–PAGE_BREAK–Республики Беларусь — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Политические гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое многообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе с Президентом Республики Беларусь как гарантом Конституции Республики Беларусь. Разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию, широкое согласие в многонациональном обществе и государстве и т.д.
К политическим гарантиям относятся:
— принадлежность государственной власти народу;
— соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина государством;
— широкие возможности для участия граждан в управлении делами государства и общества.
Организационные гарантии состоят в том, что в своей деятельности государство должно исходить из единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти, разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Организационные гарантии заключаются также в деятельности государственных органов, прежде всего правоохранительных, по практическому претворению в жизнь прав и свобод граждан и возложенных на них обязанностей.
Юридические гарантии — это система правовых норм, определяющих условия и порядок реализации прав и свобод граждан, а также средства их охраны и защиты. Ведущее место в этой системе принадлежит конституционным нормам, которые устанавливают, например, гарантии прав и законных интересов граждан путем предоставления им права:
— обжаловать решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
— на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество;
— на возмещение государством ущерба, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных органов и их должностных лиц. Административно-правовая охрана прав и свобод граждан регламентируется нормами административного законодательства, которые регулируют порядок реализации права граждан на государственную службу, образование, пользование достижениями культуры и др. Они оберегают жизнь и здоровье, честь, достоинство, личную свободу граждан, устанавливая правила поведения в общественных местах, правила пожарной безопасности, правила дорожного движения и др.
Наряду с наличием административно-правовых норм, содержащих гарантии против любых нарушений прав и свобод граждан, важная роль в их охране административно-правовыми средствами принадлежит органам исполнительной власти и их Должностным лицам. Милиция призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, обеспечивать личную безопасность от преступных и иных противоправных посягательств. Вместе с тем законодательством предусматриваются специальные гарантии охраны прав и свобод граждан в государственном управлении. К ним относятся право и обязанность вышестоящих органов исполнительной власти осуществлять контроль за работой нижестоящих органов, в частности за правоприменением, связанным с реализацией гражданами своих прав и свобод, а также деятельность контрольно-надзорных органов (государственных инспекций, служб и др.).
Важная роль в защите прав и свобод граждан принадлежит суду, правоохранительным органам: прокуратуре, органам внутренних дел.
Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Суды, разрешая административно-правовые споры между гражданами и органами исполнительной власти, контролируют законность действий органов и их должностных лиц в части соблюдения прав и свобод граждан, восстанавливают нарушенные права граждан. Суды рассматривают дела о восстановлении на работе, жалобы на постановления о наложении административных взысканий и др.
Деятельность прокуратуры направлена на укрепление законности и правопорядка и имеет задачей охрану от всяких посягательств социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантированных Конституцией, и иными законами. В порядке надзора за законностью актов установления прокуроры опротестовывают незаконные акты, добиваются отмены актов, которые нарушают права и свободы граждан. В частности, прокуроры проверяют законность административного задержания граждан и применения соответствующими органами и должностными лицами мер воздействия за административные правонарушения.
Значительная роль в охране прав и свобод граждан принадлежит общественным объединениям: профессиональным и творческим союзам, обществам, товарищеским судам и другим общественным формированиям. Для этих гарантий изначальным и универсальным гарантом прав и обязанностей граждан может быть только закон, а в широком смысле – все законодательство и, прежде всего, нормы административного права, включающего в себя не только законы, но и подзаконные правовые акты, которые в большом количестве принимаются органами исполнительной власти и в целом органами государственного управления. Для того чтобы законы и подзаконные акты действительно являлись гарантией прав и обязанностей граждан и не» превратились в инструмент ограничения, стеснения или вообще отмены тех или иных прав и свобод и возложения на граждан новых необоснованных обязанностей, Конституцией Республики Беларусь предусмотрен ряд положений, позволяющих исключить такой негативный вариант правотворчества [6. с. 241].
Во-первых, в Республике Беларусь не должны издаваться законы, а, следовательно, и подзаконные акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Во-вторых, определены права и свободы граждан, вообще не подлежащие ограничению. К ним Конституция Республики Беларусь относит право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени, недопустимость сбора, хранения информации о частной жизни лица без его согласия, свободу совести и свободу вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и ряд других. В-третьих, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Данные конституционные положения создают определенные границы или юридические ориентиры для государственных органов и их должностных лиц, реализующих судебные и внесудебные гарантии прав и обязанностей граждан.
Разумеется, судебные гарантии являются предпочтительными, ибо суды и единолично судьи, в целом система правосудия выделяется Конституцией Республики Беларусь по справедливости ставится на первое место в защите прав и свобод граждан. Суды, рассматривая уголовные, гражданские, хозяйственные (арбитражные суды) и другие категории дел, в том или ином виде осуществляют контроль за соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, созданием условий для выполнения ими своих обязанностей. Суд и судьи все в большем объеме рассматривают дела, вытекающие из административных правоотношений, административно-правовых споров, возникающих в процессе повседневной деятельности органов государственного управления и должностных лиц позитивного характера, например в связи с решением вопросов о выдаче лицензий, разрешений, документов и т.д., а также в связи с совершением административных правонарушений как физическими, так и юридическими лицами.
Как положительный знак и перспективную тенденцию необходимо отметить все более расширяющийся спектр административной юрисдикции судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Кроме того, судьи рассматривают дела об административных правонарушениях независимо от подведомственности их решения, когда за их совершение в качестве одного из видов административного взыскания предусмотрены административное выдворение из пределов Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, административный арест, а также возмездное изъятие или конфискация предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом совершения административного правонарушения. Безусловно, суды и судьи, добиваясь всестороннего, своевременного, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, призваны в первую очередь на основе Конституции Республики Беларусь обеспечивать защиту прав и свобод граждан, выполнение ими своих обязанностей.
