным и неуклонным соблюдением законов и подзаконных актов, осуществляемое специально уполномоченными органами управления в пределах своей компетенции по подведомственным вопросам в отношении организационно неподчиненных им предприятий, учреждений
и организаций. Надзорная деятельность таких органов управления направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственной подчиненности. В целом административный надзор как разновидность контроля представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных органов, должностных лиц, осуществляющих наблюдение за исполнением всеми специальных правовых норм и общеобязательных правил всеми юридическими и физическими лицами независимо
от ведомственности и форм собственности с применением в необходимых случаях мерами государственного принуждения к правонарушителям. Цель административного надзора – обеспечить безопасность личности, общества, государства, а также требуемое качество продукции и оказание услуг. Административный надзор играет особую роль в обеспечении законности и дисциплины. Надзорная деятельность является важной составляющей частью деятельности органов исполнительной власти,
государственного управления. Например, специальный надзор как вид административного надзора осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и специального развития Российской Федерации. Органы, осуществляющие административный надзор, не имеют широких распорядительных полномочий в отношении внутренней (хозяйственно-производительной и организационной) деятельности поднадзорных. В отличие от контроля, административный надзор касается внешней деятельности организаций и учреждений. Государственные инспекции и иные органы государственного управления, осуществляющие административный надзор, имеют право:  фиксировать факты нарушений правил и норм;  давать обязательные указания соответствующим органам и лицам об их устранении и совершении необходимых мер по предупреждению нарушений впредь;  разрешать или запрещать отдельные действия;  приостанавливать
деятельность предприятий, учреждений и организаций;  запрещать выполнение определенных работ, если нарушаются установленные правила их поведения;  применять к виновным меры административного взыскания. Виды административного надзора: 1) Надзор, осуществляемый специальными федеральными ведомствами:  Федеральный горный и промышленный надзор России;  Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности; 
Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации;  Государственный технический надзор и др. 2) Государственные инспекции: Инспекции, обладающие надведомственными полномочиями:  Государственная автомобильная инспекция;  Государственный санитарно-эпидемиологический надзор; 
Государственный ветеринарный надзор и др. Инспекции, надзорные функции которых ограничиваются рамками одного ведомства. 3) Административный надзор милиции:  общий – за исполнением и соблюдением правовых актов по вопросам охраны общественного порядка;  специальный – надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за условно осужденными лицами. Основные черты надзора и контроля в управлении:  органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены;  в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц;  в соответствии с действующим законодательством, органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов. 4. Порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан. С принятием федерального закона от 14 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации от 27 апреля 19993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» значительно расширены правовые гарантии граждан не только от действий должностных лиц, но и органов. По существу этот закон становиться наиболее действенным правовым средством обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Поэтому с принятием этого закона справедливо считают жалобу одним из основных способов обеспечения
законности в деятельности органов исполнительной власти в отношении личных обращений граждан с жалобами, предложениями и заявлениями. Выступая в личном качестве, как частное лицо, по собственной инициативе каждый гражданин вправе оценивать деятельность органа исполнительной власти, любого должностного лица с точки зрения ее законности и результативности. Конституцией установлено, что граждане России имеют право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.
45), обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Обжалование – реализация гражданами своего права обратиться с жалобой в суд, если неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены их права и свободы (Федеральный закон от 27.04.1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»). Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Предложения и заявления – это обращения граждан, которые не связаны с нарушением субъективных
прав гражданина, а чаще всего носят критический характер и направлены на улучшение деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих, если заявитель считает, что есть недостатки, упущения в деятельности данных органов или должностных лиц. Но есть и другой вариант заявлений, когда они подаются в связи с необходимостью в официальном порядке реализовать предоставленное гражданину субъективное право (например, заявление о назначении пособия
или пенсии, о выдаче водительских прав и т.п.). Жалобы – это обращения граждан по поводу нарушения их субъективных прав и свобод. Способы рассмотрения и разрешения жалоб граждан – административный и судебный. В органы исполнительной власти ежегодно поступает большое количество жалоб граждан по поводу различных нарушений их прав. Недостатком административного порядка рассмотрения жалоб является то, что они разрешаются заинтересованными органами исполнительной власти, при этом негласно, в отсутствие жалобщика, к тому
же часто работниками, не имеющими правовой подготовки. Поэтому нередко остаются без удовлетворения вполне обоснованные жалобы. Данный порядок не может в полной мере признаваться как эффективный в вопросах защиты прав и свобод граждан. Поэтому возникает необходимость разрешения жалоб в судебном порядке, при котором стороны в процессе равны, возможности для объективного рассмотрения жалобы (иска) повышаются. Судебному разрешению вопроса может предшествовать рассмотрение его в порядке подчиненности органом или должностным лицом. Это создает возможность быстро исправить ошибку, не доводя дело до суда, и способствует ответственному отношению к принимаемым административным решениям. До создания специального субъекта жалобы рассматриваются федеральными судьями на основании норм ГПК РФ, так как закон «Об административных процедурах» не принят.
В суде гражданин выступает в роли не просителя, а истца – равной стороны, причем лично и непосредственно. Здесь обязанность давать объяснения суду возлагается на должностное лицо, принимавшее решение по делу в административном порядке. Ему в ходе процесса приходится не только объяснять действия органа и мотивировать их, но и подвергаться оценивающим воздействиям со стороны истца, суда и других участников процесса. Поэтому нередко еще в стадии предварительной подготовки дела к судебному слушанию должностные лица
пересматривают свое решение, устраняют нарушения прав гражданина. Закон от 27 апреля 1993 г. с изменениями и дополнениями, принятыми 14 декабря 1995 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предусматривает, что каждый гражданин вправе обратиться в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений
или должностных лиц нарушены его права и свободы. Большое значения для обеспечения самостоятельности работы судов имеет принятый 10 февраля 1999 г. Федеральный закон «О финансировании судов Российской Федерации». Действия (решения), которые могут быть обжалованы в суд коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых: а) нарушены права и свободы гражданина; б) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; в) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту жительства, либо в суд по месту нахождения должностного лица. Военнослужащий вправе в таком же порядке обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органа военного управления и воинских должностных лиц. Сроки обращения в суд с жалобой: – три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его
права; – один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.
Об исполнении судебного решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня его получения. Судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы, могут быть возложены судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо на ответчика, если суд установит, что его действия (решения) были незаконными. Если же жалоба гражданина признана необоснованной, а исполнительный орган или должностное лицо не уведомили
гражданина в срок или вообще не ответили, то судебные издержки уплачиваются первыми. Эти судебные меры способствуют укреплению законности и дисциплины.