Особое место среди судебных гарантий прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления занимает деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь. По жалобам граждан, запросам должностных лиц органов исполнительной власти), законодательных органов он рассматривает дела о проверке конституционности, т.е. о соответствии Конституции Республики Беларусь конкретных норм (статей), конкретных правовых актов, как правило, непосредственно связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.
Таким образом, современное законодательство неуклонно расширяет возможности и диапазон судебного обжалования, а, следовательно, и защиты прав и свобод граждан, нормативных правовых актов и правоприменительных актов органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц.
Внесудебные гарантии, естественно, гораздо шире и многообразие по содержанию, формам, порядку осуществления и субъектному составу. По существу, вся система органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, собственно, для того и созданы, функционируют, а должностные лица, государственные служащие получают заработную плату, чтобы служить людям, обеспечивать реализацию гражданами их прав, свобод, законных интересов и выполнение возложенных на них обязанностей.
Все они непосредственно занимаются исполнением законов и подзаконных актов, проведением их в жизнь, наделены широкими юрисдикционными полномочиями (КоАП наделяет большое число органов исполнительной власти такими полномочиями), что, так или иначе связано с реализацией прав, свобод и обязанностей граждан. Органы государственного управления и их должностные лица призваны создавать материальные, организационные, правовые и другие необходимые условия для органов, предприятий, учреждений и организаций, занимающихся реализацией прав граждан. Рассматривать конкретные индивидуальные дела и административно-правовые споры, возникающие по инициативе граждан либо в процессе контрольно-надзорной деятельности. Эти органы и должностные лица должны создавать необходимые условия и для свободного пользования гражданами своими правами, своевременно пресекать нарушения этих прав, восстанавливать нарушенные права и применять соответствующие меры воздействия к виновным в таких нарушениях.
Важнейшей гарантией является ответственность должностных лиц, нарушающих права граждан или препятствующих их осуществлению. Если акты управления ущемляют права граждан, то они в установленном порядке отменяются.
Вышестоящие органы управления контролируют и направляют работу нижестоящих органов, подчиненных предприятий и учреждений в области удовлетворения законных интересов граждан и охраны их прав.
3. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.
По общему правилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности, что и на граждан Республики Беларусь. Но есть и отличия в их правосубъектности, так как гражданство является важнейшим компонентом административно-правового статуса личности. Его наличие или отсутствие серьезно влияет на совокупность прав и обязанностей граждан. Так Конституции Республики Беларусь говорится: «Наличие у гражданина РБ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из белорусского гражданства, если иное не предусмотрено законом или международным договором Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Республике Беларусь правами и несут обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, кроме случаев, установленных законом или международным договором Республики Беларусь».
Все особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно, подразделить на общие, групповые и индивидуальные. Для всех находящихся на территории Республики Беларусь лиц, которые не являются ее гражданами, законодательством установлены следующие особенности праводееспособности:
— они не могут быть государственными служащими, работать в милиции;
— они не допускаются к деятельности связанной с государственной тайной;
— иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Республику Беларусь при наличии разрешения;
— на них не распространяется воинская обязанность;
— они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (видов на жительство, заграничных паспортов);
— для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства;
— они обязаны подчиняться законам Республики Беларусь;
— по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно передвигаться при условии уведомления об этом ОВД или принимающих их организации;
— выезд из Республики Беларусь им может быть не разрешен при наличии обстоятельств, установленных законодательством.
В настоящее время правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регламентируется Законами Республики Беларусь.
По времени пребывания на территории Республики Беларусь всех иностранных граждан и лиц без гражданства можно поделить на:
— постоянно проживающих;
— временно пребывающих;
— проезжающих через территорию Республики Беларусь транзитом.
Основной документ, удостоверяющий личность постоянно проживающего иностранца или лица без гражданства — вид на жительство. Лица, желающие получить статус беженца, обязаны незамедлительно по прибытии обратиться с ходатайством в орган миграционной службы Республики Беларусь, а при его отсутствии — в орган исполнительной власти. Решение о признании лица беженцем принимается органом миграционной службы, и ему выдается удостоверение соответствующего образца. Лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь вправе ходатайствовать, о приеме в гражданство Республики Беларусь [5. с. 110].
Временно прибывшие в Республику Беларусь лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь, проживают по своим заграничным паспортам. По прибытии в пункт назначения заграничные паспорта в течение трех суток предоставляется на регистрацию. Запись о регистрации производится по месту первоначального пребывания гражданина. Важной особенностью административно-правового статуса лица, не имеющего белорусского гражданства и временно находящегося в Белоруссии, является обязанность выехать из Республики Беларусь по истечении определенного ему срока пребывания. Срок пребывания может быть сокращен, если:
— отпали основания для дальнейшего пребывания иностранного гражданина в Республике Беларусь;
— он нарушает законодательство о правовом положении иностранных граждан.
4. ЗАДАЧА
Мельникова в магазине беспричинно учинила скандал с продавщицей, схватила ее за одежду. Разорвала на ней халат, выражаясь нецензурной бранью. Работниками милиции Мельникова была задержана и доставлена в РОВД, где на нее был составлен протокол. При составлении протокола выяснилось, что Мельникова нигде не работает, является инвалидом 2 группы по психическому заболеванию, состоит на учете в психоневрологическом диспансере. На основании составленного ранее протокола, начальник РОВД подверг Мельникову штрафу в сумме одной базовой величины, за совершенное мелкое хулиганство. Дайте юридическую квалификацию действиям начальника РОВД. Составьте все необходимые процессуальные документы.
продолжение
–PAGE_BREAK–